Кружок по логическому мышлению в подготовительной группе. Программа платных услуг развития логического мышления и математических способностей «Маленькие знатоки
Элеонора Рябкова
Программа кружка «Цветная логика »
Составил воспитатель : Рябкова Э. В
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«предметного» «по спирали» Программа представляет систему занятий, организованных в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. На занятиях математического кружка активно используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления детей , увлекательные игры и упражнения с цифрами, знаками, геометрическими фигурами. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциям. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. Формируются важные качества личности, необходимые в школе : самостоятельность, сообразительность, находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем – использование современных развивающих игр, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д. Обратимся к некоторым из них далее.
Игры Воскобовича. Основные принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Игры Воскобовича "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича", "Складушки", "Цветовые часы " сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше - "Прозрачный квадрат", "Прозрачная цифра", "Домино", "Планета умножения", серия "Чудо-головоломки", "Математические корзинки". Появились и первые методические сказки .
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) - это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом , формой, размером, толщиной. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не» , «и» , «или» . В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки Х. Кюизенера. С помощью цветных палочек Х . Кюизенера развивается активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач. Основные особенности этого дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Игры Никитина. В развивающих творческих играх Никитина заключается их главная особенность - объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному" .С очень важным принципом творческой деятельности - "самостоятельно по способностям". Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей : игры Никитина могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста; задания-ступеньки игр Никитина всегда создают условия, опережающие развитие способностей; ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи; игры Никитина могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; играя в игры Никитина со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. К развивающим играм Никитина относятся игра «Уникуб» , «Сложи квадрат» , «Дроби» , «Кубики для всех» , «Сложи узор» .
Головоломки и лабиринты. Данные виды игр способствует развитию логического мышления , внимания и находчивости.
В основе программы лежит идея о том , что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.
Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование можно рассматривать как особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где осуществляется специальная образовательная деятельность различных систем по обучению, воспитанию и развитию индивида, где формируются процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития, где реально осуществляется самореализация личности. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Все современные программы и технологии дошкольного воспитания выдвигают в качестве основной задачи – всестороннее развитие личности ребенка, которое обеспечивается единством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Задачи умственного воспитания понимаются порой упрощенно, ограничиваясь стремлением «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем . Но дело не в «многознании» . Гораздо важнее выработать у ребенка общие способности познавательной деятельности - умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.
Одним из средств умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» ) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы умственного развития дошкольников. Для этого разработана программа кружка «Цветная логика » . Название кружка отражает основное направление деятельности на нем. Использование современных развивающих игр В. В. Воскобовича, Б. П. Никитина, блоками Дьенеша, цветными палочками Х . Кюизенера, лабиринты, головоломки и т. д.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
ГРУППЫ
МДОУ Д/С №49
Г. СТАВРОПОЛЯ
АВРАМЧУК О. Н.
СЕНТЯБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1
- «Сравни картинки» - найти и назвать отличия.
- «Назови одним словом» - называть предметы в каждой группе одним общим понятием.
- «Кто лишний»- рассмотреть изображения четырёх детей, найти одного, отличающегося от остальных. Подробно объяснить свой выбор.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Что лишнее»- найти в каждой группе предмет, который не подходит к остальным. Назвать остальные предметы общим понятием.
- «Подбери одинаковые фигуры»- сравнивать предметы.
- «Найди, что задано» - найти на рисунке: только фрукты; только предметы похожие на квадрат; те, что сделаны из бумаги; только музыкальные инструменты, только насекомых, только птиц, только животных жарких стран.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Лови шпиона»- найти лишнее понятие в каждой группе. Объясни своё мнение.
- «Закончи предложение»-закончить предложение одним из слов, данных в скобках и подходящим по смыслу. Повторить фразу целиком.
- «Сравни предметы между собой»- найти сходства и отличия.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Лишние картинки»- называть несколько вариантов «лишних» картинок, объяснить свой выбор.
- «Отрицание» - решать задачи с отрицанием.
- «Составь пары»- соединять попарно подходящие друг другу предметы. Объяснить свои действия.
ОКТЯБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
1.»Найди общий признак»- какой признак объединяет предметы каждой группы.
2. «Назови одним словом»- подобрать обобщающее понятие для каждой группы слов. Объяснить свой выбор.
3. «Составь пару»- к каждому предмету, изображённому в верхнем ряду, подобрать подходящий предмет из нижнего ряда. Составить предложение с каждой парой слов.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Подбери слово»-к каждому слову подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Составить предложение с каждой парой слов.
- «Назови лишнее»-выбрать с учётом данного признака из трёх предметов один лишний. Подробно объяснить свой выбор.
- «Волшебники»- рассказать, во что превратятся следующие предметы.
ЗАНЯТИЕ№3.
- «Свойства»-проанализировать свойства изображённых предметов. Рассказать о том общем, что их объединяет.
- «Продолжи предложение»- закончить предложение, используя союз ЧТОБЫ. К началу фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Проговорить получившееся высказывание целиком.
- «Отгадай загадку»- отгадывать загадки, находить предмет-отгадку.
ЗАНЯТИЕ№4.
- «Продолжи ряд слов»- продолжать ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назвать каждое обобщающее понятие.
- «Подумай и ответь»- внимательно послушать и с помощью вопросов проанализировать рассказ.
- «Сделай выбор»- из группы предметов выбрать один, который по какому-либо признаку от всех остальных. Объяснить выбор.
НОЯБРЬ:
ЗАНЯТИ№1.
- « Четыре сезона»- соединить попарно картинки с изображением одинакового времени года. Рассказать о признаках различных сезонов.
- «Закончи предложение»- закончить предложение, объяснив названное событие. Использовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО.
- «Доставь письмо»-рассмотреть планы. По очереди используя их, рассказать, каким путём, мимо каких объектов и какому ребёнку почтальон принесёт письмо.
ЗАНЯТИЕ№2.
- «Что лишнее и почему»-найти логическую связь между тремя предметами. Выделить предмет, отличающийся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
- «Закрой окошко»- выбрать какой из шести рисунков подходит вместо знака вопроса.
- «Подбери слово»- подбирать слова с противоположным значением. Составить с союзом А предложение, в котором будут оба антонима.
ЗАНЯТИЕ№3.
- «Найди главное слово»- выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно-два главных, без которых указанное понятие не существует, объяснить выбор.
- «Нелепицы»-проанализировать ситуацию, изображённую на рисунке. Подробно объяснить- в чём состоит её нелепость, неправдоподобность.
- «Найди разницу»- в ряду похожих геометрических композиций выбрать одну, отличающуюся расположением мелких дополнительных деталей. Объяснить выбор.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Подбери заплатку к коврику» - какие заплатки подходят и почему.
- «Найди ошибку»- найти и подробно объяснить, в чём ошибочность предложенного высказывания.
- «Хорошо – плохо»- найти и подробно описать положительные и отрицательные стороны данных явлений, событий.
ДЕКАБРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Назови следующее слово»- не нарушая закономерности, называть следующее слово.
- «Логические цепочки»- найти логическую связь между рисунками, расположенными в одном ряду. Нарисовать недостающий элемент логической цепочки. Подробно объяснить свои действия.
- «Трудные вопросы» - прослушать рассказ и ответить на вопросы.
ЗАНЯТИЕ№ 2.
- « Расставь по порядку»-определять порядок рисования рисунков.
- «Заполни картинку»- находить каждой фигурке своё место в пустом окошке.
- «найди ошибку»- найти и подробно объяснить ошибку в предложенном сравнении. Используя по отдельности обе части каждого сравнения, самостоятельно составить два правильных суждения.
ЗАНЯТИЕ№3.
1 .«Опиши разницу»- найти и подробно описать различные черты двух сходных предметов (объектов).
2. «Подбери фигуры»- выбрать только те фигуры, что есть в прямоугольнике.
3. «Продолжи предложение»- на основании двух суждений сделать самостоятельное умозаключение.
ЗАНЯТИЕ№ 4.
- «Сравни предметы»- найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов).
- «Назови номер»- называть номер выпавших фигур.
- «Пословицы»- объяснить, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Привести несколько примеров жизненных ситуаций, в которых уместно такое высказывание.
ЯНВАРЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Подбери вторую половину»- подбери вторую половинку так, чтобы получился квадрат.
- «Чего не хватает»- подбирать недостающий фрагмент к картинки.
- «Рассказики»- объединить три далёкие по смыслу понятия в небольшом рассказе.
ЗАНЯТИЕ№2.
- « Собери целое»-какие фигуры надо соединить, чтобы получился прямоуг-к; какие фрагменты, надо соединить, чтобы получились квадраты и по горизонтали стояли одинаковые фигуры.
- «Планы»- найти и описать свой путь.
- «Подбери ключ и чья тень»-пространственное мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Назови предмет»-какой предмет составлен из нарисованных фигур.
- «Расставь слова по росту»- какое слово короче, какое длиннее; формировать способность отделять форму понятия от его содержания.
- «Волшебный напиток из ягод»- классификация.
ЗАНЯТИЕ№4
- «О чём рассказали пословицы»- выбрать верный вариант значения пословицы.
- «Подбери нужную картинку»-находить закономерности, объяснить выбор.
- «Дорисуй строчку до конца»-найти закономерности и дорисуй строчку.
ФЕВРАЛЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Найди ошибки в составлении бус»-закономерности.
- « Что в начале, что потом»-закономерная последовательность.
- « Что было раньше»-умозаключения по рисунку.
ЗАНЯТИЕ№2.
- «Подбери пару»- умозаключения по аналогии.
- «Закончи предложение»- заканчивать по смыслу.
- «Чего больше»- решать смысловые задачки.
ЗАНЯТИЕ№3.
- « Найди одинаковые слова»- объяснять смысловую разницу.
- «Логические цепочки»- продолжать закономерности.
- « Что будет вместо знака вопроса?»- смысловые соотнесения.
ЗАНЯТИЕ№4.
- «Вопросы»- отвечать на вопросы по смыслу.
- « Антонимы»- заканчивать предложение.
- «Исправь ошибку»- произносить пословицы правильно.
МАРТ:
ЗАНЯТИЕ№1
- «Хорошо-плохо»- называть положительные и отрицательные моменты.
- «Чего не хватает»- посмотреть на картинки и сказать, каких деталей в каждом предмете недостаёт.
- « Весёлые задачки»- решать логические задачки.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Составь предложение»-составлять из данных слов предложение.
- «Задачи на сравнение»- решать логические задачи.
- « Составь картинку из геометрических фигур»- пространственное мышление.
ЗАНЯТИЕ№3
- « Найди дорожку»- пространственное мышление.
- « Рассуждалки»- учить рассуждать.
- «Нелепицы»- полно и связно объяснять в чём нелепость ситуации.
ЗАНЯТИЕ№4
- «Подумай и ответь»-внимательно слушать и с помощью вопросов проанализировать сказку.
- «Начало-середина-конец»- определив начало события, его середину и конец, мысленно добавить к изображённым предметам любые действующие лица и подробно рассказать об их действиях в нужном порядке.
- « Для чего нужен»- назвать как можно больше функций одного предмета.
АПРЕЛЬ:
ЗАНЯТИЕ№1.
- « Детективы»- определять, кто оставил этот след.
- «Весёлые задачки»- решать логические юмористические задачки.
- «Расположи предметы разными способами»- закономерности.
ЗАНЯТИЕ№2
- «Чудесное домино»- выбирать основания для обобщения.
- «Что лишнее в каждом ряду фигур»- закономерности.
- « Помоги составить рассказ»- вставляя вместо картинок слова,составить рассказ и ответить на вопрос.
ЗАНЯТИЕ№3
- «Почему обиделся Миша»- объяснять, что дети делали правильно, а что нет.
- « Помоги героям помириться»- найти дорожку, соединяющую сказочных героев, помоги им помириться.
- « Ребусы»- учить решать ребусы.
ЗАНЯТИЕ№4
- « Решение ребусов»- закреплять умение решать ребусы.
- « Как слова дружили»- чем похожи между собой слова в каждой из строчек. Что их объединяет?
- « Найди подходящее слово»- выбирать слова с соответствующим признаком.
МАЙ
ЗАНЯТИЕ№1.
- «Приведи всё в порядок»- подбирать слова для определённых групп предметов, объединённых общим признаком.
- « Разгадай секретный шифр»- решение ребусов.
- « Логические задачи»-решать разные виды логических задач.
ЗАНЯТИЕ№ 2
- « Лабиринт»- помочь геометрическим фигурам попасть домой.
- «Калейдоскоп»-понаблюдай и раскрась.
- « Что будет, если…»-речь, фантазия, логическое мышления.
ЗАНЯТИЕ№3
1 «Хорошо-плохо» -моделирование с помощью цвета.
2. «Логические задачи»-решать и придумывать.
3. « Путаница»- находить лишние, не относящиеся к сюжету,
Предметы.
ЗАНЯТИЕ№ 4
1. «ДИАГНОСТИКА».
кружка по развитию логического мышления «Юный мыслитель»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Сусловский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников «Березка»
Составила:
1. Пояснительная записка.
1.1. Общие сведения о кружке
1.2. Комплектование группы
1.3. Цели и задачи кружка
1.4. Формы организации детей
1.5. Формы работы с детьми
1.6. Методы работы
1.7. Актуальность кружка
2. Сведения о руководителе кружка
3. Время проведения кружка
4. Перспективно-календарный план работы кружка
4.1. Для детей 5 лет
5. Программно-методическое обеспечение работы кружка
6. Ожидаемые результаты
I. Пояснительная записка
1.1. Общие сведения о кружке
Рабочая программа кружка «Юный мыслитель» МБДОУ «Сусловский д/с «Березка» обеспечивает развитие логического мышления детей в возрасте с 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Социальными заказчиками деятельности кружка «Юный мыслитель» являются родители воспитанников.
Выяснение потребностей родителей осуществляется на основе результатов анкетирования. Данные сведения позволили определить направления деятельности кружка по удовлетворению запросов родителей:
Интеллектуальное развитие детей
Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, развитие логического мышления, внимания, памяти)
Комплексно-тематический план рассчитан на 2 года. Первый год - для детей 5 лет, второй - для детей 6 лет.
Занятия в каждой группе проводятся раза в неделю, занятия в месяц, занятий в год. Продолжительность занятий
1.2. Комплектование группы.
1.3. Цели и задачи кружка «Юный мыслитель»
Цель.
Задачи.
1. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
2. Развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных способностей детей.
3. Обогащение опыта самопознания дошкольников.
4. Формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника.
1.4. Формы организации детей
¾ Индивидуальные
¾ Подгрупповые
¾ Групповые
1.5. Формы работы с детьми
¾ Ситуативный разговор
¾ Рассказ
¾ Интегративная деятельность
¾ Проблемная ситуация
1.6. Методы работы с детьми
¾ Словесные.
¾ Наглядные.
¾ Практические.
1 .7. Актуальность кружка
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Возрастные особенности мышления у дошкольников
За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т. е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста. Кроме того ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой. Так рисунок может изображать игрушку, а игрушка – то, что нарисовано. Формируется способность к замещению – умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т. д.
По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы – представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления присущим ребенку дошкольного возраста, становиться наглядно-образное мышление.
Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, так как к умозаключениям еще не готов.
В старшем дошкольном возрасте начинает формировать словесно-логическое мышление.
Мышление – сложный психическим процессом, и формирование его должно начаться с первых месяцев жизни ребёнка. Овладение мыслительными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием) будет успешным, если оно осуществляется в непосредственной деятельности ребёнка и сопровождается речью – основой абстрактно-понятийного (словесно-логического) мышления.
Высшей формой развития мышления является способность мыслить абстрактными понятиями. Именно это и является целью занятий с детьми.
II. Сведения о руководителе кружка «Юный мыслитель»
III. Время проведения кружка
IV. Перспективно-календарный план
4.1. Для детей 5 лет
Месяц | Неделя | Материал к занятию |
|
Октябрь | 1. Упражнение «Колечко» 2. Игра «Быстро сообрази» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | «Развивалки», стр. 173 «Логика для дошкольников», стр. 6, № 2; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 4. «Я решаю логические задачи», стр.4 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игра «Антонимы» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | «Развивалки», стр. 174 «Логика для дошкольников», стр. 7, № 3; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр. 5. «Я решаю логические задачи», стр.5 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь». 2. Игра «Палочки» 3. Загадка 4. Задание на сравнение 5. Логические задачи | «Развивалки» стр. 173 «Логика для дошкольников», стр. 8, № 4; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.6. «Я решаю логические задачи», стр.6 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 175 «Логика для дошкольников», стр. 9, № 5; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.7. «Я решаю логические задачи», стр.7 |
||
Ноябрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 182 «Логика для дошкольников», стр. 10, № 6; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.8. «Я решаю логические задачи», стр.8 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 187 «Логика для дошкольников», стр. 10, № 7; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.9. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 10 |
||
2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223 «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 11 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223 «Логика для дошкольников», стр. 11, № 8; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.10. «Дидактические игры и занятия в ДОУ.», стр. 11 |
||
Декабрь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 3. Логические задачи 4. Задание на сравнение | «Развивалки», стр. 223, «Логика для дошкольников», стр. 22, № 21; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.11, 12. «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 14 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 226 «Логика для дошкольников», стр. 42, № 38; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.13,14. «Я решаю логические задачи», стр.10 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на сравнение 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.15. «Я решаю логические задачи», стр.11 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на классификацию 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 194 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.16,17. «Я решаю логические задачи», стр.35 |
||
Январь | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Загадка 3. Задание на классификацию 4. Логические задачи | «Развивалки», стр. 227 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.18,19. «Я решаю логические задачи», стр.36,37 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера 3. Задание на классификацию | «Развивалки», стр. 250 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.20,21. |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша и палочкам Кьюизенера 3. Логические задачи 4. Задание на классификацию | «Развивалки», стр. 259 «Я решаю логические задачи», стр.41-42 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.22,23. «Дидактические игры и занятия в ДОУ. Старший возраст», стр. 18 простой карандаш «Я решаю логические задачи», стр.38,39 |
||
Февраль | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на классификацию | «Развивалки», стр. 260 «Я решаю логические задачи», стр.40 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.24,25. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 15 простой карандаш «Я решаю логические задачи», стр.40,41 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задания по Блокам Дьенеша 3. Логические задачи 4. Задание на классификацию | «Развивалки», стр. 263 «Я решаю логические задачи», стр.41 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.26,27. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 17 простой карандаш «Я решаю логические задачи», стр.42 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на классификацию | «Развивалки», стр. 139 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.28,29,30. простой карандаш «Я решаю логические задачи», стр.44 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на закономерности | «Развивалки», стр. 260 «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32,33. простой карандаш «Я решаю логические задачи», стр.45,47 |
||
Март | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на закономерности 4. Задания на внимание | «Развивалки», стр. 169 «Логика для дошкольников», стр. 64, № 77; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.31,32. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.10. |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на закономерности 4. Задания на внимание | «Развивалки», стр. 170 «Логика для дошкольников», стр. 80, № 000; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.33,34. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.11,12. |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Логические задачи 3. Задание на закономерности 4. Задания на внимание | «Развивалки», стр. 171 «Логика для дошкольников», стр. 85, № 000; «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.35,36. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.13,14. |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Работаем с блоками Дьенеша 3. Задание на закономерности 4. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.38,39. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.15,16. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 20 |
||
Апрель | 1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Работаем с блоками Дьенеша 3. Задание на закономерности 4. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.40,41. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.17,18. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 21 |
|
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Работаем с блоками Дьенеша 3. Задание на умозаключения 4. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.42,43. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.19,20. |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 5. Работаем с блоками Дьенеша 6. Задание на умозаключения 2. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.44,45. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.21,22. «Дидактические игры и занятия в ДОУ», стр. 25 |
||
1. Упражнения «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь» «Рисующий слон» «Рубим капусту», «Барабан», «Не урони». 2. Задание на умозаключения 3. Задания на внимание | «Вся дошкольная программа. Мышление», стр.46,47,48. «Вся дошкольная программа. Внимание», стр.23,24,25. |
V. Программно-методическое обеспечение работы кружка «Юный мыслитель».
Цель | Развитие логического мышления, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно-образного сотрудничества. |
Программно-методическое обеспечение | Перечень программ и технологий |
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, . - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007 г. - 2008 с. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. - 224 с. |
|
Перечень пособий |
|
«Я решаю логические задачи» – Сфера, 2010. – 48с. |
|
«Дидактические игры и занятия в детском саду», - Воронеж, 2007 г. – 78 с. |
|
«Логика для дошкольников». - Ярославль: Академия развития, 1999. – 256 с.: ил. – (Серия: Развивающее обучение). |
|
«Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников». – М: АРКТИ, 2008 г, - 68 с. |
|
, «Развивающие игры для детей», |
VI. Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе кружка «Юный мыслитель» у детей сформировано:
Умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие
Умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях (внимание)
Произвольная память
Мышление, умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Творческие способности, умение выражать свои чувства и представления о мире различными способами.
Интерес к окружающей действительности, образ «положительного я».
Дети умеют:
1. выделять самое существенное в предметах;
2. видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей;
3. пользоваться различными схемами и планами;
4. рассуждать,
5. делать умозаключения в соответствии с законами логики.
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 330 комбинированного вида»
Программа
по дополнительному образованию
для детей дошкольного возраста
«Юный интеллектуал» (Математика + логика)
Воспитатель:
Братухина Л.С.
г.Омск
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы :
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
учить классифицировать предметы по различным основаниям;
учить сравнивать предметы и образы;
учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
развивать быстроту мышления;
побуждать делать самостоятельные выводы;
учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
развитие умения различать и называть в процессе моделирования
геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Юный математик» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Программа «Юный математик» будет реализоваться в рамках математического кружка для детей 4-7лет по группам. 1 группа - средняя (4- 5 лет) 2 группа – старшая группа(5-6 лет) 3 группа – подготовительная (6 – 7лет) Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 – 35 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц с октября по май.
РАСПИСАНИЕ НОД
Условия реализации программы:
наличие материально – технического обеспечения;
систематичность посещения кружка «Юный математик»
Формы и методы
В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, и другие.
Деятельность проводится:
фронтально (одновременная работа со всеми детьми)
индивидуально-фронтально (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
подгруппами (организация работы в микрогруппе)
индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
метод вопросов;
метод повторения;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Индивидуализация и активизация обучения;
Игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
Мольберт
Плакаты
Демонстрационные карты схемы
Индивидуальные карты схемы
CD и аудио материал
Магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.
«Физическое развитие»: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Учебно -- тематический план
Тема | Количество занятий | Время |
||||||||||
Теоретическое | Практическое |
|||||||||||
Перспективный план (4 – 5 лет)
Перспективный план (5- 6 лет)
Перспективный план (6 -7 лет)
3- 4 занятие - Число 20 Числовой отрезок 0 – 20 - Порядковый счет - «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 20. Упражнение в написании цифры 20. Закрепление порядкого счета Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 5. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г
6. К.В. Шевелев «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2013г 7. К.В. Шевелев «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 8. К.В. Шевелев «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 9.К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 10. К.В. Шевелев «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 11. К.В. Шевелев «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г 12.Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
13. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
14. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько . Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию логического мышления детей старшей группы компенсирующей направленности «Развивай-ка»
Разработали:
Каребо И.Г.., воспитатель
Мусихина Л.В., воспитатель.
Абакан, 2017
1. Целевой раздел …………….…………………………………………………………………... 3
1.1. Пояснительная записка …….………………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………3
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса………………..3
1.4. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….……..4
2.1. Учебный план………………………………………………………………………....4
2.2. Примерный комплексно – тематический план..…………………………………….4
3. Организационный раздел ……………………………………………………………...6
3.4. Методическое обеспечение Программы………………………………………….....6
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
В развитии способностей дошкольников особое место занимает интеллектуальное развитие, а именно математика, направленная на развитие логики, мышления, любознательности, самостоятельности. Это дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Слово логика происходит от древнегреческого logos, что значит мысль, слово, разум. В современном мире логикой называют науку о правилах, которым подчиняется процесс мышления.
Правила эти сложны, их много, поэтому осваивать их нужно постепенно. Особенно тяжело логические задания даются детям с общим недоразвитием речи, т. к. речь и мышление тесно связаны между собой.
Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при норме развития, так и в условиях патологии.
Условия реализации кружка.
Кружок «Развивай-ка» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Срок обучения -1 год.
Количество занятий в год – 72.
Форма организации – кружок.
Режим -2 раза в неделю.
Объем времени в неделю: 40 мин, по 20 минут.
Время проведения - вторая половина дня.
Условия приема детей: по желанию.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления и проигрывания логических игр и упражнений.
Задачи Программы:
- создавать условия для овладения детьми существенными признаками предметов, умения сравнивать, обобщать;
- создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- обеспечивать развитие математических способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать развитию инициативности, самостоятельности, формированию предпосылок учебной деятельности;
1.3. Принципы к формированию образовательного процесса
- принцип индивидуализации, учета возможностей, возрастных особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным субъектом образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов воспитанников;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, систематичности и взаимосвязи в соответствии требованиям.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры освоения Программы
детьми старшего дошкольного возраста
Ребенок:
- владеет основными логическими операциями.
- способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
- находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
- владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
- способен доказывать свою точку зрения.
2.1 Учебный план
Сроки | Тема | Часы |
Сентябрь | «Математика-логика» | |
Октябрь | «Путешествие в лес» | |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | |
Декабрь | «Одежда» | |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | |
Февраль | «Страна математики» | |
Март | «В зоопарке» | |
Апрель | «Космическое путешествие» | |
Май | «Поможем зайчатам» | |
Всего: 70 часов |
2.2 Примерный комплексно – тематический план
Сроки | Тема | Задачи |
Сентябрь | «Математика-логика» | 1. Найди закономерность 2. Кто это? Что это? 3. Подумай и реши задачи 4. Найди варианты 5. Волшебники 6. Собери цветок 7. Логические концовки 8. Орнамент |
Октябрь | «Путешествие в лес» | 1. Полезно – вредно 2. Что я загадала? 3. Посади цветы 4. Группируем по признакам 5. Вспомни быстрее 6. Все, что летает 7. Что бывает... 8. Где ты живешь? |
Ноябрь | «Путешествие в страну Логику» | 1. Путаница 2. Моя линия – твой рисунок 3. Муха 4. Что нарисовано невидимым карандашом? 5. Шифровальщик 6. Друзья 7. Рассеянный художник 8. Найди предмет |
Декабрь | «Одежда» | 1. Найди пару 2. Продолжи ряд 3. Заплатка 4. Лоскутки 5. Раз, два, три-ищи! 6. Цветные шнурочки 7. Модельеры 8. Ателье |
Январь | «Путешествие в Простоквашино» | 1. Хочу всё знать 2. Местные жители 3. Собери карту 4. Матроскин путает 5. Логические цепочки 6. Сколько нас? 7. Назови одним словом 8.Дорисуй элементы |
Февраль | «Страна математики» | 1. Сосчитай и назови 2. Геометрическое лото 3. Туда-обратно 4. Реши задачи 5. Найди лишний предмет 6. Головоломка 7. Найди ошибку 8. Считаем палочки |
Март | «В зоопарке» | 1. Где чья тень? 2. Кто близко? Кто далеко? 3. Для кого клетка? 4. Кто лишний? 5. Что общего? 6. Что сначала, что потом? 7. Ищем животных 8. Фантастическое животное |
Апрель | «Космическое путешествие» | 1. Космическая машина 2. Считаем планеты 3. Млечный путь 4. Кто быстрее? 5. Хвост кометы 6. Угадай по описанию 7. Продолжи ряд 8. Логические цепочки |
Май | «Поможем зайчатам» | 1. Сколько всех? 2. Дорисуй вторую половину 3. Реши задачки 4. Найди отличия 5. Что кому принадлежит? 6. Соедини по точкам 7. Найди двух одинаковых зайчат 8. Куда спрятались зайчата? |
3.2. Методическое обеспечение Программы
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
- Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи у детей 5-8 лет.М.: Сфера,2005.
- Бузунов В. Подумай, отгадай, нарисуй, раскрась! АОЗТ Издательская группа НЭКО, 1994.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ,2006.
- Вагурина Л.М. Готовимся к школе. Логические операции. Тестовые задания. М.: Линор, 1999.
- С.Е.Гаврина. Большая книга тестов для детей 6-7 лет. Счет, чтение, знакомство с окружающим миром, развитие речи памяти, внимания, мышления, мелкой моторики руки. Академия развития, 2007
- Девина И.А., Петраков А.В. Развиваем логику. М.: Линор, 1999.
- Заводнова Н.В. Развитие логики и речи у детей. Ростов н/Д: Феникс,2005.
- Карпенко М.Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 1988.
- Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6-9 лет. Практикум для психологов и логопедов. Москва, 2000.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. - М., АСТ: Хранитель, 2008.
- Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку. СПб: Речь, 2006.
- Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М.: Сфера, 2003.
- Тихомирова Л.Ф. Логика для дошкольников. Ярославль.:Академия развития,2006.
- Фоппель К. Как научить детей сотрудничать (1-4 части). М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. М.,2001.
- Чистякова Г.И. Психогимнастика. М., 1990.
- Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. -Ярославль, 1999.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. М.2003.