Простые предложения в составе сложного. Сложные союзные предложения
Типы сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение
Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух или нескольких частей, связанных в одно целое по смыслу и интонационно.
По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения.
Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова):
Сложносочиненное предложение
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны, независимы друг от друга.
Основные типы сложносочинённых предложений
1. ССП с соединительными союзами (и, да /=и/, ни - ни, как - так и, не только - но и, тоже, также, да и ); союзы и, да могут быть как одиночными, так и повторяющимися:
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А. С. Пушкин) - описываемые явления происходят одновременно, что подчеркнуто использованием в каждой части повторяющихся союзов.
Я крикнул, и мне ответило эхо - второе явление следует за первым.
Мне нездоровилось, и потому я не стал дожидаться ужина - второе явление является следствием первого, вызвано им, на что указывает конкретизатор - наречиепотому .
Ни солнца мне не виден свет, ни для корней моих простору нет (И. А. Крылов).
Рассказчик замер на полуслове, мне тоже послышался странный звук - союзы тоже и также имеют ту особенность, что они стоят не в начале части.
2. ССП с противительными союзами (но, да /=но/, однако, а, же, зато ):
Предложения данной группы всегда состоят из двух частей и, обладая общим противительным значением, могут выражать следующие значения:
Ей было около тридцати, однако она казалось совсем молодой девушкой - второе явление противопоставляется первому.
Одни помогали на кухне, а другие накрывали на столы - второе явление не противопоставлено первому, а сопоставлено с ним (замена союза а на но невозможна).
Союз же , как и союзы тоже и также , всегда стоит не в начале второй части предложения, а непосредственно за словом, которое противопоставляется слову первой части:
Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев .
3. ССП с разделительными союзами (или /иль/, либо, не то - не то, то ли - то ли, то - то ):
То ли скрипит калитка, то ли потрескивают половицы - союз то ли - то ли указывает на взаимоисключение явлений.
То моросил дождь, то падали крупные хлопья снега - союз то - то указывает на чередование явлений.
Разделительные союзы или и либо могут быть одиночными и повторяющимися.
При более подробном описании типов ССП выделяют еще три разновидности ССП: ССП с присоединительными, пояснительными и градационными союзами.
Присоединительными являются союзы да и, тоже, также , помещенные в нашей классификации в группу соединительных союзов.
Пояснительными являются союзы то есть, а именно :
Его выгнали из гимназии, то есть свершилось самое для него неприятное.
Градационные союзы - не только... но и, не то чтобы... но :
Не то чтобы он не доверял своему напарнику, но кое-какие сомнения на его счёт у него оставались .
ССП. 1. Части сложносочиненного предложения разделяются запятыми, если между ними устанавливаются отношения соединительные (союзы и, да, ни... ни), противительные (союзы а, но, да, однако, же, зато, а то), разделительные (союзы или, либо, ли... или, ли... ли, то... то, не то... не то), присоединительные (союзы да и, и притом, также, тоже) и пояснительные (союзы а именно, то есть).
2. В сложносочиненном предложении запятая не ставится в следующих случаях:
1) если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член или общую придаточную часть.
Например: Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края (Пришв.); Когда взошло солнце, роса высохла и трава позеленела;
Если же придаточная часть относится только к одной из частей сложносочиненного предложения, то вторая часть его отделяется запятой.
Например: Ромашов знал отлично, что Шурочки нет в этой светлой, точно праздничной группе, но, когда он глядел туда, – всякий раз что-то сладко ныло у него около сердца, и хотелось часто дышать от странного, беспричинного волнения (Купр.);
2) если части сложносочиненного предложения объединены общим вводным словом, имеют общий обособленный член или объединяются пояснительным значением по отношению к третьей части – поясняемой ими.
Например: Словом, время уже истекло и пора было уже уходить; Вопреки всем предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал; Вскоре мы оказались перед ущельем: внизу шумела вода ислышалось падение камней; Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой (Пауст.);
3) если части сложносочиненного предложения представляют собой номинативные или безличные предложения однородного состава.
Например: Слышишь? Хриплый стон и скрежет ярый! (П.); С деревьев капало и вокруг пахло листвой.
Однако если номинативных предложений больше чем два и союз и повторяется, то запятые ставятся – по правилу, которое действует при выделении однородных членов предложения.
Например: Шипенье подводного песка, неловкого краба ход, и пробег бычка, и круглой медузы лед (Багр.); И голубой дымок, и первых встреч неясная тревога, и на плечи наброшенный платок, казенный дом идальняя дорога (Сим.).
Запятая ставится и в случае, если сказуемые безличных предложений не однородны по своему составу.
Например: Пахнет чем-то незнакомым, и очень жарко (О. Б.);
4) если части сложносочиненного предложения представляют собой побудительные, вопросительные или восклицательные предложения;объединяющей здесь оказывается единая интонация, в побудительных предложениях могут быть и общие частицы.
Например: Где будет собрание и кто его председатель? – общая вопросительная интонация; Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! – общая восклицательная интонация; Пусть светит солнце и птицы поют! – общая частица; объединяющим элементом может быть и союз: Кончились майские холода, стало тепло, и зажухла черемуха. Затонаметились бутоны рябины и расцветает сирень (Пришв.).
3. В сложносочиненном предложении может стоять точка с запятой, если его части значительно распространены и имеют внутри запятые.
Например: Ужас сердце чует в этот краткий миг, который делит гул громовый на удары; а они гремят, и тучи разрываются, бросая золотые стрелы, молний из рядов своих на землю. (М. Г.) Мне это показалось парадоксом, и не сразу я понял смысл его слов; но он такой: за Кильдинским королем культурная страна, тысячи таких же, воспитавшихся в гражданской свободе, тяжком труде в горах, таких же одиноких, но невидимо связанных между собой королей. (Пришв.) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Каз.)
4. Между частями сложносочиненного предложения может стоять тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, резкого противопоставления или представляет собой неожиданное присоединение по отношению к первой части.
Например: Поезд влетел в сумерки – и все предметы за окном слились в одну сплошную черноту (Ток.); Они посидят рядком на завалинке, покурят, поговорят о том, о сем – и быть по сему (Крут.); Сначала я старался не зачерпнуть воды или грязи в туфли, но оступился раз, оступился другой – и стало все равно (Сол.); Раз-другой прошел он по селу – и все к нему привыкли (Крут.); Быть может, он даст денег, правительство разрешит – и монастырь вновь воскреснет (Пришв.); По дубу перейдем ручей – и на болото (Пришв.); Спроси – и не скажу (Пришв.); Вначале так боишься пропускать даром минуты: ты знаешь, что время ограничено, задержат тебя по-пустому – и ты навсегда пропустишь (Пришв.); Он упорно избегал оставаться с ней наедине – тотаскал за собой Пику, то жаловался на нездоровье (Фад.); Не было видно окон четвертого этажа, моргнуло – и за решеткой явилось бледное пятно (Пришв.); Положишь палочку на воду – и она поплывет по течению (Пришв.).
5. В сложносочиненном предложении может быть запятая и тире как единый знак препинания.
Например: Оскалив зубы, староста стал драть его кнутом по чем попало, – и от боли и от ужаса Аверкий проснулся весь в слезах (Бун.); На очереди были полицейские пункты, – и там о Давиде никто ничего не слыхал (Пришв.); Еще один поворот дороги, – и она потянулась к мосту (Наб.).
Такое разделение частей сложносочиненного предложения можно считать несколько устаревшим: во-первых, из-за излишнего нагромождения знаков препинания, особенно если предложение недостаточно распространено, не осложнено внутренними выделениями; во-вторых, если части предложения распространены, то такой знак нечетко передает взаимоотношения частей, особенно если внутри имеется тире.
Употребление запятой и тире как единого знака препинания нельзя смешивать с сочетанием запятой и тире, когда каждый знак стоит на собственном основании.
Например: Он, по старой привычке, заразился было этим чувством, но скоро понял, что пожару он только обрадовался, обрадовался развлечению, тому, что прибегут к нему, потащат его из риги на траву, понял и то, что пожар далеко и что ничего этого не будет, – он опять почувствовал равнодушие, опять лег (Бун.); Чувствовалось под неприятно слабеющими ногами, как снизу что-то нарастает, приподнимает, потом валит набок, расступается, – и пол все глубже уходит из-под ног (Бун.); Кто знает, сколько времени придется пробыть в тайге, – и все время за спиной Гринька и его товарищи (Шукш.).
Все предложения делятся на простые и сложные.
Простое предложение
, как мы уже говорили, содержит одну грамматическую основу. Все выше перечисленные классификации созданы для простых предложений. Например: Частники составляют
около трети предпринимательства.
Сложное предложение
содержит две и более грамматических основ, т. е. состоит из двух и более простых предложений. Например: Политики
, которые заручились
поддержкой значительной части населения, смело идут
на выборы.
В состав сложных могут входить различные по своей структуре и по своему составу простые предложения.
Сложные предложения в свою очередь имеют сложную классификацию.
1. Сложносочинённое предложение
Оно состоит из нескольких простых, равноправных по смыслу, независимых друг от друга предложений, связанных сочинительными союзами. Например: В окно подул сильный ветер, и документы разлетелись по комнате.
Сочинительные союзы:
- соединительные: И, ДА (= И), НИ … НИ, КАК … ТАК И;
- противительные: А, НО, ДА (= НО), ОДНАКО, ЖЕ, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО;
- разделительные: ИЛИ, ЛИБО, ЛИ … ЛИ, ТО … ТО, НЕ ТО … НЕ ТО;
- присоединительные: ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ;
- пояснительные: ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО;
- градационные: НЕ ТОЛЬКО … НО И, НЕ ТО ЧТОБЫ … НО.
2. Сложноподчинённое предложение
Оно состоит из нескольких простых предложений, одно из которых является главным, а остальные зависимыми от главного, т. е. придаточными (к ним от главного можно задать вопрос). Они связываются между собой подчинительными союзами или союзными словами. Например: Каждый кривой гвоздь считает (что?), что настоящий гвоздь должен быть кривым
(В. Швебель).
Подчинительные союзы:
- временные: КОГДА, КАК ТОЛЬКО, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ПОКА, ЛИШЬ, ЕДВА и др.;
- причинные: ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО и др.;
- целевые: ЧТОБЫ, ЧТОБ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ и др.;
- следствия: ТАК ЧТО и др.;
- условные: ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, КОГДА БЫ, КАК СКОРО и др.;
- уступительные: ХОТЯ, ХОТЯ БЫ, ПУСТЬ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО и др.;
- сравнительные: КАК, КАК БЫ, БУДТО, БУДТО БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО и др.;
- изъяснительные: ЧТО, ЧТОБЫ.
Союзные слова от союзов отличаются тем, что являются вопросительно-относительными местоимениями и являются членами предложения, в отличие от союзов, которые соединяют, но членами предложения не являются.
Таким образом, придаточные предложения делятся на временные, пространственные, определительные, изъяснительные и т. д. Например: Самое большое влияние на человечество оказывали книги, которые почти никто не читал; Мы не совершенны, потому что не умеем устоять перед соблазнами; Там, где дорога сворачивала, он оглянулся.
Придаточные предложения могут стоять перед главным, после него или в середине. Всегда части сложного предложения выделяются запятыми и другими знаками (см. раздел: «Пунктуация»).
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений. Тогда существует три типа подчинения:
1. последовательное подчинение – такое, при котором одно придаточное подчиняется другому по принципу звеньев одной цепи. Например: Макар знал (что?), что лютый мороз не шутит с людьми (какими?), которые заблудились в тайге.
2. однородное подчинение – такое, при котором несколько придаточных предложений зависят от одного главного. Например: Мы поняли (что?), что ошиблись, (поняли что?) и что изделия для продажи нужно заказывать оптом.
3. комбинированное подчинение – такое, при котором присутствуют оба эти способа. Например: Я зачитался до такой степени (до какой степени?), что не сразу понял, (что?) кто пришёл, (что?) кто звонит в дверь.
3. Бессоюзное предложение
Это такое сложное предложение, в котором его части связаны только по смыслу без участия дополнительных слов. Например: Ветер раскачивал ветви, листья сыпались дождём; Делу – время, потехе – час; Поспешишь – людей насмешишь
и др.
4. С разными видами связи
В таком сложном предложении возможно совмещение союзной и бессоюзной связи частей. Например: У некоторых предпринимателей есть определённые суеверия: одни, например, не заключают сделок, когда солнце еще не встало, а другие постоянно носят при себе талисман.
Использование союзов
При использовании союзов нужно учитывать не только их значение, но и стилистическую окраску.
- Союзы, используемые в разговорной речи: ДА, ДА И, ЛИБО, НЕ ТО, А НЕ ТО, РАЗ и др. Например: Нет, я его не видал, да и видеть его нельзя.
- Союзы, используемые в книжной речи: БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО, С ТЕМ ЧТОБЫ и др. Например: Он доехал во время благодаря тому, что взял твою машину.
- Союзы, имеющие просторечный или устарелый характер: ЕЖЕЛИ, КАБЫ, КОЛИ, ДОКОЛЕ и др.
Различается употребление союзов ПОКА и ПОКА НЕ.
Союз ПОКА употребляется в значении союза «В ТО ВРЕМЯ КАК»: Пока он полз, пушки продолжали стрелять по батарее.
Союз ПОКА употребляется в значении союза «ПРЕЖДЕ ЧЕМ»: Много раз менял своё место работы, пока не нашёл подходящее.
Союз ПОКА не употребляется для указания, что действие придаточного предложения происходит как результат того, о чём говорится в главном предложении: И они говорили до поры, пока отец принёс самовар
(Ср. пока отец не принёс самовар).
Ошибки в сложных предложениях
1. Смещение конструкции
Иногда главное предложение «перебивается» находящимся внутри его придаточным, например: Главное, чему необходимо уделить внимание, это идейной стороне вопроса. Ср.: Главное, чему необходимо уделить внимание, - это идейная сторона вопроса.
Суть ошибки заключается в том, что сказуемое главного уподобляется сказуемому придаточного и перестаёт согласовываться с подлежащим, к которому относится.
Может быть и так, что главное предложение «перебивает» придаточное, если оно стоит внутри последнего: Но цитаты эти неизвестно, откуда автор их заимствовал (вместо: Неизвестно, откуда автор заимствовал эти цитаты).
2. Неправильное употребление союзов и союзных слов
a) Употребление союза или союзного слова, неподходящего для данного контекста: Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий
(нужно: в которых) и др.
b) Постановка рядом однозначных союзов: Условия для дальнейшего роста животноводства существуют, однако тем не менее
перелома до сих пор не наступило.
c) Употребление союза после вводного слова: Докладчик привёл доводы, которые, кажется, что
уже где-то использовались.
d) Ошибкой может являться неудачное употребление сопоставительного слова: Укажите то кратчайшее расстояние, которое разделяет обе точки.
e) Не следует повторять частицу бы в придаточных предложениях, в которых сказуемое выражено в форме условного наклонения: Если бы
предложения западных держав были бы
приняты, ничто не изменилось бы
, разве что была бы
создана комиссия по инвентаризации вооружения.
f) Ошибкой является загромождение сложного предложения одинаковыми союзами или союзными словами при последовательном подчинении придаточных предложений: Комиссия отказалась принять объект, на строительство которого
были отпущены необходимые средства, которые
были в значительной мере использованы не по назначению.
3. Неправильный порядок слов
В предложении с придаточным определительным предложением неправильный порядок порождает двузначность: Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно реконструировали
(реконструировали цех или завод в целом непонятно).
4. Смешение прямой и косвенной речи
Эта ошибка заключается в том, что придаточное предложение, образующее косвенную речь, сохраняет элементы прямой речи (формы личных местоимений и глаголов): Автор проекта сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что я заложил в него.
Простое и сложное предложения
Предложения, имеющие в составе одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или только подлежащее и только сказуемое) называется простым предложением (см. Простое предложение ) . Два или более простых предложения могут объединяться в сложное предложение . Соответственно, в сложном предложении можно выделить несколько грамматических основ (см. Основа предложения).
Примеры простого предложения: Я вышел на улицу. Дверь захлопнулась.
Примеры сложного предложения: Я вышел на улицу, и дверь захлопнулась. Когда я вышел на улицу, дверь захлопнулась.
Виды связи простых предложений в сложном
Возможные виды связи предложений отражены в схеме:
Пример бессоюзной связи : Я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась.
Пример сочинительной связи : Я вышел из дома, и дверь за мной захлопнулась.
Пример подчинительной связи (жирным выделено придаточное предложение): Когда я вышел из дома , дверь за мной захлопнулась.
Пример разных видов связи в одном предложении: Когда я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась и я не смог уже вернуться в квартиру; в это время улица заполнялась народом.
Виды сложных предложений
Соответственно предложения делятся на бессоюзные сложные , сложноподчиненные и сложносочиненные . Предложения, в которых имеется три и более простых, связанных различными видами связи, так и называют: предложения с различными видами связи .
Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .
Сочинительная связь предполагает равноправность простых предложений, входящих в состав сложного, эта равноправность проявляется на синтаксическом уровне. По смыслу предложения могут быть равноправными или зависеть друг от друга.
В русском языке различают простые и сложные предложения. Они отличаются количеством грамматических основ.
Простое предложение
Простое предложение -
это предложение с одной грамматической основой.
Например: Я помыла посуду.
Это простое предложение, так как в нём одна грамматическая основа - я помыла.
Виды простых предложений
Простое предложение может быть односоставным и двусоставным.
Односоставное - это простое предложение, в котором есть только один главный член. Например: Стой молча. Главным членом выступает "стой" (сказуемое).
Односоставные предложения могут быть:
- неопределенно-личными: Тебя вызвали к директору.
- обобщенно-личными: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- безличными: В комнате темно.
- определенно-личными: Стою и улыбаюсь.
- инфинитивными: Тихо! Тебе пор идти.
- назывными: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Двусоставное предложение - это простое предложение, которое имеет все необходимые компоненты, такие как: подлежащее и сказуемое.
Сложное предложение
Сложное предложение - это предложение, которое имеет две и больше грамматические основы, которые могут быть связаны между собой или по смыслу, или с помощью союзов.
Например: Я сижу на кресле, ко мне запрыгнула кошка . Это сложное предложение, потому что в нём две грамматических основы (я сижу и запрыгнула кошка).
Виды сложных предложений
Сложные предложения могут быть:
- бессоюзными;
- сложносочинёнными;
- сложноподчинёнными.
Бессоюзные предложения - предложения, в котором все его части связаны между собой по смыслу, но без союзов.
Например: Потеплело, я сняла куртку. В этом предложении две грамматических части "потеплело" и "я сняла", между которыми нет союзов.
Сложносочинённые предложения - это сложное союзное предложение, простые части которого соединены с помощью сочинительных союзов. Сочинительные союзы: а, и, но, а, либо, или, да, как... так и, либо... либо, не только... но и, или... или, ни... ни, зато.
Все части сложносочинённых предложений равноправны по смыслу.
Например: На пляже прогрелась не только вода, но и песок стал теплее. Первая часть сложносочинённого предложения - вода прогрелась, вторая - песок стал. Эти две части соединены между собой сочинённым союзом "но". Поэтому это сложносочинённое предложение.
Сложноподчинённые предложения - предложения, в которых две части соединены между собой подчинёнными союзами/союзными словами, и в которых одна часть зависит от другой.
То есть, выделяют главную и придаточную часть. От главное можно задать вопрос подчинённой.
Например: Антон понял, что он неправ. В этом сложноподчинённом предложении главная часть - Антон понял, от которой можно задать вопрос к подчинённой части: Антон понял - что? - что он неправ.
Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:
1) сложносочиненное предложение;
2) сложноподчиненное предложение;
3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;
4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;
5) сложное бессоюзное предложение;
6) сложное предложение с разными видами связи.
Подсказка от сайт.
Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.
Также тебе поможет следующая схема:
Сложноподчиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.
Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:
Тип придаточного | Особенности придаточного | На какой вопрос отвечает | Средства связи | |
союзы | союзные слова | |||
определительное | содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) | какой?
какой именно? |
чтобы, как, словно, как будто | который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д. |
местоименно-определительное | относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения | кто именно?
что именно? |
как, словно, как будто, что, чтобы | кто, что, какой, каков, чей, который и т.д. |
изъяснительное | придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) | вопросы косвенных падежей (что?
о чем? чего?) |
что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока | кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему |
образа действия и степени | 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;
2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ). |
как?
каким образом? в какой мере или степени? |
что, чтобы, как, словно, точно | |
места | 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др. |
где? | где, куда, откуда | |
времени | 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;
2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части |
когда?
как долго? с каких пор? до каких пор? |
когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь | |
условия | 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;
2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае |
при каком условии? | если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли | |
причины | содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части | почему?
по какой причине? |
потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д. | |
цели | содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения | зачем?
с какой целью? для чего? |
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы | |
уступки | содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части | несмотря на что?
вопреки чему? |
хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что | |
сравнительное | сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном | как?
(на что похоже?) |
как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы | |
следствия | указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения | что из этого следует?
что стало следствием? |
так что | |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Сложное предложение с разными типами связи (примеры)
(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.
(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.
(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.
(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.
(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.
(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.
Алгоритм действия.
1. Выделить основы.
2. Исключить все простые предложения.
3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.
4. Определить границы основ.
5. Определить вид связи.
Разбор задания.
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Выделяем основы:
(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Простым является предложение №3. Исключаем его.
Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:
(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»
Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).
Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.
Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).
Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).
Таким образом , правильный ответ – предложение №5.
Потренируйся.
1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.
(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.
(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.
3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.