Открытая нод в игровой форме русская ярмарка. Открытое логопедическое занятие в старшей группе на тему «Ярмарка

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, здоровье, труд, физическая культура.

Оборудование: технические средства: музыкальный центр, аудиозапись музыкального сопровождения, детские музыкальные инструменты, красочные художественные книги, русские народные платки, корзина с яблоками, ленты, заколки, гребешки.

Предварительная работа: рассказ о древней культуре России, рассматривание различных предметов из старины, иллюстраций, заучивание стихов, исполнение русских народных песен, танцев, хороводов, драматизация сказок.

Цель:

  • формировать праздничную культуру; уточнить и активизировать словарь по теме «Русская ярмарка»;
  • развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, создавать праздничное настроение;
  • воспитывать уважение к старшим, любовь к Родине.

Группа: средняя и подготовительная.

Звучит колокольный звон.(выходят дети)

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим.

2 ребёнок. Россия мать — тебе хвала

В веках ты видела не мало

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

(под музыку заходят дети: кто садится на стульчики, кто становиться к столам.)

Ведущий: Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

Но приданья старины

Все: Забывать мы не должны!

(под музыку вбегает скоморох)

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие

Здравствуйте, гости

Милости просим!

Ярмарку открываем, веселье начинаем.

Песня «Ярмарка»

Ведущий: Вот мы и попали с вами на весеннею ярмарку!

Покупатель: А на ярмарке товары,

Продаются самовары,

Есть лопаты, вилы, санки.

И конфеты и баранки.

Покупатель: Покупают люди сушки

И красивые игрушки.

Продавец: Вот игрушки для души.

Ох, матрёшки хороши!

Ведущий: Эй, матрёшки выходные

Друг на друга поглядите

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь!

Танец «Матрёшек».

Продавец: Кому ленты, заколки, гребешок?

Есть у меня золотой петушок

Чудо птица, сидит на высокой спице,

Охраняет границы.

Добрым поможет, а вредным в темечко клюнуть может.

Покупатель: Петушка я покупаю,

Небылицу вам читаю.

(небылица «Мы с тобою шли).

1 ребёнок: Мы с тобою шли

2 ребёнок: Шли

1 ребёнок:Пирожок нашли

2 ребёнок: Нашли

1 ребёнок:Я тебе его отдал

2 ребёнок: Отдал

1. ребёнок:Ты его взял

2 ребёнок: Взял

1 ребёнок: А где пирожок?

2 ребёнок: Какой пирожок?

(повторяется 2 раза)

Скоморох: Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая.

Плясовая, жаркая.

Глянешь на право — лавки с товаром

Глянешь налево — веселье даром.

Солнце красное встаёт

А не пригласить ли нам гостей?

Чтобы было веселей!

(Заходят дети средней группы)

1 ребёнок: Ярмарка в полном разгаре,

Слышится шум и гам

Много товаров разных, видим мы тут и там.

2 ребёнок: Ваша ярмарка – краса,

Голубые небеса, яркие сапожки,

Расписные ложки!

3 ребёнок: Деревянной ложкой есть

Просто наслаждение.

Славим прадеда Семёна

За изобретение.

4 ребёнок: Расписная, лёгкая,

Нет её нужней!

С ней и борщ отменный, и кисель вкусней.

(дарят нарисованную ложку)

Скоморох: А у нас на ярмарке

есть тоже ложки, музыкальные!

Продавец: Музыканты, налетайте.

Инструменты покупайте!

Покупайте для гостей,

Чтобы было веселей.

Дудки, хлопушки, бубны, погремушки

Налетайте, выбирай, выбирай – забирай.

5 ребёнок: Скажем мы спасибо славным ложкарям

Дарят настроение и здоровье нам.

Игра на инструментах.

6 ребёнок: (Средняя группа) А у вас сапожки есть?

Продавец: Да, у нас сапожки есть,

Что не можно глаз отвесть.

Подходите, выбирайте, и на ножки примеряйте.

Песня «Красные сапожки». (средняя группа)

Продавец: А у меня книжный базар – самый ходовой товар.

В руки книжицу берёшь

Всех на свете узнаёшь.

Покупатель:(средняя группа) А мы книжку на ярмарке покупаем, и живо все вместе её разыграем.

Драматизация сказки «Репка».

Вед: Гостей мы провожаем и их мы угощаем.

(дарят корзину с яблоками)

Скоморох: (загадывает загадки)

1)Мои хитрые загадки

Кто сумеет разгадать?

Тому сушки и баранки

Обещаю к чаю дать!

2) Эту обувь не забыли,

Хоть давним – давно носили

Влезут дети на палате

У печи оставят – (лапти)

3) Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра,

На плечах дугой повисло

Держит вёдра – (коромысла)

4)Он, как круглая кастрюля

Он чугунный, не чистюля,

Где там в печке уголёк?

Кашу сварит – (чугунок)

5)Выпускает жаркий пар

Древний чайник – (самовар)

Ребёнок: Самовар — подарок главный

Он красивый – расписной

Ароматный чай отведать

Не откажется любой.

Песня «Самовар».

6)Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный – (платок)

Продавец: Подходите не зевайте,

И платки все разбирайте.

Девочки: (берут платки, говорят)

1 девочка: Я купила шаль с каймой,

Бархатистой, расписной.

За такую шаль – золота не жаль.

2 девочка: А у меня платок, на всю

Голову цветок.

3 девочка: А на моём платочке,

Мелкие цветочки.

4 девочка: А вот теплый полушалок –

Прекрасный подарок.

5 девочка: Весело попляшем,

Всем на ярмарке платки покажем.

Танец с платками.

Продавец: Держи ушки на макушке

Продаются здесь частушки.

Покупатель: Очень здорово хвалю

Я частушечки люблю.

Продавец: Торговались, торговались

Так положено у нас

Чтоб на нас полюбовались

Начинаем перепляс.

Танец «Мотаня».

Продавец: Подходите не стесняйтесь,

А у нас вот семечки,

Семечки калёны, семечки калёны

Раздают Алёны!

Всем, всем, всем, раздаём и всем сдачи даём!

Песня «Семечки».

Продавец: Кому пирожки?

Горячие пирожки?

Мальчик: С пылу с жару, гривенник за пару!

Спишите, торопитесь!

Девочка: Не бойтесь, не объедитесь!

Мальчик: Попробуйте — ну-ка! По пятаку штука!

Все они в печи сидели.

На вас глядели и в рот захотели.

Скоморох: А наших гостей дорогих пирогами,

Мы задаром угостим.

(обносит гостей).

Скоморох: Мы на ярмарке весёлой с вами побывали.

Тары – бары — растабары

Раскупили все товары!

Ведущий: Вот и завершился наш праздник

Подошла пора проститься с вами

Только светлой будет в сердце грусть

Пусть всегда гордиться мастерами

Все: Щедрая и песенная Русь!

1 ребёнок: Россия, Россия, просторы какие!

Земля, на которой ты с детства живёшь

И дом хлебосольный такой, как в России,

На свете нигде никогда не найдёшь.

2 ребёнок: Скажи, где на свете могу быть счастливой,

Где встречу ещё я такие края?

Земли нет на свете родней и красивеё.

Все: Тебе, моя Родина, кланяюсь я!

Песня «Росиночка – Россия».

Авторы: Кодинцева Любовь Ивановна, Бакаева Елена Васильевна, воспитатели; Масленкова Наталья Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1 «Сказка», г. Короча, Белгородской области, Россия.

Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ ДС "Родничок"

Населённый пункт: г.Озёрск

Наименование материала: Конспект занятия

Тема: "Путешествие по городам Урала"

Описание:

Материалы занятия помогут уточнить и расширить знания детей о родном крае - Южном Урале, его богатствах, уральских городах.

Ссылка на публикацию:

http://сайт/doshkolnoe/index?nomer_publ=408

Опубликовано 09.09.2015

Текстовая часть публикации

Познавательное занятие в старшей группе

«Путешествие по городам Урала»
Подготовила и провела воспитатель Блинова Е.Ю.
Цель:
Ознакомление детей с родным краем.
Задачи:
1. Уточнить и расширить знания детей о родном крае (об уральском лесе, об уральских горах, об уральских озёрах и реках) 2. Познакомить с природой родного края, его богатствами - полезными ископаемыми. 3. Развивать интерес к изучению родного края, любознательность. 4. Формировать навыки связного речевого высказывания. 5. Активизировать память, внимание. 6. Воспитывать чувство гордости за природу родного края, бережное отношение к ней.
Словарная работа:
Урал, уральские (горы, хребты, озера), Снежинск, Екатеринбург, Касли, Коркино, герб, карьер, каменный уголь, мрамор, малахит, «каслинское литьё», полезные ископаемые, украшения.
Материалы к занятию
: карта России, Челябинской области, коллекция уральских камней, кукла «Хозяйка Медной горы», пейзажные картины Уральских гор, леса, озера, деревни, города; выставка изделий и украшений из поделочных камней; наборы открыток – «Каслинское литье», «Уральский пейзаж».
Предварительная работа:
1. «Урал – наш край» – рассказы воспитателя о родном крае. 2. Чтение сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце» 3. Экскурсия в библиотеку 4. Просмотр слайдов на компьютере: «Край родной и любимый», «Народные промыслы Урала», 5. Рассматривание коллекции уральских камней.
6. Обобщающая беседа об Урале. 7. Чтение закличек, пословиц, уральских легенд и преданий (программа «Наш дом – Южный Урал»)
Организационный момент:
-Ребята, эта карта нашей большой страны, которая называется… Ответы детей: Россия -Среди просторов нашей страны есть чудесный край, который называется Урал. Урал – это часть России, он находится почти в самом центре. (показываю Урал на карте, затем дети. Вызываю 2-3 детей. Они показывают Урал на карте). -Урал - это наш край, где мы живём, наша малая Родина. Велики просторы Уральской земли. Наш огромный каменный пояс, горный хребет протянулся на тысячи километров от холодного Красного моря до тёплых степей Казахстана. «Каменный пояс», «Урал – батюшка» - называл народ Уральские горы. - А народ, живущий на Урале, называют уральцами, а вас - уральскими ребятишками. (Дети повторяют. Сначала мальчики, потом девочки.)
Ход занятия:
-Ребята, наш край удивительной красоты, сказочных природных богатств. Разнообразен уральский пейзаж: то мягкие, пологие склоны, то высокие скалистые горы. В горах люди добывают природные богатства, в горах люди отдыхают от городского шума и любуются красотами нашей земли. Озёра с чистой родниковой водой, бурные каменистые речушки. Урал называют краем голубых озёр. Богат Урал лесами густыми, хвойными, смешанными. Водится там и зверьё и птица.
(Читаю легенду о медведе.) -В давние времена рассказывали люди такую сказку. Живёт в чащобе золотой медведь, лесной хозяин. Если начнут люди без нужды деревья рубить, реки, озёра портить, дичь без пощады бить, то нападёт на них золотой медведь, изранит, а то и убьёт. Но если станут люди лес беречь, если будут с умом и благодарностью пользоваться лесными дарами, то им золотой медведь не помешает, а самым трудолюбивым и верным друзьям леса может и подарок сделать – ларец с драгоценностями принести. Спрашиваю детей, чем богата уральская природа? Ответы детей: Высокими горами, озёрами, реками, густыми лесами. -А ещё, ребята, города нашей земли славятся заводами, шахтами, карьерами, приисками (добыча золота). (Показываю на карте города Челябинской области и называю их) Еманжелинск, Троицк, Коркино, Кыштым, Челябинск, Озёрск и т.д. -Я предлагаю вам совершить путешествие по некоторым из них. Садимся в «автобус» и отправляемся в путешествие по Уралу. (Дети садятся в «автобус». Звучит музыка.) Мы с вами подъезжаем к городу Мастеров-Касли. Касли на весь мир знаменит. Начался город с завода, на котором чугун и железо делали. Работают на заводе удивительные мастера, которые научились выплавлять из чугуна скульптуры невиданной красоты: и огромный памятник, и красивую игрушку, и узорчатую ограду, и целый чугунный дворец. Ребята, вспомните, где в нашем посёлке встречается «каслинское литьё». Ответы детей: Забор в сквере возле Дома культуры. -А особенной славы заслужили мастера из Касли за чудесную красоту коней, которых выплавляли больше ста лет назад. Поэтому и стал гербом Касли чёрный вздыбленный конь. -Так что же изготавливают каслинские мастера?
Ответы детей: Скульптуры, памятники, красивые игрушки. Фигурки, сделанные из чугуна, называются «каслинским литьём». Горячий чугун заливают в форму, а когда остывает, вынимают из формы готовое изделие. -Как называются фигурки, сделанные из чугуна. Ответы детей: Каслинское литьё. -Давайте, ребята, рассмотрим фигурки из чугуна. (дети рассматривают, трогают руками, сравнивают. Подвожу детей к ответу: чёрные, тяжёлые, красивые.) -Ребята, садитесь в «автобус», поедем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) - Мы приехали в город Коркино. Богатство этого города – уголь. Уголь – этот камень не простой, а горючий. Если бросить уголь в огонь, запылает он ярким пламенем. А самое главное, что пламя от угля жаркое и долгое. По всей Челябинской земле стоят бесчисленные заводы (Как наша ТЭЦ), и всем им для работы нужен огонь. Огню нужно топливо, а чем топить? Углём! Уголь – камень, но горит. Чудо? И правда, чудо. Сколько на свете разных камней, но никакие камни не горят, а уголь горит. Как уголь добывается? Выкапывают в земле огромную яму – карьер. По краям карьера прокладывают дорогу. Идёт она витками всё ниже и ниже. И приводит на дно карьера, где огромные экскаваторы уголь собирают и в железнодорожные вагоны грузят. Локомотивы с углём по спиральной дороге, по краям карьера наверх вытягивают и потом ведут по всей нашей стране, чтобы дарить людям свет и тепло. Посмотрите на герб города Коркино, он похож на дорогу, которая подымается из карьера, доставляя людям уголь, а золотой цвет обозначает свет, тепло, который даёт уголь.
- Ребята, вспомните, какие большие составы с углём доставляют на нашу ТЭЦ. В больших котлах топят уголь, благодаря этому, в наших квартирах есть свет и тепло. (Показываю детям уголь. Дети рассматривают.) -Что вы узнали интересного об этом камне? Ответы детей: Добывают уголь на дне карьера. Он чёрного цвета, он горит. Наша ТЭЦ тоже работает на угле, вырабатывая свет и тепло. -Молодцы! А теперь садимся в «автобус» и едем дальше. (Дети садятся в автобус. Звучит музыка) -Мы прибыли в хорошо знакомый вам город Озёрск. Не зря он Озёрском называется - этот город лежит среди озёр, со всех сторон его вода озёрная омывает. На гербе золотая ящерица из старых времён, из давних легенд. Ящерица золотая символом уральских гор служит, потому что с давних пор рассказывают на Урале сказание о хозяйке медной горы – волшебнице, то прекрасной девицей, то юркой ящерицей обращается и бережёт в глубине Уральских гор заветные сокровища. Но сегодня Хозяйка горы нам принесла волшебный ларец, чтобы мы полюбовались драгоценными камнями. (В группу вносится кукла со шкатулкой украшений. Дети рассматривают украшения из драгоценных камней: шкатулки, ювелирные украшения, подставки.) Хозяйка горы: Уральские мастера издавна прославились своим искусством обработки камня (точат, шлифуют). При производстве различных коробочек, шкатулок умело используют мастера природную красоту камней. Из каменной крошки делают вот такие красивые картины с изображением Уральских пейзажей. (Кукла показывает картины из крошки) Хозяйка горы: Понравились вам богатства?
-Что интересного вы узнали о камнях? -Почему их называют драгоценными? Ответы детей: Да, понравились. Чтобы получилось украшение, камень обрабатывают Уральские мастера. Благодаря большому труду мастеров, из камня получается украшения. Ребята, а у Хозяйки горы для вас ещё есть волшебная шкатулочка. (Хозяйка горы открывает и угощает детей конфетами-драже, разноцветными камешками) -Ребята, а теперь пора прощаться с Хозяйкой горы. (Дети прощаются, говорят спасибо за угощенье. Хозяйка горы уходит.)
Итог занятия:
Спрашиваю у детей, что интересного они узнали из нашего путешествия по Уралу? Ответы детей: Дети перечисляют то, что запомнили. Кто затрудняется в ответе, помогаю наводящими вопросами. Мы счастливы, что живём в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев. А прославили эти города наши Уральские мастера.

Ольга Яблонская

Цель : приобщение детей к русской культуре, духовному богатству, мудрости и трудолюбию родного народа.

Задачи : развивать интерес к народному искусству, фольклору через народные игры, потешки, прибаутки; - продолжать знакомить детей с историей России, учить различать народные промыслы : дымковские, городецкие изделия, их характерные особенности (цветовые решения, специфику создания декоративных цветов; - развивать мыслительные операции, воображение, память, мелкую моторику руки, чувство цвета; - воспитывать коммуникативные способности, вызывать интерес к совместному выполнению заданий, создавать доброжелательный настрой, развивать навыки совместной деятельности; - воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру .

Предварительная работа : беседы о русском народном искусстве, рассматривание иллюстраций с народными ярмарками , разучивание русских народных игр, потешек, песен, знакомство с дымковской и городецкой росписью.

Материалы и оборудование : на большом экране картинка ярмарки ; столы-прилавки с ярмарочным товаром : предметами народного быта и народно-прикладного искусства – керамические, дымковские, городецкие изделия, матрешки; лоток с разрезными картинками народных изделий (6шт., картинки такие же не разрезные; материалы для рисования – рисунки дымковских игрушек для дорисовывания, краски, вода, кисти; фланелеграф, цветы и листья для фланелеграфа; карусель.

1. Вводная часть. Психоэмоциональный настрой. Воспитатель входит в зал, дети в русских народных костюмах, некоторые девочки с корзинками, останавливаются у входа в зал. Звучит русская народная мелодия. Воспитатель входит на середину зала. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается -

Наша ярмарка открывается ! (входят дети под музыку) – Ребята, на Руси издавна люди любили устраивать ярмарки . А вы знаете, что такое ярмарка ? (ответы детей : это шумный большой базар, на котором можно купить или продать всевозможные

товары, сладости, хорошо повеселиться )

2. Игровая мотивация. – А вы хотите сегодня посетить одну из таких ярмарок ? (на экране видеоролик про ярмарку ) Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. – А почему мы сегодня тоже нарядно одеты? (собираемся побывать на ярмарке ) – Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар : и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только не продавали на ярмарке ! У нас в городе тоже устраивают ярмарки сельскохозяйственной продукции : мед, мясо, овощи. Она проводится в день города. На ней также привозят свои изделия народные мастера.

3. Основная часть. Организационный момент. – Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А что нужно, чтобы быть продавцом? (иметь товар, стол-прилавок, уметь продавать) . А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Кто у нас мастер товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей? Пойдемте, погуляем по ярмарке , на людей посмотрим, себя покажем. 1 ребенок : Ярмарка , ярмарка ! У нас сегодня ярмарка ! 2 ребенок : Собирайтесь, наряжайтесь! На ярмарку отправляйтесь !

4. Игра «Ворота» . Два ребенка делают ворота из рук, остальные парами проходят друг за другом в ворота и говорят : Как у наших, у ворот, стоит ряженый народ. И ребята удалые в те ворота расписные Змейкой быстрою бегут, смех, забавы вам несут.

5. Знакомство с коробейником. – Посмотри, честной народ, коробейник к нам идет. На лотке товары есть, что не можно глаз отвесть! Посмотрите, оцените, как назвать их нам скажите. Ребенок в роли коробейника : – Везем на базар расписной товар. Покупайте дружно, что кому нужно! – Ребята, а кто такой коробейник? (ответы детей : это человек, который ходит с лотком и предлагает всем товар, который есть у него на лотке) – Посмотрите, чего здесь только нет! Но кто-то разбил все изделия! Давайте поможем их собрать!

6. Игра «Собери предмет» . (фон музыки) Воспитатель подает с лотка детям разрезные картинки. Дети попарно собирают картинки предметов народных промыслов. – Какие вы молодцы, ребята, из осколков собрали изделия. Расскажите о них. (дети называют то изделие, которое они собрали) – Молодцы! Помогли коробейнику. Желает кто-нибудь что-то купить у коробейника (одна девочка берет изделие, кладет себе в корзинку) А теперь прогуляемся по ярмарке .

7. Встреча с матрешками. – Но вначале отгадайте загадку : Эти яркие сестрички Дружно спрятали косички. И живут семьей одной. Только старшую открой В ней сидит сестра другая, В той еще сестра меньшая, Доберешься ты до крошки. Эти девицы (матрешки) – Посмотрите, да вот матрешки! (подходят к столу с матрешками) Ребенок-продавец : Дуйте в дудки, бейте в ложки В гости к вам пришли матрешки Ложки деревянные, Матрешечки румяные. (три девочки встают в ряд, поют частушки под музыкальное сопровождение) 1 девочка : Матрешки друг в дружке Не поют частушки, А поставишь их в ряд – Запоют все в лад. 2 девочка : Весь народ глядит в окошки Танцевать пошли матрешки. Восемь водят хоровод, А девятая поет. 3 девочка : Очень любим мы матрешки Разноцветные одежки. Сами ткем их и прядем, Сами в гости к вам придем. (кланяются) – Ай, да матрешки, молодцы! Купит кто-нибудь себе матрешку? (одна девочка берет матрешку, кладет в корзинку) . Пойдемте, матрешки, с нами по ярмарке . (подходят к карусели) – А это что за красота такая? (воспитатель берет карусель) Хотите поиграть?

8. Игра «Карусель» . (2 раза) Дети берут в руки по ленте и начинают движение, проговаривая слова. – Тихо-тихо, еле-еле Закружились карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! (воспитатель кладет карусель)

9. Беседа о глиняных изделиях. – Идем дальше по ярмарке (подходят к столу с глиняными изделиями) . – Что мы здесь видим? (дети называют изделия) – Из чего сделаны все эти изделия? (из глины) (на экране : картинки поэтапного изготовления глиняных изделий) – Назовите, в каком порядке изготавливают глиняные изделия. (глина-песок-вода, делается изделие на гончарном круге, высыхает на полках, обжигается в специальных печах, готовые изделия, разрисовывают их, готовое расписное изделие) – А как после обжига будут называться эти изделия? (керамика) – Посмотрите, что за игрушки здесь стоят? (это дымковские игрушки, сделаны в селе Дымково) – Там любили песни, пляски. И в селе рождались сказки. Вечера зимою длинны И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. – Кто расскажет, как расписывают эти игрушки? (это точки, кружочки, кольца, линии прямые и волнистые) – А что обозначают цвета , которые используют дымковские мастера? (голубой – реки, зеленый – траву, желтый – солнце, красный – цветы, черный – земля). Воспитатель показывает поднос с глиняными игрушками. – Посмотрите, а здесь есть дымковские игрушка? Возьмите и поставьте на стол-прилавок. (дети выбирают дымковские) . – Давайте и мы с вами сейчас будем в роли дымковских мастеров и раскрасим разные рисунки дымковских изделий. (дети подходят к столам, где лежат бумажные заготовки дымковских изделий, садятся)

10. Художественное творчество. Дети дорисовывают заготовки дымковских изделий, звучит тихая музыка. – Молодцы! Красивые получились изделия. Назовите их. (дети называют каждый свое изделие) . А купить на ярмарке что-нибудь хотите ? (одна девочка берет со стола дымковскую игрушку и кладет в свою корзинку)

11. Физминутка. Сегодня Дымку рисовали и немного мы устали. (дети выходят из-за столов и встают в круг) Руки в кулачки сожмем (сжимают, разжимают руки в кулачки) Кружочки рисовать начнем (руками, сжатыми в кулачки крутят кружочки) Кисти наши разожмем (разжимают сжатые в кулачок кисти рук) Краску лишнюю стряхнем (потряхивают кистями рук) Плечи шире разведем (выполняют движения плечами) Спинки крепкие прогнем (выпрямляют спины) Ладошки солнышку покажем (вытягивают вперед руки) Весело ему помашем (движения руками влево, вправо) .

12. Рассказ о Городце. – Продолжим ярмарку рассматривать ? (подходят к столу с городецкими изделиями) Ребенок-продавец : Есть у нас в стране местечко Где расписывают дощечки! Вот на них растут цветы Небывалой красоты. Гирлянды птицы собирают, Кони гривами играют! Вы по Волге вниз спуститесь, На другой берег поднимитесь, Вас встретит, как родной отец, Славный город Городец!

– Да, красивые вещицы! Покупатели дивятся, а вопросы так и сыплются! – Что украшают городецкие мастера своей росписью? (солонки, разделочные доски, хлебницы, шкатулки, сундуки, прялки, игрушки) – Чем украшают свои изделия, какими узорами? (Цветами, бутонами; волшебными птицами, конями, сценками из жизни людей.) – Почему городецкая роспись такая праздничная? (в росписи используются разные цвета) – Городецкая роспись вся символична : конь – символ богатства, птица – символ семейного счастья, гирлянда из цветов – символ здоровья. Цветы необыкновенные, сказочные. Главный элемент городецкой росписи – круг. С круга начинают рисовать цветы, весь рисунок на разных изделиях расположен как бы в круге. Городецкие цветы мы с вами тоже рисовали, а давайте попробуем создать из городецких цветов гирлянду.

13. Выкладывание на фланелеграфе. Дети из готовых цветов и листиков выкладывают на фланелеграфе городецкую цветочную гирлянду (фон музыки) . – Что выкладываете? Чего еще не хватает? Что теперь будете выкладывать?

14. Заключительная часть. Рефлексия. – Вот и закончилось наше необычное путешествие. А где же мы сегодня побывали? Что видели? Что делали? (ответы детей) – Мы сегодня чудеса видали, мы на ярмарке весёлой побывали ! К прилавкам своим подойдите, на товары поглядите! Все вместе : Тары-бары-растабары, раскупили все товары! – А теперь честной народ, Вместе встанем в хоровод! (хоровод с каруселью на русскую мелодию) – Посмотрите, у меня на подносе есть разные цветы (берет поднос с цветами) . Здесь есть яркие цветы, красочные, и белые, не раскрашенные. Кому понравилось наше путешествие на ярмарку возьмите себе яркий цветок, а кому было скучно и неинтересно возьмите не раскрашенный (дети выбирают) – Уходя с ярмарки , я хочу купить вот эту шкатулку (беру шкатулку с одного стола, открываю) – Да она не простая, а с подарками! Настоящими ярмарочными петушками ! Угощайтесь! (включается музыка, дети берут петушки, уходят из зала) .






Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ярмарка»

Цель:
1. Обобщить и систематизировать представления детей о народных промыслах.
2. Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес к фольклору.

Оборудование: предметы народно-прикладного искусства, народные костюмы, электронная презентация, оборудование для просмотра презентации.

Предварительная работа: подготовка презентации, разучивание русских народных пословиц и поговорок, разучивание стихов зазывалок, рассматривание картин русских художников,

Ход занятия

Слайд 1 (титульный)
Воспитатель: Вместе с Таней и Ваней мы много путешествовали, побывали в разных уголках нашей страны, познакомились с мастерами народных ремесел. У каких мастеров мы побывали?(ответы детей)
Что они изготавливают? (ответы детей)
А для чего мастера делали свои изделия? (ответы детей)
Правильно, чтобы порадовать своих родных и заработать денег.
А где они продавали свой товар? (ответы детей)
Правильно! На ярмарке! На ярмарку народ созывали – ярмарочные зазывалы. Посмотрите, кто это? (обращает внимание детей на экран)
Слайд 2(звуковой)

К нам сюда скорее просим! Подходи честной народ! Веселиться начинаем! Всех нас ярмарка зовет! Подходите, граждане! Угодим каждому! Подходи, приценяйся! Покупай! Не стесняйся!

Слайы 3 и 4(картина «Свенская ярмарка», «Ярмарка»)



Воспитатель: Ярмарка – это большой базар. Проходили ярмарки несколько раз в год – по большим церковным праздникам (Рождество, Масленица, Пасха и Троица). Зимой ярмарка начиналась, как только открывался санный путь. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей)
Торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой и домашней утварью.
Слайд 5 (скоморохи)


Воспитатель: На ярмарке всегда многолюдно. Здесь и торговцы, и покупатели, и балаганщики и зеваки.
Как выдумаете кто такие балаганщики? (ответы детей)
Балаганщики – артисты кукольного театра, скоморохи, которые показывали на ярмарках представления в маленьких шатрах – балаганах.
Кто такие зеваки? (ответы детей)
Зеваки – зрители ярмарочных представлений.
На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.
Тогда про таких людей говорили: «Людей посмотреть, да себя показать!»
Слайд 6(звуковой- физминутка)
Приглашаем детвору на веселую игру!
А кого не примем, за уши поднимем!
Уши будут красные, до чего прекрасные!
Проводится русская народная игра «Леший»
Слайд 7(Петрушка)
Лучше куклы не было и нету,

Знаком во всех уголках планеты,
Одним - развлеченье,
Другим - поученье!
Самая веселая в мире игрушка...
Неунывающий русский Петрушка! (из-за ширмы появляется перчаточная кукла Петрушка)
Петрушка А вот и я! Здорово, ребята! Чего вы ржете, как жеребята?
Воспитатель Хватит балагурить, пора публику приглашать!
Петрушка Пора бублики жевать? Это я завсегда готов!
Воспитатель Кричи: «Начинаем балаган!»
Петрушка Нападает хулиган?!!
Воспитатель Не путай ты слова и не пугай зрителей понапрасну. Они, веселиться сюда пришли, к тебе в гости! Кричи: «У нас будет представление!»
Петрушка Вас ждет большое удивление, такого насмотритесь, чего сроду не видывали!
Воспитатель Петрушка, не морочь ребят! Кричи: «У нас сегодня веселая комедия!»
Петрушка У нас осел кидается пельменями, разбегайся народ, а то и вам попадет!
Воспитатель Петрушка! Ребята к тебе в гости пришли, а ты их так принимаешь! Нехорошо! Нехорошо!
Петрушка Да вы на меня сильно не обижайтесь! Просто я веселый!
На ярмарку проходите! Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда! С добрых молодцов пятак берем, а красным девицам даром отдаем.
(Воспитатель быстро надевает на детей, изображающих лоточников необходимые детали русской народной одежды. Дети проходят к импровизированным торговым рядам)
1 лоток (матрешки, накрытые покрывалом)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, какой сувенир увозят с собой туристы, посещающие нашу страну.
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые…(матрешки)

Воспитатель открывает лоток

2 лоток (изделия хохломских мастеров)
Лоточник

А вот посуда расписная- была у царя такая!
Да вся побилась!
А наша не бьется, из неё ничего не прольется!
Щи из неё вкусней, да и каша добрей!
Воспитатель: Ребята, откуда эта посуда? (ответы детей)
Когда стоит студеная зима, свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Дети с воспитателем рассматривают хохломские изделия
3 лоток (музыкальные инструмент, накрытые покрывалом)
Воспитатель: А чем вы торгуете?
Лоточник
А вы загадки разгадайте, тогда узнаете!
В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая, трехрядная.
Заиграет - только тронь, наша русская….(гармонь)

Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-ка это наша … (балалайка)

4 лоток (одежда)
Лоточник
Платки и платочки для мамы и дочки!
Подходи! Налетай! Не скупись, покупай!

5 лоток (посуда: ложки, плошка)
Лоточник
Ложки, плошки! Сковороды, лукошки!
Топор, гребешок! Припасай денег мешок!
Слайд 8(лоточники)
Воспитатель: продавцов на рынке называли лоточники, или торговые зазывалы.


Слайд 9(картина «Масленица»)
Воспитатель: самая веселая ярмарка была на масленицу. Длилась она целую неделю.
Слайд 10 и 11(картинаы «Взятие снежного городка», «Масленица. Проводы»)

Цель: В процессе творческих подходов в режимных моментах приобщать детей к народным обычаям, народным промыслам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • расширить знания о народных обычаях; народных промыслах;
  • приобщать к истокам и традициям русского народа;
  • совершенствовать умение работать в коллективе;
  • формировать четкие, энергичные движения губ, языка, необходимые для выработки дикции.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру языка, обогащать слова и активизировать речь детей;
  • развивать тонкую моторику рук посредством изобразительной деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать слуховое восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки общения;
  • познакомить с разными жанрами театра, поддерживать интерес к театрализации, поощрять желание к творчеству;
  • прививать любовь и уважение к русским традициям.

Методы и приемы:

Практический, наглядный, словесный, игровой.

Оборудование.

Дети в народных костюмах, музыка, индивидуальные зеркала, фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок; набор логопедический «Пчелки в дупле», деревянные ложки, кисти, гуашь, баночки с водой (по количеству детей), экспонаты народных промыслов, угощение для детей, кукла – перчатка Петрушка.

Предварительная работа.

Беседа, что такое «Ярмарка». Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова. Рассматривали фотографии и репродукции с изображением различных ярмарок, экспонаты народных промыслов. Разучивали массаж, стихотворения.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах в группу и рассаживаются полукругом на стулья.

Логопед. Здравствуйте, ребята и вы гости дорогие. Низкий вам поклон. Приглашаю вас сегодня совершить путешествие в волшебную страну под названием Ярмарка. А что же такое ярмарка?

Дети. Ярмарка это веселье, хорошее настроение, игры.

Логопед. Ярмарку всегда очень ждали, это было важное событие в жизни людей. Туда везли самые лучшие товары, там можно было купить много полезных и красивых вещей. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Вот так интересно проходили ярмарки.

Во время рассказа логопед демонстрирует детям фотографии и репродукции, которые заранее размещены на магнитной переносной доске.

Логопед. Ребята, а вы бывали на настоящей ярмарке? Давайте сейчас туда отправимся. Но чтобы туда попасть, нужно выполнить задание.

Основная часть.

Дыхательная разминка.

Логопед: Ребята, приготовьте ладони для выполнения массажа. Сядьте прямо, глубоко вдохните носом воздух и плавно выдохните через рот, затем резко выдохните, как бы освободившись от всего воздуха, быстро вдохните и сильно выдохните (фиксированный выдох). Плечи не поднимайте, сидеть нужно свободно. После дыхательной разминки ладони слегка разотрите, надавливая на подушечки пальцев, подготавливая их к самомассажу, а заодно и массажу кистей рук.

Самомассаж (поглаживание, похлопывание, поглаживание)

Мы умоем глазки,
Чисто вытрем нос,
Нарумяним щеки,
Подрисуем бровь –
Правую и левую,
А теперь вот так (обе),
Проведем вдоль уха
И погладим шею,
Водой чуть-чуть побрызгаем.
Шлепают подушечками пальцев.
И вытремся скорее.

Ну что ж, можно и на ярмарку.

Только нужно нарядиться,
Так на ярмарку идти –
Ну просто не годиться.

Дети смотрятся в зеркало, улыбаются, поправляют девочки платочки, а мальчики кушаки.

Ознакомление с народными промыслами.

Дети проходят за логопедом в зону устройства «Ярмарки». Одна часть детей становится «покупателями», другая – «продавцами». «Продавцы» встают за столики, на которых разложены разные предметы народных промыслов. Логопед и «покупатели» переходят от одного столика к другому и разглядывают предлагаемый товар. Логопед хвалит промыслы, фиксируя внимание детей на разнообразие представленного материала и его самобытности. Освободившиеся «продавцы» постепенно присоединяются к логопеду и «покупателям».

К нам на Ярмарку спешите,
Очень рады видеть вас,
Не стесняйтесь, подходите,
Все товары здесь – для вас!

1–й ребенок:

А на Ярмарке у нас
Все товары – высший класс!

2–й ребенок:

Приглашаем, подходите,
На товары поглядите.

3–й ребенок:

Подходите, поглядите
И чего–нибудь купите!

4–й ребенок:

Промыслы народные
Все очень благородные:
Дымка, гжель и хохлома,
Углич, Жостов, Кострома –
Все на Ярмарку у нас,
Приглашаем в гости вас.

5–й ребенок (продавец):

Пряники печатные
Очень ароматные.
В тесто добавляя мед,
Пекарь пряники печет.
Подходи, не зевай,
Себе пряник покупай!

6–й ребенок (продавец):

А вот поделки из глины!
Промысел очень старинный.
Есть горшки, кувшины, кружки
И забавные игрушки.

7–й ребенок (продавец):

Посмотрите, что за диво, -
Как все сине и красиво!
Как удобно в применении –
И для чая, и варенья,
Для конфет и для печенья.
Мимо вы не проходите,
Гжель скорей себе купите!

8-й ребенок (продавец):

А вот хохлома, сюда поспешите!
На дереве роспись себе вы купите.
Солонки и блюда, красивые утки.
И даже, глядите,
Есть плюшки – малютки.

9–й ребенок (продавец):

А кому подносы?
Привезли из Жостова.
Мастерицы постарались,
Красоту нарисовали:
Что не букет, то летний сад,
Покупке нашей будешь рад!

10–й ребенок (продавец):

Гусь – Хрустальный
Весь сверкает.
Подходи, честной народ,
Кто сейчас не прозевает,
Без покупки не уйдет!

11–й ребенок (продавец):

Есть старинный русский град –
Это Павловский Посад.
Знаменит Посад шарфами
И красивыми платками.
Что ни платок, то чудо сад,
Такому каждый будет рад.

Так вот откуда мой платок,
Теперь я буду знать.
И каждому о промыслах
Смогу я рассказать.

Ай да Ярмарка!
Вот чудо,
Побывав — не позабудешь!
Но на Ярмарке у нас
И забавы есть для вас.

Дети подходят к столам, садятся на стульчики и делают артикуляционную гимнастику (упражнения «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка», «Часики», «Чашечка», «Лошадка», «Качели», «Вкусное варенье», «Маляр»)

После артикуляционной разминки логопед предлагает детям вновь прийти на Ярмарку и посмотреть, что там еще интересного. Все дети подходят к дереву, на котором дупло.

Логопед: Ой, ребята, поглядите, что за чудо – дерево с дуплом появилось? Тук — тук, кто в дупле живет? (Подходит ближе к дереву и делает вид, что слушает.) Да это же Пчелки – жужжалочки – звукоповторялочки! И как я раньше не догадалась! Пчелки, вылетайте, а вы, ребята, пальчики подставляйте. С ними поиграем – что загадают, отгадаем.

Дети надевают пчелок на указательные пальцы. Дети встают полукругом.

Ну что, готовы? Начинаем. Звуки произносите четко, хорошо работайте губами, языком и голосом. Слушайте загадку, потом скажите все отгадку.

Громко звук мне назовите,
Как дятел по дереву вы постучите (д – д – д).

А теперь – комар летит,
Очень звонко он звенит (з – з – з).

Как корова, помычим,
Молока дать всем хотим (м – м – м).

Шею тянет грозный гусь,
Он шипит, его боюсь (ш – ш – ш).

Над цветком летает жук,
Громкий издает он звук (ж – ж – ж).

Сидит за печкою сверчок.
Что ни звук, то щелчок (чк – чк – чк).

Молодцы, все угадали,
Звуки правильно назвали.

Театрализованное представление.

Проходите вот сюда.
Это кто же здесь у нас?
Вдруг там страшный
Карабас?
Тук – тук — тук, нам покажись,
На Ярмарке с нами повеселись.

Не хочу я веселиться,
Мне сегодня лишь грустится…

Логопед (обращаясь к ребятам):

Давайте вместе скажем:
«Мы тебе поможем,
Развеселить тебя мы сможем,

Показывается Петрушка (в руках он держит куклу – перчатку Петрушку).

На стульчики присядем,
Послушаем Петрушку,
И, может быть, мы сможем
Развеселить Петрушку.

Дети рассаживаются на стульчики.

Что, Петрушка, загрустил?
Или наш товар не мил?
Что на Ярмарке не так?
Может, потерял пятак?
Может, кто тебя обидел?
Или праздника не видел?
Почему же ты грустишь?
Все вздыхаешь и молчишь.

Петрушка:

Вас хотел я удивить,
На спектакль всех пригласить.
Но всех кукол потерял,
Ах, пропал, пропал, пропал…

Кукол потерял? Каких?

Петрушка:

Театральных, не простых.

Наши ребята тоже кукол знают,
С ними часто они играют.

Ты, Петрушка, спроси у них, они тебе расскажут, какие куклы есть у нас.

Петрушка. И какие же куклы у вас есть?

1–й ребенок: Вот такие – пальчиковые. Очень интересные, красивые. Их на палец надевают надевают и сказки разные изображают.

Петрушка:

Хороши, но все не так.
Не удивлю я вас никак.

2–й ребенок: А еще у нас есть куклы – перчатки. С ними тоже удобно показывать спектакли.

Петрушка: Нет, не то! Я и сам такой. Что тут удивительного?

3–й ребенок:

Да, Петрушка, незадача…
Но встреча с нами – вот удача.

4–й ребенок:

Мы тебе сейчас поможем.
Кукол смастерить мы сможем.

Петрушка: Смастерить, но из чего?

Два мальчика:

Мы, Петрушка, ложкари,
Сколько ложек, посмотри!

Петрушка:

Да какой от ложек прок,
Я же вам не скоморох!

Дети смеются над Петрушкой.

Вам смешно,
А мне хоть плачь…

Дети (обступают Петрушку): Не грусти.

5–ребенок:

Верно, хватит горевать,
Ложковый театр
Мы будем создавать!

6–й ребенок:

Ну, ребята, всем за дело!
Распишем ложки с вами смело.

7–й ребенок:

Кисти, краски и гуашь
И, конечно, карандаш.

8–й ребенок:

Нарисуем персонажи
И Петрушке их покажем!

Развитие творческих способностей детей.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Как интересно придумали.

Дети подходят к столам, где приготовлены деревянные ложки, баночки с водой, краски, гуашь, кисти.

Гости дорогие,
Кто хочет, к нам
Присоединяйтесь,
На ложках деревянных
Свой образ создавайте
Для театра ложкарей –
Чем персонажей больше,
Тем будет веселей.

Закончив рисование, дети показывают свои работы и называют персонаж и сказку, из которой этот персонаж.

Петрушка:

Ой, спасибо вам, друзья,
Вижу, что грустил я зря.

1–й ребенок:

Бублики и калачи
Мы достали из печи.

2–й ребенок:

Сушки, сдобное печенье –
Всем сегодня угощенье!

Дети угощают гостей, логопед угощает детей.

Плут Светлана Николаевна,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Краснозерский детский сад № 6,
р. п. Краснозерское

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх