Профессиональный ретушёр Кристина Шерк. Профессиональный ретушёр Кристина Шерк Сколько по времени занимает ретушь одной фотографии


Расскажите немного о себе.

Это всегда так сложно – рассказывать о себе. Живу в Барселоне и занимаюсь ретушью фотографий. И я очень люблю своего мужа, город, в котором живу, и свою работу. Вот так мне повезло!

Как вы пришли к профессии ретушер?

Путь был достаточно длинным. В 18 лет я переехала из небольшого города в Москву вместе с будущим мужем. Мы купили маленькую мыльницу Panasonic. И, конечно, стали снимать все вокруг, все листочки, цветочки и грибочки, пейзажи, дошло дело и до меня. Когда выложили фото со мной в интернет, то меня заметил один из популярных московских фотографов и пригласил на съемку. Так я стала свободной моделью и пришла в мир фотографии.

Лет пять я работала как модель, и училась ретушировать свои фотографии и других моделей, так как из-за объемов работы некоторые фотографы отдают готовые фото очень небыстро, а терпение не самое мое сильное качество.

Через некоторое время я решила снимать сама, и, конечно же, ретушировала свои работы. И через несколько лет я пришла к выводу, что ретушь – это мое! Что это то, что меня захватывает и вдохновляет, в ней я могу реализоваться. И я стала учиться и много-много ретушировать и продолжаю до сих пор и учиться, и ретушировать.


Пару лет назад вы переехали из России в Испанию. Как вы сейчас оцениваете это решение?

Очень положительно! И даже сожалею, что мы не решились раньше.

Помимо климата, языка, что отличает вашу жизнь в Испании от жизни в России?

Это, наверное, прозвучит забавно, но все! Здесь совсем другая жизнь, другое мироощущение. Конечно, здесь есть и свои проблемы, а где их нет?!

Что вас сильно удивило в Испании (в людях, магазинах, учреждениях)?

Больше всего меня приятно поразили люди, они очень расположены ко всем вокруг. В Испании чувствуешь необыкновенную поддержку отовсюду. Люди принимают тебя таким, какой ты есть, стараются понять и помочь.

Когда мы только приехали, мы почти совсем не знали испанский, и нужно было найти хорошую школу, какие-то языковые курсы, но с финансами было очень туго, поэтому о коммерческой школе речи не шло. И я случайно на фейсбуке увидела объявление, что скоро будет набор в условно бесплатную школу (это когда ты платишь только за учебники, за материалы).

В день собеседования, для определения уровня языка, со мной и моим мужем беседовала милая пожилая сеньора, а я так нервничала, что что-то мычала в ответ без понимания происходящего.

В общем, она поулыбалась и дала нам листочек, с написанной на нем буквой О, ну или это был ноль, и отправила к секретарям. Очень милые барышни – секретари, улыбаются, но та, что беседуют с нами, вроде так сочувственно смотрит и что-то говорит. Из общего потока слов, мой напуганный нервный организм выхватывает слово lo siento (сожалею), ну и все – я сразу подумала, что нам объясняют, что мы тупые, ничего не знаем, что на курсы нас не возьмут и тд, и горько так расплакалась.

И вот я сижу и плачу, и понимаю, что я уже взрослая тетя, и глупо как-то вышло, и надо бы успокоиться, но не могу, только всхлипываю еще громче и горше. И барышни меня заботливо так успокаивают, спрашивают, что случилось, муж тоже пытаются успокоить. А я только извиняюсь, говорю, что не знаю, что происходит, и плачу дальше, и мне стыдно ужасно, но от этого плакать хочется еще больше.

В общем одна из девушек достала из ящика маленькую коробочку конфет, протягивает мне и говорит: «Держи и, пожалуйста, не плачь». Тут мой плачь перешел в нервный смех, конечно, и я каким-то чудом успокоилась, и оказалось, что нас-таки взяли на курс испанского, просто на самый начальный. Самое забавное, что, когда мы вернулись домой, и я успокоилась, я вспомнила и поняла каждое слово и каждый вопрос, который мне задавали на собеседовании. Так что самообладание – сила.

Невозможно не ответить этим людям взаимностью, потому что это очень сильно подкупает, когда совершенно посторонние люди так тебя поддерживают!


Какое влияние оказывает на вас жизнь в Испании?

Сложный вопрос… Сильное влияние! Я надеюсь, когда-нибудь стать такой же открытой, терпимой и, главное, научиться не напрягаться. И мне кажется, что когда ты живешь посреди такой красоты, когда вокруг летают попугайчики, а в прудах и реках живут черепахи, круглый год что-то цветет, и море, пальмы и прочая красота, это наверняка должно положительно влиять на мироощущение и состояние в целом!

Вы сотрудничаете с русскими и иностранными фотографами. Есть ли отличия между заказчиками из разных стран?

Безусловно. Иностранные заказчики гораздо лучше понимают ценность работы ретушера, готовы за нее платить, и спокойно и адекватно относятся к работе по предоплате.


Ваши заказчики высказывают четкие технические требования на ретушь или доверяют вашему вкусу? Как вам комфортнее работать?

У меня среди заказчиков есть и первые, и вторые. Сложно сказать, как комфортнее, это зависит от конкретного заказчика. С некоторыми получается работать нормально только при четком задании, а с некоторыми наоборот.

Комфортнее всего, чтобы заказчик высказывал свои пожелания сразу, если они есть, и в целом доверял бы моему вкусу.

Как бы вы охарактеризовали понятие «качественная ретушь»?

Думаю, для каждого человека качественная ретушь значит что-то свое. Я делаю так, как хочет заказчик. Лично для меня – это чистые цвета, естественная кожа, в идеале, чтобы ретушь была не очевидной, чтобы фото было свежим и натуральным.

Какие условия важны для интересной / качественной фотографии? Требуется ли для этого вдохновение?

Интересная фотография не всегда качественная, а качественная не всегда интересная. Я люблю работать с вдохновением, мне так легче и комфортней, чаще всего именно так и бывает, но могу работать даже в плохом настроении.

Важно любить ретушировать или можно качественно ретушировать только на базе хорошей техники?

Любить ретушировать не значит хорошо ретушировать. Я всегда любила ретушь, мне всегда было это интересно, но на первую свою ретушь смотреть не могу. Можно быть хорошим ретушером только на базе хорошей техники, но тогда работать лучше всего будет с очень точным тз. Для меня важны и любовь к ретуши, и вдохновение, и техническая база.


Что вам нравится в профессии и что наоборот расстраивает?

Нравится почти все: и сам процесс, и разные модели, и работа с цветом, то есть творческая составляющая, знакомства и общение с новыми людьми, новые версии программ и прочее. Не нравятся неадекватные люди, как и везде, в моей работе они тоже периодически встречаются..

На ваш взгляд, разделение профессий на «фотографа» и «ретушера» оправдано или нет?

Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом!

Кто из современных фотографов отвечает вашему эстетическому вкусу?

Это очень непростой вопрос. Потому что я человек настроения. Иногда мне нравятся неожиданные даже для меня вещи). Недавно посещали музей Жоана Миро, а я ну очень далека от абстракционизма, и мне неожиданно очень понравились две его работы. Из современных фотографов мне интересны Аласдер Маклеллан, Энни Лейбовиц, Патрик Демаршелье, Вилли Вандерперре, Питер Линдберг, из российских Дмитрий Чапала, Андрей Кеззин, Анка Журавлева!


Давайте помечтаем. Каким вы видите ваше будущее?

Будущее… Я раньше так много загадывала и планировала, а выходит, что у меня по плану почти ничего и не случается)). Так что я предпочитаю думать о настоящем! Жить, любить, уметь видеть и чувствовать вокруг себя красоту, добро и радость. А еще отдыхать побольше) Вот, о чем я мечтаю по-настоящему.

Удивите наших читателей интересным фактом о вас или историей.

Даже не знаю, чем я могу удивить! Может быть личным опытом – менять свою жизнь, работу, место жительство совсем не так страшно, как кажется до начала всех этих событий. Главное, сделать первый шаг, а дальше все само происходит). Чудеса случаются с теми, кто идет им навстречу! Не бойтесь действовать!


Всем привет! Я - Женя.

Сюда я долго думала, что мне бы написать. Могу написать много. Например:

Как я стала журналистом (для этого оказывается желательно не заканчивать журфак - там мозг промывают сильно, лучше без него).

Как я стала предпринимателем (лет 5 назад я открыла магазин одежды в Бобруйске, он, кстати, до сих пор вполне себе успешно работает, пока я разъезжаю).

Как я стала Au pair (помощник по хозяйству) в английской семье. Мне удалось распрекрасным образом прожить в типа супер-лорогом Лондоне пол года приехав туда особо без денег и разрешения на работу. Тоже есть че вспомнить)

Как я стала путешествовать с минимум денег… или

Как я стала рисовать (это прикольная кстати)).

Поэтому пока ограничимся рассказом на тему «Как я стала ретушером-фрилансером».



Училась я в Средней (уровень ниже среднего по моему мнению) Школе №2 г. Бобруйска. Потом поступила в экономический университет (потому, что так было модно). На платное (понятное дело, потому что знания были уж очень средние) и большую часть времени проучилась на факультете международных отношений.

Но это все скукота.

Чего я не смогу, к счастью, наверное, написать - это как я стала специалистом в области международных экономических отношений. Потому, что им я как раз таки и не стала. Хотя диплом есть.) Университетские годы были достаточно скучными. За исключением нескольких ярких моментов, да и те я сама себе организовывала. Ни школа ни универ, как организации ничего мне запоминающегося не дали, к сожалению.

Когда я закончила универ, у меня понятное дело была полная прострация, я понятия не имела, чем заниматься. Друг - главред продвинутого андеграундного издания предожил поработать у них. Чем я и занялась. Работа меня сильно не увлекала, а зарплата сильно печалила своей мизерностью. И вообще я всегда мечтала о своем бизнесе (сейчас кстати опять мечтаю). Каждый день я генерировала какие-то сомнительные бизнес-идеи. Пока в один перкрасный день не открыла магазин одежды. Это долгая история конечно, сейчас не о том. Сначала работы в магазине было много, а потом я взяла продавца и у меня резко освободилась куча времени и я стала думать, чем бы еще таким себя занять.

Тогда как раз все начали говорить про кризис, и я прочитала, что самое лучшее, что ты можешь делать во время кризиса - это учиться, стать хорошим специалистом в чем-то, чтобы как раз когда закончтся кризис - ты на коне! Это заронило первое зерно в мое сознание. К тому же у меня был комплекс неполноценности в связи с тем, что у меня так и не было никакой профессии, в которой я неплохо бы разбиралась. И никакого практического навыка. Я даже на швею хотела пойти, но у нас в училище не берут после высшего образования.) Плюс меня всегда тянуло на разную деятельность связанную с «изобразительным искусством» (че-то не могу придумать по-моднее слова - «визуалом» что-ли?), ну вы поняли. А если честно, я точно не помню, как все началось. Думаю, я просто для удовольствия стала изучать, как работает фотошоп. В качестве нового хобби, коих у меня всегда было миллион.

В общем я тихонечко там себе ковырялась со всякими интернет-туториалами и мне было хорошо и весело. Деньги на пропитание зарабатывались в магазине. Работы там было где-то неделя в месяц в общей сложности, а все остальное время я прилежно фотошопила. В основном с перекосом в ретушь (не знаю почему так вышло).

В один прекрасный день мой парень (мы уже расстались, но я всю жизнь ему за это благодарна буду) предложил мне поискать какие-нибудь курсы, может где-то заграницей, чтобы я уже выходила на какой-то более профессиональный уровень, и стала уже наконец зарабатывать на этом. Это был очень важный момент в сознании. Я всегда мечтала поучиться заграницей, а если еще учится любимому делу - это тогда звучало для меня нереальной мечтой. Но я понимала, что финансово не потяну. И вот в этот момент главное не отказываться от своей мечты, а постараться что-нибудь придумать. Или хотябы залезть в интернет и посмотреть че есть, и че по чем. Токда я ПОЗВОЛИЛА себе помечтать по-крупному. и мечта сбылась. Но это уде было позже. А сейчас по-порядку...

В общем, я стала искать курсы по ретуши. Нашла 2 подходящих варианта. Один в Лондоне, один в Москве. По цене за курс примерно одинаково (около 400 долл), что вполне подъмно. Но в Москве курс был организован компактно в течении 1 недели - каждый день занятия, а в Лондоне - 9 недель раз в неделю занятие. Ну и ясен бублик в Москве было проще и с жильем что-то найти и со всем остальным. Для меня даже выбор не стоял, а парень говорит - только Лондон. Я говорю, -ты дурак? , на что я там жить буду? Он же был уверен, что «я что-нибудь придумаю». В меня верили, во мне не сомневались.

Короче говоря, будучи наверное в каком-то эйфорично-отчаянном состоянии, я сделала все документы, получила визу и поехала в Лондон. Я сильно не думала о последствиях, и что меня там ждет. Иначе не поехала бы. Тактика была простая, наполеоновская «ввязаться в бой, а там посмотрим». Жилье я нашла себе на кауч-серфинге. На 2 недели. У двух людей, хотя писем разослала тонны. На дальнейшее конкретного плана не было. Было только письмо из London College of Fashion, что я зачислена на короткий курс. Все.

Потом идет долгая отдельная история, как я там нашла жилье и работу. Я стала Au Pair, т.е. я жила и работала в семье. Это было удобно. Работа не полный день. Поэтому есть возможность учиться. В этом-то вся идея этой системы и состоит - она очень древняя и популярная везде в Европе. Ты в основном помогаешь присматривать за детьми и маме семейтва по хозяйству. Я там даже детей из школы забирала (безумно была горда собой, что пришлось научиться водить машину с правосторонним рулем). Работа в семье была примечательна тем, что мы жили в безумно красивом доме, который предоставлялся для фото- и видео-съемок. Одна их моих обязанностей была ассистировать эти съемки. Об этом где-то есть в моем ЖЖ подробнее с картинками.

Ну и да, курсы по ретуши раз в неделю. Полное разочарование. Унылый, скучный преподаватель, которому абсолютно по фигу вынес кто-то что-то с занятия или нет. Когда он стал впрягать те же самые туториалы, с теми же самыми картинками, которые я давно уже стырила в торрентах и прошла еще дома, я поняла, что ничему он меня тут не научит. И мне пришла светлая мысль (хотя подсказал наверное кто-то) найти себе интерншип (стажировка по-нашему). Я еще не совсем себе представляла, что это такое и как я буду совмещать это с работой в семье, но меня это мало волновало. Я перешла к активным действиям.

Составила список самых крутых ретушь студий в городе. Расчет был простой (и я теперь всегда этой схемой пользуюсь), если оттуда ничего не ответят, то буду понижать планку.

Потом я написала классное душевное мотивационное письмо. Что я такая старательная и увлеченная, но никак не могу достигнуть нужных высот. И что вся надежда только на вас, друзья. Я готова на все: убирать в офисе, кофе варить, базы данных составлять интим не предлагать, только научите! Писать мотивационные письма - очень важное умение. Оно открывает много дверей в жизни. Разослала я штук 40 вместе с первым своим смешным портфолио, и стала ждать. Все вместе, чтобы найти адресаты, написать и разослать у меня заняло 1 дождливое воскресенье лежа в кровати на расслабоне с нетбуком. Да и ждать пришлось не долго, первые ответы стали приходить уже в понедельник. И так прикольно потом все пошло, мне достаточно много кто ответил (в Италии например это не очень работает, а англики хорошо на мэйлы отвечают). Кто-то написал, что у них нет свободного стола в офисе, но типа заходи в гости, поболтаем. Кто-то просто вежливо отказал, но было штуки 4 реальных предложения, которые я и стала рассматривать. Т.е. ходить на собеседования. Ну и к тем на поболтать тоже заходила. В общем стала погружаться в тему. В режиме реального времени.

Никогда не забуду, когда я пришла в большой красивый офис - оупен спэйс, а там человек 40 сидят с планшетами и ретушируют. Меня торкнуло не кол-во планшетов на м2 (хотя и это тоже, я тогда еще на планшете не умела, и в руках перо не держала)), а кол-во людей, вовлеченных в эту деятельность. И что все так серьезно и реально.

Но в той конторе я не осталась. Я выбрала маленькую студию, состоящую из 3 человек. Все парни, англичане, абсолютно разные и абсолютно для меня непонятные. Когда я увидела, что они делают в фотошопе, у меня упала челюсть и я так с ней отвисшей и ушла. Договорившись скоро прийти, чтобы начать пробовать мою стажировку.

Ходила я к ним 2 раза в неделю, почти полный рабочий день (с утра до 4х). Один из них (по имени Ли) взял надо мной шевство и постоянно чему-то учил. Каждый раз он готовил для меня какой-то новый «челлендж». Уже когда я думала, что вот ОНО - теперь все знаю-умею, он мне подсовывал что-нибудь такое, что я пыхтела за компом и долго не могла сделать. Судил он меня строго и справедливо, никаких поблажек, но как истинный англик, все очень деликатно и вежливо. Мой самый лучший учитель в жизни. У нас сложились совершенно особенные дружеские отношения, и каждый раз для меня было огромным счастьем идти в студию и чему-то учиться.

Мне одновременно было неловко и прикольно в этом странном мужском коллективе. Я чувствовала себя инопланетным пришельцем. Парни не приминали меня подколоть по любому поводу и без, с присущим им всем англиским юмором. Но относились по-доброму. Каждый раз я шла туда, как на праздник - красивая, нарядная и с улыбкой на лице. И я помню момент просветления и счастья от того, что я наконец-то что-то умею делать. Сама, при помощи рук, глаз. Мозгов и у меня уже есть хоть маленький, но такой хороший опыт. Огромная благодарность - этим людям, городу, стране.

о
Вот они 3 красавца - нарядились все в клетчатые рубашки, тк у одного из них ДР был (обычно щеголяли в футболках). Я в шутку спросила, че ж меня не предупредили, я б тоже че-нить в клеточку напялила. На что мне незамедлительно отрезали, что еще "не доросла". Под общий хохот конечно же. Это собственно у нас "корпоратив")

Продлиась моя практика до последнего, пока виза не закончилась, и мне не надо было уезжать. Так бы я осталась там еще дольше, и вполне вероятно они оставили бы меня на работу.

Но так, как я не из ЕС и все не так просто с доками, как хотелось бы, то я вернулась в Беларусь и стала фрилансить, создавать новое портфолио, искать клиентов и пошло-поехало.

Теперь вот в Италию переехала. Это умение и опыт дают мне возможность жить и работать в принципе в любой стране. То о чем я мечтала. Плюс я еще по ходу дела англиский наконец-то на нормальный уровень вывела. Что тоже в жизни очень-очень помогает.

Получилась история, как будто все легко и просто, и надо только захотеть и помечтать. Но было очень-очень много сложностей и проблем на пути. Я просто как-то привыкла на негативе не фокусироваться. Было сильное чувство страха, гогда из имеющихся 300 фунтов (с которыми я приехала) за 2 первых дня я потратила 100 ни на что. Страх меня тогда сильно мотивировал. Был стресс, и резкое похудение на 5 кг. за первую неделб в Лондоне. Но я просто двигалась вперед и что-то делала.

Получить работу в семье было очень сложно, пришлось написать кучу бумаг (рекомендаций самой себе от 3х лиц, созвониться с этими 3ми лицами и предупредить их об этом, потому, что моя работодатель не поленилась прозвонить в Беларусь и проверить. И я знала, что она не поленится). Было несколько собеседований, достаточно напряженных. Были дети-неподарки, порой выносящие мозг, 2 мальчика. Было куча уборки. Дом должен был всегда выглядеть идеально и бытьготовым к съемкам. И вообще корона сильно падала. Но я как-то спокойно к этому относилась и работала с удовольствием ради своего будущего, о котором мечтала. И с прекрасным чувством того, что живу, как хочу и никому ничего не должна.

Лина, как давно занимаешься ретушью?

– В целом – четвертый год. Но лично для себя наиболее серьезно я оцениваю последние 2.5 года.

– Это основной род занятости, или просто дополнительный доход?

– Это основная занятость. За последние годы собралось довольно много постоянных клиентов, оттого и поток работы – постоянный и загруженность, как правило, максимальная.

– Как случилось так, что ретушь стала одним из способов твоего заработка?

– Все началось с обыкновенного интереса к постобработке. Сначала просто осваивала программу методом ‘тыка’, потом начала изучать всевозможные видеоуроки, пособия, материалы. А когда поняла, что есть большое желание и должное усердие – начала зарабатывать на этом деньги. Да и в сравнении с нынешней ситуацией, стоит отметить, что на момент начала моей деятельности в сфере обработки, рынок ретушеров был очень мал.

– Кто основные твои клиенты?
– Определенно фотографы, из общего числа их приблизительно 75%, и визажисты – их около 15%.

– Откуда поступают заказы?

Заказы поступают отовсюду: Россия, Украина, Белоруссия. Есть опыт работы и с западом.

Какие самые частые задачи по ретуши стоят перед тобой?

– Ровная кожа, чистый фон, обязательно работа с пластикой, особенно, если это ростовое фото, добавить фотографии ‘глянцевости’. Одним словом, сделать ‘красиво’.

– Что обычно просят сделать клиенты или агентства?

– Удивительно, но в последнее время только 15-20% заказчиков указывают более-менее подробное ТЗ (техническое задание). Как правило, заостряется внимание на таких деталях, как устранение определенных объектов с фона, одежды, волос. Все остальное ‘по стандарту’. Остальные же просто сдают фото на ретушь и рассчитывают только на мое видение (быть может, доверяясь работам из портфолио).

– Какие самые смешные просьбы по качеству ретуши?

– Помню как-то просили открыть глаза на фото, где человек их закрыл. Если бы было аналогичное фото с открытыми глазами – без проблем, я сделала бы коллажирование. Но аналога не было и человек был убежден что в фотошопе есть такая кнопочка, которая берет и открывает глаза. От некоторых людей периодически приходят вопросы вроде ‘вы делаете фотошопы?’, ‘вы работаете фотошопом?’, ‘а как называется программа фотошоп в которой вы делаете фото?’, ‘а что это за фильтр вы использовали чтобы получить такую кожу?’.

– Работала ли ты сама фотографом? Насколько важно во время съемки понимать, как впоследствии будет обрабатываться снимок?

– Не работала. Но, так как этим занимается мой муж, то камеру держать в руках приходилось. Понимать, как будет обрабатываться снимок впоследствии, на мой взгляд, не обязательно. Главное – максимально выложиться во время съемки и проявить внимание при работе со светом, горизонтом, влезшими в кадр деталями, даже потекшим макияжем и съехавшей прическе у модели, чтобы при постобработке было приложено как можно меньше усилий. Понятное дело, что фотошоп может все, но людям, и снимающим и обрабатывающим свои фото, наверняка не хотелось бы просиживать над одним кадром часами.

– Очень интересный моим читателям вопрос: насколько сильно чувствуется разница в количестве пикселей для удобной обработки фотографий. Если ли существенная разница в обработке 10, 18, 24, 36 МП снимков? Больше пикселей – больше работы?

– Именно так бы и выразилась: больше пикселей – больше работы. Особенно это ощутимо на крупных портретах.

– Смотришь ли ты данные, как был получен тот или иной снимок? Если да, то с каких фотоаппаратов или брендов чаще всего поступают фотографии на обработку?

– Процентов 85 – обладатели Canon. Даже сейчас принципиально посмотрела свои последние 5 заказов. Все фото сняты на Canon-ы разных моделей.

– Есть ли существенная разница в обработке цвета с фотоаппаратов Nikon, Canon, Sony, Pentax? Что насчет скинтона брендов? С каких камер нравится картинка больше всего?

– На моей памяти с Sony и Pentax работать не приходилось. Основной поток заказов это Canon, реже встречаются фото, снятые на Nikon. В обоих случаях бывают как плохие, так и хорошие фотографии, и в общем-то со скинтоном аналогичная ситуация. Потому я пришла к выводу, что не особо имеет значение, какой бренд ты держишь в руках. Думаю, что хороший визаж, правильная работа со светом,цветовой температурой и съемка в raw помогут получить нужный цвет.

– Сложно ли сделать правильный скинтон посредством Photoshop? Стоит ли переживать фотографу за цвет во время съемки, если фотография в дальнейшем будет обрабатываться? Всегда ли можно сделать хороший скинтон?

– Не всегда, особенно если это не RAW. Фотографу переживать стоит, как я отмечала выше – лучше сделать максимум до процесса постобработки. У меня есть специально созданный экшен для создания стандартного скинтона, поэтому не сказала бы что есть какие-то глобальные сложности.

– Для тебя проще начать обработку с сырого RAW-файла или уже с какого-то JPEG?

– Конечно же с RAW-форматом работать проще! Сырой материал – больше возможностей.

– Не думаешь ли ты, что порой твоя обработка убивает кожу?

– Я это знаю! Потому как, не практикую Hi-End обработку. А в работе с частотным разложением, так или иначе, неоднократно копируется и заменяется текстура кожи и частично убивается объем, который потом приходится усиливать или добавлять отдельно.

– Что скажешь насчет того, что весь интернет забит пластиковой кожей с неестественным сглаживанием. Это дань моде или недостаток горе фотографов/ретушеров?

– По-моему и то, и другое! Горе ретушеры – это конечно отдельная тема, но у них на пути приобретение опыта. Очень часто меняется вкус и взгляд на обработку, потому их недостатки не так страшны, как заданные модой тенденции. На западе, к примеру, в цене именно естественная обработка.

– Что сложней ретушировать? На что уходит больше всего времени?

– Сложно ретушировать крупные портреты с пористой кожей. Сложно работать с волосами, дорисовывать ресницы, особенно если под рукой нет планшета. Как правило, много времени уходит при работе с цветом, особенно, если не знаешь точно, чего хочешь добиться от картинки и начинаешь эксперименторовать.

– Расскажи, что такое художественная обработка? Чем она отличается от ретуши?

– Художественная ретушь – это тоже ретушь. Разница лишь в том, что в художке, кроме стандартной работы применяются всевозможные световые и цветовые эффекты, наложения текстур, можно экспериментировать с тонированием, добавлять какие-то дополнительные детали, частично или полностью заменять фон или отдельные части фото, в общем – от самых простых коллажей до рисунка!

– Сколько времени в среднем занимает художественная обработка одной фотографии?

– Все зависит от поставленных задач. От 30 минут и до нескольких часов.

– Какими средствами чаще всего пользуешься для обработки (фотошоп, лайтрум, плагины). Если ли секретные методики?

– Фотошоп. Лайтрум -крайне редко. Плагинами стараюсь не пользоваться, особенно в плане работы с цветом. Иногда с помощью плагина добавляю бэклайт (хотя это вполне спокойно делается и вручную) или боке. Больше ценю ручную обработку. Секретных методик нет – разве что большинство часто используемых функций я записываю в экшены, что очень экономит время обработки.

– Проводишь ли ты обучение ретуши? Сколько времени нужно, чтобы стать хорошим ретушером?

– Обучение провожу, пока только по ретуши портета. Мое занятие рассчитано на 2 часа, за это время я успеваю рассказать и показать техники частотного разложения, dodge and burn, как работать с объемом и другими деталями. Для получения основ и понимания теории этого вполне достаточно, а все остальное – дело последующей практики обучающегося. Чтобы стать хорошим ретушером, нужно много усердия, терпения и внимания, а когда рука набьется, времени на обработку будет уходить в разы меньше.

– Читатели интересуются – как не переборщить с ретушью?

– Тут все просто. Отдыхать в процессе, периодически отходить от компьютера. А если есть возможность – то вообще взглянуть на фото “свежим” взглядом на другой день. Обязательно просматривать работу “до и после”. Если ретуши слишком много – в сравнении это будет очевидно.

– Бывают такие ситуации, когда рука на фото попросту не ложится. Ретушь, на которую затрачиваешь в среднем 20 минут, занимает час или еще больше. А когда загруженность большая и рассчитать с точностью сроки сдачи просто не получается – это кошмар. Практически все заказчики рассчитывают получить готовый материал в короткий срок. Некоторые вообще думают, что я работаю в любое время суток и у меня не бывает выходных.

Иногда возникают клиенты, озвучивающие ТЗ только после сдачи готового материала. Всегда в таких случаях задаюсь вопросом – почему все эти детали не были обозначены до начала работы?
Довольно много обращается людей, которые не понимают разницы между плохим или хорошим качеством фото и его влиянием на результат обработки. И объяснить им очень сложно, что снимки в моем портфолио – с хороших камер, сделанные профессионалами и что на фото с айфона такого же результата не получить.

Самое сложное – это когда ты видишь обработку в своем, определенном ключе, в котором привык работать, а заказчик в голове себе нарисовал что-то другое, разумеется не выдал ТЗ и был удивлен что получил другой результат. Без сложностей никуда, и, наверное, на каждого заказчика свой ретушер. Главное любить то, что ты делаешь.

Признак хорошего ретушера - отсутствие признаков. Кристина Шерк

Кристина Шерк - высококвалифицированный ретушер из Вашингтона. Последние 10 лет она специализируется на фотореалистичной ретуши. Среди ее самых крупных клиентов Time Inc., Hasselblad, Merz Aesthetic и Cotton Incorporated. Также Кристина пишет обучающие статьи для журналов Shutter, Photoshop User, Lightroom и ведет тематические курсы на сайте KelbyOne .

Рады приветствовать вас в нашей рубрике, Кристина.

Спасибо, что пригласили.

Начнем с простого вопроса. Что является вашей основной деятельностью: фотография, ретушь, иллюстрация? Благодаря чему вы стали популярны?

Скорее всего, ретушь. По крайней мере, аудитория KelbyOne знает меня как фоторетушера. Кроме того, в Вашингтоне я занимаюсь портретной съемкой. У меня есть клиент из Лос-Анджелеса, для которого я ретуширую модельные снимки. Поэтому большая часть курсов на KelbyOne, которые я веду, сосредоточены именно на этом. Также у меня есть курсы по ретушированию кожи, глаз, волос. В общем, всего, что формирует человеческий портрет.

А теперь сложный вопрос. Чем вам нравится заниматься больше всего?

Мне нравится много вещей. В первую очередь, я не люблю скучать. Поэтому я постоянно пробую что-то новое. Сейчас я экспериментирую с подводной фотографией и мне это очень нравится. Если вам надоело заниматься одним и тем же, фотография и ретушь дает возможность открыть для себя что-то новое. Если я устану от портретов, ретуширования лиц, я могу, используя те же программы, навыки и наработки, бросить себе вызов, и начать заниматься, например, композицией или ретушированием пейзажей. Так что мой ответ на этот вопрос - я не люблю скучать и постоянно экспериментирую.

Как вы научились фоторетуши?

Это довольно забавная история. Мне нравится шутить и рассказывать, что я эксперт по Photoshop. Но у меня нетехническая специальность. Раньше я занималась цифровой живописью и на протяжении четырех лет 24/7 я изучала Photoshop. Узнавала, как все работает. Это было отправной точкой. И, оглядываясь в прошлое, тогда я не понимала, что, на самом деле, собирала базу знаний для будущей профессии.

Круто! Вы используете какие-то специфические плагины или другие ресурсы, чтобы ускорить рабочий процесс?

Да. Всегда, когда я работаю с портретами или чем-то похожим, я использую Perfectly Clear от Athentech Imaging, который помогает мне сделать черновые варианты фото. Мне очень нравятся их продукты, у них отличные плагины.

А что-нибудь специально для ретуширования?

Это зависит... Беспроигрышный ответ на любой вопрос - «Это зависит». Если мне нужно быстро сделать серию пробных фото для клиента, чтобы он изучил и выбрал понравившиеся варианты для дальнейшей фоторетуши, я использую Portraiture . Это плагин для разглаживания кожи. У него отличный алгоритм работы. Также я использую Perfectly Clear для доработки глаз и области под глазами. Затем я отправляю пробные варианты клиенту. И когда он выбирает подходящие снимки, я с нуля делаю всю работу в Photoshop. Конечно, это дольше, но только так можно получить наилучший результат.

Теперь самый популярный вопрос. А где вы находите клиентов для фоторетуши?

У меня есть сайт sharkpixel.com , оптимизированный под определенные поисковые запросы, например, "фоторетушь", "красота", "кожа" и т.д. И любой, кто вводит в поиске слово "фоторетушь" находит мой сайт. Это называется поисковая оптимизация, с которой должен ознакомиться любой профессиональный фотограф или ретушер, потому что только так о вас узнают клиенты. К сожалению, в наши дни больше никто не пользуется телефонными книгами, поэтому приходится идти в ногу со временем. Также мне очень помогает "сарафанное радио". Индустрия красоты ищет именно тех, кто действительно умеет работать. Поэтому рекомендации от клиентов - это лучшая реклама, которая помогает получить больше заказов.

Так вы не зависите от ModelMayhem .com (прим. переводчика - сайт для поиска моделей и фотографов ). Мне не перестает приходить множество писем с Восточной Европы с одинаковым содержанием: «Я ретушер, мне нравится ваша работа. Дайте знать, если понадоблюсь».

В этом и заключаются достоинства и недостатки нашей профессии. Можно работать в любом месте: подвале, офисе. При этом клиенты могут находиться в другом конце мира. Например, я живу в Вашингтоне, а мои клиенты из Лос-Анджелеса. Поэтому для меня это определенно плюс. Но точно так же клиент может отдать предпочтение ретушерам из других стран, у которых цены гораздо ниже. Это палка о двух концах. Но важно помнить о защите авторского права в США, особенно если вы работаете с крупными заказчиками. Нет ничего страшного в помощи иностранных ретушеров. Они могут сделать для вас какую-нибудь личную работу. Но если вы работаете с крупным клиентом, учтите, что при отправке фото в другую страну, они не будут защищены законодательством США. Я слышала жуткие истории про фотографов, работы которых использовались в рекламных кампаниях за рубежом, потому что они отправили их иностранному ретушеру.

Собственно, как и все в этой жизни - получай то, за что заплатил. Подводная фотография, в последнее время, превратилась в некий тренд. Во время фотосессий вы с моделью погружаетесь прямо под воду? Как происходит процесс съемки?

Камера помещается в специальный чехол со всеми кнопками, которые есть на ней. Предварительно нужно убедиться, что чехол водонепроницаем. Затем вместе с моделью я погружаюсь в воду с камерой в руке. Если хотите увидеть действительно профессиональные подводные фото, то советую вам посмотреть работы Криса Крамли (Chris Crumley), который занимается этим уже долгое время. Он из Вирджинии. Мне удалось поработать с ним в роли модели, после чего я сама попробовала подводную съемку на Багамских островах. Это потрясающий опыт и настоящее испытание. У тебя нет возможности сказать что-то модели или подать какой-то знак, потому что она тебя не видит. Так что если вам скучно, и вы готовы бросить себе вызов, то вам определенно стоит попробовать. Водонепроницаемый чехол можно взять в аренду, если вы не хотите тратить много денег.

Вы и фотограф, и ретушер. Можете дать какой-нибудь совет для портретных фотографов, который облегчит дальнейшую ретушь снимков.

Хороший вопрос. Мне нравится заниматься фотосъемкой, и ты совершенно прав, это дает возможность взглянуть на мою работу с обеих перспектив. Мне приходит много писем с примерно одинаковыми вопросами: «Я сделал фото на свой iPhone. Можете что-нибудь посоветовать, как улучшить снимок?» Есть множество способов убрать недостатки подобных фото в Photoshop. Но есть одна вещь, которую невозможно исправить - неправильный фокус. Фильтр Резкость (Sharpen) с этим не справится. Но в последних версиях Photoshop появился инструмент, который позволяет удалить размытие в движении. Я могу посоветовать один из моих курсов на KelbyOne «10 вещей, который каждый фотограф делает неправильно, и как их исправить в Photoshop» . В нем я рассказываю про новый инструмент Shake Reduction (Стабилизация изображения), который действительно убирает размытие в движении. Инструмент выполняет сумасшедшие математические операции, чтобы вернуть все пиксели на место. И это впечатляет.

Что вы можете посоветовать новичкам, которые хотят стать профессиональными ретушерами, для того, чтобы влиться в профессию и начать зарабатывать? Несколько моментов, которые помогут на этом пути.

Первое, что я могу посоветовать, - это изучать результаты работы «до/после» профессиональных ретушеров. Чаще всего многие начинающие ретушеры перегружают свои фотодеталями, а это не всегда уместно. Это одна из причин, почему на своем сайте я показываю результаты «до/после». Такой опыт будет полезен независимо от того, в какой индустрии вы работаете. Возвращаясь к твоему вопросу, я еще раз повторюсь - не нужно перегружать работу. Начинайте с малого.

Кажется, сейчас в социальных сетях происходит откат от чрезмерно отредактированных фото. Одно время на обложке журнала Maxim печатали яркие практически мультяшные фото. Но сейчас, похоже, наблюдается тенденция к более реалистичной ретуши. Как вы считаете, стоит ли фоторетушеру отслеживать подобные тенденции или лучше делать в соответствии со своим представлением и вкусом?

В описании вакансии ретушера не написано «иметь свой стиль», конечно, если это не касается личного проекта. Стиль должны иметь работы фотографа. Если фотографу удастся найти такого ретушера, с которым ему будет комфортно сотрудничать вряд ли он станет искать кого-то другого. Задача ретушера - воплотить в жизнь чужую идею. Высококвалифицированный ретушер может воссоздать любой стиль для фотографа. И неважно, то ли это контрастный резкий снимок с гранж-эффектами, или мягкое фото с фоновым размытием.

Да-да, я понимаю. Как говорится, хороший судья незаметен во время игры. Ты делаешь то, что должен. Стиль фотографа на первом месте. Я думаю, это очень хороший совет, который менее профессиональные ретушеры не могут дать. Именно поэтому я бы хотел вдохновить вас всех ознакомиться с работами Кристины поближе. Но также я бы хотел спросить, как еще с вами можно связаться кроме KelbyOne ? Вы упоминали свой личный сайт. Может есть и другие площадки?

Да, у меня есть профиль в Instagram. Вы можете найти меня по логину @shark_pixel . Там же у меня есть еще один аккаунт для подводных работ, который я веду вместе с другими подводными фотографами - underwater_mermaids . Также у меня есть страница в Facebook -

Часть вопросов, которые прозвучат сегодня – я задала ему еще тогда, при знакомстве. Потом у нас с ним будет много разговоров про фотографию и ретушь, про онлайн-обучение и школу Profile, в результате чего я даже уйду из своего агенства и начну собственный путь в школе. Но самое главное он рассказал мне о себе еще тогда. Послушайте и вы, возможно, в вашей жизни тоже что-то неслучайным образом изменится.

Давай с самого простого. Как вышло, что ты стал ретушером?

– Я в детстве страшно хотел быть художником, поэтому как только родители мне купили первый компьютер, на нем сразу же появился «пиратский» фотошоп, купленный на «Горбушке». На тот момент программа была для меня просто «рисовалкой», потому что интернета у меня тогда еще не было и единственные фотографии, которые были мне доступны – это обои из стандартного набора Windows XP, штатная желтая резиновая уточка и водопады.

На первом курсе института я решил стать веб-дизайнером и случайно пошел работать в женский коллектив психологического центра. Фактически я работал «мальчиком, который понимает в компьютерах», поэтому чего только не делал: и фотографии обрабатывал (ты же дизайнер!), и коллажи какие-то простенькие делал и корпоративы снимал.

Саша Чалдрян – дизайнер в женском коллективе.

В ретушера я оформился при участии моей подруги Алены Полосухиной. Она дала мне отретачить блондинку в различных вариациях: помню, как сначала долго безуспешно чистил её хилинг брашем и нечаянно изобрел додж-н-берн и частотку. Ну, в смысле, для себя изобрел – мне тогда не приходило в голову, что об этом можно где-то почитать, и что все уже придумано. Ну а дальше пошло-поехало.

Для кого профессия? Для гуманитариев или технарей? Для социофобов, или тех, кто влюблен в людей? Для мальчиков или для девочек?

– Чтобы ответить, надо понимать, кого мы понимаем под ретушером. Для обывателя ретушер – это человек, вооруженный фотошопом. Но у меня в голове еще и градации, например. Допустим, есть цветокорректор. Он делает цвета правильнее, выполняет базовые манипуляции с уборкой проводов и подстановкой неба. Он знает, как сделать макет и чего от него ждет типография. У него, скорее, технические задачи. А есть тот, кого принято звать ретушером. Он про то же самое, но с уклоном в чистку лиц. Работает, в основном, с портретами, знает анатомию. Задачи, в общем-то, тоже технические. А вот есть фотохудожник. Это уже почти художник, только с набором готовых контуров. Возможно, там уже другой тип мышления, другие, в твоей терминологии «более гуманитарные» задачи – вроде тех, чтоб нетривиально видеть мир и идеи в этом мире. Словом, фотошоп – это всего лишь инструмент: хочешь, используй его как технарь, хочешь – как гуманитарий, как мальчик, девочка, или что-то среднее.

Нужно вообще любить людей, чтоб постоянно работать с их увеличенными в масштабе недостатками, или лучше даже немножко их ненавидеть?

Когда работаешь с увеличением в масштабе, человека не видишь. Видишь кучу бежевых пятнышек.Чтобы постоянно работать с фотографией, нужно любить фотографию. Я вот вижу не людей. Я вижу свет. Со скучным светом и работать скучно. Обработаешь с тысячу портретиков с софтом в лоб – начнешь ценить замысловатый свет и разбираться в нем.

Ретушеров справедливо ненавидят за то, что они создают недостижимый образ: человека, лишенного недостатков. Ты – часть индустрии потребления, ее солдат. Это из-за тебя у живых нормальных людей ненависть к себе, анорексия и прочие неврозы. Что скажешь в свою защиту?

В Европе и Америке популярны разные протестные движения, которые добрались и до нас: «бодипозитиа», «плюссайз мода» и тд. Как ты на это смотришь? Кончится ли это ритуальным сожжением ретушеров на площадях?

Например, если из плюс-сайз ремейка Victoria Secret убрать складку на внутренней стороне бедра – принципиально ничего не изменится, но картинка будет выглядеть более цельной.

Саш, но ведь представления о красоте человеческого тела не сводятся к ожирению или плохой коже и, в противовес, хорошей форме и ухоженности. Большое количество фотохудожников работает в социальном поле, расширяя наши представления о красоте. Откровенные съемки беременных женщин, цветные модели с ветилиго, альбиносы и множество людей с нестандартной внешностью...

Все подобные фотопроекты и изыскания лежат в области гиперреализма. Возможно, я путаю понятия, но именно это слово вертится в голове. Смысл таких работ не в том, чтобы приукрашивать объект, а в том, чтобы показывать его максимально честно. Чем может помочь Фотошоп в раскрытии задумки? Созданием атмосферы и правильной визуальной интонации. Речь о творческом цветкоре, контрастах и световых акцентах. И места ретушеру в рамках нашей классификации в этом сегменте нет. Есть место фотохудожнику.

Если бы тебе предложили поучаствовать в лучшем и максимально подходящем тебе социальном проекта/проектах в связке с именитым фотографом – на какую тему был бы этот проект?И альтернативно, если с социальными трудно: С кем из именитых фотографов ты хотел бы поработать над проектом в качестве ретушера?

Я бы не стал работать в связке с именитым фотографом, если речь о сослагательном наклонении и идеальной ситуации. Мне хватает навыков, чтобы самостоятельно вытягивать сложные съемки. Тем более, что опытные друзья-фотографы всегда готовы ввязаться во что-нибудь интересное. Обычно все упирается в бюджеты. Тема для социального фотопроекта давно сформирована, наброски готовы. Это проект, посвященный детской психологической травме. Мне понятно, почему эта тема не сильно популярна: мало кому из родителей захочется видеть весь тот мрак, который они творят с потомством, являясь сами так же побитыми в психологическом смысле. На эту тему уже есть прекрасный фотопроект Анны Радченко «Материнская любовь». Есть в этой теме много всего, что хотелось бы дополнить и подать иначе визуально.

Фотопроект Анны Радченко «Материнская любовь»

Расскажи о самых ярких визуальных впечатлениях последних лет. Какие-то места, кино, выставка - что угодно.

– Для меня лучшие визуальные впечатления – это путешествия, конечно. Никакие выставки и кино не могут сравниться с восторгом от банального заката на океане. Визуал ошеломляет непрерывно, например, когда просто проезжаешь на скутере многоуровневые рисовые поля на Бали. Или смотришь парад во время Марди Гра в Новом Орлеане. Или пьешь кофе, сидя на огромном балконе в Чиангмае и наблюдая, как солнце закатывается за огромную гору, а город зажигает неон. Или когда плывешь на лодочке по тропической Венеции, пестрящей тысячами цветов всех возможных оттенков в Сочимилько под Мехико. Или когда идешь по весенней роще причудливых изогнутых деревьев и нечаянно понимаешь, что еще один шаг и ты уже падаешь в обрыв с высоты нескольких сот метров в Балтийское море под Калининградом. Или когда покупаешь поющую чашу на найт-маркете в индийской Анджуне. Или когда наблюдаешь настоящий огромный смерч на Кубе. Или когда пьешь домашнее Саперави, вдыхая звенящий чистый горный воздух на берегу озера в Кахетии. Ты плачешь? 😃

Давай лучше про работу. Ты – один из самых популярных преподавателей Профайл, твое имя называют сразу вслед за Журавлевым и Шадриным, это при том, что ты значительно их моложе. Льстит?

– Я с упоением смотрю курсы и мастер-классы Андрея и Алексея. И фанатею от обоих. И мне не очень понятно, почему меня определяют с ними в один ряд, потому что мне мой уровень очевиден. Как ретушер я конечно неплох, но до методичности, эрудиции и, не побоюсь этого слова, мудрости этих метров мне еще как до Китая. Я стараюсь просто не быть роботом, давая какого-то юмора и харизмы. Я не сдерживаю эмоций – в разумных пределах. Я говорю правду, раньше резко – теперь помягче. Я пытаюсь быть понятным. Если это работает – я счастлив и горд, но стремлюсь-то к большему, постоянно что-то улучшая, переделывая, дорабатывая. Я сам – свой мудрый папа Карло и сам себе злобный Буратино. Мой перфекционизм в Профайле – уже притча во языцех.

Можно ли заработать на жизнь профессией ретушера. Расскажи вообще про рынок, что почем, сколько реально нужно пахать, чтоб получалось нормально денег, дай какие-то советы в стратегиии построения карьеры?

Мне часто задают на занятиях этот вопрос. Я каждый раз я ухожу от ответа. Слишком много факторов влияет на ответ. Допустим «что почём»? А вы почём? Ретушь – это не продукт, а услуга. Фактически, вы продаете себя. У меня есть ценник за «Чалдряна в час». Когда заказчик спрашивает, сколько будет стоить ретушь трех картинок, я отвечаю вопросом: «а сколько будет стоить ремонт трех квартир?». У меня есть ставка, я должен увидеть исходники и понять, к какому виду их надо привести, осознать, сколько у меня это займет времени и выставить ценник за картинку.

Назови пять смертных грехов ретушера. И пять смертных грехов фотографа, заодно. Что прямо реально уже достало и хватит, ну пожалуйста?

Не получится. Для первоклашки написать «жизнь» через «ы» – нормальная ошибка. Но если такую ошибку допускает старшеклассник или даже студент – это уже смертный грех. То есть, у каждого уровня эти грехи свои. Если я сейчас скажу, что слишком однородный по ширине и интенсивности контровик – это смертный грех для фотографа, половина аудитории в принципе не поймет, о чем речь, еще 48 процентов поймут, но покрутят пальцем у виска, потому что это мелочь, и только 2 процента со мной согласятся.

В твоей нише нередко можно встретить штамп «западная ретушь» – что это значит, черт побери? Чем западные мастера отличаются от наших, российских, по каким приметам можно сразу определить, что картинка западная и наоборот?

Все очень просто: отличий особо никаких нет между западной ретушью и нашей. И даже азиатской. Вместо слова «западная» надо просто употребить слово «дорогая». Когда зритель смотрит на картинку и она ему нравится, он зачастую думает: «Вот это да! Вот это ретушь!» Хотя на самом деле ретуши там не больше, чем фотографии. Ретушь – это только часть процесса создания финального изображения. Если видно, что дорого, значит, скорее всего, работала команда, были бюджеты на съемку, реквизит и прочее. Если вдруг понятно, что на съемке ничего не было, и перед нами космический корабль или дракон на фоне несуществующей натуры – там заплатили умельцу-ретушеру или команде ретушеров, которые это все «нарисовали». Такие умельцы есть везде. А вот бюджеты – в основном, где угодно, но не у нас. Я лично не буду рисовать аватарскую Пандору какой-нибудь конторе за 10 000 рублей. Это адский труд и тонны времени.

Обожаю этот вопрос! Мне всегда интересно, о чем думает публика, которая записывается на многодневные мастер-классы по съемке или ретуши детей. Любая съемка делится на 2 темы. Что снимать и как снимать.

Что снимать? Ребенка. Милый фон. Милые аксессуары. Милые декорации.

Что снимать? Вампира. Страшный фон. Страшные аксессуары. Страшные декорации.

Что снимать? Модницу. Фэшн-фон. Фэшн-аксессуары. Фэшн-декорации.

Пока что эти мастер-классы для стилиста, но не для фотографа или ретушера, понимаешь?

Как снимать ребенка? Поставьте мягкий свет с хорошим заполнением, присядьте.

Как снимать вампира? Поставьте свет пожестче с контровичком, глубокие тени. Не присаживайтесь.

Как снимать модницу? Поставьте портретную тарелку, пятно на фон, покрутите камеру.

Это очень условно и притянуто за уши конечно, но если у тебя есть скилл базовой логики, ты понимаешь свет и у тебя в команде хороший стилист, ты сфотографируешь что угодно. Я понимаю, когда речь заходит о мастер-классах по спецэффектам или сложных с технической точки зрения съемках. Но чтобы снять котенка, навыки нужны такие же, как чтобы снять малыша. С ретушью все еще проще. На съемке можно работать с глянцевым металлом или матовым пластиком – процесс будет разный. В фотошопе мы не работаем ни с металлом, ни с пластиком. Мы работаем с яркостью, оттенком и насыщенностью ПИКСЕЛЕЙ. Если ты можешь отретушировать человеческое лицо, ты можешь отретушировать ЧТО УГОДНО.

В художественной ретуши действуют свои законы, которые тоже весьма универсальны. Потому что это не приемы, а принципы. Единственное, что нельзя в той области уложить в принципы – это визуальный опыт. Самое, пожалуй, важное. Но тут каждый должен сам – ходить по музеям, смотреть хорошее кино и прочее, и прочее.

Мы живем в век стремительно развивающихся нейросетей: уже есть приложения, накладывающие любые художественные эффекты на любое изображение. Кажется, еще немного денег и времени для разработки – и каждое подобное изображение будет удачным. Что будет с твоей профессией?

– Обработка станет проще и быстрее. Но оператор все равно будет необходим. Речь скорее об усовершенствовании инструментов. Сомневаюсь, что наши внуки доживут до того дня, когда Искусственный интеллект сможет успешно решать проблемы уместности той или иной операции или эффекта. Про творчество вообще молчу.

Сколько лет ты вообще дашь профессии ретушера в том виде, в котором она существует сейчас? Мы примерно можем делать такие прогнозы, ведь и фотография как повально доступное занятие появилась чуть ли не при нас. Была уделом профессионалов, стала хобби любителей.

Я не волнуюсь за профессию. Ничего с ней не случится. Все (ну или почти все) люди так или иначе умеют готовить. Но не каждый при этом высоко оплачиваемый виртуозный шеф-повар. Это раз. И два.

– Ой, Мариванна, вы такая умная!

– Я не умная. Я опытная. Была бы умная, не была бы такая опытная.

Опыт – чуть ли не единственная важная штука в нашей профессии. Да пожалуй в любой профессии. Представитель хобби-класса в фотографии не проведет тысячу неудачных часов в фотостудии, чтобы на тысяча первый сделать наконец стоящий кадр. Любитель не отретуширует плохо тысячу портретов, чтобы тысяча первый вышел хорошо. А если-таки отретуширует, он уже профессионал.

Какие ретушеру нужны дополнительные навыки? Которые есть у тебя, или нет, но ты жалеешь, что не обзавелся ими? Знания анатомии, психологии, английского, усидчивость, умение рисовать, знания художников?

Умение рисовать и усидчивость. К умению рисовать причислим понимание композиции как компоновки кадра, понимание света, формы и цвета. Дальше сложнее. Что есть картинка? Перенос некоторых визуальных структур на плоскость (бумагу, а в нашем случае – виртуальный холст). Картинка не существует, пока нет человека, который ее наблюдает. То есть, зрителя. Между мной – автором – и им –зрителем – через картинку случается визуальная коммуникация. То есть, я ему что-то сообщаю. Предмет моего сообщения и способы влияния на зрителя через психо-эмоциональную окраску этого изображения формируют список нужных дополнительных навыков. Психология, философия, география, история, литература, в наше время сюда смело можно отнести и кинематографию – вот области, в которых, на мой взгляд, должен хоть что-то понимать хороший имиджмейкер.

Можно ли быть ретушером, не занимаясь особенно фотографией? Или лучше хорошо представлять себе весь процесс. А если человек не любит работать с людьми, хочет сидеть за компьютером и ретачить – так можно? Какие нюансы?

Ретушером можно быть без особых знаний фотографии. Чем меньше знаний о фотографии, тем паршивее ретушер, только и всего. Хороший ретушер не может не разбираться в фотографии – это предмет, с которым он работает. Не может скульптор работать с глыбой, если ни черта не понимает о камне. У меня с фотографией было все довольно забавно. Я очень долго не фотографировал. Но при этом ретачил и фотографию изучал – только с другой стороны баррикад. В какой-то момент взял фотоаппарат и пошел снимать. Сразу. У меня была пара вопросов про кнопочки на камере, я их выяснил за две минуты – и все. Это была студийка. Никогда не ставил свет – и ничего, поставил. У меня не было вопросов на тему того, как это делать, я к тому моменту уже понимал, как все ДОЛЖНО быть на итоговом изображении. Можно не заниматься фотографией, то есть, не брать камеру в руки, если не нравится работать с людьми. Но если разбираться в фотографии, имея опыт в ретуши, нельзя НЕ УМЕТЬ снимать. Любой хороший ретушер, как мне кажется, априори хороший фотограф, даже если ни разу не держал в руках камеру.

Можно ли говорить о таланте применимо к твоей профессии? О таланте как о даровании, особом взгляде, гениальности? Или это в ста процентах труд и навык, труд и навык?

Любовь к деятельности определяет талант. Но, как известно, одной любви никогда не бывает достаточно. Дальше жертвы, фанатизм и труд каторжника. Если в процессе любовь не улетучивается и проходит проверку на прочность, получаются талантливые работы. Как сказал Леннон, гениальность – это боль.Я от себя добавлю, чтобы описание было чуть полнее. Гениальность – это любовь.

Назови пяток любимых фотографов/ретушеров.

Есть несколько выпускников, за успехами которых я поглядываю в инстаграме. За всеми уследить невозможно – там уже за 10 000 человек. Держу в голове работы учеников. Большинство действительно к концу обучения выдает весьма неплохие результаты, если говорить про коммерческую ретушь. С творческой сложнее. Там учащимся часто не хватает визуального опыта. У меня давно зрела идея «творческой мастерской», где каждый, кто придет ко мне, будет работать над своим проектом от идеи до реализации – такая настоящая проектная работа, помноженная на коллективный КПД в группе. И уже сейчас открыт новый онлайн-курс , где я эту идею буду воплощать. Рассчитываю встретить на курсе всех своих выпускников и снова помочь им стать чем-то большим, взять какую-то новую высоту. Приходите!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх