Внутренняя и внешняя среда организации (среда менеджмента). Восприятие человеком организационного окружения Восприятие организацией ее внешней

Под "образом бренда" понимают целостный образ товара, торговой марки или услуги (см. Котлер Ф., "Основы маркетинга", гл.2., рис.10 "Схемы позиционирования товара и потребительских предпочтений" - в тексте под рисунком прямо указано, что это отражение субъективного восприятия брендов, а не отражение объективных характеристик).

Особенностью данного понятия является отражение в нем, прежде всего ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ и возможность прямого сравнения объектов, которые невозможно сравнить традиционными методами из-за различия критериев, применяемых по отношению к объектам потребителями. Необходимость выделения "образа бренда" в противопоставлении к "характеристикам бренда" было вызвано тем, что в середине 50-х годов специалисты обратили внимание на то, что мотивировка покупок, совершаемых потребителями, имеет следующие характеристики:

  1. Потребители при выборе товара/бренда используют критерии, не значимые для данного товара с точки зрения производителя (с точки зрения реальных технических или функциональных характеристик товара).
  2. Потребители зачастую не понимают или неправильно интерпретируют те или иные аргументы рекламодателей и после использования товара в таких случаях считают, что их обманули.
  3. Потребители могут настойчиво предпочитать товар, объективные качества которого хуже , чем у конкурентов.

В результате исследований были получены данные, позволившие утверждать, что потребители осуществляют свой выбор на основе целостного образа ("гештальта") товара, формируемого у них в результате взаимодействия их представлений о значимых качеств для данной товарной группы, информации из рекламы, общения с другими людьми, цены, доступности товара и т.д.

Оказалось, что субъективная значимость различных характеристик, сообщаемых респондентами при исследованиях не совпадает ни с частотой их использования, ни с результатами прямого ранжирования (когда респондент прямо указывает, что характеристика Х важнее характеристики Y). Решить все эти и некоторые другие методологические и технические проблемы позволило использование методов субъективной семантики, заимствованных маркетологами из психиатрической и психологической практики (данные методы были разработаны в современном виде группой Ch.Osgooda в 50-х годах, и были адаптированы в конце 70-х годов в СССР; во втором европейском издании Ф.Котлера на русском языке, 1999, имеется отдельный раздел "Карта восприятия").

Тем не менее, в современной российской маркетинговой практике корректное использование психосемантических методов для решения задач маркетинга и массовой коммуникации осуществляется двумя научными коллективами, одним рекламным агентством, а упоминание о таких методах содержится в рекламных материалах одной исследовательской фирмы.

2. Современная российская практика исследований "образа брендов": технические проблемы и некорректные методы

При исследовании "образа бренда" маркетолог сталкивается со следующими проблемами:

  1. В результате исследования "образа бренда" необходимо получить такое описание своего и конкурирующих брендов, которое бы позволило их сравнивать по известным критериям. Но при обсуждении различных брендов, относящихся к одной и той же группе, потребители часто используют различные критерии (например, один бренд "красивый", а другой "надежный") - тогда возникает проблема сравнения объектов, описываемых потребителями различными (зачастую слабо пересекающимися) наборами критериев.
  2. В большинстве товарных групп в России имеется до нескольких десятков брендов (в нашей практике было исследование, в котором анализировалось положение почти 70 брендов). Ограничение числа исследуемых брендов исходя из каких-либо формальных критериев (по "ценовой группе", личное мнение бренд-менеджера и т.д.) может приводить к недополучению значимой информации и ошибкам в принятии ключевых бизнес-решений. Тем более опасно проводить исследования только относительно своего бренда, выбирая, например из некоторого набора дизайнов упаковки лучший- возможно этот дизайн действительно лучший среди представленного набора, но это совершенно не означает, что он лучше дизайнов тех упаковок, среди которых потребитель делает выбор.
  3. Потребители используют для описания брендов 20-30 критериев, значимость которых зависит от стадии жизненного цикла бренда и "дрейфует" под воздействием различных социальных процессов. Вхождение тех или иных критериев в "образ" различных брендов также очень сильно варьируется и носит диагностический характер.

Принимая во внимание вышеуказанные проблемы, при получении ответов на вопросы типа: "Как воспринимают мой бренд потребители?", "Есть ли бренды, которые потребители воспринимают лучше, чем мой? Почему?", "Как сделать так, чтобы мой бренд воспринимался лучше? Какое выбрать позиционирование?", маркетолог сталкивается с необходимостью проведения исследования, в котором "стандартный респондент" должен дать ответы на несколько сотен вопросов (например, дать оценку 20 брендам по 25 критериям, всего 20х25=500 вопросов). Анализ известных нам исследований, в которых был применен именно такой подход, продемонстрировал весьма ожидаемый результат: очень быстро, в среднем начиная с четвертого-шестого бренда, респонденты начинают саботировать исследование, что проявляется в снижении вариативности выбора предлагаемых оценок, смещения выбора на первые и последние позиции списка характеристик и т.д. Получаемые таким образом результаты, по сути, не подлежат какой-либо адекватной интерпретации и не могут использоваться практически.

Результаты, получаемые с помощью широкого распространенного "смягченного" варианта такого исследования, в котором было меньшее количество брендов и использовался метод "выбора важной и/или специфичной характеристики" мы рассмотрим ниже подробнее в сравнении с результатами анализа "карты восприятия", но если массовые опросы хотя бы внешне выглядят как возможный метод исследования "образа бренда", то использование фокус-групп для этих же целей вообще недопустимо.

Невозможность использования фокус-групп для диагностики "образа бренда"

Некорректность использования и невозможность правильной диагностики "образа бренда" в процессе фокус-группы проистекает из технических и содержательных ограничений метода:

  1. В процессе обсуждения на фокус-группе существуют известные технические ограничения для проведения сравнения и оценивания различных брендов. Традиционно это число ограничивается емкостью оперативной памяти человека, т.е. известным правилом "семь плюс-минус два" и равняется в своем максимуме девяти (для респондентов со средним и низким уровнем образования и того меньше). В случае обсуждения большего количества брендов так или иначе происходит разделение их на подгруппы и, как следствие, использование различных критериев в сравнении в подгруппах и невозможность сравнения брендов из различных подгрупп. Учитывая, что многие товарные классы содержат десятки брендов, использование фокус-групп становится невозможным хотя бы поэтому.
  2. "Образ бренда" по своему определению является "целостным" и, следовательно, весьма конкретным для человека и общества. Но "если простой, прямой, последовательный ответ появляется в комнате фокус-группы, то этот ответ чаще всего неполон, или получен в ответ на неправильный вопрос" ("…If a simple, straightforward, consistent answer emerges in a focus group study, that answer is often incomplete, or it is the response to the wrong questions" - пункт первый 25 Reasons To Use A Professional Qualitative Researcher, QRCA). То есть, и содержательно фокус-группа не может ответить на вопросы диагностики "образа бренда".

Эти ограничения и проблемы диагностики "образов брендов" частью исследователей искренне не осознаются, а меньшей частью не менее искренне замалчиваются, хотя сами по себе информативные и технологические методы давно описаны и входят в обязательный набор методов исследования, изучаемых на факультетах психологии и социологии.

3. Диагностика "образа бренда": как это делать правильно

Диагностику "образа бренда" следует проводить методом экспериментально-психологических исследований, основанных на использовании того или иного варианта семантического дифференциала.

Преимуществами данных методов является:

  1. Неограниченность числа объектов (брендов, рекламных материалов и т.д.), среди которых проводится сравнение.
  2. Возможность включения в исследование новых брендов и проведение тестирования вариантов рекламных материалов по мере их создания сравнительно длительное время (в течение нескольких месяцев).
  3. Методы семантического дифференциала или многомерного шкалирования позволяют также сравнивать объекты, имеющие различные наборы значимых признаков в тех случаях, когда обычные методы формального сравнения применить невозможно. Появляется возможность формализации и изучения взаимоотношений в субъективном мире товаров, относящихся к разным товарным группам (например, сравнение шоколадных конфет, автомобиля и одежды).
  4. Сведено к минимуму влияние исследователя (модератора, интервьюера) на респондентов.
  5. Также для участия в этих исследованиях нет необходимости собирать респондентов в определенное время в определенном месте, как для фокус-группы.

Сами по себе методы семантического анализа построены на том принципе, что все множество характеристик, которые люди используют для описания чего-либо, можно редуцировать до некоторого небольшого числа факторов (обычно 2-4), которые и являются субъективными критериями сравнения объектов. Эти факторы можно выделить с помощью математических процедур (факторного анализа), после чего становится возможным проведение сравнения различных объектов в независимости от того, какие характеристики используют респонденты для описания данных объектов.

    Например, несмотря на множество слов, которые можно использовать для характеристики того или иного человека (в английском около 4500, в русском языке около 2100), реально сравнение людей происходит в трехмерном пространстве качеств "Оценка - Эмоциональная сила - Активность". При сравнении различных товаров чаще всего выделяются факторы, которые можно интерпретировать как "Качество", "Цена", "Известность", "Надежность" и т.д. (набор и иерархия факторов для каждой товарной группы свои).

Основные этапы диагностики "образа бренда".

При проведении исследований "образа бренда" на первом этапе с помощью небольшого числа (30-40) личных интервью с помощью открытых вопросов выявляют критерии потребителей, используемых для описания конкретной товарной группы. В ходе интервью интервьюер фиксирует все характеристики, которые используют респондент, причем именно в терминологии респондента, не интерпретируя ее - это позволяет определить ключевую лексику целевых потребителей и использовать ее как при составлении анкет для исследования, так и для создания коммуникационных материалов.

    Для различных товаров потребители обычно используют 10-20 критериев (для лекарств и продуктов питания меньше, для сложных технических товаров больше). При составлении списков критериев самым важным является использование критериев именно потребителей, а не производителей. Это связанно с тем, что потребители используют критерии "эффектов" или "характеристик" товаров (например, для телевизоров - "хорошее изображение", "красивый дизайн"), а производители критерии "состава" (например, "высокоаппертурная пушка"). Эти различия нашли свое отражение в расхожих метафорах типа "Люди покупают не дрель, а дырки в стене".

На втором этапе характеристики/критерии, называемые потребителями чаще остальных, преобразуют в тот или иной тип шкалы (обычно от -3 до +3) и просят респондентов (естественно, других, чем на первом этапе) оценить тестируемый объект по каждому критерию.

Технически каждый респондент за одно интервью может оценить от 1 до 6 тестируемых объектов (это зависит от товарной группы, длины опросника и т.д.). Данный метод исследования удобен еще и тем, что за счет используемых методов обработки нет необходимости в том, чтобы каждый респондент оценивал всё то многообразие объектов (брендов, рекламных материалов и т.д.), которые исследователь включил в исследование. При таком "распределенном" интервью требуется соблюдение случайности предъявления стимулов разным респондентам (для исключения "влияния соседа") и строгое квотирование при формировании выборки, но нет необходимости в длительном и/или многократном интервью. На один тестируемый объект необходимо получить ответы от 40 до 100 респондентов в зависимости от точности определения целевой группы и ее размера.

В результате факторного анализа оценок, данных респондентами по каждому критерию, данные критерии группируются в несколько факторов, с помощью которых и получают так называемые "карты брендов", характеризующих субъективное восприятие различных брендов (см. Диаграмма 1). С помощью такой карты можно описать и "образ бренда", и сравнить его с другими брендами, с идеальным брендом, оценить его упаковку, рекламные материалы, выработать рекомендации относительно позиционирования и т.д.

Диаграмма 1. 3-х мерная карта шести брендов.
Заметна сравнительно более высокая оценка по всем факторам бренда 2 и низкая оценка по факторам X и Y бренда 3.

С помощью специальных математических методов можно ответить на вопросы и относительно эффекта "каннибализаци" брендов - когда один из товаров под "зонтичным" брендом начинает подавлять продажи других товаров под этим брендом; и относительно эффекта "вампирства" брендов - когда торговое наименование начинает восприниматься как обозначение всей товарной группы.

Пример действия эффекта каннибализации брендов: оценка различных товаров под одной торговой маркой. Технически шары должны были быть равного размера, но из-за эффекта каннибализации "товаром 4" и "товаром 2" торговой марки, "товары 1 и 3" долго не могли занять место на рынке.

Пример действия эффекта "вампирства" бренда: шары, отображающие различные бренды должны были быть одного размера, но на момент исследования три бренда (группа в центре нижней части графика) были вообще плохо различимы потребителями, и группа имела "вампира", который олицетворял для потребителей практически всю товарную группу (брендами-вампирами являются, например, Xerox, Pampers).

Путем построения карты марок можно также проводить претест рекламных материалов. Респонденту предлагается оценить рекламный материал по тем же критерием, которые легли в основу анкеты для оценки "образа бренда", и после проведения опроса данный рекламный материал становится точкой на карте. Анализ ее положения относительно положения самого бренда (упаковки), идеального бренда, а также брендов-конкурентов помогает выбрать тот рекламный материал, который создает необходимое рекламодателю восприятие бренда, т.е. находится на "заданном" месте карты "образа марок".

Для организации адекватной коммуникации с потребителем, помимо анализа "образа бренда" необходим анализ "образ потребителя". Известны ситуации, когда при высокой оценке товара, потребитель избегает его покупать или выдвигает ложную мотивировку отказа от покупки из-за того, что данный товар/бренд, по его мнению, хоть и хорош, но не предназначен для него - "им пользуются другие люди, непохожие не меня". В литературе данный эффект описывается как "избегание идентификации с образом потребителя" (см. Котлер Ф., глава 3, врезка 6: "Почему потребители поначалу противились покупать растворимый кофе?").

Для исследования "образа потребителя" используются те же методики семантического шкалирования, что и для исследования "образа бренда", с использованием соответствующих критериев (обычно используется список общепсихологических характеристик человека).

Таким образом, результаты исследования "образа бренда" методами диагностики субъективной семантики позволяют оценивать восприятие бренда относительно конкурентов потенциальными и реальными потребителями, структуру возникновения предпочтения, а также выявлять динамику развития других брендов. Результаты исследования "образа потребителя" позволятют оценить адекватность используемой коммуникативной стратегии (стиль сообщения, оформление рекламы и т.д.), а также проводить её целенаправленную и осознанную коррекцию.

Пример сравнения результатов, получаемых при использовании метода "карты восприятия" и метода "выбор важнейших характеристик".

Рассмотрим результаты, полученные при использовании различных методов исследования. Базовым исследованием явилось исследование, в котором респондентов последовательно просили 1) указать не более пяти важнейших характеристик товара; 2) охарактеризовать марку, которую они считают лучшей. Как видно из Таблицы 1, частота выбора "важнейших" характеристик и характеристик "лучшего бренда" различна, что с позиции формальной логики уже несколько странно.

Таблица 1. Вероятность выбора характеристик в зависимости от задания.

Критерий товара/бренда в данной товарной группе

Вероятность выбора критерия в качестве одного из пяти важнейших для данной товарной группы

Вероятность выбора критерия в качестве характеристики лучшего (идеального) бренда в данной товарной группе

Отношение вероятности выбора данного критерия в качестве "важнейшей характеристики" для товара данной товарной группы и вероятности выбора в качестве характеристи "лучшего" бренда в данной товарной группе

Аналогичная проблема возникает при попытке сравнить оценки нескольких брендов их пользователями. Как видно из приведенного ниже графика, вероятность выбора той или иной характеристики по отношению к конкретному бренду, гораздо меньше, чем выбор "важнейших" или "лучших" характеристик.

Сравнение нескольких брендов при такой технологии также вызывает много проблем: чисто зрительно самый лучший Brand6, а также позиции "2" и "3", но уровень продаж не отражал таких положительных оценок ни до, ни после исследования (обычно изменения "образа бренда" опережают рыночную судьбу: имидж страдает раньше, чем продажи; а для новых брендов можно предсказать скорость роста в зависимости от привлекательности его имиджа для потребителей).

Считается, что использование факторного анализа позволяет выделить факторы, скрытые от непосредственного наблюдения, но объясняющие несколько первичных переменных. Попытка провести факторный анализ данных, собранных по методу "выбора характеристик", привели к малоинтересному результату, так как два первых фактора описывали всего 18% дисперсии.

% total Variance

Как видно из приведенной выше карты, по первому фактору лидирует Brand6 и выраженность характеристики по первому фактору при традиционном подходе к интерпретации таких данных позволяла бы утверждать о лидирующем положении бренда. Проблема была опять же в отсутствии внешней валидности этих результатов.

Проведение исследования по методике многомерного шкалирования позволило получить более информативное решение. Прежде всего, два первых фактора, полученных даже без улучшения модели, описывали уже 46% дисперсии (всего значимые факторы описывали около 2/3 дисперсии). Что более важно, полученные результаты обладали гораздо большей внешней валидностью: позиции 4 и 5 являлись активно рекламируемыми и конкурирующими брендами, а бренд1 занимал третью позицию. Бренды 2 и 6 по известности и использованию занимали последние места, а бренд 3 был широко известен и мифологизирован по историческим причинам, но на рынке практически не представлен.

Для понимания поведения конкретных людей в организации необходимо исследовать их взаимодействие с различными факторами, с которыми они сталкиваются в данной организационной среде. Индивидуальное поведение представляет собой функцию множества переменных, таких, например, как ценности, установки, способности, обучаемость, личностные качества, мотивация, восприятие, компетентности и особенности окружающей среды. Наиболее важные из них представлены на рис. 9.1 .

Восприятие – познавательный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может существенно отличаться от реальности.

Поведение человека в организации, оставаясь результатом воздействия большого числа переменных как личностных, так и организационного окружения, в свою очередь, есть фактор, влияющий на поведение других людей в трудовой совместной деятельности. Иными словами, поведение человека как реакция (отклик) на поведение других людей, в то же время служит стимулом для изменения поведения этих и других людей. Человек в организации и как индивид, и как член "паутины" рабочих отношений имеет возможность выбора реакции на происходящие события или на попытку оказания влияния на его поведение, которая, в свою очередь, определяет следующую реакцию, начиная процесс обратной связи.

Следовательно, поведение – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуации.

Таким образом, человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее (создает образ ситуации), одновременно "определяя" себя в данной ситуации (принимая решение о своем поведении), и затем на этой основе проявляет активность (действует) как субъект деятельности (актуализирует свое поведение).

Рис. 9.1.

Восприятие оказывает влияние на отношение каждого менеджера к определенным людям и событиям, а также на его ответную реакцию. В свою очередь, эти люди также составляют свое впечатление о менеджере в соответствии со своим пониманием его поведения в тех или иных ситуациях. Признание разницы восприятия мира между работником, менеджером и реальной ситуацией в организации очень важно в понимании организационного поведения (ОП). Поэтому менеджеру необходимо понять, каким образом реальные события могут быть искажены восприятием, и каким образом это может повлиять на работу.

Восприятие (перцепция) – важный и сложный опосредующий когнитивный процесс. С его помощью человек придает значение элементам и явлениям окружающей среды, формирует уникальную интерпретацию (понимание ) ситуации и ответное поведение человека и поэтому имеет прямое отношение к изучению ОП. Наиболее важные факторы, ограничивающие воспринимаемый мир человека и влияющие на его поведение в данной ситуации, приведены на рис. 9.2. Особую роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной стимул, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Результатом этой деятельности является образ как целостное психологическое представление о стимуле (предмете, событии и т.д.), с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений.

К основным свойствам восприятия как когнитивного (познавательного) социально-психологического процесса следует

Рис. 9.2.

отнести: предметность, структурность, активность, апперцептивность, контекстность, осмысленность .

Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой, отражающей логическую последовательность основных этапов: а) выделение (селекция) в процессе наблюдения комплекса стимулов из потока информации и формирование (группирование) объекта восприятия; б) организация и идентификация объекта по найденному комплексу признаков; в) категоризация объекта и уточнение правильности отнесения; г) формирование и интерпретация окончательного вывода о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Следовательно, восприятие – это в значительной степени интеллектуальный интерактивный процесс, состоящий из нескольких подпроцессов (стадий): 1) регистрации (наблюдения); 2) селекции (избирательности, отбора); 3) организации; 4) категоризации, хранения и интерпретации в психологическом опыте различных стимулов в значащую и логически последовательную картину мира. На результат каждой из стадий восприятия оказывают существенное воздействие как внешние, так и внутренние факторы. Рассмотрим подробнее внешние факторы, влияющие на избирательность процесса восприятия.

Внешние факторы восприятия

Внешние факторы, влияющие на селективность (избирательность ) восприятия, – характеристики стимулов внешней среды, которые влияют на то, будет ли к этому стимулу привлечено внимание и будет ли он замечен. Некоторые примеры этих внешних факторов могут быть объединены в принципы восприятия.

Размер. Чем больше размер внешнего фактора, тем больше вероятность того, что его воспримут.

Интенсивность. Чем больше интенсивность внешнего фактора, тем больше вероятность того, что его тоже воспримут (яркий свет, резкий тон, громкий шум и т.д.).

Контрастность. Внешние факторы, которые находятся в противоречии с окружением или которые расходятся с ожиданиями людей, по всей вероятности, будут восприняты. К тому же контраст объектов с другими или с их окружением может влиять на то, как они воспринимаются.

Движение. Движущийся фактор будет воспринят с большей вероятностью, чем неподвижный. Солдаты в бою наглядно подтверждают этот принцип.

Повторяемость. Повторяющийся фактор будет воспринят намного быстрее, чем одиночный. Реклама повторяет ключевую идею и реклама же, сама по себе, может быть представлена много раз для большей эффективности.

Новизна и узнаваемость. Либо знакомый, либо новый фактор в окружающей среде может привлечь внимание, и это зависит от обстоятельств.

Набор этих и других похожих факторов может быть использован, чтобы усилить эффект восприятия. Они, в комбинации с некоторыми внутренними факторами человека, определяют: в какой степени тот или иной стимул будет воспринят. Например, средства массовой информации (СМИ) иногда навязывают значимость наблюдения за теми или иными стимулами, используя эти внешние факторы восприятия.

Внутренние факторы восприятия

К ним относятся перцептивные ожидания (установки), Я-концепция, перцептивная защита, знания, личностные особенности, эмоциональное состояние, потребности и мотивация деятельности, цели и задачи, жизненный и профессиональный опыт.

Установка восприятия. Это перцептивное ожидание, основанное на прошлом опыте с такими же или подобными стимулами. Иными словами, люди видят, слышат и даже чувствуют то, что они хотят увидеть и услышать.

Потребности и мотивация. Наши потребности играют важную роль в восприятии. Например, рабочий фирмы, объявившей о предстоящем сокращении тысячи служащих, будет более чувствителен к объявлениям о найме на работу, чем рабочий другой фирмы, которая не проводит сокращения персонала.

Опыт. Восприятие сильно зависит от предыдущего опыта и того, чему именно научил этот опыт. Удачный опыт повышает уверенность в собственных возможностях. Провал ослабляет уверенность в себе.

Я-концепция. Самовосприятие, самоопределение каждого человека, или Я-концепция (Я-образ ), вырабатывается в процессе взаимодействия с окружающими людьми. "Я" и работает как схема (Я-схема ), определяющая, как мы обрабатываем информацию об окружающем мире и о себе. Воспринимаемый мир группируется вокруг восприятия себя. Оценивание себя известно как самооценка или самоуважение. В целом высокий уровень самоуважения более предпочтителен, чем низкий, и уровень самоуважения может повышаться под воздействием позитивного опыта. Самоэффективность обозначает оценку человеком своих способностей выполнить какое-либо задание, достичь какой-либо цели или преодолеть какое-либо препятствие. Высокая степень самоэффективности улучшает многие виды деятельности, от спорта до учебы.

Личностные особенности. Формируются частично под влиянием восприятия, и, наоборот, личностные особенности влияют на то, как мы воспринимаем мир. Но больше всего их влияние сказывается на том, как человек воспринимает других людей – на процессе межличностного восприятия, "восприятия людей" или "социального восприятия". Личные качества сказываются на том, в каком свете люди воспринимают других людей. Оптимисты видят вещи в благоприятном свете, пессимисты – в негативном. Карл Роджерс указывает, что люди, реалистично воспринимающие себя, могут эффективно действовать, не обращая особого внимания на защиту от своих ошибок. Они полностью осведомлены о своих недостатках так же, как и о добродетелях.

Формы и принципы организации восприятия

Фундаментальной формой организации восприятия служит фигура – фон на основе принципа группировки стимулов в узнаваемую структуру. Фигура фон – фундаментальная форма организации восприятия, определяющая возможность выделения "фигуры" (доминирующие черты) из "фона" (стимулы, заполняющие окружение). Формирование фигуры – фона: часть стимулов становится выделенной как объект (фигура) в противоположность менее выделяющемуся заднему плану (фону).

Константность – это сложная форма организации восприятия, заключающаяся в тенденции к восприятию объектов, явлений с использованием длительное время одних и тех же образцов, что позволяет личности ощущать стабильность в изменчивом мире.

Группировка. Основополагающий принцип организации восприятия, проявляющийся в тенденции группировать ряд стимулов в некую узнаваемую структуру, обладающую определенным внутренним однообразием. Группировка стимулов осуществляется по следующим принципам: близости, схожести (подобию ), замкнутости (полноте, цельности, заполнению пробелов ), целостности, смежности, общей зоне .

Результат процесса восприятия – построение образа: образы восприятия как "ориентировочная основа поведения" более значимы для отношения и поведения, чем сам объект восприятия. Образ ситуации – это обобщенная картина (индивидуальное видение) фрагмента (предметов и явлений внешней и внутренней организационной среды) реального мира, воспринимаемого человеком, складывающаяся и проектируемая в результате переработки информации о нем. С помощью процессов категоризации и интерпретации индивид тем или иным образом "определяет" ситуацию. Следствием этого "определения" ситуации становится его поведение, которое он строит в соответствии со своим "определением".

Человеческое поведение – это ряд приспособлений к изменяющемуся пониманию ситуаций.

Человек, действуя в мире, остается по существу пленником своих интерпретаций этого мира: человеку важен не столько сам объективный факт, сколько значение, придаваемое ему. Именно в этом смысле можно говорить о том, что личность фактически сама создает, конструирует тот социальный мир, в котором живет.

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Восприятие человеком организационного окружения складывается двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.

Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации. Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Второй способ – эмоциональная систематизация: человек обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. На восприятие человека оказывают влияние ряд факторов как внешних, так и внутренних.

Внутренние 1. быстрее воспринимаются знакомые сигналы, чем незнакомые.

  • 2. Быстрее воспринимаются сигналы, вызывающие сильные положительные или отрицательные эмоции
  • 3. Ситуация, которая предшествовала восприятию

Внешние 4. интенсивность происходящего

  • 5. подвижность сигнала
  • 6. Состояние окружения, в котором человек находится
  • 7. Размер.

Можно указать на несколько распространенных способов восприятия, которые затрудняют и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком. Стереотипизация - сведение более сложного и оригинального явления к определенному стереотипу и, соответственно, упрощенному представлению об этом явлении, т. о., она может облегчить процесс познания. Но может иметь и негативные последствия – искажает восприятие, оценка людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом.

Наиболее важным и сложным с точки зрения взаимодействия человека и орг окружения является процесс восприятия индивидом человека. Выделяют 3 группы характеристик человека, оказывающих влияние на его восприятие окружающими: физические характеристики, социальные характеристики и анкетные данные.

19. Системная организация восприятия внешней информации. Понятия анализатор, сенсорная система. Классификация анализаторов

Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих в техническую систему или живой организм из внешнего мира, в форму, пригодную для дальнейшего использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь живого организма или искусственной системы (технического устройства, робота) с внешней средой формируется и поддерживается внутренняя модель окружающего мира, создаются условия для любого вида обучения.

Сенсорная система - это часть нервной системы, влючающая орган восприятия, его рецепторы и нейронные пути к мозгу.

Анализàтор челове́ка - подсистема центральной нервной системы,обеспечивающая приём и первичный анализ информации.

1. Внешние анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внешней среды. Их возбуждение воспринимается субъективно в виде ощущений.

–зрительный;

–слуховой;

–обонятельный;

–вкусовой;

–тактильный;

–температурный.

2. Внутренние (висцеральные) анализаторы – воспринимают и анализируют изменения внутренней среды организма, показателей гомеостазиса.

3. Анализаторы положения тела – воспринимают и анализируют изменения положения тела в пространстве и частей тела друг относительно друга.

–вестибулярный;

–двигательный (кинестетический).

4. Болевой анализатор – выделяется отдельно в связи с особым значением для организма – он несет информацию о повреждающих действиях. Болевые ощущения могут возникать при раздражении как экстеро-, так и интерорецепторов.

Экстерорецепторы – снаружи (рецепторы кожи, видимых слизистых оболочек и органов чувств).

Интерорецепторы – внутри (рецепторы внутренних органов, сосудов и ЦНС; + опорно-двигательного аппарата и вестибулярного аппарата).

Св-ва анализаторов:

· адекватность – восприятие присущих только данному анализатору раздражителей;

· адаптация – ослабление или прекращение восприятия длительно действующего раздражителя;

· порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, способная восприниматься анализаторами.

Для возникновения ощущения необходимо наличие следующих функциональных элементов:

1) рецепторов органа чувств, осуществляющих воспринимающую функцию (например, для зрительного анализатора это рецепторы сетчатки глаза);

2) центростремительного пути из этого органа чувств в большие полушария, обеспечивающего проводящую функцию (например, зрительные нервы и проводящие пути через промежуточный мозг);

3) воспринимающей зоны в больших полушариях, реализующей анализирующую функцию (зрительной зоны в затылочной области больших полушарий мозга).

20. Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора

Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый глаз двигаются в противоположных направлениях или при неподвижности одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без слез – отсутствует защитный слезный рефлекс из-за недоразвития соответствующих нервных центров. Поле зрения у детей значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться с 5 месяцев. Это способствует совершенствование координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты зрения, взаимодействие зрительного с другими анализаторами (особо важную роль играет тактильная чувствительность).

В интервале между 6 и 9 месяцем ребенок приобретает способность стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине и отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного анализатора на различные цвета у детей наблюдается сразу после рождения. Методом условных рефлексов установлено дифференцирование цветовых раздражителей с 3 – 4 месяцев.

Зрительный анализатор состоит из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых центров и высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.

Основная функция – различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

Бинокулярное зрение – это зрение двумя глазами. Позволяет ощущать рельефные изображения предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при рассматривании предметов.

Аккомодация – приспособление глаза получению отчетливого изображения на сетчатке на различных расстояниях.

Формировать настрой на здоровый образ жизни. 3. ТСО и средства наглядности: таблицы “Схема кровообращения”, бинты, жгуты резиновые, палочки. 4. Используемая литература: 1. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма [Текст] / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М: Издательский центр “Академия”, 1999. – 448 с. 2. Сонин, Н.И. Биология. 8 класс. Человек [ ...

Только один половой инстинкт. Во-вторых, потому, что в человеческом поведе­нии исключительная роль принадлежит социальным реакциям - по­ведению, определяемому положением человека в обществе, коллективе, социальной среде. К сожалению, зарубежные физиологи зачастую стро­ят свои нейрефизиологические концепции, исходя из психоанализа Фрейда. [функцию коры, общую для человека и животных, обуславливаю- ...

Точки зрения как высшей ступени познавательной деятельности человека в отличие от обиходного, житейского знания, религии и философии, также обсуждается их взаимное соотношение. Выявляются основные тенденций в развитии научной и философской мысли с IХ-Х вв. до настоящего времени. Ивановский предложил интересную классификацию наук. Он разделил все науки на теоретические и практические, прикладные. ...

Пути целостного научного познания человека, которому в современных условиях должна соответствовать система наук о человеке, объединяющая различные области естествознания и общественных наук. Именно классики марксизма предвидели воссоединение истории и естествознания в изучении человека, образование в будущем исторического естествознания человека. Все развитие общественных и естественных наук...

Рассмотрим пример потребительских восприятий - очень важный актив для многих компаний. Восприятие потребителей можно разделить на множество типов восприятие компании ее отдельных брендов услуг, предлагаемых компанией того, как компания реагирует на жалобы, на поломку своей продукции или какие-то другие сбои.  


Примеры физической модели - синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель, уменьшенный в определенном масштабе чертеж проектировщика. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы, например, размещение дверей, ускоряющее движение людей и материалов. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики типа аэродинамического сопротивления. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящего. Подобным образом строительная компания всегда строит миниатюрную модель, прежде чем начать строительство производственного или административного корпуса или склада.  

С концепцией восприятия ценности связан и вопрос уровня дефектов. В общем, американский бизнес всегда стремился к обеспечению приемлемого уровня дефектов, разумно низкому процентному показателю дефектности от общего объема произведенной продукции. Но для покупателя существует только один приемлемый уровень - полное отсутствие дефектов. Кроме того, люди гораздо больше склонны к тому, чтобы излить все свои жалобы на качество любому, готовому их выслушать, чем рассказывать об изделии, с которым у них не было никаких проблем. Поэтому даже небольшой процент дефектов может превратиться в снежный ком отрицательного имиджа. То, что наиболее преуспевающие японские компании давно уже проводят политику полной бездефектности, конечно же сыграло свою роль в создании того образа качества, которым сейчас пользуется продукция автомобильной и электронной промышленности Японии. И хотя полного совершенства достичь, видимо, невозможно, стремление к нему кажется оправдывает дополнительные затраты.  

Хотя этот процесс воздействует на восприятие будущего руководителем, понимание им современного состояния своей специализации и предмета исследований не меняется. Внутри подразделения способ управления остается управлением изнутри, основанным на специальности и опыте усвоения. Подготовленный для работы по своей специальности персонал продолжает мыслить в том же, основанном на профессиональной специализации духе и спокойно жить в своем подразделении. Сотрудники могут воспринимать свою компанию как место тяжкого труда, как ограничение научно-исследовательской деятельности, но рассматривают свое подразделение НИР как профессиональное убежище от других (например, финансовых) соображений корпорации.  

Ныне, когда стремительно совершенствуются эксплуатационные и функциональные характеристики полупроводниковой продукции, компания, утратившая бдительность, вскоре обнаружит, что ее изделия устарели. Где бы ни было создано новое устройство, фирмы должны уметь максимально использовать его при разработке новых конструктивных решений и быстро осваивать их выпуск. Освоение серийного производства и маркетинга также про-всходит с головокружительной скоростью. Открытость к восприятию изменений и быстрота реакции - качества, играющие ключевую роль в разработке и выпуске новой продукции.  

Данная вступительная глава содержит краткое описание общеэкономической среды, в рамках которой функционирует предприятие или компания. Проработав излагаемые ниже материалы, вы узнаете, что такое макро- и микроэкономика и что понимается под "факторами производства ". Ознакомитесь с основными элементами рыночной системы хозяйствования. Узнаете, как и почему правительство вмешивается в рыночные отношения . Увидите, как связаны между собой спрос, предложение и цена товара , лучше разберетесь с причинами инфляционных процессов . Узнаете, что экономическое развитие подчиняется строгим циклическим закономерностям. Ознакомитесь с основными показателями , характеризующими состояние экономики страны, и увидите, как связана ее экономика с мировым хозяйством через систему внешней торговли . Проработав материалы главы в целом, вы будете подготовлены к последующему восприятию проблем микроэкономики отдельного предприятия на фоне общего состояния экономики страны.  

Этот показатель характеризует перспективу роста компании на рынке акционерного капитала и характеризует рыночное восприятие уровня риска предприятия.  

Мы убедились в том, что разделение обычных отклонений на две части (производственную и планирования) оказывает огромное влияние на восприятие картины функционирования компании и на понимание того, как идет выполнение плана . Если ошибки планирования возникают в результате действия непредвиденных обстоятельств или носят разовый характер (как в случае с АМС Ltd., когда рыночная среда оказалась менее конкурентной), т.е. их нельзя объяснить действиями или бездействием менеджеров, то из анализа их следует исключить. Это позволит сфокусировать внимание менеджеров на тех аспектах управления , которые можно контролировать, т.е. отраженных в производственных отклонениях. В тех случаях, когда отклонения планирования возникают в силу подконтрольных обстоятельств (например, отклонение в количестве потребления материалов при смене поставщика или материала), знание природы таких отклонений можно использовать в целях улучшения будущих нормативов, применяемых при составлении бюджета . Тот факт, что пересмотр стандартов является составной частью процедуры бюджетного контроля , позволяет предотвратить устаревание бюджетных нормативов. Это особенно важно при работе в условиях динамичного окружения.  

Рост компании несомненно ведет к увеличению числа планов и числа страниц их текстов и схем, требующих просмотра руководством. Чтобы удержать все это в пределах, доступных для управления, чрезвычайно важно, чтобы управляющие прилагали максимальные усилия к тому, чтобы (1) свести к минимуму объемы своих планов, но без ущерба для существенных деталей, и (2) использовать все возможные средства для упрощения чтения, восприятия и обзора планов.  

Работа консультантов показала, что одним из самых сложных моментов в данном проекте являются изменения восприятия работников предприятия. По словам одного из директоров компании Это всегда трудно - поменять взгляд на вещи, понять до конца, что мир вокруг изменился и ты должен меняться вместе с ним. Больно думать  

Следует также отметить, что все ссылки на рекомендуемую литературу приводятся на английском языке, поскольку, к сожалению, практически все предлагаемые источники доступны в настоящее время только в зарубежных изданиях. На языке оригинала сохранены также названия компаний и организаций. Исключение составляют лишь примеры, где действуют не существующие в действительности фирмы или выдуманные персонажи. Стремясь оживить изложение, облегчить восприятие сложного материала, авторы зачастую придумывают для таких примеров довольно забавные названия и имена, порой прибегают даже к литературным аллюзиям. В этих случаях ради сохранения стилистических достоинств оригинала все названия и вообще имена соб-  

Чтобы понять мнение покупателей о существующих на рынке продуктах и марках, многие компании прибегают к составлению карт восприятия . При этом с помощью различных математических методов составляются одна или несколько пространственных карт , отражающих восприятие людей. Результатом является наглядная картина - карта восприятия , - показывающая относительные позиции различных продуктов, марок или компаний. Пример такой карты представлен на рис. 2.3. Показатели, относительно которых определяются позиции, предпочтительно должны определяться посредством опроса покупателей . Затем проводится подтверждающее исследование, в ходе которого выявляется расположение продуктов, марок или компаний, а затем строится наглядный график.  

Запросы и восприятие потребителей должны постоянно отслеживаться (см. главу А4). Вместе с тем основные рыночные тенденции способны как положительно, так и отрицательно сказаться на покупательной способности . В какую бы сторону не было направлено это изменение, оно серьезно скажется на показателях деятельности компании, поэтому вероятность перемен в покупательной способности необходимо контролировать.  

Какой бы способ анализа или описания конкуренции не применялся, для эффективного маркетинга ее нужно понимать целиком и полностью. Что касается непосредственно сегментирования, то без способности к быстрому восприятию ситуации на конкурентной арене, угроз, возможностей и относительных сил основных игроков определить сегменты, которые станут приоритетными для компании, не представляется возможным.  

В этой главе мы осветили два вопроса. В первой части была рассмотрена основа конкуренции в каждом из сегментов, в котором работает или собирается работать компания. Основа конкуренции - это отличительное преимущество фирмы. При наличии крепкого, устойчивого отличительного преимущества упрощается процесс разработки маркетинговых программ . Вторая часть главы посвящена позиционированию продуктов или марок компании на рынке. Карты позиционирования, или восприятия, являются удобным способом для объединения воедино восприятия покупателей в отношении предложений различных компаний и торговых марок. Знать их относительные позиции жизненно необходимо, если вы хотите сделать разумные выводы о будущей стратегии позиционирования и правильно разработать маркетинговые программы.  

Перед тем как переходить к следующей главе, вы должны определить природу всех отличительных преимуществ , которыми может воспользоваться ваша компания. Если у нее нет ни одного отличительного преимущества , нужно выделить области, имеющие потенциал для развития такового в будущем. Подумайте, какие шаги необходимо предпринять, чтобы развить имеющиеся и потенциальные отличительные преимущества . Кроме того, вы должны также построить одну или несколько карт восприятия для своих продуктов или торговых марок. Названия  

Закончив работу над этой частью книги, вы определите, почему нужно развить и изменить первоначальный способ группировки покупателей. Будет продемонстрирована важность понимания потребностей покупателей (ОЦП), процессов совершения покупки, факторов, которые влияют на восприятие марок конкурентов. Вам будут предложены четкие пошаговые инструкции, посредством которых сведения из анализа будут применены для пересмотра сегментов, переоценки списка рыночных приоритетов и определения желаемого восприятия - позиционирования - продуктов компании. Мы также поможем вам оценить новые сегменты , которые в настоящее время еще не обслуживаются компанией. В конце главы будет дано четкое изложение будущей стратегии и основные проблемы , которые нужно будет преодолеть, чтобы стратегия стала реализуемой. Проработав эту часть книги и заполнив необходимые таблицы, вы определите стратегию целевых рынков для своей компании.  

Используя табл. С 1.3, укажите существующие позиции марок компании и ее соперников (как в табл. А6.2), и отметьте, какую позицию марка должна занять в будущем. Позиция должна быть реалистичной , с учетом существующего восприятия покупателей. Такая карта строится для каждого целевого сегмента.  

Решения о покупке покупатели принимают на основании своего восприятия марки или продукта марок вашей компании по сравнению с предложениями конкурентов в контексте основных ценностей (ОЦП). Важно добиться четкой и понятной позиции, что требует хорошо обдуманных программ коммуникации и реалистичных целей.  

Возможно, что не все намеченные мероприятия можно будет начать осуществлять немедленно. Характер развития должен быть не одномоментным, а постоянным. Особенно это касается новых продуктов , маркетинговых исследований и изменения восприятия марки. Постоянство развития следует учесть и в маркетинговых программах , для чего нужно выделить работников, ответственных за анализ, и так далее. Кроме того, в компаниях нередко присутствует разветвление сфер влияния (например, разделение производства и инжиниринга, наличие дочерних компаний , агентств, обособленных отделов кадров и финансов). Это также нужно учитывать, если вы действительно хотите воплотить свои маркетинговые программы в жизнь. Без этого рекомендации по стратегии целевых сегментов, выработанные в предыдущей части, так и останутся на бумаге.  

Таблица П1.2 Восприятие покупателями компании по отношению к конкурентам  

Чтобы знать, в чем слаба компания, необходимо изучить существующее восприятие целевым рынком торговой марки , имиджа продукта , качества продукта , послепродажного обслуживания и дилерского охвата, ценности получаемого продукта, показателей работы продукта и безопасности продукта - и все это по отношению к главным конкурентам. Для описания этих характеристик и выявления областей, требующих улучшения, используется табл. П 1.2.  

П 1. 2 Восприятие покупателями компании по отношению к  

Отслеживайте изменение приоритетов потребителей. Хотя восприятие потребителем ценности продукта на коротких отрезках времени достаточно стабильно, на него оказывают влияние экономические условия и развитие технологий. Если компания стремится к реализации эффективных стратегий , она должна периодически возобновлять исследования восприятия покупателями ценности продукта и установок конкурентов.  

Нужно отметить, что Луна и МС в мунданной карте, каковой является карта первой сделки, представляют публику и репутацию. Сочетание Юпитер-Нептун символизируют чрезмерный оптимизм и эйфорию. Таким образом, символизм соответствует выводам Джейна. Поскольку карта регистрации описывает основы компании, восприятие публикой данной компании - это одна из основ. Таким образом, отдельные части карты регистрации имеют некоторое влияние на курс акций , тогда как вся карта первой сделки связана с курсом акций.  

Во введении к отчету "Эбаско" Манзини и его сотрудники, занимающиеся планированием рабочей силы , следуют за Левинсоном, обращая особое внимание на анализ взглядов сотрудников на свою компанию. "Восприятие людей является для них реальностью, и их действия будут на-  

Подразделение, на которое возложены функции маркетинга , в японской компании называется эйгьо-бу (эйгьо означает вести дело, а бу означает отдел). До внедрения и восприятия современных концепций маркетинга в обязанность отдела входили все аспекты сбыта. Организационно отделы маркетинга не получили четко определенных функциональных обязанностей. Это произошло отчасти из-за недостаточного понимания значения деятельности по маркетингу, а частично потому, что служебные обязанности руководителей отдела маркетинга были неопределенны и двусмысленны. В те времена и даже сейчас функция маркетинга рассматривается в лучшем случае как синоним продажи. С тех пор растущее число компаний предприняло серьезные усилия по разработке организационной структуры отделов маркетинга , чтобы способствовать претворению своих концепций на основе стратегии маркетинга.  

Такой конформизм проявляется в отношении японцев к ответственности, контрактам, договорам, обещаниям и т. д. Данный феномен обусловливает восприятие японцами различных правил и инструкций, которые создаются на предприятиях западных стран. С точки зрения японцев, совершенно абсурдным является требование во всех случаях соблюдать букву таких предписаний. Японец твердо убежден, что правильный образ действий. может подсказать реальная обстановка, ситуация. Менеджер, считают японцы, должен всегда исходить из ситуации. Рассчитывать на инструкцию или какие-либо строгие указания, по их мнению, означает провалить дело. В этом плане небезынтересны идеи, высказанные председателем совета директоров электротехнической компании NE Кодзи Кобаяси .  

Особое внимание следует уделить содержанию контрольных отчетов. Серьезное влияние на восприятие отчетной информации и даже на то, какие меры принимаются по результатам контрольных процедур , оказывает степень детализации отчетности. Пример 13.7 содержит существенные детали, важные для высших менеджеров компании РТВ Ltd., но совершенно недостаточные для менеджеров подразделений. В общем случае, чем ниже уровень руководителей в служебной иерархии, тем более детальными должны быть составляемые для них отчеты, тогда их реакция будет более действенной. Верно и обратное - чем выше уровень ответственности менеджера, тем меньше деталей требуется представлять в соответствующих контрольных отчетах. Отчетность, представляемая самым высшим менеджерам компании, должна иметь максимально высокий уровень агрегирования данных (пример 13.7). Еще раз подчеркнем, что определять уровень детализа-  

Эта ситуация - пример совпадения интересов, возникших благодаря трансфертным ценам , основанным на полной или абзорпированной себестоимости. Схема ценообразования приведет перерабатывающее подразделение к восприятию постоянных расходов транспортного подразделения как переменных. С точки зрения интересов компании цены, основанные на себестоимости, приводят в краткосрочный период к дисфункциональным решениям.  

Исследователям компании ЗМ предоставляются время и место для обмена знаниями на регулярных встречах и ярмарках идей. Предавая гласности накопленные знания и предоставляя исследователям необходимое время для их восприятия, компании подталкивают к разработке новых продуктов . Например, изобретение клеящихся бумажек для записей Post-It Notes компанией Art Fry было частично стимулировано изобретением компанией ЗМ листков для записей.  

Желаемая позиция по отношению к маркам фирм-конкурентов отчасти диктуется уже существующей позицией крупные перемены в восприятии на практике, как правило, труднореализуемы, очень дороги и отнимают много времени. К примеру, пока некоторые автомобильные компании сумели избавиться от репутации недолговечности кузовов и ненадежности своих машин, какую они имели в 1970-х годах, прошло аи много ни мало десять лет. Вдобавок далеко не каждую марку нужно размещать на верхушке рынка. Лада и Yugo выработали для себя полезные рыночные позиции , находясь далеко от позиции лучшее качество/ большая цена.  

Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый 3 ОТуникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.  

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх