Интересные опыты в химии. Занимательная наука: как провести дома опыт по химии, чтобы заинтересовать ребенка? Насос из свечи

Эксперименты в домашних условиях, о которых мы сейчас поговорим, очень простые, но чрезвычайно занимательные. Если ваш ребенок ещё только знакомится с природой разных явлений и процессов, такие опыты будут выглядеть для него настоящим волшебством. А ведь ни для кого не секрет, что лучше всего преподносить детям сложную информацию именно в игровой форме - это поможет закрепить материал и оставит яркие воспоминания, которые пригодятся в дальнейшем обучении.

Взрыв в тихой воде

Обсуждая возможные эксперименты в домашних условиях, в первую очередь мы расскажем о том, как сделать такой мини-взрыв. Вам понадобится большой сосуд, заполненный обычной водопроводной водой (к примеру, это может быть трехлитровый бутыль). Желательно, чтобы жидкость отстоялась в спокойном месте в течение 1-3 суток. После этого следует осторожно, не касаясь самого сосуда, капнуть в самую середину воды с высоты несколько капелек чернил. Они будут красиво расползаться в воде, как будто в замедленной съемке.

Воздушный шарик, который надувается сам

Это еще один интересный опыт, который можно провести, осуществляя в домашних условиях. В сам шарик требуется насыпать чайную ложечку обыкновенной пищевой соды. Далее вам нужно взять пустую пластиковую бутылку и залить в неё 4 столовые ложки уксуса. Шарик необходимо натянуть на её горлышко. В результате сода высыплется в уксус, произойдет реакция с выделением углекислого газа, и шарик надуется.

Вулкан

С помощью той же соды и уксуса можно сделать в своём доме настоящий вулкан! В качестве основы можно использовать даже пластиковый стаканчик. В «жерло» засыпают 2 столовые ложечки соды, заливают её четвертью стакана подогретой воды и добавляют немного пищевого красителя тёмного цвета. Затем останется лишь долить четверть стакана уксуса и наблюдать за «извержением».

«Цветная» магия

Эксперименты в домашних условиях, которые вы можете продемонстрировать своему ребенку, также включают в себя необычные изменения различными веществами их цвета. Ярким примером тому является реакция, происходящая при соединении йода и крахмала. Смешав коричневый йод и белоснежный крахмал, вы получите жидкость... ярко-синего оттенка!

Фейерверки

Какие ещё можно провести эксперименты в домашних условиях? Химия предоставляет огромное поле для деятельности в этом плане. К примеру, вы можете сделать яркие фейерверки прямо в комнате (но лучше во дворе). Немного марганцовки необходимо растолочь в мелкий порошок, а далее взять аналогичное количество древесного угля и тоже измельчить его. Тщательно перемешав уголь с марганцем, добавляем туда же железный порошок. Данную смесь пересыпают в металлический колпачок (подойдет и обычный наперсток) и держат его в пламени горелки. Как только состав накалится, вокруг начнет рассыпаться целый дождь красивых искр.

Содовая ракета

И, напоследок, вновь скажем про химические эксперименты в домашних условиях, где участвуют самые простые и доступные реактивы - уксус и гидрокарбонат натрия. В данном случае вам потребуется взять пластиковую кассету для плёнки, заполнить её пищевой содой, а далее - быстро влить 2 чайные ложечки уксуса. На следующем этапе вы закрываете самодельную ракету крышкой, ставите на землю вверх дном, отходите и наблюдаете за тем, как она взлетает.

Вечер занимательной химии

При подготовке химического вечера требуется тщательная подготовка учителя к проведению опытов.

Проведению вечера должна предшествовать продолжительная, тщательная работа с учащимися, при этом одному ученику не следует поручать больше двух опытов.

Цель проведения химического вечера – повторить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии и привить им практические навыки в разработке и осуществлении опытов.

Описание основных этапов проведения вечера занимательной химии

I. Вступительное слово учителя на тему “Роль химии в жизни общества”.

II. Занимательные опыты по химии.

Ведущий (роль ведущего выполняет один из учеников 10-11-го класса):

Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и постараться их объяснить. И так, мы начинаем! Опыт № 1: “Вулкан”.

Опыт № 1. Описание:

Участник вечера высыпает на асбестовою сетку растертый в порошок дихромат аммония (в виде горки), на верхнюю часть горки кладет несколько головок спичек и поджигает их лучинкой.

Примечание: вулкан будет выглядеть еще более эффектно, если к дихромату аммония добавить немного порошкообразного магния. Компоненты смеси сразу перемешать, т.к. магний сгорает энергично и находясь в одном месте вызывает разбрасывание раскаленных частиц.

Сущность опыта – экзотермическое разложение дихромата аммония при местном нагревании.

Нет дыма без огня – гласит старая русская пословица. Оказывается, с помощью химии можно получить дым без огня. И так, внимание!

Опыт № 2. Описание:

Участник вечера берет две стеклянные палочки, на которые накручено понемногу ваты, и смачивает их: одну в концентрированной азотной (или соляной) кислоте, другую в водном 25%-ом растворе аммиака. Палочки следует поднести друг к другу. От палочек поднимается белый дым.

Сущность опыта – образование азотнокислого (хлористого) аммония.

А теперь представляем вашему внимаю следующий опыт – “Стреляющая бумага”.

Опыт № 3. Описание:

Участник вечера выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой. При прикосновении к каждому листочку раздается выстрел.

Примечание: заранее нарезаются узкие полоски фильтровальной бумаги и смачиваются в растворе йода в нашатырном спирте. После этого полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем концентрированнее был раствор йодистого азота.

Сущность опыта – экзотермическое разложение непрочного соединения NI3*NH3.

У меня есть яйцо. Кто из вас, ребята, очистит его, не разбивая скорлупы?

Опыт № 4. Описание:

Участник вечера помещает яйцо в кристаллизатор с раствором соляной (или уксусной) кислоты. Через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.

Сущность опыта – в состав скорлупы в основном входит карбонат кальция. В соляной (уксусной) кислоте он переходит в растворимый хлорид кальция (ацетат кальция).

Ребята, у меня в руках фигурка человека из цинка. Давайте оденем его.

Опыт № 5. Описание:

Участник вечера опускает фигурку в 10%-й раствор ацетата свинца. Фигурка покрывается пушистым слоем кристаллов свинца, напоминающим меховую одежду.

Сущность опыта – более активный металл вытисняет из растворов солей менее активный металл.

Ребята, а можно ли сжечь сахар без помощи огня? Давайте проверим!

Опыт № 6. Описание:

Участник вечера высыпает в стакан, поставленный на блюдце, сахарную пудру (30 г), туда же вливает 26 мл концентрированной серной кислоты и перемешивает смесь стеклянной палочкой. Через 1-1,5 минуты смесь в стакане темнеет, вспучивается и в виде рыхлой массы поднимается над краями стакана.

Сущность опыта – серная кислота отнимает от молекул сахара воду, окисляет углерод в углекислый газ, одновременно образуется сернистый газ. Выделяющиеся газы выталкивают массу из стакана.

Какие вы знаете способы добывания огня?

Из зала приводят примеры.

Попробуем обойтись без этих средств.

Опыт № 7. Описание:

Участник вечера насыпает на кусок жести (или кафельную плитку) растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин. Через некоторое время появляется огонь.

Сущность опыта – в результате реакции выделяется атомарный кислород и глицерин воспламеняется.

Другой участник вечера:

Я тоже получу огонь без спичек, только другим способом.

Опыт № 8. Описание:

Участник вечера насыпает на кирпич небольшое количество кристаллов перманганата калия и капает на него концентрированную серную кислоту. Вокруг этой смеси он складывает тонкие щепки в виде костра, но так, чтобы они не касались смеси. Затем смачивает спиртом небольшой кусочек ваты и держа руку над костром выдавливает из ваты несколько капель спирта так, чтобы они попали на смесь. Костер моментально загорается.

Сущность опыта – происходит энергичное окисление спирта кислородом, который выделяется при взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия. Выделяющееся при этой реакции тепло зажигает костер.

А теперь удивительные огни!

Опыт № 9. Описание:

Участник вечера помещает в фарфоровые чашки ватные тампоны, смоченные этиловым спиртом. На поверхность тампонов он насыпает следующие соли: хлорида натрия, нитрата стронция (или нитрата лития), хлорида калия, нитрата бария (или борной кислоты). На кусочке стекла участник готовит смесь (кашицу) из перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Он берет стеклянной палочкой немного этой массы и касается поверхности тампонов. Тампоны вспыхивают и горят разными цветами: желты, красным, фиолетовым, зеленым.

Сущность опыта – ионы щелочных и щелочноземельных металлов окрашивают пламя в различные цвета.

Дорогие ребята, я так устал и проголодался, что прошу вас разрешить мне немного покушать.

Опыт № 10. Описание:

Ведущий обращается к участнику вечера:

Дай мне, пожалуйста, чай и сухарь.

Участник вечера дает ведущему стакан с чаем и белый сухарь.

Ведущий смачивает сухарь в чае – сухарь синеет.

Ведущий :

Безобразие, ты же меня чуть не отравил!

Участник вечера:

Простите мен, я, наверное, перепутал стаканы.

Сущность опыта – в стакане находился раствор йода. Крахмал, находящийся в сухаре, посинел.

Ребята, я получи письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто сможет помочь мне узнать, в чем тут дело?

Опыт № 11. Описание:

Учащийся из зала (заранее подготовленный) прикасается тлеющей лучинкой к карандашной метке на листе бумаги. Бумага по линии рисунка медленно сгорает и огонек, передвигаясь по контуру изображения, обрисовывает его (рисунок может быть произвольным).

Сущность опыта – бумага сгорает за счет кислорода селитры, выкристаллизовавшейся в ее толще.

Примечание: на лист бумаги заранее наносится рисунок крепким раствором калиевой селитры. Его необходимо наносить одной непрерывной линией без пересечений. От контура рисунка тем же раствором следует провести к краю бумаги линию, отметив ее конец карандашом. Когда бумага высохнет, рисунок станет незаметным.

Ну а теперь, ребята, переходим ко второй части нашего вечера. Химические игры!

III. Командные игры.

Участникам вечера предлагают разбиться на группы. Каждая группа принимает участие в предложенной ей игре.

Игра № 1. Химическое лото.

На карточках, разграфленных как в обычном лото, пишутся формулы химических веществ, а на картонных квадратиках – названия этих веществ. Участникам группы раздают карточки, а один из них вытаскивает квадратики и называет вещества. Выигрывает тот участник группы, который первым закроет все поля карточки.

Игра № 2. Химическая викторина.

Между спинками двух стульев натягивается веревка. К ней на ниточках привязываются конфеты, к которым прикреплены бумажки с вопросами. Участники группы поочередно ножницами срезают конфеты. Игрок становится владельцем конфеты после того, как отвечает на приложенный к ней вопрос.

Участники группы образовывают круг. В руках у них химические знаки и цифры. Двое из игроков находятся в середине круга. По команде они составить химическую формулу веществ из знаков и цифр, которые держат остальные игроки. Побеждает тот участник, который быстрее составит формулу.

Участники группы делятся на две команды. Им раздаются карточки с химическими формулами и цифрами. Они должны составить химическое уравнение. Побеждает та команда, которая составит уравнение первой.

Вечер заканчивается вручением призов наиболее активным участникам.

Родители маленьких непосед могут удивить их опытами, которые можно провести в домашних условиях. Легкие, но в то же время удивительные и вызывающие восторг, они способны не только разнообразить досуг ребенка, но и позволят взглянуть на привычные вещи совсем другими глазами. И открыть для себя их свойства, функции, назначение.

Юные естествоиспытатели

Эксперименты дома, прекрасно подходящие для детей до 10 лет — лучший способ помочь ребенку накопить практический опыт, который пригодится ему в будущем.

Техника безопасности при проведении экспериментов

Для того, чтобы проведение познавательных экспериментов не было омрачено неприятностями и травмами, достаточно запомнить несколько простых, но важных правил.


Техника безопасности — на первом месте
  1. Перед тем, как начать работу с химическими веществами, рабочую поверхность нужно защитить, застелив пленкой или бумагой. Это избавит родителей от ненужной уборки и позволит сохранить внешний вид и функциональность мебели.
  2. В процессе работы не нужно слишком близко подходить к реагентам, наклоняясь над ними. Особенно если в планах – химические эксперименты для маленьких детей, в которых участвую небезопасные вещества. Мера позволит защитить слизистые рта и глаза от раздражения и ожогов.
  3. По возможности нужно использовать защитные приспособления: перчатки, очки. Они должны подходить ребенку по размеру и не мешать ему во время проведения эксперимента.

Простые эксперименты для самых маленьких

Развивающие опыты и эксперименты для самых маленьких детей (или для детей до 10 лет), как правило просты и не требуют от родителей ни особых умений, ни редкого или дорогостоящего оборудования. Зато радость открытия и чуда, которое так легко сделать своими руками, останется с ним надолго.

Например, в неописуемом восторге дети будут от самой настоящей семицветной радуги, которую они смогут вызвать сами при помощи обычного зеркала, емкости с водой и листа белой бумаги.


Опыт с радугой в бутылке

Для начала на дно небольшого таза или ванны кладется зеркало. Затем, он наполняется водой; а на зеркало направляется свет фонаря. После того, как свет отразится и пройдет через воду, он разложится на составляющие его цвета, став той самой радугой, которую можно будет увидеть на листе белой бумаги.

Еще один, очень простой и красивый опыт можно провести при помощи обычной воды, проволоки и соли.

Чтобы приступить к эксперименту, нужно приготовить перенасыщенный раствор соли. Рассчитать нужную концентрацию вещества довольно просто: при необходимом количестве соли в воде она перестает растворяться при добавлении очередной порции. Очень хорошо использовать для этой цели теплую дистиллированную воду. Для того, чтобы эксперимент прошел удачнее, готовый раствор также можно перелить в другую емкость – это удалит грязь и сделает его чище.


Опыт «Соль на проволоке»

Когда все будет готово, в раствор опускается небольшой кусочек медной проволоки с петлей на конце. Сама емкость убирается в теплое место и оставляется там на определенное время. По мере того, как раствор начнет остывать, растворимость соли понизится, и она начнет оседать на проволоке в виде красивых кристаллов. Заметить первые результаты можно будет уже через несколько дней. Кстати, использовать в эксперименте можно не только обычную, прямую проволоку: скручивая из нее причудливые фигурки, можно выращивать кристаллы самого разного размера и формы. Кстати, этот эксперимент подарит ребенку отличную идею новогодних игрушек в виде самых настоящих ледяных снежинок – достаточно просто найти гибкую проволоку и сформировать из нее красивую симметричную снежнику.

Неизгладимое впечатление на ребенка смогут произвести также и невидимые чернила. Приготовить их очень просто: достаточно просто взять чашку воды, спички, вату, половину лимона. И лист, на котором можно будет написать текст.


Невидимые чернила можно купить готовые

Для начала в чашке нужно смешать равное количество лимонного сока и воды. Затем, на зубочистку или тонкую спичку наматывается немного ваты. Получившийся «карандаш» обмакивается в смесь в полученную жидкость; затем им можно написать на листе бумаги любой текст.

Несмотря на то, что вначале слова на бумаге будут абсолютно невидимы, проявить их будет очень легко. Для этого лист с уже подсохшими чернилами нужно поднести к лампе. На разогретом листе бумаги сразу проявятся написанные слова.

Кто из детей не любит воздушные шары?

Оказывается, даже надуть обычный шар можно весьма оригинальным способом. Для этого нужно растворить в бутылке воды одну ложку пищевой соды. И в другой чашке смешиваются сок одного лимона и три столовых ложки уксуса. После, содержимое чашки вводится в бутылку (для удобства можно использовать небольшую воронку). Шарик нужно надеть на горлышко бутылки максимально быстро, пока химическая реакция не окончится. За это время углекислый газ сможет быстро надуть шарик под давлением. Для того чтобы шарик не соскочил с горлышка бутылки, его можно будет закрепить при помощи изоленты или скотча.


Опыт «Надуть шарик»

Очень интересно и необычно выглядит цветное молоко, цвета которого будут двигаться, причудливо смешиваясь между собой. Для этого эксперимента нужно налить в тарелку немного цельного молока и добавить в него несколько капель пищевого красителя. Отдельные области жидкости окрасятся в разные цвета, но при этом пятна будут оставаться неподвижными. Как же привести их в движение? Очень просто. Достаточно взять небольшую ватную палочку и, предварительно обмакнув в моющее средство, поднести к поверхности цветного молока. Вступив в реакцию с молекулами молочного жира, молекулы моющего средства заставят его двигаться.


Опыт «Рисунки на молоке»

Важно! Для этого эксперимента не подойдет обезжиренное молоко. Можно использовать только цельное!

Наверняка всем детям доводилось наблюдать дома и на улице за забавными пузырьками воздуха в минеральной или сладкой воде. Но достаточно ли они сильны для того, чтобы поднять на поверхность зерно кукурузы или изюма? Оказывается, да! Чтобы проверить это достаточно налить в бутылку любую газированную воду, а после – бросить в нее немного кукурузы или изюма. Ребенок сам убедится в том, как легко под действием пузырьков воздуха и кукуруза, и изюм начнут подниматься вверх, а после – достигнув поверхности жидкости – снова опускаться вниз.

Эксперименты для детей более старшего возраста

Детям более старшего возраста (от 10 лет) можно будет предложить уже более сложные химические эксперименты, требующие большего количества компонентов. Эти эксперименты для более старших детей немного сложнее, но дети уже могут принимать в них участие.

Для соблюдения техники безопасности дети до 10 лет должны проводить эксперименты под строгим контролем взрослых, в основном в роли зрителя. Дети старше 10 лет могут принимать в опытах более активное участие.

Примером такого эксперимента может быть создание лавовой лампы. Наверняка о таком чуде мечтают многие дети. Но, куда приятнее сделать ее своими руками, используя для этого простые компоненты, которые наверняка найдутся в каждом доме.


Опыт «Лавовая лампа»

Основой лавовой лампы станет небольшая банка или самый обычный стакан. Кроме этого для опыта понадобятся растительное масло, вода, соль и немного пищевого красителя.

Банка, или другая емкость, используемая в качестве основы лампы, наполняется водой на две трети и на треть маслом. Поскольку масло значительно легче воды по весу, она останется на ее поверхности, не смешиваясь с ней. Затем, в банку добавляется немного пищевого красителя – это придаст лавовой лампе цвет и сделает эксперимент красивее и зрелищнее. И после этого в полученную смесь кладется чайная ложка соли. Для чего? Соль заставляет масло опускаться на дно в виде пузырьков, а затем, растворяясь, выталкивает их вверх.

Следующий химический эксперимент поможет сделать увлекательным интересным такой школьный предмет, как географию.


Изготовление вулкана своими руками

Ведь изучать вулканы куда интереснее тогда, когда рядом есть не просто сухой книжный текст, но целая модель! Особенно, если сделать ее легко дома своими руками, пользуясь доступными подручными средствами: прекрасно подойдет песок, пищевой краситель, сода, уксус и бутылка.

Для начала на подносе устанавливается бутылка – она станет основой будущего вулкана. Вокруг него нужно слепить небольшой конус из песка, глины или пластилина – так гора приобретет более законченный и правдоподобный вид. Теперь нужно вызвать извержение вулкана: в бутылку заливается немного теплой воды, затем – немного соды и пищевого красителя (красного или оранжевого цвета). Завершающим штрихом станет четверть стакана уксуса. Вступив в реакцию с содой, уксус начнет активно выталкивать наружу содержимое бутылки. Этим и объясняется интересный эффект извержения, который можно наблюдать вместе с ребенком.


Вулкан можно сделать из зубной пасты

Может ли бумага гореть, не сгорая?

Оказывается, да. И эксперимент с несгораемыми деньгами легко докажет это. Для этого десятирублевая денежная купюра погружается в 50% раствор спирта (вода смешивается со спиртом в пропорции 1 к 1, к ней добавляется щепотка соли). После того, как купюра как следует пропитается, лишняя жидкость удаляется с нее, а сама купюра поджигается. Вспыхнув, она начнет гореть, но при этом совершенно не сгорит. Объяснить этот опыт довольно просто. Температура, при которой горит спирт недостаточно высока для того, чтобы испарить воду. Благодаря этому даже после того, как вещество догорит полностью, деньги останутся слегка влажными, но абсолютно целыми.


Опыты со льдом всегда пользуются успехом

Юным любителям природы можно предложить прорастить дома семена не используя при этом почву. Как это делается?

В яичную скорлупу кладется немного ваты; она активно смачивается водой, а затем в нее кладется немного семян (например, люцерны). Буквально через несколько дней можно будет заметить первые ростки. Таким образом, для прорастания семян далеко не всегда бывает нужна почва – достаточно лишь воды.

А следующий эксперимент, который легко провести дома для детей наверняка придется по душе девочкам. Ведь кто из них не любит цветы?


Окрашенный цветок можно подарить маме

Особенно самых необычных, ярких оттенков! Благодаря простому опыту прямо перед изумленными детьми простые и привычные всем цветы могут окраситься в самый неожиданный цвет. Тем более, что сделать это предельно просто: достаточно поставить срезанный цветок в воду с добавленным в нее пищевым красителем. Поднимаясь по стеблю к лепесткам, химические красители окрасят их в нужные вам цвета. Чтобы вода лучше впитывалась, срез лучше делать по диагонали – так он будет иметь максимальную площадь. Для того, чтобы цвет проявился ярче, желательно использовать светлые, или белые цветы. Еще более интересный и фантастических эффект получится если перед началом опыта стебель будет расщеплен на несколько частей и каждая из них будет погружена в свой стакан с окрашенной водой.

Лепестки окрасятся в сразу во все цвета самым неожиданным и причудливым образом. Что несомненно произведем неизгладимое впечатление на ребенка!


Опыт «Цветная пена»

Всем известно, что под действием силы тяжести вода может стекать только вниз. Но, можно ли сделать так, чтобы она поднималась вверх по салфетке? Для проведения этого опыта обычный стакан наполняется водой примерно на треть. Салфетка складывается несколько раз так, чтобы получится неширокий прямоугольник. После этого салфетка снова разворачивается; немного отступив от нижнего края на ней нужно начертить линию из цветных точек достаточно большого диаметра. Салфетка погружается в воду так, чтобы она примерно на полтора сантиметра ее окрашенная часть оказалась в ней. Соприкоснувшись с салфеткой, вода начнет постепенно подниматься вверх, окрашивая ее разноцветными полосками. Этот необычный эффект происходит благодаря тому, что имея пористую структуру, волокна салфетки легко пропускают воду вверх.


Опыт с водой и салфеткой

Для проведения следующего опыта понадобятся небольшая промокашка, формочки для печенья разной формы, немного желатин, прозрачный пакет, стакан и вода.


Желатиновая вода не смешивается

Желатин растворяется в четверти стакана воды; он должен набухнуть и увеличиться в объеме. Затем, вещество растворяется на водяной бане и доводится примерно до 50 градусов. получившуюся жидкость нужно тонким слоем распределить по целлофановому пакету. При помощи формочек для печенья из желатина вырезаются фигурки различной формы. После этого их нужно уложить на промокашку или салфетку, а после – подышать на них. Теплое дыхание заставит желатин увеличиваться в объеме, благодаря чему фигурки начнут изгибаться с одной из сторон.

Опыты, проведенные дома с детьми, очень легко разнообразить.


Желатиновые фигурки из формочек

Зимой можно попробовать несколько видоизменить эксперимент, вынеся желатиновые фигурки на балкон или оставив на некоторое время в морозильной камере. Когда под действием холода желатин застынет, на нем отчетливо проступят узоры ледяных кристаллов.

Заключение


Описание других опытов

Восторг и море положительных эмоций – вот что подарит экспериментирование для любопытных детей проведенное вместе со взрослыми. А родители позволят себе разделить с юными исследователями радость первых открытий. Ведь сколько бы лет не было человеку – возможность хотя бы ненадолго вернуться в детство по-настоящему бесценна.

За окном слякоть и холод, уже не погуляешь как следует, а развлечь детей как-то надо. Может, провести парочку «научных экспериментов»? А заодно объяснить ребенку, что все вещества на свете имеют разную плотность: например, плотность масла ниже, чем плотность воды. Что из этого вытекает? Они никогда не смешаются, и этим можно воспользоваться.

Фейерверк в банке

Все, что нужно для этого эксперимента, уже есть у вас на кухне: банка, вода, растительное масло и пищевой краситель. А выглядит все эффектно и много времени и сил не потребует.

  1. Наполните банку теплой водой примерно на две трети.
  2. В небольшую мисочку налейте 3-4 ложки растительного масла и капните в него пищевой краситель разного цвета (если краситель у вас в порошке, сделайте водный раствор).

  1. Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли — вода с маслом не смешается, так что бояться нечего.

  1. Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит.

Пищевой краситель начнет медленно растворяться в воде, образуя цветные потеки, а потом смешиваться, создавая новые цвета.

Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, она же тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы — отсюда и название: фейерверк в банке.

Лава-лампа

В этом эксперименте используется: высокая бутылка, например, из-под воды, или емкость для сыпучих веществ, растительное масло, вода, пищевой краситель и шипучие таблетки: алказельцер, растворимый аспирин, в общем те, что выделяют углекислый газ при контакте с водой. В результате получится что-то вроде парафиновой лампы, которые были популярны лет двадцать назад, только без парафина и нагрева, зато с тем же медитативным эффектом.

  1. Масла нужно много: заполните им бутылку чуть больше, чем наполовину.
  2. Остатки долейте водой и подождите, когда вся кода окажется внизу. Теперь добавьте десять капель пищевого красителя.

  1. Разломите шипучую таблетку на четыре части и роняйте по одному кусочку за раз в бутылку с маслом и окрашенной водой. Не переборщите: если сразу выделится слишком много углекислого газа, пузырьки получатся мельче, а эффект — менее интересным.

  1. Наблюдайте, пока не пропадет интерес.

Обсуждение

Классный опыт:) Мы вот уже попробовали. А невидимую воду пробовали делать? Зажикаешь свечку и в кувшин наливаешь уксус и насыпаешь соду. Потом подносишь кувшин к огоньку и как-бы поливаешь его. Углекислыйгаз потушит пламя. Это похоже на невидимую воду!! Ребенок мой очень впечтлился;) Кстати, еще больше опытов из подручных средств можно найти у профессора Николя в книге или на ютуб:) мы уже подсели;)

Спасибо за идею, тоже будем сегодня такое делать.

красиво получается!

Комментировать статью "Опыты для детей: урок химии для самых маленьких"

Как провести каникулы весело и с пользой, узнать много нового и познакомиться с новыми друзьями? Мы знаем ответ! Приходите в музей занимательной науки ЛабиринтУм ТРК «Питер-Радуга» на интересную и безумно веселую шоу-программу "Научные Каникулы". Вас ждут забавные уроки: увлекательная математика, веселая химия, занимательная физика, любопытный русский язык и многое другое. В ходе программы каждый ребенок обязательно примет участие: поставит опыты по химии, проведет эксперимент по физике или...

Друзья, Музей занимательной науки «ЛабиринтУм» в «ТРК «Питер-Радуга» (ст.м. Парк Победы) приглашает детей и их родителей принять участие в увлекательной интерактивной программе «Научные каникулы». Как весело и с пользой провести каникулы, узнать много нового и подготовится к новому учебному году? Музей занимательной наук «ЛабиринтУм» приглашает на программу «Научные каникулы». Вас ждут забавные уроки: увлекательная математика, веселая химия, занимательная физика, любопытный русский язык и...

Дорогие друзья, приглашаем Вас посетить шоу-программу «Научные каникулы» в музее «ЛабиринтУм» на Петроградской! В секретной лаборатории Вас ждут необыкновенные уроки: увлекательная математика, веселая химия, занимательная физика, любопытный русский язык и многое другое! Наши профессора докажут Вам, что урок может быть веселее, чем перемена! Дети смогут самостоятельно провести опыты и узнать много нового, а их родители получат возможность вспомнить школьный курс физики и химии! С нашим шоу...

Уж на что у меня по химии самые худшие оценки были, но все равно интересно было " химичить " на уроках (пусть по результатам и 3 были). Неужели заучивание формул заранее без привязки к опытам может способствовать интересу к предмету?

Мне и моим детям посчастливилось получить и протестировать химические наборы MEL Chemistry от компании MEL Science. Пожалуй, это наиболее современная и удобная на сегодняшний день возможность приобщить детей к химии, не дожидаясь, пока ее начнут изучать 1 час в неделю в 8-м классе. У программы, можно сказать, три составные части. Это наборы для проведения безопасных химических экспериментов в домашних условиях; сайт проекта, который обеспечивает подписку и научное сопровождение; и...

Качество уроков изменилось,достаточно было моего маленького пинка. А, самое главное, я увидела, как себя ведет и что чувствует мой ребенок на уроках. Мне вот даже удалось объяснить ребенку тему по химии,которую не смогла объяснить учитель на уроке.

Как привлечь детей к химии? - Показать интересный, зрелищный, сногсшибательный эксперимент! "Но для такого эксперимента нужно оборудование, материалы, знания", - скажете Вы. И... ошибетесь! Для минимальной, но такой же зрелищной фараоновой змеи нужно всего лишь зайти в аптеку, а затем в магазин "Охотник/Рыболов" или хозяйственный. И соблюдать некоторые меры предосторожности, такие же, как, например, при запуске фейерверков. Именно такой эксперимент - классическая "Фараонова змея", которая...

Любопытному Чевостику не сидится на месте и он вместе с дядей Кузей решил отправиться в новое путешествие - в мир увлекательной химии. [ссылка-1] Он давно хотел узнать ответы на много-много неожиданных вопросов. Например: из чего состоит всё вокруг? Что получится, если сварить песок? Что общего между стержнем карандаша и бриллиантом? В путь! Остановка № 1. Что такое химия? - Чевостик, сегодня мы узнаем много новых слов. Первое слово - химия. Это наука. Удивительная и необходимая. Она...

Опыта жизненного и из источников почерпнутого. У детей в школе - на основании того же самого И не думаю, что такие разговоры с родителями дали бы ребенку меньше. Но школа же! А факультативы - это правильнее. Уроки некоторые дети отсиживают, это никому не надо.

Я так на всех детей мобильник уронила в РД, видимо опыт ничему не учит) ниче, все живы-здоровы) 10.02.2013 10:21:26 Просто моя такая еще маленькая, всего 5,5 недель 09.02.2013 13:44:22, Шютка такой. курсы чтения для детей. мокнущая болячка. уроки химии онлайн.

Академия интересов - проект с по-настоящему личной историей. В 2005 году молодая мама Жанна Рыжова создала детскую мультипликационную студию «Слон» для своего маленького сына и детей друзей, потому что ничего подобного в Москве не было. Опыт оказался успешным, ребята полюбили занятия в «Слоне», а родители предложили добавить к мультипликации другие развивающие, познавательные программы. Так родилась идея организовать детский клуб с разноплановой тематикой. «Слон» перерос в Академию интересов...

Лучший друг. Окно в волшебный мир. Машина времени, способная прямо с места перенести тебя во времени и пространстве. Всё это - о книге. Читать обожаю с детства - спасибо маме, которая так интригующе рассказывала мне сказки, что мне не терпелось узнать, что же будет в конце. Так стимул научиться читать появился у меня с трех лет. В четыре я уже перечитала всю рекомендуемую литературу для дошколят вроде "Волшебника Изумрудного города", "Незнайки", "Хоттабыча" и "Винни-Пуха", а в начальных...

Азбука для малышей от студии Берг Саунд

По моему опыту:). Хотя у нас тут (вообще в стране) год на год не похож, это да Когда дочь была в 5 классе, у нее даже меньше было уроков, чем в некоторых школах. Для детей в биохимклассах лишняя химия и биология - желанный отдых от докучливых математик и...

Я для урока химии покупала белый халат здесь. Самый дорогой халат стоил 380 руб. У меня сын маленький и худенький. Мы на 6 класс покупали. Халат - это не для того, чтобы детей и родителей "достать", а элементарная забота о сохранности одежды.

Ребёнку меньше стресса, а лучше, чем знает, он всё равно не напишет. Химичка. "Кто не xочет на мои уроки xодить - не xодите, санкций не будет. Пустые глаза на уроке мне не нужны" - так она приветсвовала семиклассников на первом уроке xимии.

Халат для уроков Химии белого цвета можно купить на сайте [ссылка-1]. И маленькие и большие размеры 18.09.2016 21:10:15, Katari-na. Магазины "спецодежда", самый северный я >.

На самом деле, нет таких опытов, которые могли бы однозначно доказать, что вот эта еда или пищевая добавка = яд. Вот тут рядом другой хлеб, в нем этой химии гораздо меньше, мы лучше его купим."

Тем более маленького. Ребенок бросается на домашние уроки сам, старается изо всех сил. Парты бесплатные! Когда я сама в школе училась у нас была химичка, которая в качестве знаний по химии требовала, чтобы колба была нарисована на определенное количество...

Цель такого урока – пробудить у ребят познавательный интерес к химии, так как в последнее время этот интерес стал уменьшаться. А ведь химия – это основополагающая наука естественного цикла. Человек живет в мире веществ, ему просто необходимо знать вещества, их свойства, явления, происходящие при взаимодействии веществ, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим его людям, ни природе. Поэтому я начинаю заниматься с ребятами еще в начальной школе, затем в среднем звене веду кружок “Химия вокруг нас” и уже к 8 классу у многих ребят возникает интерес к предмету химии.

Чудеса, да и только…

Мы начинаем первый в вашей жизни урок химии.

Цель: Узнать, что такое химия? Что может химия?

Мы живем в вещественном мире, то есть мы окружены вещами. Вещи же сделаны из чего-то. Например, гвоздь железный, ложка алюминиевая, стакан стеклянный, ручка пластмассовая.

Сахар, который в чай кладем,
Соль, которой солим пищу,
Вода, которую мы пьем,
Кислород, которым дышим…

Все это вещества. Эти вещества изучает наука химия.

Человек использует вещества. Но чтобы ими пользоваться, надо знать, какие они.

Например:

  • Сахар твердый, белый, сладкий;
  • Соль твердая, белая, соленая;
  • Вода жидкая, бесцветная, безвкусная;
  • К ислород газ, бесцветный, без запаха.

Это признаки или свойства веществ. Их тоже изучает наука химия. И это еще не все! Надо знать, как пользоваться веществами и, что из этого получится.

Например, дрова горят, листья гниют, порох взрывается, молоко прокисает, гвозди ржавеют. Все это – превращения веществ.

Таким образом, химия – это наука о веществах, их свойствах и превращения веществ.

А теперь мы перейдем к самому интересному. Что может химия?

Но прежде чем приступить к практической части нашего урока, прослушаем шутливые правила техники безопасности.

Шутливые правила техники безопасности

На уроке можно:

  • Давать новые имена друзьям в честь элементов из ПСХЭ Д.И.Менделеева;
  • Быть вежливыми, чтобы направить реакцию друзей по правильному пути;
  • Быть внимательными на уроках при объяснении нового материала, так как повышенная концентрация внимания при этом увеличивает скорость восприятия нового материала;
  • Быть активными при опросе, так как это ускоряет получения “пятерок”.

На уроке запрещено:

  • Толкаться друг с другом, так как при столкновении может произойти нежелательная и непредсказуемая реакция;
  • Вертеться за партой во время урока, так как при этом увеличивается скорость движения, происходит выброс энергии, что приводит к отрицательным побочным эффектам;
  • Разговаривать на уроке, так как это служит катализатором (ускорителем) процесса удаления ученика с урока, а, следовательно, ингибитором (замедлителем) усвоения учебного материала;
  • Быть рассеянным на уроке, так как при снижении концентрации внимания уменьшается скорость восприятия учебного материала.

Опыт 1. “Вулкан”.

Полна чудес могучая природа,
И на Земле подвластны ей одной
Сиянье звезд, закаты и восходы,
Порывы ветра и морской прибой…
Но мы, сейчас вы убедитесь сами,
Порой владеем тоже чудесами.

Оборудование: бихромат аммония, спирт, спички, поднос.

На поднос насыпать горкой бихромат аммония, капнуть спирт, поджечь.

Опыт 2. “Фараоновы змеи”. В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо, превратив жезл в извивающуюся змею... Фараон был посрамлен и напуган, Моисей получил разрешение покинуть Египет, а мир получил очередную загадку.

Есть в Египте легенда одна,
Ее повторить я попробую.
Там жезл у ног фараона
Тот час обратился в змею.

Оборудование: сухое горючее,таблетки норсульфазола,фарфоровая пластина, спички.

На фарфоровую пластину положить таблетку сухого горючего 2 таблетки норсульфазола, поджечь.

Опыт 3. “Несгораемый платок”. Вспомните волшебные предметы из сказок.

Улетел наш ковер-самолет,
Самобранки у нас тоже нет,
Есть платок, он сейчас загорит,
Но, поверьте, не сможет сгореть.

Оборудование: силикатный клей + вода = 1:1,5, спирт, держатель, спиртовка, спички, платок.

Смочить платок в смеси клея и воды, слегка подсушить, затем смочить спиртом и поджечь.

Опыт 4. “Гибель “Титаника””. Кто из вас знает историю про “Титаник”?

“Титаник” славный в океане плыл давно,
Молва об этом вот что говорит:
“На айсберг налетел и затонул”.
А наш “Титаник” не потонет, а сгорит.

Оборудование: кристаллизатор, бумажный кораблик, вода, натрий.

В кристаллизатор налить воду, опустить на воду бумажный кораблик, положить на него натрий, он загорится.

Опыт 5. “Дым без огня”.

Говорят: “Нет дыма без огня”.
И напрасно – иногда бывает.
То, что вы увидите сейчас,
Эту фразу только подтверждает.

Оборудование: колба коническая (1л) с пробкой, соляная кислота (конц.), водный аммиак (конц.).

В колбу наливаем немного водного аммиака, наносим на стенки колбы, затем добавляем соляную кислоту, закрываем пробкой, появляется “дым”.

Опыт 6. “Хамелеон”. Вы знаете, кто такой хамелеон?

Всем давно известен он,
Он условиям подчиняется,
И химический хамелеон
От него не отличается.

Оборудование: 3 колбы конических (0,5л), вода, фенолфталеин,вода, лакмус, растворы HCl и NaOH, CoSO 4 .

Вариант 1. В стакан налить 50 мл воды, добавить лакмус, затем щелочь, потом кислоту.
Вариант 2. К раствору сульфата кобальта добавить раствор щелочи.
Вариант 3. В колбу налить воды, добавить фенолфталеин, затем щелочи. Цвет станет малиновый. Потом добавить кислоту, раствор обесцветится. Снова щелочь, потом кислоту и т.д.

Опыт 7. “Химическое молоко”. Все, наверное, помнят фразу:

Писать, конечно, нелегко:
“Дает корова молоко”.
Мы тоже сможем так, друзья,
Хотя и пить его нельзя.

Оборудование: стакан (250мл), хлорид бария, сульфат калия.

В стакан налить сульфат калия, затем хлорид бария.

Опыт 8. “Деформация бутылки”.

Мы насыплем соду и добавим воду,
Капнем что-то, станет желтым,
А добавим кислоту, станет красным на лету.
Дальше опыт продолжается, и бутылочка сжимается.

Оборудование: пластиковая бутылка, карбонат натрия(крист.), вода, метилоранж, соляная кислота, гидроксид натрия(крист.).

В бутылку насыпать Na 2 CO 3 , добавить воду, метилоранж. Раствор станет желтым. Затем добавить HCl, раствор станет красный, выделится СО 2 . Потом добавить NaOH(тв.), закрутить пробку, перемешать, раствор снова станет желтым, бутылка сжимается.

Опыт 9. “Огненная надпись”. Ассистент приносит 2 конверта с письмами. При вскрытии обнаруживается, что на бумаге ничего нет. Ассистент утверждает, что когда письма писали, надпись было видно. Видимо ее надо “проявить”.

Оборудование: концентрированный раствор нитрата калия, лучина, спички, бумага.

На листе бумаги намечают контурный рисунок и готовят концентрированный раствор нитрата калия. Для этого в 15 мл горячей воды растворяют при перемешивании 20г KNO 3 . Затем с помощью кисточки пропитывают бумагу по контуру рисунка этим раствором, не оставляя пропусков и промежутков. Когда бумага высохнет, надо коснуться горящей лучинкой какой-нибудь точки на контуре. Тотчас же появится "искра", которая будет медленно двигаться по контуру рисунка, пока не замкнет его полностью.

Опыт 10. “Сноп искр”.

Оборудование: железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, горелка, лист бумаги, стеклянная палочка, порошки железа и древесного угля, сухой кристаллический перманганат калия.

На чистом листе бумаги тщательно смешиваем стеклянной палочкой равные количества (примерно по 3 чайные ложки) порошков железа, древесного угля и перманганата калия. Полученную смесь переносим в железный тигель, закрепленный в фарфоровом треугольнике, который находится на кольце штатива. Нагреваем тигель в пламени горелки. Через некоторое время из тигля начинают разлетаться раскаленные частички железа в виде снопа искр.

Опыт 11. “Самовозгорание уголька”.

Примерно века 2 назад открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад, он и для нас не тайна.
Известно, что горят отлично в нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично сгорает также кислород.
Без газа этого на свете не жили б звери и народ.
Его назвали бы и дети. Конечно – это кислород.

Оборудование: KMnO 4 (крист.), пробирка, вата, пробка с газоотводной трубкой, хим. стакан 150мл, спиртовка, спички, спирт, держатель, лучина.

В пробирку помещаем 1-2г перманганата калия, затем кусочек ваты, закрываем пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки опускаем в стакан. Пробирку с марганцовкой нагреваем на спиртовке, предварительно прогрев ее. Примерно минуты через 2 поджигаем лучину, сбиваем пламя, чтобы получить уголек, опускаем лучину в стакан с полученным кислородом, лучина вспыхивает. Почему лучина вспыхнула?

О нем известно во всех странах света,
И помнить нам об этом есть резон:
От злых влияний ультрафиолета
Нас защищает наверху озон.

Опыт 12. “Газировка”.

Она повсюду рядом с нами, и так нас радует порой
Хрустящим снегом под ногами и речки быстрою струей…
Та, что и камень каплей точит, такою сильной может быть,
Что сможет все, то ни захочет не растворить – так раздробить.

Вопрос: Что это?

Говорят: “Без воды – ни туды и ни сюды.
Сапоги мои тово – пропускают аш-два-о”.
Если газ в ней растворяется, газировка получается.

Оборудование: колба 250мл, растворы Na 2 CO 3 и HCl.

В колбу налить раствор Na 2 CO 3 , добавить раствор HCl, происходит выделение газа, как в газированной воде.

Заключение

Конечно, это далеко не все, что может наука химия. И, конечно же, всем этим чудесам есть объяснение. Когда вы в 8 классе придете сюда на уроки химии, тогда вы сможете сами найти ответы на многие вопросы. А сейчас, если у вас возникли вопросы, я постараюсь на них ответить

Домашнее задание: написать сочинение о своих впечатлениях, нарисовать рисунки. (Приложение 1).

Список литературы: Алексинский В.Н. "Занимательные опыты по химии". М: Просвещение, 1995.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх