Танаис — город, основанный греками. "Танаис" - музей-заповедник

История Танаиса удивительна и временами загадочна. Здесь в тесном единении сплелись судьбы многочисленных народов, населявших эти края. Скифы, сарматы, греки, половцы… Существуют в этих местах и легенды об амазонках.

Так что же это за город, Танаис? Правда ли здесь жили амазонки, или это все мифы? Правда ли, что некогда в устье Дона был процветающий античный город? Попробуем найти ответы на эти и другие вопросы в данном посте.

За 1000 лет до начала новой эры широкие просторы побережья Меотийского озера (ныне Азовского моря) и низовья впадающих в него рек заняли киммерийцы.

400 лет спустя киммерийцев с насиженных мест вытесняют воинственные кочевники скифы, пришедшие в степи придонья из Азии. Скифы были умелыми воинами. Очень быстро им удалось подчинить своему влиянию огромные территории вплоть до сирийских границ Египта. Но вскоре на юг России пришли родственные скифам сарматы.

На рубеже V- IV вв. до н.э. отношения скифов и сарматов начинают портиться. Постепенно сарматам удалось вытеснить скифов с плодородных пастбищ подонья в степи Крыма. Воинственные сарматы (савроматы) отличались от скифов тем, что оружием в них наравне с мужчинами владели и женщины. В том числе женщины могли и возглавлять свой народ.

Об одной такой сарматской женщине существует красивая легенда.

«В семье вождя племени Амора и его жены Грены в ту ночь ждали первенца. От пола ребенка зависела дальнейшая судьба всего рода. И вот из главного шатра послышался восхищенный возглас: «У вождя родилась дочь!» «Дочь!» – Словно шорох листьев на ветру пронеслось вокруг. Сомнений не было. Теперь племенем будет править женщина.

Девочку назвали Лисиппой, что означало «бесстрашная», «храбрая». С самых первых дней жизни девочка оправдывала свое имя. Ее любимой игрушкой был старый отцовский меч. Мать Грена очень гордилась своей дочерью и старалась передать ей все, что знала сама.

К 14-ти девочка освоила письменность, секреты местной магии и врачевания, боевое искусство и стратегию ведения боя. Тогда же она начала участвовать в вооруженных походах своего народа.

В 16 юная дева стала верховной жрицей нескольких савроматских племен. Вот только дела жриц мало интересовали Лисиппу. Ей было больше по душе решать военные вопросы. И тогда Амор принимает ответственное решение – передать бразды правления своей дочери. Недолго думая, Лисиппа согласилась.

Первым ее делом на месте вождя стал поход в дальние страны для заключения выгодных союзов с другими племенами. Она взяла с собой таких же девушек-воительниц и отправилась вдоль обрывистого берега. От местных Лисиппа узнала, что река, вдоль которой они шли, носит название Амазон, что на неведомом наречии означало «река женоуправляемого народа». Это название вождю очень приглянулось.

— Только мы, савроматские женщины-воины можем жить на берегах реки с таким удивительным названием! – провозгласила она.

Местные мужчины были поражены ее красотой, но даже приблизиться к ней никто не осмеливался. Домой Лисиппа вернулась уже царицей. Буквально сразу по прибытию она начала замышлять еще более дальний поход для заключения новых союзных связей. Месяц спустя войско Лисиппы отправилось в неведомые земли верховья Амазона, где жили греки.

Греческих верховных вождей поразили мудрость, красота и искусство дипломатии юной савроматской царицы. Еще более поразило их ее умение гордо сидеть в седле и умело владеть оружием. От сопровождавших царицу воинов греки узнали, что армия прибыла из степей вблизи Амазона. Тогда-то и появились первые легенды об амазонках, населяющих берега Амазона вблизи Меотийского озера.

По законам Эллады союз племен должен был подкрепляться браком знатных особ. Замуж Лисиппа выходить никак не собиралась, но из воинов союзников один ей все-таки приглянулся. Его звали Беросс. Долгие беседы под луной переросли для молодых в пылкую любовь. Вот только молодым так и не суждено было быть вместе. Союз был заключен. Лисиппа со своим войском вернулась домой, где жизнь потекла своим чередом.

Вскоре после смерти родителей у отважной амазонки родился сын. Мальчика предложили назвать Танаисом, что означало «рожденный от реки». Так в Савроматии появился юный наследник престола Танаис.

Он рос крепким и здоровым малышом. С раннего детства был скромен и трудолюбив. К четырнадцати он полностью овладел боевым искусством. Вот только отсутствие отцовского воспитания взрастило в молодом юнце высокомерность и циничность. Несмотря на все недостатки, мать души не чаяла в своем красивом отпрыске. Единственное, что она не могла простить – чрезмерное кокетство с девушками. Лисиппа верила, что ее сын станет настоящим воином, которому не стыдно передать трон, несмотря на то, что в семье подрастали еще две дочери.

Однажды на берегу Амазона Танаис увидел группу девушек. Он подошел к ним и завел диалог. Одна из красавиц настолько приглянулась царевичу, что он тотчас же пожелал быть с ней. На что получил укоризненный ответ: « Не стало царевичу водиться с простолюдинками. Законы Савроматии это запрещают».

Разгневанный юнец отправился к матери, желая убедить ее переписать законы. Однако разговор не задался. Мать не поддержала намерения сына.

Сердце юноши разрывалось на части. Его мать оскорбила его царское и мужское достоинство, внезапно вспыхнувшая любовь обречена… Всю ночь царевич не спал, а поутру увидел у своего шатра группу воинов из личной стражи матери.

— Она вздумала меня арестовать? Никогда не бывать этому! Если нет на этой земле свободной любви, то и жить здесь незачем! — с этими словами самовлюбленный юноша выскочил из шатра и отправился к обрывистому берегу Амазона.

Над степями зардело восходящее солнце. Последний раз взглянув в ярко-алую пелену, Танаис раскинул руки и бросился вниз.

Узнав о гибели любимого сына, Лисиппа тотчас поспешила туда, где все произошло. В скорби и печали она взглянула на небо и произнесла: «Отныне волны Амазона будут носить имя великого царевича Савроматии Танаиса».

Смерть сына очень сильно изменила царицу. Она перевооружила армию, чаще стала совершать частые набеги на соседей, ввела жесткую военную дисциплину. Все реже армия возвращалась в родные места, уходя все дальше в горы. В одном из жестоких боев пожилая царица была тяжело ранена и вскоре умерла. Дело ее жизни продолжили младшие дочери, еще более укрепив славу женщин-воительниц».

Годы спустя слава о царице Савроматии донеслась до Греции и Рима. Передаваясь из уст в уста, рассказы о женщине-воительнице обрастали все новыми мифами и легендами. В конце IV в. античные философы и историки увлеклись легендами о воительных амазонках. Первым всему миру о прекрасной Лисиппе и ее сыне поведал в своей знаменитой «Илиаде» великий Гомер. Так в народе и узнали миф о прекрасном царевиче Танаисе.

Со временем, греков стали манить берега далекого Танаиса. В III в. до н.э. эллины из Боспорского царства (ныне Восточный Крым) снарядили свои корабли и отправились к варварским племенам налаживать торговые связи.

Здесь, на правом берегу Мертвого Донца, в прошлом основного рукава устья реки Танаис, они основали свое поселение с одноименным названием. Очень быстро античный город в устье Дона стал крупнейшим торговым центром северного края обитаемого мира. Здесь греки торговали с кочевниками Подонья и Приазовья. Постепенно древняя культура эллинов тесно переплелась с местным колоритом, появились новые традиции и обычаи, давшие основу развития многих народов нашей страны.

Город Танаис во времена античности

Танаис, как и другие античные города, пережил в периоды бурного роста и расцвета, сменяющиеся периодами полного забвения. Он просуществовал почти восемь веков с III в. до н.э. до середины V в. н.э.

За период своего существования городище дважды разрушали. Первый раз в 237 г. н.э. готы, спустя 140 лет восстановленный город разрушили сарматы. После до конца восстановиться ему так и не удалось. Поэтому к V в. поселение пришло в запустение.

В средние века река немного поменяла свое русло. Вместе с рекой южнее ушли и люди. Обосновались здесь венецианские купцы. Вблизи устья Дона они основали торговую факторию Тана, контроль над которой позднее перешел к генуэзцам, построившим здесь генуэзскую крепость.

Во времена половцев колония получила сокращенное название Тан. От половцев в поселении остались .

В 1395 г. войска Тамерлана полностью разрушили стены и сровняли город с землей. В XV в. колонию Тан частично восстановили, правда немного южнее, на месте современного Азова.

При Петре I античный город окончательно перестал существовать. А поселение вблизи старых руин получило современное название – Недвиговка. Здесь стали селиться украинские переселенцы. Позже к ним присоединились и казаки.

В 1823 г. Танаис был открыт заново, теперь как археологический объект. Первым поиски античного города в устье Дона начал член-корреспондент Парижской академии, полковник И.А. Стремпковский. Именно он предположил, что греческое поселение нужно искать на месте современной Недвиговки. Однако поддержки от царской власти Стремпковский так и не получил. Идея найти греческий город предалась забвению.

Городище Танаис в XXI веке

Позже к императорскому престолу пришел Николай I. Особой страстью государя были сокровища курганов. Именно по его высочайшему распоряжению, спустя 30 лет после исследований Стремпковского, в донские степи была снаряжена научно-исследовательская экспедиция. Возглавил ее профессор Московского университета П.М. Леонтьев, позже его дело продолжил барон В.Г. Тизенгаузен.

Леонтьев нещадно перерыл 20 курганов, но ничего ценного в них не нашел, потому как они уже давно были разграблены кладоискателями. Не теряя надежды на успех, Леонтьев принялся раскапывать городище. Раскопки велись бессистемно, методом разрушительного поиска, чем нанесли гигантский вред городищу. Профессор рассчитывал в устье Дона раскопать античный город с богатой греческой архитектурой, однако с каждым снятым слоем почвы понимал, что его представления больше миф, чем реальность.

Окончательно потеряв надежду найти ценности, Леонтьев заявил, что в Недвиговке не существует никакого греческого поселения. Раскопки были полностью остановлены и заброшены.

С 70-х гг. XIX в. вплоть до революции местные жители растаскивали античные камни под собственные нужды. Много домов и сараев было построено в Недвиговке из этих исторических камней.

И лишь с приходом советской власти все памятники древности были объявлены достоянием государства, находящимся под охраной советского закона.

В 1955 г. Нижне-Донская археологическая экспедиция в составе сотрудников Академии наук СССР, студентов и профессоров Ростовского университета и сотрудников Ростовского краеведческого приступила к научному изучению античного городища. В конце 50-х раскопанное городище и курганный могильник были признаны заповедной территорией. А в 1961 здесь открыт первый и самый крупный в России археологический музей-заповедник, общей площадью более 3000 га.

Сегодня Танаис – один из крупнейших и самый северный пункт древнегреческой цивилизации.

Обновлено 05.08.2019 Просмотров 223 Комментариев 31

На территории Ростовской области есть несколько крупных заповедников, один из них мы и посетили. Это почти идеально сохранившийся археологический музей Танаис, древнее античное городище, раскопки которого ведутся и по сей день. И наша поездка в это место произвела на нас неизгладимое впечатление. И не только потому, что это место является очень значимым в историческом и культурном плане, но и потому что нам выдалась замечательная возможность немного пообщаться там с удивительным человеком Валерием Федоровичем Чесноком, чьи размышления и вообще жизненная позиция заставили по-другому посмотреть на многие интересующие нас вопросы.


Танаис Ростовская область

Чтобы оценить важность Танаиса, нужно почитать исторические справки и походить по музеям (ведь во многих музеях мира хранятся экспонаты с этих раскопок), но для нас это городище оказалось значимым своей символичностью. И понять это нам помог бывший директор археологического музея Валерий Федорович Чеснок, проработавший здесь 30 лет. Он провел нам небольшую экскурсию по музеям античного городища и по самим местам раскопок. Рассказал, что первые строения датируются 3 веком до н.э. Этот город стоял одновременно в устье реки и на берегу Азовского моря, являлся крупным экономическим и торговым центром и портом. Просуществовал Танаис около 8 веков, но из-за того, что море стало мелеть и отступать, торговля угасла, а город соответственно потихоньку умер.
























Танаис — развивающаяся структура

Валерий Федорович не раз подчеркивал, что Танаис — развивающаяся структура, а не просто музей под открытым небом. Тут и кружки для детей организованы, и праздники театрализованные проводятся, и большая реконструкция города планируется, и новые экскурсионные маршруты будут разрабатываться. Например, олимпийский маршрут Танаис-Сочи, в котором нам тоже предложили участвовать.




Мы все едины

Но что привлекло наше внимание больше всего в рассказах Валерия Федоровича, так это то, что в этническом отношении Танаис является очень сложным памятником. Это не просто греческий город, это греко-скифо-сармато-миотский памятник, и получилось так, что его жители образовали свою общность, особый этнос — танаиты. И вот тут-то и началось самое для нас с Олегом увлекательное в повествовании нашего интересного собеседника. Если выразить эту мысль Валерия Федоровича в двух словах, то в историческом пространстве мы все перемешаны, в истории очень много моментов, которые объединяли разные национальности и этносы. И если по-настоящему смочь это прочувствовать, то всякие современные болячки общества, такие, как шовинизм, национализм и т.д., начинают казаться смешными и бесполезными. Вы вот знали, например, что во Владимирской области было найдено целое древнее поселение Сунгирь, и по останкам заметили, что жившие там поселенцы обладали ярко выраженными негроидными чертами лица? Получается, все мы немножечко негроиды, где-то монголоиды, в чем-то азиаты… А сколько раскопок еще не произведено, сколько еще нам только предстоит найти и какие неожиданные открытия про нас же самих нам еще предстоит узнать! Может быть археология сможет нас всех примирить и доказать наглядно, что мы все братья и сестры, во всех нас течет одна и та же кровь.

Путешествия, как познание истины

Я никогда в жизни не сопоставляла археологию и путешествия, никогда не задумывалась, как много общего в этих двух явлениях. А Валерий Федорович, известный и уважаемый археолог, с такой легкостью проводит аналогии между ними, рассказывая нам о том, как важно путешествовать, видеть жизнь, обычаи других людей проникать в другую культуру. И не только потому, что «все познается в сравнении», но и потому, что у других народов всегда есть, чему поучиться, есть, что у них перенять. И может быть не стоит так переживать, что мы перенимаем особенности культуры некоторых других стран, что у нас считается модным то, что не было присуще нам раньше: «Закройте двери заблуждению. – А как же истина войдет?»

Информация для посещения

Находится Танаис в Ростовской области на окраине хутора Недвиговка в 30 км от .

Танаис режим работы: с 9 до 17 часов без выходных и перерывов.
Стоимость посещения музея-заповедника: зависит от того, будете ли вы посещать музеи или только гулять по городищу (на фото есть все цены).
Как добраться до Танаиса: электричкой Ростов-Таганрог до станции Танаис, автобусами 158 и 158А от Ростова (центральный рынок).


Танаис основан в III в. до н. э. греками, выходцами из Боспорского царства, на правом берегу в прошлом основного рукава устья реки Танаис (ныне Дон) - Мёртвого Донца, по имени которой город получил своё название.

Семь чудес Дона

  • Затерянный Мир (9%, 1 216 гол.)
  • Новочеркасский Вознесенский собор (8%, 1 126 гол.)
  • Старая Станица. Парк Лога (7%, 945 гол.)
  • Азов - самый древний город (7%, 937 гол.)
  • Станица Старочеркасская (7%, 909 гол.)
  • Чеховский Таганрог (6%, 833 гол.)
  • Музей-заповедник Танаис (6%, 819 гол.)
  • Музей-заповедник М.А.Шолохова (5%, 755 гол.)
  • Ростовский зоопарк (5%, 726 гол.)
  • Дон-батюшка (4%, 562 гол.)
  • Раздорский музей-заповедник (4%, 561 гол.)
  • Биосферный заповедник "Ростовский" (4%, 532 гол.)
  • Подземный монастырь (4%, 525 гол.)
  • Пелёнкино - лечебное озеро (3%, 467 гол.)
  • Аксайские катакомбы (3%, 428 гол.)
  • Донское Лукоморье (3%, 426 гол.)
  • Седой Маныч (3%, 412 гол.)
  • Целебные грязи о.Грузское (3%, 408 гол.)
  • Длинный каньон (3%, 371 гол.)
  • Скелеватая скала (3%, 352 гол.)
  • Караул-гора (1%, 160 гол.)
  • Набережная реки Дон (1%, 159 гол.)
  • Театр драмы им. М.Горького (1%, 125 гол.)
  • Музыкальный театр "Белый рояль" (1%, 113 гол.)
  • Ростсельмаш (1%, 103 гол.)

В течение многих веков Танаис был крупным экономическим, политическим и культурным центром Подонья-Приазовья. Греческий географ Страбон называет его самым большим после Пантикапея (столица Боспорского царства, на территории нынешней Керчи), торжищем варваров. Древние географы и историки проводили от Танаиса границу между Европой и Азией. Город постепенно приобретал черты, характерные для образа жизни местных племен. Танаис вёл борьбу за независимость от боспорских правителей.

В 237 г. н. э. он был разрушен готами. Восстановленный через 140 лет сарматами, Танаис постепенно превратился в центр земледельческого и ремесленного производства, но в начале V века пришёл в запустение.

Танаис - итальянская колония

В начале средних веков венецианцами была основана торговая фактория Тана на новом месте - на изменившемся основном рукаве устья Дона, ныне называющемся Старый Дон. Позднее контроль над городом перешёл к Генуе, построившей здесь генуэзскую крепость.

В половецкое время колония Танаис стала называться сокращённо Тан. В 1395 году войска Тамерлана сровняли город с землёй, полностью разрушив стены.

Колония Тана на месте города Азов

В XV веке колония Тана (средневековое название генуэзской колонии Танаис) частично была восстановлена на месте позднейшего города Азова.

Господству генуэзцев пришёл конец осенью 1475 года. Турки-османы, захватив до нападения на Тану в том же году все генуэзские крепости Крыма (Капитанство Готия) и православное крымское княжество Феодоро, высадили десант и захватили колонию Тана. Турки владели городом, окончательно получившим название Азов, с небольшими перерывами (в 1637-1643 и 1696-1711 годах) с 1475 по 1736 год, когда в результате многочисленных войн город Азов перешёл к Российской империи.

Археологические раскопки

Как археологический объект Танаис был открыт в 1823 году членом-корреспондентом Парижской академии полковником И. А. Стемпковским. По личному указанию Николая I, интересовавшегося, в первую очередь, сокровищами курганов, раскопки в Танаисе впоследствии проводил профессор Московского университета по кафедре римской словесности и древности П. М. Леонтьев, а с 1867 года - В. Г. Тизенгаузен. Изучение Недвиговского городища проводилось под контролем Императорской археологической комиссии. Правда раскопки Леонтьева, которые велись бессистемно, только нанесли вред городищу. Не найдя ничего, что показалось бы заслуживающим внимания, Леонтьев раскопки прекратил.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов-Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, наткнулись на древнее городище Танаиса. Однако никаких мер для возобновления раскопок принято не было. Проявив некоторый интерес ко вторично «открытому» городищу, председатель Археологической комиссии граф С. Г. Строганов написал письмо наказному атаману Войска Донского М. И. Черткову. М. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина.

С 70-х годов и до времени, когда уже советское правительство не объявило все памятники древности народным достоянием, находящимся под охраной государства, местные жители растаскивали городище на собственные нужды, используя камень древнего города в своих в постройках.

С 1870 по 1872 раскопки на Недвиговском и Елизаветинском городище вёл П. И. Хицунов.

«Танаис» – первый из созданных в России археологических музеев-заповедников на территории России.

В 1955 г. Академией наук СССР была сформирована Нижне-Донская археологическая экспедиция, которая совместно с Ростовским университетом и Ростовским музеем краеведения под руководством Д. Б. Шелова приступила к научному исследованию городища. Спустя четыре года раскопанное городище и могильник были объявлены заповедной территорией. А в 1961 здесь был открыт один из первых в России археологический музей-заповедник, площадью более 3 тысяч гектаров. C 1973 по 2002 бессменным директором музея-заповедника был В. Ф. Чеснок. Затем директором недолгое время был бывший заместитель министра культуры Ростовской области В. Касьянов. В 2005 директором был назначен В. Перевозчиков.

    Инициаторами создания музея-заповедника были начальник Нижне-Донской экспедиции Д.Б. Шелов и зам. директора Ростовского областного музея краеведения С.М. Марков. В 1958 г. вышло постановление Ростовского облисполкома «О создании музея-заповедника «Танаис» как филиала Ростовского областного музея краеведения». В 1960 г. музею в бессрочное пользование была передана земля с основной площадью городища и прилегающими к нему участками некрополя. Началось строительство первых музейных зданий на основе щитовых конструкций: музейной экспозиции, администрации и двух небольших подсобных помещений. Были выделены две штатные единицы (заведующий и сторож). 1 августа 1961 г. музей открылся и принял первых посетителей.

    В 1981 г. решением Ростоблисполкома утверждены охранные зоны заповедника площадью 1200 га. В 1990 г. музей-заповедник получил статус самостоятельного учреждения культуры.

    В феврале 2009 года археологический музей-заповедник Танаис стал кандидатом в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО).

    Сегодня в заповеднике трудится около 40 человек. На территории его усадьбы размещаются новое здание музея с основной исторической экспозицией, здание фондохранилища, административные помещения, корпуса для стационарных и временных выставок, музейно-педагогических занятий, технические службы. Заповедник стал значительным культурно-просветительным и научным центром региона, известным далеко за его пределами.

    Важнейшая роль в становлении и развитии музея-заповедника принадлежит полувековому творческому союзу заповедника и Нижне-Донской археологической экспедиции, ставшей с 1993 г. международной (отряды Германского Института археологии и Института археологии Варшавского университета).

    На сегодняшний день раскопками вскрыта примерно десятая часть древнего города, а также значительная территория городского некрополя. Сформированы уникальные эталонные фондовые коллекции и неповторимая экспозиция «под открытым небом», которую составляет большинство исследованных участков городища. В эту экспозицию входят также масштабные реконструкции античных сооружений на музейной усадьбе и лапидарий – собрание массивных, объемных находок, преимущественно из камня. Предметы из раскопок, хранящиеся в фондах заповедника, насчитывают более 140 тысяч единиц. Самые выразительные из них можно увидеть в исторической экспозиции музея. В фондах создан уникальный «Зал амфорных эталонов» – единственный в Европе опыт открытого хранения амфорной тары. На музейной усадьбе также открыта экспозиция «Музей исторического костюма» и комплекс тематических выставок историко-археологического и художественного характера.

    Музеем накоплен значительный опыт работы с посетителями, выработаны интересные эксклюзивные формы этой деятельности. К услугам туристов – серия экскурсионных маршрутов по экспозициям музея, городищу, памятникам истории, культуры и природы охранных территорий заповедника, охватывающих хронологический диапазон от эпохи палеолита до ХХ столетия. Проводятся разнообразные интерактивные программы: исторические практикумы на базе музейно-педагогических центров заповедника по древним ремесленным, письменным, торговым, спортивным технологиям; познавательные игры на основе состязаний; большие театрализованные массовые праздники в античных традициях. Музей издает буклеты, путеводители и другую научно-популярную литературу о Танаисе, специализированные археологические сборники.

    Ежегодно в третью субботу сентября здесь отмечают День города Танаиса.

    Программа праздника разработана по мотивам одноименного античного торжества, о котором повествует текст мраморной плиты 104 г. н.э., найденной на древнем городище. Предполагается, что празднество объединяло день рождения города Танаис и чествование бога реки.

    Гостей ждут серия театрализованных представлений, мастер-классы по древним ремеслам, конкурсы, викторины и состязания, новые выставки.

    Все желающие могут стать участниками исторических реконструкций Пифийских и Олимпийских игр, различных мифов и древнегреческих праздников.

    Предложил пользователь под ником Николай С. При подготовке материала использовались данные из Википедии и с официального сайта музея.





История поисков и раскопок

Древний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или Вавилоном, ученые не могут твердо ответить на вопрос о причинах первой и второй гибели этого города. Но в истории загадок Танаиса эта не самая главная.

Пропавший Танаис искали несколько веков. Вот как это было.

Знаменитый географ Страбон пишет о Танаисе, как о разрушенном городе. Он не считает нужным хотя бы упомянуть - за что, по какой причине был Разрушен Танаис, в то время как сам Страбон является современником первого разрушения. Именно потому археологи, уже в XX веке, и подумали, что, возможно, греческий глагол евяотею надо, читать не как «разрушить», а как «разорить», «разграбить» ибо такое значение у него тоже имеется.

Но вопросы возникли уже тогда, когда городище Танаиса было найдено.

А в начале поисков не было известно даже следов этого значительнейшего центра торговли греков с северопричерноморскими народами, второго по величине города «европейской» стороны Боспорского царства - после, естественно, Пантикапея.

Следы этого города впервые обнаружил, но не успел раскопать Иван Алексеевич Стемпковский, соратник и первый "специалист-руководитель дилетанта, но бережного ценителя древностей Поля Дюбрюкса. Вдвоем они раскопали знаменитый курган Куль-оба (по-крымско-татарски - "холм пепла"), который из-за богатства находок называют еще Золотым курганом.

И.А. Стемпковский, член-корреспондент Парижской академии, по программе которого, представленной Новороссийскому генерал-губернатору графу М.С. Воронцову, были созданы музеи древностей в Одессе и Керчи, а затем и Одесское общество истории и древностей, полковник и высокообразованный человек, для которого были важны не столько военные учения или парады, сколько возможность кочевой образ жизни военного посвятить изучению истории и культуры. Воспользовавшись командировкой 1823 года на Волгу, он решил проехать берегом Азовского моря от Таганрога до Ростова. Этот путь он пожелал проделать очень медленно - для того, чтобы попытаться найти какие-либо следы Танаиса.

Ведь по Страбону, которого Стемпковский прочел в Париже во французском переводе, было ясно, где искать этот затерянный город: он располагался в устье реки Танаис (Дон), при впадении ее в Меотийское озеро (Меотиду, Азовское море). Куда проще!

Простота оказалась мнимой. На самом деле, своими глазами видя, как изменилась за два тысячелетия береговая линия Черноморского побережья, где древние прибрежные памятники оказались либо затоплены, либо размыты и разрушены прибоем, полковник не мог быть уверен в очертаниях дельты Дона XIX столетия от Р. X. К тому же он сам убедился в том, что берега Мертвого Донца, правого рукава Дона, не содержат и намека на существование в прошлом какого-либо поселения. Правда, была вероятность, что Танаис находился на левом краю Дельты, в районе Азова. Но и оттуда никаких намеков на древние развалины или находок тоже вроде бы не поступало.

Задержавшись в Таганроге, Иван Алексеевич выяснил, что ни о каких развалинах там не слышали хотя по почтовому тракту Таганрог - Ростов многие ездили. Стемпковский зацепился лишь за упоминание неких заросших "траншей или окопов", которые можно наблюдать в районе села Недвиговки, что на правом, высоком берегу. Вот, пожалуй, и все. Нет никаких древностей. Есть только курганы.

Учитывая дотошность полковника Стемпковского, можно предположить, что он наверняка знал и еше об одной особенности этого края: зыбучие пески. За почти два тысячелетия Танаис мог поглотить (безвозвратно) именно зыбучий песок. Это означало бы, что поиски бессмысленны. Но, скорее всего, он понял, что, вероятно, древние греки тоже кое-что знали о зыбучих песках, а значит, должны были поставить свой город-колонию на «неподвижном» месте. Может быть, его натолкнуло на это название сельца Недвиговка?.. Как бы то ни было, подъезжая к нему, Иван Алексеевич догадывался, что городище надо искать там.

Он нашел «окопы» в нескольких верстах от моря. И не «окопы» даже, а древние укрепления! Ошибки быть не могло: ведь он уже видел Ольвию около Очакова. А здесь вокруг «укреплений» был древний ров. Надо рвом угадывались расползшиеся остатки вала! Похоже, что и впрямь это исчезнувший Танаис. Главное, Стемпковский нашел черепки битой посуды. Это была не турецкая посуда, как заверили его в Таганроге, а самая настоящая греческая посуда - осколки амфор.

А еще Иван Алексеевич поинтересовался и глядел монеты, которые в небольшом количестве были найдены в Недвиговке. Это были монеты Боспорского царства.

И самое главное - ему, военному, стало ясно стратегическое значение этого во всех отношениях удобного возвышенного места. Именно здесь мог быть древний город.

Покинув Недвиговку и прибыв в Ростов, Стемпковский встретился с обладателями схожих находок - и с того же места! Правда, некоторые находки были сделаны не в Недвиговке, но эти немногие исключения не показались искателю важными. Тем более что эти места тоже располагались в основном по течению Мертвого Донца. Иван Алексеевич увидел монеты боспорского царя Савромата I (93- 123 годы н. э.), Котия П (123–132 годы), монеты других царей I-111 веков н. э.

Возвращаясь через несколько месяцев с Волги, Стемпковский проехал тем же трактом. Он все же не поленился и обследовал все указанные ему любителями древностей места. И убедился, что там тоже когда-то жили люди. Но наличие этих поселков (ни в одном из них он не обнаружил следов укреплений и городских стен) при большом городе как раз и говорило в пользу Недвиговки: именно там должен был когда-то кипеть жизнью Танаис.

Так он и написал в письме Ивану Павловичу Бларамбергу, одесскому археологу и нумизмату. Таким образом, задокументированное сообщение И.А. Стемпковского является первым упоминанием об открытии Танаиса, хотя и почти умозрительном. Что ж, и великий Шлиман через пятьдесят лет сначала напишет о том, как и где он раскопает свою Трою (напишет толстую книгу!), а уж потом поедет и раскопает древний город. Правда, книге Генриха Шлимана также предшествовало путешествие его, дилетанта, на холм Гиссарлык, где он постоял, осмотрелся, поднял с земли некий черепок - и, даже не копнув лопатой, отправился в Париж.

Прошло тридцать лет. И.А. Стемпковский скончался молодым через пять лет после того своего путешествия. Возникли новые обстоятельства, потому что наступило новое время.

Ради определенных, в том числе стратегических, целей правительство Николая I стало дополнительно раздавать земли казачеству: близилась новая война с Турцией.

Лев Алексеевич Перовский, министр уделов, много полезного сделавший для развития археологии и сохранения древностей в России, подал докладную записку, прошение императору Николаю, в котором сетовал, что на розданных землях казаки, во-первых, распашут городище в окрестностях Недвиговки, а во-вторых, все, что выворотит из земли плуг, употребят по своему усмотрению: драгоценности присвоят, а каменную кладку, если таковая сыщется, растащат на строения. Пора раскопать городище, могущее оказаться Танаисом. Умный Перовский намекнул и на то, что казаки, кроме древних руин, распашут и имеющиеся там во множестве курганы.

Известна великая жадность Николая I к древним сокровищам, которые он давным-давно особым указом повелел считать своею собственностью, дабы они "пополняли и обогащали музеум Эрмитаж". Царь выделил три тысячи целковых на раскопки. Руководителем раскопок назначили Павла Михайловича Леонтьева, 30-летнего профессора Московского университета кафедры римской словесности и древности. По счастливому совпадению, Павел Михайлович оказался не только знаком с мнением И.А. Стемпковского, но и разделял его. И не только по вопросу раскопок Танаиса.

Впрочем, в добавление к высочайшему разрешению раскопать городище под Недвиговкой, государь повелел, "что посему главная цель всех предпринятых разысканий состоит в открытии художественных произведений древнего искусства", и прямым текстом передал через Перовского: копай курганы.

Законопослушный П.М. Леонтьев приступил к раскопке курганов. И ему страшно не повезло! В отличие от крымских и курганов Черноморского побережья Кавказа, в отличие от курганов царских скифов, курганы меотов и сарматов оказались разграбленными целиком. Пустые Ростовско-Таганрогские курганы только отняли время.

У Леонтьева чесались руки на городище, а его заставляли копать и копать курганы. И в один прекрасный момент Павел Михайлович понял вдруг, что самодержец не удовлетворится его отчетом о том, как группа археологов натыкается на пустоту в одном кургане, другом, третьем. Гнев государя ему обеспечен в любом случае.

А семь бед - один ответ. И Леонтьев снимает часть рабочих с курганов и бросает их на раскопки городища Недвиговки. Таким образом, Нижнее Подонье обрело, наконец, заботливого раскопщика и честного историка. Потом Леонтьев станет знаменитым первооткрывателем Танаиса, а пока он самовольно закладывает первые раскопы на городище, которое предположительно может быть Танаисом. Получая отрицательные результаты с курганов, которые все еще продолжает раскапывать, Павел Михайлович бросает на городище все новые и новые силы. Наконец, расстановка сил уже стала такой, что все основные группы рабочих трудились на городище.

Силы нужны были колоссальные. Ведь городище 225 х 240 метров, что составляло более 10 тысяч квадратных сажен, требовало не только затрат физического труда, но и умных рук, вдумчивой лопаты. Тем более что, едва появились первые результаты раскопок, они оказались тоже не подарком. Вместо цветущего древнего греческого города Леонтьев раскопал примитивную керамику, изготовленную без гончарного круга, грубую и невыразительную; раскопал кривые стены из необработанного, необтесанного камня, сложенные без всякого учета хоть каких-нибудь греческих традиций или законов строительства. Вместо мощных городских стен толщиной хотя бы метра три - какой-то столь же примитивный вал из мелких камней, на крепостную стену совсем не похожий.

Павел Михайлович догадывался, что попал на позднейшее строительство, что оно может и не иметь отношения к грекам, поскольку осуществлялось в те времена, когда в городе (или на остатках погибшего города) могли жить какие-нибудь кочевники, которые к строительству никогда не имели отношения, так как жили в кибитках, ели и спали у костра. Но подобная неудача заставила его содрогнуться: все обстоятельства, словно сговорившись, были против полномасштабных и планомерных работ. Не везет так не везет - вот и весь сказ. Найдены, правда, некоторые предметы и монеты. Но, во-первых, среди них нет ни одного, и ни одной старше I века н. э. А во-вторых, где чернолаковая и краснолаковая керамика? Где античный размах? Понятно, что не Афины, понятно, что отдаленная северная глушь, но убожество ведь тоже имеет свои пределы. А он-то ожидал откопать - ну, пусть не шедевры античного искусства, но хоть одну мраморную колонну, один фриз!

Разочарованный П.М. Леонтьев делает категорический вывод: это не Танаис. Но тут ему доносят: нашли осколки мраморной плиты с надписью. Потом - другую надпись. Сомнения исчезли. Да, оказалось, Танаис был такой, и только такой. Плита была вделана в стену башни и найдена под землей, среди обломков этой самой башни, в развалинах. И надпись на плите гласит: восстановлена башня и часть стены во времена царя Котиса III, восстановлена в таком-то году стараниями такого-то.

Радость открытия - радостью, но разочарование осталось. И Павел Михайлович, размышляя о том, почему ожидания и действительность так сильно расходятся, хватается за спасительную мысль: ведь Страбон написал, что тот, прежний Танаис был разрушен боспорским царем Полемоном в самом конце I века до н. э. Значит, этот Танаис, город, рожденный лишь в I веке новой эры, взял от прежнего только имя. "Уже одна кладка стен из необтесанных камней и чрезвычайно небрежная вполне убеждает, что тот Танаис, развалины которого мы имеем в Недвиговском городище, не только не есть греческий город хорошего времени, но и вообще не есть чисто греческий город. Греки никогда, ни даже в византийское время, не строили так дурно", - написал потом Павел Михайлович. Это не тот Танаис, не полемоновский. О послепо-лемоновском Танаисе не говорит ни один древний автор. И хотя раскопки доказали, что он все же существовал, следует думать, что тот Танаис, который был разрушен Полемоном, был где-то в другом месте.

И Леонтьев засел опять за книги древних авторов - Страбона и Птолемея. Павел Михайлович принялся систематизировать все свои знания о древностях Нижнего Подонья. Затем он переправился через Мертвый Донец и внимательно осмотрел все то, что осталось не изученным Стемпковским в его поездке 1823 года. А это - курганы "Пять братьев" в окрестностях станицы Елисаветовской и прилегающие к ним территории.

Археолога ждал успех на этом поприще: он нашел неизвестное городище! По площади оно превышало Недвиговское и было обнесено двойным валом. Он сделал пробные раскопы. Они, конечно, не доказали, что вновь обнаруженное городище есть дополемоновский Танаис, но там Павел Михайлович обнаружил тоже черепки амфор, другие греческие веши, а также мелкие золотые и серебряные украшения.

Отчитываясь о проделанной работе, Леонтьев не утверждает категорично, что нашел первый Танаис, но оставляет для этого заключения вполне реальную

возможность.

И ровно на сто лет порождает заблуждение о двух Танаисах! Танаис, открытый в Недвиговке Стемпковским и раскопанный Леонтьевым, ученые окрестили Танаисом Младшим.

В 1867 году, через 12–13 лет после раскопок Леонтьева, Императорская Археологическая комиссия решила возобновить изучение Недвиговского городища. Раскопки возглавил представитель комиссии барон фон Тизенгаузен. Впрочем, копать он должен был не столько в Недвиговке, сколько все в тех же курганах, чтобы добыть новые драгоценности и "высокохудожественные изделия древних мастеров" для Императорского Эрмитажа.

Владимир Густавович Тизенгаузен позже прославился именно находками в курганах. Еще он стал одним из ведущих специалистов по восточным монетам, написавшим несколько книг. Он раскопал богатые курганные погребения "Семь братьев" недалеко от Анапы.

В Недвиговке же Тизенгаузену вместо золотых украшений попадались то каменные грузила рыбаков, то зернотерки, то примитивные горшки из черной глины. Прежде всего сам считая свою работу полной неудачей, Владимир Густавович лишил науку подробного отчета об этих раскопках, потому что в сводном отчете Археологической комиссии, скрупулезно переписав чужие отчеты, своему уделил всего несколько строк.

Не обошлось и без курьезов.

В конце 1860-х годов при строительстве участка железной дороги Ростов - Таганрог рабочие, занимавшиеся ломкой камня в районе Недвиговки, но ничего не знавшие об археологических раскопках Танаиса, открыли его заново. Сообщение об этом появилось в 1869 году в "Донских новостях", а затем и в петербургских газетах. Там говорилось о гигантском подземном ходе, который вел то ли на ту сторону Дона, то ли в Азов. Говорилось о кладе, состоявшем из нескольких фунтов золотых монет и золотого венка. Председатель Археологической комиссии граф С.Г. Строганов имел по этому поводу переписку с наказным атаманом Войска Донского М.И. Чертковым. Чертков, в свою очередь, направил в Недвиговку с проверкой директора новочеркасской гимназии Робуша и художника Ознобишина. Те доставили в Новочеркасск обнаруженные при камнеломных работах танаисские надписи, а на месте обследовали "подземный ход", оказавшийся водостоком из города в реку. Слухи о золоте тоже оказались преувеличенными настолько, что их можно было считать чистым враньем.

Тем не менее, зная, что слухи не возникают на пустом месте, Археологическая комиссия опять шлет своего представителя, которым стал Петр Иванович Хицунов, проживавший тогда в Таганроге и уже проводивший раскопки в Крыму и в Тамани, с поручением исследовать Недвиговское городище и "другие древности Дона". Комиссии, шедшей на поводу у алчных императоров, опять захотелось золота для Эрмитажа.

С подземного хода Хицунов и начал. Сделал тот же вывод, что и Робуш: это был канал для сточных вод, спускаемых из города.

Если говорить о конкретных результатах раскопок, проведенных Хицуновым, то он обнаружил множество новых надписей, которые и были отправлены (общий вес 44 пуда 10 фунтов) в пяти больших ящиках в Петербург. Кстати, по только что открытой железной дороге.

Петр Иванович «отличился» перед прежними археологами тем, что раскопал каменную печь для обжига керамической посуды. Но не зарисовал и не начертил ее.

Раскопки в Недвиговке приостановились на неопределенное число лет. С 1870 года до самого послереволюционного времени, когда все памятники древности были объявлены народным достоянием, находящимся под охраной советского закона, в течение 50 лет местные жители растаскивали городище на собственные нужды. В Недвиговке возникло много свежеотстроенных сараев, кухонь и даже жилых домов. Многие же камни пошли просто на фундамент под новое строительство.

Потом, до революции, всего один раз возник всплеск интереса Археологической комиссии к Танаису. Это произошло после того, как жители раскопали некрополь и обнаружили богатую могилу. В ней нашли серебряный сосуд, золотую гривну (шейное украшение) и золотой венок. Это было в 1908 году. Археологическая комиссия тут же поручила известному археологу Николаю Ивановичу Веселовскому немедленно начать раскапывать некрополь Танаиса. Веселовский копал в 1908 и в 1909 годах. Ничего интересного для комиссии и императора Николай Иванович не откопал. Впрочем, с научной точки зрения Н.И. Веселовский добыл интересные результаты.

После 1909 года раскопки прервались почти на 50 лет. В 1950-е годы советские археологи под руководством Д.Б. Шелова добыли новые данные, позволившие написать экономическую, политическую и культурную историю Танаиса.

Город Танаис

История города разбивается на три четко прослеживаемых по археологическому материалу этапа. Первый этап - III–I века до н. э.; второй этап - I–III века н. э.; третий этап - последняя треть IV века - начало V века. На рубеже первого и второго этапов город был не разорен, а все же разрушен боспорс-ким царем Полемоном. Так и не выяснено, за что же Полемон разрушил Танаис. Город исправно расплачивался с боспорским царями, и проблем с Пантикапеем у него не было. И вдруг - с Танаисом случается то, что вообще очень редко происходит, ибо произошло от «своего» царя. В истории мы найдем немного примеров подобного отношения правителя к «своему» городу. Ну, к примеру, в русской истории есть такая страница с сожжением Новгорода Иоанном Грозным. Но, как выясняется, Новгород, практически два с половиной века бывший Республикой внутри феодального государства Русь, действительно «добился» от царя такой участи (не станем сейчас оценивать, кто из них был прав). Наказав Новгород и ликвидировав его независимость, которая фактически имела место (царские наместники, князья давно там не избирались, и это мешало централизованной московской власти), Иоанн сделал Русь единой и неделимой. Здесь все трагично, но ясно. А за что же сжег и разрушил Танаис Полемон?

Есть предположения, не имеющие четкого доказательства до сих пор. У Страбона сказано очень скупо: "Недавно его разгромил царь Полемон за неповиновение". Можно сколь угодно долго гадать над этой короткой строчкой. А можно принять так, как написано, и тогда все может проясниться. Ведь «неповиновение» - это совсем не то, что «неуплата» или "отказ платить".

Правда, мы так и не знаем, в чем выразилось это «неповиновение». Но можно предположить с большой долей вероятности, что же было на самом деле.5 Царь Полемон, посаженный на трон римлянами, правил Боспором с 14 по 8 год до н. э. В эти-то шесть лет он и разрушил Танаис.

То, что произошло с Танаисом, нельзя сравнивать с судьбой Карфагена или другого города, который завоеватели разрушили до основания и стерли с лица земли. Здесь речь шла только о наказании. Видимо, проблема ослабления Боспора в Меотиде и прилегающих землях была менее важной, чем задача наказать.

Однако, как подтвердили археологические изыскания, Полемон разрушил не весь город: сгорела западная его часть. А история Танаиса пошла вперед практически без всякой остановки. Вероятно, «наказание» мало сказалось на торговых делах в регионе, и Танаис продолжал жить собственной полнокров-, ной жизнью, быстро оправившись от трагедии. Только та, сожженная и разрушенная часть города больше так и не отстраивалась. Возможно, в память о постигшем город несчастье, и о вторичном разрушении Танаиса мы поговорим позднее, а пока посмотрим, что же представлял собою этот торговый и богатый по тем временам город.

Ранний город состоял из трех частей. Первая часть - основная территория. Вторая - примыкающий к ней западный район. Третьей частью являлся приречный район, который никак невозможно исследовать из-за существующей ныне застройки. Но, скорее всего, за то время, что существует сельское поселение на месте бывшего когда-то города, основная часть материалов просто безвозвратно потеряна: человек вел хозяйственную деятельность, и он использовал или выбрасывал за ненадобностью те находки, что попадались ему в земле-в результате этой хозяйственной деятельности. Может оказаться, что, например, новые здания нашего времени возведены с частичным использованием под фундамент каких-либо древних построек, что не только бывает, но и наблюдается в истории повсеместно.

Оборонительные стены в Танаисе возведены в самом конце III или в самом начале II века до н. э. Раскопками открыты западная и южная оборонительные стены. Камень, из которого они сложены, подтесан лишь слегка и сложен на глине. Наружный панцирь стены состоит из более мощных камней, чем внутренняя часть. На южном конце западной стены возведена прямоугольная оборонительная башня, сложенная из тесаных блоков. Одновременно с западной стеной были сложены стены примыкающих к ней зданий. Известный с древности способ экономного строительства городов. Кстати, здесь и лучше сохранились ранние постройки. В I веке н. э. дома появлялись вне стен города. Отчасти это произошло потому, что По-лемон разрушил внешнюю стену, и город все равно оказался незащищенным. Не сразу началось восстановление разрушенной внешней стены.

В начале II века город опять превратился в крепость со сторонами 225 и 240 метров. Вокруг Танаиса сооружается ров шириной 10–13 метров. Частично он выкапывается, частично же выдалбливается в материковой скале. Глубина его - 7–8 метров. К западной стене снаружи пристраивается дополнительный панцирь, и толщина стены делается вместо трех метров - 4,8 метра. Новые четырехугольные башни выступают далеко за линию стены. Открыты четыре промежуточные башни с помещениями. Вдоль западной стены проходила узкая улица. От нее к городским постройкам спускалась каменная лестница. Еще одна улица выявлена раскопками, она пересекала город с запада на восток. На северо-восточном участке городские помещения отстояли от стены на 1,5–2 метра. Это пространство было занято специальным бутом из камня и суглинка, откосом дополнительно укреплявшим стену.

Открыта небольшая площадь в центре города, а также одно из зданий, которое могло выполнять роль общественного. Обнаружены храмы. Есть чисто культовые находки - алтарь, семь глиняных штампов для оттисков на ритуальных хлебцах. А также пять маленьких лепных сосудиков для воскурений (с дырочками в стенках).

Раскопаны торговые подвалы зажиточных купцов и торговцев менее состоятельных. Найдены предметы, принадлежащие к разного рода ремеслам, хозяйственный инвентарь. Открыты печи для выпечки хлеба. Обнаружены свидетельства того, что жители занимались животноводством и особенно рыболовством.

На втором этапе жизни города произошло важное событие: в Танаисе, единственном из открытых в этом регионе городов, появилось стеклодельное производство. Производились изделия, подобные тем, которые изготавливались мастерами с Рейна и привозились издалека.

Обнаружен склад крупного посредника-торговца. В его подвале найдено примерно 390 амфор, в некоторых частично осталось содержимое. Около сотни амфор были готовы для того, чтобы их заполнили нефтью. Лабораторный анализ подтвердил, что в этих сосудах уже хранилась когда-то нефть.

Танаис подчинялся боспорским царям, а те управляли городом через своих посланников - пресбевтов. Во главе магистратуры стоял эллинарх, а с ним несколько архонтов танаитов. Первый, очевидно, отвечал за греков, а второй - за местное, варварское население. Были и другие должности - диадох, стратег граждан, лохаг (полководец) танаитов, просодик, простат.

Интересно, что, обнаружив предметы и помещения культово-ритуального характера, ученые не смогли найти имен богов, каким поклонялись в Танаисе. Есть лишь достоверное знание о том, что поклонялись некоему верховному богу.

Ранний некрополь носит черты кладбищ чисто греческих городов. Некрополь второго этапа больше похож на смешанный греко-скифского типа. Есть немногочисленные погребения сарматского типа. Как правило же, в одной могиле встречаются черты как

греческих, так и сарматских захоронений. В I веке появляются могилы с каменными оградами, аналогично скифским памятникам. В то же время появляется обычай хоронить детей (младенцев) в амфорах. Взрослые покойники хоронились либо в простых могильных ямах, либо в гробах. До I века существовал способ установки надгробных камней антропо-образного типа - плоский прямоугольник (призма), увенчанный дискообразной частью (головой), а также встречаются плиты стреловидной формы. Хоронили покойников в основном головой на восток. Есть единичные захоронения с южной и юго-восточной ориентировкой.

Образ жизни

Танаиты занимались рыбной ловлей: каменные и изредка металлические грузила предназначены для использования их в сетях. Обнаружены несколько помещений для хранения и переработки рыбы. Рыба поступала в продажу на вывоз как свежая, так и соленая. Вероятно, была также вяленая. Скорее всего, донские осетры доставлялись в Рим в живом виде, хотя это и стоило очень дорого. Основные виды промысловых рыб: осетр, севрюга, стерлядь, сазан, сом и другие.

Кроме торговли, жители города занимались различными ремеслами. В том числе, как говорилось, стеклоделанием, ювелирным искусством, гончарным (примитивно), строительством (камнерезание несомненно), хлебопечением, кузнечным делом.

Существовали религиозные союзы, объединявшие представителей верхних слоев населения - высших чиновников, аристократов, купцов. Списки членов этих союзов (фиасов) сохранились на мраморных плитах.

Образ жизни горожан скорее всего не подразделялся на греческий, сарматский, меотийский. В короткое время после возникновения фактического общежития образ жизни сделался ближе к усредненному. Разделение народов происходило скорее по сословному признаку. Но и здесь в чертах "Бога высочайшего", вероятнее всего, слились черты Зевса греческого, Сабазия фракийского, бога Яхве и христианского бога-отца.

Любопытно, что танаиты ежегодно праздновали некий "день Танаиса". Скорее всего, это был праздник восстановления города после «наказания» его Полемоном.

Разрушение и конец Танаиса

К III веку н. э. завершилось создание оборонных сооружений города. Их значительно усилили в сравнении с теми, что были прежде. Вероятнее всего, горожан уже стали донимать неизвестные пришельцы. Если скифы, сарматы, меоты и другие окрестные народы, даже находясь в состоянии войны, прекрасно знали, что у врага можно разрушить, а что следует сохранить (как это, в более ярком виде, проявилось в завоеваниях Вавилона), то теперь пришел, вероятно, совсем чужой завоеватель, для которого не было ничего святого. А Танаис лежал на стыке торговых путей и кочевых перемещений, поэтому он первый и должен был подвергнуться разграблению.

Судя по тому, что танаиты всерьез занимались укреплением города, видимо, опасность уже была близка. Враг приходил как с востока, так и с севера.

Именно в III веке в Северное Причерноморье вторглись завоеватели. Эти племена и разрушили Танаис.

Еще Леонтьев писал:

"Развалины города показывают, что это разрушение было самое страшное, какое только можно себе представить: в городе почти не осталось камня на камне; от весьма многих стен сохранились нижние ряды каменной кладки; башни разрушены почти до основания, и самые погреба засыпаны развалинами обрушившихся строений В разорении участвовал огонь, которого следы видны почти везде во внутренней части города и на внутренней стороне городских стен и башней; одна из открытых башней обгорела даже со всех сторон".

Леонтьев считал, что гибель Танаиса наступила от рук гуннов. Но гунны вторглись в Причерноморье в конце IV века, а Танаис разрушен около середины III века.

Это были племена готского союза.

После разграбления и уничтожения города оставшихся в живых жителей Танаиса скорее всего готы увели с собой. И Танаис опустел на более чем 100 лет.

До сих пор ученые не знают, как это на самом деле произошло.

Через долгое время в развалинах города поселился совсем новый народ. Это он насыпал вал, так не понравившийся своей примитивностью Павлу Михайловичу Леонтьеву. Скорее всего, именно он изготавливал керамику, которую в IV–V веках трудно было назвать керамикой. Они не позаботились не только о правильном сооружении домов, об их красоте, они не думали даже о прочности. Каменные завалы внутри города они разобрали лишь настолько, насколько это было необходимо, чтобы ходить не спотыкаясь. А может быть, эти люди были столь малочисленны, что это было им не под силу?..

Число археологических находок, относящихся к третьему периоду, очень невелико. Осколки керамики только боспорского производства, несколько бронзовых монет второй половины IV века. Все эти монеты римские, потому что боспорские цари перестали чеканить монету.

Впрочем, есть одна интересная находка этого периода - костяные обкладки сложного лука, относящегося по конструкции к гуннским лукам.

Поселение было варварское, ничего общего не имевшее с первыми двумя цветущими периодами. Наконец, в конце IV или начале V века город окончательно перестал существовать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Славянское завоевание мира автора

1.26. Смоленск, Суздаль, Танаис, Танаквисл, Тартарарики, Тракия = Туркия = Турция Финляндия, Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК =*= СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ =*= СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 =*=

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Танаис на Русской реке Свое название город получил по имени великой реки Дон (Танаис), в устье которой он и расположился. Дон и Тана/Танаис - это формы одного слова, которое, если судить по иранскому и древнеиндийскому языкам, некогда у ариев означало «река». Другое древнее

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Танаис История поисков и раскопокДревний Танаис, как теперь известно, дважды был разрушен и дважды возрождался. Это было не так уж давно - от I века до н. э. до III века н. э. Однако, несмотря на то, что время это значительно приближено к нам, по сравнению, допустим, с Троей или

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смоленск Суздаль Танаис Танаквисл Тартарарики Тракия = Туркия = Турция Финляндия Чернигов Скандинавы дают следующие отождествления:Русский город СМОЛЕНСК = * = СМАЛЕСКИА (скандинавское SMALESKJA) , с. 38.Русский город СУЗДАЛЬ = * = СУРДАЛАР (скандинавское SURDALAR) , с. 38 = * =

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Кыпчакские степи, Танаис, набег в Европу То, что Александр был-таки в кыпчакских степях, можно видеть у Арриана и Курция Руфа. Ключевым положением в этом вопросе является локализация реки Танаис, на которой Александр воевал со скифами, разрушил семь их городов и построил

В Ростовской области располагается множество памятников архитектуры, музеев и мемориальных построек. Однако есть территория, которое занимает самое важное место в истории и культуре не только страны, но и всей планеты. Это известный музей-заповедник "Танаис".

История

Один из крупнейших археологических музеев-заповедников Ростовской области - "Танаис". Он расположился под открытым небом и занимает более 3 га земли. В 3 веке до нашей эры город основали греческие купцы. Тогда поселение состояло из трех частей: основной район, западный и приречный. Последний, к сожалению, невозможно исследовать из-за современных построек. В конце I века до нашей эры город был уничтожен и захвачен правителем Боспорского царства. Вся западная часть населенного пункта была уничтожена и больше не перестраивалась.

Уже в I-III века нашей эры жители превратили свой город в крепость, окруженную глубоким рвом. Благодаря удобному расположению (у берегов реки Мертвый Донец, которая через таганрогский залив связывала город с Черным морем), Танаис постепенно превратился в крупнейший торговый порт. Именно с этого времени начинается культурный и экономический рассвет города Танаис. В подвале одного богатого купца уже в ходе раскопок было обнаружено множество ваз с нефтью. Население занималось ловлей и обработкой рыбы, о чем свидетельствуют специальные помещения.

Несмотря на сильный пожар, случившийся во II веке, после которого были уничтожены многие важнейшие ценности города, Танаис оставался могущественным центром торговли около 8 столетий подряд.

Достопримечательности археологического музея

Заповедник "Танаис" хранит множество построек античности, а также лапидарии - это каменные плиты с надписями. Здания музея часто принимают в своих стенах различные выставки, а самой главной достопримечательностью считается открытый амфорный зал, который является единственным в Европе.

К уникальным экспонатам, представленным в залах заповедника, относится плита ручной работы, на которой высечен именной знак правителя Риметалка. Во II веке нашей эры он украшал стены крепости Танаис. Также исторически значимым объектом является алтарь из мрамора, который украшают бюст женщины и тело быка. В ходе раскопок здесь был обнаружен удивительно изящный флакон для ароматной воды, аккуратно украшенный драгоценными камнями.

Раскопки

Первые исследования музея-заповедника "Танаис" начались еще в середине 19 века под руководством члена Парижской академии наук И. А. Стемпковского. В 1823 году его экспедиция обнаружила странные окопы на территории Ростовской области. Однако при детальном изучении это оказались никакие не окопы, а останки древних исторических строений.

В земле были обнаружены многочисленные вазы, монеты, орудия труда и останки одежд. Тогда великий археолог выдвинул теорию о нахождении здесь древнего города и о необходимости дальнейших раскопок. Сюда приезжали другие археологи и нумизматы. В 1870 году исследования прекратились, раскопки возобновились только в советское время.

После создания в 1955 году экспедиции при институте археологии РАН начались систематические исследования территории музея-заповедника "Танаис". Были реконструированы хижины древних жителей, мост, ворота и башни города. Через шесть лет открылся первый в России археологический музей-заповедник "Танаис". На входе в заповедник археологов и туристов встречают две скульптуры - каменные бабы.

Музей исторического костюма

Музей-заповедник одним из первых в Ростовской области завладел современными технологиями. Здесь находится голографическая пирамида, которая без специальных приборов позволяет увидеть объемные изображения. Посетители музея могут подробно разглядеть, какие украшения носили древние жители Танаиса.

Кроме того, в музее можно посмотреть на реконструированные костюмы боспорян, скифов и сарматов. Древние украшения, булавки, застежки, пуговицы - вот, что еще хранят стены историко-археологического музея-заповедника "Танаис".

Работники музея обещают, что скоро появится виртуальная примерочная, в которой посетитель сможет переодеться в древний костюм и потом отправить себе фотографии на электронную почту.

Выставочный комплекс

Расположился он в здании старого музея. Оно было построено в середине прошлого века. В настоящее время здесь находятся постоянные и временные выставки. Первый зал музея посвящен живописи и изобразительному искусству. Здесь часто выставляют свои картины художники, посещающие "Танаис". В летний период здесь устраивают собрания и съезды, на которых изображают на бумаге ход раскопок, добытые предметы. Затем все картины можно лицезреть на выставке.

Историческая экспозиция

Она находится в здании, которое было построено четыре года назад и соответствует мировым стандартам: современные витрины, хорошее освещение и отапливаемые полы.

В музее хранятся предметы, найденные во время раскопок на территории археологического музея-заповедника "Танаис". Более 100 тысяч единиц находок расположились на полках экспозиции, в основном это глиняная посуда, украшения и предметы быта. Все сделано очень аккуратно.

Амфорный зал

Это уникальное место, в котором хранится множество амфор под открытым небом. Такого в Европе больше нет.

Амфоры представляют собой глиняную посуду, которая использовалась для хранения жидкости, зерновых, ягод и фруктов. В подобный сосуд, согласно легенде, залез в страхе микенский царь, увидев Геракла с ужасным трехголовым псом в руках. Другое древнегреческое повествование гласит о том, что в таком сосуде прожил философ Диоген.

В Танаис амфоры завозились в первые века нашей эры, когда город промышлял торговлей. На рукоятках ваз имеются следы от штампованных печатей с именами купцов, которым принадлежал товар.

Праздники

"Танаис" ежегодно принимает множество туристов, археологов и просто любителей древнейшей архитектуры. Для привлечения гостей ежегодно здесь проводятся различные праздники:

  • «Пушкин и древности» в июне. Вот уже более 30 лет в начале лета музей-заповедник "Танаис" собирает любителей архитектуры, стихов и авторской песни. В это время руководство музея приглашает музыкальных исполнителей из соседних регионов и областей. Многие из них приезжают сюда ежегодно и стали местной знаменитостью.
  • «День Танаиса» в сентябре. Начал проводится с конца 2008 года, согласно надписям на древней плите, день города - очень древний праздник. Проводился еще во II веке нашей эры, и тогда его организацией занималось руководство поселения. Сегодня присутствующие на празднике могут понаблюдать за древней традицией открытия, торжественным ритуалом возведения в почетных людей города Танаиса.

Все гости, которые попали в музей на праздники, остаются довольными. Они делятся с друзьями своими красочными фотографиями и обещают вернуться сюда снова. Сделанные в музее-заповеднике "Танаис" фото завораживают своей красочностью и необычностью.

Расположение заповедника

Музей находится недалеко от Ростова, в деревне Недвиговка, Мясницкого района. Есть возможность из Ростова в музей-заповедник "Танаис" доехать на автобусе или электричке.

  • Автобусы № 458 или № 455 отправляются с центрального рынка города Ростов-на-Дону. Стоимость проезда составляет не более 100 рублей на одного человека. Автобусы отправляются ежедневно, в 8 и 12 часов. Время в пути составляет 90 - 120 минут.
  • Электропоезд отправляется с вокзала Таганрог-2 и пригородного вокзала. Время отправления такое же, как и у автобусов. Цена билета составит 150 рублей. Время в пути равняется 50 минутам.

Время работы музея-заповедника "Танаис": ежедневно с 9 до 17 часов, кроме выходных и календарных праздников.

Стоимость билетов невысокая: для взрослых цена составляет 40 рублей, школьники должны заплатить 30 российских рублей за вход на территорию музея. Для осмотра различных выставок, располагающихся внутри зданий, необходимо приобрести входные билеты. Цена устанавливается руководством музея, в среднем - 100-200 рублей.

При музее работает отель, в котором имеется несколько номеров. Стоимость ночи одному взрослому человеку обойдется в 1500 рублей. Но во время праздников (в июне и сентябре) цена увеличивается. Номера оборудованы кухней, в которой имеются микроволновая печь, тостер и духовой шкаф. Также есть ванная комната с банными принадлежностями и индивидуальным набором одежды.

Путешествие в музей-заповедник

Из Москвы сюда можно добраться различными способами.

  • Авиабилеты Москва - Ростов обойдутся в 3 тысячи рублей (только в одну сторону). Самолеты летают из многих аэропортов столицы, примерное время вылета - 12 часов. На борту проведете не более двух часов.
  • Поезд Москва - Ростов-на-Дону отправляется ежедневно с Курского и Казанского вокзалов. Стоимость билета на одного человека составит не более 3 тысяч рублей.
  • Самостоятельно добраться на автомобиле можно за 13 часов. Выезжая из Москвы, нужно направляться на юг по трассе Е-115.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх