Третья немецкая Антарктическая экспедиция – одна из загадок шестого континента. Антарктическая экспедиция валдиса пельша готовилась в екатеринбурге Приму участие в экспедиции к антарктиде

Военные шлюпы «Восток» и «Мирный» у побережья Антарктиды

Во времена Великих географических открытий огромные регионы становились собственностью государств, чьи подданные их обнаруживали. Первооткрыватели давали им свои названия и организовывали колонии из поселенцев. Такой территорией могла бы стать и Антарктида, существование которой доказали российские моряки в ходе научно-исследовательской экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

Ровно 200 лет назад, 16 (28) января 1820 года, они обнаружили шестой континент - самый суровый и непригодный для жизни человека. Почему новая территория не стала частью Российской империи и как происходило ее открытие?

Видишь шестой континент? Нет? А он есть!

У древних греков существовала теория, что в Южном полушарии обязательно должны быть обширные массивы суши, уравновешивающие огромную массу северных земель. Иначе Земля просто опрокинулась бы от такого веса. Они же и дали название континенту «Антарктида», обозначающее «напротив Арктики» или «напротив севера». Термин не сразу закрепился, и в разные времена мог встречаться в обозначении совершенно других территорий. Так, в XVI веке бразильская колония называлась «Антарктической Францией».

Отсутствие конкретики рождало самые фантастические сюжеты в просвещенных умах разных эпох. Например, некоторые европейцы считали, что, достигнув Южного полюса, можно свалиться куда-то вниз - может, на спины тех самых китов, держащих мир, или на плечи слонов и даже панцири черепашек-ниндзя.

При всех теориях и предположениях существование земли на самом юге было недоказанным. К счастью, человечество развивалось и постепенно осваивало новые территории. Наконец появилась техническая возможность осуществлять более длительные экспедиции, но это тоже не сразу помогло.

До того как Джеймс Кук стал обедом туземцев

Есть разные предположения и свидетельства о льдах, которые видели мореплаватели в южных широтах. Но нет никаких доказательств, что было зафиксировано открытие материка. Ближе всех был Джеймс Кук, которого мы помним больше всего по случаю с туземцами. Великий открыватель мог бы стать и открывателем Антарктиды, но ему не повезло, что с ним частенько бывало.

Фото Getty Images

Кук первым зашел в Южный океан, в широты выше 50° ю. ш. и первым достиг 67°15′ ю. ш., где столкнулся с непроходимыми льдами. Если до этого плавания он был сторонником существования земли на Южном полюсе, то после своего исследовательского путешествия занял противоположную позицию. По его мнению, никто не смог бы проникнуть дальше на юг, чем это сделал он. Поэтому исследование южных территорий (если они есть) было невозможно.

Открытие Антарктиды

16 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный», специально оборудованные для дальнего похода, покинули кронштадтский рейд и отправились в свое знаменитое путешествие. В нем приняли участие 190 человек. Руководителем антарктической экспедиции был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен, а его помощником - офицер Михаил Лазарев.

Экспедиция финансировалась государством, но преследовала больше научные цели, чем политические. Хотя без политики обойтись не могло - вряд ли российский император отказался бы от возможности утереть нос англичанам и прочим.

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев

С первых же дней велись научные наблюдения, которые Беллинсгаузен и команда записывали в вахтенный журнал.

Экспедиция состояла из добровольцев, обладавших отличным здоровьем, опытом и грамотностью. Припасов загрузили на два года, но в течение плавания постоянно приходилось пополнять запасы в портах по ходу следования.

Из недостатков подготовки можно выделить различные характеристики судов. «Восток» был быстрым и обладал хорошими маневровыми возможностями, но слабее, чем «Мирный». Команде не просто приходилось при шторме и во льдах. «Мирный» обладал более сильным корпусом и хорошо чувствовал себя во льдах, поскольку был перестроен из ледокольного транспорта, но был довольно тихоходным.

Русские моряки отправились в далекое и опасное путешествие к неизведанным берегам. Они не знали, что их там ждет, какие испытания и тяготы выдаст им судьба. Моряки пробивались сквозь льды, холод, ледяной дождь и штормы. Никакой связи с домом не было, а конечная цель могла оказаться мифом. Но, несмотря на это, за все время путешествия экспедиция потеряла только трех человек.

Фото infourok.ru

Экспедиция пробыла в плавании 751 день и прошла более 92 тысяч километров. Суда несколько раз уходили из южных вод севернее, где были условия благоприятнее, но возвращались и искали путь к материку. Ожидая более благоприятных условий, шлюпы изучали в тропической части Тихого океана острова Полинезии и даже открыли 15 новых островов, которые носят русские названия.

Датой открытия Антарктиды считают 28 (16) января 1820 года. В этот день «Мирный» и «Восток» подошли к будущей Земле Королевы Мод. Суда несколько раз пересекали Южный полярный круг, двигаясь вдоль материка. В первых числах февраля вновь приблизились к Антарктиде, к месту, получившему название Берег Принцессы Астрид, но погода была очень плохой, не удалось ничего толком рассмотреть.

Весной уже было невозможно плавать у берегов материка, и суда разными маршрутами отправились в порт Джексон (Сидней). Второе путешествие к берегам Антарктиды они предприняли в ноябре и открыли острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I. 30 января 1821 года выяснилось, что «Восток» дал течь, и экспедицию пришлось завершить. 24 июля они вернулись в Кронштадт.

Почему Антарктида не стала частью Российской империи

Александр I был доволен экспедицией и наградил всех участников, но совершил главную ошибку - не стал заявлять права на открытие. Видимо, император считал, что у России земли достаточно, к тому же непонятно, что делать с этой Аляской, а тут еще далекий континент, где только лед. Как вообще контролировать и охранять такую далекую территорию, какая в ней может быть польза?

Airbnb и организация «Охрана океанов» бесплатно оправляет пять добровольцев в Антарктику для изучения климата.

Выбранные пять человек поедут в Антарктику под руководством исследовательницы Кирсти Джонс-Вилльямс, чтобы собрать образцы льда и изучить влияние микропластика на окружающую среду.

План экспедиции

  • Первая и вторая недели. Обучение в Чили: вы познакомитесь с товарищами по команде и руководителем экспедиции Кирсти Джонс-Уильямс. За 2 недели физической и психологической подготовки к исследованиям в непростых условиях Антарктиды вы привыкнете к научному языку, испытаете снаряжение, увидитесь с местными партнерами и откроете для себя дикую природу Чили.
  • Третья неделя. Исследования в Антарктиде. Будьте готовы к 10 дням серьезной работы в лагере Union Glacier на Южном полюсе, где вы познакомитесь с суровой красотой Антарктиды. Вместе с командой вы будете изучать собранные образцы снега и выяснять, присутствуют ли микрочастицы пластмасс на самом холодном континенте. А после трудового дня вы сможете прокатиться на снегоходе или фэтбайке.
  • Четвертая неделя. Готовьте выводы: после полевых работ вместе с командой вы вернетесь в Чили, чтобы в течение нескольких дней обработать находки и описать, какое влияние оказывает человечество на самый отдаленный регион Земли. Ocean Conservancy поможет вам стать послами охраны океанов. Вы расскажете миру, как свести к минимуму коллективный пластиковый след и грамотно пользоваться ресурсами планеты.

Зарегистрироваться на Airbnb:

Нацисты в Антарктиде. Вокруг этой исторической темы столько легенд и домыслов, что в наше время очень сложно разделить правду и вымысел. Экспедиция в Антарктиду, Новая Швабия, база 211, конвой фюрера, бой с эскадрой адмирала Бёрда и много другое. Что же было на самом деле, а что придумано? Попробуем разобраться.

Экспедиция в Антарктиду.

Принято считать, что эпоха великих географических открытий давно прошла. С одной стороны, это так. Но и ХХ век оказался не обделен географическими открытиями. Касались они в основном Арктики и Антарктики. К началу ХХ века они были единственными «белыми пятнами» на планете. После Первой мировой войны человечество создало целый комплекс технических средств, позволявших исследовать необъятные ледяные просторы на крайнем севере и крайнем юге. Арктику активно исследовали и осваивали Советский Союз, Норвегия, Италия, Германия и другие европейские страны. Об этом известно достаточно широко. О полетах дирижаблей «Норге» и «Италия», походах советских ледоколов и ледокольных судов знают все. А об исследовании Антарктиды в 30-х годах ХХ века знают немногие. После прихода в Германии к власти Гитлера нацистам были нужны пропагандистские акции мирового уровня. Например, такие как Олимпийские игры в Берлине 1936 года, где впервые в истории велась телевизионная трансляция церемонии открытия в прямом эфире. К событиям такого же масштаба относилась и немецкая экспедиция в Антарктиду.

Строго говоря, она была далеко не первой. Первая экспедиция состоялась в 1901-1903 годах, вторая в 1911-1912 годах. В 1937 году в южные моря впервые вышла германская китобойная флотилия, и после её успешного возвращения весной 1938 года началась подготовка третьей германской антарктической экспедиции. Формально это была гражданская экспедиция (в фашисткой Германии!) в сотрудничестве с немецкой авиакомпанией «Люфтганза». Главной задачей экспедиции было исследование определенного сектора Антарктиды с последующим закреплением его как территории Германии. Так как экспедиция планировалась многочисленной, было решено направить к берегам Антарктиды переоборудованное грузопассажирское судно.


Переоборудование касалось установки катапульты и крана для работы с тяжелым гидросамолетом. «Швабия» (MV “Schwabenland”) была грузопассажирским судном. С 1934 года она работала в Атлантике как пакетбот. После модернизации на борту «Швабии» базировались два тяжелых гидросамолета. Они могли стартовать с паровой катапульты на корме корабля, а после полета подниматься на борт с помощью крана. Переоборудование «Швабии» проводилась на одной из верфей Гамбурга. На борту «Швабии» находилось около 200 человек и 4 собаки. Руководил экспедицией полярный капитан Альфред Ричер , широко известный в 30-х годах ХХ века экспедициями на Северный полюс. Перед отправлением экспедиции произошел странный инцидент. В Гамбург приехал американский полярник Ричард Бёрд , который получил приглашение на участие в экспедиции. Но почему-то перед самым отплытием он отказался от участия в ней. Некоторые источники утверждают, что Бёрд принял такое решение, узнав, что на борту находятся офицеры СС. «Швабия» отправилась в Антарктиду из Гамбурга 17 декабря 1938 года.



Прибыв в Антарктиду 19 января 1939 года, экспедиция начала методическое подробное фотографирования континента. Был обследован огромный район южного континента от 13° з. д. до 22° в. д. (приблизительно 600 000 км²), через каждые 25-30 км сбрасывались вымпелы, каждый из которых был весом около 12 килограмм. Это было сделано для того, чтобы впоследствии их можно было найти с помощью магнитометров и доказать факт закрепления территории за Германией. Было сделано более 11000 фотоснимков, охватывающих примерно 360 000 км², что больше территории современной Германии. Экспедиция открыла свободный ото льда оазис Ширмахера. Место, где была произведена высадка на берег континента, назвали «Новой Швабией». В середине февраля 1939 года экспедиция покинула Антарктиду. Возвращение судна в Гамбург заняло два месяца. 12 апреля 1939 года «Швабия» вернулась в Гамбург, где капитан Ричер доложил Гитлеру о проведённых исследованиях. Полярник был так захвачен результатами «ледового похода», что сразу стал планировать вторую, полностью гражданскую, экспедицию с использованием большого количества самолётов. Однако началась Вторая мировая война, и эти планы пришлось отменить.


Эта часть нашего рассказа строго документальна. Нацистская Германия действительно организовала экспедицию в Антарктиду и сделала попытку «застолбить» часть её территории.

База 211

Всё то, о чем будет рассказано далее, вероятнее всего миф. Но, как всегда, есть нюансы, которые заставляют задуматься о том, что что-то из рассказанного, отдельные части, может оказаться правдой. Слухи и легенды говорят о том, что во время экспедиции на «Швабии» с помощью авиации были найдены два оазиса безо льдов.

На самом деле был открыт оазис Ширмахера. Это район в центральной части Берега Принцессы Астрид и Земли Королевы Мод, представляет собой свободный ото льда участок площадью приблизительно 35 квадратных километров. Он отделен от океана ледником Никлисена шириной 80 км. В оазисе есть холмы высотой 220 м., ложбины, многочисленные озера. Вдоль северной части оазиса расположены водоёмы, соединённые под шельфовым ледником с морем, о чём свидетельствуют отчётливо выраженные приливные колебания уровня воды. Этот оазис был назван в честь немецкого летчика, принимавшего участие в экспедиции - пилота Р. Ширмахера . Сейчас на территории оазиса Ширмахера располагается антарктическая станция Новолазаревская, а также вторая постоянная антарктическая станция Индии Майтри.

Слухи же утверждают, что в найденных двух оазисах были открыты входы в пещеры. В этих пещерах была вполне комфортная температура. В некоторых из них были озера с морской водой – они явно соединялись с океаном, некоторые были «сухие». В 1943 году к Антарктиде прибыли немецкие подводные лодки, которые, якобы по следам языков теплой воды, нашли подводные входы в эти пещеры, и в них была создана база 211 – «Новый Берлин». Связь с «Новым Берлином» на постоянной основе осуществляли подводные лодки из так называемого «конвоя фюрера».

Читается на одном дыхании, и воспринимается как фантастика, не правда ли? Но есть свидетельства о фразе Карла Дёница , командующего сначала подводным флотом Германии, а потом и всего Кригсмарине. В 1943 году немецкий адмирал заявил: «Немецкие подводники впишут себя в историю хотя бы тем, что в другой части земного шара создали для фюрера величайшую и неприступную крепость» .

Как относиться к этим словам? Какая - то субмарина действительно дошла до шестого континента? Если была у немцев на русском Севере база «Норд» (смотри статью «Свастика над Арктикой»), по ней есть трофейные документы. По базе 211, кроме названия, нет ничего.


Конвой фюрера

В этой теме так же причудливо соединились правда и вымысел. Существовало ли такое подразделение в Кригсмарине, как «конвой фюрера»? Да, с большой долей вероятности. Возможно, что официально эти лодки назывались как то по-другому. Занимался ли конвой фюрера транспортными перевозками в Антарктиду? Нет. Реально задачей этих подводных лодок была тайная транспортировка «особых» пассажиров и грузов в другие страны. Об одной из сторон деятельности конвоя фюрера увлекательно написано в приключенческой повести Леонида Платова «Секретный фарватер». С 1943 года немецкое руководство занялось разработкой и реализацией плана «Шлюз» - тайной перевозкой людей и грузов в другие страны. Лодки, входившие в конвой, делились на три группы.

Первая группа состояла из боевых подводных лодок океанского класса -модернизированные лодки семейств тип VII и IX. Модернизация заключалась в том, что уменьшалось количество торпедных аппаратов и торпед, а за счет освободившегося пространства лодки могли взять на борт несколько пассажиров и небольшие партии груза.

Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до сих пор не известны. Эти лодки имели ограниченное количество торпед на борту только для самообороны. Все остальное торпедное оружие на них было снято.

Вторая группа состояла из специально спроектированных транспортных подводных лодок тип XIV. Одна такая лодка-танкер обеспечивала десяти боевым подводным лодкам увеличение срока патрулирования на месяц. Были и специализированные лодки - торпедовозы. На немецком флоте лодки типа XIV называли «дойными коровами». По некоторым данным, такие «дойные коровы» входили и в конвой фюрера.

Третья группа – полумифическая. Якобы есть документальный фильм, где они сняты. Есть свидетельства полковника американской разведки Уиндела Стивенса о том, что во время войны немцы построили 8 больших субмарин. По размерам они сопоставимы с самыми большими в мире дизель-электрическими подводными лодками – японскими подводными крейсерами типа I-400. Как пишут исследователи, разработка проекта началась в 1938 году, к 1939 году проект был готов. Эти лодки обозначались как тип UF. Базировались они в бетонных убежищах для подводных лодок на острове Гельголанд. Называлось эта подразделение – эскадра «А». Никакой информации о лодках тип UF ни один из справочников по Кригсмарине не дает. Реальное количество подводных лодок, задействованных в конвое фюрера порядка 30 единиц. Это немного, по сравнению с общим количеством субмарин в Германии.


Реально есть два подтверждения существования конвоя фюрера.

Во-первых, две лодки из конвоя при непонятных обстоятельствах после окончания войны интернировались в аргентинском порту Мар-дель-Плате. Это U-530 (тип IX) и U-977 (тип VII). Американцы долго допрашивали экипаж, но ничего путного не узнали и отпустили его в Германию. Лодки перевели в США, где их сначала показывали, как образец вражеской техники, а потом потопили в качестве мишеней. Интересно другое. Впоследствии, один из командиров решил издать свои мемуары. В печать просочилось письмо, которое целесообразно процитировать. Письмо датировано 1 июня 1983 года: «Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся «U-530». Все три лодки («U-977», «U-530» и «U-465»), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их? Подумай об этом, старый товарищ! Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение… На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию. Искренне, Хайнц».


Подводная лодка U-534. Подводная лодка вышла из Киля 5 мая 1945 года. На ее борту были часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и несколько пассажиров. Лодка шла в надводном положении, когда ее атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 метров. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.

Во-вторых, 11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки СМЕРШ 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии, расположенного по адресу Берлин-Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены "карты прохождения морских глубин" с грифом "только для капитанов подводных лодок А-класса зондер-конвоя фюрера" в количестве 38 штук под номерами с серией "44" № с 0188 по 0199 и с № 0446 по 0456".

Экспедиция адмирала Бёрда

Такая экспедиция действительно была в 1947 году. Операция «Highjump» («Высокий прыжок»). США послали в Антарктиду мощную эскадру военных кораблей. Это была очень странная научная экспедиция. Формально нужно было основать научную станцию и провести гидрографические исследования. Её основу составляла оперативное соединение 68 в составе 13 военных кораблей с 33 самолетами на борту и 4 700 членов экипажа. Если речь шла о создание американской научной станции, то военный флот был явно лишним. Или всё-таки американцы что-то знали о базе 211? В состав соединения 68 входил авианосец «Филиппин Си» USS «Philippine Sea» (CV-47), 3 плавбазы гидроавиации, 2 эсминца, 2 танкера, 2 судна снабжения, подводная лодка и 2 вооруженных ледокола.


Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд – тот самый, что отказался в последний момент от участия в нацисткой экспедиции в Антарктиду. Командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен .

Несколько человек из экспедиции – летчики и матросы погибли от несчастных случаев. Из-за резкого ухудшения погодных условий, экспедиция вернулась в США. Это факты. Но почти сразу после возвращения и до сих пор по медийному пространству циркулирует другая версия возвращения. Якобы 68 оперативное соединение приняло бой с дисколетами с немецкими крестами. Эскадра потеряла эсминец и несколько самолетов. Таковы версии, но они явно не соответствуют действительности.

Заключение

И сегодня территорию бывшей Новой Швабии продолжают исследовать немцы - там работает германская антарктическая станция Нормайер III. Формального отказа от земель Новой Швабии германским правительством так и не было дано. Однако сегодня эта территория называется Земля Королевы Мод, и права на нее заявлены Норвегией. Нацистская антарктическая военная база 211 «Новый Берлин» - не более чем миф Несколько лет назад ученые стали замечать рядом со станцией странные явления - неопознанные летающие объекты. Что это такое, пока никто объяснить не может. Но точно не привет с несуществующей нацистской базы.

Премьерный показ многосерийного документального фильма «Антарктида. Хождение за три полюса » начинается 14 января на Первом канале.

У жителей Свердловской области есть как минимум два дополнительных повода посмотреть этот захватывающий сериал о самом загадочном и труднодоступном континенте планеты.

Во-первых, в антарктической экспедиции участвовал екатеринбуржец Алексей Макаров, известный инженер-конструктор, создатель уникальных вездеходов «Бурлак ». Во-вторых, техника для ледового похода — два автомобиля-амфибия «Емеля » и прицепы к ним — проходила предстартовую подготовку в Екатеринбурге.

Создатель легендарного внедорожника «Емеля », номинант книги рекордов Гиннесса москвич Василий Елагин так объяснил свой выбор:

— Мы решили полностью технику готовить здесь. Алексей предложил нам мастерскую, где есть команда людей, которые понимают, что делают. В гараже машины полностью разобрали, проверили каждую деталь, затем собрали заново, обкатали и только после этого дали «добро» на доставку в Петербург.

Елагин и Макаров знакомы уже давно, их объединяет общая страсть к автотехнике и экстремальным путешествиям. Так, Василий Елагин участвовал в тестировании арктического вездехода «Бурлак » в условиях Приполярного и Полярного Урала, дрейфующих льдов Карского моря.

Детище уральского автоконструктора зарекомендовало себя с самой лучшей стороны, но для антарктического похода все-таки был выбран вездеход «Емеля » как более легкий по весу — природа шестого континента очень хрупка и требует к себе максимально бережного отношения.

В автопробеге по Антарктиде Алексей Макаров и Василий Елагин участвовали в качестве механиков - водителей. Прошедшие техподготовку в Екатеринбурге вездеходы «Емеля » были погружены в Петербурге на линейное судно, идущее до Кейптауна, затем в транспортном самолёте их доставили до станции Новолазаревская.

Отсюда начинался первый в истории автономный автопробег через самый южный материк, протяжённость маршрута составила более 5,5 тысячи километров. Участники экспедиции побывали на Полюсе недоступности, Южном полюсе и Полюсе холода.

В ходе путешествия у полярников не было возможности пополнить запасы топлива и пищи. Именно надежность техники и мастерство экипажа обеспечило успех экспедиции Валдиса Пельша, которая началась 1 декабря 2018 года и закончилась 7 января 2019-го. Сам Валдис сравнил это путешествие с полетом в космос, а возможность попасть в Антарктиду в качестве участника первого автономного автопробега назвал событием всей жизни.

Съемочной группой получен уникальный материал, из которого сделан столь же уникальный многосерийный фильм. Его премьера приурочена к исторической дате — в 2020 году весь мир и особенно Россия отмечают 200 лет изучения Антарктиды.

Континент был открыт русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева 16 января 1820 года. На шлюпках «Восток » и «Мирный » первооткрыватели подошли в район современного шельфового ледника Беллинсгаузена.

Из путевых отчетов экспедиции
Антарктиду можно назвать настоящей пустыней, несмотря на то, что здесь находится 70% мировых запасов пресной воды. Воздух здесь примерно такой же, как в Сахаре. Последние осадки здесь, если и были, то в древние времена.

Из-за такой сухости участники экспедиции обязаны были постоянно пить воду. Её, конечно, никто не брал с собой. Ведь вокруг машин тонны чистейшего снега. Его набирали в специальные контейнеры, которые помещали рядом с работающим двигателем. Получалась по сути дистиллированная вода, поэтому к ней полагаются витамины и минералы, которые и употребляли участники экспедиции.
Из-за пересыхания слизистых у участников похода периодически начиналось кровотечение из носа.

Справка
Площадь Антарктиды — более 14,4 миллиона квадратных километров. Помимо полюса холода (на станции «Восток » температура опускалась почти до —90) в Антарктиде располагаются точки самой низкой относительной влажности воздуха, самого сильного и продолжительного ветра и самой интенсивной солнечной радиации.

Антарктида — нейтральная территория. На материке расположены полярные станции Аргентины, России, США и других стран, континент может использоваться только в мирных целях. Природоохранные организации по всему миру предпринимают немало действий, чтобы сделать Антарктиду природным заповедником.

Автор статьи: Служба информации УР , фото: pixabay.com

фото: пресс-служба МТС САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ПАО «МТС», крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
АПИ
21.01.2020 Санкт-Петербург, РФ – ПАО «МТС» (NYSE: MBT, MOEX: MTSS), крупнейший российский телекоммуникационный оператор и провайдер цифровых услуг, стал первым российским оператором, установившим базовую станцию сотовой связи в Антарктиде.
KU66.Ru
21.01.2020 2020 год ознаменован событием, случившимся 200 лет тому назад, когда впервые русские мореплаватели Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев подошли к неизведанному континенту, расположенному на юге Земли, Антарктиде.
Администрация Чкаловского района
09.01.2020

Ровно двести лет назад русская научно-исследовательская экспедиция открыла последнюю неизвестную большую землю. Очень большую, очень холодную и покрытую вечными льдами. «Матерая земля», - сказали русские моряки, зарисовали ее и нанесли на морские карты, закрыв тем самым эпоху великих географических открытий. О том, как это произошло, есть ли сомневающиеся в нашем первенстве, зачем вообще нужна Антарктида и как в России отметят знаменательное событие двухсотлетней давности, читайте в материале .

Событие действительно значительное. Недаром же наступающий 2020 год объявлен в России «Годом Антарктиды». Есть даже специальный указ президента (от 20 октября 2015 года за номером 2156). Отмечать уже начали. 8 декабря, с задержкой на день из-за шторма, из Калининграда вышли в сторону далекого ледяного материка два крупнейших российских парусника - барки «Седов» и «Крузенштерн» . А еще раньше из Владивостока им навстречу отправился фрегат «Паллада» . Ожидается, что два из трех российских парусников - «Седов» и «Паллада» - обойдут вокруг света, частично повторив маршрут шлюпов «Восток» и «Мирный» двухсотлетней давности. Проект получил название «Паруса мира» и продлится больше года.

Видео: RUSSIAN SAILS 2020 / YouTube

Кук в Антарктиду не верил

Очень долго Южный полюс земли и моря, его окружающие, оставались людям абсолютно недоступны. Неизвестность рождала легенды одна другой фантастичнее.

Что там, на самом южном краю мира? Есть ли там вообще что-то? Или, дойдя до края земли, отважный первопроходец свалится вниз, а куда именно, никому не известно.

Уже древние греки догадывались, что где-то далеко, на самом юге мироздания, залегают значительные запасы неведомой им суши. По древнегреческой логике, для того, чтобы Земля не опрокинулась, снизу Евразию должен был уравновешивать большой материк. Отсюда и греческое название - «Антарктика», то есть «напротив Арктики».

Образованной Европе греки были не указ. Европейцы полагали, что снизу земную плоскость поддерживают три слона (по другой версии, три кита), удобно устроившиеся на панцире довольно крупной черепахи.

Рисунок П. Михайлова

Время шло, человечество взрослело, умнело и изобретало новые средства передвижения, при помощи которых постепенно познавало доставшуюся ему планету, продвигаясь все дальше на юг от своей малой исторической прародины.

Однако обнаружить таинственный южный континент долгое время не удавалось никому. Более того, великий покоритель южных морей , проведя не один год в дальних странствиях, уверенно затем заявил, что никакой Антарктиды не существует:

Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка... Положен конец дальнейшим поискам Южного материка… Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях настолько велик, что я смело могу сказать: ни один человек никогда не решится проникнуть дальше на юг, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы.

За излишнюю самоуверенность Кук, как известно, и пострадал, попав на обед к туземцам Кеалакекуа. Несмотря на такой конфуз, авторитет капитана Кука оставался столь непререкаемым, что следующие полвека новых попыток найти южный континент никто уже не предпринимал. Более того, картографы перестали изображать у Южного полюса сушу, которую ранее там всегда предполагали.

Изображение: М. М. Семенов

Русские решили убедиться

Но не таковы были русские моряки, чтобы поверить на слово какому-то там англичанину, пусть даже и Куку. Тщательно все изучив и обдумав, они пришли к выводу, что «тяжелые льды, окружающие Южный полюс, происходят от великой матерой земли». А чтобы в этом убедиться, в южнополярные воды решено было отправить научную экспедицию.

Проект экспедиции подготовили известные флотоводцы И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и Г.А. Сарычев. При этом было решено снабдить сразу две экспедиции и направить их в противоположные стороны света.

Из собрания П. Каменченко

В Арктику отправились шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный», в Антарктику - «Мирный» и «Восток».

Руководителем антарктической экспедиции назначили капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена - участника первой российской кругосветки (1803-1806), опытного мореплавателя и картографа, не раз ходившего в далекие плавания, а его помощником - молодого офицера , впоследствии адмирала и выдающегося флотоводца.

Практически все научные наблюдения в области географии, этнографии и естествознания были поручены офицерам шлюпов и единственному штатному ученому на борту - профессору Казанского университета . Художник (будущий академик живописи) должен был зарисовывать ландшафты открытых экспедицией земель, туземцев, неизвестные ранее науке виды животных и растений и фиксировать на бумаге всяческие необычные проишествия.

В июне 1819 года два специально оборудованных для сверхдальнего похода шлюпа «Восток» и «Мирный» были к плаванию готовы, а экипажи из добровольцев набраны. Желающих отправиться в неизвестные моря было много - отбирали наиболее опытных и грамотных. Беллинсгаузен командовал шлюпом «Восток», а шлюпом «Мирный» - Лазарев. Всего в экспедиции приняли участие 190 человек. 117 шли на «Востоке» и 73 - на «Мирном».

Из собрания П. Каменченко

Экспедицию снабдили мореходными и астрономическими инструментами и разнообразными противоцинговыми продуктами. По дороге в Англии (в Портсмуте) закупили новые хронометры и секстанты.

Недостатком подготовки судов, - не раз ставившим экспедицию под угрозу, - стало то, что шлюпы очень сильно различались по своим мореходным характеристикам.

«Мирный» был перестроен из ледокольного транспорта, имел крепкий корпус, хорошо приспособленный к хождению в полярных водах, но при этом оставался весьма тихоходным. В походе он постоянно отставал от «Востока», вынужденного убирать часть парусов, чтобы не уйти далеко вперед. Командир «Мирного» Михаил Лазарев жаловался, что ему постоянно приходилось «натруждать рангоут, пока спутник его нес паруса весьма малые и дожидался».

В свою очередь, быстрый и маневренный «Восток» плохо чувствовал себя при шторме и особенно при хождении во льдах. «Весьма неприятно было видеть движение частей шлюпа и слышать, как они трещали», - отмечал в корабельном журнале Лазарев. В результате капитанам и экипажам судов требовались немалые усилия, чтобы не потерять друг друга.

Рисунок П. Михайлова

Среди ледяных бугров нашли, что искали

Поскольку экспедиция отправлялась на другой край света, никакой связи с ней не было, и что ждало русские корабли, предвидеть было сложно. Командующий экспедицией Фаддей Беллинсгаузен получил самые широкие полномочия как в выборе маршрута, так и в постановке конкретных задач.

Беллинсгаузену вменялось в обязанности поступать так, «как он найдет приличным для блага службы и успеха в главной цели, состоящей в открытиях в возможной близости от Антарктического полюса».

Свободой маневра Беллинсгаузен воспользовался наилучшим образом - главной цели добился и своих людей сохранил. Пройдя огромное расстояние, многие месяцы находясь в полярных широтах, пробившись сквозь льды и штормы, экспедиция потеряла всего трех человек: два матроса во время шторма сорвались с мачт, и один моряк умер от хронической болезни. Уже по возвращении домой от психического расстройства, полученного в ходе плавания, скончался лейтенант «Востока» .

Официальной датой открытия Антарктиды считается 28 (16) января 1820 года, когда «Восток» и «Мирный» в первый раз подошли к Земле Королевы Мод.

Над нами летали ласточки и две эгмондские курицы; в воде, близ шлюпа, показался однажды какой-то черный зверь. Цвет воды несколько изменился. В исходе четвертого часа пополудни шлюп «Восток» делает нам сигнал, что видит землю. Мы подымаем ответ. «Берег! Берег!» - повторяется всюду. Нельзя выразить радости общего восторга. В это время из облаков блеснуло солнце, и лучи его осветили высокие черные скалы, занесенные снегом, - записал в тот день своем дневнике мичман шлюпа «Мирный» Павел Новосильский.

Рисунок П. Михайлова

«Восток» и «Мирный» двигались сквозь туман и падающий мокрый снег на восток вдоль «ледяных полей, усеянных буграми». Чтобы не столкнуться с «отдельно плавающими ледяными горами», приходилось постоянно маневрировать, что для парусного судна при переменном ветре весьма непросто.

Выйдя из Атлантики в Индийский океан, шлюпы попали в полосу штормов. Вот как описывал происходившее сам Фаддей Беллинсгаузен:

Ветер ревел, волны поднимались до высоты необыкновенной, море с воздухом как будто смешивалось, скрип частей шлюпа заглушал все. Мы остались совершенно без парусов на произвол свирепствующего ветра. Я велел растянуть на бизань-вантах несколько матросских коек, дабы удержать шлюп ближе к ветру. Мы утешались тем, что не встретили льдов в сию ужасную бурю.
Наконец, в восемь часов с бака закричали: льдина впереди. Сие извещение поразило всех ужасом, и я видел, что нас несло на одну из льдин. Тотчас же подняли фок-стаксель и положили руль на ветер. Но как все сие не произвело желаемого действия, и льдина была уже весьма близко, то мы только смотрели, как нас к оной приближало. Одну льдину пронесло под кормой, а другая находилась прямо против середины борта, и мы ожидали удара, которому надлежало последовать. По счастью, огромная волна, вышедшая из-под шлюпа, отодвинула льдину.

Несмотря на опасности, шлюпам удалось обойти кругом покрытый льдами континент, еще не раз подходя к его берегам. Один из таких берегов был назван Землей Александра I.

Я называю обретение сие берегом потому, - писал Беллинсгаузен, - что отдаленность другого конца к югу исчезала за пределами зрения нашего. Сей берег покрыт снегом, но осыпи на горах и крутые скалы не имели снега.

120 лет Земля Александра I, открытая экспедицией, считалась частью Антарктиды, и только в 1940 году было доказано, что это - крупнейший антарктический остров, размером превышающий 43 тысячи квадратных километров (больше Швейцарии).

Из собрания П. Каменченко

Всего же за 751 день похода шлюпы прошли 92 256 километров, то есть расстояние, в два с четвертью раза превышающее длину экватора. Были открыты 29 островов, нанесены на карту сотни километров береговых линий, отмечены горы, заливы и проливы, навсегда получившие русские названия.

Полное описание экспедиции в двух томах с приложением карт и рисунков было опубликовано в Санкт-Петербурге в 1831 году. В 1842 году в Германии вышел краткий отчет на немецком языке. На английский язык полный перевод книги Ф. Беллинсгаузена был сделан только в 1945 году.

Чужого не надо, но и своего не отдадим

Действительно ли русская экспедиция была первой и именно ей принадлежит честь открытия Антарктиды? Более ста лет в этом никто не сомневался. Нигде и никем первенство русских моряков в открытии шестого континента не оспаривалось.

Все это время Антарктида оставалась вдали от большой политики, колониальных амбиций великих держав, их стратегических и экономических интересов.

Все изменилось в 30-х годах XX века. На материке были обнаружены залежи полезных ископаемых, и тут же появились желающие оспорить принадлежащий русским приоритет. Так появилась легенда об открытии, якобы совершенном американским капитаном Натаниэлем Палмером. Разве что-то может случиться без вмешательства американцев?!

15 и 18 ноября 1820 года, то есть спустя восемь с лишним месяцев после появления русских моряков у берегов Земли Королевы Мод, он с острова Дисепшен увидел часть берега Земли Грейама.

Чем не первооткрыватель! И не беда, что еще в январе 1820 года ту же Землю Грейама заметили англичане Уильям Смит и Эдвард Брансфилд. Впрочем, и они побывали здесь позже наших соотечественников.

Главный же аргумент в споре приоритетов - это то, что поход «Востока» и «Мирного» был официальной научно-исследовательской экспедицией, в задачу которой как раз и входило открытие новых земель и тщательное документирование всех сделанных находок. Претензии же охотника на морского котика (Палмер за тот сезон добыл девять тысяч кошачьих шкурок) основываются лишь на его личных утверждениях.

Так что и спорить тут нечего!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх