Урок рисования икон. Писание иконы

Искусство – неотъемлемая сфера человеческой деятельности. От уровня его развития зависит становление всего общества в целом и каждой личности в частности. Как известно, цель искусства – эстетическое познание внешнего мира. Для этого искусство принимает различные формы, задействует разные манеры и стили. Это нужно, для того чтобы в полной мере передать на холсте или бумаге мысли, эмоции и чувства людей. С это целью искусство не может обойтись без создания художественного образа.

Все виды изобразительного искусства имеют свои особенности и уникальные стороны. Один из них – иконопись.

Видео-обучение «Как рисовать икону»

Техника иконописи

Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.

Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.

Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.

Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной.

Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.

Традиции выдающихся иконописцев

Современные иконописцы делают иконы из самых разных материалов. Но ни при каких обстоятельствах не стоит отходить от исторической технологии. Этим нарушаются все существующие каноны.

Для рисования иконы потребуются:

  • доска;
  • грунт;
  • темперные краски;
  • мездровый клей;
  • кисти разной толщины;
  • марля;
  • наждачная бумага.

Важно, чтобы доска была ровной и хорошо высушенной. Лучше всего использовать для работы липовую доску. В крайнем случае, можно задействовать хвойные, еловые породы ил кипарис. При желании доску нужных размеров можно собрать из мелких фрагментов. К этому занятию следует подходить со всей ответственностью, чтобы кусочки материала не слишком отличались друг от друга. Иначе на иконе появятся выпуклости.

Углубление должно быть в самом центре иконы. На этом месте, как правило, изображается лик святых. С целью избежать появления впадин и выступов желательно хорошенько натереть изображение наждачной бумагой.

Создание иконы требует недюжинных знаний в сфере изобразительного искусства, а также соответствующих художественных навыков. Прежде чем заниматься иконописью нужно, как следует, изучить доступные техники этого вида искусства. Кроме того, не лишним будет узнать все нюансы о материалах, из которых состоит икона.

Вы всегда хотели писать иконы, но не знали с чего начать? Предлагаю вашему вниманию подробный мастер-класс изготовления иконы Святой Ирины. Мастерство иконописания — очень захватывающий и необычный вид творчества. Порадуйте близких иконой ручной работы, в которую вложите не только старание, талант, но и частичку души.

Нам понадобится:

— доска, размер 20×15, но можно любой;
— шкурка;
— белая акриловая краска для грунтовки;
— гуашь;
— клей ПВА;
— клей момент;
— лак для дерева, лучше матовый, чтобы икона не бликовала;
— стразы;
— образец иконы (подойдут православные календари, иконы, электронные варианты икон).

Шаг 1. Доску тщательно шкурим.

Шаг 2. Грунтуем поверхность доски. Для этого хорошо размешиваем краску, можно добавить немного воды. Далее накладываем акриловую белую краску в 2-3 слоя. Шлифуем шкуркой нулевкой. Пыль вытираем влажной салфеткой.

Шаг.3. Если ваш образец иконы взят из сети интернет, лучше распечатать вариант по размеру доски, рисовать будет гораздо легче. Теперь делаем прорись иконы карандашом. Для облегчения работы можно воспользоваться калькой: сначала перевести рисунок на нее, а затем на доску.

Шаг 5. Берем краску цвета охра, разбавляем ее с водой и закрашиваем доску. При этом контур рисунка нам виден. Не забываем добавлять в краску клей.

Шаг.6. Когда поверхность иконы высохнет, начинаем заполнять контур цветом. Например, начнем с лика (лица). Берем самую темную краску, т.к. позже мы будем высветлять лик. Также поступаем и с другими фрагментами. Закрашиваем темным тоном, а на следующем этапе высветляем. Например, одежда Святого зеленого цвета, заполняем контур самым темным оттенком зеленого, который видим на иконе. Заполняя фрагмент, помним о том, что в иконописи нет ярких, открытых цветов. Все они приглушенные. Например, красный цвет, можно смешать с охрой и коричневым.

Шаг. 7. Мы подошли к самому ответственному этапу иконописания — проработке фрагментов. Лучше начать с лика. Нам нужно придать форму каждому фрагменту, вдохнуть в него жизнь. На данный момент лик Святого темный. Нам необходимо его высветлить. Берем краску цвета охра, можно добавить белой и накладываем ее на область скул, лба, подбородка. Добиваемся плавного перехода. Возможно, нам придется потрудиться, наложить 3-5 слоев краски. Лик, как и остальные фрагменты должен быть безупречен. Тщательно прорисовываем все части иконы.

Шаг. 8. Когда икона будет полностью готова, необходимо покрыть ее лаком. Можно воспользоваться лаком-спреем. Накладываем лак равномерно в 2-3 слоя.

Шаг. 9. На завершающем этапе мы будем приклеивать стразы на клей момент. Для этого нужно наметить места для страз, далее аккуратно приклеить их на икону.

Наша работа завершена, осталось соотнести икону в храм и освятить ее. Творческих успехов и Божьей помощи.

Описание подготовила Круглова Мария.

Во все времена человек искал себе покровителя, ибо считал себя недостойным познать все высшие истины самостоятельно. Как только объявлялись необъяснимые вещи — им приписывались божества разной категории и веса, вплоть до таких, которые сознательно хотели либо убивать человека, либо беречь его. Так продолжалось веками, необъяснимых вещей становилось все меньше, люди становились хитрее и умнее, но нужда в высших существах так просто не отпала, ведь самостоятельно не каждый человека находит выход. Да речь идет о религии, и мы будем учится как рисовать икону карандашом. Икона — способ сохранения всей святости умерших святых. Чудесным образом изображение более или менее похожего святого человека влияет на уровень святости картины, некоторые из них плачут кровью, что считается весьма хорошим знаком и требует тщательного изучения, другие периодически то помогают людям, то нет, на все воля Божья. Секретной техники рисования нет, ровно так же, как материала. Кроме того, древность и срок существования обычной иконы открыто влияет на уровень её святости.

С одной стороны Христианство не имеет ничего общего с язычеством. Но получается странная вещь. Молится картинке — то же самое, что молится любым другим вещам. А поклонятся вещам, это уже противоречит самой религии. Да, там подразумевается Бог, но рисовал картину ведь человек. И состоит она из материалов, купленных на рынке, или в интернет магазине. К тому же каждый желающий может взять инструменты и нарисовать свою икону. Будет ли она такой же святой?

Мне, пожалуй, это неизвестно, да и докапываться до сути не моя задача. Поэтому лучше я расскажу то, о чем знаю наверняка. Это серьезный рисунок и рисовать его весьма сложно, поэтому следуйте таким шагам:

Как нарисовать икону карандашом поэтапно

Шаг первый. Сначала вам нужно аккуратно нарисовать необходимые формы людей, матери и ребенка на руках, с ореолами над головами. Шаг второй. Теперь внимательно обрисуйте черты лиц и набросок одежды.

Шаг третий. Теперь прорисуйте длинные волосы, поработайте над элементами лица и складками на одежде. Шаг четвертый. Если у вас все получилось, то осталось только очистить ластиком весь рисунок от вспомогательных линий и чуть подправить линии. Добавьте теней. Кроме икон можно нарисовать еще.

Необычный мастер – класс откроет всем желающим овладеть этим видом искусства тонкий мир иконописной живописи со своими порядками и правилами. Постичь данное мастерство не так уж и сложно, если подойти к делу с терпением и любовью.

Для творчества нам понадобятся материалы:
- доска (в данном случае 15*20 см);
- шкурка;
- акриловая краска белого цвета (в качестве грунта);
- гуашь (лучше приобретать отдельные баночки гуаши, в том числе золотой цвет);
- клей ПВА;
- кисти разных размеров (желательно белка или колонок);
- лак для работ по дереву (матовый или полуматовый);
- икона или фотография, картинка или православный календарь с чего будем делать список иконы.

1. Перед началом работы лучше прочесть молитву или просто произнести: «Господи, благослови». Так дело пойдет быстрее и качественнее. Теперь нам нужно отшлифовать доску. Для этого берем шкурку по толще и круговыми движениями шлифуем поверхность. Шкуркой – нулевкой доводим доску до гладкого состояния.

2. Акриловая краска накладывается на поверхность доски в два-три слоя. При необходимости ее можно развести водой 1:1. Далее нужно отшлифовать досочку до идеального состояния.

3. Третий этап очень ответственный. Нам необходимо сделать рисунок Иисуса в карандаше. Тут нужно соблюдать все пропорции. Если возникают сложности, воспользуйтесь калькой – переведите рисунок на нее, а затем приложите к доске и обведите, он отпечатается.

4.На четвертом этапе нужно развести краску цвета охра с водой и клеем ПВА и в один-два слоя закрасить доску. Это делается для того, чтобы тона будущей иконы не были слишком яркими и открытыми. Карандашный рисунок должен просвечивать, поэтому краску накладываем прозрачными слоями. Теперь коричневой краской обводим рисунок по контуру. Для этого берем самую тонкую кисть.

5. На пятом этапе можно немного отдохнуть и вспомнить детство. Сейчас мы будем делать примерно то, что делают дети в раскрасках. Заполняем икону цветом. Каждый фрагмент наполним самым темным цветом, (в краску обязательно добавляем немного клея ПВА) какой есть на иконе. Например, лик, на нем есть более темные и светлые тона. Значит, нам нужно взять самый темный тон и заполнить лик цветом. В данном случае темно – коричневый цвет. Это делается для того, чтобы на следующим этапе высветлять фрагменты.
Точно также поступаем с другими частями рисунка – одеждой, волосами и.т.д. Накладываем краску в два-три слоя. На данном этапе главное аккуратность. Помним о том, что цвета в иконе не должны быть яркими, поэтому можно приглушать их охрой. Фон закрашиваем золотой краской.

6.Шестой шаг – самый трудоемкий и ответственный. Нам нужно придать объем рисунку за счет высветления фрагментов. Начнем с лика. Берем краску цвета охра, смешиваем ее с белой и постепенно высветляем зоны скул, лба, носа. Добиться плавного перехода получится не за один раз. Высветлять будем до тех пор, пока лик не приобретет объемную форму. Также придаем объем складкам на одежде и другим фрагментам. Не забываем добавлять в краску клей, чтобы предыдущие слои не подмывались.

8.Теперь нужно нанести лак на икону. Выбирайте матовый или полуматовый лак для дерева. Так икона не будет бликовать. Наложите лак в два-три слоя, просушите. Обязательно освятите икону в храме. Бог в помощь!

Трансферная поталь.

Каталог в магазине: краски, пасты, наборы для золочения и серебрения и декорирования разных поверхностей.

Перламутровый пигмент - золото.

Иконопись

Иконопись и другие художественные направления.

Писание иконы

Материалы, используемые в иконописи, могут иметь растительное (доска), минеральное (пигменты красок) и животное (яичная основа темперы, рыбный или мездровый клей) происхождение.

Создание первых икон предание относит к апостольским временам и связывают с именем евангелиста Луки. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI веку и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с египетско-эллинистическим искусством (так называемые фаюмские портреты).

  • Печать икон высокого качества для частных лиц и организаций

    Сегодня иконы на холсте создаются как профессиональными иконописцами, так и с применением современного печатного оборудования.

    На широкоформатных плоттерах, предназначенных для высококачественной художественной печати, мы можем изготовить великолепную копию любого образа, которая будет отличаться глубиной цвета и чёткой детализацией картины. После печати холст обрабатывается лаком, что позволяет придать конечному изображению долговечность и защиту от УФ излучения.

    Комментарии: 3, Каталог: 6

  • Подправка описи и росписи, поля и т.д.

    В заключение писания иконы подправляются или дублируются все линии описи и росписи доличного и делаются все нужные исправления.

    Поля обычно закрашиваются той же краской, что и свет (фон), или же другой, по вкусу мастера. На полях иногда пишутся изображения святых, жития (клейма), узоры, надписи и даже целые тропари.

    На краю лузги или границе красочной поверхности иконы делается нейтральным или белым цветом линия, называемая "отводкой". На внешнем краю полей проводится темной краской - киноварью или красной охрой - кайма, или "опушка".

  • Санкирение. Вохрение и обработка личного

    Нельзя не обратить внимания на изумительную продуманность, целесообразность и последовательность приемов написания иконы. Действительно, все здесь предусмотрено и подготовлено к тому, чтобы, выполнив второстепенное доличное, перейти к главному, к "личному".

    Начав с доличного, мастер-иконописец сразу же разрешает задачу колорита, давая всем частям иконы движение и проявляя заботу о равновесии красочных соотношений. Обработав все поверхности доличного, он как бы отыскивает и предопределяет колорит личного.

  • Штриховая разделка доличного

    В выражении формы объема, то есть высветления доличного, существовало и существует высветление твореным золотом "ииокопью", или "на ассист". На подготовленной поверхности одежды или других частях доличного иконописец наносит на места света твореным золотом, разведенным водою, штрихи "в перо". Это название произошло, вероятно, потому, что золотые штрихи, положенные в свету широко и сочно, в тенях наносились более тонкими и слабыми черточками и этим напоминали перо птицы.

    Этот прием высветления представляет [собою] очень кропотливую работу, требующую хорошего зрения и навыка. Чтобы убедиться в этом, нужно внимательно посмотреть на образцы древней иконы, с золотой разделкой доличного.

  • Обработка доличного

    После раскрытия иконы производится обработка всего доличного. Сначала оконтуриваются все внешние очертания красочных площадей - это будет "опись доличного", а затем пишутся все линии (гвенты) внутреннего рисунка этих площадок - это будет "роспись доличного".

    Все линии описи и росписи наносились тонкой кистью в цвет каждой площади, но более темным тоном. И иногда они писались на всей иконе одним цветом, называемым "экзедрой" (смесь черной с красной), а иногда и просто черной краской.

    Опись и роспись имеют в иконе значение графического выражения объема. В выявлении последнего древняя иконопись всегда стремилась к особому пониманию объема, отличному от понимания его в картинах живописи.

  • Личное письмо

    состав палитры: охра светлая и красная, белила титановые и цинковые, кадмий красный (киноварью не пользуюсь), окись хрома, зеленая земля итал., умбра жженая итал., кассельская коричневая итал., виноградная черная итал;

    санкирь: охра светлая + охра красная + окись хрома (или зеленая земля если миниатюра);

    санкирь кладу очень плотно и ровно, чтобы левкас не просвечивал, далее пишу только чистыми пигментами;.

    восстанавливаю опись черным (коричневым) пигментом;

    наношу движки густо титановыми белилами;

Многоцветность в русских иконах, особенно в период высшего расцвета иконописания в XV веке, была результатом смешения основных красок, следовательно, и большого умения, тонкого чувства и понимания их. Русские краски местного происхождения, минеральные охры, умбры и другие приготовлялись самими мастерами. По рецептам толковых подлинников изготавливались и искусственные краски:

минеральные краски - белила;

органические растительные - шафран, крушина;

органические животные - щучья желчь.

Лучшие краски привозились из Европы: венецианская - бакан (малиновая), голубец, желчь, ярь и киноварь; немецкие - белила, вохра, празелень, червлень и другие; берлинская лазурь, жижиль, багор.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх