Сипягины. Николай Сипягин – наш земляк, Герой Советского Союза Николай сипягин герой советского союза

Памятник в Керчи
Аннотационная доска во Владивостоке
Надгробный памятник
Надгробный памятник (фрагмент)
Доска памяти в музее Севастополя


С ипягин Николай Иванович - командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флота, капитан-лейтенант.

Родился 23 июня (по новому стилю 6 июля) 1911 года в городе Ставрополь. Русский. Его отец погиб во время Гражданской войны, мать-педагог вынуждена была воспитывать детей одна. Окончил 7 классов, поступил в Ставропольский педагогический техникум. Но тяга к морю вынуждает Николая бросить техникум, и он едет во Владивосток. Там он в 1929 году поступил в морской техникум, который окончил в 1933 году. С 1934 года - помощник капитана грузового судна "Шахтер", с 1937 года - штурман и старший помощник теплохода "Абхазия" на Чёрном море.

В морских частях Порганичных войск НКВД СССР с 1939 года. Окончил курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, назначен помощником командира сторожевого катера.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лейтенант Сипягин вступил в войну командиром сторожевого катера в 26-м Одесском морском пограничном отряде Черноморского пограничного округа. В июле 1941 года отряд был зачислен в состав Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы. С августа 1941 года командовал тральщиком «Каховка». С октября 1941 года - в охране водного района Новороссийской военно-морской базы, на её кораблях совершил несколько походов в осаждённый Севастополь и участвовал в обороне Новороссийска. С сентября 1942 года - командир 4-го дивизиона сторожевых катеров. Член ВКП(б) с 1943 года.

Командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района (Новороссийская Военно-морская база (ВМБ), Черноморский флот) капитан-лейтенант Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты, в феврале 1943 года отважно действовал при высадке морского десанта на "Малой земле" под Новороссийском.

В период Новороссийской десантной операции в ночь на 10 сентября 1943 года под сильным огнём противника первым прорвал линию боковых ворот и высадил в порту 304 бойца с боевой техникой и боезапасом.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Но не суждено было Герою получить высшие награды Родины: орден Ленина и медаль «Золотая Звезда»... 1 ноября 1943 года в ходе высадки десанта на Керченский полуостров капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин погиб в командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда... Похоронен на площади Героев в городе-герое Новороссийске.

Капитан 3-го ранга (1943). Награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.

Имя Героя носят посёлок в Автономной Республике Крым (Украина), улицы в Новороссийске,Ставрополе и Владивостоке, рыбоперерабатывающий завод и Дворец пионеров в Новороссийске, проффесионально-техническое училище в Керчи, с 1975 года - пограничный сторожевой корабль Тихоокеанского (с 1989 года - Камчатского) пограничного округа, судно Министерства рыбного хозяйства, океанский танкер Новороссийского порта. В городе-герое Керчи Н.И. Сипягину установлен памятник. Герой Советского Союза Н.И. Сипягин навечно зачислен в списки корабля. Имя Героя - на Доске памяти в Музее Черноморского флота в Севастополе.

Фото Героя предоставлено
Владимиром Примаченко (город Днепропетровск).

Источники
Герои боёв за Крым. - Симферополь: Таврия, 1972.
Герои Советского Союза Военно-Морского Флота. 1937-1945. - М.: Воениздат, 1977
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Золотые Звезды Приморья. Владивосток, 1983
Их имена никогда не забудутся. Книга 2. Ставрополь, 1969
Навечно в строю. Книга 3. М.: Воениздат, 1961
Пограничная служба России. Энциклопедия. Биографии. – Москва, 2008.
Подвиги Героев Советского Союза. М., 1981
Фелировский Г.А. Их именами названы... - Симферополь: Таврия, 1972

Николай Иваанович Сипягин (6 июля (23 июня) 1911, Ставрополь - 1 ноября 1943, Керчь) - советский морской офицер, капитан 3-го ранга, командир 4-го дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы (ВМБ) Черноморского флота, Герой Советского Союза.

Родился Николай в Ставрополе, в многодетной семье - его отец, офицер царской армии, погиб во время Гражданской войны; мать работала учительницей начальных классов и в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.
Учиться пошёл в семилетнюю школу при Ставропольском педагогическом техникуме, в который был зачислен по окончании. Тяга к морю превысила в Николае любовь к педагогике, и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум.
Окончив в 1933 году техникум, Сипягин устраивается помощником капитана грузового судна «Шахтер», а с 1937 года - штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.
За время работы в гражданском флоте Сипягин получил опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю.
В преддверии предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 году поступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.
На Черноморском побережье, в Одессе, поселилась и его семья. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.
Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.
С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне Новороссийска.
В сентябре 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров.
Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.
В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

Высадка десанта на Малую землю
В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии «Малой землёй». Как выяснилось позже - десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.
Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к Кабардинке за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении майора Ц. Л. Куникова уже было 870 бойцов и командиров.
В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в Анапе. В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.
За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант».

Новороссийская и Керченская операции
Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция, целью которой было освобождение Новороссийска. Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска. Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.
В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвали линию боковых ворот и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.
16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска. В Приказе Верховного Главнокомандующего, посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.
В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза, а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».
Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.
По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

Сипягин Н.И – командир дивизиона сторожевых катеров Охраны водного района Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота, капитан-лейтинант.

Родился 6 июля 1911 года в Ставрополе. По национальности русский. Его отец погиб во время Гражданской войны, мать вынуждена была воспитывать детей одна. Окончил 7 классов, поступил в Ставропольский педагогический техникум. Но тяга к морю взяла верх, и Николай бросил техникум и уехал во Владивосток. Там он в 1929 году поступил в морской техникум.. С 1934 года – помощник капитана грузового судна «Шахтер», с 1937 года – штурман и старший помощник теплохода «Абхазия» на Черном море.

В морских частях пограничных войск НКВД с июня 1941 года. Окончил курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, назначен помощником сторожевого катера.

Лейтенант Сипягин вступил в войну командиром сторожевого катера. В июле 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы. С августа 1941 года командовал тральщиком «Каховка». С октября 1941 года – в охране водного района Новороссийской военной морской базы. На ее кораблях совершил несколько походов в осажденный Севастополь и участвовал в обороне Новороссийска. С сентября 1942 года – командир 4-го дивизиона сторожевых катеров. Принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налеты на вражеские базы и порты. В феврале 1943 года отважно действовал при высадке морского десанта на «Малой земле» .

В период Новороссийской десантной операции в ночь на 10 сентября 1943 года под сильным огнем противника первым прорвал линию обороны и высадил в порту 304 бойца с техникой и боезапасом.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентябри 1943 за образцовое выполнение боевых заданий, присвоено звание Героя Советского Союза.

1 ноября 1943 года в ходе высадки десанта на Керченский полуостров капитан 3-го ранга Н.И. Сипягин погиб в командирской рубке катера от осколка разорвавшегося снаряда. Похоронен на площади Героев в Новороссийске.

Его имя носит поселок в Крыму, улицы в Новороссийске, Ставрополе и Владивостоке, с 1975 года - пограничный сторожевой корабль Тихоокеанского пограничного, судно министерства рыбного хозяйства, океанский танкер Новороссийского порта. В Керчи Сипягину установлен памятник. Николай Иванович навечно зачислен в списки корабля.

Материал подготовлен совместно с Новороссийским историческим музеем.
Новости на Блoкнoт-Новороссийск

1", "wrapAround": true, "fullscreen": true, "imagesLoaded": true, "lazyLoad": true }">

В голубом сверкающем просторе
Моряки отважные живут,
День и ночь в широком синем море
Катера-охотники идут.
Не забыть красавицу Одессу,
Обошли с боями весь Кавказ,
Сквозь огня смертельную завесу
В Севастополь мчались мы не раз.
Не нарушим флотского закона,
Носим с честью синий свой мундир,
Не умрет в делах дивизиона
Наш герой Сипягин, командир.

Эти слова из « Песни сипягинцев» (4-го Новороссийского дивизиона сторожевых катеров) были опубликованы во фронтовой газете « На страже» 26 марта 1944 года.

Герой Советского Союза Николай Иванович Сипягин – наш земляк, родился в 1911 году в Ставрополе. Местные старожилы вспоминают, что происходил он из семьи офицера царской армии (факт, долгое время мешавший увековечению имени героя на родине). В шесть лет лишился отца. Без кормильца осталась большая семья: кроме Коли, еще два брата и сестренка. Мать работала учительницей начальных классов. Часть забот легла на плечи старших братьев Александра и Николая. Учился будущий герой в школе при Ставропольском педтехникуме и всегда был первым. С детства мечтая о море, Николай поступает во Владивостокское мореходное училище, которое оканчивает на год раньше положенного срока. Наконец, сбылась его мечта: он отправляется помощником капитана на одном из судов в дальнее плавание. В его мореходной книжке были перечислены гавани почти всех материков. Довелось побывать и в тропиках, и в заполярных походах. Всей душой полюбил Н. Сипягин Чёрное море, которое избороздил на судах вдоль и поперек.

На Черноморском побережье, в красавице Одессе, поселилась его семья. Женился Николай Иванович рано, причем на ставропольчанке, которую любил со школьной скамьи. Незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

Война уже бушевала в мире. Чувствовалось, что ее не избежать и нашей стране. Н. Сипягин сменил мостик торгового парохода на боевую рубку военного корабля. В первые месяцы войны во время обороны Одессы он командовал тральщиком. Затем грамотному, авторитетному в морской среде капитану 3-го ранга предложили возглавить дивизион сторожевых кораблей. Все было особенное, какое-то светлое и могучее в этом незаурядном человеке. Основательное знание морского дела, глубокий и пытливый ум, общительный и в то же время скромный характер. Быть как Николай Сипягин – значит всегда быть в ладах с собственной совестью.

Дивизион сторожевых катеров капитана 3-го ранга Сипягина отконвоировал не одну сотню судов с войсками и военными грузами, высадил в тыл противника тысячи десантников, разведывательных и партизанских групп. А сколько проведено операций по уничтожению мин противника, по несению дозорной службы! Были и опасные столкновения с вражескими самолетами и торпедными катерами.

Примечательный факт: в боевые походы капитан ходил на разных катерах. Присутствие командира на борту вдохновляло команду, было для нее особой боевой школой. На корабле ничто не могло ускользнуть от пытливого взгляда Сипягина. Он осматривал все: машины и кубрики, оружие и койки, интересовался тем, как питаются краснофлотцы, как отдыхают, словом, по-отечески заботился о них.

Н. Сипягин отлично владел наукой побеждать. Чтобы боевые операции прошли успешно, надо было тщательно их подготовить, продумать все детали и умело воплотить на деле. Именно так им была проведена потрясшая врага своей отвагой операция по высадке десанта в тыл немцев на Мысхако. Всю весну, лето и осень 1943 года сипягинцы, неся бессменную вахту, доставляли подкрепления, боезапас и продовольствие защитникам Малой земли. Каждый такой рейс проходил под шквальным огнем врага.

Блестяще была разработана и операция по освобождению Новороссийска. В ночь на 11 сентября 1943 года капитан Сипягин получил приказ прорваться в город с десантом, ударить в тыл немцам, дезорганизовать оборону врага, обеспечить удар Красной армии с суши.

Чтобы добиться внезапности удара, следовало избрать место высадки десанта там, где противник меньше всего мог предполагать появление наших кораблей. Таким местом стал узкий проход между молами. Проход этот был пристрелян десятками немецких огневых точек. Почти ворота смерти... И все-таки именно здесь задумали моряки прорваться в Новороссийск, чтобы ошеломить врага, перепутать его расчеты, высадить десант непосредственно в городе. Через эти ворота смерти лежал путь к победе.

Вслед за торпедной атакой катеров, разрушившей часть огневых точек в порту, в гавань ворвались сторожевые катера с десантом. На флагманском корабле находился капитан 3-го ранга Сипягин. Немцы открыли бешеный огонь. Поверхность гавани вскипела от разрывов снарядов и мин. Умело маневрируя, командир вел катера к намеченной цели. Десант ворвался в город. Но это было только начало боя за Новороссийск. За катерами Сипягина шли моторные боты. На них также находился десант. Сторожевые катера указывали им путь, прикрывая огнем. Несколько раз катера шли за подкреплением. На ходу заделывая пробоины, они снова прорывались в гавань, высаживали новые отряды десантников. И так пять дней, пять ночей в адском напряжении по заминированным немцами фарватерам. Наконец Новороссийск был взят.

Верховным главнокомандующим И. Сталиным за отличие в боях, за участие в освобождении Новороссийска 4-му дивизиону сторожевых кораблей была объявлена благодарность и дано наименование « Новороссийского». Командиру капитану 3-го ранга Сипягину присвоено звание Героя Советского Союза. Орденами и медалями были награждены многие офицеры, старшины и матросы соединения.

Бои продолжались. В ночь на 1 ноября 1943 года Н. Сипягин на головном катере вел свой дивизион с десантниками в новый поход. На ходовом мостике от осколка вражеского снаряда оборвалась его жизнь. Боевые товарищи продолжили операцию: десант морских пехотинцев, переправленный через Керченский пролив на скалистые берега Эльтигена и Еникале, положил начало освобождению Крыма. В осенний штормовой вечер хоронили моряки любимого командира. Припомнились его пророческие слова, произнесенные, когда еще Новороссийск и Черноморское побережье от Цемесской бухты до Измаила томились в немецком плену: « Не каждому из нас дано дожить до завершающих дней победы, но каждый из нас обязан исполнить свой долг». Свой долг капитан 3-го ранга Сипягин исполнил.

Новороссийск хранит благодарную память о герое: на его могиле воздвигнут памятник, его именем названа одна из улиц. В дни 60-летия Победы имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Сипягина получила улица в 214-м квартале Ставрополя. А задолго до этого один из прудов на территории города в народе называли Сипягинским...

Елена ГРОМОВА. Сотрудник Государственного архива Ставропольского края.

Прекрасный уголок Геленджика для летнего отдыха: песчаный, галечные и дикие пляжи, возможность купаться и в бухте и в открытом море, развитая инфраструктура. А кроме этого, Тонкий мыс Геленджика — это район, улицы которого в большинстве своем носят имена Героев Советского Союза. Не стала исключением и улица, названная именем Николая Сипягина .

Улица имени Николая Сипягина (Геленджик, Тонкий мыс)

Сипя́гин Никола́й Ива́нович родился 6 июля (23 июня) 1911 года в Ставрополе в многодетной семье. Его отец был офицером царской армии, он погиб во время Гражданской войны; мать работала учительницей начальных классов и после смерти мужа в одиночку воспитывала трёх сыновей и дочь.

Николай Сипягин начал свое обучение в семилетней школе при Ставропольском педагогическом техникуме. После школы он был зачислен в Ставропольский педагогический техникум.

Но уже с детства Николая влекло море и в 1929 году он отправился во Владивосток, где поступил в морской техникум, который и окончил в 1933 году. По окончании техникума Сипягин устроился помощником капитана грузового судна «Шахтер», а с 1937 года - стал штурманом и старшим помощником капитана теплохода «Абхазия» на Чёрном море.

За время работы в гражданском флоте Сипягин получил неоценимый опыт дальних походов, досконально изучил береговую линию и особенности навигации по Чёрному морю, что в дальнейшем пригодилось ему во время Великой Отечественной войны.

В преддверье предстоящей войны Николай Иванович рекомендуется к переводу на военную службу и в 1939 году поступает на службу в морские части пограничных войск НКВД СССР. Окончив курсы усовершенствования командного состава морских частей пограничных войск в Ленинграде, он назначается помощником командира сторожевого катера 26-го Одесского морского пограничного отряда Черноморского пограничного округа.

Следом за Николаем в Одессе переселилась и его семья. Однако незадолго до войны жена с двумя детьми переехала в Ставрополь.

Великую Отечественную войну лейтенант Сипягин встретил командиром сторожевого катера. В июле 1941 года его отряд вошёл в подчинение командования Черноморского флота и в полном составе участвовал в обороне Одессы.

С августа по октябрь 1941 года Сипягин командовал тральщиком «Каховка», выведенном в октябре в Новороссийск и приданном дивизиону сторожевых катеров охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. На разных катерах дивизиона старший лейтенант Сипягин совершил несколько походов в осаждённый Севастополь, участвовал в обороне .

В сентября 1942 года грамотному, авторитетному в морской среде офицеру было предложено возглавить 4-й дивизион сторожевых катеров Новороссийской военно-морской базы Черноморского флота. Черноморский флот в те годы базировался именно на Тонком мысе. Командир дивизиона сторожевых катеров Николай Сипягин участвовал в обороне Одессы и Севастополя, высаживал десантные группы, совершал налёты на вражеские базы и порты.

....

В начале 1943 года Сипягин был принят в члены ВКП(б).

В ночь на 4 февраля 1943 года 4-й дивизион сторожевых катеров высадил десант на необорудованный берег Цемесской бухты в Станичку, в место, названное впоследствии « Малой землёй » (). Как выяснилось позже - десантникам сильно повезло, немцы прозевали десант. После войны были найдены документы о суде над немецким артиллерийским офицером, отвечавшим за береговые укрепления и прозевавшем рывок советских катеров к берегу Цемесской бухты. При высадке десанта дивизион Сипягина потерял всего один катер, выживший экипаж которого пополнил состав десанта.

Произведя высадку первого эшелона, катера дивизиона устремились к за десантниками второго эшелона. Пересекать бухту становилось трудно - оживший противник усилил артобстрел всей акватории, крепчал ветер, да и многие катера имели повреждения. Однако катерники совершили ещё два рейса в Станичку, в итоге к утру в распоряжении уже было 870 бойцов и командиров.

В течение 225 дней, пока держался плацдарм на Малой земле, моряки беспрерывно снабжали его под огнём противника всем необходимым. Снабжению десанта мешали авиация и артиллерия, а также немецкие торпедные катера, дислоцируемые в . В этом страшном огненном аду катерники Сипягина несколько раз высаживали морских пехотинцев в нужном месте.

За успешное проведение десантной операции многие офицеры, старшины и краснофлотцы экипажей катеров дивизиона были удостоены государственных наград. Сипягину Николаю Ивановичу вручен его первый орден Красного Знамени и присвоено звание «капитан-лейтенант».

Осенью 1943 года советским командованием была спланирована Новороссийская операция , целью которой было освобождение Новороссийска . Город решили штурмовать с трёх направлений: от линии фронта у цементного завода (вдоль восточного берега бухты), с плацдарма на Малой земле и высадкой крупного десанта в порт Новороссийска . Доставить этот десант должны были катерники Сипягина.

В ночь на 10 сентября 1943 года корабли десанта вышли из Геленджика. Враг, чтобы не пропустить десант в Новороссийск, построил на западном и восточном молах Новороссийского порта сильные огневые точки из миномётов и пулеметов, перекрывающие огнём подходы с моря, надеясь таким образом обезопасить порт. Под сильным огнём противника катерники Н. И. Сипягина прорвались через боно-сетевые заграждения в Новороссийский порт и высадили в порту 304 морских пехотинца с боевой техникой и боезапасом. Противник яростно сопротивлялся, бои продолжались до 16 сентября. Всё это время катера Сипягина бесперебойно обеспечивали десант в Новороссийском порту.

16 сентября считается днём освобождения города Новороссийска . В Приказе Верховного Главнокомандующего , посвященного овладению Новороссийском, среди особо отличившихся отмечены моряки Сипягина.

В день освобождения города командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л. А. Владимирский вручил Н. И. Сипягину орден Красного Знамени и присвоил ему звание капитана 3-го ранга.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитан-лейтенанту Сипягину Николаю Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза , а его 4-й дивизион получил орден Красного Знамени и почётное наименование «Новороссийский».

Война продолжалась. Следующей важной операцией с участием дивизиона катеров Сипягина была высадка десанта в Крыму. Уже капитан 3-го ранга, Сипягин действовал на самом опасном участке высадки десанта. При взятии Керчи, 1 ноября 1943 года, Николай Иванович погиб от осколка разорвавшегося рядом снаряда.

По предложению командования Черноморского флота тело Сипягина было вывезено в Новороссийск, в центре которого он был похоронен с воинскими почестями.

.

Нет похожих статей.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх