Что такое военно политический союз. Международные организации и союзы

Завершая характеристику внешней политики России в XIX в., следует коротко остановиться на складывании военно-политических союзов в Европе в конце века.

После Берлинского конгресса международное положение России вновь ухудшилось. В мире складывался новый баланс политических и военных сил. К началу 80-х гг. в Европе наметилось резкое усиление Германии. Упрочились позиции Австро-Венгрии на Балканах, Англия активизировала колониальные захваты.

К началу 80-х гг. Германия оставалась для России важнейшим рынком сельскохозяйственной продукции, и поэтому экономические интересы помещиков требовали поддержания с ней дружественных отношений. К русско-германскому сближению подталкивала и монархическая солидарность обоих дворов.

В середине 80-х гг. в Болгарии произошла серия государственных переворотов, в результате которых влияние России в болгарских правящих кругах было вытеснено. Потеря влияния на болгарское правительство была серьезной неудачей царской дипломатии.

Жесткая политика Бисмарка в отношении России по созданию искусственных осложнений для российского правительства на Балканах и немецкое экономическое давление на российские буржуазно-помещичьи круги, связанные с германским режимом, не оправдала себя. Политика российского правительства все более начинала приобретать антигерманские черты. В 1887 г. были изданы указы, ограничивавшие приток в Россию германского капитала и повышавшие пошлины на ввоз металла, металлических изделий и угля, на продукцию химической промышленности и т. д.

К концу 80-х гг. противоречия России с Австро-Венгрией и Германией стали более значительными, чем противоречия с Англией. В решении международных вопросов российское правительство стало искать партнеров. Важной предпосылкой такого шага явились серьезные изменения во всей европейской ситуации, вызванные заключением в 1882 г. Тройственного союза между Германией, Австро-Венгрией и Италией. В начале 90-х гг. наметились признаки сближения участников Тройственного союза с Англией. В этих условиях началось сближение России с Францией.

Русско-французское сближение имело не только политическую, но и экономическую основу. С 1887 г. Россия стала регулярно получать французские займы.

Летом 1891 г. в Кронштадт прибыла французская военная эскадра. 27 августа 1891 г. в обстановке секретности был заключен русско-французский союз. Спустя год в связи с новым увеличением германской армии между Россией и Францией была подписана военная конвенция. Окончательное оформление русско-французского союза состоялось не сразу. Лишь в январе 1894 г. договор был ратифицирован Александром III и приобрел обязательный характер.

Союз с Францией выдвинул необходимость переориентации внешней политики России в других регионах. Правительство было вынуждено отказаться от активных действий на Балканах. Это связывалось с новыми обязательствами России перед Францией.

Вместе с тем царизм активизировал внешнеполитическую деятельность на Дальнем Востоке.

Таким образом, как мы видим, внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. На ее спад или активность, несомненно, влияла меняющаяся обстановка как в самой России, так и в международных отношениях.

53 Объясните основные принципы политики социал-реформизма в европейских странах на рубеже Х1Х-ХХ вв. Приведите примеры такой политики в одной из стран Европы и Америки.

Теории государственного и общественного устройства в странах Европы и Америки. К началу XX в. в большинстве стран Европы и Америки существовали политические свободы, действовали парламенты, признавался принцип разделения властей. Это был результат длительного исторического развития.

Еще в XVIII в. возникло учение о естественных и неотъемлемых правах человека, которыми обладает каждый с момента рождения и которые не может отменить никакая власть. К числу таких прав, впервые провозглашенных в Декларации независимости США (1776) и во французской Декларации прав человека и гражданина (1789), относятся "жизнь, свобода и стремление к счастью" (Декларация независимости США) и "свобода, равенство, собственность, безопасность и право на сопротивление угнетению" (Декларация прав человека и гражданина). Этими принципами определяются демократические свободы: свобода слова и печати (включая право на критику правительства), свобода личности от внесудебных преследований, свобода вероисповедания, право частной собственности, свобода политической и общественной деятельности.

Со времен американской войны за независимость и Великой французской революции защита естественных и неотъемлемых прав человека считается важнейшей задачей демократических государств.

Основные принципы государственного устройства должны были соответствовать доктрине народного суверенитета, согласно которой верховная власть (суверенитет) принадлежит народу, и народ осуществляет ее, избирая своих представителей в центральные и местные органы власти.

Высшими представительными учреждениями, выражающими интересы народа и осуществляющими его волю, считались избираемые населением собрания депутатов - парламенты (Конгресс - в США, Рейхстаг - в Германии, Дума - в России). Как правило, парламенты состояли из двух палат, но были и однопалатные парламенты.

В республиках и в конституционных монархиях (например, в Англии) действовал парламентский режим. Парламенты обладали там законодательной властью, издавали законы, определяли бюджет (т. е. государственные доходы и расходы), утверждали состав правительства. Исполнительную власть осуществляло правительство (Кабинет или Совет министров), возглавляемое президентом или премьер-министром (в Германии - канцлером).

В республиках "президентского типа" (например, в США) руководителем правительства является президент, избираемый населением. В республиках "парламентского типа" президент избирался парламентом и его полномочия были ограниченными. Страной управляло контролируемое парламентом правительство во главе с премьер-министром. Оно несло ответственность перед парламентом (ответственное правительство) и было обязано уходить в отставку, если большинство депутатов парламента выражало ему недоверие (обычно голосованием специального "вотума недоверия").

Кроме законодательной и исполнительной власти, в странах с парламентским режимом действовала независимая судебная власть - система центральных и местных судов, а также Верховный суд.

В соответствии с доктриной разделения властей все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная - должны оставаться независимыми и взаимно уравновешивать друг друга, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти, которая может привести к деспотии. Разделение властей считалось важнейшей гарантией сохранения политических прав и свобод.

Изложенные принципы правового государства представляют собой модель политической системы, с большей или меньшей полнотой утвердившейся в ведущих капиталистических странах Западной Европы и Северной Америки. Действовавшие в начале XX в. избирательные системы отстраняли от участия в выборах значительную часть населения - женщин, а часто и военнослужащих, которые не имели право голоса.

54 Опишите новый этап промышленного переворота в странах Европы и Америки, объясните его сущность.

В ХIХ в. промышленная революция, начавшись в Англии, шагнула во Францию, Германию, другие страны Европы. Огромные города и фабричные трубы преобразили континент. Индустриальная революция быстро развивалась и в США.

Достижения человеческой цивилизации в ХIХ в. стали измеряться успехами в развитии машинного производства. Технический прогресс превратился в одну из главных ценностей.

Наиболее развитой страной в области промышленного производства оставалась Англия. Именно здесь возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Быстро развивающийся внутренний рынок и внешнюю торговлю обслуживала развитая железнодорожная сеть. Промышленный переворот затронул и аграрный сектор страны, в котором стали применяться прогрессивные способы земледелия и новая техника.

К концу века страна стала «на колеса». Началось массовое автомобильное производство. Становились более доступными телефон, телеграф, облегчившие коммуникационные процессы. Технический прогресс вносил изменения в военную технику. Стало широко применяться огнестрельное оружие. На рубеже ХIХ в. в жизнь людей стало входить электричество.

Первоначальное капиталистическое развитие получило название эпохи свободной конкуренции. Предприниматели боролись за выгодные условия производства и сбыта товаров. Эта борьба не была ограничена и выступала основным стимулом к развитию экономики. Основным регулятором стихийного рынка становились экономические кризисы, после их преодоления наступал новый подъем производства.

Но применение высокоразвитой технологии, сложной техники оказалось возможным только в рамках крупных производственных структур, которые стали появляться во второй половине ХIХ в. Чтобы избежать острой конкурентной борьбы между собой, крупные промышленники стали договариваться о ценах, количестве выпускаемой продукции и даже рынках сбыта. Так возникали различные организационные формы слияния предприятий – картели, синдикаты, тресты, концерны.

В случае, если промышленная или финансовая корпорация сосредоточивала в своих руках господство в какой-либо отрасли хозяйства, она становилась монополией. Но в обществе продолжали существовать и десятки тысяч самостоятельных средних и мелких предприятий. Но монополистический сектор хозяйства становился господствующим.

На смену капитализму свободной конкуренции пришел монополистический капитализм. Он, с одной стороны, давал возможность внедрять новую технику и повышать производительность труда, но, с другой – господство монополий создавало угрозу свободному рынку, ограничивало возможности других структур также наращивать производство.

Индустриальная революция меняла социальную структуру западноевропейского общества. Увеличивалась численность буржуазии и наемных промышленных рабочих. К началу ХХ в. они стали основными социальными группами индустриального общества. Что же касается основных классов традиционного общества – дворян-землевладельцев и крестьян, то их численность уменьшалась. Но эти изменения происходили в зависимости от темпов модернизации той или иной страны.

Так, в Англии классическое помещичье и крестьянское хозяйство исчезло уже в ХVIII в. Собственность сеньоров на землю во Франции уничтожила революция. В США никогда не было классов традиционного общества. Помещичье хозяйство сохранялось в Австрии, Италии, германских государствах. Но после наполеоновских войн и здесь были проведены реформы, способствовавшие развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве.

Процессы модернизации разрушали сословные разграничения между людьми. Внутри ведущих социальных групп шел процесс расслоения. Неоднородными были буржуазия, рабочий класс и крестьянство.

С развитием индустриального общества теряла свои лидирующие позиции старая аристократия. Многие аристократические семьи разорялись. Постепенно аристократия сливалась с буржуазией, что вело к возникновению нового «высшего класса». В ХIХ веке лидирующие экономические и политические позиции переходили к буржуазии.

55 Объясните суть термина государственно-монополистический капитализм.

В чем заключается сущность государственно-монополистического капитализма?

Государственно-монополистический капитализм - современная форма существования капитализма. Сущность его заключается в соединении в особый механизм силы монополий с силой государства для поддержки жизнеспособности капиталистического строя.
В современных условиях характерна тенденция к возрастанию экономической роли государства под влиянием роста обобществления производства, интернациализации хозяйственной жизни, научно-технической революции. Отличительной чертой ГМК является сочетание рыночного механизма хозяйствования с государственным регулированием. Экономической роли государства присущи три основные функции, обеспечивающие стабильность, справедливость и эффективность в обществе.
Стабилизационная функция состоит в поддержании высокого уровня занятости и ценовой стабильности, а также в стимулировании экономического роста.
Распределительная функция связана с достижением более справедливого распределения доходов в обществе.
Функция эффективности направлена на рациональное размещение ресурсов в рыночной экономике.
Государство поддерживает и стимулирует те сферы деятельности, которые под действием рыночных сил развиваются недостаточно, одновременно выполняет роль координатора, воздействующего на развитие экономики, сглаживая действия чисто рыночных сил и чрезмерной монополизации.

Какие основные формы проявления государственно-монополистического капитализма?

Сущность ГМК проявляется в следующих формах:
1. Развитие предпринимательской деятельности государства и формирование на этой основе государственно-монополистической собственности.
2. Государственно-монополистическое регулирование и программирование экономики.
4. Перераспределение валового национального продукта с помощью государственных финансов.
5. Милитаризация экономики и формирование военно-промышленного комплекса.
6. Интеграционные процессы и развитие международных форм ГМК.

Особое значение приобретет финансирование государственных предприятий и политика «ускоренной амортизации» как средство содействия техническому прогрессу. Одной из организованных форм современного ГМК являются государственно-моннополистические комплексы. Они позволяют связать производственные мощности, научно-технические потенциалы многих монополий и государства. Государственно-монополистические комплексы сложились в военном производстве, атомной промышленности, агропромышленной сфере, в аэрокосмической сфере.
Совокупность различных форм образует общий хозяйственный механизм посредством которого реализуется система ГМК. Хозяйственный механизм - совокупность всех форм регулирования экономики и организационно-правовых основ, которые обусловливают распределение производственных ресурсов, динамизм и качественные параметры, прежде всего эффективность экономического развития. ГМК органически соединяет план и рынок, используя рекомендательный характер планирования на основе долгосрочных прогнозов.

56 Сравните основные экономические показатели стран Европы и Америки на рубеже Х1Х-ХХ вв.

К началу Новейшего времени страны Запада переживали период бурного экономического подъема. Только за последние три десятилетия XIX в. объем мировой промышленной продукции и оборот мировой торговли выросли более чем в 3 раза. Добыча нефти увеличилась в эти годы в 25 раз. выплавка стали в 56 раз. Слагаемыми этого «экономического чуда» являлись ускорение технического и технологического прогресса, концентрация производства, наращивание его общей капиталоемкости. Но главной причиной ускорения экономическою бума стало оформление в ведущих странах Запада целостной системы индустриального воспроизводства. Промышленный переворот, произошедший на протяжении XIX в. в Великобритании, Франции и США, к концу столетия завершился в Германии, Австро-Венгрии, России и Италии, а в самом начале XX в. - в Японии. Индустриальная экономическая модель, основанная на капиталистическом предпринимательстве, свободной рыночной конкуренции, использовании квалифицированной наемной рабочей силы, ускоренном технологическом прогрессе, динамичном экономическом росте, сопряженном с увеличением нормы накопления и быстрым расширением спектра производственных функций, стала преобладающей не только в странах Запада, но и в мире.

Важным фактором утверждения индустриальной экономической модели стало изменение динамики научно-технического прогресса. Его темпы и направленность в значительной степени стали определяться потребностями производства, ориентироваться на разработку новейшей промышленной технологии. Финансирование прикладных научно-технических исследований со стороны предпринимательских кругов и целенаправленный, ускоренный характер внедрения их результатов укрепляли эту тенденцию. В итоге, на протяжении всего нескольких десятилетий на рубеже Х1Х-ХХ вв. произошла качественная трансформация всей технико-технологической базы промышленности. Наиболее масштабные изменения коснулись отраслей группы «А», связанных с добычей и переработкой сырья, машиностроением, химическим производством, обеспечением транспортной инфраструктуры. Революционные изменения произошли в области энергетики.

Создание принципиально новой энергетической базы и разветвленной транспортной инфраструктуры, широкое внедрение в производство новейших технических достижений и конвейерной системы, стандартизация продукции обеспечили крупным предприятиям необычайно высокую рентабельность. Последним препятствием для мощного рывка в концентрации производства оставался быстрый рост его капиталоемкости. На ранних стадиях развития капиталистической экономики инвестирование осуществлялось преимущественно индивидуальными предпринимателями. Отсутствовала и развитая система долгосрочного кредита. Теперь же создание промышленных гигантов и постоянное обновление технологической базы производства требовало такой финансовой мощи, которая превосходила возможности даже наиболее состоятельных инвесторов.

57 Сформулируйте основные причины создания коалиций перед первой мировой войной.

Ситуация перед Первой Мировой Войной.

В 1882 году Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали договор о создании Тройственного союза . Германия играла в нем ведущую роль. С момента образования агрессивного блока стран в него входящие начали активную подготовку к будущей войне. У каждого государства были свои планы и цели.

Германия стремилась разгромить Великобританию, лишить её морского могущества, расширить "жизненное пространство" за счет французских, бельгийских и португальских колоний и ослабить Россию, отторгнуть у неё польские губернии, Украину и Прибалтику, лишив её границ по Балтийскому морю, поработить Европу и превратить ее в свою колонию. Немцы признавали за собой "историческую миссию обновления дряхлой Европы" способами, основанными на "превосходстве высшей расы" над всеми остальными. Эта идея с величайшей настойчивостью и систематичностью проводилась и пропагандировалась в массах властью, литературой, школой и даже церковью.

Что касается Австро-Венгрии, то ее цель была намного умереннее: "австрийская гегемония на Балканах" - основной лозунг ее политики. Она рассчитывала захватить Сербию и Черногорию, отнять у России часть польских губерний, Подолию и Волынь.

Италия желала проникновения на Балканский полуостров, приобретения там территориальных владений и усиления своего влияния.

Турция, впоследствии поддержавшая позицию центральных держав, при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

В 1904 - 1907 годах сформировался военный блок Антанта , состоящий из Великобритании, Франции и России . Он был основан в противовес Тройственному союзу (центральным державам). Впоследствии, во время Первой мировой войны, он объединил боле 20 государств (среди них - США, Япония, и Италия, перешедшая в середине войны на сторону антигерманской коалиции).

Что касается стран Антанты, то они тоже имели свои интересы.

Великобритания стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Великобритания рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины.

Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 году, и захватить Саарский угольный бассейн.

Россия тоже имела определенные стратегические интересы на Балканах, желала присоединения Галиции и нижнего течения Немана, а также хотела иметь свободный выход черноморского флота через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море.

Также ситуация осложнялась жесткой экономической конкуренцией европейских стран на мировом рынке. Каждая из них хотела устранить соперников не только экономико-политическими методами, но и силой оружия.

58 Охарактеризуйте причины, задачи, пути проведения и итоги реформ первого десятилетия ХХ в. в России.

Революционная ситуация в России в 1905–1907 гг., встряхнувшая страну, породила новую аграрную реформу, вошедшую в историю под названием столыпинской. Ее центральной идеей явились насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия, порождающей господство крепких хозяев (кулаков, фермеров – каждая политическая доктрина называет их по-своему).

Военно-политические блоки являются организациями, к которым в обществе относятся довольно неоднозначно. Одни люди верят, что их главной задачей является поддержка мира и обеспечение военной защиты членов альянса, другие считают, что именно подобные организации - главный источник агрессии в мире. Кто же тут прав и существует ли однозначный ответ на этот вопрос? Давайте выясним, что же представляют собой военно-политические блоки, а заодно проследим историю их создания и развития.

Определение

Установим, что же подразумевается под определением данной организации. Военно-политический блок - союз нескольких государств, созданный для коллективной обороны или же для ведения боевых действий против общего противника. Создание блока может также преследовать цель сотрудничества по политическим и экономическим вопросам между его членами. Степень этого сотрудничества и взаимной интеграции для каждого подобного союза индивидуальна. Договоренности могут предусматривать совместные действия только при возникновении конкретной военной опасности либо же предполагать тесное взаимодействие во всех сферах даже в мирное время.

В одних организациях коллективное решение является строго обязательным для исполнения, в других же носит рекомендательный характер, то есть каждый член вправе отказаться от выполнения постановления, при этом не выходя из блока. Существуют союзы, в которых каждая страна-участник обязана начать военные действия в случае нападения на одного из членов блока. Но далеко не во всех подобных организациях данный принцип действует в обязательном порядке. Например, если в НАТО нападение на одного из членов союза означает объявление войны всему блоку в целом, то в СЕАТО такого правила в уставе не было.

Военно-политические блоки могут создаваться для выполнения конкретной задачи и после достижения цели быть распущенными либо же действовать на бессрочной основе.

Предыстория возникновения блоков

Предшественники современных военных блоков известны ещё со времен Древнего мира. Самым первым военным союзом нескольких государств можно назвать существовавшую 10 лет коалицию греческих полисов в легендарном походе против Трои в XII в. до н.э. Но это были, скорее, легендарные времена, а не исторические, так как письменных летописей тех событий не сохранилось.

Первая коалиция в достоверной истории появляется в 691 г. до н. э. Это был союз Мидии, Вавилонии и Элама против Ассирии. Кроме того, истории известны такие союзы греческих полисов, как Пелопоннесский, Делосский, Беотийский, Коринфский, Халкидский. Чуть позже образовались Эллийский, Ахейский и Этолийский союзы. Тогда же в Средней Италии был образован Латинский союз, позже выросший в Древнеримское государство.

Все эти союзы больше напоминали конфедерации, чем военные блоки в современном их значении.

В Средние века союзы государств чаще всего ограничивались военной поддержкой в случае войны и почти не касались других сфер взаимоотношений. Зачастую это было объединение против конкретного врага. Так, цементирующей основой франко-шотландского (или Старого) союза, который был заключен в 1295 году, было враждебное отношение обеих стран с Англией. Именно в это период Англия начала свою экспансию в Шотландию, а через несколько десятков лет началась Столетняя война с Францией. Примечательно, что союз между Шотландией и Францией просуществовал целых 265 лет до 1560 года.

В 1386 году возник англо-португальский союз, оформленный Виндзорским договором. Он, в свою очередь, был направлен против усиления Испании. Впрочем, формально он существует по сегодняшний день, тем самым являясь старейшим военно-политическим союзом, но все-таки не блоком в современном понимании.

На заре Нового времени возник целый ряд военных союзов европейских государств, стремившихся объединиться в коалиции против общего противника. К таким союзам можно отнести Священные и Католические лиги под патронатом папы римского, Протестантский союз, объединявший лютеранские и кальвинистские государства и другие объединения.

В 1668 году возник Тройственный альянс Англии, Швеции и Голландии, направленный против усилившейся при Людовике XIV Франции.

В 1756 году было образовано сразу два противоборствующих союза - англо-прусский и Версальский. В последнее объединения входили Россия, Франция и Австрия. Именно вступили в противоборство в Семилетней войне. В конце концов, Российская империя, вследствие восшествия на престол Петра III, перешла на сторону англо-прусского союза.

С 1790 по 1815 год образовался целый ряд коалиций, направленных на борьбу с революционной и наполеоновской Францией. Причем зачастую силой оружия и с помощью дипломатии Франция заставляла некоторых членов данных коалиций выходить из них, или даже переходить на французскую сторону. Но, в конце концов, силам Шестой коалиции удалось одержать победу над Наполеоном.

В 1815 году между Пруссией, Россией и Австрией был образован целью которого было закрепление миропорядка, установленного после Наполеоновских войн, и недопущение революций в Европе. Впрочем, в 1832 году после очередной этот союз распался.

В 1853 году была образована коалиция между Францией, Англией, Османской империей и Сардинским королевством против Российской империи. Этот союз одержал победу в Крымской войне.

Союзы нового типа

Теперь настало время описать формирование военно-политических блоков, более близких к современному типу. Зарождение подобных организаций началось со второй половины XIX века и оформилось в конкретные структуры ближе к концу столетия. Именно формирование этих объединений стало решающим фактором, который привел к началу I мировой войны.

Основой для противоборствующих блоков стал Тройственный (1882-1915 гг.) и франко-русский союз (1891-1893 гг.), позже преобразовавшиеся в Четверной союз и Антанту.

Формирование Четверного союза

Как было сказано выше, основой для создания Четверного союза послужил Тройственный союз, заключенный в 1882 году между Австро-венгерской империей, Италией и Германией. Страны Тройственного союза стремились утвердить свое доминирование в континентальной Европе, для чего объединились против Франции и Российской империи.

Предшествовал заключению Тройственного союза двусторонний австро-германский договор 1879 года. Именно созданная на основе королевства Пруссия, выступила с инициативой создания военно-политического блока, направленного против России и Франции. Германия была также сильнейшим в экономическом и политическом плане государством блока.

Нужно отметить, что прежде Австро-Венгрия придерживалась союзнических отношений с Российской империей, а с Пруссией как раз враждовала из-за соперничества за право главенства в германском мире. Но после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 года и во франко-прусской войне 1970 года ситуация в корне изменилась. Пруссия доказала свое доминирование на осколках бывшей Священной Римской империи, и Австро-Венгрия вынуждена была пойти на союз с ней, подписав в 1879 году в Вене договор о взаимной поддержке, срок действия которого устанавливался в 5 лет.

Договор предусматривал, что в случае атаки Российской империи на одного из подписантов второй должен прийти ему на помощь. Если на Германию или Австро-Венгрию нападет не Россия, а другая страна, то второй фигурант договора обязан как минимум соблюдать нейтралитет, но если на стороне агрессора выступит российский император, то, опять же, подписанты должны объединиться для взаимной борьбы. Этот блок двух держав принято было называть Двойственным союзом.

В 1882 году к Австро-Венгрии и Германии присоединилась Италия. Так возник Тройственный союз. Впрочем, подписание договора между этими тремя странами вначале держалось в секрете. Как и прежде, термин действия договора ограничивался пятью годами. В 1887 и в 1891 гг. он подписывался заново, а в 1902 и в 1912 гг. автоматически пролонгировался.

Нужно отметить, что союз трех стран был не очень прочный. Так, по экономическим причинам в 1902 году между Италией и Францией был подписан договор, который гласил, что в случае войны между французами и германцами, итальянцы будут соблюдать нейтралитет. Поэтому после начала I мировой войны в 1914 году Италия не выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии. В 1915 году, подписав соглашение в Лондоне со странами Антанты, Италия отказалась от участия в Тройственном союзе, и вступила в войну на стороне его противников.

Тройственному союзу пришел конец. Германии и Австро-Венгрии удалось создать новую коалицию. Вместо Италии, уже в ходе мировой войны, к союзу присоединились сразу два государства - Османская империя (с 1914 г.) и Болгария (с 1915 г.). Так возник Четверной союз. Страны, которые входили в объединение принято называть Центральными державами.

Четверной союз прекратил существование вследствие поражения в I мировой войне. В итоге Австро-Венгерская и а Германия и Болгария понесли значительные территориальные потери.

Антанта

Военно-политические блоки Первой мировой войны не ограничивались только Четверным союзом. Второй грозной силой, которая вступила в противостояние, была Антанта.

Началу формирования Антанты положил франко-русский союз, заключенный в 1891 году. Он был своеобразным ответом на образование Тройственного союза. Россия и Франция договорились, что в случае нападения членов враждебной коалиции на одну из стран, вторая должна оказать военную помощь. Данные договоренности имели силу, пока существует Тройственный союз.

В 1904 году было подписано соглашение между Великобританией и Францией. Оно положило конец многовековому соперничеству этих держав. Великобритания и Франция договорились о колониальном разделе мира и стали фактически союзниками. За данным соглашением закрепилось наименование Entente cordiale, что с французского переводится как «сердечное согласие». Отсюда же и пошло название блока - Антанта.

В 1907 году удалось преодолеть англо-русские противоречия. Между представителями государств был подписан договор о разграничении влияния. Таким образом завершилось формирование Антанты.

Военно-политические блоки в Европе - Антанта и Четверной союз - сыграли определяющую роль в развязывании I мировой. После нападения Германской империи на Россию и Францию Великобритания, верная своему союзническому долгу, объявила войну Германии. Впрочем, не у всех членов Антанты хватило сил и ресурсов довести войну до победного конца. Так, в 1917 году в России произошла большевистская революция, после чего страна заключила мир с Германией и фактически вышла из Антанты. Впрочем, это не помешало другим участникам коалиции, при помощи США и остальных союзников, одержать победу в мировой войне.

После завершения войны страны Антанты (Великобритания и Франция) предприняли интервенцию в Россию с целью свержения большевистского режима. Впрочем, на этот раз больших успехов достичь не удалось.

Военные блоки во время II мировой войны

Военный союз нацисткой Германии, фашисткой Италии, императорской Японии и ряда других стран послужил главной причиной Второй мировой войны. Началом создания блока послужил подписанный в 1936 году договор между Германией и Японией о совместных действиях против распространения коммунизма. Он получил название «Антикоминтерновский пакт». Позже к этому договору присоединилась Италия и ряд других государств, которые принято называть странами Оси. Именно державы этого блока проявили агрессию, начав Вторую мировую войну.

Коалиция, противостоящая странам Оси, сложилась уже только в ходе II мировой войны. Она сформировалась из СССР, Великобритании и США и приняла название Антигитлеровской коалиции. Начало формирования было положено в 1941 году, после вступления в войну СССР и США. Ключевым моментом в создании блока, направленного против фашистских агрессоров, стала Тегеранская конференция глав держав в 1943 году. Только после создания прочной коалиции союзникам удалось переломить ход войны.

Блок НАТО

Создание военно-политических блоков стало элементом противостояния между странами Запада и СССР в так называемой холодной войне. От них исходила опасность развязывания новой мировой войны, но одновременно они служили и сдерживающим фактором.

Наибольшую известность приобрел Североатлантический альянс (НАТО). Он был создан в 1949 году и объединял Европы, США и Канаду. Его целью является обеспечение коллективной безопасности вышеуказанных стран. Впрочем, ни для кого не секрет, что изначально Североатлантический альянс был задуман с целью сдерживания СССР. Но даже после распада Союза блок не прекратил существования, а, наоборот, пополнился целым рядом стран из восточной Европы.

Ещё до образования НАТО в 1948 году был сформирован Западноевропейский союз. Это была своеобразная попытка организовать собственные общеевропейские вооруженные силы, но после формирования НАТО, актуальность этого вопроса отпала.

Создание ОВД

В ответ на образование НАТО в 1955 году страны социалистического лагеря по инициативе СССР создали свой военно-политический блок, который стал называться ОВД. Его целью было противостояние Североатлантическому альянсу. В состав блока, кроме СССР, входили ещё 7 государств: Болгария, Албания, Венгрия, Польша, ГДР, Чехословакия.

ОВД был ликвидирован в 1991 году, после распада социалистического лагеря.

Малые военные блоки

Военно-политические блоки 20 века существовали не только в глобальном, но и в региональном масштабе. Между мировыми войнами было создано целый ряд местных союзов, призванных решать региональные задачи, и обеспечить версальский миропорядок. К ним относились Антанты: Малая, Средиземноморская, Балканская, Ближневосточная, Балтийская.

Во времена холодной войны был создан ряд региональных блоков, целью которых было недопущение распространения коммунистических режимов. К ним относились СЕАТО (Юго-Восточная Азия), СЕНТО (Ближний Восток), АНЗЮК (Азиатско-Тихоокеанский регион).

Формирование ОДКБ

В 1992 году ряд сформировали союз - ОДКБ. Это своеобразный военно-политический блок России, так как она играет в нем доминирующую роль.

Задачей ОДКБ является обеспечение безопасности её членов и стабильности на постсоветском пространстве. Кроме РФ, в блок входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Таджикистан. Ранее в него входили также Узбекистан, Грузия и Азербайджан.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) -- международная региональная организация. АТЭС -- крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли (2004). Образовано в 1989 г. в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Главные цели организации -- обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества

Андский совет (Andean Community)

Цели Андского сообщества -- содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов, гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией.

Арктический совет

Арктический совет -- международная организация, созданная в 1989 году по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны. В Арктический совет входят восемь приарктических стран.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН, ASEAN)

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация»

Африканский союз (АС, AU)

Африканский союз (АС) -- международная организация, объединяющая 53 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Курс на создание Африканского Союза был провозглашен 9 сентября 1999 года на встрече глав африканских государств в Сирте (Ливия) по инициативе Муаммара Каддафи. 9 июля 2002 ОАЕ была официально преобразована в АС.

"Большая Восьмерка" (G8)

Большая восьмёрка - согласно большинству определений, это группа семи промышленно развитых стран мира и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.

Всемирная торговая организация (ВТО, WTO)

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO)) -- международная организация, созданная в 1995 г. для объединения различных стран в экономической сфере и установления правил торговли между государствами-членами. ВТО является преемницей соглашения под названием Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве.

ГУАМ -- межгосударственная организация, созданная в октябре 1997 бывшими советскими республиками -- Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

ЕвроАзЭС

Европейский союз (ЕС, EU)

Европейский Союз (Евросоюз) -- уникальное наднациональное образование в составе 25 европейских государств, подписавших Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). Примечательно, что сам Евросоюз не является международной организацией как таковой, то есть не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

Лига арабских государств (ЛАГ)

Лига Арабских Государств (ЛАГ) -- международная организация, объединяющая более 20 арабских и дружественных им неарабских стран. Создана 22 марта 1945 года. Высший орган организации -- Совет Лиги, в котором каждое из государств-членов имеет один голос, штаб-квартира Лиги находится в Каире.

МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок, MERCOSUR)

МЕРКОСУР -- крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75% совокупного ВВП континента. Название организации происходит от испанского Mercado Comun del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Организация американских государств

(ОАГ; Organizacion de los estados americanos), создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, существовавшего с 1889.

Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) -- военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Организация Североатлантического договора (НАТО, NATO)

НАТО (NATO, North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс) -- военно-политический союз, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 в Вашингтоне двенадцатью государствами: США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Позже к НАТО присоединились и другие европейские государства. На 2004 год в НАТО входит 26 государств.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ, OSCE)

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe) -- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки. Организация ставит перед собой задачи вскрытия возможности возникновения конфликтов, их предотвращение, урегулирование и ликвидацию последствий.

Организация Исламская Конференция (ОИК)

Организация Объединенных Наций (ООН, UN)

Организация Объединённых Наций (ООН) -- международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности и развития сотрудничества между государствами. Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК, OPEC)

ОПЕК, или Организация стран -- экспортёров нефти (OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) -- картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации -- контроль над мировыми ценами на нефть.

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК, SAARK)

Североамериканская Зона Свободной Торговли (НАФТА, NAFTA)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) -- соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающаяся на модели Европейского Сообщества (Европейского Союза). НАФТА вступило в силу 1 января, 1994.

Союз арабского Магриба (САМ)

Союз арабского Магриба (Union du Maghreb Arabe UMA) -- Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г.

Содружество демократического выбора (СДВ)

Содружество демократического выбора (СДВ) -- «сообщество демократий балто-черноморско-каспийского региона», организация, альтернативная СНГ, учреждённая 2 декабря 2005 на учредительном форуме в Киеве (Украина).

Содружество Наций (Британское Содружество, Commonwelth)

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946 Британское Содружество наций -- англ. The British Commonwealth of Nations) -- добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Содружество независимых государств (СНГ, CIS)

Содружество Независимых Государств (СНГ) -- межгосударственное объединение большинства бывших союзных республик СССР. Первоначально образовано Белоруссией, Россией и Украиной; в Соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря 1991 в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

Содружество непризнанных государств (СНГ-2)

Содружество Непризнанных Государств (СНГ-2) -- неформальное объединение, созданное для консультаций, взаимопомощи, координации и совместных действий непризнанными самопровозглашёнными государственными образованиями на постсоветской территории -- Абхазией, Нагорно-Карабахской Республикой, Приднестровской Молдавской Республикой и Южной Осетией.

Совет Европы

Совет Европы -- старейшая в Европе международная политическая организация. Её основная заявленная цель -- построение единой Европы, основывающейся на принципах свободы, демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Одним из самых значительных достижений Совета Европы считается разработка и принятие Европейской Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (англ. Cooperation Council for the Arab States of the Gulf) - региональная международная организация. В английском названии организации слово "Персидский" отсутствует, поскольку арабские государства предпочитают называть этот залив "Арабским".

Тихоокеанский союз (Pacific Island)

Шенгенское соглашение

Шенгенское соглашение -- соглашение «Об отмене паспортного таможенного контроля между рядом стран Европейского союза», изначально подписанное 14 июня 1985 семью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией, Португалией и Испанией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года. Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС)

В 2003 году главы правительств стран -- членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет и составлен план. План включает в себя свыше ста конкретных проектов, тем и направлений сотрудничества, а также предусматривает механизмы их реализации. Упор сделан на следующие сферы -- транспортные коммуникации, энергетика, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, водное хозяйство и охрана природы.

27. Дайте характеристику Украины с политической точки зрения (режим, система, форма правления, строй, партийная и электоральная система, тип политической культуры и политического поведения).

классифицировать политический режим в Украине при нестабильной социально-политической ситуации в период трансформации довольно проблематично. Скорее можно говорить про смешивание разных типов режимов при отсутствии какого-то одного, который явно доминирует. С одной стороны существует раздел власти, Закон про партии, свобода слова, избирательное право, с другой - зависимость судей, существенные ограничения на доступ и распространение информации, негласная цензура, неподконтрольное использование административного ресурса в период выборов, подтасовка результатов голосования в пользу провластных кандидатов. Такого рода примеры свидетельствуют про серьезные авторитарные тенденции власти при довольно слабых демократических институтах ее ограничения.

В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Конституционное устройство Украины основывается на принципе приоритета прав и свобод человека и гражданина Народ осуществляет государственную власть непосредственно, а также через систему государственных органов.

По государственному устройству Украина является унитарным государством.Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью. В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др.

Государственное устройство Украины основывается на принципах единства, неделимости и целостности государственной территории, комплексности экономического развития и управляемости отдельных её частей с учётом общегосударственных и региональных интересов, национальных и культурных традиций, географических и демографических особенностей, естественных и климатических условий. Административно-территориальными единицами Украины являются: область, район, город, посёлок и сельсовет (одно или несколько сёл).

о политике существуют разные точки зрения в определении типа политической системы нашей страны, что объясняется не только разными подходами, но прежде всего сложностью, неоднозначностью политических процессов в Украине, связанных с переходом от тоталитарной системы к демократической.

Исходя из формационного подхода, политическую систему в Украине можно отнести к посткоммунистической, в которой объединяются как элементы командно-административной, так и современной демократической системы. Это проявляется, с одной стороны, в сохранении структур и функций прежнего административного аппарата, приспособлении многих форм и процедур советской системы права к рыночным условиям и пр., а с другой - конституционные основы формирования и функционирования органов власти, развитие гражданских и политических организаций, правовое обеспечение защиты прав граждан и др. Читать полностью: http://all-politologija.ru/ru/politicheskaya-sistema-ukrainy

На современном этапе политического режима Украины характерны следующие черты: 1) громоздкая структура учреждений государственной власти со слабо развитые общественные институты влияния на власть; 2) патерналистские, опекунские функции государства не только в социально-экономической сфере, но и в содействии развитию элементов гражданского общества; 3) малоэффективен механизм сдержек и противовесов; 4) политическая неструктурированность государственной власти; 5) партийная система финансово, материально зависима от власти и финансово-доминирующих социальных групп; 6) слабое взаимодействие между партиями и группами давления; 8) отсутствие четко оформленных идеологических ориентаций, цивилизованных форм идеологического плюрализма, цивилизованного центризма в политике.

Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией в пределах и в соответствии с законами Украины.

Украина представляет собой унитарную парламентско-президентскую республику. Правительство -Кабинет министров Украины. Высший законодательный орган -Верховная Рада Украины. Судебная система –верховный и конституционный суды

Регионы У. имеют собственную законодательную и исполнительную власть: областные Советы народных депутатов и главы администраций области (губернаторов), назначаемых президентом страны.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:

    Она относительно стабильная (на поверхности), но может легко трансформироваться на нестабильную вследствие конфликтов между основными политическими блоками.

    Отличается относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям.

    Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования.

    Является централизованной, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

    Отличается слабой реактивной способностью.

    Является системой переходного (от советской модели) типа.

в Украине формируется многопартийная система. В 2010 году в стране было зарегистрировано более 150 партий. Несколько десятков из них участвовали в выборах.

Последние парламентские выборыпрошли в2014 году.

Пропорциональная избирательная система Украины предоставляет возможность распределять места в парламенте согласно количеству голосов, полученных партией или блоком на выборах. Поэтому шансы провести своих представителей в парламент имеют многие партии. Но парламентский барьер (3%) эти шансы ограничивает. Чтобы повысить свои шансы на преодоление рейтингового барьера, некоторые партии образуют предвыборные блоки.

Однако никакой более-менее стройной концепции о различительных признаках и соотношении исторических общностей людей - не существует до настоящего времени. Поэтому в европейской историографии используется терминология, созданная еще античными авторами, которые считали все социальные группы (общности) варваров (напр. германцев и славян) не иначе как племена, хотя это - явно были уже СОЮЗЫ ПЛЕМЕН.

1.2. Причина нелюбви к СОЮЗАМ ПЛЕМЕН - как антропологов, так и историков - объясняется ОСОБЫМ формационным подходом в марксизме, когда главным считались лишь моменты революционных переходов из одной формации в другую. Карл Маркс лишь декларировал развитие производительных сил, но в период первобытно-общинной формации никакого эволюционного развития не предполагалось. И вообще, для следующих поколений марксистов - изучение первобытного строя было опасно , так как Маркс и Энгельс назначили племена теми единицами человечества, в которых появляются классы, сделав предположение о неком разложении родовых отношений. Так как фактов разложения не обнаруживалось, то получалось, что любое честное исследование противоречило постулатам марксизма.

Конечно, ни Маркс, ни Энгельс не предполагали, что формационная концепция, ставшая догмой , лишила антропологов возможности изучать ПЛЕМЕНА, которые все считались однотипными родовыми общинами , неизменными от момента зарождения до их трансформации в государство. Действительно, сама концепция общественно-экономических формаций задавала восходящую динамику развития общества, но так как в марксизме линия развития человечества представлялась в виде ступенчатой лестницы формаций, где переход к следующей ступени происходил по причине революции, то ступень должна была быть неизменяемой статичной сущностью.

Маркс лишь декларировал, что внутри формации происходят какие-то накопления противоречия, но сами формации он видел как неизменяемые системы, структура которых застыла от момента появления до трансформации в следующую. Ведь именно такое представление линии развития человечества соответствовало его основной теории о классовой борьбе, как движителю истории. Когда же Маркс ради обоснования своих теорий назначил первобытно-общинному строю ответственным за возникновение классов, то изучать ПЛЕМЕНА с точки зрения какой-либо эволюции - стало равнозначно вызову авторитету основоположника.

Работа Энгельса на столетие вперед разрешила за антропологов все теоретические проблемы общинного строя, объявив ПЛЕМЯ статичной сущностью, которое на формационном этапе не имело право хоть как-то развиваться. Сам Энгельс стал святым покровителем антропологии, но другое дело, что фактический материал собираемый антропологами опровергал догматы марксизма.

При создании формационной концепции проявилась не только некомпетентность Маркса и Энгельса в антропологии, но и то, что они находились в плену шовинистических представлений об индейцах, господствовавших в их время. Этого не мог избежать и американский этнограф Льюис Морган , книга которого «Древнее общество» (издана в 1877 году) - была первоисточником представлений Маркса по первобытной древности. Сам Морган конечно не мог не заметить СОЮЗЫ ПЛЕМЕН североамериканских индейцев, но не считал их единицами человечества, рассматривая лишь как совокупность отдельных родовых групп, которые и были у него образцовыми «племенами».

Сам Могран был носителем «бремени белого человека», которое в 19 веке было свойственно и жителям Европы. Видимо, мировоззрение и Маркса и Энгельса не могло не иметь иного отношения к индейцам, как к людям, якобы ведущим отсталый первобытный образ жизни, что дело их эталонным образцом жителей первобытно-общинной формации. Действительно, североамериканские индейцы не имели одомашненных животных, вели кочевой образ жизни охотников на диких животных, что в глазах европейцев делало их "отсталыми", а их образ жизни - якобы типичным для всех древних людей. Так, авторитет Маркса и Энгельса превратил непроработанную, а точнее, лишь намеченную, формационную концепцию в общепринятую догму.

По поводу представлений о возможности сохранения «отсталых племен» до наш дней, я хочу сказать, что уже в неолит люди вступили в составе ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СОЮЗОВ, и лишь несколько изолированных племен, которые не испытывали фактор конечности земли - получили возможность эволюционировать в ВОЖДЕСТВА. Та натуральная жизнь, которая многими считается якобы «отсталой» - с точки зрения эволюции - является как раз намного более продвинутым образом жизни , чем образ жизни наблюдателей, в самомнении считающего себя «цивилизованным». Наблюдаемые сегодня якобы «отсталые племена» - столь же далеки от первобытного образа жизни, как и все ныне живущие люди. Их образ жизни - есть результат эволюционного приспособления к природно-климатическим условиям в течении десятков, а может, и сотен тысяч лет.

  • 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.

    В последней трети ХIХ века международная нестабильность усилилась. Создание Германской империи (1871 г.), продемонстрировала свою мощь победой над Францией, существенно изменило ситуацию на европейском континенте. В дальнейшем внешняя политика германского правительства была направлена на достижение доминирующего положения Германии в Европе. Чтобы лишить Францию возможности отомстить за свое поражение, немецкий канцлер О. фон Бисмарк попытался найти надежных союзников. В 1873 г. ему удалось создать Союз трех императоров - Германии, Австро-Венгрии и России. Но этот союз оказался не слишком надежным, поскольку Россия выступила в поддержку Франции. Ухудшение отношений с Россией подтолкнуло Германию к дальнейшему сближению с Австро-Венгрией. Хотя Бисмарку и не удалось склонить австрийское правительство к поддержке Германии против Франции, но все же в 1879 г. между Германией и Австро-Венгрией был подписан секретный союзный договор о совместной обороне против нападения России. Впоследствии к этой коалиции удалось привлечь и Италию, у которой были серьезные противоречия с Францией через контроль над Северной Африкой. 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали Тройственный союз, направленный против Франции и России (просуществовал до 1915 г.). Германия пыталась привлечь к участию в союзе и Англию, но эти попытки оказались тщетными. Несмотря на острые колониальные противоречия с Францией и Россией, Англия оставалась верной политике «блестящей изоляции» - не хотела связывать себя долгосрочными договорами с одной из европейских государств.

    Таким образом, возникновение Тройственного союза положило начало расколу Европы на группировки, враждовавшие между собой.

    Усиление англо-немецких противоречий

    После коронации нового императора Германии Вильгельма II (1888 г.) и отставки Бисмарка (1890 г.) Германия стала еще активнее бороться за свое место под солнцем, делать более решительные шаги в политике. Усиливается ее экономическая и военная мощь, начинается строительство мощного флота. Правящие круги Германии стали на путь коренного передела мира в свою пользу.

    Это встревожило правительство Великобритании - крупнейшей колониальной империи того времени. Лондон в коем случае не хотел допустить передела колоний. Кроме того, Великобритания слишком зависела от морской торговли и считала свой флот важнейшей гарантией выживания. Поэтому усиление германского флота создавало реальную угрозу морской гегемонии англичан. И хотя до конца ХIХ века правительство Великобритании продолжал придерживаться принципа «блестящей изоляции», политическая ситуация в Европе, усложнялась, подталкивала Лондон поисков надежных союзников против Германии.

    Создание Антанты

    В 80-е гг ХIХ века отношения между Россией и Германией медленно, но неуклонно ухудшались. В 1887 г. Союз трех империй распался. Ростом напряженности в российско-германских отношениях попыталась воспользоваться Франция, которая стремилась преодолеть свою внешнеполитическую изоляцию. Бисмарк, пытаясь совершить экономическое давление на Россию, закрыл царскому правительству выход на германский денежный рынок. Тогда Россия обратилась с просьбой о займах к французской биржи. И вскоре Франция становится крупнейшим кредитором Российской империи. Сближение республиканской Франции и царской России облегчалось тем, что между ними не существовало серьезных разногласий ни по вопросам европейской политики, ни с колониальных проблем.

    В начале 90-х гг XIX века военно-политическое сближение двух стран нашло свое юридическое оформление. В 1891 г. между Россией и Францией был подписан консультативный пакт, а в 1893 г. - секретная военная конвенция о совместных действиях в войне против Германии. Подписание этой конвенции завершило оформление франко-русского союза.

    Казалось, что образование франко-русского союза создавало противовес Тройственному пакту и тем самым стабилизировало ситуацию в Европе. Но реальное возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество между двумя блоками, теперь уже вполне определенными, поскольку никто из их руководителей не собирался жертвовать интересами финансовой олигархии своих стран.

    Следовательно, достигнут баланс в Европе был неустойчивым. Поэтому оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников.

    Новая политическая ситуация сказалась на позиции Великобритании. Территориальные притязания Германии, быстро росли, увеличения ее экономического и военного потенциала, а главное - вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании пересмотреть свою традиционную политику «блестящей изоляции». В 1904 г. был подписан англо-французское соглашение о разделе сфер влияния в Африке. Это соглашение получило название Антанта (от франц. «Согласие»). Она открывала возможности для широкого сотрудничества двух стран против Германии (хотя о ней в документе не было сказано ни слова). Рост внешнеполитической активности Германии заставило Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх