Византийская Императрица Зоя. Зоя и феодора порфирогениты

Находится прекрасная мозаичная икона, датируемая XI в. В центре композиции изображен Христос, в синей хламиде, сидящий на троне с большой Библией в левой руке. Слева в роскошном ритуальном одеянии Константин IX Мономах, держащий мешочек с дарами на храм. Над его фигурой надпись на арамейском языке «Константин Мономах, благочестивый правитель римлян и слуга Бога Иисуса». В правой части мозаики не менее нарядно одетая императрица Зоя , со свитком в руках. На свитке с трудом можно различить слова «Константин Хотовопистос…», а над ее головой надпись «Очень благочестивая императрица Зоя ». Не упоминая имя Божье всуе, вспомним о некоторых интересных эпизодах из жизни исторических персонажей этой мозаики.

У последнего отпрыска Македонской династии по мужской линии византийского императора Константина VIII (1025-1028) было три дочери — Евдокия, Зоя и Феодора. Старшая сестра, переболевшая в детстве оспой, ушла в монастырь, а Зоя и Феодора пользуясь покровительством своего дяди, императора Василия II Болгаробойца (976-1025) весело жили при дворе. Их отец Константин VIII, будучи монархом, весьма беспечного нрава, только перед самой смертью стал искать себе наследника, которому решил отдать в жены среднюю дочь, отметившей к тому времени уже 48-й день рождения. Его выбор пал на знатного и образованного 60-летнего вельможу Романа Аргира. Правда, он был женат, но это ничему не помешало. Жену Романа быстренько остригли и сослали в монастырь, а ему самому предложили простой выбор – либо лишиться глаз, либо вести под венец Зою . Сомневался он недолго, а так как вскоре после свадьбы Константин VIII скончался, то в Византии появился новый император Роман III Аргир (1028-1034). Как монарх он ничем выдающимся себя не проявил, но это еще полбеды, ведь самое главное, что он не смог удовлетворить пылкие сексуальные фантазии своей венценосной супруги.

Но «свято место пусто не бывает» и один честолюбивый дворцовый евнух, по имени Иоанн, представил императрице своего 20-летнего сексапильного брата Михаила. Сердце сластолюбивой Зои моментально было покорено, а молодой любовник хотя и не испытывал к перезрелой мадам сексуального влечения был готов на что угодно ради власти. Роман Аргир, опостылевший обезумевшей от страсти императрице , явно мешал, и от него пришлось избавиться, утопив во время купания в бане. В тот же день на престол взошел новый император Михаил IV Пафлагон (1034-1041), который и стал заказчиком этой мозаики. Однако вскоре выяснилось, что новый император страдает эпилепсией и вряд ли долго протянет. Тогда хитроумный евнух Иоанн, желающий сохранить свое влияние при дворе, убедил императрицу сделать наследником их племянника.

Молодой человек, усыновленный размякшей от страсти Зоей , целовал ей руки и со слезами на глазах клялся в вечной преданности, однако сразу же после смерти дядюшки эпилептика, став императором Михаилом V Калафатом (1041-1042) отплатил «презлым за предоброе». Он подстриг её в монахини, сослал на остров Принкипо (ныне ) и распорядился уничтожить мозаику в храме . Но уже через четыре месяца трехдневный народный мятеж смел узурпатора, которому выкололи глаза, и вызволил матушку-императрицу из заточения. Неутомимая Зоя быстро пришла в себя и в шестьдесят два года вышла замуж в очередной раз. После этого императрица приказала отреставрировать мозаику, на которой её изображение было восстановлено, а место второго супруга занял третий.

Последним мужем Зои стал её старый интимный друг еще с времен Романа Аргира, распутный константинопольский аристократ Константин IX Мономах (1042-1055), переехавший в царские чертоги вместе со своей молодой официальной любовницей. Он изображен на мозаике в головном уборе, получившим название – шапка Мономаха. После заключения мира с Киевской Русью, потерпевшей поражение во время русско-византийской войны (1043), Константин выдал свою дочь замуж за сына Ярослава Мудрого, Всеволода. А эта знаменитая шапка, якобы подаренная им своему внуку, Владимиру Мономаху, как знак царских прав, послужила обоснованием великодержавной концепции «Москва – Третий Рим» и сейчас хранится в Оружейной палате Московского кремля.

Усыновила Михаила V Калафата , который в 1042 г. постриг ее в монахини. После низвержения Михаила V Зоя на 64-м году жизни вышла замуж за Константина IX Мономаха .

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 346.

Зоя и Феодора Порфирогениты (Зоя, 978 - 1050, имп. с 1028) (Феодора, ? - 1056, имп. в 1028 - 1030 и с 1042)

Порфирородные Зоя и Феодора, дочери Константина VIII, были последними представительницами Македонской династии на византийском престоле. Со смертью их обеих - бездетных - угас род Василия Македонянина.

Глядя на царственных сестер, современники не уставали поражаться их несхожести - как во внешнем облике, так и в характерах. Обе они испытывали друг к другу стойкую неприязнь.

Старшая, Зоя, была небольшого роста, светловолосая, с полноватой, но изящной фигурой и до глубокой старости не потеряла известной привлекательности. Она терпеть не могла типичных для византийской женщины занятий - рукоделия и т.п., а свободное время посвящала изготовлению всевозможных косметических снадобий, и, судя по описанию современников, покои императрицы больше напоминали лабораторию средневекового алхимика или фармацевта из-за обилия ступок, реторт, горнов и тому подобной аппаратуры. В одном из византийских медицинских трактатов приводится рецепт «мази Зои-царицы» . Надо отметить, что, благодаря своим изысканиям, и в возрасте далеко за семьдесят сгорбленная и с трясущимися руками Зоя поражала нежной, без единой морщины кожей лица. Зоя очень внимательно прислушивалась к суждениям окружающих относительно ее внешности и любила, когда ею восхищались, чем нередко пользовались находчивые царедворцы.

Будучи женой Романа III, Зоя, и ранее имевшая фаворитов, в свои пятьдесят с лишним лет вела себя подобно легендарной Мессалине. С Михаилом Пафлагоном она открыто лежала на одной кровати, и их нередко заставали в таком виде придворные. «При этом он смущался, краснел и пугался, а она даже не считала нужным сдерживаться, на глазах у всех целовала юношу и хвасталась, что не раз уже вкушала с ним наслаждение» (Пселл, . Тот же автор пишет, что «плотские соития» были для императрицы любимым видом развлечений.

Натура порывистая, Зоя мыслила быстро, была крута на расправу и щедра на благодеяния. Когда Пафлагон стал ромейским василевсом («И чего только не сделает для своего возлюбленного влюбленная императрица!» - восклицает по этому поводу Пселл ), он повел себя по отношению к Зое просто неблагодарно. Император не только лишил ее радостей супружеского ложа, но запер во дворце и приставил стражу - так, что никто не мог видеться с василисой без ведома начальника караула. Когда Михаил IV умирал, обезумевшая от горя женщина, забыв все обиды, требовала свидания, но он не допустил ее к себе. Иоанн Орфанотроф убедил Зою короновать Михаила V, и она вторично оказалась обманутой. Отправляясь в изгнание, императрица безутешно рыдала.

Феодора была высокой, с маленькой головой на длинной шее. Она отличалась рассудительностью, скупостью («любила ежедневно получать тысячи золотых дариков [монет. - С.Д.], которыми она набивала медные ларцы» (Пселл, ) и словоохотливостью. Женщина это была высоконравственная и к распутству склонности не имела.

Судьбу обеих сестер круто изменил апрельский бунт 1042 г. Но после их полуторамесячного совместного правления синклит потребовал избрать нового василевса, так как императрицы руководили страной плохо. «Ни одна из них, - замечает Пселл, - по складу ума не годилась для царской власти, они не умели ни распоряжаться, ни принимать твердых решений, а к царским заботам большей частью примешивали женские пустяки... Вознаграждение, предназначенное воинам, и средства для войска без надобности отдавались другим (я говорю о толпе льстецов и свите цариц), будто именно ради них наполнял казну самодержец Василий .

Многим кажется, что окружающие нас народы только теперь вдруг двинулись на нас и неожиданно вторглись в ромейские пределы, но, как мне представляется, дом рушится тогда, когда гниют кроющие его балки. Хотя большинство людей и не распознало начала зла, оно коренилось в событиях того времени: из туч, которые тогда собрались, ныне хлынул проливной дождь...»

Новый император Константин IX Мономах, третий супруг престарелой Зои, окружил ее почетом. Правда, вскоре он ввел во дворец любовницу, но Зоя не возражала, «ибо не осталось ревности в женщине, измученной многочисленными бедами и вошедшей в возраст, которому чужды подобные чувства» (Пселл, ). К старости Зоя стала «нетверда рассудком», часто впадала в беспричинную ярость. Умерла она в 1050 г., перед кончиной раздав большие суммы денег неимущим.

Феодора пережила и сестру, и Мономаха, отношения с которым у нее не сложились. После смерти последнего столицу империи вновь охватили смуты, группа знати решила возвести на трон наместника Болгарии Никифора, но Феодора первая успела захватить дворец.

По причине тяжелого характера императрицы с ней могли ладить лишь податливые дворцовые евнухи. Патриарх Кируларий и лидер военных Исаак Комнин (будущий император) так и не смогли найти с ней общий язык. Патриарх с Феодорой конфликтовал постоянно, Комнин был смещен. Власть на деле принадлежала представителю столичной бюрократии Льву Параспон-дилу, человеку неглупому, но, как и императрица, неуживчивому, вызывавшему повсеместное недовольство. Мужа себе Феодора искать отказалась и через полтора года своей ничем не примечательной автократии умерла (31 августа 1056), передав империю в слабые руки Михаила Стратиотика - креатуры Параспондила.

Зоя - византийская femme fatale XI века. Часть I September 26th, 2016

"История Зои - несомненно, одна из самых пикантных,
какие только сохранились в византийских летописях,
и одна из наиболее нам известных"

Ш. Дили

Здравствуйте уважаемые.
Давно не брали мы в руки шашек вспоминали мы о фаворитизме,верно? Тем более в Восточной Римской империи... тема то очень обширная:-)
2,5 года назад у нас с Вами была серия постов о неистовой Феофано ( , ). Серия вполне удачная, и кто не успел ознакомится- то может это сделать сейчас.
Сегодня же я хочу начать разговор о не менее, а то и более интересной и фамфаталистой даме. Благо - внучка Феофано:-)) Я говорю об императрице Зое Порфирогените, второй и последний случай в византийской истории, когда империей самодержавно управляла женщина (со своей сестрой Феодорой). Первый случай - это императрица Ирина за более 2 века до этого. Но это для другого разговора.
Императрицей Зоей я заинтересовался давно, еще когда писал пост про Маньяка (он же Георгий Маниак:), а начав более интенсивно изучать ее биографию могу сказать, что она очень странная. Лично для меня.
И это, несмотря на то, что ее жизнеописание составлял ее современник, видевший ее воочию - знаменитый монах и историк Михаил Пселл. Но о странностях чуть позже.

Императрица Зоя, мозаика собора Святой Софии в Стамбуле.

Просто по сути, жизнь редкой самодержавной императрицы Восточной Римской империи (о чем я уже упомянул выше) последней из Македонской (она же Армянская) Династии, жене 3 басилевсов (прозвище последнего из которых знает любой человек в нашей стране:-))), лично наблюдавшей последний набег Русов на Византию, и чьим личным телохранителем был сам будущий норвежский конунг Харальд Суровый, не может не вызывать интерес. А ведь еще и странности, причем легендарные, которые особо понравятся женской части населения.

Харальд Суровый .
Итак, пожалуй, начнем. Зоя Порфирогенита, сиречь Порфирородная издала свой первый крик около 978 года. Порфирородная- это прозвище, которая говорит, что она родилась в порфире, сиречь в Багряном (Порфирном) зале императорского дворца, и является официальной дочерью правящего базилевса и его законной супруги с титулом августы.

Примерно так выглядили владения базилевса.

Так и было - ее отец Константин VIII, сын Романа II и Феофано (о них мы говорили в рассказе о Феофано) были византийским императором,но номинально. По сути он никогда не любил заниматься делами, а перекладывал свои обязанности на других. Большую часть жизни он был лишь соправителем, в том числе и при своем мощном брате Василии II Болгаробойце (мы чуть-чуть говорили о нем вот тут вот:), который и правил и де-факто. Константина же больше интересовали скачки на ипподроме, бои животных, цирковые представления и другие зрелища. Ну главной страстью Константина была игра. Особенно любил он кости и проиграться мог буквально до нитки.

Номизма времени Константина VIII. На реверсе он - на аверсе Христос .

Когда же Василий II умер Константин вроде как взялся за кормило власти всерьез, но....бестолку. По сути, ни Болгаробойца, не Константин не сделали главное - не обеспечили должным образом передачу престола. Василий II вообще не был женат, а Константин в юности женился на прекрасной дочери первого министра двора Елене Алипине, к которой очень быстро охладел. Впрочем Елена родила ему 3 дочерей. Первая, Евдокия, с самого раннего детства болела и постриглась в монахи, а двумя остальными Зоей и Феодорой, отец не интересовался. Елена вскоре умерла, и девушки оказались совсем заброшены.

В итоге, не Василий II, не Константин VIII не озаботились тем, чтобы вовремя выдать замуж порфирородных принцесс.
Как итог, за год до смерти 67 летний Константин внезапно осознал, что его средней дочери Зое уже около 50, но она еще не замужем. И весь последний год он потратил на то, чтобы выдать ее замуж за достойного человека.
И надо сказать, что возраст не отпугивал. Ибо не совсем понятно почему, но Зоя выглядела...на 25 лет. Вот что писал о ней историк Михаил Пселл: "роста не очень высокого, с широким разрезом глаз под грозными бровями и носом с еле заметной горбинкой, волосы у неё были русые, и всё тело сверкало белизной". Но это еще ерунда...вот как он описывал ее в последние годы жизни:"достигнув семидесяти лет, она сохранила лицо без единой морщинки и цвела юной красотой ", правда при этом всем "не могла унять дрожи в руках, и её спина согнулась ".
И это первая странность. Я не могу понять как и почему.

Михаил Пселл

Не только Пселл, но и все другие говорили о ее вечной молодости и полном отсутствии морщин. Белизну кожи еще как то можно оправдать - ибо по легенде она никогда и ни разу в жизни не открывала свое лицо и тело открытому солнцу.
И даже хороший внешний вид и ухоженность можно понять. Дело в том, что Зоя пра-пра-ра-прабабушка всех косметологов мира. Ее главным хобби и развлечением было составлением косметики. Ее покои были полны травами, корешками, цветами и различными маслами. Она экспериментировала, пытаясь изменить природу ароматических веществ, приготовить благовонные мази и другие целебные составы. Как говаривал летописец: "одно только увлекало её и поглощало всё внимание: изменять природу ароматических веществ, приготовлять благовонные мази, изобретать и составлять одни смеси, переделывать другие". Наверняка она знала серьезные тайны этого сложного ремесла. Недаром же до сих пор до нас рецепт одной из ее работ- так называемая «мазь Зои-царицы » для сохранения красоты.
Но это не объясняет ее вечной молодости. Никак не объясняет. если бы тот же Пселл не видел ее лично и не знал хорошо ее жизнь, я бы предположил, что ей было не 50 и 70, а, скажем 25 и 40. Но он видел и знал, и этот секрет не объясним.


Но мы отвлеклись. Отец решил выдать Зою замуж. Предполагаемый муж, а значит потенциальный император Константин Далассин находился далековато от столицы, и поэтому было принято решение подыскать супруга поближе. Он и нашелся, но была одна заковыка....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Византийская Императрица Зоя. После смерти великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха киевский престол занял его старший сын Мстислав Владимирович. У него в браке со шведской принцессой Христиной было несколько детей, в том числе дочь, названная при рождении славянским именем Добродея, а в крещении получившая имя Евпраксия (ок. 1106 – 1172). Добродея-Евпраксия родилась в Киеве и с раннего возраста изучала славянскую грамоту, греческий язык, философию и «врачебную хитрость», к которой проявляла особый интерес. Добродея любила собирать «разные травы и коренья, ведала целебный смысл растений». В 1119 г. византийский император Иоанн II Комнин официально просватал Добродею за своего старшего сына и соимператора Алексея Комнина. Княжна поразила Константинополь своей ученостью. Поскольку жених и невеста были слишком юны (им едва исполнилось тринадцать лет), брак был отложен на два года. Торжественное бракосочетание и коронация Алексея Комнина и Добродеи состоялись весной 1122 г. При коронации ей дали имя Зоя, которое в переводе с греческого означает «жизнь». Новобрачные жили дружно, но детей у них долго не было. Обеспокоенная слабым здоровьем супруга, Добродея-Зоя возобновила в Византии свои занятия медициной в обществе греческих ученых и медиков и в 1129 г. родила дочь. Живя в Византии, Евпраксия-Зоя не бросила занятий медициной и пополняла свои знания беседами с учеными и чтением медицинских трактатов. Однако сын-наследник так и не появился. У византийских хронистов её увлечение даже вызывало подозрения в причастности к колдовству и знахарству: «Византийский хронист Вальсамон утверждал, что „врачи отказались от ее излечения“ по причине её „мании к колдовству и знахарству“». В 1142 г. во время похода против турок Алексей Комнин заболел лихорадкой и скоропостижно скончался. Императором Византии стал его родственник Мануил Комнин. Утратив титул императрицы, Добродея-Зоя продолжала жить при византийском дворе вместе с дочерью, а позже – с зятем и двумя внуками. До конца жизни не снимая траур по любимому мужу, она исцеляла больных людей. Свои обширные медицинские познания и многолетний врачебный опыт Добродея Мстиславна обобщила в написанном ею трактате «Мази». Через семь столетий во Флоренции в библиотеке Лоренцо Медичи русский ученый X. М. Лопарев нашел это медицинское сочинение, озаглавленное по-гречески «Алимма», что значит «Мази», написанное царицей Евпраксией-Зоей в 30-х годах XII века. Это сочинение и является первым в мире медицинским трудом, написанным женщиной. Этот дошедший до нас труд до сих пор хранится в этой библиотеке. Добродея-Зоя умерла в Константинополе и была погребена в императорской усыпальнице рода Комнинов, рядом с могилой мужа. Она была великолепным врачом, умела лечить травами, писала медицинские труды. Сохранился ее трактат «Алимма» («Мази»). Ссылки на приемы и подходы лечения указывают на знакомство автора текста с трудами Гиппократа и Ибн-Сины. Книга имеет пять частей: --рассматриваются общие правила личной гигиены --вопросы ухода за ребенком, лечения детских недугов --содержатся данные о темпераментах человека - сангвиническом, холерическом, флегматическом и меланхолическом --описывается гигиена брачных отношений, периода беременности и родового периода --посвящена гигиене питания, характеризуются «холодные» и «тёплые» свойства продуктов. К «холодным» продуктам отнесено миртовое масло, к «теплым» - мед, вино, мясо и др. Здесь же изложены основы и рецепты диетического питания --о наружных болезнях; содержит рекомендации по применению мазей при лечении кожных заболеваний, а также зубной боли. --посвящена лечебному массажу, в том числе при лечении сердечных и желудочных заболеваний Наверняка Добродея была не единственной такой специалисткой. На родине у нее имелись наставницы, а у наставниц были и другие ученицы. Дочь великого князя киевской Руси и внучка Владимира Мономаха еще девочкой заинтересовалась целебными свойствами разных трав и, полюбив искусство врачевания, не отказывалась лечить бедный люд, который в благодарность помнил её первое имя «Добродея». На Руси женщина пользовалась очень большой свободой. Закон защищал ее права. Оскорбление женщин наказывалось вдвое большим штрафом, чем оскорбление мужчин. Представительницы «слабого пола» полноправно владели движимым и недвижимым имуществом. Если в семье не было сыновей, наследницами выступали дочери. Женщины заключали сделки, судились. Среди них было много грамотных, новгородскими берестяными записками обменивались даже простолюдинки. Умели и владеть оружием. Сохранились упоминания о том, как они обороняли стены городов вместе с мужчинами. Участвовали даже в судных поединках. Вообще в таких случаях разрешалось нанимать вместо себя бойца, но Псковская Судная грамота оговаривала: «А жонки с жонкою присужати поле, а наймиту от жонки не быти ни с одну сторону». Если выпадал по суду поединок с мужчиной, то, пожалуйста, выставляй наемника, а ежели с женщиной - нельзя. Сами облачайтесь в доспехи, выходите конными или пешими, берите мечи, копья, секиры и рубитесь. Очевидно, закон имел и хитрую подоплеку. Повздорят две дамы, заплатят бойцам, и один из них не ровен час погибнет или покалечится из-за пустяковой ссоры. Но, предполагая такое, не станут по мелочам рисковать, помирятся.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх