К вопросу о басмачестве. К вопросу о басмачестве Война российской империи с басмачами

Сразу после Октябрьской революции 1917 года на IV чрезвычайном Всемусульманском съезде, проходившем в Коканде, 27 ноября было объявлено о создании Туркестанской автономии во главе с Туркестанским Временным Советом.

Правительство Туркестанской автономии в январе объявило о намерении 20 марта 1918 года провести выборы в парламент на основе всеобщего прямого, равного и тайного избирательного права. Две трети мест в парламенте предназначались депутатам-мусульманам, а одна треть - представителям немусульманского населения.

По-иному вели себя большевики: в образованном с Туркестанской автономией в одно и то же время правительстве Туркестанской Советской Республики, с центром в Ташкенте не было ни одного человека из представителей коренных народов. Председатель Совнаркома Туркестанской республики Фёдор Колесов, заявил: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации».

В январе 1918 года властям Туркестанской автономии был предъявлен ультиматум о признании власти Советов.

Правительство автономии отказалось его принять. Для ликвидации Туркестанской автономии из Москвы в Ташкент прибыли 11 эшелонов с войсками и артиллерией, под командованием Константина Осипова. В их состав также входили вооруженные отряды армянской партии «Дашнакцутюн». С 6 по 9 февраля 1918 происходили уличные бои, со значительными жертвами и разрушениями в которых погибло более 10 тысяч мирных жителей.

Ответом на действия большевиков стало возникновение партизанского движения местных жителей, которое в советской историографии назвали басмачеством.

Первые отряды басмачей во главе с Иргашем появились в конце 1917 года в Коканде. Весной 1918 басмачи развернули активные действия в районе города Ош. Осенью 1918 в восточной части Ферганской области выступили басмаческие отряды Мадамин-бека. Главной ареной басмаческого движения в Туркестане в 1918-20 годах стала Ферганская долина. В августе 1919 командир «Туркестанской мусульманской белой гвардии» Мадамин-бек заключил военно-политическое соглашение о совместных действиях против Советской власти с командующим Крестьянской армией К. Монстровым (Южная Киргизия). Наибольшего развития достигло басмачество в сентябре-октябре 1919 года, когда объединённые вооружённые силы ферганских басмачей и Крестьянской армии захватили Ош, Джалал-Абад, блокировали Андижан и стали угрожать Фергане. Советские войска Туркфронта (командующий М. Фрунзе) к началу марта 1920 года разгромили басмаческую армию.

Летом и осенью 1920 года в Фергане снова участились налёты басмачей под предводительством Курширмата. К апрелю 1921 в Фергане оставалось до 7 тысяч басмачей, в Бухаре около 7 тысяч и в Хиве 1 тысяча.

В октябре 1921 в Бухару прибыл бывший военный министр Турции Энвер-паша, отстаивавший лозунг объединения всех народов, исповедующих ислам, в единое среднеазиатское мусульманское государство. Ему удалось объединить разрозненные отряды басмачей в армию (около 16 тысяч человек), которая весной 1922 захватила значительную часть территории Бухарской народной советской республики. Однако 4 августа 1922 года он погиб в бою с частями Красной армии.

В корне неверно утверждение о том, что исключительно все басмачи были выходцами из местной аристократии. Например, один из ближайших сподвижников Энвер-пашиТангриБерды происходил из бедных дехкан и до 1920 года батрачил на баев в различных аулах Кашкадаринской области. В 1920 году он вступил в отряд курбашиДжабарбека и к 1924 году он уже командовал отрядом басмачей. В отряде у него, кроме всего прочего состоял бывший красноармеец Илья Деливеров, перешедший на сторону басмачей, принявший ислам и имя Мусульманкул. Обстановку, сложившуюся в то время в СреднейАзии в свете борьбы с басмачами четко характеризуют письма ТангриБерды, отправленные советским активистам, из числа местного населения, поддерживающим Советскую власть. «…Вы, как умные люди, должны подумать и понять, что власть никому хорошего ничего не сделала.

Друзья мои, настоящая власть - власть вредная - негодяи, продающие своих жен, власть, торгующая кровью. Мы видим, что сейчас власть дает оружие мусульманам для того, чтобы мы друг друга убивали, уничтожали и пили свою кровь и ели друг другу мясо. Власть вооружает нас, а мы, как глупые, деремся друг с другом, убиваем друг друга, уничтожаем свои дома, а власть смотрит на это, как будто на какую-то тамашу, радуется, что мы, мусульмане друг друга провожаем на тот свет. Вы подумайте, что власть сейчас старается приблизить вас к себе, но вы, насколько бы не были преданы ей и сколько б не пролили крови - в конце концов останетесь в дураках.

Власть старается вас из нашей мусульманской веры перевести в свою веру. Эта власть, торгующая кровью. Она хочет нашу веру уничтожить. Женщин наших старается открыть, чтобы последние находились вместе с мужчинами. Прочитав это письмо, вы можете меня считать другом или врагом - это дело ваше…Вы, имея оружие, полученное от власти, употребляете его для того, чтобы бороться с нами, но мы имеем еще надежду, что вы, мусульмане, одумаетесь, сдадите оружие, займетесь своим делом - дехканством или же с оружием в руках перейдете на нашу сторону».

В другом письме он беспощадно обличает борцов за «Советскую власть, за шариат»: «Если вы очень справедливые, честные мусульмане, почему вы выезжаете вооруженными в кишлаки, обижаете мусульман и их жен, берете женщин за женские груди и забираете их скот и имущество. Если вы справедливые мусульмане и идете по указанию Бога и по законам пророка Мухаммеда, зачем вы убиваете мужей мусульманских женщин и забираете мусульманок до истечения срока, указанного в шариате, до истечения которого они не могут вновь выходить замуж. Мы убиваем таких людей, которые продают свою душу за золото, и которые творят поступки, противные шариату».

В 1922 году, напуганные восстаниями мусульман в Бухаре и Хиве большевики пошли на уступки, восстановив ранее ликвидированные в Средней Азии шариатские суды, вернув мечетям и медресе отобранное имущество, восстановив институт вакфов и пятницу вместо воскресенья в качестве выходного дня, а так же выборность имамов. Декретами ВЦИК РСФСР от 17 марта и 11 сентября 1923 г. было разрешено преподавание основ исламской религии для молодежи.
Басмачество было той силой, с которым большевикам приходилось волей-неволей считаться.

Стремясь лишить басмачей поддержки и переключить внимание масс с борьбы против безбожной власти, большевики провели национально-территориальное размежевание, создав в некогда едином Туркестане разные национальные республики. При этом, большевики с целью противопоставить друг другу разные этносы, разделили территорию между вновь созданными республиками: территория Ферганской долины, до революции в основном бывшей в составе Кокандского ханства была поделена между Узбекской ССР, Таджикской АССР и Кара-Киргизской автономной областью в составе РСФСР. Земли, примыкавшие к северу от Ферганы, также исторически входившие в Кокандское ханство также были переданы Киргизской АССР. Когда вместо автономий были образованы союзные республики, эти территории были окончательно за ними закреплены.

Одновременно были предприняты попытки представить антисоветские движения как марионеток английского империализма, которые выступают против освобождения мусульманских народов.

Так, созданное в 1923 году с разрешения НКВД в Ташкенте духовное управление мусульман «Назарат-и-диния» в своем «Обращении ко всем мусульманам» заявляло: «…Мы предаем проклятию…лакеев английских империалистов…как за рубежом, так и на нашей территории. Мы призываем все сознательное и честное духовенство последовать нашему примеру и предать проклятию иностранных империалистов и их прислужников».

К концу 1924 года большевикам удалось подавить основные очаги сопротивления басмачей в Ферганской долине и прилегающих к ней высокогорных Алайской и Арцинской долинах, в Сырдарьинской и Самаркандской областях, в Восточной Бухаре, Хорезме, Каракумах, Красноводском районе, Нарынской волости, хотя вспышки военных действий происходили на протяжении 30-х годов.

В 1925 году в Средней Азии началась земельно-водная реформа, а в начале 30-х годов начали сказываться последствия коллективизации: собранное зерно накапливалось в ссыпных пунктах, а затем вывозилось, а самим крестьянам оставляли только прожиточный минимум.

Коллективизация также сильно повредила традиционные торговые связи. Обычно к осени кочевники-туркмены приходили из Каракумов к границам «оседлой полосы» и меняли шкуры и мясо на зерно, муку, соль, чай и многое другое. Теперь они не получали ничего.

Более того, большевики решили насильно перевести их к оседлому образу жизни: оставилив степях и пустынях небольшие бригады пастухов, а всех остальных отправили на хлопковые плантации -хлопок был стратегическим сырьем для изготовления пороха и взрывчатки.

Все это вызывало взрыв возмущения местного населения. По поводу этого один из московских партийных функционеров откровенно написал: «Нас спасает только забитость местного крестьянина, за века привыкшего к постоянным издевательствам властей».

В апреле 1931 года вновь активизировался один из лидеров басмачей Ибрагим-бек. Для борьбы с ним была организована Таджикская группа войск. Военные действия велись с применением танков и авиации и закончились в конце июня полным разгромом басмаческих отрядов.

Одновременно активизировались басмачи в Туркмении. Против них в августе месяце начались активные боевые действия. Красным летчикам приказали обстреливать и бомбить все подряд. Авиаудары наносились по скоплениям людей, скоту и любым строениям. Уничтожение скота объяснялось стремлением лишить басмачей источников питания. Приказ, отданный им,формулировал это так: «В песках все - басмачи».

После ликвидации крупных формирований басмачей они ушли на сопредельную территорию –в Афганистан, но периодически оттуда продолжали вторгаться на территорию среднеазиатских республик. Спорадические столкновения и вспышки боевых действий продолжались по всей территории Средней Азии практически до конца 30-х годов.

Последняя крупная войсковая операция против басмачей, проведенная на Памире, датируется летом и осенью 1937 года.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году советское правительство потребовало разоружения находившихся на территории Афганистана басмачей. Афганские власти, опасаясь оккупации своей страны, подобно проведённой СССР оккупации Ирана, разоружили, проживавших на их территории басмачей и лишилиих верховых лошадей.

Потомки басмачей проживают в Афганистане по сегодняшний день.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

85 лет назад, к сентябрю 1933 г., из Средней Азии за рубеж было выдавлено басмачество, которое унесло тысячи жизней и причинило огромный вред экономике региона. В советское время не было принято говорить и писать обо всех причинах среднеазиатского повстанчества, переродившегося в разбой. Однако в самый разгар борьбы с басмачами, в сентябре 1926 г., в центральной печати выступил тот, кто никогда не боялся рассуждать объективно и говорить открыто. Это был начальник Штаба РККА М.Н. Тухачевский, в будущем один из первых советских маршалов. Ниже мы приводим отрывок из его публикации в журнале «Война и революция», объясняющий причины массовости басмачества:


«После Октябрьской революции, когда власть в Туркестане перешла в руки ташкентского совета, местная туземная буржуазия, поддерживаемая белогвардейскими организациями и еще не распавшимся краевым соглашательским советом, созвала чрезвычайный всетуркестанский мусульманский съезд в Коканде. Съезд этот объявил автономию Туркестана, что имело громаднейшее влияние на все последующие события, так как послужило толчком для возрождения национальных лозунгов в угнетенных до того народностях.
Между тем, декретирование автономии Туркестана советской властью запоздало. Лишь 30 апреля 1918 г. Туркестан объявляется автономной советской социалистической республикой, входящей в состав РСФСР.

Еще более ухудшило положение то обстоятельство, что туркестанские советские работники не уяснили себе значение национального момента и долгое время считали нежелательным включение местных мусульман в органы высшей краевой революционной власти... Разумеется, это решение способствовало тому, что местное население стало смотреть на советскую власть как на “русскую империалистскую” власть.

Впервые обострение национальных отношений произошло после событий в феврале 1918 г. в Коканде, где русские белогвардейцы пытались под флагом мусульманской манифестации подготовиться к контрреволюционному перевороту. Стычка с красногвардейцами повлекла жертвы, и это обстоятельство произвело удручающее впечатление на мусульман и на все местное население.

К создавшемуся неблагоприятному в национальном отношении положению присоединилась еще и старая экономическая политика, которая безоговорочно и в самых крайних формах проводилась местными работниками в Туркестане. 28 февраля 1918 г. был объявлен декрет совета народных комиссаров Туркестанского края, которым конфисковывался и объявлялся собственностью рабоче-крестьянского правительства Туркестанского края весь хлопок, в каком бы виде он ни был и где бы не находился. Декрет на своих уполномоченных возлагал обязанность немедленного проведения настоящего декрета в жизнь, т. е. производство реквизиции хлопка и подвоз его к железнодорожным станциям. Этот декрет при создавшемся национальном положении имел самые неблагоприятные для нас последствия.

…Почти все население Ферганы зависело от хлопкового производства. Хлеба в Фергане не хватало, и его приходилось ввозить. Таким образом, туземное ферганское население было поставлено перед фактом конфискации хлопка, единственного источника к существованию, и вместе с тем перед фактом голода в виду наставшего к тому времени продовольственного кризиса, продолжавшего к тому же непрерывно возрастать.

Результатом этой политики было то, что население ответило на нее быстрым и решительным сокращением хлопководства. Голод заставил переходить снова на хлебные культуры. В виду того, что хлопок значительно больше требует рабочих рук, чем хлеб, вслед за этим последовала громаднейшая безработица, достигшая нескольких сот тысяч человек (до 700000). Вполне понятно, что растущий голод создал широкую базу для питания басмаческих отрядов в период последовавшей за тем борьбы с советской властью» .

Против однозначного подхода к басмачеству ранее выступил Г.К. Орджоникидзе , находившийся в центре событий и видевший ситуацию изнутри. 13 мая 1922 г. в письме Сталину он сообщал: «Политика попытки насильственного расслоения туркестанского патриархально-родового быта, неумелая и безответственная борьба с шариатом , такое же поведение карательных органов вообще и ряд других причин привело к настоящему кризису. …Не верю, будто басмачество - это шайка грабителей, оторванная и преследуемая населением. В одних случаях они (басмачи. - П.Г.) являются защитниками религии и быта, а в других, как, например, в горной части Ферганы и Киргизии, глава басмачей из уголовного каторжника Муэтдин-бека, ныне является крупным феодалом… Он считает себя хозяином своего района и все население рассматривает как своих подданных. Необходимо в корне пересмотреть нашу политику в Туркестане, решительно отказываясь от каких бы то ни было коммунистических экспериментов… Привлечь мусульманскую интеллигенцию, бросить игру левых коммунистов» .


Еще в 1918 г. в Ташкенте сотрудниками ВЧК были пресечены попытки британского агента Ф.-М. Бейли своей деятельностью в Средней Азии активизировать басмаческое движение.

Многие бывшие турецкие офицеры служили в армии и милиции Бухары. Этим воспользовался экс-министр Турции Энвер-паша , прибывший как представитель советского правительства в 1921 г. Бухару из Москвы, где он выдавал себя за поборника идеи единения революции и ислама. Спустя несколько месяцев он перешел на сторону басмачей. Бухарский эмир Алим-хан назначил его главнокомандующим своими войсками. В 1922 г. банды Энвер-паши при поддержке афганцев захватили Душанбе и осадили Бухару.


Энвер-паша


Сайид Амир Алим-хан

Советским властям пришлось принимать срочные меры. 12 мая 1922 г. из Ташкента Г.К. Орджоникидзе и Ш.З. Элиава , направленные в Среднюю Азию со специальным заданием, шифротелеграммой сообщали Сталину: «Положение в Бухаре можно охарактеризовать почти всеобщим восстанием в Восточной Бухаре, оно по здешним данным приобретает организованный характер под руководством Энвера. Для спасения необходима немедленная ликвидация Энвера, что и подготовляется» . Была сформирована специальная группа войск, которая во взаимодействии с сотрудниками ОГПУ летом 1922 г. предприняла решительное наступление и разбила вторгшиеся банды.



Г.К. Орджоникидзе


Ш.З. Элиава

Можно сказать, что советское правительство во главе с Лениным спохватилось, когда поняло, что теряет контроль над ситуацией. В Пункте 10 Протокола Политбюро № 7 от 18 мая 1922 г. были перечислены меры, необходимые для выхода из создавшегося положения: «В целях создания перелома в настроении широких народных масс в пользу Советской власти и начатых ею военных операций против басмачества, поручить Средне-Азиатскому бюро [ЦК РКП(б)]… организовать совместно с советскими органами широкую политическую компанию (митинги, беспартийные конференции) против Энвера, за советскую власть, для чего:

а) объявить Энвера агентом Англии и врагом народов Востока;
б) очистить Туркестан, Бухару, и Хиву от антисоветских турецко-афганских элементов;
в) дать амнистию всем желающим вернуться к мирному труду басмачам;
г) возвратить вакуфные земли их бывшим владельцам;
д) легализовать местный национальный суд» .

Энвер-паша был уничтожен в бою в результате разработанной ОГПУ операции. После его ликвидации главным предводителем басмачей стал некий Ибрагим-бек. Выяснилось, что он происходит из семьи офицера Бухарской армии, что способствовало его назначению бухарским эмиром, скрывавшимся на территории Афганистана, своим представителем в Средней Азии. Борьба с басмачеством приобрела затяжной характер.


Одной из причин, по которой Советам не удалось переломить ситуацию в самом начале, стала поддержка басмачей из-за рубежа. Штаб-квартира туркмено-узбекской эмигрантской организации «Комитет счастья Бухары и Туркестана» располагалась в Пешаваре (в то время - на территории Британской Индии) и, разумеется, контролировалась британцами. Разведка Объединенного Королевства поддерживала тесные связи с главарями басмачей, и, прежде всего, с Ибрагим-беком, отличавшемся жестокостью и непримиримостью. Примечательно, что даже после бегства с остатками своей банды в Афганистан, Ибрагим-бек принял под Мазари-Шарифом участие в боях с советскими частями, вторгшихся в апреле 1929 г. на территорию Афганистана для поддержки свергнутого Аманулла-хана. Это стало одной из причин еще одного вторжения советских частей на территорию Афганистана, в июне 1930 г., для подрыва экономической базы басмачей.

Условно «деятельность» Ибрагим-бека можно разделить на два этапа. Первый этап басмачества под его предводительством длился с 1922 по 1926 г., когда в июне его банда была разбита, а сам курбаши скрылся на территории Афганистана. Второй этап - с 1929 по 1931 г. - закончился сдачей Ибрагим-бека и его приближенных войскам ОГПУ, также в июне. В результате операции, разработанной и проведенной мазари-шарифской резидентурой, банда басмачей под предводительством Ибрагим-бека была разгромлена, а сам предводитель в августе 1932 г. - расстрелян.


Главарь басмачества Ибрагим-бек (второй слева) и
участники специальной группы по его задержанию: Валишев (первый слева),
Енишевский (первый справа), Куфельд (второй справа)

Один из наиболее деятельных чекистов Туркестана того времени А.Н. Валишев в своих воспоминаниях рассказал и об организации разведки для борьбы с басмачеством: «Перед чекистами ставилась задача совместно с территориальными органами [О]ГПУ разведывательную деятельность. Особое внимание обращалось на выявление пособников басмачества, а также источников снабжения банд оружием и боеприпасами. Важное значение для повышения эффективности борьбы с басмачеством имело указание об объединении усилий всех ее участников - армейских подразделений, особых отделов, местных органов власти и [О]ГПУ, добровольческих отрядов и отдельных активистов советской власти» .

По сообщению начальника разведотдела Среднеазиатского военного округа К.А. Батманова и его помощника Г.И. Почтера , «агентурная работа по выяснению контрреволюционных элементов и пособнического аппарата, а также работа по разложению банд удавалась работникам [О]ГПУ неизмеримо лучше и заслуги их в этой работе чрезвычайно велики…» .
В книге Г.С. Агабекова есть эпизод, характеризующий накал борьбы в Средней Азии: «Один из руководителей [О]ГПУ по борьбе с басмачеством, Скижали-Вейс … рассказал мне, как он расправлялся с басмачами. Он подсылал людей к повстанцам, поручая травить пищу басмачей цианистым калием, от чего погибали сотни людей, люди СкижалиВейса снабжали басмачей самовзрывающимися гранатами, вбивали в седла главарей отравленные гвозди и т.д. Так было уничтожено большинство руководителей басмаческого движения» .

После прихода в октябре 1929 г. к власти Надир-шаха между СССР и Афганистаном сложилось своеобразное военно-политическое сотрудничество: афганские власти закрывали глаза на рейды советских вооруженных отрядов по северным районам страны против басмачей, т.к. «разгром басмаческих отрядов в северных провинциях способствовали укреплению власти Надир-шаха, которая имела опору только в пуштунских племенах, контролировавших провинции к югу и юго-востоку от Гиндукуша» .

Наиболее напряженным эпизодом по борьбе с басмачеством является Каракумская операция, проведенная в 1931 г., в результате которой была «разгромлена и ликвидирована вооруженная часть наиболее непримиримых противников советской власти…» .
В 1933 г. борьба с внутренним басмачеством была закончена: 29 августа советские добровольческие отряды Сарыева и Канеева в бою у колодца Чошур полностью ликвидировали группу басмачей, после чего нападения сравнительно малочисленных бандформирований совершались, главным образом, с территории Афганистана, Китая или Персии .

С помощью агентуры, оперативных сотрудников, войск ОГПУ и САВО были разгромлены отряды Аблаева, Абфы-хана, Алаяр-бека, Анна-кули, Атан-Клыч-Мамеда, Ахмет-бека, Балат-бека, Бекниязова, Берганова, Берды-дотхо, Гафур-бека, Дерментаева, Джумабаева, Домулло-донахана, Дурды-бая, Ибрагим-кули, Ишан-Палвана, Ишан-Халифы, Карабая, Карим-хана, Кассаба, Кули, Курширмата, Мадумара, Мамышева, Мурта, Мурука, Муэтдин-бека, Нурджана, Ораз-Гельды, Ораз-Кокшала, Рахман-дотхо, Саид-Мургата, Салим-паши, Тагаджибердыева, Тагибердыева, Турды-бая, Утан-бека, Фузайлы Максума, Хан-Мурада, Хамракула, Элли-бая, Язан-Укуза и др.
Дольше всех прочих курбаши действовал одиозный Джунаид-хан, амнистированный после сдачи в 1925 г. и снова взявшийся за оружие в 1927 г. после того, как получил помощь от британцев. Его шайки несли большие потери, но их вторжения на территорию СССР продолжались до смерти их «лидера» в 1938 г.

Тухачевский М.Н. Борьба с контрреволюционными восстаниями // Война и революция. Кн. 9. 1926, с. 6–7.
Орджоникидзе, Григорий Константинович (Серго; 1886–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. С 1920 г. - руководитель Кавказского бюро ЦК РКП(б), член РВС Кавказского фронта. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1924 г. - член РВС СССР. С 1930 г. - председателя ВСНХ, позднее - нарком тяжелой промышленности СССР.
Шариат - правовые и религиозно-этические нормы ислама. (Прим. П.Г.).
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 6.
23 января 1922 г. было принято решение об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) и создании на ее основе Государственного политического управления (ГПУ). С образованием СССР 30 декабря 1922 г. постановлением Президиума ЦИК от 2 ноября 1923 г. ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ).
Бейли, Фредерик Маршман (1882–1967) - британский разведчик-ученый, исследователь Тибета. В Британской армии с 1900 г. В 1905–1938 гг. - сотрудник Британской политической службы в составе британской колониальной администрации в Индии. В своей книге “MissiontoTashkent” (L., 1946; 1992; 2002) допустил ряд искажений. См.: Swinson A. Beyond the Frontiers.The Biography of Colonel F.-M. Bailey. ExplorerandSpecialAgent.L., 1971.
См.: Райков А. Просчет английского супершпиона // Азия и Африка сегодня. 2006, № 2.
Полное имя - Исмаил Энвер.
Сайид Амир Алим-хан (1880–1943) - эмир Бухарского ханства в 1910–1920 гг. В 1918 г. подписал мирный договор с РСФСР. В 1920 г. в результате Бухарской революции свергнут с престола. Пытался организовать борьбу против Советов. В 1921 г. в результате Гиссарской экспедиции советских войск потерпел поражение и бежал в Афганистан.
Элиава, Шалва Зурабович (1883–1937) - партийный и государственный деятель. Участник Гражданской войны. Член РВС Туркфронта, председатель Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК РСФСР. В 1920 г. - полпред РСФСР в Турции и Персии. С 1921 г. - на руководящей работе в Грузии. В 1922 г. - специальное задание в Средней Азии. С 1931 г. - зам. наркома внешней торговли СССР, с 1936 г. - зам. наркома легкой промышленности СССР.
РГАСПИ. Ф. 2, оп. 1, д. 23181, л. 2.
Вакуф - имущество, доход от которого предназначен для религиозных нужд мусульманской общины или благотворительности. (Прим. П.Г.).
РГАСПИ. Ф. 17, оп. 3, д. 293, л. 9.
Агабеков Г.С. ГПУ: Записки чекиста. Берлин, 1930, c. 54–55. См.: Валишев А.Н. Чекистские были. Душанбе, 1988, с. 55; Ганковский Ю. Энвер-паша среди басмачей // Азия и Африка сегодня. 1994, № 5, с. 59–61.
См.: Панин С.Б. Советская Россия и Афганистан. 1919–1929. М. - Иркутск, 1998, с. 93–110.
По материалам Российского Государственного военного архива (РГВА): для объединения действий по борьбе с басмачеством на основании приказа Революционного Военного Совета Республики № 1225/324 от 11 июня 1923 г. в Восточной Бухаре был образован Реввоенсовет во главе с председателем Совета назиров (министров) Бухарской Народной Советской Республики, а для руководства войсками Приказом войскам Туркестанского фронта № 647/249 от 20 июня 1923 г. (в соответствии с Приказом РВСР № 1231/326 от 14 июня 1923 г.) был образован РВС Ферганской области.
В связи с ликвидацией основных сил басмачей в Фергане РВС Ферганской области и РВС Восточной Бухары были упразднены (приказы войскам Туркфронта № 229/27 и № 228/26 от 1 апреля 1924 г. соответственно). На командира 2-й Туркестанской стрелковой дивизии было возложено единоличное командование войсками Области.
Для ликвидации басмачества в Хорезмской Народной Советской Республике приказом войскам Туркфронта № 128/16 от 20 февраля 1924 г. был учрежден РВС Хорезмской группы войск (на правах армии) с подчинением ему, кроме частей РККА, Хорезмской Красной Армии. Функции командующего одновременно выполнял командир 2-й Туркестанской сд. Этот РВС был упразднен в связи с национальным размежеванием и реорганизацией местного военного управления: части бывшей Хорезмской НСР были переименованы в узбекские национальные части РККА и подчинены военкому Узбекской ССР (Приказ войскам Туркфронта № 149/23 от 9 марта 1925 г.).
Бойко В.С. Советско-афганская военная экспедиция в Афганистан 1929 года // Азия и Африка сегодня. 2001, № 7, с. 34.
Аптекарь П. Первая кровь. Примаков берет штурмом Мазари-Шариф // Родина. 1999, № 2, с. 20–21.
Наиболее распространенное название полевых командиров басмачей.
Ибрагим-бека Чакабаева с 10 по 26 июля 1931 г. в Ташкенте допрашивал начальник 3-го отделения Особого отдела САВО Высокинский. Протоколы допроса см.: РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 141–171.
Очерки истории российской внешней разведки. Т. 3. М., 2007, с. 201. См.: Валишев А.Н., с. 329–333; Ганковский Ю., с.61–63.
Валишев А.Н., с. 80–81.
Приказом РВС СССР № 304 от 4 июня 1926 г. Туркестанский фронт был переименован в Среднеазиатский военный округ (САВО).
Батманов, Константин Александрович (1894–1936) - разведчик. Окончил реальное училище, два курса Московского высшего технического училища, Алексеевское военное училище (1916), основной факультет (1922) и один курс востотдела (1923) Военной академии РККА, оперативный факультет Военной академии РККА им. М.В. Фрунзе (1935). Участник Первой мировой и Гражданской войн. В 1920–1921 гг. - в полпредстве РСФСР в Персии (находилось в Баку). Задания Разведупра в Персии, в том числе под прикрытием: консул в Ахвазе, генконсул в Бендер-Бушере, Мешхеде. В 1931–1936 гг. - начальник разведотдела штаба САВО. Позже - зам. уполномоченного СНК СССР по охране военных тайн в печати. Умер во время командировки в Китай.
Почтер, Григорий Исаакович (1899–1939) - разведчик. В РККА с 1920 г.: на штабной работе в кавалерийских частях, в 1929–1936 гг. - в разведотделе штаба САВО, начальник штаба кавалерийской дивизии.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 870, л. 20а–21. Цит. по: Кочик В.Я. Некоторые аспекты деятельности советской военной разведки в 20–30-е годы. - В кн.: Военно-исторический архив. Вып. 13. М., 2000, с. 80–81.
Агабеков, Георгий Сергеевич (Арутюнов; 1895–1938) - разведчик-перебежчик. В 1924–1926 гг. - резидент в Афганистане, в 1928 г. - в Персии, в 1929–1930 гг. - нелегальный резидент в Стамбуле. Бежал в Париж. См.: Прохоров Д.П. Сколько стоит продать Родину. СПб.-М., 2005, с. 50–64.
Скижали-Вейс, Александр Иванович (1891 – ?) - разведчик и контрразведчик. В 1910 г. - унтер-офицер армии Германии. В 1913 г. дезертировал и бежал в Россию. В 1919–1920 гг. - в Региструпре. В 1920–1924 гг. - сотрудник особого отдела 15-й армии и Туркестанского фронта, начальник 4-го отделения контрразведывательного отдела полпредства ГПУ в Туркмении, в полпредстве ОГПУ в Средней Азии. С 1924 г. - в иностранном отделе ОГПУ. (Прим. П.Г.).
Агабеков Г.С., c. 55.
Надир-шах, Мухаммед (1883–1933) - король Афганистана (1929–1933). Сыграл видную роль в войне Афганистана за независимость в 1919 г. В 1919–1924 гг. - военный министр, в 1924–1926 гг. - посол в Париже. В 1926 г. вышел в отставку и поселился во Франции. В 1929 г., вернувшись на родину, возглавил борьбу против Бачаи Сакао и стал королем. Убит в результате покушения.
Окороков А. Секретные войны Советского Союза. М., 2008, с. 136. См. описание одного из таких рейдов: Аптекарь П., с. 20–21.
Алланиязов Т.К. Красные Каракумы: Очерки истории борьбы с антисоветским повстанческим движением в Туркменистане (март – октябрь 1931 года). Жесказган - Алматы, 2006, с. 241.
Пограничные войска СССР. 1929–1938. М., 1972, с. 254.
С 1935 г. - Иран.
РГВА. Ф. 25895, оп. 1, д. 850.
См.: Поляков Ю.А., Чугунов А.И. Конец басмачества. М., 1976.

«Лента.ру» продолжает изучать «спорные вопросы», сформулированные экспертами, готовящими «единый учебник» по русской истории. Тема №19 посвящена «характеру национальной политики большевиков и ее оценке». К началу 1920-х годов Советская Россия подчинила себе практически всю территорию страны, за исключением Дальнего Востока. Оставалось дело за малым - усмирить национальные окраины. Если в Белоруссии, на Украине и Кавказе большевики достаточно быстро достигли успеха, то процесс «замирения» Средней Азии растянулся на долгие годы. Борьба с вооруженным антисоветским движением - басмачеством - продолжалась до 1930-х. «Лента.ру» попыталась понять, в чем была суть басмачества и как вышло так, что сама национальная политика большевиков привела к его возникновению.

Пик басмачества в Средней Азии пришелся на первую половину 1920-х. Центрами вооруженного сопротивления советской власти стали Ферганская долина, Хорезм, Закаспийская область, южные районы современной Киргизии. В советской историографии басмачей считали однозначным злом - закостенелыми феодалами и наймитами западных империалистов. Однако в последние годы историки пытались уйти от столь однобокой трактовки басмаческого движения, которое возникло в пику экспансии Советов и во многих отношениях было национально-освободительным.

Кто такие басмачи?

В тезисах по национальному и колониальному вопросам, подготовленных Владимиром Лениным ко II съезду коммунистического интернационала, утверждалось, что единственный путь для зависимых, отсталых и слабых наций (к таковым большевистское руководство, очевидно, и причисляло народы Средней Азии) - это вхождение в состав единого федеративного союза. В той же работе Ленин пишет, что буржуазно-демократическому освободительному движению на окраинах империи необходима поддержка со стороны большевиков, но призывает при этом бороться с «перекрашиванием» этого движения в цвета коммунизма.

Население Туркестанского края к 1917 году превышало 11 миллионов человек, при этом в городах жили только 14 процентов из них. Более 90 процентов жителей региона исповедовали ислам. Уровень грамотности в Туркестане колебался в районе двух-трех процентов, в то время как, например, в Центральной России он составлял около 35 процентов. Часть населения вела полукочевой образ жизни - максимально традиционный и несовременный. Национальное самосознание также было чрезвычайно низким - многие местные народности еще не успели сформироваться в нации.

Руководствуясь этими принципами, советские власти начали экспансию в Среднюю Азию, где к началу Гражданской войны еще вполне благополучно существовали два феодальных государства, Хивинское ханство и Бухарский эмират (после установления советской власти в 1920 году и до вхождения в СССР в 1924-м - Хорезмская народная советская республика и Бухарская народная советская республика соответственно) - протектораты Российской империи. Впоследствии их территории, наряду с Ферганской долиной, стали основными базами басмачества.

Слово «басмач» произошло от тюркского «басмак», что означает «совершать набег, налет». Басмаческие банды появились на территории Средней Азии еще до того, как регион стал частью Российской империи. Но если в XIX веке это были небольшие разбойничьи шайки, то после Октябрьской революции басмачество приняло массовый характер.

Известно, что в освоении Средней Азии Москва проявляла предельную нетерпимость к традиционному патриархальному укладу местной жизни, опиравшейся по большей части на ислам. Тем не менее советские историки отказывались считать одной из главных причин расцвета басмачества просчеты самих большевиков. С точки зрения коммунистических исследователей, басмачество стало результатом враждебной по отношению к Советам позиции «эксплуататорского класса», в том числе духовенства, а также влияния Великобритании на обстановку в Средней Азии.

Последнее утверждение, про заговор мирового капитализма против СССР, более чем спорно. После того как исход Гражданской войны стал очевиден, а все проекты, поддержанные англичанами в Средней Азии (например, Закаспийское временное правительство), провалились, Лондон отказался от прямой помощи антисоветскому движению. Существуют свидетельства, что базировавшиеся в Афганистане басмачи снабжались оружием и боеприпасами через консульство Великобритании в Персии до конца 1920-х годов, однако эта помощь не носила систематического характера, а со временем и вовсе была свернута. Как ни хотели бы англичане насолить Советам, расшатывать ситуацию в регионе с помощью исламистски настроенных формирований было не в их интересах, поскольку, в первую очередь, это угрожало владениям самой британской короны. Как бы то ни было, окончание басмаческого движения многие связывают с союзным договором между Москвой и Лондоном, подписанным в 1942 году - именно тогда англичане обязались пресекать любую активность антисоветских банд на подконтрольной им территории.

Любопытно рассуждал о причинах возникновения басмачества большевик Георгий Сафаров, в 1921 году опубликовавший работу «Колониальная революция (опыт Туркестана)». В ней автор указывал, что советская власть в Средней Азии носила откровенно колонизаторский характер. В числе главных причин распространения басмачества Сафаров назвал экономический кризис, приведший к упадку сельского хозяйства и массовому обнищанию дехкан (крестьян), а также тот факт, что интересы большевиков в регионе, как правило, представляли «деклассированные элементы». Работу Сафарова критиковали все последующие советские историки, а сам автор, что неудивительно, был объявлен «врагом народа» - как участник троцкистско-зиновьевской группировки (расстрелян в 1942 году).

По мнению современного таджикского историка Камолудина Абдуллаева, по большей части также отвергающего то влияние на басмачей со стороны англичан и ваххабитов, на котором настаивали советские специалисты, в 1918-1920 годах басмачество было спонтанным движением «против насилий и бесчинств, творимых новой властью и Красной армией, которое в 1921-1922 году переросло в гражданскую войну между сторонниками и противниками новой власти». При этом, соглашаясь с религиозной мотивацией движения, Абдуллаев отказывается считать его национально-освободительным, поскольку объединения басмачей, как правило, были разобщены и преследовали свои, сугубо локальные цели, а сами среднеазиатские нации еще только формировались.

Отряды басмачей пополнялись в основном за счет разоренных экономическим кризисом и революцией дехкан, а во главе подразделений стояли или местные феодалы, или уже зарекомендовавшие себя в дореволюционные годы бунтовщики. В 1918 году хлопковые хозяйства окончательно пришли в упадок, местные жители вынуждены были сеять вместо хлопка пшеницу - подвоз хлеба из России полностью прекратился, региону грозил полномасштабный голод. Поскольку для выращивания пшеницы не требовалось такого количества работников, как для посева и обработки хлопка, сотни тысяч жителей сельской местности остались неустроенными. Это вынуждало многих из них браться за оружие, чтобы элементарно прокормить себя и семью.

Одновременно басмачество подогревалось и религиозной политикой советских властей. Сами басмачи нередко называли себя моджахедами, то есть борцами за веру. Большевики, принявшиеся отделять церковь от государства, в Средней Азии столкнулись с наибольшим количеством трудностей. Четко сформулированной линии поведения в отношении мусульман не было - в итоге в некоторых случаях местные власти доходили до прямых репрессий в отношении служителей культа, тогда как другие священнослужители чувствовали себя так же вольготно, как и в царское время.

Но как только большевики почувствовали, что репрессивные меры в отношении мулл и их паствы приводят лишь к росту народного возмущения, а следовательно, и к увеличению количества басмачей, они пошли на попятную. В январе 1920-го власти Туркестанской республики создали комиссию по согласованию законоположений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства с шариатом и адатом. Два года спустя было принято решение вернуть вакуфные (то есть находящиеся в собственности мечетей) земли их хозяевам. Одновременно руководство Бухарской народной республики издало документ, обязывавший местные власти привлекать мусульман к молитве; работников, которые саботируют это распоряжение, разрешалось наказывать - вплоть до расстрела.

Религиовед из Самарканда Мустафо Базаров в своем труде «Советская религиозная политика в Средней Азии в 1918-1930 годах» пишет, что, пойдя на уступки мусульманам, большевики, в частности, решили восстановить и шариатские суды, деятельность которых сразу после революции новая власть попыталась было свернуть. В июле 1922-го вышло постановление ЦИК Туркестанской республики, согласно которому религиозные суды могли функционировать наряду с советскими. Все эти послабления способствовали расколу басмаческого движения - часть из тех, кто примкнул к повстанцам, включая многих священнослужителей, вернулись к мирной жизни. Но как только советская власть одержала верх над главными отрядами басмачей, начался новый виток репрессий против служителей культа и верующих в целом. К 1927 году шариатские суды были окончательно упразднены, а вакуфные земли отошли к государству.

Как они воевали

Считается, что басмачи до зубов были вооружены британским оружием; однако английские винтовки «Спрингфилд» (а позже - немецкие маузеровские винтовки) были у них лишь в ограниченном количестве. Основным же огнестрельным оружием басмачей были старинные кремневые ружья, так называемые «карамультуки».

Сложившийся в советском кинематографе образ басмача - удалого кавалериста также не совсем соответствует действительности: образцовыми наездниками были только туркменские бойцы. Что же касается ферганских или бухарских дехкан, то далеко не каждого из них можно считать лихим джигитом. К тому же во время Первой мировой войны уроженцев Средней Азии не брали в армию, где они могли бы обучиться умению сражаться в седле. Как указывает современный узбекский публицист Ядгор Норбутаев, басмачи действовали против красноармейцев, как правило, в качестве конной пехоты - когда лошадь используется только на марше, а перед боем всадники спешиваются.

Тактика басмачей мало чем отличалась от тактики других партизанских формирований: базируясь в труднодоступных горных или пустынных районах, отряды совершали конные рейды во владения большевиков - там басмачи ликвидировали партийных активистов или им сочувствующих, захватывали провизию и оружие. Впрочем, время от времени басмачам удавались полномасштабные операции с применением полевой артиллерии.


Название этого партизанского антисоветского движения, зародившегося в 1917 г, происходило от тюркского слова «басмак», что означало «нападать», «налетать».

Распространение басмачества объяснялось тем, что их ряды постоянно пополнялись малосознательными и безграмотными дехканами, находившимися под влиянием духовенства и баев.

Это были люди, недовольные хозяйственными и политическими мероприятиями, проводимыми туркестанскими советскими органами, вытекавшими из общероссийской экономической политики «военного коммунизма»: продразверстка, запрещение частной торговли и особенно закрытие базаров, всеобщая трудовая повинность, введение светских школ взамен прежних религиозных (исповедующих ислам), отмена религиозного суда — все это воспринималось основной массой глубоко верующего населения как посягательство на мусульманскую религию и народные обычаи.

Коренное население Туркестана нередко возмущалось перегибами в политике некоторых представителей местных советских органов, в которых на первых порах доминировали старые чиновники или молодые и неопытные, не знающие местных традиций и обычаев. И используя это недовольство коренного населения, реакционное духовенство собирало темных и малосознательных дехкан под «зеленое знамя ислама» на борьбу с Советской властью.

Наиболее авторитетным предводителем басмачества в Туркестане в 1918 году был Иргаш. Реакционное мусульманское духовенство по старинным обычаям, с соблюдением религиозных церемоний подняло этого разбойника «на белой кошме» как религиозного вождя — «верховного предводителя воинства ислама», после чего он начал «священную войну» против Советской власти. Со всех сторон стекались к нему люди, которые становились басмачами.

Вскоре Иргаш захватил власть в сельской местности вокруг Коканда. Он совершал внезапные налеты на кишлаки и русские селения, нападал на небольшие отряды красноармейцев и всегда легко уходил от погони.

В 1918-1919 гг. в Фергане помимо банды басмачей Иргаша действовали еще около 40 бандформирований (наиболее крупные из них Хал-ходжи, Махкам-ходжи, Рахманкула, Аман Палвана, Муэтдина, Мадамин-бека). После нескольких ссор с Иргашем, Мадамин-бек отделился от него и начал действовать самостоятельно. Задумав стать во главе басмаческого движения в Фергане, он ввел в своих отрядах строжайшую дисциплину. К нему потянулись и русские белогвардейцы, которых тот не только принимал, но и назначал на командные посты.

Осенью 1919 года Красная Армия, разгромив банды атамана Дутова, присоединила Туркестанский край к Советской России. ЦК РКП(б) и Советское правительство получили наконец возможность непосредственно вмешаться в ход совместного строительства в Туркестане и разобраться с басмачеством.

Басмачи приносили огромный вред не только государству, но и непосредственно населению края. Только в 1920 году, по неполным данным, они сожгли 56 хлопкоочистительных заводов, около 153 тыс. пудов хлопка-сырца, 34,5 тыс. кип волокна, 17,5 тыс. пудов семян. В Ферганской области басмачи истребили из каждой сотни 84 лошади, 93 головы крупного рогатого скота и 90 голов мелкого скота.

обращении к мусульманскому населению Ферганской области командующий вооруженными силами Красной армии, действовавшими против басмачей, М. В. Фрунзе писал: «Братья! Два с лишним года льется кровь по всей Фергане, два с лишним года измученное население области не знает отдыха и не может спокойно трудиться; два с лишним года шайки басмачей терроризируют мирных жителей, угоняя их скот, забирая жен и сыновей, лишая последнего достояния. В результате их грабительских «подвигов» все население стонет, поля не обрабатываются, ибо их нечем пахать. Отцы и матери оплакивают тысячи погибших детей, все хозяйство прежде цветущего и богатого края — на грани полного уничтожения.

С этим пора кончать. Пора каленым железом выжечь язву басмачества и железной метлой вымести из края грабителей и бандитов. Отныне с басмачеством, как явным бичом народа, будет вестись беспощадная война. Это твердое решение Советской власти… Братья дехкане… поднимайтесь на борьбу с язвой жизни — басмачеством… Собирайтесь в дружную семью под красным знаменем Советской власти» [Великая Октябрьская социалистическая революция и гражданская война в Киргизии. Сборник документов. Фрунзе, 1957. С. 308 ].

Советское правительство в борьбе с басмачеством пыталось использовать не только военные, но и мирные средства.

Еще летом 1919 года Туркестанский ЦИК объявил амнистию тем басмачам, которые добровольно прекратят бандитскую деятельность. Положительный эффект дало и выполнение указаний Советского правительства по урегулированию отношений с коренным населением. Была создана Особая чрезвычайная комиссия ЦИК и СНК по борьбе с басмачеством, которая занялась проведением необходимых мер. Начался процесс прозрения среди басмачей. 31 января 1920 года на сторону Советской власти перешло несколько тысяч басмачей. Иргаш был убит своими сообщниками [Указ. соч., С. 262 ].

Басмаческое движение возглавил Мадамин-бек. Ожесточенная борьба с бандами Мадамин-бека продолжалась до февраля 1920 года, когда, наконец, потерпев решительное поражение в боях со 2-й Туркестанской советской стрелковой дивизией, он объявил о признании им Советской власти и в марте начал переговоры о сдаче. Реввоенсовет Ферганского фронта обещал, что его отряд в случае сдачи будет зачислен на советскую службу в качестве самостоятельной войсковой единицы, входящей в тюркскую бригаду. 6 марта об этом было заключено соответствующее письменное соглашение.

Мадамин-бек сдержал свое слово и выполнил все обязательства. Однако он не сумел добиться того, чтобы все подчиненные ему курбаши перешли на сторону Советской власти. Один из самых непримиримых, Курширмат, объединил недовольных басмачей и увел их с собой, чтобы продолжать бандитскую деятельность. В мае 1920 года Мадамин-бек вызвался склонить Курширмата к прекращению борьбы с Советской властью. Но его миссия закончилась неудачно. Басмачи заманили Мадамин-бека в ловушку, для вида согласившись на встречу, а затем отрубили ему голову.

Дальнейшие события показали, что в большинстве своем «советские басмачи» в душе оставались басмачами. Многие из них использовали передышку для пополнения своих отрядов вооружением и боеприпасами за счет Красной Армии (точно также действовали и чеченские боевики). Некоторые курбаши, став командирами советских частей, не подчинялись распоряжениям советского командования. Военные власти вынуждены были издать приказ о разоружении полков из бывших басмачей. Тогда большинство басмачей бежали со своими отрядами в степи и присоединились к Курширмату и Хан-ходже.

Теперь лидером среди басмачей Ферганы стал Курширмат, получивший поддержку средствами и оружием от бухарского эмира Сейид-Алим-хана и представителей Англии. Курширмат объявил себя «командующим войсками ислама». Так началась новая вспышка басмаческого движения.

В сентябре 1920 года чекисты Туркестанской республики провели большую работу по выявлению пособников басмачей. Во многих советских учреждениях они выявили бывших жандармов, полицейских, агентов охранки, владельцев крупных фабрик, заводов и торговых предприятий и других враждебных Советской власти элементов. К началу 1921 года из пределов Туркестана было выслано более двух тысяч антисоветских элементов.

Большую работу провели чекисты и по непосредственной борьбе с бандами басмачей. Они проникали в станы басмачей и добывали сведения, необходимые для командования Красной Армии, вели контрразведывательную работу по поимке и обезвреживанию агентуры басмачей среди местного населения. Среди этих агентов были осведомители (чаще всего муллы и торговцы), сообщавшие о передвижениях советских частей, скупщики оружия и боеприпасов (в их числе нередко оказывались бывшие белогвардейские офицеры, служившие в советских военных учреждениях) и др.

И все же эти меры не дали ожидаемых результатов. Басмачество в 1920 году ликвидировать не удалось, ибо пользовалось оно поддержкой в определённых кругах наиболее консервативного местного населения. Кроме того, отряды басмачей постоянно пополнялись кадрами из Бухары и Хивы. Уже давно эти небольшие мусульманские государства, управляемые деспотическими тиранами, подстрекаемые английскими спецслужбами, служили очагами антирусской, а затем и антисоветской деятельности, базой всевозможных националистических движений в Туркестане.

В 1918 году после дворцового переворота власть в Хиве захватил один из вождей хивинских племен Джунаид-хан, ставший новым диктатором хивинского царства. Он установил связи с англичанами, с Деникиным и Колчаком и официально объявил войну Советской России. В ходе этой войны части Красной Армии разгромили войска Джунаид-хана и первого февраля 1920 года вступили на территорию Хивы, которая вскоре после этого превратилась в Хорезмскую Народную Советскую республику, которая вошла в состав Туркестана. Джунаид-хан бежал в пески Кара-Кумов, где сумел организовать новые отряды и опять начал войну с Советской властью.

Аналогичная история произошла и с Бухарой. Бухарский эмир Сейид-Алим-хан, подстрекаемый Англией, которая снабжала его оружием и боеприпасами, тоже объявил войну Советской власти, был разбит Красной Армией, занявшей Бухару в сентябре 1920 года. 14 сентября 1920 года вместо бухарского эмирата возникла Бухарская Народная Советская республика, вошедшая в состав Туркестана. Бежавший эмир сколотил в восточной части Бухары новые вооруженные силы, во главе которых поставил бывшего бухарского офицера Ибрагим-бека, и снова началась война.

Басмаческое движение в Фергане продолжалось несколько лет. Борьба с басмачами была трудной. Они совершали внезапные налеты, непрерывно меняли стоянки, имели хорошую разведку и помощь со стороны местного населения. Со всей остротой встал вопрос о создании воинских частей, знакомых с условиями быта, языка и обычаев коренного населения.

Зловещую роль в туркестанских событиях сыграл Энвер-паша, зять турецкого султана, бывший военный министр Турции. Этот авантюрист поначалу выдавал себя за представителя турецкого национально-освободительного движения. В 1920 году он прибыл в Москву, оттуда выехал в Баку на съезд народов Востока, где произносил ультрареволюционные речи. В конце 1921 года Энвер-паша оказался на туркестанской земле. Здесь он уже выступал как глашатай пантюркизма и панисламизма.

Энвер-паша мечтал о создании «Великого мусульманского государства» в составе Турции, Персии, Бухары, Хивы, Афганистана и советских территорий Средней Азии. Он имел поддержку среди реакционных афганских кругов и английских спецслужб. По его инициативе был создан тайный антисоветский «Комитет национального объединения» на территории советского Туркестана, во главе которого встал ташкентский муфтий Садретдин-ходжа Шарифходжаев. Эта организация была строго законспирирована и довольно быстро оказалась весьма влиятельной среди басмачей. Иначе и не могло быть, поскольку во главе её стояло высшее духовное лицо туркестанских мусульман.

«Комитет» развёл бурную подрывную антисоветскую деятельность и являлся опорой Энвер-паши во всех его авантюрных планах. В частности, «Комитет» давал указания лидерам басмачей всячески содействовать Энверу и объединяться под его руководством для борьбы с Советской властью. Весной 1921 года «Комитет» был раскрыт чекистами и частично ликвидирован, но в глубокое подполье не ушёл и продолжал свою подрывную деятельность.

Осенью 1921 года Энвер-паша прибыл в Бухару. Скрыв свои преступные замыслы и выступая революционером, он втёрся в доверие бухарскому советскому руководству и предложил ему свои услуги в качестве инструктора по формированию национальных частей Красной Армии. Получив такой пост и хорошо изучив обстановку в стране, Энвер-паша бежал из Бухары к Данияр-беку, бывшему командующему национальными отрядами армии Бухарского Советского правительства, изменившему Советской власти. Затем Энвер-паша связался с бывшим бухарским эмиром Сейид-Алим-ханом и предложил ему свои услуги в качестве руководителя войны с Советской Россией.

В конце 1921 года Энвер-паша стал «главнокомандующим вооружёнными силами ислама и наместником эмира Бухарского» (в серебряной печати, заказанной Энвером, была надпись: «Верховный главнокомандующий войсками ислама, зять Халифа и наместника Магомета»). С содействия «Комитета» Энвер-паша заключил соглашение с Курширматом, с главарём хорезмских басмачей Джунаид-ханом, с другими главарями басмачей и стал координировать их действия против Красной Армии. Всё это привело к резкому усилению басмаческого движения, вдохнуло в него свежую струю. Энвер-паша захватил почти всю территорию Восточной Бухары, окружил Душанбе и после двухмесячной осады занял его.

Решающие бои против банд Энвер-паши начались летом 1922 года. 4 августа, недалеко от границы с Афганистаном, во время случайной стычки с передовым отрядом 8-й советской кавалерийской бригады Энвер-паша был убит. Басмаческое движение стало затухать. В 1922 году чекисты ликвидировали организацию «Комитета национального объединения».

В течение 1922 года в Туркестане на сторону Советской власти перешли 137 курбашей и 2420 рядовых басмачей, сдавших оружие. Значительный вклад в это дело внесли туркестанские чекисты.

Басмачеству был нанесён решительный удар, и оно утратило свою социальную базу на всей территории Туркестана, за исключением Ферганы. И этот успех был связан в значительной степени с новой экономической политикой советского правительства.

Хозяйственно-политические мероприятия в этом регионе стали строиться теперь с учётом национальных особенностей коренного населения, к более широкому привлечению местного населения к советской работе и к борьбе с басмачеством. Особую роль в этом сыграли отряды — стихийно возникшей самообороны среднеазиатских крестьян, вооружённых часто одним лишь сельхоз инвентарём.

10 июня 1922 года против Муэтдина, одного из последних главарей басмачества, были начаты военные действия, которые привели к быстрому моральному разложению его отрядов и вызвали новую волну сдач частям Красной Армии как отдельных басмачей, так и целых группировок. Муэтдин был взят в плен и предан суду.

В сентябре 1922 года Военно-революционный трибунал Туркестанского фронта при огромном стечении народа рассмотрел дело о преступлениях Муэтдина и семи его ближайших сообщников.

Туркестанскими военно-революционными трибуналами в декабре 1922 года были рассмотрены дела узбекских басмачей Рахманкула и десяти его сподвижников, творивших произвол в районе Старого Коканда; крупной банды басмачей (54 человека) Маргеланского уезда. Главари были расстреляны, активные участники преступлений осуждены к лишению свободы на разные сроки, а рядовые дехкане, вовлечённые в банды, освобождены от наказания.

Большое значение в борьбе с басмачеством имела продуманная политика Советской власти по национальному вопросу. В конце 1924 года в Туркестанском крае были образованы Киргизская и Казахская автономные республики, Узбекская и Туркменская союзные республики. Местное население всё шире вовлекалось в управление страной. Кроме того, Советское правительство оказывало новым республикам экономическую помощь. В 1923 году в Фергану было завезено большое количество хлеба, необходимого дехканам для перехода от посева пшеницы к посеву хлопка; много промышленных товаров; выданы семенные и денежные ссуды; отпущены значительные средства на ирригацию. Дехкане, наконец-то, взялись за восстановление разрушенного войной хозяйства.

Но непримиримые фанатики басмачества в ответ на эти меры ужесточили террор против местного населения. Один из курбашей Маргеланского уезда, Умар-Али, в «наказание» за то, что дехкане посеяли хлопок, вырезал в одном из кишлаков 54 человека, пригрозив в случае повторения посева хлопка «построить священный курган из голов жителей». Борьба басмачей против Советской власти, таким образом, превращалась в борьбу против трудового народа Ферганы и Хорезма.

Басмачи постепенно стали терять связи с населением. Они не могли уже скрываться в кишлаках и превращались стремительно в заурядных бандитов, нарушающих мирную жизнь страны. Даже среди басмачей начались разногласия и расколы.
В 1923 году Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский районы Ферганы были очищены от банд. Сдались и были захвачены в плен такие крупные главари басмачей, как Бая-стан, Аман-Палван, Казак Бай и др. Они все были преданы суду.

За девять месяцев 1923 года басмачи Ферганы потеряли 320 курбашей и около 3200 басмачей, из них добровольно сдались 175 курбашей и 1447 басмачей. Кроме того, было изъято много оружия и боеприпасов [Боевые эпизоды. Басмачество в Фергане и Хорезме. Сборник документов. М.; Ташкент, 1934. ]

Но до полной ликвидации басмачества было ещё далеко. Так, на смену Энвер-паше в районе Восточной Бухары вновь пришёл Ибрагим-бек, назначенный бухарским эмиром «главнокомандующим войсками ислама».

В районе города Куляб весной 1923 года появился новый авантюрист - турецкий офицер Селим-паша, принявший под своё командование остатки энверовских банд в районе левобережья реки Вахш. Селим-паша заключил соглашение о совместных действиях с Ибрагим-беком, установил связи с ферганскими басмачами и начал военные действия против Советской власти. Вооружение и боеприпасы он получал из английских источников. Селим-паше удалось осадить и занять город Куляб, но его оттуда выбили, и он вынужден был перейти на правый берег реки Вахш. В мае 1923 года части Красной Армии вынудили Селим-пашу бежать в Афганистан. После этого были разгромлены и банды Ибрагим-бека, который, однако, долго ещё скрывался в малодоступных горных районах Таджикистана. В 1926 году остатки банд Ибрагим-бека были окончательно разбиты и как воинское формирование прекратили своё существование. В июне 1926 года он также бежал в Афганистан. Тем не менее, его бандитская деятельность продолжалась вплоть до июля 1931 года, когда, наконец, он был пойман отрядом войск ОГПУ совместно с местными дехканами.

Мелкие шайки басмачей продолжали ещё действовать на территории Средней Азии, но они уже не представляли серьёзной опасности. И только в 1933-1935 гг. с басмачеством было покончено, и оно кануло в Лету.

Басмачество – военно-политическое и религиозное антисоветское движение в Средней Азии в период Гражданской войны. Своего апогея оно достигло в 1918-1919 годах, когда под знамена басмачества встали десятки тысяч местных жителей. Тем не менее к середине 1920-х годов движение практически полностью сошло на нет. В чем же причина?

Лихие налетчики

Слово «басмач» происходит от узбекского «басма» – вооруженный налет. В идеологической основе басмачества лежал пантюркизм и панисламизм.

Временем начала движения обычно принято считать февраль 1918 года, когда Красная Армия окончательно разгромила самопровозглашенную Туркестанскую автономию, охватывавшую земли нынешних Казахстана, Узбекистана и Киргизии.

Особую активность налетчики развернули в Ферганской долине и прилегающих к ней районах, в Самаркандской и Сардарьинской областях, в Хиве, Восточной Бухаре и Красноводском районе. Отряды басмачей делились на мелкие (до сотни человек) и крупные. Численность последних могла достигать нескольких тысяч человек и более.

Их тактика была типична для партизанской войны в горных и пустынных районах: басмачи старались избегать столкновений с многочисленными и хорошо вооруженными отрядами противника. Упор делался на организацию засад и лихие рейды кавалерии. Как правило, пункты базирования они организовывали в труднодоступных местах. Разведывательной информацией их обеспечивали местные жители.

По законам военного времени

Басмачи были очень серьезным и коварным противником. Их методы ведения войны отличались от боевой тактики белогвардейцев, с которыми большевики успешно воевали на фронтах Гражданской войны. Одним из самых известных курбаши (командиров) был Иргаш. Весной 1918 года он сколотил отряд в 500 человек, однако потерпел ряд поражений.

Но уже в следующем году он смог создать группировку численностью в 15 тысяч человек. Помимо прочего, его бойцы участвовали в антибольшевистском восстании в Ташкенте в 1919 году.

Помимо Иргаша в районе Ферганы действовали не менее 40 отрядов басмачей. Одним из них численностью около 700 человек командовал Мадамин-бек. В ноябре 1918 года он совершил крупный рейд против расположенных в районе Ферганы русских селений.

В Москве, понимая, что успех советской власти в Средней Азии напрямую зависит от борьбы с басмачами, решают направить в регион дополнительный контингент Красной Армии. В феврале-марте 1920 года красноармейцы переходят в наступление на отряды курбашей.

В течение зимы были разгромлены и сдались группировки Акбара-али, Махкам-ходжи, Парпи и других командиров, общей численностью более пяти тысяч человек. Понесли тяжелые потери и отряды Иргаши. Часть из них ушла в Китай и Афганистан.

К 1923 году были полностью очищены от банд Андижанский, Кокандский и другие районы Ферганы. Многие главари басмачей попали в плен и были отданы под военно-революционный трибунал, который вынес им смертный приговор.

За первые 10 месяцев 1922 года в одной только Ферганской долине Красная Армия уничтожила около 120 отрядов басмачей общей численностью более четырех тысяч человек. Были убиты 320 командиров, а в плен сдались 175.

На территории Таджикистана в силу сложности горной местности вооруженная борьба с басмачами продолжалась до июня 1925 года. К весне в горах осталось около 400 разбойников. В течение следующих нескольких месяцев красноармейцы установили контроль над Душанбинским, Файзабадским и другими районами.

Путем переговоров

Были среди басмачей те, кто добровольно соглашался прекратить борьбу. Так, Мадамин-бек, отряд которого был разбит в феврале 1920 года, договорился о включении уцелевших 1200 человек в состав Красной Армии. По этому случаю командующий Туркестанским фронтом Михаил Фрунзе организовал в Фергане военный парад.

Перешедших на сторону советской власти стали называть «красными басмачами». Вместе с тем ряд историков утверждают, что их подчинение командованию Красной Армии было лишь формальным. Дело в том, что когда доходило до столкновений с соплеменниками, перебежчики сражаться не желали.

Конец

В большинстве своем басмачество было ликвидировано к концу 1926 года. Вновь поднимать голову движение стало после начала насильственной коллективизации в конце 1920-х годов.

Как отмечают историки, лидерам басмачей, многие из которых укрывались в Афганистане, определенную поддержку оказывала Великобритания. Лондону было выгодно ослабление советской власти в Средней Азии.

Однако поддержка англичан и народное недовольство не помогли басмачам. К 1933 году они были вновь разбиты и окончательно вытеснены из региона. Последние отряды отказались от вооруженного противостояния с советской властью в 1942 году, когда СССР и Великобритания договорились о прекращении трансграничной холодной войны.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх