Вам необходимо объяснить некоторые природные процессы. Вы не обязаны объясняться

Моделирование природных явлений

и процессов

на уроках естествознания

Важная задача изучения естествознания в начальной школе - развитие у детей умений выявлять причинно-следственные связи в природе, объяснять механизмы протекания некоторых природных явлений и процессов. Для этого учитель организует систематическое целенаправленное наблюдение учащихся за окружающими объектами. Но как, например, ребенок может увидеть извержение вулкана или движение ледника? Или посмотреть, как вращается Земля вокруг своей оси и вокруг Солнца? Идеальное решение - показать учебный фильм. Однако не всегда учитель располагает видеотекой по различным предметам, особенно для начальных классов. Бывает так, что и теллурия нет, да и барометр в неисправном состоянии.

В такой ситуации педагог может использовать модели, выполненные им самим, учениками и их родителями.

Модель - это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Они бывают разборными, статическими или действующими.

Изучая со студентами отделения учителей начальных классов педагогического факультета дисциплину «Методика преподавания естествознания», мы отбираем варианты быстрого изготовления моделей из простейшего подручного материала. Такой метод работы стимулирует познавательный интерес младших школьников, дает возможность увидеть природное явление или процесс в миниатюре.

Вот описание нескольких моделей с описанием технологии их изготовления и методики демонстрации.

Форма Земли

Предлагаем вместе с учащимися на основе наблюдений получить доказательства шарообразности Земли, смоделировав некоторые природные явления и процессы.

Постоянно круглая форма видимого горизонта. На бумажной ленте длиной 1,5-2 м и шириной 25 см нарисуйте в крупном масштабе часть водной поверхности (рис. 1). Для этого бумажная лента прикалывается к полу и на нее наносится дуга большого радиуса, имитирующая выпуклость Земли. Вместо циркуля можно использовать веревку, закрепленную на полу против середины ленты. Посреди ленты рисуем корабль.

Вывод: мы не видим, что Земля шарообразная, только потому, что в поле нашего зрения находится ограниченный ее участок.

Вращение Земли

Осевое вращение. При объяснении доказательства осевого вращения Земли можно успешно использовать модель маятника Фуко: через пробку продеть нить с грузом, проткнуть по бокам тремя вилками, черенки вилок поставить на блюдце с песком; по краям блюдца написать направления сторон горизонта(основные и промежуточные) ; блюдце поставить на большую, перевернутую вверх дном тарелку, на её частях также написать названия сторон горизонта.

Маятник выводить из спокойного состояния по меридиану, то есть с севера на юг», учитель раскачивает нить с грузом с севера на юг так, чтобы острый конец чертил линии по песку, затем одной рукой придерживает блюдце с конструкцией, а другой перемещает тарелку против часовой стрелки, имитируя осевое вращение Земли. «Посмотрите, ребята, наша Земля немного сдвинулась по оси вращения. Раскачиваясь, маятник оказался над новыми делениями, не С - Ю, а СВ - ЮЗ, хотя в своей плоскости качания (на блюдце) направление его такое же: С -Ю. Создаётся впечатление, что изменяется плоскость качания. Это может произойти только из-за того, что Земля под маятником поворачивается (вращается)».

Орбитальное обращение. Предлагаем два варианта моделирования орбитального обращения Земли вокруг Солнца.

1. Показать движение по орбите можно с помощью юлы: на основание вокруг ручки наклеить из бумаги или вылепить из пластилина желтые лучики, имитируя Солнце, а по окружности юлы, по самой широкой части, прилепить пластилиновый жгутик - оформить орбитальный путь - и на нем пластилиновым шариком из смеси белого и голубого цветов показать Землю. Данная модель показывает круговую орбиту Земли и направление ее обращения вокруг Солнца, но не отражает осевого вращения планеты.

2. Выполнить модель из яблока, проткнутого спицей, и свечи.

Вместо яблока можно надуть небольшой шарик, покрасить его синей гуашью. Из бумаги вырезать контуры материков, сделать светлую штриховку, наклеить на шарик. Обозначить экватор и полюса, к полюсам приклеить бумажные трубочки (имитация земной оси). На контуре Евразии красным флажком отметить приблизительно местоположение своего населенного пункта. Пронося шарик вокруг зажженной свечи и одновременно выполняя осевое движение, обсудите с учащимися: механизм смены времен года в Северном и Южном полушариях; особенности освещения, угла падения солнечных лучей в своей местности; угол наклона оси к плоскости орбиты (можно сформировать представление о ее прецессии - медленный, за 26 тысяч лет, поворот оси и пространстве и нутации - периодические колебания, изменения местоположения полюсов).

Тела, вещества, частицы

При изучении данной темы по программе «Мир вокруг нас» А. Плешакова выполняется моделирование взаимного расположения частиц в твердом, жидком и газообразном состоянии вещества с помощью пластилиновых шариков. Есть два варианта такой работы:

Плоскостное моделирование- распределяем шарики на картонках, увеличивая или уменьшая расстояния между ними;

Объемное моделирование в виде геометрических конструкций- соединяем шарики предметами разной длины, например спичками, для имитации расстояния между частицами в жидком веществе и спицами- в газообразном.

Землетрясения

Учитель может проиллюстрировать механизм землетрясения с помощью следующего моделирования и объяснения. На границе поднятий и опусканий горные породы деформируются наиболее интенсивно: в них возникают упругие напряжения, которые со временем постепенно увеличиваются. В тот момент, когда напряжения достигают предела прочности горных пород, происходит их разрыв, сопровождающийся выделением огромного количества энергии.

На поверхности земли возникают волнообразные движения. Аналогия механизма этого явления: если в ванне с водой (МОЖНО использовать большую прямоуголь- ную стеклянную емкость) медленно растягивать кусок резины, то поверхность воды будет оставаться спокойной до того момента, как резина порвется (рис. 11). В момент разрыва энергия, накопившаяся в результате растяжения, поступает на земную поверхность и возникают волны.

Рис.11

Вулканизм

Для этой темы мы опробовали три варианта демонстрации извержения вулкана.

1. Сделать конус из коричневого картона, в верхнее отверстие вставить невысокую пластмассовую упаковку, например из-под йогурта, насыпать туда соды питьевой и марганцовки. Чтобы имитировать извержение, добавляем в эту смесь горячей воды или уксуса, и вязкая красная масса, пенясь, будет двигаться через край по «склону» вулкана.

2. Насыпать чайную ложку питьевой соды в пробирку, долить в нее теплой воды на треть, тщательно встряхнуть и перемешать. Добавить пять капель моющей жидкости и три капли пищевого красителя, чтобы придать «лаве» естественный цвет. Еще раз перемешать смесь и закрыть горлышко пробирки ватой. Из песка или земли сделать «вулкан» вокруг пробирки так, чтобы он доходил до ее горлышка. Для имитации извержения вынуть вату и влить в пробирку немного уксуса. Как в первом случае, смесь начнет пениться и извергаться, словно лава из вулкана.

3. Сделать конус из картона с отверстием наверху (либо насыпать горкой песок с землей, либо на ровную поверхность положить металлическую пластину), насыпать порошок оранжевого цвета - бихромат аммония и зажечь. Его горение ярче всего имитирует извержение - это настоящий вулкан в миниатюре: всполохи, искры, выбросы - и бурлящая оранжево-красная горка превращается в серо-зеленый пепел. Однако данное вещество нужно брать в небольшом количестве (несколько столовых ложек), так как выбросы пепла охватывают большое расстояние и лучше всего демонстрировать «извержение» на улице либо в большой рекреации. В зимнее время на снегу реакция не происходит. (Демонстрация данной модели не вызывает пожара!)

Типы облаков

Совместно с учащимися смоделировать из кусков ваты облака различных типов: слоистые, кучевые и перистые. На 1/2 листа ватмана сделать фон - рисунок неба и гор, указать расположение ярусов: низкий, средний и высокий. Вертикально, на небольшом расстоянии друг от друга, продеть нитки и прикрепить к ним облака.

При повторении материала можно предложить ученику расположить (передвигая нитки) в правильном порядке «облака» по ярусам на небосводе.

«Странствующие» материки

Эта тема предлагается для изучения в 4-м классе в разделе «Планета загадок» по программе А. Плешакова в курсе «Природоведение». Методика работы с учащимися такова:

Предварительно дать задание ученикам вырезать из картона контуры материков;

На уроке предложить внимательно рассмотреть очертания атлантических берегов Южной Америки, Африки, Северной Америки и Евразии;

Совместить контуры всех материков и сделать вывод, что они практически совпадают;

Рассказать о существовании единого материка Пангеи, о том, как он раскололся на два континента - Лавразию и Гондвану, а затем разделился на современные материки (данный процесс имитируется на доске с помощью больших контуров, ученики воспроизводят в своих тетрадях);

Объяснить движение материков за счет скольжения их оснований по глубинной пластичной оболочке Земли.

Таким образом, можно выяснить с учащимися, какую форму имеют материки и океаны (треугольную), и определить закономерность их расположения: широким основанием материки обращены к Северному полюсу, а острым – к Южному, а океаны наоборот - широким основанием обращены к Южному полю у, а острым - к Северному. Такое расположение материков и океанов называется антиподальным, т.е. несмотря на то, что на планете воды больше, чем суши, они распределены так, что если мысленно проткнуть земной шар через его центр, то в одной точке «прокола» будет материк, а в другой - вода. Это доказывает устойчивость нашей планеты, как космической системы.

Литература:

1. Мир вокруг нас.-М.: Издательство «Астрель»; Изд. АСТ, 2001

2. Уотт Ф. Планета Земля.- М.: Слово, 1999 (Энциклопедия окружающего мира.)

3. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: Учебник для 3-4 классов. Часть3.- М.: ИНПРО-РЕС, 1999


Когнитивная психология напоминает нам, что мы не обязаны давать объяснения никому о том, что мы делаем, думаем или выбираем в нашей повседневной жизни. Впереди всегда идёт польза, потребность познать себя и действовать согласно собственных принципов и ценностей, при этом уважать тех, кто вокруг нас.

Акт объяснения необходим лишь в некоторых случаях, когда наши решения влияют на других людей. Принятие на себя ответственности идет рука об руку со способностью знать, как действовать и принимать решения без того, чтобы оправдывать то, что мы делаем для других. Мы знаем, что мы проводим нашу жизнь, давая объяснения всему, поэтому в этот раз мы хотели бы пригласить вас задуматься об этом.

Когда предоставлять объяснения становится привычкой

Как и во всей жизни, здесь также есть свои предел и баланс. Мы можем попросить объяснений у любимого человека, если, например, он не был дома в течение трех дней. Мы будем делать то же самое с детьми, если они плохо себя вели, и с друзьями, если они сделали что-то, что не соответствует нашим ожиданиям.

Люди должны давать и получать объяснения в неопределенных, необычных или болезненных ситуациях. Когнитивная и позитивная психологии подчеркивают важность того, чтобы не впадать в привычку давать объяснения. Проблема с постоянным объяснением своих поступков заключается в типе отношений, которые вы устанавливаете. Если диалог конструктивный и отзывчивый, общение течёт свободно и с пониманием. Тем не менее, во многих случаях люди могут предположить, что они уже понимают, что мы хотим. Может казаться, что они слушают, тогда как на самом деле они думают об ответах, которые они собираются дать, потому что они уже достигли своего собственного заключения, даже если оно не совпадает с реальностью.

Предоставление объяснений никогда не должно стать привычкой

Объяснения необходимы только когда конкретная ситуация требует от них восстановить равновесие в отношениях. При объяснениях диалог должен быть уважительным, открытым и демократичным. Предъявитель и слушатель должны прислушиваться друг к другу с состраданием и самоотверженностью, чтобы понять ситуацию и достичь согласия и гармонии, чего все мы нуждаемся в нашем общении.

Ситуации, в которых вы никогда не должны давать объяснения

Мы уверены, что в вашем ближайшем социальном окружении (друзья, семья, работа, партнер) вы вынуждены давать больше объяснений относительно аспектов жизни, которыми вы не хотите делиться, к тому же, существует эта вынужденность оправдываться.

Ниже мы опишем несколько примеров, которые прекрасно иллюстрируют ситуации, когда вы не обязаны объяснять свои поступки.

Вы не должны объяснять свои приоритеты в жизни. То, что важно для вас, касается только вас. Если ваша самая большая страсть – путешествия, не все поймут, что вы целый год экономите вместо того, чтобы купить новую стиральную машину или автомобиль. Вы ничего не оправдываете, а если всё-таки приходится – сделайте это только один раз. Не нужно объяснять свою жизненную позицию.

Почему у тебя нет партнёра? У тебя до сих пор нет детей? Твой парень немного молчаливый, не так ли? Почему бы вам не жить поближе к своей семье? Мы уверены, что вы слышали по крайней мере некоторые из этих вопросов ранее. Люди часто спрашивают просто из невинного любопытства, но они могут выведывать вещи, о которых неудобно рассказывать и оправдываться и которые, на самом деле, никого, кроме вас, не волнуют.

Не нужно объяснять свои убеждения или ценности. Ценности, убеждения и мнения сами постоят за себя. Их не надо объяснять или оправдывать. Если вы практикуете религию или чувствуете близость к определенного типа духовной практики, то не надо объяснять свои убеждения кому-либо или говорить то, что привело вас к этому выбору.

Вы – это то, что вы выбираете, другим следует принять вас такими, как есть, и не требовать объяснений

Жить вместе означает уважать друг друга, а, следовательно, принимать вас такими, какими вы есть. Объяснения нужны только, как мы отметили ранее, в случае споров или личных проблем.

Живите свободно, оставаясь верными вашим ценностям, уважительно относясь и получая удовольствие от всего, чего вы достигли на своем пути.

З анятие рассчитано на пяти-, шестиклассников. Материал расписан подробно именно в расчёте на молодого словесника; можно сокращать и перестраивать его по своему усмотрению. До начала занятия на классной доске делается следующая запись:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.
увы
лазурь
струя
мятежный

Начинаем беседу с классом. Вот её примерный ход.
Прочитаем предложение на доске:

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом.

Теперь я заменю точку восклицательным знаком. Что изменилось в этом высказывании? В первом случае было только сообщение о том, что в море парус; теперь мы ощущаем человека, который говорит. Нам передаётся его взволнованность - ведь эта фраза заключает в себе то же чувство, что и возглас: “Смотри, парус в море!”

Не скажете ли, какое слово является главным в восклицательном предложении “Смотри, парус в море!”? (Существительное парус .) А в нашем восклицательном предложении? (Тоже существительное парус .) Прочтём это предложение так, чтобы передать то чувство, которым охвачен рассказчик. Короткая фраза: “Смотри, парус в море” подсказывает, как, с какой интонацией надо прочитать это длинное предложение.

Белеет парус одинокий
в тумане моря голубом!

Т еперь от доски и слов, написанных на ней, пришла пора обратиться к тексту самого стихотворения. Можно сделать это так.

В одном из писем совсем ещё юного, восемнадцатилетнего поэта Михаила Лермонтова есть такая приписка: “Вот ещё стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Затем следует само стихотворение. Строчки на нашей доске - его начало.

(Учитель исправляет строчное написание предлога “в” на прописное “В”, а точку - на восклицательный знак с многоточием.)

Заметьте: в конце предложения стоит восклицательный знак с многоточием. Увиденная картина - парус в открытом море - потрясла юношу. Восклицательным знаком отмечена та душевная взволнованность, которая охватила его. А многоточие означает, что не всё сказано и требуется длительная пауза, чтобы этой паузой заполнить то, что недосказано. А недосказано, не высказано множество мыслей, разом нахлынувших на юного поэта.

Удалось ли Лермонтову свои чувства и свои мысли донести до читателя, мы будем решать, прочитав стихотворение. Но для этого мы должны хорошо вникнуть в произведение. И начнём вот с этих двух строчек. Ещё раз прочтём их и постараемся мысленно увидеть то, о чём в них говорится.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..

Настроим внимание: море голубое или туман голубой? (В тумане... голубом .)

Вот мы прочитали эти строчки и теперь вместе с автором стихотворения видим: в тумане моря белеет парус. Где видится вам этот парус: далеко от вас или тут же, рядом? Можно ли о парусе, если он не далеко от нас, сказать: “белеет в тумане моря”?.. Когда будем читать стихотворение, узнаем, что парус находится очень далеко от наблюдателя.

При вдумчивом чтении этих строчек возникает несколько вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы увидеть картину такой, какой она изображена поэтом.

Можно ли в тумане увидеть парус, который находится далеко от нас? (Нельзя .) Теперь нам необходимо проявить пристальное внимание ко всему, что говорится о тумане, чтобы выяснить, что же это за туман такой, в котором можно видеть парус.

Вы все, конечно, видели туманы. Скажите, какого цвета туман? (Серого .) А какого цвета туман в стихо­творении? (Голубого .)

О туманах мы говорим, например, так: “туман над лугом”, “туман на улице”, “туман в низине”, - и никогда не скажем: “туман луга”, “туман улицы”, “туман низины”. А здесь как сказано? “В тумане над морем”? (Нет, иначе: “в тумане моря”. ) Так что же это за голубой туман моря ?..

Замечали ли вы, что все предметы, удалённые от нас на большие расстояния, приобретают голубоватый оттенок?.. Почему это происходит? (Воздух придаёт им такой цвет .) Голубая окраска особенно хорошо наблюдается в ясную погоду. В ясный солнечный день и морская даль окрашивается в голубоватый цвет. Вот в таком голубом “тумане” моря мы и видим парус, а правильнее сказать так: на фоне морской дали голубой мы его видим.

Представьте себе и подумайте: бескрайнее и непредсказуемое в своей стихии море; его высокие угрожающие волны не захлёстывают нас, потому что мы на берегу и они не докатываются до нас; а далеко в море на опасных его волнах одинокий парус.

Если смогли представить себе эту картину, скажите, какие мысли и чувства возникли у вас? Не позавидовал ли кто-нибудь из вас тому смельчаку, который управляет этим парусом? Не захотелось ли оказаться на его месте, под парусом? Или его смелость, его рискованное, опасное для жизни состязание с морем кажется вам безрассудством? Или может быть, кто-нибудь из вас сожалеет о том, что не хватит смелости вот так выйти в открытое море под парусом?

Лермонтову не надо было воображать картину моря с парусом, как приходится это делать нам с вами. Вспомним слова из его письма: “Вот... стихи, которые я сочинил на берегу моря”. Одинокий парус в голубой морской дали он увидел наяву.

Т еперь необходимо объяснить некоторые слова. Лермонтовым написано одинокой , с окончанием -ой . (Учитель исправляет на доске окончание -ий на -ой .) Это не ошибка, так говорили раньше. Так и мы будем читать.

Увы - возглас, выражающий чувство сожаления, горечи.

Лазурь. Скажите, каким мы видим небо в ясный солнечный день? (Светло-синим, голубым, ярко-голубым .) Иначе такое небо можно назвать лазурным. Лазурное небо - это какое небо? (Голубое, светло-синее. ) А теперь скажите: лазурь - это какой цвет? (Голубой, светло-синий .) Существительное лазурь употреблялось также в значении “небо”.

А существительное струя могло употребляться в значении “вода”. Скажите, как понимать выражение: струя светлей лазури? (Вода светлее ясного голубого неба.)

Мятежный. Прилагательное безмятежный знакомо вам? Что оно обозначает? (Спокойный, ничем не тревожимый .) А что означает прилагательное мятежный , например, когда говорят о человеке “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный .)

Послушайте стихотворение целиком (идёт чтение ). Понравилось ли оно вам? Как думаете, только ли о парусе это стихотворение? Не возникло ли у вас ощущение чего-то таинственного в нём, скрытного, такого, до чего хочется дознаться, о чём хочется поразмышлять? Давайте пройдёмся по тайникам стихотворения.

Вот Лермонтов видит в море парус. Этот парус для - него не просто белое полотно. Он просит бури, он что-то ищет, у него есть родной край. Этот парус для поэта нечто одухотворённое, это существо, наделённое чувствами, стремящееся к каким-то неведомым целям. Так, как Лермонтов рассказывает о парусе, можно говорить только о человеке.

А может быть, и в самом деле здесь рассказано о человеке? Ведь плывет же под парусом кто-то. Обратимся к вопросам, которые возникают у поэта при виде паруса.

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..

Он - это кто? Парус или человек? К парусу или человеку направляет поэт свои вопросы-раздумья?

Когда будете читать стихотворение дома, попробуйте в своём воображении заменить парус человеком. Сделать это нетрудно: заметили, наверное, что в стихотворении слово парус постоянно заменяется местоимением он ? Найдите эти места в стихотворении. (“Что ищет он”, “что кинул он”, “он счастия не ищет”, “он... просит бури”, “под ним”, “над ним”. )

Что ищет он в стране далёкой?

Таким вопросом задаётся Лермонтов, наблюдая за парусом. Находите ли вы в стихотворении ответ на этот вопрос? Скажите, зачем парус в море? (Он хочет бури, жаждет бури, просит её .) Так что ищет он в стране далёкой? (Бури .) Прочтите строчку, в которой содержится ответ.

А он, мятежный, просит бури...

Вспомним, что значит мятежный в словосочетаниях “мятежная душа”, “мятежный характер”? (Неспокойный, тревожный.)

Как думаете, чем может быть вызвана мечта о буре? - Желанием испытать себя в чрезвычайных обстоятельствах, проявить свои способности в смертельно опасной обстановке, стремлением к подвигам и неприятием покоя, бездеятельности. Такова жизненная позиция человека с неспокойной, мятежной душой, того, кто жаждет бури.

Прочтём следующую строчку.

Как будто в бурях есть покой!

К акая из этих жизненных установок вам более по душе? Какой из них хотелось бы вам следовать в своей жизни? Как вы думаете, какой позиции придерживается Лермонтов?

Мысли и чувства, охватившие Лермонтова при виде паруса, были как бы сопереживанием душевному состоянию мятежного пловца. Но оно, это состояние, было воображено поэтом, вымышлено им, “выдумано”, так что стихотворение выражает в действительности и мир самого Лермонтова. Послушайте, что писал он о себе за год до создания «Паруса», когда ему было шестнадцать лет.

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал... <...>
понять

Я не могу, что значит отдыхать.
........................................................

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска

Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..

Уясним из этих стихов, к чему готовил себя юный поэт, какой жизненный путь выбрал из того множества дорог, на распутье которых оказывается каждый молодой человек. Послушайте и вдумайтесь в его слова.

* Мне нужно действовать...
...понять
Я не могу, что значит отдыхать.

* ...я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...

* И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!

Сравним, что пишет Лермонтов о парусе и о себе. Парус у него мятежный , то есть какой? (Тревожный, неспокойный .) Подумайте, к мятежным или безмятежным следует отнести Лермонтова, лирический герой которого о себе рассказывает следующее:

* Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.

Не скажете ли теперь, прослушав эти слова, почему парус в глазах Лермонтова мятежный? (Потому что мятежным был сам Лермонтов. Ведь поэт, рассказывая о парусе, передаёт своё мироощущение. )

Сравним ещё несколько цитат из этих стихотворений.

О Лермонтове: * Понять я не могу, что значит отдыхать.

О парусе: * Он... просит бури.

Покоя ли просит парус?.. А Лермонтов знает, что такое покой?.. Сравним ещё пару цитат.

О Лермонтове: * Мне нужно действовать.

О парусе:* Он... просит бури.

Не для того ли просит бури, чтобы действовать, и притом энергично, бурно, с полной отдачей сил, как того требует штормовая обстановка? А для Лермонтова, которому нужно действовать, не зная отдыха, не является ли буря желанной стихией?

Каким же предстаёт перед нами по этим стихотворениям юный Лермонтов? Человеком с мятежной душой (“желанье и тоска тревожат беспрестанно”, “он, мятежный”), сомневающимся в своих возможностях (“мне жизнь всё как-то коротка... не успею я”), не удовлетворённым жизнью (“не от счастия бежит”), стремящимся через непрестанный труд (“мне нужно действовать... понять я не могу, что значит отдыхать”) к большим деяниям (“я каждый день бессмертным сделать бы желал”).

Н о вернёмся на берег моря. Бесстрашный парус будоражит воображение юного поэта, вызывает сильные чувства и поток мыслей. Наблюдаемая картина и возникающие мысли тут же ложатся в стихи. Складывается небольшое стихотворение из трёх строф. В каждой строфе и картина моря с парусом, и навеянные ею мысли.

Что же является главным в содержании стихотворения: картины морского пейзажа или раздумья поэта? (Конечно, раздумья поэта - они непосредственно выражают душевное состояние Лермонтова.)

Но для внимательного читателя и в картинах, изображающих природу, есть своя загадка. Давайте перечитаем стихи с описанием пейзажа - это первые две строчки каждой строфы.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Каким изображается море в первой строфе: бурным или спокойным? (Спокойным .) А во второй строфе? (Бурным .) А в третьей строфе? (Опять спокойным .)

Выходит, пока Лермонтов наблюдал парус, море трижды поменяло свой состояние? Возможно ли такое в действительности? Почему же во второй строфе Лермонтов изображает море бурным, со штормовым ветром? Перечитаем строфу целиком.

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Можно ли усомниться в том, что парус не ищет счастья? Разбушевавшаяся морская стихия изображена в таких красках, что у читателя не может даже возникнуть мысли о том, что парус (пловец) ищет какие-то блага для себя.

Прочтём третью строфу.

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Вода светлей лазури бывает тогда, когда море совсем спокойно, а над морем эта самая лазурь с ярким солнцем. Кому же не по душе может быть такое море? (Только человеку с мятежной душой, не принимающему покоя, жаждущему бурной деятельности.)

В первой строфе море описывается через “туман моря” - вспомним, что названо туманом? (Голубая окраска морской дали.) На фоне этой голубой дали морской виден парус - таким образом указывается его местонахождение. Скажите, далеко или близко он от берега? (Далеко .) Ведь парус потому и произвёл сильное впечатление на поэта, что одиноко плавал далеко в море, в стране далёкой .

О бдумаем то, что мы нашли. Стихотворение «Парус» - это не зарисовка с натуры плывущего по морю паруса. Лермонтову важно было передать свои мысли и чувства. В каждой строфе пейзаж изображён так, чтобы помочь чётче выразить мысль и полнее передать чувство. Читая стихотворение, мы ощущаем, как сквозь думы и переживания поэта проглядывает его восхищение силой человеческого духа.

Составьте мысленный образ желаемого. Чтобы не задеть человека, поделитесь своими чувствами и потребностями, не вынуждая его при этом занимать оборонительную позицию. Постарайтесь подробно описать свои ощущения и помочь понять человеку то, что вам действительно необходимо.

  • Например, можно сказать: "У меня была такая тяжелая рабочая неделя. Как же я мечтаю валяться в постели весь день. Можно я тебя попрошу кое о чем? Ты не против, если мы не увидимся сегодня вечером?"
  • Если вам нужно гораздо больше времени, объясните иным образом: "Сейчас столько всего навалилось, поэтому мне действительно нужно некоторое время, чтобы многое переосмыслить. Можно попросить тебя о большом одолжении? Не возражаешь, если мы не будем видеться и общаться в течение нескольких недель?"
  • Следуйте сценарию. Придерживайтесь выбранного сценария, если вы хотите вежливо отклонить приглашение на общественное мероприятие. Это поможет обойтись без излишних извинений. Абсолютно приемлемо сказать "нет" и не добавить при этом "извини". Вот несколько примеров:

    • Когда вы хотите сказать "нет": "У меня была очень загруженная неделя. Пожалуй, сегодня мне следует отдохнуть. Но спасибо за приглашение!"
    • Если вы не хотите идти гулять в компании друзей: "Спасибо, что вспомнили обо мне, но я вынужден отказаться. Может посидим где-нибудь вдвоем? Мне нужно отдохнуть от коллективного времяпровождения".
    • Если вы не собираетесь выходить из дому, но остальные настаивают на прогулке: "Я слышал, что у вас там намечается веселье! Может, как-нибудь в другой раз?"
    • Когда вы намерены прекратить дружбу с этими людьми: "Не знаю, как сказать, но мне кажется, что мы слишком разные. Я бы хотел на время отодвинуть нашу дружбу на задний план".
  • Предложите альтернативу. Друг всякий раз чувствует себя ненужным, когда вы говорите ему, что хотите побыть наедине. Необходимо минимизировать подобные ощущения, чтобы сохранить дружбу, предложив альтернативу.

    • Если вы не настроены на поход в общественное место, пригласите своего приятеля в гости, чтобы посидеть дома.
    • Если вам хочется отдохнуть, перенесите встречу на следующую неделю.
    • Если вам нужно время, чтобы побыть одному, договоритесь с ним списываться пару раз в неделю.
  • Учитывайте потребности друга. Любые отношения подразумевают взаимоотдачу. Если вы намерены сохранить дружбу, то во время обсуждения темы необходимости личного пространства примите во внимание потребности своего товарища.

    • Если для полного счастья ваш приятель нуждается в постоянстве или внимании, то в таком случае следует время от времени навещать его.
    • Если ему необходима эта встреча для дружеской поддержки и внимания, то он может утолить эту потребность каким-нибудь иным способом, пока вы восстанавливаете силы.
    • Практически всегда существует способ удовлетворить потребности обеих сторон.
  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх