Рукописная газета куранты 17 век. Часы Тартарии — первые Русские часы

В XVII веке в Московском государстве появилась первая рукописная газета «Куранты» (от франц. courant «текущий») или «Вестовые письма». Они имели характер правительственного дипломатического издания и предназначались для царя и приближенных к нему бояр. Главным источником информации для них служили европейские газеты, в основном немецкие и голландские. «Куранты» писали о войнах и событиях внутренней жизни европейских государств.

Первой печатной газетой в России стали «Ведомости», которые по указанию и при личном участии Петра I стали регулярно издаваться, начиная со 2 января 1703 года.


«Ведомости» активно пропагандировали петровские реформы.

Много места отводилось характеристике экономического потенциала страны, обзору военных действий в Северной войне, описанию торжественных праздничных актов, публикации проповедей сподвижников Петра I, например Феофана Прокоповича.

Тираж «Ведомостей» колебался от нескольких десятков до 4 тысяч экземпляров. Первоначально газета выходила в Москве, и ее редактором являлся директор Печатного двора Федор Поликарпов. В 1719 году на эту должность был назначен переводчик Коллегии иностранных дел Борис Волков. Он принимал самое непосредственное участие в выпуске газеты. Материалы петровских «Ведомостей» тщательно проверялись и только после редакторской правки поступали в печать. В 1720 году сотрудником

газеты стал Яков Синявич, который вошел в историю

отечественной журналистики как первый репортер.

В «Ведомостях» Петр I видел, прежде всего, проводника и пропагандиста своей государственной политики, поэтому идеологический уровень первой печатной газеты в России был, несомненно, высоким.

С 1728 года издание «Ведомостей» приняла на себя Академия наук. Газета получила новое постоянное название - «Санкт- Петербургские ведомости». Первым редактором обновленной газеты стал Г.Ф. Миллер (1705-1783).

«Санкт-Петербургские ведомости» печатались на четырех страницах в четвертую долю листа. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет - двуглавый орел с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Газета выходила два раза в неделю, по вторникам и пятницам (104- 105 номеров в год). Постепенно к иностранным и внутренним

известиям, составлявшим основное содержание газеты,

прибавились объявления о торгах, подрядах, продажах, о выходе новых книг, театральных спектаклях и т.д.

В 1748 году канцелярия Академии наук назначила

заместителем редактора «Санкт-Петербургских ведомостей»

М.В. Ломоносова (1748-1751). Несмотря на свою научную занятость, он очень ответственно отнесся к новым обязанностям. Ломоносов не только руководил подбором всей иностранной


Информации, но и тщательно редактировал большинство газетных

Его перу принадлежит статья «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении произведений, имеющих целью обеспечить свободу научного суждения», в которой автор рассуждает о назначении научной журналистики и задачах журналистов. Рассуждая о том, какими профессиональными

качествами должен обладать журналист (правдивость,

беспристрастность оценочных суждений, уважение к иному мнению и др.), М.В. Ломоносов, по сути, сформулировал первый в истории журналистики этический кодекс.

В конце 50-х годов XVIII века русская журналистика обогатилась новым типом издания - литературным журналом, развитие которого привело к появлению сатирической журнальной периодики.

Одним из самых ярких отечественных сатирических изданий эпохи просвещенного абсолютизма стал журнал «Трутень» (1769- 1770) Н.И. Новикова. Уже первые номера «Трутня» показали, насколько серьезно Новиков понимал свой журналистский долг. Основной темой издания стала бесчеловечность крепостного права. В сатирических публикациях «Трутня» вопрос о положении крестьян в России поднимался до уровня важнейшей государственной проблемы. В отечественной журналистике и литературе в таком объеме и с такой силой, данная тема еще никогда не звучала.

Иную позицию занимал журнал «Всякая всячина», негласным редактором которой была императрица Екатерина II.

Спор о характере сатиры, разгоревшийся в 1769 году между «Трутнем» и «Всякой всячиной», имел чрезвычайно важное значение для дальнейшего развития отечественной журналистики. Екатерина II допускала возможность существовния сатирической журналистики, но только «мягкой», «улыбательной», когда ее острие направлено против человеческих пороков.

В противоположность «Всякой всячине», «Трутень» выступал за смелую, действенную сатиру «на лица», требовал разоблачения конкретных носителей зла и не признавал бессильной сатиры «на пороки». Сам Н.И. Новиков не посягал на основы монархии и не думал об уничтожении крепостного права, но злоупотребления им стремился прекратить и сочувствовал крестьянам.


Острая социальная сатира «Трутня» вызывала у

Екатерины II сильное недовольство. В начале 1770 года журнал был вынужден убавить резкость своих сатирических выступлений. Тогда же у «Трутня» появился новый эпиграф, который гласил «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Журнал продолжал выходить до апреля 1770 года, его прекращение, по-видимому, было связано с усилением административного давления на редакцию.

В апреле 1772 года Н.И. Новиков приступил к выпуску еженедельного сатирического журнала «Живописец» (1772-1773). Новиков постарался придать своему новому журналу внешне благонадежный вид. На страницах «Живописца» могли звучать комплименты и похвалы в адрес императрицы, однако в промежутках между ними печаталась острая обличительная сатира. Последняя треть XVIII века отмечена дальнейшим ростом влияния журналистики на общественную жизнь Российского государства. Осознание роли журнальной периодики как важнейшего фактора формирования общественного мнения обусловило пристальное внимание к ней со стороны официальных властей. В частности, Екатерина II явно стремилась держать журналистику под контролем и постепенно ужесточала свою цензурную политику. В то же время новые веяния в общественной жизни предопределили пути развития русской журналистики этого периода.

Анализируя основные направления развития русской журналистики в эти годы, условно можно выделить следующие типологические группы изданий: литературные, научно-

познавательные, нравственно-религиозные, политические.

Литературные журналы, объединявшие вокруг себя писателей, поэтов, переводчиков, публицистов и общественных деятелей, знакомили читателей с новинками русской литературы, с художественными произведениями других эпох и народов. Наиболее яркими представителями этой группы журналов стали:

«Вечера», «Санкт-Петербургский вестник», «Собеседник

любителей российского слова», «Санкт-Петербургский Меркурий», «Зритель», «Московский журнал» и другие. Такие журналы являлись не только предметом занимательного чтения, но и могли превращаться в открытую публицистическую трибуну.

Научно-познавательные журналы 70-90-х XVIII века -

наследники академической журналистики предыдущих


Десятилетий - знакомили читателей с основами естествознания и

экономики. В эту группу изданий входили такие журналы, как «Академические известия», «Собрание новостей», «Новые ежемесячные сочинения», «Санкт-Петербургские ученые записки», «Экономический магазин» и другие.

Нравственно-религиозные журналы, появление которых было связанно с массовым увлечением русского дворянства масонскими идеями, печатались в типографии Н.И. Новикова, арендованной им у Московского университета. К этой группе периодических изданий следует отнести журналы «Утренний свет», «Московское ежемесячное издание», «Вечерняя заря» и другие.

Политические журналы, имевшие, как правило,

публицистический уклон, оказывали заметное влияние на

формирование общественного мнения в области текущей политики. Эта группа была представлена следующими журналами «Санкт-

Петербургский вестник», «Прибавление к Московским

ведомостям», «Политический журнал» и другие. Важно отметить, что именно «Политический журнал», появившийся после начала революционных событий во Франции (1789) и призванный нейтрализовать освещение событий в России в невыгодном для Екатерины II свете, заложил традицию публичного обсуждения

политических вопросов в отечественной журнальной периодике.

В 1770-1790-е годы в Российской империи был предпринят целый

ряд шагов по упорядочению цензуры как средства

государственного контроля над журналистикой. Так, например, начиная с 1791 года, «Санкт-Петербургские ведомости» должны были согласовывать свою подборку новостей с особым цензурным ведомством (Переводческим департаментом Академии наук).

В годы царствования Павла I (1796-1801) репрессивные меры в области цензурной политики продолжали усиливаться, и 17 мая 1798 года был подписан очередной именной указ Сенату. Этот документ гласил «¼Устроить во всех портах цензуру, составленную из одного или двух членов, которые бы имели наблюдение, чтобы на кораблях привозимые сочинения, как газеты, так и другие не были пропускаемы без прочтения¼ цензорами и согласия оных¼». Подобные меры, как считал император Павел I, должны были воспрепятствовать проникновению в Россию новостей из революционной Франции. Тем не менее, в конце XVIII

На Спасской башне Московского кремля стояли странные часы совершенно невероятной конструкции. Это древние славянские часы, часы тартарские, которыми пользовались повсеместно и по-видимому многие века.

Часы Тартарии

Если поискать информацию про первые русские часы, то наткнемся на википедию, на статью о часах на Спасской башне.

Возможно что некоторые с удивлением узнают о необычных русских часах не похожих на современные и даже начнут гуглить дальше и найдут много для себя сюрпризов.

Первые русские часы. Официальная версия.

Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г. Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора.

Первое документальное упоминание об этих первых часах находим в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи). Сама летопись приводится Карамзиным в томе 5 Истории государства Российского. Названа летопись по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760-х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408.

"В лето 6912 князь великий Василеи Дмитриевич замысли часник и поставие на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно , страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев."

Итого, переняли часовое дело сразу и как есть, и начали строить после кремля такие-же повсеместно.

Но, читаем "История науки и техники" ч. 2, У/П Автор А. А. Шейпак:

"Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича сына Дмитрия Донского. Этот инок прибыл в Москву с Афона где находилось несколько православных монастырей, расспостранявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башеннок белокаменного Кремля , недалеко от того места где сейчас находится Благовещеннский собор. Часы эти были устроены особенным образом . Обыкновенно в в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. В довершение того, на циферблате, было обозначено не 12 часов как обычно а целых семнадцать ."

Стоп! Может автор А. А. Шейпак ошибся? Или он на сайт "История России" не заходит? Может у него сомнения закрадываются по поводу самого "Лицевого летописного свода" найденным "светилом российской истории" с "незапятнанной" репутацией Г. Ф. Миллером?

Шейпак Анатолий Александрович - организовал кафедру «Электротехника, теплотехника, гидравлика и энергетические машины».

Доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской Академии Транспорта, профессор и действительный член Международной Академии Наук Сан-Марино, член Международной Академии Наук и Искусств, член научно-методического совета по механике и председатель научно-методической комиссии по гидравлике Федерального агентства по образованию.

Автор свыше 200 печатных работ: 3 монографии, 11 учебных пособий (1 с грифом Минобразования, 2 с грифом НМС), один учебник (с грифом УМО), 8 типовых и примерных учебных программ), сорок изобретений (20 из них используются в промышленности). 35 статей и докладов на научных конференциях издано за рубежом.

"В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» - куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления , они показывали дневное время - каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов , остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа ."

О реставрированных после пожара 1654 года часах как одной из достопримечательностей Москвы того времени писал австрийский посол А. :

"Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве".

Augustin Meyerberg; 1622-1688) - австрийский барон, путешественник и дипломат. Сообственно рисунок часов сохранился в его альбоме "Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг. "

Возможно ли, что господин Шейпак спутал Выраченые часы 17 века с установленными в 15 веке? Странно, но такая ошибка часто встречается.

Был еще историк Иван Егорович Забелин написавший книгу "Домашняя жизнь русских царей".

Иван Егорович Забелин (17 сентября 1820, Тверь - 31 декабря 1908 , Москва) - русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

В его книге, читаем следующее:

"Мы не знаем, какой конструкции была механика этих часов. Указные, или узнатные, круги или колеса, т. е. циферблаты, устраивались только с двух сторон, одно в Кремль, другое в город, и состояли из дубовых связей, разборных на чеках, укрепленных железными обручами. Каждое колесо весило около 25 пудов. Средина колеса покрывалась голубою краскою, лазорью, а по ней раскидывались золотые и серебряные звезды с двумя изображениями Солнца и Луны. Очевидно, что это украшение изображало небо. Вокруг в кайме располагались указные слова, т. е. славянские цифры, медные, густо вызолоченные, всего 24 , между ними помещались получасные звезды, посеребренные. Указные слова на Спасских часах были мерою в аршин, а на Троицких – в 10 вершков. Так как в этих часах вместо стрелки оборачивался сам циферблат , или указное колесо, то вверху утверждался неподвижный луч, или звезда с лучом вроде стрелки, притом с изображением Солнца."

Забавно, не правда ли, что описание часов полностью сходиться кроме той детали, что в книге говорится о 24 цифре а на картинке к тексту их 16!!!

Эта картинка настолько похожа на рисунок Мейерберга, что я сначала решил, что это она и есть, но посчитайте буквы!

Случайно ли число 13 вдруг пропущено? Именно пропущено так как дальше по славянскому счету идет 14, 15, 16, 17.

Все это очень странно и кажется вся эта пляска с количеством часов в сутках старых русских часов не от незнания а намеренное искажение правды.

Староверы, точнее называющая себя "Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов" говорят что считается день по 16 часов в сутках.

"Час - разделен на 144 части, часть - разделена на 1296 долей, доля - разделена на 72 мгновения, мгновение - разделено на 760 мигов, миг - разделен на 160 сигов, сиг - разделен на 14000 сантигов.
День - сутки, изначально был разделён на 16 часов.
Неделя - 9 дней. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова.
Месяц - 40 дней (чётный) или 41 день (нечётный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет."

Даже можно на форумах найти как на базе обыкновенных часов сделать старые русские . Но, тут 16 часов и 13 на своем месте а не так как в в книге Забелина и не 17 как у Мейерберга.

Они утверждают что их часы настоящие старинные и никакого отношения к "русским часам" спасской башни не имеют.

По поводу 17 и 24 часов есть такое объяснение:

"На этих "старых" часах нет деления на 17. Там также 24 часа в сутках. Эти часы показывали попеременно дневное и ночное время. В зависимости от числа и месяца количество "дневных" и "ночных" колебалось от 7 до 17. Т.е. например, зимой было 7 "дневных" и 17 "ночных" часов. В марте 12 "дневных" и 12 "ночных", а в мае 17 "дневных" и 7 "ночных". Всего, все равно, 24 часа в сутках. В-общем, это такие же часы, что и сейчас, только показывающие еще дневную и ночную продолжительность суток))".
...То есть, если, к примеру, весной в какой-то период времени 14 ночных темных часов, а оставшиеся 10 - дневные, такой циферблат должен был крутиться (стрелка же неподвижна) до цифры 14, а потом прокрутиться назад на цифру 1 и с нее снова считать уже дневные часы."

Казалось бы данное описание все объясняет и вопросов тут нет. Но не много ли несоответсвий то тут то там чтобы закрывать тему?

Еще одна странность заключается на мой взгляд в том, что бытует утверждение, что отсчет в русских часах шел против часовой стрелки как сейчас, но все существующие картинки это никак не подтверждают. Буквы должны в этом случае идти справа налево по кругу а не слева направо как в случае с вращающимся циферблатом так и в версии со стрелками.

Но, как бы то ни было, сколько было часов в сутках это же важно! Часы на Спасской башне (пока продолжим говорить только о них, для простоты) не игрушка, не модный девайс! Конечно, опять все русские дикие и тупые и часы первые видите-ли нам иностранец построил и конечно же монах.

Но с чего это вдруг он решил установить систему которую никто никогда и нигде до этого не использовал?

Прямо та же история, что и с Кириллом и Мефодием! Вам не казалось странным, что два монаха зачем-то изобрели славянам азбуку а не взяли просто и не дали греческие буквы "дикарям"? И почему Лазарь ставит часы не как у всех, а все делает ровно наоборот?

  1. Не стрелка крутится а циферблат.
  2. Крутится циферблат в противоположную сторону (то есть против часовой стрелки как принято сейчас).
  3. 17 часов видимо все таки в сутках и никаких не 24.
  4. Часы астрономические, час в зависимости от времени года и местоположения.

Надо же понимать, что часами этими люди пользовались, они по ним жили, так воспринимали мир и время. Это не шутки!

Позвольте еще немного из книги "Домашняя жизнь русских царей":

"Кстати, сообщим несколько подробностей о башенных часах, которые были совершенно необходимы во дворце из-за многочисленности живших и работавших там должностных лиц, крупных и мелких, обязанных или явиться, или приготовить что ко времени, к назначенному часу. Употребление карманных, или зепных,часов в то время было весьма незначительно, частью по их редкости и дороговизне, потому что русского часового производства почти не существовало и русские мастера карманных часов были такой же редкостью, как и самые часы русского производства; а к тому же и немецкие часы, которые все-таки достать было легче, хоть и задорого, по своему разделению времени не соответствовали русским и, следовательно, были неудобны для употребления. Русские часы делили сутки на часы дневные и на часы ночные, в зависимости от восхода и заката солнца, так что в минуту восхода на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество дневных часов, а также и ночных постепенно изменялось следующим образом, как записано в тогдашних святцах."

Часы были не диковина какая-то. Были они необходимы и ими пользовались. Хочется только спросить, а что за границами дворца часы не были так необходимы? А в других городах?

Все авторы замечают, что часы были неточные, некоторые говорят даже о том, что они и вовсе не были механическими, а поворачивали круг часовщики руками.
Грубость же работы выводят из самой идеи что русские такие бестолковые, что день мерили по световому дню и час был не фиксированный.

А что если это было миропонимание, а не простая блажь? Как трудно привыкнуть к переводу на летнее и зимнее время сейчас, какая низкая производительность труда в темное время суток знает каждый, даже когда просто пасмурно работа уже не та. Человек - это часть природы а не машина, почему же мы считаем, что нам подходит машинный отсчет времени на часы минуты и секунды, искусственно созданные часовые пояса и законодательные переходы на зимнее-летнее время?

Были ли примитивными якобы первые русские часы если механизм умел мерить время в зависимости от дня а не подкручивался вручную часовщиками? Хоть многие и предполагают, что часовщики подводили каждый день часы то так то сяк вручную, но это ли не бред? Зачем тогда вообще вешать часы?

Сами же неоднократно заявляют, что часы европейцев, даже карманные, не были такой уж диковинкой, но и в 17 веке продолжают ставить часы на русский манер даже на главной площади страны.

Так же, весьма не охотно говорят и о том, что часов было много по России. Больше же говорят о часах Московских а не Русских - Horologium Moscoviticum как о какой-то диковинке на вроде часов в советском магазине игрушек "Детский Мир".

"Действительно, в конце XVI ст. в 1585 г., башенные часы стояли уже на трех воротах Кремля, с трех его сторон: на Фроловских, или Спасских, на Ризположенских, ныне Троицких, и на Водяных, что против Тайника, или Тайницких.
Часы стояли в деревянных шатрах или башнях, специально для этой цели достроенных на воротах. При каждых часах находился особый часовник, а при Ризположенских даже двое, которые наблюдали за исправностью и починками механики. В начале XVII ст. упоминаются часы и на Никольских воротах. В 1624 г. старые боевые часы Спасских ворот были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю, а вместо них построены новые, в 1625 г., англичанином Христофором Галовеем, который для этих часов тогда же выстроил над воротами вместо деревянного высокий каменный шатер в готическом вкусе, украшающий ворота и до сих пор. При этом русский колокольный литец Кирило Самойлов слил к часам 13 колоколов. Часы, следовательно, были с перечасьем, или с музыкой."

Русских часов было много

Часы на Спасской башне были не единственные. И остальные часы были исполнены, наверняка, по тому же принципу. Европейские часы не пользовались спросом не из за цены, а потому, что они были другие, их не использовали на Руси, народ, люди мерили жизнь и понимали время по другому.

По свидетельствам нидерландского путешественника Н. Витсона (60 годы 17 века), у русских «часов мало, а где таковые имеются, там вращается циферблат, а стрелка стоит неподвижно: она направлена вверх, показывая на цифру вращающегося циферблата ...».

То, что в Лицевом Летописном своде говорится о 12 часах много может сказать и о самой его достоверности в целом. Тут и истории с монахам Лазарем можно и нужно усомнится. Не представляю себе как в 15-ом веке ставится одна система а в 17-ом выдумывается совершенно якобы невиданная доселе другая! А потом эта другая, как бы неудобная и неточная заменяется опять на прежнюю. Это не просто история о часах, это серьезное дело!

То и дело говорят о часах на спасской башне дабы сложилось впечатление, что они были уникальны и единственны в своем роде. Не с целью показать что на Руси счет времени был другой, а что якобы получается наоборот, поставлены однажды по глупости, лишь бы не как у всех. Сами часы путают, то ли в 15 веке то ли в 17 то ли на Спасской башне то ли во дворе князя а то на одной из башенок белокаменного кремля. Вся эта болтовня уводит внимание от главного, делает сам факт наличия таких часов как бы курьезным, как единичный случай ничего не говорящем о той настоящей истории, о том как жили наши предки.

Поскольку самих часов не сохранилось, достоверной информации нет, авторы строят свои предположения на основании документов сохранивших указания о ценах на часы, количестве часовщиков, оплаты мастерам итд. Делают исходя из них выводы о плохом качестве и неудобстве самой системы.

Только в 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны, «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля. Но это в Москве, а сколько еще оставалось по России в пользовании русских часов?

Петр Первый и куранты

Немного света на всю эту чехарду догадок и противоречащих друг другу фактов проливает история с заменой древних русских часов.

В 1705 г. по указу Петра Спасские часы переделаны , «против немецкого обыкновении, на 12 часов», для чего еще в 1704 г. он выписал из Голландии боевые часы с курантами за 42 474 рубля.

Посмотрим опять как это выглядело раньше. Итак, было:


На что я хочу обратить внимание - на утверждение что часы "переделаны" или как еще пишут "заменены".

Простите, у меня или глаз нету, или это просто наглая ложь. Не переделаны и не заменены, а выдраны, уничтожены, стерты из памяти, а место установки заложено кирпичом. А сверху присобачили знакомые нам сегодня куранты. Которые, кстати, по размеру даже не влезают, должны быть немного меньше, да и не в стиль с самой башней если хоть чуть-чуть приглядеться. Циферблат не вписывается в арку, а закрывает ее скрывая под собой ее части. Нахлобучили по-быстрому и всех делов.

Даже колонны по бокам арки пришлось подломить, одни пеньки остались. Все это явно говорит о том, что были заказаны часы не специально, а куплены первые попавшиеся в спешке. А что может быть за спешка? Стояли- стояли несколько веков часы на башне и вдруг раз!?

Правда сейчас, это даже не те голландские часы, а в 1770 году их заменили английскими курантами, что кстати, много говорит о их качестве, простояли меньше 70 лет в отличие от старой системы. Кстати в 17 веке бычoк (4 года) или 40 трехсаженных бревен и 1 большой прибойный гвоздь стоили 1 рубль (Из книги Мельниковой А.С. "Булат и Злато"). У меня нет информации по 18 веку но, можно даже на этом примере представить что такое 42 474 рубля.

Я не любитель острых высказываний, стараюсь больше предполагать или лучше поставить лишь вопрос перед читателем чтобы он решил сам.
Но, елки-палки. Какое переделывание!?

К слову, с обратной стороны, такая же пустая арка c таким же окошком. Нижний циферблат старинных часов был на две стороны, а верхняя часть, где сейчас куранты - на четыре стороны! Вся Россия эту картинку каждый год видит в ночь трансляции поздравления страны пРезидентом, мало кому понятно правда с чем, но еще меньше тех, кто задумывается над пустотой в арке на Спасской башне.

Разгребая "факты" не мог отделаться от ощущения, что важная информация затирается а выпячивается всякая ерунда. Как будто специально бесконечные детали о том кто сколько рублей получил или потратил, да какое сукно, да сколько часовщиков, да в каком году. Вся эта кажущаяся на первый взгляд, важная статистика яйца выеденного не стоит, мало того, что одни и те же события от автора к автору скачут во времени и перевираются, да еще и толку то в них никакого нет.
Не о устройстве часов, не о их принципе работы, не о количестве таких же ни у кого нет не малейшего представления, а только догадки. И все это обильно перемешано с рассказами что в таком-то году был пожар, а в таком то году переделали часы, а то ли установили новые и опять сняли и сделали другие. Все это для отвода глаз, хочу я вам заявить. Чтоб сам черт ногу сломал. Увести от главного. У нас была своя древняя система счета времени и свои часы!

Понятно, что Россия у ней особенная стать и ее аршином общим не измерить. Но, в то время как везде стараются беречь древнее наследие, сохранять по возможности любую мелочь, не разумно ли было бы оставить, пусть устаревшие, пусть вышедшие из строя часы, они же даже как декоративный элемент, украшение очень хороши! Оставить для потомков, чем выламывать, продавать их на лом и ставить первое-попавшееся даже не подходящее по размеру убожество.

Я понимаю, что есть и было больше и более важных проблем, но вся эта история с русскими часами в примере с Спасской башней не иначе как сокрытие правды и явное злостное вредительство.

Дополню еще одним рисунком вида Кремля из сочинений Таннера (1678 г) где якобы башня на воротах с искусно сделанными часами есть только почему-то там стрелки! Не говоря о том, что выше, там где сейчас куранты, часов вообще нет.

Хотя вот, пожалуйста, у Олеария все на местах.

Ну и вот, 1800ые, и то что стало после указа П1:



С той частью часов, что занимала место нынешних курантов, старорусских до голландских, вообще мне до сих пор не понятно. По рисунку я насчитал 12 делений и там какие то похоже зодиакальные знаки, видимо это месяца. Стрелок там не видно, не известно была ли эта часть статической, декоративной, что вряд ли, но может быть, или имела механизм.

Получается, у Таннера или не Спасская башня или явный подлог, так как даже причислить рисунок к более позднему не удается. Все равно часы не на своем месте.Можно предположить, что под видом Фроловской(Спасской) башни, возможно, нам подсовывают Троицкую, но сравнив Таннера с Олеарием видно что это одна и та же башня. Даже ракурс на рисунке тот же и купола церквей внутри Кремля совершенно совпадают.

Кстати, на Троицкой, как нетрудно заметить, часы то же раньше были, а теперь, как на Спасской пусто, голые кирпичи да окошко.Причем, как и на Спасской, там две арки под часы и будет не лишним предположить что украшены они были такой же парой русских часов как и Спасская.

Халтура

На вручении государственной премии 2011 года В. Молотков, реставратор часовщик музея Эрмитаж сказал:

"В России сложилось так, что русские люди часы выкидывали. Потом приехали немцы. Понимаете, немцы – люди аккуратные, они сделали вывески в Москве, в Петербурге «Чиним часы» и написали ещё по-немецки, потому что, может быть, и иностранцы были в этих городах. По-немецки старые часы – это «alte Uhren». Когда у барина часы останавливались, он звал дворецкого и говорил: вот часы встали, отнеси-ка их халтурщику. Дело в том, что «альте урен» звучит как «халтура»." [ Стенограмма ] [ Видео ]

Результаты немецкой починки мы хлебаем и по сей день. Вот такая вот она - халтура.

Итог

Еще не понятно? Путанно? Если поставить все обратно с головы на ноги - то станет все ясно. Эти часы и их строй четко соответсвует с древней системой счета -Шестнадцатиричной системе счисления. Ведь число "16" пришло к нам из глубин истории как основное, базовое число.

1 аршин равен 16 вершкам (71,12см). Это мера длинны, как вы понимаете.
1 осьминник равен 1/8 десятины (мера площади), а 1/8 -как раз часть целого числа, равного 16.
1 пуд равен 16 килограммам, но тут нужно говорить ещё о некоторых особенностях русской шкалы весов. Дело в том, что пуд делится на фунты, а их 32! (2х16). Фунт, состоит из лотов, где лот равен шести золотникам по 32 доли каждый. А одна доля (самая мелкая единица измерения словян) ровняется 0,0444 современного грамма!

Вся система мер, счета, времени это единая система. Забегая вперед скажу, применительно к часам - часы не просто были на башнях а они были на КАЖДОЙ башне, на сооружениях которые мы называем храмами, а точнее - звонницами. И слово час - не от церковной службы, а наоборот церковная служба от часа. Я все вам подробно расскажу и покажу.

Продолжение следует...

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Газета начала постоянно выходить в Москве в 1621 году (хотя отдельные выпуски появлялись ещё в июне 1600 года) для информирования царя Михаила Фёдоровича и боярской думы и продолжала издаваться вплоть до начала XVIII века, пока в1702 году не превратилась в печатные ведомости.

Газета была рукописной и готовилась дьяками Посольского приказа в нескольких экземплярах специально для царя и его приближённых, которым её зачитывали вслух (об этом говорит помета «государю чтено и боярам»). Источником информации служили в основном иностранные газеты (регулярно выписывались Посольским приказом с 1631), а также сообщения иностранных корреспондентов, среди которых были голландец Исаак Масса, швед Мельхер Бекман, рижанин Юстус Филимонатус, шведский резидент в москве Петер Крузбиорн.

Газета выходила без постоянного названия , но в «Переписной книге царя Алексея Михайловича» (1676) названа «куранты о всяких вестях». Предполагают, что слово «куранты» не позже 1649 года стало обозначать столбцы с вестями, так как это слово входило в название нескольких голландских газет XVII века (в деловой письменности иностранные газеты называются также «печатные вестовые письма») . Окончательно выпуск «Курантов» был упорядочен в 1660-1670 годах боярином Посольского приказа А. Л. Ордин-Нащокиным.

Редакционный коллектив (переводчики, правщики, переписчики) назывался «курантельщики».

Внешне газета представляла собой узкие листы склеенной бумаги, исписанные столбцом сверху вниз. Такие столбцы текста порой были длиной несколько метров.

2. М.В. Ломоносов-журналист.

Начальные шаги Ломоносова в Петербургской Академии Наук связаны с участием в печати. В январе 1742 года в течение полугода он работал в редакции «Примечаний на Ведомости» в качестве автора и переводчика. В 1741 году он напечатал в «Примечаниях» 3 своих оды и перевел несколько работ академика Крафта. В общей сложности 10 частей «Примечаний» за 1741 год оказались занятыми переводами Ломоносова.

В 1748 году в газету «Санкт-Петербургские ведомости» канцелярия Академии Наук назначила несколько переводчиков, а Ломоносова фактически - редактором «Санкт-Петербургских ведомостей», т.к. из 8 полос каждого номера не менее 5-6 занимали иностранные известия, а остальные заполнялось объявлениями. Русские новости представляли собой 2-3 заметки, появлявшиеся далеко не в каждом номере. Ломоносов руководил подбором иностранной информации, внимательно редактируя тексты.

Редактирование «Санкт-Петербургских ведомостей» занимало у ученого много времени, и поэтому в марте 1751 года он попросил об увольнении с этой должности.


Организация первых научных изданий связана с именем М.В.Ломоносова. Он высоко оценивал значение научно-популярного и литературного периодического журнала «Примечания», видел в нем средство просвещения и воздействия на развитие наук и искусств.

По инициативе и при участии М.В.Ломоносова при Российской Академии Наук издавался учено-литературный журнал «Ежемесячные сочинения» (1755-1764). За 10 лет трижды менялось название: в 1755-1757 годах - «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих», 1758-1762 - «Сочинения и переводы, к пользе и увеселению служащих», 1763-1764 - «Ежемесячные сочинения и известия об ученых делах». Журнал выходил в Петербурге по двенадцать номеров в год, объединенных в два тома, тиражом 2000 экземпляров. Редактором был Г.Ф. Миллер. В журнале участвовали В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков и другие. Большая часть произведений опубликована анонимно. Журнал имел отделы: исторический, литературный и библиографический. Цель - публиковать только общественно-полезные для общества сочинения. Обсуждались вопросами экономики, культуры. Половина материалов журнала были переводными, печатались повести Вольтера, например «Зодиг».

Образцом публицистики XVIII века является статья Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии».

Не ограничиваясь изложением специальной научной проблемы, М.В.Ломоносов затрагивает в статье вопрос о правах и обязанностях журналистов не только при рецензировании научных исследований. Он клеймит плагиат, требует от рецензентов-журналистов независимой оценки, способности «схватить новое и существенное в сочинениях, принадлежащих иногда людям самым ничтожным». Статья эта, написанная Ломоносовым в 1754 году по латыни, опубликована была в 1755 году на французском языке в научном амстердамском журнале, на русском языке впервые опубликована в 1865 году в «Сборнике материалов для истории Академии наук в XVIII веке», однако не потеряла актуальности и по сей день.

3. «Трудолюбивая пчела» и «Праздное время» А.П. Сумарокова.

Большим событием в истории русской периодической печати было возникновение первых частных изданий. В течение более чем полувека правительство непосредственно и через Академию наук держало свою монополию на печатное слово, и только в конце 1750-х годов появляются в качестве издателей частные лица. В их журналах, и чем дальше, тем чаще, встречаются оппозиционные по отношению к правительству ноты. Издательская же деятельность великого русского просветителя Н.И. Новикова казалась Екатерине II настолько опасной, что она жестоко расправилась с писателем.

В конце января 1759 г. в Петербурге тиражом 1200 экземпляров вышел первый номер ежемесячного журнала «Трудолюбивая пчела», издателем которого был А.П. Сумароков, известный литератор, автор многих трагедий и комедий, десятков стихотворений и песен.

В журнале Сумарокова, кроме него, принимали участие А. Аблесимов, И. Дмитревский, Г. Козицкий, А. Нартов, братья Нарышкины, Е. Сумарокова, В. Тредиаковский и др. Многие из них позже стали печататься в журналах, выходивших при Московском университете.

«Трудолюбивая пчела» открылась посвящением жене наследника престола Петра Федоровича – Екатерине Алексеевне, будущей императрице. Сумароков называл ее «Минервой» и просил покровительства. Он явно ориентировался на «малый двор» великого князя, а не на царицу Елизавету Петровну и ее вельмож. Сама по себе эта ориентация выглядела достаточно смело: Екатерина находилась в опале, подозреваемая, и вполне справедливо, в политических интригах и тайных сношениях с иностранными дипломатами. Оппозиционное направление журнала усиливали резкие нападки Сумарокова на представителей государственного аппарата, достигавшие подчас большой остроты.

Несмотря на то что в «Трудолюбивой пчеле» печатался ряд современных авторов, журнал все же оставался изданием одного лица – именно Сумарокова и хранит ясный след его сильной и незаурядной личности.

Не ставя перед собой далеко идущих художественных задач, как он делал это в поэзии и драматургии, Сумароков развивает жанр сатирического очерка и фельетона, обнаруживая оригинальность мысли и тонкую наблюдательность. Заметки его – отрывки горячего монолога писателя, озабоченного судьбами русской литературы, театра, России в целом.

Сумароков был убежденным монархистом, осуждал только злоупотребления властью, считал крепостное право явлением естественным и необходимым. Однако он яростно протестовал против рабства крестьян, отданных в бесконтрольное владение неразумным и злым помещикам. «Продавать людей как скотину не должно», – утверждал Сумароков в своих замечаниях на «Наказ» Екатерины II. Крестьяне – необходимый элемент государства, они должны работать на земле. Дело дворян – руководить страной, управлять крестьянским трудом. Сумароков предъявлял большие требования к дворянству, стремясь очистить этот класс от присущих ему пороков, приблизить к идеалу. Он не жалел сатирической соли, высмеивая недостатки дворянства и отдельных его представителей, боролся с рабовладением, но так как рабовладельцами были почти все дворяне, удары Сумарокова обращались на крепостническую систему в целом. Только личные достоинства дворянина могут дать ему право занимать видные должности в государстве. «Порода», происхождение, знатность семьи не могут играть никакой роли. «Честь наша не в тиглах состоит, – писал Сумароков, – тот сиятельный, кто сердцем и разумом сияет, тот превосходительный, который других людей достоинством превосходит, и тот болярин, который болеет об отечестве». Эту мысль он повторял и в своих стихах.

В письме «О достоинстве» (1759, май) Сумароков утверждает что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинств человека: «Справедливо ли говорится вместо «человек, имеющий великий чин» и вместо «человек знатного рода» – честный человек? Из сего следует, что все крестьяне бесчестные люди, а это неправда; земледелие не воровство, не грабительство, но почтенное упражнение».

Свою положительную программу, весьма неясную и сбивчивую Сумароков излагает в утопии «Сон. Счастливое общество», помещенной в декабрьской книжке «Трудолюбивой пчелы». Автор говорит о том, что он был «в мечтательной стране», которой правит «великий государь», являющийся в то же время «великим человеком». Свои милости он дарует только достойным людям и сурово преследует нарушителей закона. Далее Сумароков рисует положение духовного и военного сословия, подробно описывает судебный и чиновничий аппарат, лишенный всех обычных для него в России недостатков.

Утопические мечтания писателя об идеальном дворянском государстве подчеркивали его критическое отношение к окружающей действительности. Сложившиеся у него представления о том, каким должно быть дворянство, непритворное осуждение зла крепостного права и эксплуатации крестьян, обличение чиновников и откупщиков делали Сумарокова неприемлемым для правительства литератором, несмотря на его желание служить монархии так, как он это понимал. На двенадцатой книжке 1759 г. журнал «Трудолюбивая пчела» закрылся по причинам отчасти материального, а главным образом общественного порядка; слишком резкий тон приняли нападки Сумарокова на правящий класс.

В том же 1759 г., с января, стал выходить еженедельный журнал «Праздное время, в пользу употребленное». Его издателями была группа преподавателей и выпускников Сухопутного шляхетного (т.е. дворянского) кадетского корпуса в Петербурге, тираж составлял 600 экземпляров. В 1760 г. редактором-издателем был преподаватель корпуса П. Пастухов, часто печатавший в журнале свои переводы.

В Шляхетном корпусе, основанном в 1732 г., всегда были сильны литературные интересы. Из его стен вышли такие видные русские писатели, как А.П. Сумароков, M.M. Херасков, и, кроме них, – И.П. Елагин, А.А. Нартов, С.А. Порошин, братья П. и И. Мелиссино и многие другие. Нет ничего удивительного в том, что после крупного успеха первого русского журнала «Ежемесячные сочинения» молодые литераторы Шляхетного корпуса решили выступить со своим еженедельным изданием.

Журнал «Праздное время» не блистал литературными дарованиями и оригинальными статьями. Известную злободневность придали ему лишь выступления Сумарокова, который печатался там после закрытия «Трудолюбивой пчелы». Общий тон журнала – благонамеренно-нравоучительный. Вопрос о сатире, т.е. вопрос о критическом отношении к русской действительности и о дальнейших путях развития национальной литературы, приобретавший с каждым годом новую остроту, решался «Праздным временем» примирительно и не так, как его решал Сумароков. Предвосхищая позицию будущего журнала Екатерины II «Всякая всячина», «Праздное время» считает, что «обыкновенное правило есть сие: сатира должна хулить порок, а не лица». К порокам же относятся «три главные страсти» – честолюбие сребролюбие и сластолюбие. Примеры такого рода отвлеченной сатиры, не касающейся язв русской жизни, иногда встречаются на страницах «Праздного времени» преимущественно в виде переводов из журнала Стила и Аддисона «Зритель», выходившего в Лондоне в 1711–1714 гг. Такие переводы печатались позже и во «Всякой всячине».

Моралистические рассуждения о надежде, об успокоении совести, о чести, о душевном спокойствии, о молчаливости, многочисленные «разговоры в царстве мертвых» великих людей древности, статьи на исторические темы занимают страницы «Праздного времени». Лишь с марта 1760 г., когда в журнале начинает выступать Сумароков, довольно унылый и нравоучительный колорит издания оживляется. Сумароков печатает свои притчи, эпиграммы, стихи и песни, прозаические отрывки, полные ядовитых нападок на «крапивное семя» – подьячих, выражавшие обиду на утеснения русских авторов в пользу иностранцев.

Последний номер журнала «Праздное время, в пользу употребленное» вышел в конце декабря 1760 г. Редакция не объяснила причины прекращения журнала, но, очевидно, сумароковская сатира, придавшая ему критическую окраску, могла ухудшить отношение придворных кругов к кадетскому журналу и способствовать его окончанию.

4. Журнал Екатерины II «Всякая Всячина».

Всякая Всячина

первый русский сатирический журнал, выходивший в СПб., в 1769 г., еженедельно по пятницам, полулистами, по 4 стр. in 8°. Первый выпуск состоял из 6 стр. и имел следующее заглавие: "В. Всячина. Сим листом бью челом, а следующие впредь изволь покупать". Все издание за 1769 г. составляет книгу в 408 стр.; каждая статья имеет особый №, всего №№ 150. В 1770 г. издан "Барышек В. В." (см.), продолжавший нумерацию страниц "В. Всячины" (411-552) и статей (№ 151 - № 176). Издателем журнала, как теперь доказано, была императрица Екатерина, равно как и главным редактором и сотрудником; ближайшим помощником ее состоял Г. В. Козицкий. Цель издания объясняется в журнале таким образом: "Я хотел показать, первое - что люди иногда могут быть приведены к тому, чтобы смяться самим себе; второе, открыть дорогу тем, кои умнее меня, давать людям наставления, забавляя их, и третье - говорить русским о русских и не представлять им умоначертаний, кои оные не знают". За образец был принят журнал Аддисона "Spectator" ("Зритель"), выходивший в Лондоне в 1711-12 гг., причем "В. Всячина" широко заимствовала из него и форму, и характер сатиры и даже прямо пользовалась его статьями, сокращая или дополняя их и приближая к русской жизни. Заимствования производились из французской редакции Аддисоновского журнала. Форма сатирических статей "Всякой Всячины" - большей частью письмо постороннего лица в редакцию, аллегория, восточная повесть, сон, случайно найденные записки и т. д. Характер сатиры "В. Всячины" был самый безобидный, потому что она поставила себе правилом "не целить на особ, а единственно на пороки". Даже и эта скромная цель суживалась тем, что журнал предполагал "изредка касаться пороков, чтобы тем под примером каким не оскорблять человечества". Таким образом "В. Всячина" обращала главное внимание на смешные, мимолетные явления жизни, а из общественных зол она коснулась только взяточничества, и то лишь по отношению к "подьячим". "В. Всячина" породила целый ряд сатирических журналов: "И то, и сё", "Ни то, ни сё", "Полезное с приятным", "Смесь", "Трутень", "Адская Почта". Эти журналы смотрели на "В. Всячину", как на свою "бабушку", а себя называли "внучатами". Эти родственные отношения скоро испортились вследствие полемики. Большинство народившихся журналов, особенно "Трутень" и "Смесь", отнюдь не смотрели так же невинно на сатиру и хотели придать ей обличительное направление. Вопрос об исправлении пороков также решался различно: "внучата" полагали, что воспитания мало для искоренения их, а необходимы также социальные реформы. Полемика дошла до того, что "Смесь" замечала, яко бы бабушка "изображает слабость своего разума", не сходясь с внучатами, которые могли ее спросить: "почто же называться роднёю? Или она уже выжила из ума?" Заключая поприще своей деятельности, издатель высказался в следующих словах: "прощайте, господа, я с великим терпением слушал ваши осуждения и смеялся от чистого сердца всему тому, за что другой бы сердился, и не перестал писать, пока мне самому не вздумалось окончить В. Всячину; и сие оканчивая, объявляю вам, что я приемлю другое ремесло, где достанутся от меня многим щедрые милости". Последние слова служат одним из опорных пунктов доказательству, что издателем была Екатерина II. Из сотрудников "В. Всячины" могут быть указаны: А. В. Храповицкий, Аф. Лобысевич, А. О. Аблесимов, П. Ф. Богданович (или П. Ф. Берг); предполагают еще И. П. Елагина.

5. Петербургские журналы 1769 года.

(Подробный материал http://evartist.narod.ru/text3/03.htm#з_07)

Екатерина Вторая чувствовала, что общественное настроение было взрывоопасным. Она пыталась показать всему миру, что положение дел в России может быть обсуждаемо публично. Попытка реформировать законодательство. Она подписывает Манифест от 14 декабря 1766 года, где объявляется о созыве Комиссии по составлению Нового уложения. С 1649 года Российские законы не менялись. В комиссию было избрано более 500 депутатов от государственных учреждений, городов, дворянства, казачества и т.д.

Но все же заседания комиссии проходили в стесненном положении. Эта комиссия не могла принимать никаких решений. Но споры уже обозначились. Екатерина Вторая понимает, что пора заканчивать с либерализмом.

В декабре 1768 года под предлогом турецкой войны деятельность комиссии прекращена. Чиновникам и офицерам велено возвращаться на службу.

Указ Комиссии от Екатерины – это публицистическое произведение. Она много участвовала в журналистике, но ее не любили, так как она была нерусская. Литераторы называли ее язык «лягушачьим». Этот указ сразу был переведен на все основные языки. Екатерина позже стала считать его крамольным, он изымается из обращения для русских граждан. Содержание очень напоминает мысли француза Монтескье. Комиссия не пошла по пути, предлагаемому Екатериной.

В январе 1769 года новые попытки повлиять на общественное мнение – в Петербурге выходит журнал «Всякая всячина». Официальный редактор – секретарь Екатерины Козицкий. Настоящий редактор – сама Екатерина. Журнал выходил еженедельно, поэтому потенциально мог оказывать большое влияние (подробнее в предыдущем билете).

Подает пример многим другим изданиям. Екатерина называла его «бабушкой сатирических журналов». В этот год в Петербурге появляется еще семь изданий.

Журналы. 2 января – «Всякая всячина». Конец января – «И то, и се» - Михаил Дмитриевич Чулков, писатель. 20 февраля – «Ни то, ни се», рифмоплет Василий Рубан. 24 февраля – «Полезное с приятным», Румянцев и де Тейльс. 28 февраля – «Поденщина», Тузов. 1 апреля – «Смесь», издатель точно неизвестен. 1 мая – «Трутень», Н.И. Новиков. Июль – «Адская почта», Федор Эмин.

ТЕНДЕНЦИЯ: Участие в журналистике царствующих особ. Тираж «Всякой всячины» около 1700, потом 1500, 1000. В конце концов – 600 экземпляров. Отрицательная инамика.

У некоторых изданий тираж наоборот рос, например, «Трутень». 625 экземпляров, потом первые номера пришлось переиздавать как книгу. Второй тираж около 500-700. С 13 номера – 1240 экземпляров. «Трутень» - оппонент «Всякой всячины».

Тиражи других изданий около 600 экземпляров. Самый оптимальный тираж. Почти все журналы заканчиваются в конце 1769. В 70-й год перешли только «Всякая всячина» и «Трутень». «Трутень» не изменяет свое название, а «Всякая всячина» изменяется на «Барышок всякой всячины». Барышок – остаток, избыток. В 70-м выходили только те материалы, которые скопились и жалко выбрасывать.

Екатерина Вторая хотела, чтобы ее издание было направлено на осмеяние пороков. Екатерина Вторая считала, что сатира должна быть отвлеченной. Первый спор в сатирической журналистике носил теоретический характер: какой должна быть сатира – конкретной или абстрактной? «Всякая всячина» хотела, чтобы все издания следовали ее примеру. «Смесь», «Трутень», «Адская почта» - конкретная сатира. Объектов критики называли условными именами, которые кочевали из журнала в журнал. Кощей, Стозмей, Злорад.

«Всякая всячина» была против. Сатира в улыбательном духе. Усиление цензуры и закрытие ряда журналов. Но «Трутень» она не закрывала.

Второй пункт полемики – бюрократы, чиновники. «Всякая всячина» утверждала, что чиновников искушают другие, с ними иметь дела не надо. Надо решать дела мирно. Другие журналы печатали материалы о взяточничестве, развращении государственного аппарата.

Третий очень принципиальный вопрос – о положении крепостных крестьян. «Трутень» рассматривает эту проблему как социальную. «Всякая всячина» - как нравственную. Жестокость преподносилась им как исключение из правил, только отдельные помещики не обнаруживали человеколюбия. Эпиграф к журналу «Трутень», который менялся. 69 год – «Они работают, а вы их труд едите» - плюс аллегорическое название. Статья «Рецепт для господина Безрассуда» - крестьянская тема. Отзвуки теории о естественном праве. Безрассуд должен рассматривать господские и крестьянские кости, пока не найдет отличия.

Четвертый спор о галломании. Это любовь ко всему французскому. Проблема воспитания. Вопрос о галломании был поставлен уже в 50-х годах, Сумароков против, придворные - за. В эпоху Екатерины отношение придворных меняется. Против галломанов были передовые литераторы, радеющие за создание самобытной литературы. Правительство Екатерины тоже против, хотя раньше все галломаны были вельможами. Это из-за того, что Франция являлась провокатором в начавшейся русско-турецкой войне.

- Всякая всячина.

Появляется без оповещения читателей. Условия подписки объявляются только во втором номере, первый номер раздается бесплатно. В нем говорится: «Сим лицом бью челом, а второй – изволь покупать». Многим это не понравилось. В литературных кругах распространился слух, что журнал издается секретарем Екатерины Козицким. Официозный, охранительный характер. Среди нападок на журнал было много всякого» вхождение, редактор, плохой язык. Нерусский характер статей Екатерины.

Центральное место – материалы самой Екатерины, анонимно. Некоторые считают, что под именем Фалалей скрывался Фонвизин. Козицкий, Шувалов, Сумароков.

- И то, и се.

Писатель М.Д. Чулков. Опять принимает участие Сумароков, Попов и другие. Журнал выходил нерегулярно, что плохо сказалось на читателях. В первом номере язвит по поводу бесплатного номера «Всякой всячины». Ругал все журналы.

Журнал интересен интересом к фольклору: песни, обряды, пословицы (в тему и не в тему). Помещен полувымышленный «Русский мифологический словарь». ТЕНДЕНЦИЯ: изгнание иностранных слов, замена их русскими аналогами. Журнал исключительный, так как он ориентировался на читателя из мелкобуржуазных кругов, а не на дворян. Краткие замысловатые истории, анекдоты и т.д.

Боролся за создание национальной литературы, против засилия классической литературы, стремился создать новые жанры (бытовые повести и рассказы). Первый разрабатывает тему «маленького» человека.

- Ни то, ни се.

Рифмоплет Василий Рубан. Он жил на средства богатых людей. Хвалебные стихи меценатам. Еженедельный, в основном переводные материалы. Ярких сатирических материалов нет. Льстивые стихи Рубана.

- Полезное с приятным.

Выходил с февраля по июнь. Выпускали преподавателиСухопутного шляхетного кадетского корпуса: Румянцев и де Тейльс. Сначала задумывался как полумесячный, потом стал еженедельным. Переводы, нравоучительный характер. В целом, не претендовал на сатирическое направление.

- Поденщина.

Ежедневный журнал офицера Василия Тузова. 28 февраля – 4 апреля. Первые номера выпущены на неделю вперед. 4 страницы. Не выдержал темпа.

- Смесь.

Еженедельный. Точный редактор неизвестен. Некоторые считают, что это Федор Александрович Эммин. Другие – Лука Сичкарев. Не был оригинальным, много переводов. В основном – из французских журналов. Перевод давался не точный, в обработанный, приближенный к русской жизни. Активно участвовал в полемике, поддерживал «Трутень». 600 штук.

- ТРУТЕНЬ.(см. в след. билете)

- Адская почта.

Федор Александрович Эммин – писатель, литератор. Ежемесячный. Всего 6 номеров. Составлен из переписки двух бесов Хромоногого и Кривого. Все это – труд Эммина. Персональный журнализм – тенденция. Изредка в начале номера была полемическая статья автора. Отличия: не было стихотворного раздела. На наш взгляд – это не журнал, а книга. Жанр сатирического письма. Тенденция: жанр письма. Различные анекдоты. Важно: оригинальный текст, происшествия петербургской жизни, а не переводы. Условно: хроника скандалов. Иногда литературные, иногда семейные, но всегда реальные. Поддерживал «Трутень».

В 70-м году появляются еще два журнала: «Пустомеля» и «Парнасский щепетильник». Щепетильник – продавец модных галантерейных товаров.

- Пустомеля. (см. в след. Билете)

- Парнасский щепетильник.

15 мая – декабрь. Ежемесячный. Чулков. Парнас – сосредоточение литературных талантов. Само название говорит о сатирических аллюзиях. С аукциона в первом номере продает двух стихотворцев: лирика и драматурга. Невозможно сказать, конкретные ли это персонажи. В основном, несатирические материалы.

После бурного расцвета в 69 году, в 70-м упадок.

6. Журналистская деятельность Н.И. Новикова.

(Так же можно посмотреть этот материал, тут текста меньше, написано тоже самое - http://evartist.narod.ru/text3/03.htm#з_11)

- ТРУТЕНЬ.

Выходил не только в 69 году, но просуществовал до 27 апреля 1770. Н.И. Новиков (1744-1818). Происходил из дворянской семьи, гимназия при Московском университете, служил в Измайловском полку. В 1767 принимает участие в заседаниях Комиссии по составлению Нового уложения – протоколист. В 68 уходит с военной службы. В 1770 – занимает должность переводчика в Коллегии иностранных дел. В 1773 окончательно уходит в отставку. Хочет перечитать все журналистские произведения.

Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. Рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю. Вопрос: к чему потребен я в обществе? Слова Сумарокова. Считает, что может быть полезен, издавая труды других авторов.

19 номер журнала «Всякая всячина». «Письмо Афиногена Перочинова». Письмо против критики и сатиры вообще. Предлагает отказаться от нее. Сначала пытается образумить литературными способами. Афиноген предлагает бороться с критикой. 4 требования: 1) никогда не называть слабости пороком; 2) хранить во всех случаях человеколюбие: 3) не думать, что существуют совершенные люди; 4) просить бога, чтобы тот дал снисхождение. Это программа смягчения критики. Жесткий постскриптум: еще два правила, не таких лояльных – 5) никому не рассуждать о том, в чем не смыслит; 6) чтобы никто не думал, что он один весь свет может исправить.

Многие считали, что Екатерина пытается закрыть «Трутень». В 5 номере «Трутня» под подписью «Правдолюбов» Новиков упрекает Екатерину в потакании пороку. Считает, что более человеколюбив тот, кто помогает исправить пороки. Упреки в плохом знании языка. Новиков обрушивается на дворянские нравы, упрекает в презрении ко всему русскому, увлечении иностранщиной. С уважением упоминает о разночинцах.

В 70-м году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он даже меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Он подчеркивал, что понимает опасность своих выпадов. В 70-м году демонстративно изгоняется Правдолюбов. Следующая редакционная заметка, что его письма больше печататься не будут. Журнал нападает на кокеток, серьезные темы исчезают. По сути, характер критики как хотела Екатерина. Журнал обесцветился. Тираж падает с 1200 до 750 экземпляров. Новиков публиковал письма якобы от читателей, которые писал сам. Шуточные псевдонимы: «тот, кто написал» и «услужница ваша, не угадаешь кто». Маскировка собственной позиции под читательскую. Сам Новиков пишет, что поступило еще 4 таких читательских письма.

В заключительном номере Новиков пишет: «Против желания моего с вами прощаюсь» - административный нажим. Но официальных документов, подтверждающих закрытие, нет. «Трутень» 70-го года и не интересовал так читателя. Он выполнил свою миссию – выражение оппозиции. «Всякая всячина» тоже закрылась, до «Трутня».

В журнале, видимо, участвовал Фонвизин, известный переводчик-китаевед Алексей Леонтьевич Леонтьев. Василий Майков, Федор Александрович Эммин.

- Пустомеля.

Всего два номера. В конце апреля закончился «Трутень». В июле появляется «Пустомеля». Но Новиков действовал через подставное лицо. Журнал зарегистрирован на имя фон Фока. В 1-й книжке «Пустомели» Новиков поставил цель создать положительный образ русского героя. Это должен был быть юноша Добросерд. Но развитие образа не удалось – не успел. Первые образцы театральных рецензий в России. Театральная жизнь. Второй номер – 2 материала привели к гибели. 1- переводчик Леонтьев «Завещание Юнджена, китайского хана, своему сыну». Материал преподнесен как перевод с китайского. Посвящен обязанностям правящего человека. Тенденция: маскировка. 2 – стихотворение Фонвизина «Послание к слугам моим». Дух вольнодумства. Журнал закрыт без объяснения причины. Тираж 500 экз.

- Журнал «Живописец».

Екатерина уже дважды пыталась повести за собой общественное мнение: комиссия и журнал. Пытается использовать еще одно средство – театр. В 70-е годы Екатерина решила заняться драматургией. В 1771 пишет 5 комедий, в 72 году они выходят на сцене придворного театра. Художественный уровень невысокий. Назидательный характер. Высмеивает сплетни, пороки – продолжение журнальной абстрактной сатиры. Ожесточенно нападала на дворянских либералов. В России замечательное правительство, но ему мешают либералы. Комедии успеха не имели.

Воспользовавшись фактом появления этих комедий, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец». Издавал по июнь 1773. Долго было непонятно, как его разрешили. Но оказалось, что Екатерина негласно разрешила в 69 году издавать журналы всем желающим. Об этом сохранилось свидетельство Тузова. По-видимому, такое разрешение давалось на один год, а затем журнал могли закрыть. В России всегда были возможности обходить цензуру. Например, если однажды текст был издан, то потом мог свободно переиздаваться, даже если был запрещен.

Новиков посвящает журнал Екатерине, а точнее, неизвестному сочинителю комедии «О, время». Характер вызова. Более лояльный характер. Но Новиков нападает на разных литераторов, в том числе на тех, которым покровительствовала Екатерина. Сначала тираж 600, потом рос. Хорошо принят. В одном из первых номеров поднимается крестьянская тема. Выступал под собственным именем. Материал назывался «Отрывок путешествия в *** И*** Т***». Некоторые считают, что это значит «Издатель Трутня». Авторство этого отрывка сложно установить. Вторая версия принадлежит сыну Александра Радищева Павлу, который утверждает, что автор его отец. ИТ три дня путешествовал по российским деревням. Не видит ничего хорошего: непаханые поля, неурожай – он приписывает это плохой заботе помещиков. Основное место пребывания – деревня Разоренная. Написан текст кратко, но емко. Принцип художественного лаконизма – характерен и для этого отрывка, и для всего творчества Новикова и его журнала. Материал вызвал обсуждение. В одном из следующих номеров опубликован отрывок «Английская прогулка». Написано с целью смягчить предыдущий материал – 13 номер. В 14 номере продолжение путешествия. Она отличалась от первой части – сатира обычная, носители пороков, абстрактная сатира. В противовес этим порочным людям поставлены крестьяне. Заканчивается описание этого отрывка упоминанием о деревне Благополучной, о которой якобы рассказывали автору. «Английская прогулка» подготавливает ко второй части. В 15 номере – Фалалей, цикл писем к нему, тоже крестьянский вопрос. Опять жанр письма. «Письмо уездного дворянина к сыну». Уволен за взятки, отыгрывается на крестьянах. Трифон Панкратьевич. Критика невежества. В 23 и 24 номерах продолжение – письма от матери и от дяди. П.Н. Берков доказывал, что эти письма принадлежат перу Фонвизина.

Еще одна важная тема – галломания. Тема просвещения. Новиков говорил, что дворяне, не прошедшие должного воспитания, будут плохими слугами государству. 4 номер – персонажи Щеголиха и Волокита. Это сквозные персонажи, переходили из номера в номер. В 9-м номере Щеголиха печатает письмо. Особый жаргон – с французскими вкраплениями. Щеголиха просит издателя создать женский модный словарь. Тенденция: жанр словаря. В 10 номере печатается такой словарь. Название «Опыт модного словаря щегольского наречия» - слова на две первые буквы алфавита.

Новиков придерживается линии «Трутня» - конкретная сатира. Обличение социального, а не нравственного зла. Новиков растет: больше приемов, более тонкая психологическая характеристика своим персонажам. Авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. Принцип типизации. Жанровое своеобразие: жанр письма. Эффект правдоподобности.

На 2-м году жизни «Живописец» блекнет, как и «Трутень». В 73-м году иногда печатаются странные материалы, переводы. В конце июня 73-го года закрывается без объяснения с читателем.

В 16-17 веке появились первые газеты в Европе. «Gazzetta» - Венеция, сводка новостей, продавалась за мелкую монету. Коммерческие новости.

Пражурналистика: ораторское искусство, таблички, летописи, проповеди, глашатаи, герольды. В России – куранты (рукописные газеты, столбцы, листовые письма). Куранты – текущий. Внешне – длиной в несколько метров, узкие, складывающие листы бумаги, писали на них без перерывов сверху донизу. Они существовали для царей. 1621 г. – первые дошедшие до нас куранты. Михаил Федорович, Алексей Михайлович. Пражурналистика – потому что она была окружена строгой дипломатической тайной. Иногда слушали и ближайшие бояре. 1-3 экземпляра. После прочтения куранты поступали в Посольский приказ. Их изготовляли чиновники этого приказа, который занимался иностранной политикой. Материал брали из других газет, переводы, газеты получали от своих агентов – польские, голландские, немецкие, шведские. Другие источники: расспросные речи (прообраз интервью) – показания определенных лиц, чаще иностранцев. Прообраз корреспондентов – на рубежах содержались информаторы, которые доносили специальную информацию. Четвертый источник – вскрытая частная переписка иностранцев (первая иллюстрированная). Существовали различные устные источники. В целом история около 80 лет, источники могли меняться. Издавались куранты примерно раз в месяц, но нерегулярно.

1668 – регулярная почта, что повлияло на регулярность газеты. 2-4 раза в месяц. Разноплановые сведения: торговые, военные, об образе России на западе.

Юстас Филоманатус – информатор/прообраз собственного корреспондента, присылал материалы из-за границы. Куранты существовали до царствования Петра Первого. Петру Первому понадобилась собственная печатная газета – для пропаганды намеченных реформ. Ему не нужна была сводка, так как он мог читать сам. Объяснение курса политики. Грамотных людей на Руси было мало.

2. Возникновение периодической печати в России. Официальные «Ведомости».

Петру Первому понадобилась собственная печатная газета – для пропаганды намеченных реформ. Ему не нужна была сводка, так как он мог читать сам. Объяснение курса политики. Грамотных людей на Руси было мало.

Функция первой газеты – пропаганда собственной политики, рассказ о новостях русской и зарубежной жизни.

15 декабря 1702 года – Петр Первый подписывает указ о печатании «Ведомостей». Здесь же он подчеркивал необходимость свободной продажи – в отличие от курантов. Изготавливалась чиновниками, на должности приказов. Все важные сведения посылались в Монастырский приказ, оттуда на печатный двор.

16 декабря этот указ доведен до широкой аудитории. 17 декабря, а по другой версии 16 появляется первый номер «Ведомостей». Каждый новый номер имел новое название. Первый номер напоминал куранты – письма и только заграничные новости. На следующий день – второй номер 17 декабря. Заявка на ежедневность. Другое название – тенденция. Объяснение: не было рубрик, изменение содержания отражалось на названии. Второй номер – «Ведомости Московского государства». Разное содержательное наполнение – о въезде Петра Первого после победы над шведами.

Эти два номера до нас не дошли, поэтому День Российской Журналистики – 13 января. Третий номер – 27 декабря, посвящен одной новости – взятие крепости Нотебург. Назывался он очень длинно. Не было регулярного тиража. 3-ий номер – очень большой тираж 1000 экземпляров, так как это важная новость.

В курантах основное – переводы, так же и для «Ведомостей». Тоже тенденция. Мало оригинальных материалов. Ближе к концу 18 века появляются самобытные издания. Западная журналистика отличалась. Она носила коммерческий характер. «Ведомости» - общенациональный характер, это государственное официальное издание. Первая половина 18 века – монополизация печатных изданий. 1759 г. – первые частные издания.

Неудачное начало Северной войны, поэтому Петр Первый пытался объяснить свои действия (например, переплавку церковных колоколов).

Просветительский характер «Ведомостей», ставка на грамотность, устное влияние на остальных. Основная тема – военные действия. Источники: письма, переводы, донесения от генералов. Заграничная жизнь не только по переводам, но и по донесениям. Петр Первый лично редактировал некоторые номера.

Тенденция – участие в русской журналистике царей. Екатерина Вторая, Николай Первый. Петр Первый – иногда сам снабжал информацией.

Развитие языка, Петр Первый бережно относился к языку. Вслед за иностранным термином должен был следовать русский перевод. Требование простоты, ясности и понятности текста. Доступность. Это тоже уровень тенденции.

Первый официальный редактор – Федор Поликарпов, директор печатного двора в Москве. Образованный человек.

Сначала «Ведомости» выходили в Москве, потом переехали в Питер. Там редактор – Михаил Аврамов, директор столичной типографии. В основном информационные материалы – жанр заметки – точнее его зародыш. Жанры только начинают вырабатываться.

Непостоянный тираж: зависит от темы. Тенденция: чем дольше существовали «Ведомости», тем меньшим тиражом они распространялись. Продавались не все номера. Со 2 номера 1724 года тираж стал всего 30 экземпляров. Причины ослабления интереса: политические. Затяжной характер Северной войны спровоцировал потерю интереса. «Ведомости» заполнялись сведениями военного характера. Принято говорить, что элементы желтизны появились в 19 веке. Журналистика становится профессией в 20 веке. В 18 веке журналистам не платили, только с 19 века. В журналистике 18 века в основном были дворян – и писали, и читали – тенденция. Были и другие, но в значительном меньшинстве. Читать в основном умели только дворяне.

Элементы желтизны были уже в 18 веке – развлекательные, сенсационные материалы. Тираж постоянно менялся из-за экстраординарных событий.

Иногда тираж быстро раскупался, тогда газету переиздавали как книгу – второе, треть издание (тиснение). Неоперативность. Многие сведения были незлободневными, актуальными все время. Иногда подборку статей издавали десять лет спустя. Существуют переиздания и «Московских ведомостей». Третий номер за 1711 год.

Нерегулярность истории. Иногда появлялся только один номер в год. Новости часто неактуальные. Ослабление внимания читателя. Стоимость газеты: 1-4 деньги. Немаленькая цена. Для сравнения: 3 деньги в день получал наборщик.

1709 год – реформа алфавита. С церковного перешли на гражданский шрифт. Два шрифта бытовали одновременно – «Ведомости» печатались обоими шрифтами, причем сначала церковный шрифт превалировал над гражданским. Это было для постепенного перехода. С 1715 года гражданский шрифт полностью вытесняет церковный из газеты.

В 1703 и 1704 году вышло по 39 номеров, 1705 – 46 номеров (самое большое количество). 1718 – всего один номер.

Разное количество страниц – от 2 до 22 страниц. От этого и зависела цена. Формат – восьмая доля листа, примерно полтетради. Он тоже варьировался. С 3 номера 1711 года на первой странице появилась гравюра. Петр Первый много содействовал школе русского гравирования. На этой гравюре вид Питера с Невой и Петропавловской крепостью, а также Меркурий.

    Первая русская газета была рукописной и составлялась специально для царя Михаила Федоровича и его приближенных. Выходила так называемая газета всего в нескольких экземплярах и считалась чуть ли не государственной тайной. За первоисточник брались новости в иностранных газетах, а также сообщения от зарубежных коореспондентов.

    А называлась эта газета Куранты (этим словом раньше обозначались столбцы с новостями) и издавалась на протяжении почти восьмидесяти лет. Далее она была превращена в печатные ведомости.

    Поэтому из предложенных выше вариантов ответа выбираем самый первый вариант - вариант А.

    А вот как выглядела страница тех самых Курантов:

    Когда вопрос касается чего-то нового, а уж, тем боле, первого, то такое событие обычно не остатся незамеченным, сохраняется для потомков буквально через столетия. Сложно даже представить себе, сколько труда было вложено в производство рукописных газет, даже если это было всего несколько экземпляров, а для ответа берм вариант А - Куранты .

  • Для правильного ответа мы выбираем вариант А. Куранты , так как именно эта газета стала выпускаться с 1621 года для царского двора, а точнее для царя Михаила Федоровича и для бояр. Поначалу эта газета была полностью рукописной и только с 1702 года она стала печатным изданием.

    Эту газету всегда упоминают, когда говорят об истоках русской прессы.

    Правда, в те далекие годы она была рукописной и не доступной для широкой аудитории.

    Читали газету только избранные люди - царь Михаил Федорович и знатные бояре.

    А называлась эта первая ласточка русской журналистики КУРАНТЫ.

    В газете писали российские и зарубежные новости, которые составляли служители из Посольского приказа.

    Очень интересно появление на Руси в 17 веке первой газеты. Это конечно, была не газета в том смысле, как мы это понимаем сейчас, но несомненно, что для того времени это было передовое новшество.

    Оно пришло в Россию с запада, и первоначально часть новостей были те, что появлялись в западных газетах. Газету писали дьяки посольского приказа, допущенные до такого рода сведений.

    Называлась первая газета Куранты и издавалась для царя Михаила Федоровича. Что интересно, массового читателя эта газета не имела:

    Выбираем ответ под буквой А - Куранты.

    Первым рукописным изданием - газетой считалась газета Куранты, которая писалась специально для царя и его придворных.

    Интересно, в газете было много новостей как о России, так и из-за границы. Каким образом появлялись эти новости, если не было интернета.

    Правильный ответ - Куранты.

    Первая газета - это Куранты, однако, многие историки, восхваляющие Петра 1, считают, что при нем появилось все первое,первый табак, первые балы и первая газета Ведомости, ведь именно Ведомости издавались при Петре 1.

    Первая газета, которую составляли дьяки Посольского приказа с 1621 года для государя Михаила Федоровича, а именно он был тогда на троне, называлась одним словом, если смотреть на варианты из конкурса золотое руно - 2016 - это Куранты. А если чуть поглубже копнуть, то имела и второе название Вестовые письма, при этом это периодическое издание являло собой длинный, склеенный из многочисленных листов бумаги свиток, куда дьяки заносили события, произошедшие или происходящие в мире, и не только, т.к. и торговые операции и дипломатические встречи и приемы также были отражены в этой газете.

    Замечу, что существовали, так называемые дозорные люди, которые посещали разные страны и там черпали сведения для этой рукописной газеты. Ну и неким плагиатом или современным языком рерайтом занимались, переписывая данные из иностранных газет, по случаю попадавшие в Россию-).

    На чтение Курантов не всегда приглашались слушатели, мог царь и один ознакомиться с тем, что начертано было в газете. По окончании же прочтения, газета отправлялась опять, только теперь уж на хранение, в Посольский приказ.

    Ответ - Куранты

    Первая рукописная газета появилась при царском дворе в начале третьего десятилетия 17 века. Соответственно, при первом Романове, царе Михаиле Феодоровиче. Позже издавалась она и при его сыне Алексее Михайловиче.

    Газета называлась Куранты.

    Составителями первой газеты Куранты были дьяки из Посольского приказа.

    Ответ: А) Куранты.

    Куранты, для царя Алексея Михайловича делали.

    Первая рукописная газета выходила для государя Михаила Федоровича, е составляли дьяки Посольского приказа с 1621 года. или Куранты. Эта рукописная газета представляла собой длинный свиток бумаги, он был склеен из многочисленных листов. В него дьяки заносили события, которые происходили в стране.

    Выбираем ответ - A. Куранты.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх