Проповедь в неделю сыропустную воспоминание адамова изгнания. Неделя сыропустная воспоминание адамова изгнания


Покаяние - духовная купальня, через которую прошли все творцы величайших деяний в христианских народах.


Сейчас очень в моду вошло курение с использованием кальяна. Внешне он привлекателен тем, что как бы представляет альтернативу сигаретам.


В последние годы в Церкви уже почти никто не оспаривает то, что воспитательная работа в молодежной среде должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы.
Участники конференции «Церковь и молодежь» в Почаевской Духовной Семинарии
На протяжении несколько лет небольшой храм при Почаевской Духовной семинарии в честь преподобных Иова и Амфилохия в ночь с 31 декабря на 1 января собирает под своими сводами более 1000 богомольцев.
Як проходив новий рік в Почаєвській Семінарії
Як новий рік розпочнеш так і його проведеш. Здавна існує таке повір’я, тому наші справи говорять за нас. Кожна людина наділена вибором, але чи вірно його робить залежить лише від неї.

Во-первых, потому, что вера наша есть свет. Сказал Христос: Я свет миру (Ин; 8, 12). Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.

Благодатный ум видит то, что не может видеть глаз; видит внутреннее под внешним, и видит сердце под платьем, и видит человека за лицедеем и Бога за человеком.

«Только некий Бог может спасти мир!» Это последний крик философов и пророков древних времен. Это крик человечества, томящегося во оковах князя мира сего, в лабиринте без окон и дверей, в жизни, теряющейся в нирване и гадесе.
Поучение на евангелие в крещенский сочельник и на Святое Богоявление
Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа. Тот всю жизнь свою проводил в пустыне, был сын архиерея, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, сверх того, родился от неплодной

Проповедь в неделю изгнания Адама из рая

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!

«Раю, мой сладкий раю», – такими словами праотец наш Адам плакал, когда потерял то блаженство, которое Господь сотворил ради него и для него. Первый человек должен был совершенствоваться в любви к Богу и распространить рай на всю землю. Но прельстившись дьяволом в образе змия, он ниспал и был изгнан из рая, мы тоже изгнанники на землю. Суть падения человека и всего человечества, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, было то, что человек до грехопадения был безгрешен, он не знал греха, но имел познание о том, что грех есть. Но знание о яде еще не убивает, а убивает вкушение яда. И так человек вкусил яд греха, и помрачился его ум, разум и воля, зло смешалось с добром, человек перестал отличать добро от зла, и делал зло как свою вторую природу, приобрел себе лжеименный разум. И те, продолжает святитель, кто доверяются своему разуму, и думает что он здоров, тот в очень большей прелести находится, которая есть пагубная и не спасительная. И корень нашего грехопадения заключается в том, что мы послушались внушению лукавого, и приняли это внушение, этот помысел, соблазнились лицезрением запретного плода, осязали его и самым действием, вкушением и умерщвлением осквернили себя. И святитель говорит, что этот корень как раз и надо врачевать посредством молитвы, призванием страшного и животворящего имени Господа нашего Иисуса Христа для того, чтобы Господь очистил наш ум, разум, и чтобы мы не принимали помыслы вселукавого. Всякая молитва, наипаче краткая Иисусова, она способствует этому очищению. И так как молитва с постом, она очень действенная и слышимая, то наши молитвы надо соединять с воздержанием чрева, глаз и всех своих чувств, потому что то целомудрие, которое потерянное в раю, оно дается молитвою постом и предстательством Владычицы нашей Богородицы, о Которой Господь после Его изречения о наказании первому человеку, добавил, что придет избавление: «Семя жены сотрет главу змия».

Преподобный Силуан говорит, что Адам плакал не о том, что потерял такой прекрасный рай, такую сладость, то блаженство, а о том, что он оскорбил любовь Божию. И когда он понял, что находится на земли уже вне благодати, вне любви Божия, он горько плакал и рыдал, что слышала вся земля его неизреченное рыдание. Преподобный Силуан говорит, что Адам горько плакал со словами: «Куда Ты скрылся от меня, Господь мой и Бог мой. Слезно ищу Тебя, и не могу найти». Но прежде, чем начать подвиг покаяния молитвы и поста, который мы должны створять и делать в тайне, мы должны знать, что есть условие прощения нашим обидчикам, нашим оскорбителям и всем тем, кто нам делал зло. Если мы будем прощать нашим обидчикам, то и Господь будет нам прощать. И, соответственно, если мы не прощаем, то и Господь нам не прости. И тот, кто преодолеет свою плоть, как ее называет преподобный Исихий Иерусалимский, древо познания добра и зла, начнет ее распинать со страстями плотскими и похотьми, призывая Господа Иисуса на помощь непрестанно, тот переступит ту ступеньку, когда сможет приблизится к тому блаженству, о котором нам Господь говорит: «Блажении нищии духом…», – и далее по восходящей,до той степени что человек ради того вкушения сладости от любви Божьей и Святого Духа, принимает скорби с радостью в этой жизни. И тот, кто сподобиться от Господа вкусить, насколько Он благ, насколько сладка Его любовь, Дух Его Святой, тот человек не будет помышлять уже о земном. Преподобный Силуан в дивном видении, в дивном созерцании спрашивал у Адама: «Адам, расскажи, как ты плакал о изгнании твоем из рая, как ты умолял Господа о прощении»? Адам отвечал, что он не может вспомнить земного, потому что уже вкушает сладость любви Божьей.

Будем призывать на помощь святых, Владычицу нашу Богородицу в это благоприятное время вступления в Святой Пост, время света, когда все обнажается – дела тьмы, как в рентгене, будем видеть свои грехопадения и даже помыслы от лукавого. Будем призывать Владычицу, чтоб она помогала уцеломудрить свою волю, чтобы наша душа и тело умом и сердцем желали одного – Царства Небесного, потому что Адам потерял земное, но сподобился Любовию Божией во Христе распятом и воскресшем уже обновленного рая, где пребывает Господь Своею благодатью – светом Святой Предвечной Троицы, чтобы Господь молитвами праотца нашего Адама и Евы сподобил нас Царства Небесного, как Господь говорит, что «Царство Небесное внутри вас есть». И когда наше сердце прилепится ко Христу, тогда будем стяжать богатство наше в Духе Святом через пост и молитву, через всепрощение наших ближних, через чтения Слова Божия, Святые Таинства, Причастия Святых Тела и Крови Господни, чтобы сподобится нам тоже этой вечной радости, сладости, мира неизреченного по великой Божьей милости. Аминь!

Неделя сыропу́стная (заговенье на Великий пост) — последний день, который подводит итог всему подготовлению к Посту, обычно называющийся «Прощёным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». Мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает Великий пост в паломничество к небесному отечеству.

Совсем немного времени осталось до начала Великого поста. Вспоминается плач Адама об утерянном рае и, готовясь к серьезному пути, все просят прощения друг у друга.

Адам, отец вселенной, в раю знал сладость любви Божией, и потому, когда был изгнан из рая за грех и лишился любви Божией, горько страдал и с великим стоном рыдал на всю пустыню. Душа его терзалась от мысли: «любимого Бога я оскорбил». Не так жалел он о рае и красоте его, как о том, что лишился любви Божией, которая ненасытно каждую минуту влечет душу к Богу.
Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мучение. Больно душе и сильно жалеет она, когда оскорбит любимого Господа.
Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил:
«Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».
Прп. Силуан Афонский. Плач Адама.

Почему вдруг внимание Церкви обращается к Адаму? На заре человеческой истории разыгралась драма: создание поднялось на Создателя. В чем причина такого бунта: не буду подчиняться, не хочу никаких ограничений, хочу всё делать по-своему? Знакомо каждому? - Знакомо, как знакомо и желание оправдаться и свалить вину на другого: «жена, которую Ты дал…» И дальше, глубже идет самооправдание: Ты ее дал… Значит, Ты и виноват?!

Как близка такая история греха каждому! Самоволие, упрямство, упорство в грехах, самооправдание вместо раскаяния. Первое стремление - обвинить Того, к Кому следовало бы прежде всего спешить с самым нужным: «прости». Но нет. Адаму неприятно, стыдно и нехорошо на душе, что он нарушил заповеданное. Но как он ведет себя? Библейская история буквально говорит о стремлении спрятаться от Бога, и на все века остается у большинства это первое движение - уйти в тень, спрятаться… От кого? - От Бога, от совести, от души своей. От того, от кого нельзя укрыться, нельзя уйти, нельзя защититься самооправданием и ложью. Что же делать? Нетрудно догадаться, что Церковь, говоря об Адаме, помогает каждому увидеть в нем себя. Если это изображение нашего непослушания, неблагодарности, нежелания ответить любовью на любовь дано в форме поэтического сказания о праотце, потерявшем этими же качествами рай, то делается это только для того, чтобы отозвались на нее наши ум и сердце.

Как рай ощущался первенцем человеческого рода? Как защита благодатью Божией от зла мира. Чтобы иметь какое-то представление об этом, обычно вспоминают о золотой поре детства, где любовь родителей охраняет юную жизнь от всего порочного. Но любовь Творца вместо благодарного чувства и ответной любви встретила противоположное желание прервать самое дорогое и ценное в жизни общение с Творцом. Грех вошел в жизнь человека, ослабил его дарования, отравил способности, нарушил целостность души. Те, кто способен ощущать мучительный внутренний разлад, знают, что в глубинах души часто возникают бури, поднимающие со дна всякую нечистоту. Чаще всего человек предпочитает не касаться таких тем, не заглядывать в эту бездну («тамо гади, им же несть числа» по выражению псалмопевца), уходить от себя, обманывать себя.

Но не к этому призывает Церковь своих детей. Напоминая об Адаме, она говорит снова и снова, что Творец не забыл Своего создания, что Он Сам, первый, обращается к Адаму: «Где ты?..», что Ему всегда приходится первому выходить на поиски каждой заблудшей души.
Почему Он, а не мы первыми идем к Нему? Потому что Он — «кроток и смирен сердцем», а мы горды и упрямы. И если Он идет к нам, то хотя бы в ответ на это движение Его мы можем пойти навстречу Ему с раскаянием в своих грехах? Потому-то и звучит в церковных песнопениях древнее напоминание о грехопадении. В нем правда о нас самих, оно зовет нас к деятельному подвигу, цель которого — встретить Бога и найти в общении с Ним смысл всех стремлений и радость бытия. В одно мгновение это не произойдет, потому нам предстоит серьезный путь — великопостный путь к Пасхе.

Из книги: Весна постная, цвет покаяния… Восхождение к жизни вечной. – М. Издательский отдел Владимирской епархии, 2002 г. – 590 с

Изгна́н бысть Ада́м из рая́ сне́дию, те́мже и седя́ пря́мо сего́ рыда́ше, стеня́ умили́тельным гла́сом, и глаго́лаше: увы́ мне, что пострада́х окая́нный аз: еди́ну за́поведь преступи́х Влады́чню, и благи́х вся́ческих лиши́хся! Раю́ святе́йший, мене́ ра́ди насажде́нный быв, и Е́вы ра́ди затворе́нный, моли́ тебе́ сотво́ршаго, и мене́ созда́вшаго, я́ко да твои́х цвето́в испо́лнюся! Те́мже и к нему́ Спас: Моему́ созда́нию не хощу́ поги́бнути, но хощу́ сему́ спасти́ся, и в позна́ние и́стины приити́, я́ко гряду́щаго ко Мне не изгоня́ю вон.
Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал… Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: я не хочу, чтобы погибло мое создание, но я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне я не изгоню.(Стихира на стиховне)

Кондак Недели сыропустной

Прему́дрости Наста́вниче, смы́сла Пода́телю, нему́дрых Наказа́телю, и ни́щих Защи́тителю, утверди́, вразуми́ се́рдце мое́, Влады́ко. Ты даждь ми сло́во, О́тчее Сло́во, се бо устне́ мои́ не возбраню́, во е́же зва́ти Тебе́: Ми́лостиве, поми́луй мя па́дшаго.
Икос:
Се́де Ада́м тогда́ и пла́кася, пря́мо сла́дости рая́, рука́ма бия́ лице́, и глаго́лаше: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Ви́дев Ада́м а́нгела изри́нувша, и затвори́вша боже́ственнаго са́да дверь, воздохну́в вельми́, и глаго́ла: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Споболи́ раю́ стяжа́телю обнища́вшему, и шу́мом твои́х ли́ствий умоли́ Соде́теля, да не затвори́т тя: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.
Раю́ вседоброде́тельный, всесвяты́й, всебога́тый, Ада́ма ра́ди насажде́нный, и ра́ди Е́вы заключе́нный, умоли́ Бо́га о па́дшем: Ми́лостиве, поми́луй мя, па́дшаго.

Евангельское чтение

Пост освобождает нас от порабощения греху, от плена «этого мира». Но в Евангельском чтении последнего воскресения говорится об условиях этого освобождения (Мф.6:14-21).

Первое условие - пост: отказаться от того, чтобы считать желания и требования нашей падшей природы нормальными; усилие освободить дух от диктаторской воли плоти, материи. Но для того, чтобы пост наш был настоящим, подлинным, надо, чтобы он не был лицемерным, «показным». Мы должны «явиться постящимися не пред людьми, но пред Отцем (Нашим), Который втайне»(Мф.6:18).

Второе условие поста - прощение; «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф.6:14). Торжество греха, главный признак его владычества в мире — это ссоры, несогласия, разделения, ненависть. Поэтому первый пролом через крепость греха есть прощение: возвращение к единению, согласию, любви. Лучезарное всепрощение Самого Бога воссияет между мной и моим «врагом», если я ему прощу. Простить - это значит отвергнуть все счеты и расчеты человеческих отношений, предоставив их Христу. Прощение - настоящее «вторжение» Царствия Небесного в наш грешный и падший мир.

Вечерня. Чин прощения

Пост по-настоящему начинается с вечерни этого воскресения. Ничто лучше этой вечерни не показывает нам «настроения» Великого Поста в Православной Церкви, не вводит нас в него; нигде лучше не чувствуется ее глубокий призыв к человеку.

Служба начинается, как торжественная вечерня; священнослужители в светлых облачениях. Стихира на «Господи, воззвах…» (следующая после «Господи, воззвах») возвещает наступающий Пост, а за ним - приближение Пасхи!

По́стное вре́мя све́тло начне́м, к подвиго́м духо́вным себе́ подложи́вше, очи́стим ду́шу, очи́стим плоть, пости́мся я́коже в сне́дех от вся́кия стра́сти, доброде́тельми наслажда́ющеся ду́ха: в ни́хже соверша́ющеся любо́вию, да сподо́бимся вси ви́дети всечестну́ю страсть Христа́ Бо́га и святу́ю Па́сху, духо́вно ра́дующеся.
Постное время светло начнем! Готовясь к духовным подвигам, очистим нашу душу, очистим тело. Воздержимся как от пищи, так и от всякой страсти, и насладимся духовными добродетелями. Дабы, усовершенствовавшись в любви, мы были достойны увидать страсти (страдания) Христа Бога и святую Пасху, в духовной радости.

Потом, как обычно, следует Вход и пение «Свете Тихий…» Затем служащий священник идет на «горнее место», за престолом, и возглашает вечерний Прокимен, который всегда возвещает конец одного и начало другого дня. За этой вечерней «Великий Прокимен» возвещает начало Поста:

Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́, ско́ро услы́ши мя: вонми́ души́ мое́й, и изба́ви ю.
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.

Хор братии Данилова монастыря

Вслушайтесь в особенную мелодию этого стиха, этого крика души, внезапно наполняющего церковь: «… я скорблю» - и вы поймете исходный пункт Поста: таинственную смесь отчаяния и надежды, тьмы и света. Все приготовление теперь закончено. Я стою перед Богом, перед славой и красотой Его Царства. И я сознаю свою принадлежность к этому Царству, сознаю, что у меня нет другого дома, другой радости, ни другой цели; и я сознаю также, что я изгнан из этого Царства во тьму и печаль греха, и… «я скорблю»! И в конце концов я сознаю, что только Бог может помочь моей скорби, только Он может избавить и спасти мою душу. Покаяние, - прежде и больше всего, - отчаянная мольба к этой божественной помощи.

Прокимен повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение. Когда священник или дьякон начинает вечернюю ектению, хор отвечает ему постным напевом. Первый раз читается великопостная молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. В конце службы молящиеся подходят сперва к священнику, прося прощения, потом просят прощения друг у друга. Но в то время, как происходит этот обряд «прощения», и т.к. Пост начинается именно этим актом любви, единения и братства, хор поет Пасхальные песнопения. Нам предстоит сорокадневный путь по пустыне Поста, но в конце этого пути уже сияет свет Пасхи, свет Царства Христова.

Протопресвитер Александ Шмеман. Великий пост.

О чине прощения не упоминается в Триоди постной, однако он является древней традицией Церкви, восходящей ко временам раннего палестинского монашества. В «Житии преподобной Марии Египетской», написанном святителем Софронием Иерусалимским (ок. 560-638), упоминается о том, что в начале Великого поста монахи собирались в церковь, где испрашивали прощение у игумена, а затем покидали монастырь и уходили в пустыню на весь пост, возвращаясь только к Страстной седмице.

Поучение в Прощеное воскресение

Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!
Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.
Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! - просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния. Собрались, для того чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.

Благословение на Великий пост

«Днесь весна душам!» Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.
Чадо Божие!
«Да постится ум твой от суетных помышлений;
да постится воля твоя от злого хотения;
да постятся очи твои от худого видения;
да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;
да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;
да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;
да постятся ноги твои от хождения на злое дело».
Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.
Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов - покаяния, воздержания и смирения - и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху - райское сияние на земле. Аминь.

Просьба соблюдать правила уважительного тона. Ссылки на другие источники, копипасты (большие скопированные тексты), провокационные, оскорбительные и анонимные комментарии могут быть удалены.

1 0

17 марта 2013 года, в неделю сыропустную (воспоминание Адамова изгнания) и день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Литургию в Троицком соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с воскресным днем. Сегодня день особенный — канун Великого поста, Прощеное воскресенье, воспоминание изгнания Адама из рая.

Это воспоминание об отлучении человека от Бога на самой заре человеческой истории неслучайно предлагается нам в канун Великого поста. Как страшное событие — разрыв между Богом и человеком, отлучение человека от общения с Богом — повлияло на жизнь людей и почему именно в преддверии поста мы должны об этом подумать? Ответ содержится в сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 13:11-14:4): «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоти». И если внимательнее посмотреть, что произошло в райском саду, что послужило причиной изгнания Адама и причиной разрыва между Богом и человеком, то слова апостола Павла помогут понять эту причину.

Господь дал первым людям все для того, чтобы они имели полную радости жизнь. Он дал им возможность заботиться и о плоти своей, вселив их в замечательный плодоносный сад — в рай. Они ни в чем не имели нужды, они поддерживали свою плоть, потому что замыслом Божиим была предусмотрена забота о поддержании человеком своей физической жизни. Чтобы организм мог функционировать, чтобы человек мог работать, чтобы он мог любить, чтобы он мог чувствовать, чтобы он мог молиться, чтобы он мог творить, — его физическое тело, его плоть должны быть здоровы. Апостол Павел замечательно говорит: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа», то есть «примите на себя все то, что Христос вам сказал, облекитесь в Его правду»; и далее ключевая фраза: «и попечение о плоти не превращайте в похоти».

Попечение есть норма бытия. Что же тогда похоть, которая, видимо, такой нормой не является? Похотью святые отцы именуют господство плоти и господство требований этой плоти над всем остальным. Собственно говоря, так устроен животный мир. Самое главное для животного — есть и размножаться. Все инстинкты сформированы вокруг этих двух жизненно важных функций, и больше от животного ничего не требуется. Правда, когда мы приучаем животных, дрессируем их, приспосабливаем под свои надобности, передаем им часть своей психологии, тогда у них вырабатываются иные навыки. Но никакие из этих навыков не могут конкурировать с врожденным инстинктом есть и размножаться, и каждый, у кого есть домашние животные, это знает.

Говоря о том, чтобы мы не превращали законное попечение о нашей плоти в похоть, апостол предохраняет нас от уподобления животным. Этими словами подчеркивается величайшее предназначение человека: «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, приблизьтесь к Богу». Но, наверное, этого сделать невозможно, если разумное попечение о плоти превращается в похоть.

Что же произошло там, в райском саду? Ведь человек был сыт, вкушая от плодов райской земли. Зачем же потребовалось вкусить от запретного плода? Плод этот выглядел красиво (см. Быт. 3:6) — видимо, так притягательно, так заманчиво, что хотелось его вкусить, чтобы плоти стало еще лучше. А еще и змий внушает: «вкусите и будете как боги» (см. Быт. 3:5). Значит, можно еще больше услаждать свою плоть, не имея никаких ограничений. И человек вкусил запретного плода, нарушив заповедь. Похоть была тому движущей силой. Не любознательность — похоть.

С того самого решающего момента человеческой истории развитие всей цивилизации пошло по иному пути. Не облечение в Бога, не приятие на себя Божией правды, а удовлетворение своих потребностей стало краеугольным камнем и главным целеполаганием. Нередко это целеполагание маскируется под красивые слова, в том числе под различные политические лозунги, под философские доктрины; но если провести тщательное исследование и докопаться до глубин, то там, внутри, — похоть, господство плоти.

А почему же так страшно это господство? Да потому что человек, живущий по законам похоти плоти, действительно становится зверем. Вся человеческая история свидетельствует нам об этом — страшные войны, кровопролитие, гражданские и межличностные конфликты, коварство, обман, лицемерие, ложь направлены только на то, чтобы иметь больше власти, больше денег, больше потреблять, утешая свою плоть.

Речь, конечно, идет не только о физическом насыщении. Многие, кто страдает похотью плоти, могут быть очень ограничены в физической пище, придерживаться различного рода диет. Но от этого они не перестают служить похотям своей плоти.

Апостол Иаков в своем послании помогает нам понять, почему похоть плоти губит человека: «Похоть, зачав, рождает грех, а грех соделанный рождает смерть» (см. Иак. 1:15). Похоть зачинает грех — как тогда, в раю, так и в нашей жизни. Она зачинает грех, она формирует образ мыслей и образ жизни, который направлен на то, чтобы ни с чем не считаться и поставлять в качестве высочайшего приоритета удовлетворение своих собственных нужд и потребностей — будь то в физической пище, в питии, в машине, в доме, во власти, в карьере, в обладании знакомыми или друзьями, в обладании славой… Все это похоти плоти — иметь как можно больше, в том числе в ущерб другим. Речь, конечно, не идет о настоящей дружбе или настоящей любви. Речь идет о таких межличностных отношениях, которые направлены на поддержание амбиций человеческой плоти.

А почему это апостольское чтение предлагается в канун Великого поста? И почему изгнание Адама из рая мы вспоминаем сегодня? Да потому что похоть плоти несовместима с общением с Богом. Когда человек начинает служить самому себе и своей плоти, у него разрушается связь с Богом. И не один только Адам согрешил. Ведь грех Адама не принуждает нас автоматически совершать такие же грехи, но мы совершаем. Вот для того чтобы понять, что отказаться от греха невозможно без отказа от похоти плоти, нам и предлагается сегодня образ Адама, изгнанного из рая, и замечательные слова апостольского послания.

Кто-то может сказать: «Но ведь это полная переориентация всего того, к чему сегодня устремляется человек! Как можно жить по такому закону?» Ответ простой: можно и нужно жить по такому закону, если мы хотим жить человеческой жизнью.

Похоть, зачав, рождает грех, а грех соделанный — смерть. Если мы хотим жить физически и духовно, если хочет жить человеческая цивилизация, если хочет жить человеческое общество, необходим разворот в миропонимании, в мироощущении, в философии жизни и в практической деятельности. Церковь предлагает средство, используя которое, люди могли бы, по крайней мере в своей личной жизни, сделать такой разворот. Этим средством является пост. Мы ограничиваем себя в пище, сводя ее потребление до необходимого минимума. Речь идет не только об отказе от скоромной пищи — речь идет об умеренности в пище вообще, потому что, как говорили святые отцы, можно и постной пищей наесться не меньше, чем скоромной. Речь идет о самоограничении, через которое нам открывается великая истина, что похоть плоти — это не предопределение, не инстинкт, с которым бороться невозможно. Похоть плоти — в нашем сознании, в нашем уме, а не в потребностях нашего организма. Пост дает нам возможность прикоснуться к иному стилю жизни и осознать, что не только душа, но и физическое тело в пост расцветают. Пост дает нам возможность осознать правоту слов апостола и совершенно другими глазами посмотреть на наше целеполагание, на наши устремления, на доминанты, которые мы строим в этой жизни и которые стремимся реализовать.

Сегодня мы вспоминаем память святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского. XIII век — тяжелый век в истории Руси, начало полного порабощения Руси татаро-монголами, агрессии со стороны Запада. Здесь, в этой части Среднерусской возвышенности, на холмах вдоль Москвы-реки возник город Москва, и преподобный Даниил стал князем этой земли. Все, кто писал о нем, говорят, что это был человек смиренный, спокойный, который не столько в бою, сколько добрым словом умерял ненужный пыл других князей, содействуя сохранению мира между княжескими уделами. Святой князь Даниил жил монашеской жизнью. Этот человек не путал разумное попечение о плоти с похотью плоти. Он явил нам пример удивительной аскетичности княжеской жизни и показал, что по такому закону может жить не только простолюдин, не только монах, не только священнослужитель, — по этому Божиему закону может жить и власть имущий, и самый сильный и могущественный человек. В тихом и светлом образе преподобного князя Даниила дается нам пример разумного попечения о плоти — без того, чтобы служить похоти.

Наученные Божественными словами, что слышали мы сегодня во время Литургии, и примером святого благоверного князя Даниила Московского, вступим с упованием на волю Божию и на Его помощь в великое поприще поста. Не для того чтобы поставить галочку, не для того чтобы на работе сказать сослуживцам: «а я пощусь», не для того чтобы сверху вниз посмотреть на непостящихся, а для того чтобы испытать, сколь легко и благо иго Господне. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В о имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время. И вся наша жизнь от рождения до исхода из нее отражается в этом годичном круге, напоминает и зовет: “Познай себя, всмотрись в себя, человече. Кто ты, как живешь и что ждет тебя впереди? Ведь и ты вместе с этим потоком времени несешься к безвремению, к вечности”. И так каждый день, каждый год.

И давно ли впервые ныне раздался в Церкви вопль истомившегося во грехах человеческого сердца: “Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!” И встрепенулись сердца — повеяло постом. Но вот уже промелькнули подготовительные недели к покаянному поприщу Великого поста, когда:

— фарисей и мытарь были зеркалом для душ наших;

— гласом блудного сына взывали мы с вами к Небесному Отцу, осмысливая и свое отпадение от истины, и уход в страну далече: “Боже, согреших на небо и пред Тобою, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих”;

— напоминание о Страшном и славном Суде Господнем, когда книги разгнутся и тайное явится, еще не устрашая, нас звало к познанию себя, к покаянию.

И вот сегодня уже последний день в преддверии Великого поста. В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его в лице общего нам всем праотца Адама от лица Божия, изгнание Адама из рая.

Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лица снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.

Плакал Адам по изгнании своем, седе “прямо рая”, плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.

Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.

И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов “Христос воскресе!” и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.

Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния.

Святая Мать-Церковь восприняла заповедь Господа о цельбоносном посте, прозвучавшую еще в ветхозаветные времена к народу Божию через пророка Иоиля:“...обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост... созовите... старцев...” и всех жителей в дом Господа “...да восплачут священники, служители Господни, и говорят: “пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание...” (Иоил. 2, 12. 15. 16. 17).

Поприщем Великого сорокадневного поста начал путь Своего подвига второй Адам — Иисус Христос, чтобы Своей Божественной любовью к падшему человеку вновь открыть заключенный рай и указать путь, по которому человек может в него вернуться.

Святое Евангелие свидетельствует: “...Иисус возведен был Духом в пустыню... и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал” (Мф. 4, 1-2). И приступил к Нему диавол, искушая Его. Велика дерзость и слепота темной силы. Преуспев в искушении человека в раю, она усвоила себе богоборчество до ослепления, не узнав в Христе Спасителе Сына Божия, она приступила к Его кротости, смирению, терпению, чистоте и святости с мраком соблазнов, сплетенных из гордости, измен, самомнения и лжи. Безгрешный же Христос Бог, не требующий очищения, противостал искусителю постом и молитвой, указывая и всем нам, по Нем грядущим, путь борьбы со грехом. И подтвердил Господь словом и делом, что “сей же род [диавол] изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17, 21).

Постом и молитвой принимает христианин силу Духа от Господа на борьбу с врагом; постом и молитвой получает он дар рассуждения и ум Христов; пост и молитва возжигают свет, рассеивающий тьму греховной жизни, ибо “... свет во тьме светит, и тьма его не объят” (Ин. 1, 5).

А человек своим произволением избирает путь посреди тли и нетления, избирает доброе или злое. И если грехом преслушания Богу вошли в жизнь горе, страдание и смерть, то только послушанием, постом и молитвой — этой нашей живой жертвой любви к Богу — возвращается в жизнь свет высшей правды, мир и радость. И это, дорогие мои, есть рай уже на земле.

Но любовь к Богу на земле по заповеди Божией является только любовью к людям. Сердце христианина может согреваться и гореть только двуединой любовью и к Богу, и к людям одновременно. Если же наше сердце черство и жестоко по отношению к брату — к человеку, то омраченное неприязнью, холодностью, жестокостью, оно становится равнодушным или лицемерным и к Богу. И рай, который мог быть так близко — в сердце нашем, уходит, тускнеет, и грех нелюбви рождает преслушание, самость и самолюбие.

Но как любить грешника, как любить нелюбовного к нам, как любить врага? И Господь приходит на помощь. Он дает нам молитву Господню, и мы каждый день слышим: “...и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим...”

Этой молитвой Господь говорит нам: посмотри на себя,

— ведь ты и есть тот самый должник, которому надо оставить долг;

— это ты и есть тот самый грешник;

— это ты нелюбовный — любишь по выбору;

— это ты — чей-то враг: ты кого-то обидел, кого-то презрел, кого-то уничижил.

Это ты сам нуждаешься в прощении, сам нуждаешься в снисходительной любви.

И звучат слова сегодняшнего Евангелия: “...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6, 14-15). Простите всем всё и вся, и прощены будете. Простите, и спасены будете, и наследуете рай.

А сейчас же за этими словами Господа о прощении звучат и другие слова: “Не судите, да не судимы будете” (Мф. 7, 1). И в этих словах Господь указывает кратчайший и вернейший путь ко спасению, открывающий перед нами врата Царствия Небесного. Господь указывает на то, без чего все наши подвиги и усилия в жизни вообще и на поприще Великого поста в частности будут тщетны. И этот путь один — путь любви к людям, начинающийся с неосуждения.

“Не судите, да не судимы будете...” Господь пришел в первом Своем пришествии не судить мир, но спасти. Он пришел открыть миру заключенный для него рай. А весь суд Бог отдал Сыну Своему во втором пришествии, а пока “...милость превозносится над судом” (Иак. 2, 13).

Теперь еще время милости Божией. Бог нас еще милует, а мы судим, а мы рядим. Мы, ничтоже сумняся, поднимаемся своим мнением и судом и над ближними, и над дальними, и над малыми, и над великими. Мы судим, когда знаем много; мы судим и тогда, когда ничего не знаем; мы судим со слов других.

И вдумайтесь, дорогие мои, ведь наш суд, как и суд вражий, уже распространяется и на Самого Спасителя. Согрешил человек пред Богом, пред людьми, мы — свидетели тому. Но мы не видели, как он каялся, и мы не слышали, как над головой грешника прозвучали утешительные слова иерея: “...властию мне данною, прощаю и разрешаю все грехи твои, во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Милость Божия уже стерла рукописание грехов, а мы все еще продолжаем помнить и судить. Но это уже суд не над человеком, но над Богом, помиловавшим и простившим.

Так, мы погибаем судом. Ведь где суд, там нет любви. Одна любовь способна на всякое время быть адвокатом, и только любовь прикрывает наготу брата своего.

А мы судим! И этот суд оборачивается для нас приговором нам же, и он звучит: “Суд бо без милости не сотворшему милости” (Иак. 2, 13)! И рай не может принять нас, ибо нет в нас любви. Где нет любви — там нет спасения.

Сегодня, начиная подвиг Великого поста, начнем же, други наши, решать два главнейших духовных урока: не судить и не соблазнять! А чтобы нам укорениться в спасительном блаженном неосуждении, положить начало этому подвигу с первых же великопостных дней, надо нам учиться видеть, судить и осуждать только самого себя — того единственного человека, которого мы знаем подлинно, всесторонне и глубоко. Вот где суд без милости будет во спасение, ибо этот единственный суд приведет нас в разум истины. Он дарует нам зрение той пропасти, на краю которой мы стоим и которую изрываем своими грехами, своими долгами Богу и людям, своим осуждением других. И этот наш суд над собой исторгнет из сердца нашего живой спасительный вопль, достигающий неба: “Господи! Помилуй мя Боже, милостив буди мне грешному!” И начнется чудо нашего спасения. Миром, тишиной и любовью утешит Господь наши покаянные души и сердца. По слову же дорогого нам всем старца, преподобного Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя” — начнется преображение жизни вокруг нас.

“Днесь весна душам!” Святой Великий пост при дверех. Им да прозябнет семя нашего покаяния и молитвы и даст спасительный плод воскрешения душ в Боге.

Чадо Божие!

“Да постится ум твой от суетных помышлений;

да постится воля твоя от злого хотения;

да постятся очи твои от худого видения;

да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических;

да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия;

да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра;

да постятся ноги твои от хождения на злое дело”.

Вот это и есть христианский пост, которого ждет от нас Господь.

Войдем же, други наши, в Великий пост, встанем на поприще его подвигов — покаяния, воздержания и смирения — и утвердимся в них, чтобы, получив прощение, встретить Воскресение Христово, Святую Пасху — райское сияние на земле. Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В канун Великого поста, вступая в него, Святая Церковь предлагает нашему уму размышление об изгнании Адама из Рая. Это первая катастрофа, и самая главная катастрофа в истории человеческого рода. И, одновременно, это начало той жизни человечества, какой мы ее знаем из нашего собственного опыта.

Адам и Ева после изгнания из Рая приобрели то человеческое естество, в котором и мы сейчас пребываем. Иное же человеческое естество, первобытное, которое вышло из рук Божиих, — о нем мы имеем сведения лишь из первых двух глав Бытия Святой Библии. Мы знаем одно лишь, что тот мир, который вышел из рук Божиих, по оценке самого же Бога «был весьма хорош». О человеке мы узнаем, что он имел общение с Богом каждый день, что он был облечен благодатью Святого Духа и ходил в ней, как в одежде. Непрерывно общаясь с Богом, человек постоянно возрастал, и был Богом призван к тому чтоб вместе с Богом обустраивать мир. Так именно человеку Бог дал право назвать, наименовать все живые существа, которые были сотворены Богом. То есть человек мог дать правильное имя всем животным, птицам, рыбам. Это свидетельствует о том, что у человека был ум не помраченным. Он видел вещи в их сущности в их природе, человек знал истину путем непосредственного откровения Божия.

Многие задают вопросы, что бы это была за жизнь, что была бы за история человеческая, и была бы ли она вообще, и как бы исполнилось повеление Божие: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт 1. 28), если бы не совершилось грехопадение? Но это размышленья недалекого падшего и обременённого материальным человеческого ума. О великом предназначении, о великой задаче, которая стояла перед человеком, и о той полной творчества жизни, которая предстояла людям, было открыто Святым. Преподобный Максим Исповедник говорит, что человек путем бесстрастной жизни, восходя во все большем познании Божества к большему совершенству, должен был преодолеть все те различия и разделения, которые положил Бог в творении. Рай, который был лишь частью земли, должен был распространится на всю землю. Далее, в преодолении пространства соединить землю со Вселенной. Небо соединить с землею, и привести, наконец, весь мир к Богу, будучи в нем Первосвященником и Царем. Вот такое великое место служения предстояло человеку…

Но оно не осуществилось, потому что совершился грех. Для Адама и Евы это был их личный грех, а для нас всех, для всего последующего человечества он стал грехом первородным — определившим все последующее существование человечества. Библия подробно повествует о тех действиях, которыми сопровождались и которыми завершился тот поступок Адама и Евы. Повествует так, потому что во всяком нашем грехе, всякий раз повторяя и умножая тот первый в истории грех, мы сталкиваемся с тем же самым составом греха. В Раю дьявол в лице змея приступил к Еве, задавая вопрос, в котором одновременно таилось лукавство. Он спросил: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в Раю?» (Быт 3. 1).

Еве, как обладательнице чистого ума, несомненно, было очевидно лукавство, неприязненность и тот чуждый дух, который говорил в этом вопросе. Почему же она продолжила с ним общаться, почему же она не отвернулась от носителя этого смущения? По любопытству. Ей было интересно, заманчиво: здесь явно что-то новенькое, небывалое, хотя и недолжное и наказуемое, ибо набрасывает тень на наши отношения с Отцом. И она продолжила разговор. Далее дьявол непосредственно перешел к клевете и к обману. Он сказал: «Нет, не умрете» (Быт 3. 4), если съедите плод от этого древа, то есть если нарушите заповедь Божию. Ева приняла и эту вторую мысль. Но в этой мысли уже содержится гораздо больше преступления, чем в первой. В ней содержится такая вера: «Бог — Он не благодетель, не любящий отец. Он что-то скрывает, чего-то не дает человеку для его блага. И есть возможность приобрести этого благо. И без Отца обойтись. Вот он тот друг, который научит как обойтись без Отца». С этим преступным настроением Ева совершает делом грех нарушения заповеди. То же делает Адам. Затем, когда Бог их обличал и призывал к покаянию, они стали оправдываться. И вину слагать с себя. Вместо того чтобы покаяться и сказать: «Прости, Отче, я согрешил пред тобою», Адам сказал, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3. 12).

И вот именно это всегда повторяется, когда мы оправдываемся в своих грехах: мы вину возлагаем на другого человека. Но поскольку другого человека дал нам сам Бог, то мы возлагаем эту вину на самого Бога: «Ты, Господи, сам виноват в том, что я согрешил, потому что ты ведь Своим Промыслом послал мне этого человека». В случае Адама, — «эту Еву». Ева точно так же вину возложила на змея, — и опять-таки на Бога, потому что это Бог попустил змею приступить к Еве в Раю. И так грех остался. Люди отказались от того, чтобы изгладить его. Почему же прародители, а вслед за ними и мы так часто оправдываемся? Царь Давид молится: «Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам моим», а мы оправдываем себя. Какой мотив движет нами? Упрямо настоять на своем, хоть оно и отвратительное. «Да, я плохой, но это я, и таким я хочу быть!» Но всё это же и есть гордыня. Именно по гордости Адам и Ева оказались не просто грешниками, но неисправимыми грешниками.

А затем наступили последствия греха, которые так же всякий раз повторяются. В чем они состоят? В проклятии и смерти. Проклят был, прежде всего, дьявол. Ему Господь определил всегда питаться прахом. Это мучительное противоестественное состояние для существа духовного. «Питаться прахом» означает всегда иметь способность внутри себя иметь помышления лишь плотские. То есть ничего возвышенного! С этого момента падший дух утратил возможность обратиться к Богу, прославить его, воспринять его и воспринять радость от общения с Богом. Он был обречен лишь на плотские помышления: на вражду, на ссоры, на ненависть, на всевозможные похоти. И в этом он живет, не имея однако сам возможности совершать делом те грехи, которые он имеет внутри своего существа.

Человеку было определено жить вне Рая. Он был изгнан из Рая. Приобрел «кожаные ризы», — то есть то тело и ту душу, которые мы наблюдаем в самих себе. Святые Отцы используют понятие «чёрствость человеческого существа». Имеется в виду, что эти «кожаные ризы» исполнены с самого начала, с самого момента рождения предрасположенности ко греху. И хотя образ Божий в нас сохраняется, он глубоко помрачен, осквернен и искажен тем самым первородным грехом, и переходит по наследству к каждому из потомков Адама.

Наказание смертью. Смерть духовная совершилась в момент исполнения греха: Дух Святой отделился от человека, именно поэтому Адам и Ева увидели свою наготу. Были одеты в благодать Божией, но Благодать отступила — одежды спали. А при таком положении и душа потеряла способность удерживать тело вечно, как это было присуще человеку в его первозданном состоянии. Поэтому болезненное разделение души от тела также стало уделом Адама и Евы после их изгнания из Рая, а после них также и всех нас.

Вместе с тем Господь дал Благую Весть, которая именуется Первым евангелием для людей-изгнанников. Потому что если бы не было у людей светлой надежды, основанной на этой вести, то не смогли бы они продолжать свою жизнь. Они от уныния просто бы умерли, и не смогли бы возделывать землю, ни в болезнях рождать и воспитывать детей. Первое же евангелие состояло в том, что «семя жены сотрет главу змея» (Быт 3. 15), то есть что именно через женщину произойдет Тот, Кто совершит победу над дьяволом, над грехом и смертью. Верой в этого потомка Адама жили первые люди. Этой верой сохранялись и жили все те праведники, которые не потеряли связи с Первоевангелием, до самого пришествия Христова. И они узнали «благословенное семя жены» во Христе Спасителе. И Им были спасены за свою веру в грядущего Христа, как мы спасаемся верой во Христа пришедшего. Как потомки первого Адама обречены на смерть и проклятие, так нужно было положить новый корень для нового человечества. Именно таким корнем стал Христос Спаситель. Вот почему мы именуем Его Вторым Адамом.

Для всех же нас теперь одна-единственная задача остается: войти в это новое блаженное человечество, стать потомками нового Адама — Христа. Как совершается это вхождение? Через веру во Христа и крещение. Этими первыми шагами — мы вступаем в Церковь. Но не ограничивается лиш этим наше спасение. Продолжается оно всю жизнь. Требует многих и многих усилий и в каждый последующий момент может прерваться. Прерваться поступком необдуманным, греховным и не исправлением в нём. Именно поэтому нам нужен пост. И в Евангелии, которое мы слышим сегодня, дана вся, по существу, формула, той жизни, которая способна привести человека ко спасению. Во-первых, Господь поясняет данную молитву «Отче наш»: «вы должны прощать для того, чтобы получить прощение от Отца вашего Небесного. Если же не прощаете, то и сами не будете прощены» (Мф 6. 14-15). Это первое условие. Если же мы простили своих ближних, то получаем прощение от Отца Небесного. Вот условие получения прощения, то есть получения благодати. Но останавливается ли дело на этом? Нет. Нельзя сказать, что совершив прощение и получив прощение, мы тем самым получили и спасение. Это лишь обращенность к прошлому, это лишь омытие греховного прошлого для нас. Но что будет в будущем? Какие обстоятельства пошлет Бог для нашего испытания? И как мы поступим в следующий момент? Об этом говорит Господь дальше, когда призывает к посту, причем к посту духовному, и отвергает пост перед другими людьми или пост лишь внешний, телесный. Он говорит, что пост должен быть перед Богом и втайне. Но пока можно думать, что под словом «пост» подразумевается лишь воздержание в пище и другой телесной жизни. От этой узости понятия Христос отводит в следующих словах. Он говорит, что нужно не собирать себе сокровищ на земле, то есть ум свой и душу свою обратить к сокровищам небесным. Потому что «там, где будет сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6. 21). Это не означает, лишь заповедь к людям богатым, или стремящимся к богатству. Человек, который занят одними лишь земными делами: что поесть и во что одеться и как прожить эту жизнь, и при этом не имеет никакого богатства, а лишь таким образом проводит свою жизнь и все свои силы души отдаёт этим запросам, этим нуждам — он так же становится нарушителем заповеди. И наоборот, для того, чтобы приобрести небесные богатства, нужно и человеком стать небесным — нужно в душе своей приобрести навык ценить небесное, знать небесное, искать небесного.

Вот какой всеобъемлющий смысл вкладывает в понятие поста Господь! Речь идет не об ограничении в земном и телесном, а в преображении всего внутреннего мира человека от земного в небесное! Простил, получил прощение, приобрел благодать — это первый шаг. А далее второй — пост, то есть духовное делание длинною во всю жизнь.

Ведь смысл поста - в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто - пост, ничто - подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот и потому мы должны остерегаться от такой крайности как чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Мы должны помнить: победа сегодняшняя и праведность сегодняшняя не гарантирует нам что мы завтра не совершим опрометчивого поступка. «Закон постничества такой, - поучает святитель Феофан Затворник, - в Боге умом и сердцем пребывать с отречением от всего, всякое угождение себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимного общения, - все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

Проповедь отредактирована

архимандрит Порфирий (Шутов).

источник; «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь. Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх