Основные методы работы с личным составом. Исследование проблем организации работы с личным составом вс рф

Успешное выполнение сложных и ответственных задач находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом полиции требований законности и служебной дисциплины в повседневной деятельности. Надлежащий уровень соблюдения законности и дисциплины обеспечивает организованность, мобильность, постоянную готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям в борьбе с преступностью. В свою очередь поддержание необходимого уровня зависит от качества работы с личным составом руководителей, кадрового аппарата и подразделений морально-психологического обеспечения.

Наш собеседник - помощник начальника УВД по работе с личным составом подполковник внутренней службы Владимир Сивирчуков.

Владимир Николаевич, с чего начинается работа с личным составом?

Разумеется, с правильного отбора и расстановки кадров. Вопрос комплектования подразделений УВД является одним из приоритетных в работе службы кадров и находится на постоянном контроле у руководителей управления. Работа по подбору кандидатов ведётся постоянно. В этом вопросе мы активно взаимодействуем со средствами массовой информации, с центрами занятости населения Москвы, с воинскими частями и военными комиссариатами округа. Агитационная работа ведётся с выпускниками юридических факультетов гражданских высших учебных заведений. Мы также активно работаем по привлечению в Московский университет МВД России, колледж полиции и юридический колледж Департамента образования Москвы выпускников средних школ столицы.

Далеко не каждый кандидат соответствует требованиям, предъявляемым сотруднику органов внутренних дел. Будущему полицейскому важно быть не только физически развитым и образованным, но законопослушным и дисциплинированным. Этот человек должен обладать высокими моральными и нравственными качествами. Отбор сотрудников - сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого кандидат изучается со всех сторон.

Удаётся находить идеальных кандидатов?

Идеальных людей не бывает. Часть качеств, свойственных хорошему полицейскому, человек приобретает вместе с опытом профессиональной деятельности. И здесь немаловажную роль играет институт наставничества.

За каждым вновь принятым сотрудникам закрепляется старший товарищ, имеющий многолетний опыт работы в органах внутренних дел. Наставник помогает освоить тонкости профессии. Мы благодарны нашим ветеранам. Они, находясь на пенсии, проводят большую работу с молодыми полицейскими, знакомят их с лучшими традициями органов внутренних дел.

Какова главная задача подразделений, занимающихся воспитательной работой? Как формируются требования, обозначаемые в приказах?

Задача подразделений по работе с личным составом - способствовать личностному и профессиональному росту каждого сотрудника. В органах внутренних дел накапливается многолетний опыт воспитательной работы. Он анализируется, систематизируется и обобщается в служебных нормативно-правовых актах. Поэтому такие документы, как, например, Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД, берутся не из воздуха.

Что касается опытных сотрудников и наставников, какая работа проводится с ними?

Главной ценностью любого трудового коллектива являются наиболее опытные и высококвалифицированные сотрудники. Есть такой «золотой фонд» и в УВД по ЮЗАО. Руководством управления проводится работа, в том числе индивидуально-воспитательного характера, направленная на сохранение и укрепление кадрового ядра подразделения. Мы стараемся уделять внимание социально-бытовым нуждам наших сотрудников. При обращении сотрудников к руководству с рапортом об увольнении или переводе в иные подразделения МВД, с ними проводятся беседы, направленные на выявление конкретных причин принятия таких решений.

Каковы основные причины увольнений или переводов?

Причин много. Есть вполне закономерный карьерный рост, заключающийся в переходе сотрудника в вышестоящее подразделение. Часто люди переходят на должности, которые в большей степени соответствуют их личностным особенностям. Однако бывают и негативные причины, связанные с наличием неблагоприятного морально-психологического климата в коллективе. Такие причины должны выявляться и устраняться.

Замечу также, что в коллективах с хорошим морально-психологическим климатом нарушения служебной дисциплины и законности, как правило, не допускаются.

Сегодня весьма актуальной является тема нарушения сотрудниками полиции правил дорожного движения. Это нередко приводит к весьма трагическим последствиям.

Такие случаи не остаются без внимания, а виновные всегда получают по заслугам. Однако одними карательными мерами здесь не обойтись. Важно правильно и наглядно проводить профилактическую работу по разъяснению возможных последствий нарушения правил дорожного движения. Мы, к примеру, используем документальные видеоролики, в которых наглядно демонстрируются причины и последствия дорожно-транспортных происшествий.

Особое внимание стараемся уделять работе с руководящим составом всех уровней. Многое зависит от личного примера, от того, как мы сами выполняем требования, которые ставим перед своими подчинёнными.

Нам известно о той большой роли, какую играет Совет ветеранов управления в работе с личным составом. Как в этом отношении складывается взаимодействие с Общественным советом при УВД?

У Общественного совета и УВД много линий совместной работы. Так, например, на недавнем заседании этого совета рассматривались вопросы об оказании бесплатной юридической помощи сотрудникам полиции, членам их семей, ветеранам ОВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и полицейским, которые стали инвалидами. Говорили также об организации бесплатной спортивной секции по самбо для детей сотрудников полиции.

Сергей ЛЮТЫХ,
фото пресс-службы УВД

Введение

Новая для нашей страны деятельность по связям с общественностью применяется сегодня для поддержания позитивного имиджа и коррекции нежелательного отрицательного отношения к явлениям, институтам, элементам различных сфер, для нахождения и исключения разных проблемных разрывов.

Проблемная ситуация:

Изменения, произошедшие в общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации затронули все без исключения сферы. Не могли они не коснуться и армии. Экономический кризис, терзающий страну, привёл к сокращению расходов на нужды военно-силовых структур, конверсии, приостановке развития и даже функционирования предприятий ВПК, а значит ухудшению оснащенности и боеспособности российской армии. Изменение общественной морали заставило пересмотреть отношение гражданского населения к военнослужащим, некоторый упадок в духовной жизни мгновенно отразился на психологическом климате среди личного состава военных подразделений. В современных условиях, когда российская армия комплектуется по смешанному принципу (служащие-контрактники, служащие по призыву), процесс набора личного состава сопряжён с рядом проблем. Самая сложная из них - нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии. Данную проблему можно разрешить используя мероприятия паблик рилейшнз, но в РФ подобные программы используются в недостаточной мере.

Проблема: Нежелание молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Цель: анализ программы мероприятий по преодолению нежелания молодых людей проходить службу по призыву в российской армии.

Задачи:

Исследование особенностей проблемы в России

Исследование путей разрешения проблемы за рубежом

Исследование проблем организации работы с личным составом ВС РФ

В военной среде существует следующий термин, актуальный, впрочем, и для государства в целом, морально-психологическое обеспечение. На государственном уровне он представляет собой комплекс согласованных мероприятий, проводимых государством и военным руководством, органами военного управления, должностными лицами армии и флота в целях достижения такого морально-психологического состояния личного состава и населения, который необходим для выполнения задач, поставленных в мирное время и достижения победы в войне (конфликте). На этом уровне МПО охватывает политический, экономический, военный аспекты и осуществляется всеми государственными и военными организациями, командирами, штабами и организациями воспитательной работы с активным использованием СМИ, достижений науки, литературы и искусства, других возможностей воздействия на сознание и поведение населения страны. Таким образом, всё гражданское население страны, а особенно та его часть, которая составляет мобилизационные ресурсы ВС, должна рассматриваться как целевая аудитория мероприятий по связям с общественностью, проводимых военным и государственным аппаратом. Каждому гражданину должна быть понятна идея защиты Отечества, смысл военной службы. Каждый военнослужащий должен понимать и вырабатывать в себе такие элементы: дисциплина, боевой дух, воля к победе, самообладание, чувство собственного достоинства, честность, преданность воинскому долгу, чувство солдатской и воинской чести. Только общество, сам народ могут придать армии соответствующую духовную энергию. В настоящее время катастрофически нарастает бездуховность и безнравственность. Отечественной культуре, истории, нашим нравам и обычаям, вековой мудрости народов России противопоставляется культ насилия, мести, цинизма, откровенного невежества и глупости. Девальвируются такие понятия как долг, честь, служба Отечеству, другие составляющие мотивации военной службы. Среди значительной части населения, особенно молодёжи, растут экстремистские, националистические, антиармейские настроения. Мировоззренческий, идеологический, морально-психологический кризис, в котором оказалась Россия, реальная угроза её будущему, её государственности, положению и роли в мировой цивилизации. Если общество и государственные власти не формируют в народе чувство любви и уважения к военному человеку, плохо заботятся об армии (а кое-кто из политических деятелей и представителей СМИ считает её обузой для государства), то такое общество и такая власть никогда не смогут вдохновить воинов на подвиг, а значит, и не вправе ждать от них побед. Всё это свидетельствует о необходимости коренных перемен в отношении государственных органов, СМИ к ВС, усиления работы по формированию в народе, особенно у молодёжи патриотического сознания, понимания важности военной службы и готовности к защите Отечества, развития и укрепления единства армии и народа.

Некоторые исследователи считают, что наиболее важным на современном этапе моментом является проблема снижения престижа военной службы. Понимаемый как сложное и многогранное явление, престиж военной службы рассматривается как сравнительная оценка обществом и его членами социальной значимости и необходимости настоящих ВС, их деятельности, статуса, реального положения в обществе. По данным ВЦИОМ только 7% родителей высказывают желание, чтобы их дети выбрали профессию кадрового военного. Индекс самооценки престижа военной службы по результатам опроса военнослужащих по призыву составляет в 2001 году 40 единиц (в 1999 - 30 ед.). В силу сравнительно молодого возраста опрашиваемых, основными “плюсами” военной службы были выбраны: возможность испытать себя в сложных условиях, получить физическую закалку, посмотреть новые места. Однако отсутствие эффективной системы подготовки и воспитания допризывной молодёжи приводит к тому, что ценности военно-корпоративного характера у сержантов и солдат не являются доминирующими. На складывание подобной ситуации повлияли не только недостаточность морального и материального вознаграждения за тяжёлый труд, связанный с риском и ограничением ряда гражданских прав, но и безучастное отношение или даже антиармейские кампании некоторых СМИ.

Между тем СМИ оказывают огромное влияние на население страны и, в частности, на военнослужащих (58% опрошенных военнослужащих указали, что СМИ играют важную роль при формировании общественного мнения о военной службе). Они способны как поднять моральный дух войск, мобилизовать их на выполнение боевого задания, так и деморализовать личный состав, вселить сомнение в правоте своего дела. СМИ может сформировать в обществе благоприятное отношение к армии, к воинской службе, к выполнению обязанностей гражданина по защите страны. В их власти и настроить население страны против службы в армии, подорвать в глазах общественного мнения авторитет ВС, престиж армии.

Наиболее ярким примером, подтверждающим вышесказанное, является характер освещения событий на Северном Кавказе. Так, в первой чеченской кампании телевизионные и радиорепортажи, газетные публикации во многом способствовали формированию крайне отрицательной реакции общественности на действия российских войск. Во время же контртеррористической операции в Дагестане и Чечне благодаря грамотной политике руководства страны в отношении СМИ, действия войск объединённой группировки были поддержаны населением, популярность военной организации в стране возросла.

Для решения проблем комплектования Вооруженных Сил РФ важно повышать престиж военной службы, использовать возможности рекламы, как это делается в западных странах. В нашей стране 25% солдат и сержантов подобной рекламы вообще не встречали, 30% - увидели переступив порог военкомата.

Между тем, хотелось бы вновь подчеркнуть важность использования СМИ при работе над вопросами воинской службы, а также необходимость создания пресс-центров и служб по связям с общественностью при военкоматах и воинских частях.

Боевая служба розыскной группы

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для: - задержания особо опасных и...

Инженерное обеспечение обороны МСБ на БМП в пустыне

При уяснении задачи: Ш основные задачи инженерного обеспечения, от выполнения которых будет зависеть успех ведения оборонительного боя (содержание, силы, средства и время, необходимое для их выполнения); Ш задачи инженерного обеспечения...

· оценка и расчеты химической обстановки на химически опасном объекте; · оценка воздействия опасных факторов пожара на персонал и население; · оценка радиационной обстановки на местности при проведении работ в мирное время; · исследование...

Исследование инженерно-технических мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования автотранспортного предприятия в условиях чрезвычайных ситуаций

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются: 1. мероприятия...

Комплексная безопасность

Усложняющийся характер проблем безопасности в XXI веке...

Методы разрешения неуставных взаимоотношений в войсковой части

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем, возможно, решить только на государственном уровне, другие на уровне Министерства обороны, третьи, возможно...

Особенности и последствия ядерных техногенных катастроф

2.1 Индикаторы В главе 1 были представлены примеры различных техногенных катастроф. Однако их ущерб огромен не только с экологической, экономической, политической, психологической и др. сторон, но и с социальной...

Особенности организации морально-психологического обеспечения боевых действий войск в чеченском конфликте

На начальном этапе выдвижения федеральных войск к Грозному главная задача состояла в своевременном прибытии частей и подразделений в назначенные районы в полной боевой готовности. На решение ее были направлены усилия командиров, штабов...

Планово-экономический отдел является структурным подразделением войсковой части 42737. Структуру и штат подразделения регламентируется Штатным расписанием...

Отчет о прохождении производственной практики в планово-экономическом отделе войсковой части 42737

Последовательность содержания работы командира патрульного взвода, по организации выполнения поставленной задачи

Инструктивные занятия со всем личным составом войсковых нарядов проводят офицеры подразделения и прапорщики -- командиры взводов по решению командира роты в учебном городке, классе, помещении с учетом особенностей выполняемой задачи...

Проблемы осеннего призыва в Вооруженные Силы РФ 2011 года (на примере отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Красносельскому району)

Процесс формирования местных органов военного управления Ленинградской области тесно связан с политическими, социально-экономическими и военными событиями, происходившими на территории России в начале XX века...

Пути формирования и совершенствования педагогического мастерства командного состава роты

Действенность форм педагогического мастерства во многом зависит от характера деятельности участников. Самый нежелательный вариант, когда организаторы максимально активны, а воспитанники пассивны, только слушают или смотрят...

Советская артиллерия в Великой Отечественной войне

Развитие организационных форм советской артиллерии происходило в зависимости от экономических возможностей страны и конкретных условий ведения войны. В развитии организации артиллерии можно отметить два этапа. На первом этапе...

В любой войне побеждает та сторона, личный состав которой не только мастерски владеет оружием, но и беззаветно любит свою Родину, свой народ, предан своему Отечеству, обладает высокими морально-боевыми и психологическими качествами.

Поэтому воспитание личности - важнейшая проблема для общества и, в частности, для российских Вооруженных Сил.

Воспитание военнослужащих - это центральная составная часть процесса модернизации армии и флота Российской Федерации, одно из слагаемых общей системы обучения и морально-психологической подготовки военнослужащих.

Необходимо отметить, что в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ воспитательная работа с военнослужащими была переименована в работу с личным составом, а органы воспитательной работы - в органы по работе с личным составом.

В современных условиях грамотное воспитание личного состава Вооруженных Сил РФ имеет огромное значение.

Основных причин тому несколько:

  • 1. коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, например, продолжающееся после распада Организации Варшавского договора расширение НАТО;
  • 2. нестабильная социально-экономическая и политическая обстановка в отдельных государствах близ азиатских границ России;
  • 3. снижение морально-психологического потенциала Вооруженных Сил из-за ослабления системы духовных ценностей в обществе;
  • 4. стремительное совершенствование оружия и боевой техники;
  • 5. все увеличивающаяся роль морально-психологического противоборства как компонента ведения вооруженной борьбы (это можно проследить на примере военных кампаний США в Ираке);
  • 6. применение новых подходов к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательная работа командира подразделения в этих условиях становится приоритетным направлением его служебной деятельности.

Командир (начальник) является организатором воспитательной работы. Он должен четко воспринимать сущность воспитания военнослужащих как процесс целеустремленного воздействия на сознание, чувства и волю воинов с целью формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств.Командиру подразделения важно уяснить, что субъектами воспитания в подразделении являются он сам, другие офицеры, старшинский состав, воинский коллектив, общественные организации.

Кроме того, субъекты воспитания могут находиться вне воинской части (трудовые коллективы, где работали подчиненные, родственники, друзья военнослужащих, органы государственной власти).

Командир также четко должен представлять себе объекты воспитательной работы: прапорщики (мичманы), старшинский состав, военнослужащие, проходящие службу по контракту, личный состав срочной службы, гражданский персонал ВС РФ.

Исходя из основного содержания воспитательной работы (про ведение государственной политики в Вооруженных Силах, формирование у воинов качеств гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества), командир определяет для себя главную цель воспитательной работы.

Главная цель воспитательной работы заключается в формировании у подчиненных научного мировоззрения, целостного комплекса социально-ценностных качеств и на этой основе достижения высокого уровня морально-психологического состояния личного состава, сплоченности воинского коллектива, способности подразделения успешно решать практические задачи военной службы.

Достигая поставленной цели по воспитанию подчиненных, командир выполняет следующие функции воспитателя.

Основными структурными элементами системы управления воспитательной работой в подразделении являются:

  • 1. уяснение целей воспитания, анализ реального состояния воспитательной работы, определение направлений воспитательной деятельности;
  • 2. принятие решения на осуществление воспитательной работы и ее планирование;
  • 3. организация работы по выполнению поставленных целей;
  • 4. контроль над исполнением;
  • 5. оценка результатов воспитательной работы;
  • 6. коррекция воспитательной деятельности.

Основанием для определения целей и задач воспитания являются: ведомственные нормативно-правовые документы по вопросам воспитания личного состава; достигнутый уровень морально-боевых и психологических качеств личного состава, морально-психологического состояния подчиненных; мнения младших командиров; характер и содержание задач, решаемых подразделением. Переработав и осмыслив эту информацию, командир приступает к планированию воспитательной работы.

Сущность планирования воспитательной работы заключается в определении наиболее целесообразных в конкретных условиях воспитательных мероприятий, форм и методов их проведения.

Спланированные воспитательные мероприятия включаются в расписание занятий, составляется план воспитательной работы на месяц и отдельно - план на период выполнения конкретных учебно-боевых (боевых) задач.

План должен по своему содержанию обеспечить выполнение задач воспитания военнослужащих в ходе всей повседневной жизнедеятельности.Следует помнить: воспитание подчиненных осуществляется постоянно и непрерывно, а его конечные результаты зависят не только от воспитательной работы, а от всего уклада воинской службы.

В плане предусматриваются: собрания личного состава, беседы, мероприятия с активом подразделения, викторины, конкурсы, вечера вопросов и ответов, обмены опытом, тематические утренники.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать:

  • 1. требования руководящих документов по организации боевой подготовки и воспитательной работы, задачи, поставленные старшими командирами (начальниками);
  • 2. задачи подразделения на месяц;
  • 3. текущие события в стране и за рубежом, в районе дислокации подразделения (части);
  • 4. итоги выполнения плана за прошедший месяц;
  • 5. мнения командиров взводов и актива.

С учетом вышеизложенного целесообразно продумать и спланировать мероприятия (в соответствии с основным содержанием плана воспитательной работы), определить сроки их выполнения и исполнителей.

Данные мероприятия и сроки их проведения согласовываются с командиром части (корабля). План подписывается заместителем командира части (корабля) по работе с личным составом. После утверждения плана необходимо своевременно ознакомить с ним непосредственных исполнителей.

Чтобы план не остался на бумаге, следует позаботиться о том, чтобы ответственные за выполнением намеченных в нем мероприятий были своевременно проинформированы, осмыслили цель и значение порученной им работы. Важно дать им обстоятельные советы, как лучше выполнить поручение, на что обратить главное внимание и обязательно проконтролировать исполнение.

В целях мобилизации личного состава на выполнение стоящих перед подразделением учебно-боевых задач (тактическое учение, боевое дежурство, караульная служба) отрабатываются отдельные планы воспитательной работы. Например, в ВМФ в плане подготовки и выполнения кораблем боевой задачи в море выделяют 4 периода.

Они компактны по объему, а структура отлична от ежемесячных планов и включает в себя работу:

В период подготовки выхода корабля в море организуются разъяснительные и мобилизующие мероприятия (общие собрания, инструктажи, беседы, обмен опытом).

В период перехода корабля в район выполнения боевой задачи и в период выполнения боевой задачи проводится регулярное информирование экипажей, расчетов, дежурных смен, распространение опыта отличившихся воинов.

В период перехода (возвращения) корабля на базу организуются поощрения личного состава, популяризация передового опыта, проведение мероприятий по психологической реабилитации военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа во многом определяет эффективность всей системы воспитания личного состава в подразделениях, мотивацию повседневной деятельности военнослужащих.

Информационно-пропагандистская работа - это целенаправленное комплексное использование органами военного управления, военными средствами массовой информации, офицерами и прапорщиками (мичманами) средств и методов информационною воздействия на личный состав в целях успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации.

Основными формами информационно-пропагандистской работы являются:

  • 1. общественно-государственная подготовка;
  • 2. информирование;
  • 3. использование потенциала средств массовой информации;
  • 4. применение средств наглядной агитации.

В ходе информационно-пропагандистской работы особое внимание необходимо уделять формированию у личного состава уважительного отношения к государственным символам России (флаг, герб, гимн), олицетворяющих систему его государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, сложившихся в нем обычаев и традиций.

В практике воспитания личного состава на боевых традициях, примерах мужества и героизма российских военнослужащих применяются следующие формы работы:

  • 1. проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, Дням воинской славы (победным дням) России, дням видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов (флотов), объединений (флотилий), соединений и воинских частей;
  • 2. проведение воинских ритуалов;
  • 3. работа по увековечению памяти военнослужащих, погибших при защите Отечества: создание и сохранение музеев боевой славы воинской части, соединения, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, установление на местах воинской славы мемориальных знаков;
  • 4. организация взаимодействия с организациями ветеранов войн и военных конфликтов, армии и флота, воинской части;
  • 5. зачисление военнослужащих, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, в списки воинских частей навечно и почетными солдатами (матросами) и пропаганда их боевого опыта;
  • 6. проведение встреч личного состава с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил;
  • 7. проведение бесед, тематических вечеров (утренников), читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории боевых традиций.

Как отдельное направление следует выделять работу по воспитанию военнослужащих на традициях вида Вооруженных Сил, рода войск, округа (флота), соединения, корабля.

Контрольная деятельность командира включает получение информации о выполнении плана воспитательной работы, анализ полученной информации, оценку и коррекцию деятельности исполнителей.

Виды контроля:

По источникам получения информации:

  • 1. личный контроль (непосредственное наблюдение, изучение или участие в мероприятиях по воспитательной работе);
  • 2. доклады лиц, назначенных для проверки;
  • 3. доклады самих исполнителей;
  • 4. проверка отчетных документов (планы, протоколы).

По степени регулярности:

  • 1. систематический контроль, проводимый по заранее разработанному графику;
  • 2. эпизодический контроль;
  • 3. разовый контроль.

По объему информации:

  • 1. детальный контроль, когда проверяется не очень опытный исполнитель;
  • 2. общий контроль, когда осуществляется проверка знания основных положений проблемы.

Контроль позволяет выявить недостатки в проведении воспитательной работы, установить причины этих недостатков и ввести коррективы в деятельность исполнителей.

Оценка командиром результатов воспитательной работы включает следующие элементы:

  • 1. оценка достижений в работе;
  • 2. оценка соответствия проводимых воспитательных мероприятий решаемым задачам, правовым нормам, потребностям воинов;
  • 3. уточнение оптимальности и действенности воспитательных мер;
  • 4. определение уровня мастерства участников воспитательного процесса.

Оценить воспитательную работу можно лишь через практический результат службы личного состава.

В соответствии с нормативными документами по организации и проведению воспитательной работы во Вооруженных Силах Российской Федерации главным содержанием воспитательной работы со всеми категориями личного состава является проведение в войсках государственной политики, формирование у военнослужащих качеств, гражданина-патриота, военного профессионала, надежного защитника Отечества, личной ответственности за выполнение поставленных задач. Воспитательная работа строится на основе идей российского государственного патриотизма, верности воинскому долгу, готовности защищать интересы России.

Воспитательная работа отражается отдельным разделом в документах по планированию мероприятий боевой и мобилизационной готовности воинской части (подразделения), организации боевой подготовки, учебно-воспитательного процесса, боевого дежурства (боевой службы), учений, боевых походов и полевых выходов, караульной и гарнизонной служб и др.

Подведение итогов и постановка задач по организации воспитательной работы проводятся в батальонах, в полках, бригадах, дивизиях - ежемесячно и за период обучения.

Подведение итогов воспитательной работы предшествует анализ и предварительная оценка соответствующими должностными лицами хода и результатов воспитательной работы в воинской части (подразделении).

Исходными материалами для проведения анализа воспитательной работы могут служить:

  • 1. учет проведенных мероприятий в воинской части и подразделениях;
  • 2. учет контроля и участия руководящего состава воинской части в наиболее значимых мероприятиях воспитательной работы подразделений;
  • 3. мнения должностных лиц вышестоящих органов при посещении воспитательных мероприятий в воинской части;
  • 4. состояние боевой и мобилизационной готовности, боевого дежурства и боевой службы, боевой подготовки, караульной и внутренней служб, правопорядка и воинской дисциплины;
  • 5. регулярные доклады из подразделений о проведенной воспитательной работе за определенный период времени с кратким анализом ее состояния и перспектив.

Анализ состояния воспитательной работы отражает:

  • 1. выполнение плана воспитательной работы за определенный период (количественно-качественные характеристики проведенных мероприятий воспитательной работы в масштабе воинской части и в подразделениях);
  • 2. организацию и проведение мероприятий по основным направлениям воспитательной работы:
    • а) общественно-государственной подготовке;
    • б) информирование;
    • в) военно-социальной работе;
    • г) психологической работе;
    • д) культурно-досуговой работе;
  • 3. осуществление взаимодействия с государственными, общественными, религиозными органами, средствами массовой информации;
  • 4. эффективность методической и профессиональной подготовки должностных лиц воинской части, участвующих в проведении мероприятий воспитательной работы;
  • 5. морально-психологическое состояние военнослужащих, подразделений и воинской части в целом;
  • 6. состояние правопорядка и воинской дисциплины;
  • 7. личную примерность всех категорий военнослужащих части;
  • 8. индивидуально-воспитательную работу с военнослужащими, входящими в «группу риска»;
  • 9. участие должностных лиц управления воинской части (подразделения) в воспитательной работе;
  • 10. успешность выполнения решаемых воинской частью (подразделением) задач.

При проведении анализа следует сконцентрировать особое внимание на организации и проведении мероприятий по следующим основным направлениям воспитательной работы.

Общественно-государственная подготовка. Оценивается по следующим показателям:

  • 1. планирование и качество проведения занятий;
  • 2. участие руководящего состава в проведении занятий;
  • 3. методическая грамотность и подготовленность руководителей занятий;
  • 4. использование на занятиях наглядных пособий, аудио- и видеоматериалов по программе;
  • 5. использование возможностей Домов офицеров, музеев и комнат боевой славы, клубов, библиотек, местных учреждений науки и культуры;
  • 6. причины необоснованных срывов занятий;
  • 7. посещаемость и оценки за индивидуальные знания обучаемых.

Информирование. Оценке подлежит:

  • 1. состояние методического обеспечения информационных мероприятий;
  • 2. тематики информации и участие руководящего состава при их проведении;
  • 3. насыщенность и злободневность информирования;
  • 4. состояние пропаганды передового войскового опыта, обучения и воспитания личного состава;
  • 5. взаимодействие с органами государственной власти на местах, общественными организациями, ветеранскими движениями, патриотическими клубами в интересах общественно-государственной подготовки, информирования личного состава, военно-патриотического воспитания населения, подготовки молодежи к военной службе;
  • 6. использование военных средств массовой информации;
  • 7. состояние подписки на газеты и журналы, и их распространение по подразделениям;
  • 8. информационные запросы и настроения личного состава;
  • 9. реализация мер по защите военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия;
  • 10. регулярность просмотра и прослушивания личным составом информационных программ российского радио и телевидения;
  • 11. состояние работы библиотеки, телецентра и радиоузла воинской части в интересах методического и информационно-справочного обеспечения общественно-государственной подготовки и информирования;
  • 12. посещаемость и организационные вопросы при проведении информационных мероприятий.

Кроме того, заместитель командира по работе с личным составом дает оценку деятельности должностных лиц, которые подчинены ему непосредственно; общую оценку достигнутого уровня воспитанности личного состава, индивидуальную оценку, оценку отдельных категорий и подразделений; предварительную оценку проведенной воспитательной работы в воинской части для доклада командиру воинской части.

В настоящий момент нормативными документами не определены критерии и порядок оценки воспитательной работы в воинской части (подразделении). Следовательно, каждый командир (начальник) вправе самостоятельно делать оценку воспитательной работы. Наиболее целесообразна, на наш взгляд, двухуровневая система оценки: «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Таким образом, работа командира подразделения по воспитанию личного состава является приоритетным и сложным направлением его деятельности.

Чтобы успешно выполнять функцию воспитателя и руководителя военно-педагогического процесса, следует постоянно заниматься самообразованием, совершенствовать педагогическое мастерство.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх