Может ли учителя заменить робот или компьютер. Смогут ли компьютеры заменить учителей (сочинение)

Компьютеры сегодня можно охарактеризовать как открытия, поразившее целый мир, и заключающие весь этот мир и его информацию внутри себя.

Учащиеся сегодня могут найти все необходимые материалы для обучения и ответы на все свои вопросы в режиме онлайн. Уже сегодня предсказывают, что вскоре наступит тот день, когда компьютеры упразднят не только учителей, но и всю образовательную систему.

Так что самым важным вопросом является, действительно ли компьютеры смогут заменить учителей? После тщательного обдумывания, ответ определённо – нет. Да, это правда, что любые учебные материалы доступны в любое время и в любом количестве. Но факт остаётся фактом: компьютер это просто электронная машина, лишенная эмоций, в то время как учитель остаётся живым, эмоциональным существом.

Когда преподаватель учит ребёнка, существует вовлечение в процесс обеих сторон, тогда как при обучении ребёнка компьютером, активность проявляет только обучающийся. Когда мы ищем решение какой-либо проблемы, компьютер имеет фиксированный набор ответов, и не может добавить ничего из собственного опыта, давая конкретные ответы на конкретные вопросы. Если вы начнёте задавать дополнительные вопросы, то с большой вероятностью, вы увидите на экране «ответа не найдено».

В то же время, если ученик спросит учителя, то на любой вопрос он сможет получить ответ. Кроме того, ученику необходимо тщательно изучать тему, потому что вряд ли учитель будет указывать возможные варианты ответов на свои вопросы. И это заставит ребёнка думать.

Когда человека обучает компьютер, он не требует от ученика вникать в суть изучаемой темы, и при возникновении сложностей, ребёнок может отложить обучение на потом, а затем и вовсе не вернуться к пропущенному материалу. Мы понимаем, что пока нам не поставят конкретные сроки, мы редко сами попытаемся завершить начатое. Очень немногие люди заканчивают свою работу без острой необходимости.

На самом деле существует эмоциональная связь между учителем и учениками, которые нуждаются в заботе и внимании. Ведь не всем учёба даётся легко.

Если может наступить день, когда компьютеры заменят учителей, то может также наступить и такой, когда человек откажется от необходимости в семье, ведь многие задачи могут быть выполнены машинами. Но есть такие вещи, которые не могут быть заменены ничем другим. Наиболее важными среди них являются такие эмоции, как любовь, забота и ласка.

Несмотря на то, что мы становимся технологически продвинутыми, как эти вещи, так и учительский подход к преподаванию никогда не сможет быть заменён, но вот онлайн-обучение становится популярнее с каждым днём.

«Цифровизация российской школы».

Что нам несет грядущая цифровая модернизация школ? Какие проблемы она может решить? Это ведь не просто погоня за модой. Есть проблемы, которые российские специалисты и чиновники, отвечающие за образование, хотят решить с помощью цифровизации. Эти проблемы для начала необходимо описать.

Первая проблема – нехватка квалифицированных педагогов в провинции, откуда кадры вымываются с ужасающей быстротой. Так происходит во многом потому, что государство перестало быть в полной мере государством. Это вообще отдельная тема, как уже давно не единая страна разобщает и разъединяет людей, создавая страты в том числе и по регионам. Пока зафиксируем первую проблему: в глубинке не хватает педагогов.

Вторая проблема – разный уровень учеников, разные способности, разная динамика интеллектуального развития детей. Да, есть возрастные особенности, но есть и индивидуальные. Кто-то из учеников явно опережает свой возраст и готов воспринимать сложные вещи, а кто-то отстает в развитии, не до патологии, но до сложностей в освоении школьной программы.

Дети были разными всегда. Хуже или лучше, но с этим в нашей стране справлялись. Естественно-научные кадры, подготовленные в СССР, не уступали выпускникам лучших научных и инженерных школ Запада. А те, кто не занимался наукой, в большинстве обладали целостной научной-обоснованной картиной мира. Я хочу сказать, что обычная российская школа, унаследовавшая советские методики преподавания, вполне способна решать проблему разного уровня учеников. Была способна.

То есть, по большому счету, главный вопрос в том, что не хватает хороших учителей на всех. И если в крупных городах и особенно в Москве эта нехватка не ощущается, то в провинции ситуация, мягко говоря, плохая. Эффективный менеджмент нашего государства просто не способен не только решить, но даже поставить задачу подготовки большого количества грамотных педагогов. А ракеты строить надо. Врагов кругом пруд пруди, и они не воображаемые, а вполне реальные. Так что же делать?

Может ли заменить учителя книга? До сих пор не могла. Без книги учебный процесс невозможен, но без педагога тоже. Ну то книга. Чиновники от образования полагают, что то, что не дано книге, дано компьютеру. Представьте себе, ученики сидят и читают учебники разной степени сложности. У каждого учебник согласно его способностям. А учитель ходит между рядами и ждет вопросов, если что детям не понятно. И если вопросы есть, объясняет трудные места. Дальше ребенок опять читает книгу. Будет ли такой учебный процесс эффективней, чем непосредственная работа учителя с классом?

Меняем книгу на компьютер с видеолекциями разной степени сложности для учеников с разным уровнем способностей. А такой процесс эффективней? Почему замена книги на видеолекции должно работать лучше? Больше наглядного материала? Так в книге тоже могут быть иллюстрации. Да, движущаяся картинка сильнее привлекает внимание, чем статичная. Но давайте признаемся себе честно, наш опыт получения образования подсказывает, что качественного скачка при замене книги на компьютер не произойдет. Были ведь телевизионные лекции, были обучающие программы на советском телевидении. Кто-то стал благодаря им ученым?

Полагаться на собственный опыт можно только, когда нет глубоких знаний предмета. Хотелось бы ознакомиться с результатами исследований, которые подтверждают, что модель процесса обучения с видеолекциями и педагогом «на подхвате» может быть очень эффективной. Если подобные результаты есть, неплохо было бы поборникам цифровизации образования их предъявить.

Человеку свойственно ошибаться, роботу – нет. Он работает согласно заложенной в него программе. Если программа отлажена и продумана, то количество ошибок робота сборщика электронной техники, например, в десятки раз меньше ошибок человека. Точные и повторяющиеся операции доверяют роботам. Поборники цифровизации образования видят в качестве идеального учителя именно робота. Пусть без рук и ног, хотя если вдруг обнаружится, что телесные наказания в ходе обучения незаменимы, то ноги можно потом приделать. Программа на компьютере будет не только проговаривать видеолекцию, но следить с помощью разных тестов, как ученик усвоил материал. В зависимости от этого программа будет корректировать дальнейший процесс обучения. Каждого учителя этому надо научить. Робота же один раз научил всем премудростям педагогической работы, а потом штампуй. И тогда на повестке дня стоит вопрос, а зачем учить именно человека? Но это вопрос фантастической антиутопии, и здесь его ставить не будем.

Но пока это еще, надеюсь, далекие от реализации мечты, в которые, тем не менее, верят и о которых активно говорят. Я очень сомневаюсь, что человека в процессе обучения можно заменить роботом. Дело в возражениях педагогов, которые я услышал, когда обсуждал проблему цифровизации, описывая, как умные программы будут подбирать материал согласно скорости усвоения и будут взаимодействовать с учеником. Мне возразили, что в ходе объяснения материала учитель видит глаза детей, реагирует на то, как они усваивают урок. Это убирать нельзя. Разве робот может научиться смотреть в глаза детей человеческим взглядом?

Когда глаза ребенка встречаются со взглядом педагога – это и общение, и обучение. Есть ли у кого-нибудь сомнение, что такое взаимодействие никакой робот заменить не сможет?

Цифровизация в той части, в какой она дает учителю дополнительные иллюстративные возможности, не несет с собой ничего плохого. А вот замена хорошего педагога самой умной программой – антигуманная утопия. Но если речь идет о замене программой плохого или вовсе отсутствующего педагога? Хороших учителей хватает далеко не для всех школ. Некоторые школы испытывают недостаток и обычных педагогов. И эта ситуация будет усугубляться. Может ли в этом случае помочь робот? На мой взгляд, не больше, чем могла бы помочь книга.

Но это еще не всё. Цифровизация начнется с московских школ, но еще неизвестно, доберется ли она до глубинки. Почему? Реализация цифровой школы требует финансовых вливаний. Для того, чтобы финансовые потоки устремились в русскую провинцию, нужен жесточайший государственный контроль и серьезные усилия. А наше государство пока даже не может установить одинаковую зарплату бюджетникам за одинаковую работу.

Что в итоге? Вместо попытки решения с помощью цифровизации реальных образовательных проблем глубинки, московских школьников лишат общения с педагогами, заменив учителей компьютерами, от которых школьники и так уже редко отходят.

Юрий Попов, РВС.

В 1977 году американский писатель-фантаст Айзек Азимов выпустил эссе «Новые учителя», в котором он предложил создать для каждого человека специальную обучающую машину, которая сможет анализировать его уровень знаний и, соответственно, автоматически задавать курс обучения.

Чтобы пожилые люди не теряли воображения и творческих способностей и не стали обузой для постоянно уменьшающегося числа активных молодых людей, я часто выступал с предложениями модифицировать нашу систему образования таким образом, чтобы человек продолжал учиться до конца жизни. Но как это сделать? Откуда взять столько учителей, размышлял Азимов.

Спустя почти 40 лет этот вопрос остается актуальным. Сейчас мы живем в век инновационных технологий, и с каждым годом появляются новые изобретения, которые вытесняют когда-то незаменимые кнопочные телефоны, деревянные неуклюжие автомобили и перьевые ручки.

Но должно же остаться что-то незаменимое, проверенное временем и опытом, например, образование, - с этих слов началась конференция, организованная корпорацией Российский учебник на Международном московском салоне образования.

Во многих отраслях происходит вторжение искусственного интеллекта в деятельность человека. Не избежала этого и школа, в которой ИИ хочет встать на место учителя. Но значит ли это, что в будущем профессии преподавателя уже не будет, а детей станут обучать компьютеры и роботы?

Кто победит: искусственный или естественный интеллект - вопрос интересный, так как сейчас между ними присутствует некое противостояние. Наши дети все чаще предпочитают проводить выходной с планшетом, чем с родителями на природе, и тут явная победа ИИ. Но если ребенок упал и разбил коленку, он вряд ли побежит к планшету, верно? Так что естественный интеллект не сдает позиций, рассказал «Ридусу» вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию Корпорации «Российский учебник» Артем Соловейчик.

Это напрямую связано и с противостоянием преподавателя и робота: никто не заметит учительской чуткости, личного примера, эмоциональной связи учитель-ученик. Учитель - не аудиокнига, тут важны личностные качества.

Вместо или вместе?

Но не все с этим полностью согласны. Например, директор по бизнес-развитию SkyEng Ларьяновский Александр уверен, что учителя можно частично заменить искусственным интеллектом. Конечно, до выражения эмоций роботам еще далеко, но помочь разобраться с рутинной работой и систематизировать данные ему точно под силу.

Учителям бывает непросто держать под контролем целый класс, заметить у каждого слабое место. Машина это сделает за несколько секунд: проанализирует работу ученика, его ответы, чтобы потом выдать учителю всю информацию «по полочкам». В таком формате ИИ выступает не вместо учителя, а вместе, пояснил «Ридусу» Александр Ларьяновский.

Если роботы будут сотрудничать вместе с учителями, которые несколько лет обучались в университетах, стажировались и имеют немалый опыт за плечами, то кто будет учить самих роботов?

Чтобы обеспечить качественную связь ученик-робот-учитель, нужен надзорный орган, который будет контролировать все процессы: исправна ли система ИИ, правильно ли педагог понимает послания компьютера, а главное, нравится ли такой подход к образованию ребенку.

Для этого Александр Адамский, кандидат педагогических наук и научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», предлагает институционально оформить отношения между ИИ, учителем, учеником и его родителями, чтобы были общие нормы и правила.

Новичок в классе

Представителям системы образования стоит рассматривать роботов как новых учеников, которым тоже необходимо создать условия для работы.

Раньше существовала замечательная система парного обучения, когда один ученик помогает другому в учебе. Сейчас для нас роботы или искусственный интеллект - это и есть тот слабый ученик, которому нужно помочь. Причем помочь как ученикам, так и учителям, считает Адамский.

Если грамотно подойти к этому вопросу, ИИ действительно облегчит и усовершенствует работу учителей. Роботы могут стать своеобразным министерством образования, в котором будет обрабатываться большой поток данных.

Например, искусственный интеллект сможет дистанционно собирать все данные о ребенке: его успехи в учебе, участие в олимпиадах, оценки, рекомендации учителей, - огромный пласт информации будет доступен для родителей и учителей.

Учитель с душой

Рядом со мной на конференции сидела женщина лет 60−65, которая всю лекцию что-то динамично записывала в блокноте. В ее глазах было то полное несогласие со спикерами, то какое-то смирение. Очевидно, тема образования ее очень волновала, и женщина хотела задать вопросы экспертам, но из-за ограниченного времени микрофон ей так и не достался.

Как оказалось, Инна Ивановна - учительница истории в одной из московских школ. Большую часть жизни она проработала в школе, и как никто другой знакома со старой системой образования, в которой учитель был не просто лектором, а другом и примером для ребенка.

На конференцию женщина пришла не сама, «направили весь учительский коллектив, деваться некуда» - рассказывает учительница. С новыми технологиями Инне Ивановне приходится сталкиваться постоянно: электронные дневники, интерактивные доски, презентации для урока - ко всему уже привыкли.

Но понимание того, что скоро место учителя займет робот, пугает старшее поколение.

Я не против современных технологий, это замечательно. Как когда-то печатный станок создал новую эпоху, сейчас эту эпоху создает робот. Но уместно ли это для школы? Школа - это не контора по предоставлению услуг, это нечто больше. Сможет ли робот обучить ребенка ценностям, дружбе, взаимопомощи, рассказала учительница.

Инна Ивановна задала хорошие вопросы, на которые сейчас, наверное, ответить невозможно. Для этого должно пройти несколько десятков лет, чтобы дети, выращенные роботами, вышли в социум.

Уже сейчас есть сотни онлайн-сервисов по изучению языков, подготовке к ЕГЭ и тренировки решения логарифмов, но мне еще не попадались программы по обучению ребенка нравственности и честности. И такие программы вряд ли появятся, так как объяснить это на схеме невозможно. Нужен личный пример.

А как вы относитесь к новой экосистеме образования? Нужен ли робот в классе?

МБОУ – «Гимназия №12» г. Белгорода
Работу выполнили:Воробьева Олеся Васильевна –обучающаяся 10 А класс, Ищенко Екатерина Андреевна–обучающаяся 11 А класс
Среди обучающихся был проведён опрос на тему: «Смогут ли в будущем компьютеры заменить учителя?»Всего 12% опрошенных согласились с потенциальной возможностью исчезновения профессии учителя, высказав следующие мнения:
«Учителя – это наши вторые родители, и ничто,и никто не сможет их заменить»Холодова Кристина, ученица 11 «А» класса
«Учить всё на компьютере скучно, и глаза потом болят»Полянов Данил, ученик 5 «Б» класса
Мнения обучающихся гимназии.
«Лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать это самим…»Мартиросян А., 9 «А»
Мнения педагогов гимназии
«Кто же будет тогда любить детей? Хвалить и поощрять их труд? Успокаивать в случае неудач?»Ефимова Ирина Вилорьевна, учитель истории
«Никакая техника ни при каких условиях не сможет заменить человеческого общения, будь то учитель или друг».Богомазова Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы, стаж 33 года.
«Я хоть и представитель старшего поколения, и понимаю всю важность компьютера в современной системе обучения, я уверена, что старого доброго учителя заменить никогда не удастся».Визирякина В.В., учитель математики, стаж 41 год
Кто поможет ученику разобраться в бурном потоке информации?
Получить информацию и усвоить её – это не значит научиться мыслить…Учитель помогает «читать между строк»… Он – компас в океане знаний, намечает ориентиры. Думаете, маленькому человеку легко будет разобраться во всём самому, без наставника и руководителя?
0:1
Учитель может помимо знаний дать ребенку «раскрепощенность мыслей»- возможность выразить свою точку зрения, возможно даже оспорить ее, а с компьютером дела будут обстоять иначе, тут уж не поспоришь, в компьютере строго: либо «ДА», либо «НЕТ», никакого "МОЖЕТ БЫТЬ" не дано. Заменить высказывание чувств вариантами ответов: а, б, в?Как компьютер будет проверять сочинения учеников? Проверка только на орфографические ошибки? Разве под силу «машине» понять тайну человеческой мысли?
0:2
Ребенок, который много времени проводит за компьютером, испытывает трудности в реальной жизни, в общении не может доходчиво выразить свои мысли, становится скованным, ему комфортнее с компьютером, нежели среди сверстников. В процессе общения со своими воспитанниками педагог может воздействовать на них, формировать их личность, а также способствовать развитию навыков коллективной работы. Если всё общение будет связано с компьютером, то люди попросту разучатся разговаривать друг с другом без клавиатуры. У них не будет друзей, и останется только заменить компьютерами родителей, чтобы семьи тоже не стало.
0:3
Компьютер способен к логической обработке информации (что также в него заложил человек), но с каждым годом человек добывает информацию не только логикой, но и другими способами, в том числе ИНТУИЦИЕЙ, а компьютерным технологиям этого никогда не будет дано. В подтверждение этого - появление детей Индиго. Учитель наставляет детей и показывает, как правильно вести себя в обществе. Ни одна современная технология не имеет столько человечности, чтобы сделать из простого ученика человека с большой буквы.
1:4
В споре: компьютер или учитель? Победил ЧЕЛОВЕК!
ВЫВОД: Можно долго размышлять на эту тему, насколько наши учителя эмоциональнее компьютеров, и сказать с уверенностью: «Современные машины должны прийти им на помощь, и если не заменить учителей совсем, то хотя бы облегчить их тяжелый труд».
Машина - это бездушная железка, которой нет дела до самого ученика. У машины стоит своя определённая программа, которая строго её выполняет. Настоящий же учитель может поговорить с учеником, понять суть его проблем, войти в положение и даже помочь с их решением.
Если б не было учителя,То и не было б, наверное,Ни поэта, ни мыслителя,Ни Шекспира, ни Коперника…
Список литературы:
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&texthttp://pk04.mskcollege.ru/doc/sc_uchitel.pdfhttp://www.stihi.ru/2013/02/26/3972http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htmhttp://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.htmlhttp://works.tarefer.ru/64/100274/index.htmlСухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 205 с

Балло Евгения. МНОУ Лицей, Кемерово, Россия
Сочинение на английском языке с переводом. Номинация Мой мир.

Computers or teachers: who wins?

Now it is the 21 century. Our life is full of IT technologies. Of course, it`s so comfortable, so exiting and interesting. But changing teachers for computers is a crazy idea!

In Russia education isn`t so good as in European countries, it`s a known fact. Our goverment gives a lot of money for new computer classes, for the best books, gyms,but it does not work. Why?Because pupils don`t have desire to study, to learn new interesting things, which our nature and science have. After schools they go home to play computer games or watch TV. They aren`t interested in reading and learning.

That`s whychildren need attention to their works, their actions. Teacher can discuss problems with them, explain how to do something right. Teacher will understand you, will help, will calm you. And so-called iron boxes can`t do these things.

A lot of people like scientists or programmists think that computer is our future. Yes,that`s right. But it doesn`t mean that we should give these machines a chance to teach pupils! It is not a good way to get better education.

Somebody does not like computers at all, and they are right too. These things spoil our vision, they can`t make our brain work properly. Computers have made people addicted to them.

By the way of conclusion, I want to say that our future is in our hands. We should think about our sons and daughters.On my mind, they want to study well and understand everything clearly. And it won`t be possible with robots, which we already use at home and school more than 50% of our time a day.

Мы живём в 21 веке.Наша жизнь полна IT технологиями, ведь это удобно и интересно. Но доходить до увольнения учителей - сумасшедшая идея!

В России образование по сравнению с Европой оставляет желать лучшего. И ни для кого это не секрет. Наше правительство тратит бешеные деньги финансируя множество новых проектов: новые компьютерные классы, лучшие книги, спортивные снаряды и залы.Но всё это не действует на детей.Почему?Хороший вопрос.

У молодёжи нет желания учиться, познавать мир.После школы дети бегут домой играть в компьютер или смотреть телевизор. Это отсутствие интересов к другим аспектам окружающего мира огорчает.

Поэтому ученикам нужно внимание к их персоне, к их действиям. Учитель может разрешить проблемы, нормально и доступно объяснить материал урока.

Множество учёных и программистов считают, что техника - наше всё.Наше будущее.Но не до такой же степени,чтобы заменить учителей железнымикоробками с материнскими платами! К хорошему исходу это не приведёт.

Кто-то недолюбливает компьютеры,и с ними тоже нельзя не согласиться. Эта техника портит наше зрение, убивает клетки мозга, не заставляет нас думать, соображать. Она полностью нас контролирует.

В заключении хочу отметить, что будущее наших детей в наших руках. Думаю,мы хотим отличного образования для них. А этого не будет с компьютерами, которые уже захватили 50% нашего времени дома и в школе.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх