Правила приема на работу на конкурсной основе. Проводим конкурс на замещение вакантной должности


Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетент­ностью большое значение придается умению кандидата нала­живать отношения с партнерами разного уровня, быть совмес­тимым с вышестоящим руководством и подчиненными. Преимущества метода подбора - индивидуальный подход и возможность получить более достоверную информацию о про­фессиональных

За помощью в составлении резюме можно обратиться к специалисту службы занятости. В следующем выпуске страницы «Труд и право» мы также расскажем, как правильно составить резюме; иногда конкурсный отбор сопровождается психологическим тестированием. Это позволяет лучше судить о характере, профессиональных навыках, интеллекте, конфликтности, обучаемости и других качествах претендента на должность.

При приеме на работу или переводе работника института в установленном порядке на работу по другой должности, профессии, квалификации администрация обязана: ознакомить работника под роспись с настоящими Правилами, а также с действующим в институте Коллективным договором; ознакомить под роспись работника с его должностной инструкцией (должностными, функциональными обязанностями); провести вводный инструктаж по технике охраны труда, производственной санитарии, гигиене труда, а при приеме на работу с источником повышенной опасности провести обучение и аттестацию по правилам охраны труда.

Можно ли принять научного сотрудника на работу без конкурса?

Заключению трудового договора с лицом, претендующим на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования предшествует избрание по конкурсу. В настоящее время действует Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников (утв.

№ 4114). В части научного состава указанное Положение распространяется в т.ч.

Конкурсный прием на работу

22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Законодательством определен ряд категорий педагогических работников и государственных служащих в отношении которых конкурс не проводится (например, на должность декана факультета и заведующего кафедрой).

При заключении срочного служебного контракта; При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; При назначении служащего на иную должность гражданской службы, связанную с переводом по состоянию здоровья, сокращением должностей или упразднению государственного органа; При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Избрание по конкурсу: особенности приема на работу

В соответствии с данным решением руководитель организации заключает трудовой договор с претендентом, избранным на должность по конкурсу.

Избрание по конкурсу является не только основой проверки и оценки коллегиальным органом (ученым советом, специальной комиссией) деловых качеств работников в целях выявления наиболее квалифицированных из них. Одновременно с этим трудовой договор в результате избрания по конкурсу и в совокупности с конкурсом выступает юридической формой реализации гражданами (физическими лицами) права на труд в условиях свободы и рынка труда.

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

Одно из оснований заключения трудового договора — избрание по конкурсу на замещение вакантной должности (далее — конкурс) (ст. 16 ТК РФ), призванному оценить профессиональный уровень претендентов.

По результатам конкурса может быть заключен как трудовой договор на неопределенный срок, так и (по соглашению сторон) срочный трудовой договор (абз. 5 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). ТК РФ не дает общего примерного порядка проведения конкурса.

Таким образом, вуз, как конкретное лицо, преследует цель выявить участников конкурсного отбора из неопределенного множества лиц.

Для чего последние должны представить в течение месячного срока со дня объявления конкурса свои заявления на участие в нем. Объявление конкурса само по себе конкурсных правоотношений не вызывает. Последние возникают не в момент объявления конкурса, а в момент подачи заявлений для участия в конкурсном отборе.

Любой прием на работу должен проходить по плану. У Вашей Компании есть цели. Под реализацию этих целей выделяются рабочие места. Когда есть незанятые рабочие места - пора проводить конкурс. Или конкурс проводится, когда рабочие места заняты не тем, кем надо.

Часто возникает желание принять на работу подходящего человека, когда подворачивается удачная возможность. Но помните: нет свободного места - нет приема на работу! Приоритеты просты: человек для нашей команды, а не команда для человека.

Для успешного решения любой задачи необходимы конкретные люди, лично в этом заинтересованные - в том числе и для удачного проведения конкурса. Предлагаемая мной технология набора кадров с проведением конкурса на основе ассессмент-центра весьма эффективна. Но простой ее не назовешь. Потребуется целая команда сотрудников Вашей Компании, выполняющих различные роли при организации и проведении конкурса.

Фактически, Вам понадобится даже две команды. Первая команда работает все время от запуска конкурса и до его проведения. Они обеспечивают разработку и размещение вакансий, ответы на звонки и письма соискателей, отбор резюме, приглашение соискателей и работу с соискателями в общем зале непосредственно при проведении конкурса. Вторая команда - жюри конкурса. Жюри проводит отбор из пришедших на конкурс соискателей и вербует тех, кого Компания готова взять на работу. Сотрудники Компании, задействованные в жюри конкурса, тратят на это несколько часов своего времени вечером того дня, когда проводится конкурсный отбор.

Заказчик. Руководитель, в непосредственном подчинении которого окажутся принятые на работу сотрудники. Для конкурса на менеджеров по продажам это - начальник отдела продаж. Иногда заказчиков может быть несколько. Например, начальник отдела продаж и старшие групп (супервайзеры). В этом случае новые сотрудники попадут в непосредственное подчинение к старшим групп. А начальник отдела продаж будет руководить всем подразделением. Другой вариант - пара заказчиков: коммерческий директор и начальник отдела продаж.

Решающее лицо. Человек, который принимает окончательное решение о приеме на работу сотрудников в Вашу Компанию. Обычно это - сам директор.

Организатор конкурса. Тот, кто в наибольшей степени владеет всей технологией проведения конкурса. Организует и проводит конкурс «от и до». Он разрабатывает тексты вакансий, согласует блоки вакансий. Решает, где размещать вакансии и какой на это выделять бюджет. Затем он контролирует работу администраторов конкурса. Когда приближается дата конкурса и резюме собраны, он участвует в отборе резюме соискателей, решая, кого из них нужно пригласить на конкурс. Важнейшую роль он играет и в процессе проведения конкурса. Это может быть как начальник отдела кадров, так и директор по развитию или коммерческий директор. Что, если в Вашей команде пока нет такого сотрудника? Все равно для организации таких конкурсов Вам необходим опытный руководитель, полностью владеющий данной технологией. Например, им можете стать Вы, раз уж Вы читаете эту книгу.

Администраторы конкурса. В процессе организации, запуска конкурса и сбора резюме на них ложится основная нагрузка по подготовке конкурса. Именно они контролируют размещение вакансий, отвечают на звонки соискателей и их письма. Потом они приглашают избранных соискателей в Ваш офис для прохождения конкурса. В процессе самого конкурса они решают важные административные вопросы, присутствуя в общем зале, где основную часть времени находятся соискатели. Полностью подготовленных администраторов конкурса, владеющих всеми необходимыми для выполнения их задач навыками и технологиями, для надежности должно быть как минимум двое. Или больше. При этом организатор конкурса может по совместительству исполнять обязанности одного из администраторов конкурса.

Дополнительные члены жюри конкурса. По необходимости и желанию. Обычно взрослые, опытные, повидавшие жизнь и хорошо разбирающиеся в людях сотрудники. Также в составе жюри необходим хотя бы один сильный профессионал с серьезным опытом именно той работы, на которую мы подыскиваем сотрудников. Его опыт будет особенно важен для оценки квалификации сотрудников при выполнении практических заданий. Так что, если директор молодой Компании хочет набрать менеджеров по продажам, но у него самого нет серьезного опыта переговоров - ему нужно привлечь в жюри конкурса какого-то знакомого сильного и опытного коммерсанта. Например, знакомого коммерческого директора из другой Компании.

На этапе запуска конкурса и дальнейшего сбора резюме организация всего процесса ложится на организатора конкурса и администраторов конкурса. Для отбора резюме соискателей перед приглашением может при необходимости привлекаться заказчик конкурса. А при проведении самого конкурсного отбора, чтобы, используя ассессмент-центр, выбрать наиболее перспективных для нас сотрудников из большого числа пришедших на конкурс соискателей, задействуются заказчик конкурса, решающее лицо и дополнительные члены жюри конкурса. Конкурс проводится в двух помещениях: соискатели собираются в общем зале. А жюри проводит свою основную работу в переговорной рядом с общим залом. При этом администраторы конкурса находятся в общем зале вместе с соискателями, контролируя их и поддерживая работу жюри.

Вначале кто-то предлагает запустить конкурс. Это может быть заказчик, организатор или директор Компании. Принимается решение о запуске конкурса, после чего совместно с организатором конкурса формируется команда сотрудников, которые запустят и проведут конкурс. После чего каждый выполняет свою часть работы. Организатор и администраторы конкурса ведут текущую работу по организации и подготовке конкурса три недели с момента запуска и до первого конкурсного отбора. А потом еще неделю - до второго конкурсного отбора. К отбору резюме может привлекаться заказчик конкурса, но это так или иначе не занимает много времени. А все остальные участники команды конкурса задействуются только при самом проведении многоэтапных конкурсных отборов (ассессмент-центров) - два раза по несколько часов. Как видите, эта технология проведения конкурса требует значительных затрат времени и сил низового административного персонала. Зато время и силы ключевых сотрудников Компании, особенно тех, кто входит в жюри конкурса, расходуется весьма экономно.

Каково наименьшее количество сотрудников, которые могут организовать и провести конкурс по этой технологии? Нам потребуется как минимум один администратор конкурса. На него ляжет основная нагрузка в процессе подготовки конкурса. Подстраховывать и при необходимости заменять его может организатор конкурса. При проведении конкурса администратор будет с соискателями в общем зале, а организатор войдет в жюри. Дополнительно в жюри нужен будет хотя бы еще один человек. Таким образом, по минимуму достаточно будет трех человек, из которых один будет задействован только непосредственно при проведении конкурсного отбора.

Каково оптимальное количество сотрудников для организации и проведения конкурса? Нам потребуется как минимум два администратора конкурса. Если оба администратора - молодые девушки, не выглядящие статусно в глазах соискателей, на время проведения конкурса к ним в общую комнату желательно направить на усиление кого-то третьего. Желательно - сотрудника в возрасте, весомого, статусного вида, с большим опытом воздействия на людей. Не обязательно руководителя: властная бухгалтерша или финансистка 40-ка или 50-ти лет вполне может подойти. В жюри конкурса оптимально - три человека. Можно и четыре. Итого в сумме получается 5-7 человек: 2-3 в общей комнате и 3-4 в жюри.

Возможно ли, чтобы в жюри конкурса было больше человек - например, 5 или 7? Возможно, но принятие решений будет идти дольше, и конкурс затянется. Если на таком конкурсе будет 10 соискателей, разница будет небольшой. А вот если соискателей будет 30, есть риск серьезного увеличения продолжительности конкурса.

Особое внимание нужно обратить на состав жюри. С одной стороны, нам в жюри обязательно нужен кто-то, кто отлично разбирается в специфике той деятельности, на которую мы набираем сотрудников. Например, если мы ищем финансового директора, в жюри нам будет нужен финансовый директор - или человек близкой квалификации. А поскольку своего финансового директора у нас, скорее всего, нет (раз мы проводим конкурс по набору именно на эту позицию), нужно будет пригласить в жюри финансового директора со стороны.

Кроме того, в жюри обязательно нужен кто-то возрастной и статусной внешности. Не лучший вариант, когда собеседования с соискателями проводит молодой руководитель, причем в одиночку! Даже если в жюри будет несколько человек, и все - довольно молодые, успешность вербовки соискателей может существенно снизится.

Например, мне на момент написания этой книги 40 лет - и я знаю, что в глазах некоторых соискателей я все еще выгляжу слишком молодо. Поэтому я стараюсь, чтобы в жюри конкурса вместе со мной был кто-то из моих коллег - мужчин (или хотя бы женщин) в возрасте за 50, а лучше - за 60 лет. Разумеется, нужна представительная внешность и соответствующий стиль одежды. А вот активное участие в отборе этих членов жюри не обязательно. Весь конкурс они могут спокойно сидеть, слушать соискателей, кивать головой и молчать. С другой стороны, их жизненный опыт, умение увидеть и оценить неявные моменты в поведении соискателей могут оказать Вам неоценимую помощь при проведении конкурса.

Далее необходимо определиться со сроками проведения. Полный конкурс по приему на работу менеджеров по продажам занимает четыре недели. Он проводится «дуплетом». Фактически, Вы проводите два конкурса с интервалом в неделю: один на третьей, другой на четвертой неделе с начала мероприятия. А если нужен только один менеджер по продажам? Тогда достаточно будет принять двух-трех стажеров. Можно обойтись одним конкурсом, и весь процесс займет три недели.

Посмотрим, как проходит полный конкурс. К примеру, 20 января 2014 года (в понедельник) Вы окончательно приняли решение, что Вам нужны менеджеры по продажам. Чтобы набралось необходимое количество резюме, вакансии должны размещаться три недели: с 20 января по 10 февраля. Проводить конкурсный отбор в понедельник - не лучший вариант (хуже - только пятница). Так что Вы планируете, что будете проводить конкурсный отбор 11 февраля, во вторник. Если Вы размещаете только одну вакансию - дату, до которой принимаются вакансии, нужно ограничить 10 февраля 2014 года (за день по проведения конкурсного отбора). Если Вы параллельно размещаете две или три вакансии - вторую вакансию можно ограничить датой 11 февраля, а третью - 7 февраля (за 2 рабочих дня до проведения конкурсного отбора). У соискателей должно складываться впечатление, что Вы параллельно проводите 2 или 3 конкурса - все на разные позиции. А значит, будет уместно, чтобы и даты, до которых идет сбор резюме по каждой из этих вакансий, были разными.

Для надежного результата одного конкурсного отбора недостаточно. Вы будете размещать вакансии еще 1-2 недели после проведения первого конкурсного отбора. Допустим, Вы запланировали второй конкурсный отбор на четверг, 20 февраля. Тогда дата, до которой идет сбор резюме по первой из вакансий, с 10 февраля меняется на 19 февраля. По второй вакансии дата, до которой идет сбор резюме, меняется с 11 на 20 февраля. По третьей вакансии - с 7 на 18 февраля.

  • резюме часто приносят уже после завершения конкурса: иногда их тащат целую неделю после того, как все должно было закончиться. Это - также хорошая причина, чтобы после основного конкурсного отбора через неделю-две провести «дуплетный» конкурсный отбор
  • требуется минимум два дня, чтобы связаться со всеми участниками и пригласить их на конкурс. Для большей эффективности приглашения соискателей имеет смысл прозванивать соискателей дважды. Первый прозвон и приглашение соискателей делается за 2-3 рабочих дня до даты проведения конкурса. Второй прозвон, окончательное напоминание о приглашении и подтверждение прихода делается в день конкурса.
Как выиграть конкурс и получить работу при жестком многоэтапном отборе

Большинство компаний проводит набор кадров самым невыгодным для себя образом. Размещают обычные бестолковые вакансии. Пытаются привлечь к себе на работу кого угодно - лишь бы хотели работать. В результате проводят кучу индивидуальных собеседований. От которых толку - ноль целых, фиг десятых. Устроиться на работу в такую компанию Вы сможете без труда. Только зачем Вам нужна работа в компании, которая даже кадры себе отобрать толком не может?

Серьезные компании подходят к делу по-другому. Они устраивают жесткий многоэтапный отбор. До того, как Вы пришлете туда свое резюме, с Вами никто даже разговаривать не будет. Впрочем, с Вами не будут разговаривать и после того, как получат Ваше резюме. Сначала ваше резюме должно пройти первый этап отбора.

Таким образом, если в Вашем резюме будут существенные косяки, до личного собеседования Вы просто не дойдете. Некоторые подобающие моменты Вы сможете найти в моей статье «Что должно содержать резюме менеджера по продажам, чтобы его не взяли на работу» на HeadHunter.ru.

Если Вы прошли отбор по резюме, Вас пригласят на собеседование. В наиболее серьезных компаниях это может быть не индивидуальное собеседование, а жесткий конкурентный отбор. Такой отбор может состоять из четырех этапов. И проходить от трех до шести часов.

Для Вас первым признаком, что компания серьезная, должно быть то, что они… не сильно заинтересованы в вас как в сотруднике. Почему? Потому что у них нет проблем с набором кадров. У них вопрос в том, как отобрать наиболее достойного претендента из 10-50 кандидатов на данное место. Верный признак того, что компания «правильная» - то, что в конкурсе участвуют от 5 до 15 человек. Если же на одном конкурсе участвуют 20 и больше соискателей - скорее всего, Вы попали в по-настоящему крутую компанию. Если Вы участвуете в таком конкурсе - Вам уже повезло. На каждого соискателя, приглашенного на такой конкурс, приходится не менее 5 соискателей, приславших свои резюме. А значит, четверо из пяти соискателей отсеиваются еще на первом этапе отбора. Так что Вы уже попали в 20% самых успешных кандидатов!

Однако расслабляться не время. Большинство из тех, кто пришел на конкурс, все равно не получат работы. Многие не переживут даже первого этапа общего конкурсного отбора. А значит, отправятся по домам уже через час, несолоно хлебавши.

Кстати, уже сейчас Вы можете увеличить эффективность процесса набора кадров. Для этого оставлю Вам анкеты для проведения конкурса. Пользуйтесь!

Получить анкеты

Чтобы успешно пройти такой жесткий отбор, Вам нужно понимать, как он проходит. Для этого рекомендую два раза подряд прочитать главу «Отбор бойцов» из моей книги «Построение отдела продаж: с «нуля» до максимальных результатов» (ИД «Питер», 2006-2007). Некоторые полезные материалы по теме Вы также можете прочитать на нашем сайте . От себя же я хочу отметить несколько моментов, на которые Вы должны обратить особое внимание во время жесткого конкурсного отбора:

  1. Ради Бога, заранее соберите информацию о компании, в которую идете на собеседование! Как минимум, изучите их корпоративный сайт в Интернет от корки до корки. Неплохо, если Вы заранее посетите офис компании, ее магазин или салон. Прийти на конкурс и не знать, чем занимается данная компания, абсолютно неприемлемо. Это однозначно свидетельствует о том, что Вам нужна любая работа в любой компании. Серьезной компании такие сотрудники не нужны.
  2. Строго подчиняйтесь стандартам конкурса. Многие моменты могут быть Вам не понятны. Другие могут вызывать раздражение или агрессию. Но все эти моменты спланированы и продуманы. Они являются частью тщательно проработанной технологии жесткого конкурентного отбора кадров. Учтите: чем жестче и продуманнее компания ведет отбор, тем больше она будет заниматься Вами в будущем. И тем большему Вы сможете научиться в такой компании.
  3. Без крайней необходимости не задавайте вопросов. Не вовремя заданный вопрос может быть основанием для вашего немедленного выбывания с конкурса.
  4. Не запрашивайте чрезмерную оплату. В крайнем случае – укажите, что Вы готовы начинать с приемлемого (и не запрашивайте слишком много!), чтобы потом зарабатывать хорошо. Позитивно воспринимайте все предложения, где часть дохода выплачивается как процент от полученных Вами результатов. Скажите, что Вы хотели бы основную часть доходов получать в виде процентов от результатов. И в меньшей степени рассчитываете на оклад.
  5. Если Вы претендуете на работу менеджера по продажам - Вы должны уметь продавать. И на конкурсе это проверят. Рекомендую серьезно потренироваться в «холодных» звонках и дожиме сделок непосредственно перед конкурсом.
  6. Если после жесточайшего отбора Вам предлагают работу - соглашайтесь и выходите на эту работу. На каких условиях? Неважно. Ведь те сотрудники, которые уже имеются в этой компании, как-то зарабатывают нормальные деньги? И вы сможете. Обычно нужно 2-3 месяца, чтобы понять, как достичь успеха и подняться в данной компании. А за это время Вы наверняка пройдете в этой компании интенсивную проф. подготовку, которая наверняка не будет лишней для Вас.

И последнее. Если Вы очень хотите получить эту работу, но не можете договориться по условиям, имеется запасной вариант. Скажите: «Я очень хочу у Вас работать, и хотел бы показать себя в деле. Предлагаю следующее: одну неделю я проработаю у Вас бесплатно. За это время мы посмотрим друг на друга в деле. Вы увидите, на что я способен. Через неделю принимаем решение. Если я Вам не подхожу - ничего страшного. Вы получили неделю моей работы в подарок. Я человек не бедный и могу себе позволить такой небольшой подарок. А если я Вас устраиваю? Хорошо! Тогда я имею право попытаться договориться с Вами на приемлемых для меня условиях».

В отдельных случаях, при отборе претендентов на вакантную должность, работодатель может провести конкурс с целью выявления наиболее достойного из соискателей. Для педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, государственных и муниципальных служащих порядок проведения конкурса регулируется законодательством. В остальных случаях работодатель самостоятельно устанавливает порядок проведения конкурса. Кроме того, в организации должен быть утвержден перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу.

Нормативные акты, регулирующие проведения конкурсов

На законодательном уровне порядок проведений конкурсов регламентирован для:

  1. Педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу — Приказ Минобрнауки России от 23.07.2015 N 749 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу».
  2. Государственных гражданских служащих — Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Кроме того, в отдельных государственных органах разработаны собственные методики проведения конкурса:

  • В Минкультуры — Приказ Минкультуры России от 23.05.2016 N 1134 «Об утверждении порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве культуры Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве культуры Российской Федерации»;
  • В Минфине — Приказ Минфина России от 21.04.2011 N 49н «Об утверждении Порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации и Методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации»;
  • В Федеральной службе судебных приставов — Приказ ФССП России от 29.03.2007 N 107 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Федеральной службе судебных приставов»;
  • В Минкомсвязи — Приказ Минкомсвязи России от 22.03.2016 N 116 «Об утверждении порядка и сроков работы конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
  1. Муниципальные служащие — ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования.

Ситуации, в которых конкурс не проводится

Законодательством определен ряд категорий педагогических работников и государственных служащих в отношении которых конкурс не проводится (например, на должность декана факультета и заведующего кафедрой).

Конкурс также не проводится при переводе педагогического работника с его согласия на аналогичную или нижестоящую должность в том же структурном подразделении или в другом структурном подразделение.

У государственных гражданских конкурс не проводится в следующих случаях:

  • При заключении срочного служебного контракта;
  • При назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  • При назначении служащего на иную должность гражданской службы, связанную с переводом по состоянию здоровья, сокращением должностей или упразднению государственного органа;
  • При назначении на должность гражданской службы гражданского служащего, включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс может не проводиться при назначении на должности, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Кроме того, допускается не проводить конкурс при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение обязанностей на которых подразумевает доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Перечень таких должностей утверждается органом государственной власти.

Порядок проведения конкурса

В большинстве случаев при проведении конкурсов используется примерно одинаковый порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности.

Как правило, для участие в конкурсе допускаются граждане России, старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным законодательством квалификационным требованиям к вакантной должности.

Например, для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям:

  • К уровню профессионального образования;
  • К направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей;
  • К специальности;
  • К стажу гражданской службы или работы по специальности.

Проведение конкурса включает следующие этапы:

1.Подача объявления о проведении конкурса размещается в Интернет на сайте цента занятости, специализированных досках объявления, официальном сайте организации и в Интернете и т.п.

В таком объявление указываются:

Наименование, основные характеристики и сведения о местонахождении организации;

  • Требования, предъявляемые к претенденту на замещение соответствующей должности;
  • Дата, время начала и окончания приема заявок;
  • Адрес места приема заявок и документов;
  • Перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе, и требования к их оформлению;
  • Дата, время и место проведения конкурса с указанием времени начала работы конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса.

2.Формирование специальной комиссии для отбора претендентов. Состав комиссии, порядок и сроки ее работы утверждаются локальным актом организации. Руководит деятельностью конкурсной комиссии ее председатель. Заседания комиссии протоколируется секретарем.

Кадровая служба обеспечивает работу комиссии, в плане регистрации и приема заявок и т.п.

3.Рассмотрение заявок. На данном этапе рассматриваются поданные претендентами документы. Проверяется их соответствие предъявляем требованиям.

Претенденты представившие не полный комплект установленных документов, либо нарушившие сроки подачи документов, не допускаются к участию в конкурсе.

4.Оценка кандидатов. Как правило, профессиональный уровень претендентов оценивается на основании представленных документов и проведений собеседований с претендентами.

Для педагогических работников могут быть установлены дополнительные испытания (например, проведение пробных лекций).

5.Принятие решения. На заседании комиссии должно присутствовать не менее 2/3 от утвержденного состава, в противном случае она будет признана не правомочной. Решение комиссии принимается с помощью проведения голосования. Победителем признается кандидат набравший максимальное количество голосов.

Если несколько кандидатов набрали равное количество голосов, то решение принимает председатель комиссии.

По результатам конкурса издается акт (протокол) о назначении победителя конкурса на вакантную должность.

Участники конкурса уведомляются о принятом комиссии решении в письменной форме в течении 7 дней с момента его завершения.

Заключение трудового договора

С победителем конкурса заключается трудовой договор. На основании которого издается приказ о приеме на работу.

Для государственных гражданских служащих порядок несколько иной. Сначала издается акт о назначение, после чего с победителем конкурса заключается служебный контракт.

Трудовой договор с победителем конкурса может быть заключен на определенный срок, по истечении которого должность вновь будет считается вакантной.

Перечень документов необходимых для заключения трудового договора или служебного контракта:

  • Для работников – в соответствие с ст. 65 ТК РФ — для всех работников;
  • Для государственных служащих – в соответствие ст. 26 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Примечание: назначение испытательного срока незаконно для лиц, избранных по конкурсу на замещение должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными актами.

Одной из эффективных форм рационального подбора и использования квалифицированных работников является избрание по конкурсу на замещение определенных должностей, именуемое иногда как «конкурсный отбор» работников, или просто «конкурс». Избрание по конкурсу на соответствующие должности может обеспечить значительное улучшение деятельности организации (работодателя), повышение конкурентоспособности, а также рациональное использование и рост деловой квалификации работников, их ответственность за качественное и своевременное выполнение трудовой функции. Какие требования предъявляет закон к приему на работу по конкурсу, в чем особенности при приеме на работу по конкурсу руководителя коммерческой организации?

Конкурс представляет собой особый порядок выбора на определенную должность одного из участников отбора коллегиальным органом, например ученым советом, научно-техническим, художественным или иным советом, действующим в организации, либо специально образованной комиссией по проведению конкурса. В соответствии с данным решением руководитель организации заключает трудовой договор с претендентом, избранным на должность по конкурсу.

Избрание по конкурсу является не только основой проверки и оценки коллегиальным органом (ученым советом, специальной комиссией) деловых качеств работников в целях выявления наиболее квалифицированных из них. Одновременно с этим трудовой договор в результате избрания по конкурсу и в совокупности с конкурсом выступает юридической формой реализации гражданами (физическими лицами) права на труд в условиях свободы и рынка труда.

Трудовой договор, т. е. соглашение между работодателем и работником (ст. 56 ТК РФ), как юридический акт порождает трудовое отношение и является основанием его возникновения, а также изменения и прекращения. ТК РФ включает случаи возникновения трудовых отношений на основании трудового договора в совокупности с иными юридическими актами, указанными в ч. 2 ст. 16 ТК РФ, в т. ч. актом избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности. В результате каждого из указанных актов и заключаемого трудового договора, который как бы «замыкает» эти совершенные до него акты, в указанных случаях и возникают трудовые отношения.

При этом трудовой договор представляет собой не единичный юридический акт – основание возникновения трудовых отношений, а в совокупности с иными актами составляет так называемый «юридический (фактический) состав» – основание, порождающее трудовые отношения, что получило свое закрепление в ряде статей (ст. 16–19 ТК РФ) и в названии гл. 2 и ст. 16 «Основания возникновения трудовых отношений» ТК РФ.

В ТК РФ выделена ведущая роль трудового договора. Трудовые отношения не возникают без трудового договора, даже если проведены выборы или конкурс либо совершены иные акты, указанные в ТК РФ (ст. 16).

Таким образом, в гл. 2 ТК РФ (ст. 16–19) закреплены основания возникновения трудовых отношений в случаях, когда эти основания представляют собой указанный юридический состав, в их число входит и трудовой договор в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности. В данном случае в сложный юридический состав как основание возникновения трудовых отношений включаются акт избрания по конкурсу, приказ руководителя организации (акт управления) по решению коллегиального органа о конкурсном избрании и трудовой договор с лицом, избранным на конкурсную должность.

В статье 18 ТК РФ установлено, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение

История вопроса

Еще в 1918 г. в системе высших учебных заведений появилось замещение должностей по конкурсу. Затем конкурс получил распространение и в некоторых иных сферах применения труда, но в современный период вопросы конкурса требуют своего дальнейшего развития, что получило свое отражение в нынешнем трудовом законодательстве.

В отличие от ранее действовавшего КЗоТ РФ, в ТК РФ (ст. 18) возможность для проведения избрания по конкурсу на замещение соответствующих должностей определена с более общих позиций. Статья 16 ТК РФ устанавливает: трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими в соответствии с ТК РФ трудового договора, а в случаях и порядке,

которые определены законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
– избрания (выборов) на должность;
– избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
– назначения на должность или утверждения в должности;
– направления на работу уполномоченными органами в счет установленной квоты;
– судебного решения о заключении трудового договора;
– фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

соответствующей должности возникают, если законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности. Из данной статьи ТК РФ следует, что избрание по конкурсу осуществляется при соблюдении ряда условий.

Прежде всего, указанное избрание на соответствующие должности должно быть установлено законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

Кроме того, определяется перечень должностей, подлежащих замещению путем заключения трудового договора, которому предшествует избрание по конкурсу.

И наконец, необходимо определить порядок конкурсного избрания на эти должности.

В российском законодательстве, регулирующем трудовые отношения, и ныне действуют разные нормативные правовые акты о порядке проведения конкурса на те или иные должности в различных отраслях и сферах деятельности.

В одних случаях это закон, в соответствии с которым принимается Положение об избрании по конкурсу, в других – постановление Правительства РФ и принятое на его основе соответствующее положение.

Для избрания по конкурсу на должности определенных категорий работников или специалистов либо руководителей не разработано примерных положений, которые могли бы служить моделью для конкретных, например корпоративных, организаций.

В связи с этим полезно ознакомиться хотя бы вкратце с отдельными действующими положениями.

Замещение должностей научно-педагогических работников в вузах

Во исполнение Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (далее – Закон о высшем образованиии) и в соответствии со ст. 332 ТК РФ приказом Минобразования России от 26.11.02 № 4114 утверждено Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации (далее – Положение от 26.11.02). Данным Положением установлено: заключению трудового договора с профессорами, доцентами, старшими преподавателями, преподавателями и ассистентами, а также научными работниками вузов предшествует конкурсный отбор; проведение этого конкурсного отбора определено Положением от 26.11.02.

Так, конкурсный отбор объявляется ректором (проректором, руководителем филиала) вуза в периодической печати или в других средствах массовой информации не менее чем за два месяца до его проведения. Срок подачи заявления для участия в конкурсном отборе – один месяц со дня опубликования объявления о конкурсе. Обсуждение и конкурсный отбор претендентов на преподавательские должности проводятся на ученом совете вуза (ученом совете факультета, филиала). Решение по конкурсному отбору принимается членами ученого совета тайным голосованием. Успешно прошедшим конкурсный отбор считается претендент, получивший наибольшее число голосов членов ученого совета, но не менее половины плюс один голос от числа принявших участие в голосовании при кворуме 2/3 списочного состава ученого совета.

До избрания по конкурсу претендента на преподавательскую должность на заседании ученого совета кафедра выносит рекомендации по каждой кандидатуре и доводит до сведения ученого совета вуза (факультета, филиала) на его заседании (до проведения тайного голосования). Кафедра вправе предложить претендентам прочитать пробные лекции или провести другие учебные занятия и по их итогам принять рекомендации.

При конкурсном отборе в вузе трудовой договор завершает все иные юридические акты данного состава согласно ст. 332 ТК РФ, п. 2 ст. 20 Закона о высшем образовании. С лицом, избранным по конкурсу ученым советом вуза (факультета, филиала), руководитель (ректор, декан) от имени вуза (факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее был издан соответствующий акт управления (приказ) по решению совета о конкурсном избрании лица на соответствующую должность.

Приказ о приеме на работу, издаваемый после заключения трудового договора, не является юридическим актом, а выполняет оформительскую функцию

В данном случае имеет место «сложный юридический состав», поскольку в него включены юридические акты, свойственные разным отраслям права и совершаемые в следующей последовательности:
1) конкурс, завершаемый решением соответствующего органа (ученого совета), т. е. акт избрания;
2) приказ руководителя по решению ученого совета (коллегиального органа), т. е. акт управления;
3) трудовой договор, заключаемый с лицом, избранным по конкурсу, обуславливающий трудовую функцию работника, дату начала работы, размер оплаты труда, и другое, т. е. двусторонний юридический акт (соглашение).

Назначение на конкурсной основе руководителя организации

В ТК РФ (ч. 2 ст. 275) предусмотрено, что заключению трудового договора с руководителями организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (за исключением случаев, установленных в ч. 2 ст. 273 ТК РФ), могут предшествовать соответствующие процедуры, установленные законом, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, и к указанным процедурам отнесено проведение конкурса, избрание или назначение на должность и другое.

На конкурсной основе осуществляется назначение на должность руководителей унитарных предприятий в соответствии с Положением о проведении конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утв. постановлением Правительства РФ от 16.03.00 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральн (далее – Положение от 16.03.00).

В связи с вступлением в силу ТК РФ и во исполнение постановления Правительства РФ от 04.10.02 № 738 Минэкономразвития России приказом от 02.03.05 № 49 утвердило Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия.

В соответствии с Положением от 16.03.00 определяется порядок проведения конкурса на замещение данной должности: образование специальной комиссии и ее состав, сроки и порядок ее действия; опубликование информационного сообщения о проведении конкурса (не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса) с указанием требований, предъявляемых к претенденту на замещение должности руководителя предприятия, перечня документов, передаваемых претендентами для участия в конкурсе, оформленных надлежащим образом, и др.

Соответственно претенденты для участия в конкурсе представляют в комиссию в установленный срок копии трудовой книжки и документов об образовании государственного образца, иные документы, предусмотренные информационным сообщением, а также предложения по программе деятельности предприятия.

К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности предприятия, опыт работы на руководящей должности, как правило, не менее года и отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя организации.

Федеральный орган исполнительной власти заключает с победителем конкурса трудовой договор не позднее месячного срока со дня определения этого победителя, представляя трудовой договор на согласование Минимуществу России, срок которого не должен превышать 10 дней.

Заключение трудового договора на конкурсной основе с руководителями других, например коммерческих, организаций (генеральным директором, директором и др.) может осуществляться, если учредительными документами этой организации установлено проведение конкурса для избрания ее руководителя (ч. 2 ст. 275 ТК РФ) и установлен порядок проведения данного конкурса.

Таким образом, у руководителя коммерческой организации основанием возникновения трудового отношения может быть сложный юридический состав, в который включаются следующие акты:
1) конкурс и определение комиссией лучшего из его участников для замещения должности руководителя организации;
2) заключение трудового договора с лицом, избранным в результате конкурса.

Вместе с тем в сложный юридический состав может быть включен и такой акт, как утверждение работодателем избрания лица по конкурсу на должность руководителя организации.

Избрание по конкурсу и выборы на должность: основные отличия

Следует обратить внимание на одно из существенных различий между избранием по конкурсу на замещение соответствующей должности и выборами (избранием) на должность. Конкурс является самовыдвижением. Согласно его объявлению каждый может для замещения конкурсной должности представить необходимые документы для участия в конкурсе. В то же время выборы (избрание) на должность осуществляются на основании выдвижения другими лицами или коллективами , группами людей определенного лица на выборную должность.

Конкурс отличается и другими особенностями: открытым гласным характером – объявление о конкурсе адресовано неопределенному кругу лиц и связано с самовыдвижением лица для участия в конкурсе; избрание по конкурсу осуществляется коллегиальными органами (советом, комиссией); в результате избрания по конкурсу – согласно решению, принятому этим органом и, как правило, утвержденному работодателем (в отношении руководителя организации) или руководителем организации в отношении остальных категорий работников – с ними заключается трудовой договор и возникает трудовое отношение; трудовое отношение возникает на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу при соблюдении условий, установленных ТК РФ (ст. 18).

Таким образом:
а) избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности предусмотрено законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации;
б) определен перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу;
в) установлен порядок конкурсного избрания на эти должности;
г) конкурс носит периодический характер, и соответствующие должности, занятые при избрании по конкурсу, по истечении определенного времени (не реже одного раза в 5 лет) выносятся путем указанных объявлений на конкурс, но это не исключает возможность вынесения на конкурс вакантных (никем не занятых) должностей.

В Положение о порядке конкурсного избрания на замещение соответствующих должностей, разрабатываемое, например, в организации в качестве локального нормативного акта в соответствии с уставом (положением) организации, могут быть включены: цель проведения конкурса, условия конкурсного избрания (отбора) наиболее квалифицированных работников и в результате избрания по конкурсу заключение трудового договора между работодателем (организацией) и работником, избранным по конкурсу. В указанном Положении обязательно определяется перечень соответствующих должностей, на которые объявляется конкурс: например, руководитель организации, руководители структурных подразделений, специалисты того или иного профиля и другие категории работников, а также указываются требования, предъявляемые к претендентам на замещение конкурсной должности (образование, стаж работы по специальности), и уточняется список документов, представляемых претендентами для участия в конкурсе в устанавливаемый срок.

Целесообразно определить, кто не допускается к участию в конкурсе: например, претендент, который не подтвердил свою подготовку и образование документами, свидетельствующими о его специальности и квалификации, или тот, чей стаж работы по специальности не установлен в связи с отсутствием трудовой книжки либо не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения соответствующей должности, или документы не представлены в установленный срок и т. д.

Необходимо установить четкую процедуру прохождения конкурса. Прежде всего, это образование конкурсной комиссии, определение ее состава, сроков и порядка действия и вынесения решения (вид голосования: тайное или открытое, порядок подсчета голосов), ознакомление с результатом голосования, наличие кворума (не менее 2/3 списочного состава комиссии); избранным на должность признается участник конкурса, за которого проголосовало более половины присутствующих членов комиссии.

В объявлении указываются реквизиты организации (работодателя), дата и время начала и окончания приема заявлений и документов, а также проведения конкурса, требования, предъявляемые к претенденту на конкурсную должность, перечень документов, подаваемых участниками конкурса.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх