Первые гейши были мужчины. В гостях у гейши: Особенности сексуальной культуры в современной Японии

Загадочные и притягательные, неизменно ухоженные и красиво одетые, в шелковых кимоно и с удивительными прическами — японскими гейшами не перестает восхищаться западный мир. С кем только их профессию не сравнивают: с тамадой, с девушками из эскорт-услуг, а иногда и попросту с женщинами легкого поведения.

Сегодня Diletant . media разберется в истории этой удивительной традиции и попробует выяснить, кто же такие гейши на самом деле.

Когда появились гейши?

История гейш уходит корнями в XVII век, когда первые представители этой профессии появились в городах Киото, Осака и Токио. Нет-нет, здесь нет опечатки, именно представители: первоначально в роли гейш выступали, как ни удивительно, мужчины. Чаще всего это были артисты традиционного японского театра Кабуки, которые переодевались в шутов и веселили на пиршествах клиентов проституток.

Первоначально в роли гейш выступали мужчины


Наверное, поэтому слово «гейша», состоящее в японском из двух иероглифов, дословно переводится как «человек искусства». Очевидно, что у гейш с представительницами древнейшей профессии существует тесная связь, но изначально это все-таки не одно и то же.



Театр Кабуки. Традиционно все роли исполняют мужчины

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре. В 1761 году она порвала с работой проститутки, расплатившись со своими долгами, и официально перешла в гейши. Тогда же появилось деление гейш на тех, кто только развлекал гостей своими талантами, так называемых «белых гейш», и тех, кто спал с клиентами, их называли «опрокидывающимися гейшами». Чуть позже закон запретил гейшам заниматься проституцией, но многие все равно продолжали зарабатывать таким образом.

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре


Гейши VS куртизанки

Ошибки в восприятии образа гейш возникают в западном сознании из-за популярных, но в целом фактически неточных книг, как, например, «Мемуары гейши». Вообще, «взаимоотношения» гейш и проституток довольно сложные. Считается, что гейша должна только развлекать гостей — проводить банкеты и праздники, встречать гостей в чайных домах, занимая их разговором, игрой на музыкальных инструментах и танцами, проводить чайные церемонии.

Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет


Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет или в театр, но обычные гейши при этом не оказывают дополнительных услуг. Этим иногда занимаются «онсэн-гэйся» — девушки, у которых не хватает мастерства. В знаменитом романе Ясунари Кавабаты «Снежная страна» описана именно такая гейша. Кроме того, у официальной гейши может появиться «данна». Это своеобразный покровитель женщины, часто любовник, от которого у гейши появляются дети. Данна оплачивает наряды гейши, помогает ей подыскивать влиятельных клиентов. Иногда данна может быть просто меценатом, то есть любовных отношений между ним и гейшей нет.



Танцы гейш

Различия в узлах и шпильках

Настоящую гейшу от юдзё (торгующей телом женщины) можно отличить и внешне. У гейши кимоно завязано сзади сложным красивым узлом, который невозможно ни развязать, ни завязать без посторонней помощи. Накладывают макияж и надевают кимоно гейши также с помощью специально обученных людей или учениц в своем доме. Куртизанки же одеваются проще, их кимоно перевязано простым узлом спереди, который легко завязывать и развязывать по несколько раз в день. К тому же, в зависимости от статуса, разнились и украшения в прическах проституток: разное количество шпилек с разнообразными подвесками и гребнями, в то время как гейшам позволялось носить лишь один простой гребень и шпильку.

Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом



Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом

Обучение гейши

Раньше девочка попадала в окия, дом гейш, в самом детстве, куда ее зачастую продавали бедные родители. Сейчас по закону девочки должны получить аттестат о среднем образовании и только после 15 лет могут поступить на работу к гейшам. В доме у гейш девочки становятся по сути служанками, занимаясь уборкой. Чуть позже они поступают в ассистентки к старшим гейшам.

Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни


Параллельно с этим идет обучение девочек: они посещают занятия гейш, которые посвящены музыке, танцами, икебане, живописи и прочим вещам, которые помогут гейше развлечь клиента. К тому же все гейши обязаны разбираться в политике и актуальных событиях, ведь поддерживать беседу иногда приходится и с высокопоставленными чиновниками. Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни.



Гейши на обучении

После полугода девочки сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию инициации, которая называется «мисэдаси». С этих пор девочки официально получают звание «майко», то есть учениц гейш. К тому же каждая майко получает старшую сестру, своеобразную наставницу, которая помогает ей в обучении, а когда младшая сестра начинает карьеру — помогает найти клиентов. От влиятельности старшей сестры зависит успех будущей гейши. Часто старшей сестрой становится старшая гейша дома. Для создания условных уз родства проводится особая церемония, которая имеет тесную связь со свадебными традициями. Нередко младшую сестру при этом сравнивают с невестой, а старшую — с женихом.

Уход из профессии

Конечно, женщина может перестать быть гейшей, ведь это, по сути, точно такая же профессия, как и любые другие, и при поступлении в окия девушки заключают контракт. Традиция праздника ухода заимствована гейшами из кварталов проституток, где уход женщины из проституции совершался, когда та расплачивалась с долгами и становилась свободной женщиной.

Работа гейш — это точно такая же профессия, как любые другие


Когда гейша покидает свой дом из-за старости или из-за замужества, она посылает всем своим учителям, друзьям и клиентам подарок в виде коробочки вареного риса.


Сейчас профессия гейши уже не так популярна, ведь традиции, хранительницами которых они считаются, уже устарели. Но тем не менее из года в год все равно появляются девочки, желающие связать свою жизнь с этим необычным занятием.

Екатерина Астафьева

Ещё давно, когда я впервые узнала, что слово "гейша" переводится с японского как "человек искусства", я удивилась - почему не "женщина искусства", а именно человек? Неужели существовали и гейши-мужчины?! Оказывается, да: гейши-мужчины существовали, более того, изначально профессия гейши была именно мужской.

В настоящее время гейш-мужчин обычно называют тайкомочи (太鼓持, яп. тайкомоти ) или - более формально - хокан (幇間, яп. хо:кан ).

1. История тайкомоти

Как же возникла эта профессия?

К началу 12 в. политическая система Японии изменилась: старая родовая аристократия утратила влияние, и её место в управлении страной заняло усилившееся военное сословие - самураи. Это привело к возникновению новых буддистских течений, которые были тесно связаны с самурайским обществом. Одной из них была и основанная монахом Иппэном Сёнином (1239-1289) школа Дзи буддийского учения о Чистой земл е, оказавшая сильное влияние на последующее развитие культуры и искусства Японии. Одним из известных японских популяризаторов учения Чистой земли был монах Куя, который изобрёл "танцевальную молитву" к Будде. В 13 в. многие советники даймё (крупных феодалов) были выходцами из этой школы. Их называли добосю - "товарищи", т.к. они и давали советы, и развлекали своего господина, были знатоками чайной церемонии, исполняли танцы и играли на музыкальных инструментах.

К концу 15 в. в Японии начался период Сэнгоку (1500 - 1575) - "Сражающихся царств": военные лидеры провинций боролись друг с другом за власть. Добосю адаптировались к изменившимся реалиям жизни и превратились в стратегов и специалистов по военным хитростям. Они по-прежнему оставались чем-то средним между мудрым советником и интересным компаньоном, с которым было не скучно проводить время. К 16 в. их стали называть отогисю или ханасисю - "рассказчики", так как в их обязанности входило рассказывание историй, забавных баек, поддержание беседы. Они по-прежнему оставались сведущими в военной стратегии и в битвах сражались бок о бок со своим господином.

Период Сэнгоку завершился победой генерала Токугавы Иэясу (1542-1616) в 1603 г. и основанием сёгуната Токугава со столицей в городе Эдо (нынешний Токио). Установление мира и стабильности в стране (во многом явившееся следствием истребления или ослабления бывших региональных лидеров) привело к тому, что большинство советников-отогисю остались без господина и без работы. Многие из них нашли новое пристанище в курува - высококлассных кварталах публичных домов, где артистичные куртизанки обслуживали купцов и прочих богатых клиентов. Бывшие отогисю теперь развлекали гостей куртизанок на банкетах забавными или эротическими историями, а также при случае давали советы по заключению сделок и ведению торговли. Теперь их называли гейша (芸者, яп. гэйся )- т.е. "человек искусства", "артист", хокан - "посредник", или тайкомоти.

Слово "хокан" (幇間, яп. хо:кан ) состоит из иероглифов 幇 хо: - "помогать", и 間 кан - "между, среди людей". Т.е это слово можно перевести как "помощник в отношениях между людьми", посредник". Соответственно, задача хокана\тайкомочи - вместе с гейшами развлекать гостей на банкетах, выполняя роль связующего звена между гостями и посредника между гостями и гейшами, и поддерживать атмосферу непринуждённого веселья.

Куртизанка и гости (иллюстрация к пьесе кабуки)

Слева- гейша и хокан, в центре - смеющаяся над ними куртизанка, справа - молодой самурай.

Кунисада (1786 - 1864)

"Тайкомочи" (太鼓持, яп. тайкомоти ) - более неформальное название этой профессии, и в буквальном переводе означает "тот, кто несёт\держит барабан". Это не означает, что тайкомоти - барабанщики: когда-то выражение "нести барабан" означало "льстить". (Подробнее о происхождении этого слова см. ниже.)

Все эти три названия стали использоваться с 17 в.

В 1751 г. первая онна-тайкомоти (женщина-тайкомочи) появилась на вечеринке в одном из борделей Симабара (квартал удовольствий в Киото) и тем самым наделала много шума. Её прозвали "гейко" (芸子, яп. гэйко , т.е. "девушка-артистка"). В Киото слово "гейко" используется для обозначения профессии гейши по сей день.

Первоначально женщин, выполнявших функции тайкомочи, называли называли онна-гэйся - женщина-гейша. Они быстро обрели популярность и к 1780 году обогнали по численности гейш-мужчин, поэтому к 1800 г. название "гейша" окончательно закрепилось только за женщинами: в книге "Geisha: The Secret History of a Vanishing World" Лесли Даунер (Lesley Downer) приводит следующую статистику для токийского квартала удовольствий Ёсивара: в 1770 г. там было зарегистрировано 16 гейш-женщин и 31 гейша-мужчина, в 1775 - 33 женщины и 31 мужчина, в 1800 - 142 женщины и 45 мужчин. Если прежде под "гейшей" всегда подразумевался мужчина, а женщин этой профессии называли онна-гэйся (гейша-женщина), то теперь уточнять приходилось уже в том случае, если имелся в виду мужчина: появился термин "отоко-гэйся " (гейша-мужчина).

Тайкомоти и гейша, 1861 (иллюстрация к пьесе кабуки)

В обязанности гейш - как мужчин, так и женщин, - входило посещать вечеринки, составлять гостям компанию в выпивке и разговорах, развлекать их танцами, пением и музыкой. Гейши-женщины стали даже популярнее, чем куртизанки, благодаря своим артистическим талантам, современному облику и утончённости.

В то время, как гейши-женщины обычно развлекают гостей изящными представлениями - танцем, пением, музыкой, задача гейш-мужчин - это рассказывание историй и анекдотов, зачастую эротического содержания, а также разыгрывание небольших забавных сценок, организация игр, словом, всё то, что помогает сделать атмосферу весёлой и непринуждённой. (Стоит напомнить, что оказание сексуальных услуг никогда не являлось частью профессии гейш - ни женщин, ни мужчин.)

И ещё уточнение: отоко-гейша / хокан / тайкомоти - это ни в коем разе не японские трансвеститы. Не путайте их с юношами-проститутками кагэма , часто одевавшимися в женскую одежду: тайкомочи делали обычную мужскую причёску и носили вполне стандартный мужской костюм того времени.

Три пляшущих хокана и гейша (иллюстрация к пьесе кабуки)

Утагава Ёсиики, 1864

В середине 19 в. на пике популярности тайкомоти их существовало около 500 - 600 человек. В 1920х гг. гейши стали терять популярность, проигрывая более современным и европеизированным дзёкю : ("девушкам из кафе") - предшественницам современных хостэсс. Это, в свою очередь, привело к уменьшению числа тайкомочи. После поражения Японии во Второй мировой войне и из-за последовавших за этим социальных и политических перемен количество тайкомочи продолжало неуклонно сокращаться. Хотя в Киото и Токио всё ещё существуют общины гейш, на 2003 год в Японии оставалось только пять тайкомочи: четверо в Токио и один - Тайкомоти Араи - в Киото. К сожалению, очень мало девушек выбирают для себя профессию гейши, и совсем ничтожное количество молодых людей проявляет интерес к профессии тайкомочи.

Тайкомочи не следует путать с другой связанной с гейшами профессией - "одевальщиками кимоно", отокоши (男氏, яп. отокоси ). Отокоши помогают гейшам надевать кимоно и завязывать оби, а также сопровождают гейш и майко в некоторых случаях, например, во время мисэдаши (первого выхода майко на публику), или в день эрикаэ (букв. "смена воротничка") - дебюта в качестве гейши. Отокоши никогда не принимают участия в банкетах и не развлекают гостей.

2. Происхождение слова "тайкомоти"

Почему же гейш-мужчин называют "тайкомочи" - т.е. буквально "тот, кто держит барабан", хотя они не играют на барабанах? Существует четыре версии ответа на этот вопрос.

Первая версия связана с военачальником Тоётоми Хидэёcи (1536 -1598). В 1585 он был назначен канпаку - регентом при императоре или главным императорским советником. Это звание он передал своему приёмному сыну Хидэцуги в 1591, а сам получил почётный титул тайко (это слово произносится так же, как слово "барабан"). Приближённые Хидэёcи, пытавшиеся подольститься к нему ("льстить" по-японски - моти агэру , т.е. буквально "поднимать"), постоянно обращались к нему "тайко". В результате тайко и моти агэру объединились в одно слово - тайкомоти , т.е. льстец.

Тоётоми Хидэёcи

Вторая версия восходит к истории об искусном музыканте-барабанщике по имени Дзигэ Ядзаэмон, который доверял держать свой барабан-тайко во время игры только любимому и самому талантливому ученику. Завистники прозвали этого ученика "держателем барабана" (тайко-моти ), намекая на то, что он годится лишь для того, чтобы таскать барабан за своим учителем.

Барабан-тайко

Третью версию можно найти в "Сикидо Окагами" (1697) - путеводителю по кварталам публичных домов эпохи Эдо. В этой книге слово тайкомочи упоминаются впервые, причём в контексте каламбура. Автор называет беззаботные гулянки в кварталах удовольствий дон-тян-саваги , где саваги - веселье, дон - звук барабана-тайко, а тян - звон колокольчика (произносится так же, как слово "деньги"). Смысл шутки в том, что в веселье участвуют две стороны: одна - богатая, сорящая деньгами без меры, и вторая - без денег, но с барабаном, в который бьёт для развлечения богачей и выманивания у них денег.

Самурай с дамами и тайкомочи

Тории Киёнага

Четвёртая версия связана с традиционной музыкой дэнгаку (букв. "музыка рисовых полей"), зародившейся в эпоху Хэйан (794 - 1185). Высаживание рисовых ростков в поле было для крестьян важнейшим событием и сопровождалось ритуалом, во время которого мужчины пели, танцевали и били в барабаны. Поэтому людей, связанных с танцами, пением и весельем стали называть тайкомочи.

Дэнгаку-мацури

Возможно, все эти версии одинаково верны, и все они в равной мере привели к тому, что профессию хокан стали называть тайкомочи.

Сейчас слово "тайкомочи" редко используется в японской речи и практически утратило оригинальное значение. Люди, не знакомые с историей этой профессии (а таких немало в современной Японии), обычно понимают под ним музыканта-барабанщика.

3. Выступления и репертуар тайкомоти

Тайкомочи - предшественники гейш, - развлекают гостей так, чтобы каждый из них смог отрешиться от повседневных заботах и отдаться веселью. В основе традиционного репертуара тайкомочи лежит ряд культурных особенностей Японии, прошедших долгий путь развития и превратившихся в искусство развлечения.

Лесли Даунер характеризует тайкомочи как распорядителей вечеринок, обязанность которых - развлечь каждого гостя: рассказывать шутки и эротические анекдоты, разыгрывать сценки и скетчи, устраивать игры и угощать сакэ. Такие вечеринки, также как и вечеринки с гейшами, могут стоить очень дорого. В книге Geisha: The Secret History of a Vanishing World приводится интервью с Тайкомоти Ситико из Токио. В нём он шутит, что "тайкомоти агэтэ суйдэно тайкомоти ": мужчин, которые тратят всё свое время и деньги на тайкомочи, в конечном итоге жёны выгоняют из дому, и тем не остаётся ничего другого, кроме как самим пойти работать тайкомочи. По-видимому, именно так многие и становились тайкомочи в прошлом.

На этом рисунке изображена классическая озашики-асоби (お座敷遊び, яп. одзасики-асоби ), вечеринка с гейшами в очая (お茶屋, яп. отяя ) - чайном домике Киото. Согласно правилам озашики-асоби, одного гостя развлекают семеро гейш: гейко-танцовщица (тачиката), три гейко, являющиеся дзиката (т.е. сопровождающие танцы гейко игрой на традиционных японских инструментах и пением), две майко и один тайкомочи.

Эти фото изображают одно из выступлений Тайкомоти Араи: здесь он поочерёдно изображает трёх старух, встретившихся в храме и обсуждающих боль, которую они испытали давным-давно при потере девственности. Самая молодая, которой 77 лет, описывает боль как невыносимую, 88-летняя говорит, что боль напоминала зуд, а самая старая, 99-летняя, вообще не может не вспомнить никакой боли.

Хокан из Ёсивары, исполняющий аси-одори (букв. "танец ног")

Лесли Даунер рассказывает, как её удивил пародийный скетч из репертуара Тайкомоти Ситико - один из классических эротических скетчей. Тайкомочи беседует с подставным данной (гостем), который якобы хочет заняться с ним любовью. Тайкомочи пускается в объяснения, что он не гомосексуал и что его профессия - гейша, но подставной данна проявляет настойчивость и нетерпение. Тогда тайкомочи сдаётся и соглашается удовлетворить клиента. Они удаляются за ширму, и, частично скрытые ею от зрителей, разыгрывают сексуальный акт - с охами, стонами и закатыванием глаз. Затем тайкомочи якобы "протирается" салфеткой. Во время этого представления аудитория покатывается со смеху: все присутствующие знают, что это шутка, и понимают, что в ней высмеивается всегдашняя готовность гейш и тайкомочи ублажить клиентов. Разумеется, гейши и тайкомочи не заходят при этом настолько далеко, но именно поэтому так веселит японцев эта классическая эротическая сценка.

Тайкомоти Югэнтэй развлекает гостей на банкете

Почему же тайкомочи в своих выступлениях фокусируются на юморе, связанном с эротикой?

Япония, за исключением недавних лет, всегда оставалась аграрной страной, где рис являлся эквивалентом денег, а урожай был главной заботой - ведь если не удастся сделать запасы на зиму, люди будут обречены на голод. Урожай возникает благодаря орошению земли дождём, цветению и опылению растений, что в более общем плане представляет собой акт любви мужского и женского начал. В результате совокупления природных сил земля приносит плоды, возникает пища, а значит - возможность сделать запасы, получить источник питания для будущих лет и передать его новым поколениям, тем самым обеспечив их достаток и процветание. Поэтому в старину японцы считали сексуальную активность прекрасным и важным делом. В отличие от западной культуры, эта сфера человеческий жизни не имела негативных коннотаций, обусловленных религией или моралью. Эротика, секс обладали почти сакральным статусом и ассоциировались с благополучием и счастьем.

Рисунок кимоно, в котором иногда выступает тайкомочи Югэнтэй

В древней Японии труд крестьянской общины был суровым и нелёгким, поэтому время от времени крестьяне устраивали праздники, чтобы "выпустить пар" и отметить прекращение тех или иных сезонных работ. В такие дни люди оставляли обычную серьёзность и веселились от души: выпивали, ели вкусную пищу, набирались сил для новых трудовых дней. Зародившееся во время таких празднеств искусство рассказывания эротических историй и разыгрывания небольших представлений передавалось из поколения в поколение и со временем стало частью профессии тайкомочи.

Гейша - один из самых знаковых образов, которые мы связываем с Японией. Если есть что-то, что большинство жителей Запада может сказать, что они знают об Японии, это то, что у них были те женщины-проститутки, которые мазали лица густой белой краской.Одна проблема: это не так. Гейша не были проститутками, и они не всегда закрывали свои лица белой краской. И на какое-то время они не были даже женщинами.

10. Первые гейши были мужчинами

Первая гейша-женщина появилась в 1752 году, до этого сама мысль, что гейша может быть женщиной, казалась странной. До этого гейшами были мужчины в течение нескольких сотен лет. До 1600-х годов их не называли гейшами, но они существовали за 500 лет до этого.
С 13-го века были люди, которые делали именно то, что делали гейши: они развлекали знатных мужчин, угощали их чаем, пели для них, рассказывали забавные истории и позволяли чувствовать себя самыми важными людьми. Они развлекали гостей, принося радость.
К 1800-м годах уже стало привычно, что гейши - женщины.
До сих пор японцы называют гейш-женщин гейко, потому что в японском языке гейша обозначает мужчину.

9. Гейша не проститутки


Несмотря на то, что мы слышали, гейша не продавала свое тело. Фактически, гейшам было категорически запрещено спать со своими клиентами.
Гейш нанимали для развлечения клиентов-мужчин, и мужчины ожидали своей очереди, развлекаясь с настоящими проститутками - куртизанками, называемыми ойран.
Некоторые бордели даже запрещали гейшам сидеть слишком близко к мужчинам из-за страха, что они украдут клиентов ойран.Это было то, чем гейши гордились. В XIX веке девизом гейши было: «Мы продаем искусство, а не тела».«Мы никогда не продавали себя, наши тела за деньги».

8. Гейша - человек искусства


Гейши были людьми искусства - на самом деле, это то, что означает слово « гейко» . Гейши годами обучались музыке и танцам и это никогда не прекращалось. Независимо от того, сколько лет гейше, она обязана была музицировать каждый день.
Многие из них играли на струнном инструменте под названием « шамисен» , а некоторые писали собственную музыку.
Они славились написанием «меланхолических» песен и разработкой медленных, изящных танцев, наполненных сложной символикой. Чтобы приобрести эти навыки, нужны были годы. Гейш начинали учить с шестилетнего возраста, в домах гейш были свои школы искусства. В среднем приходилось учиться не менее пяти лет, чтобы можно было назваться гейшей.

7. Проститутки назвали себя Гейшами, чтобы привлечь американцев


Есть причина, по которой мы думаем о гейшах как о проститутках. Когда американские военные размещались в Японии в конце Второй мировой войны, проститутки стекались к ним толпами и называли себя гейшами. Конечно, они не были настоящими гейшами - они просто знали, что экзотическая фантазия японской гейши соблазнит иностранцев. И в конце войны японские девушки находились в таком бедственном положении,чт готовы были спать за еду. Сотни тысяч японских девушек спали с американскими солдатами в обмен на деньги. К 1949 году 80 процентов американских солдат, дислоцированных в Японии, спали с японскими девушками, как правило, с проститутками, которые называли себя «девушками-гейшами».

6. Гейши с белой краской на лице, были несовершеннолетними девушками


Картина, которая появляется в большинстве наших умов, когда мы пытаемся представить гейшу, - это девушка с изысканным кимоно и украшениями в волосах, все ее лицо покрыто белой краской.
Это не совсем то, как выглядел гейша. Гейша покрывала лицо белой краской для особых случаев, но, как правило, они носили гораздо более приглушенный макияж, который не слишком отличался от макияжа, который могла носить любая другая женщина.
Девушки, которые гуляли с белой краской в течение дня, были майко: несовершеннолетние, ученицы, которые тренировались, чтобы стать гейшей.
Эти молодые девушки одевались так, как мы сегодня представляем гейшу. Белая краска и орнамент, которые они носили, на самом деле были символом неопытности; чем более опытная гейша была, тем более ярко ей разрешалось одеваться. К тому времени, когда гейша считалась одной из лучших, она вообще избавлялась от белой краски лица.

5. Предшественники Гейши были женщинами, которые одевались, как мужчины


Была еще одна группа под названием ширабяши, которую можно было считать ранней версией гейши. Эти ранние гейши были женщинами, но они сделали все возможное, чтобы их клиенты этого не заметили. Потому что они одевались, как мужчины. Ширабяши были танцовщицами. Они носили белый макияж, рассказывали истории, ставили шоу, играли музыку и развлекали гостей. Они, по сути, выполняли ту же функцию, что и гейши, за исключением того, что все они были одеты как самураи-мужчины.
Никто на 100% не уверен, почему эти женщины настаивали на наряде, как у мужчин, но самая популярная теория заключается в том, что клиентами у них были самураи.
В то время большинство самураев принимали мальчиков в качестве любовников. Считается, что эти девушки одеты как мальчики просто потому, что это то, чего хотели видеть мужчины, на которых они пытались произвести впечатление.

4. Большинство гейш имели лысые верхушки головы


Один верный способ распознать гейшу из костюма - от лысины на верхушке ее головы. На работе лысину прикрывали париком или гребнем. Они получали лысину во время тренировки как майко. У Майко были особенно экстравагантные прически, которые требовали, выдрать узкий пучок волос в верхней части головы. Гейши называли свои лысины медалью « майко ». В Японии это считалось признаком гордости. Это был явный признак того, что они много лет учились. Конечно, в Европе это не всегда было так же хорошо, как и дома. Одна гейша вернулась униженная, сообщив своим друзьям, что европейцы не могли понять, как лысина на голове была предметом гордости.

3. Старая гейша была более востребована


Не все гейши были молодыми. Расцвет гейш приходился на 50-60 лет, считалось, что в этом возрасте гейша красивее, умнее, опытнее.
Обычно, к 30 годам гейшам разрешалось не белить лицо.
Гейша уходила на пенсию, если выходила замуж, но если она хотела остаться гейшей, то продолжала ею быть, сколько угодно. Самая старая в мире гейша, которая до сих пор работает, Юко Асакуса, - ей 94 года и работает, как гейша с 13 лет. Обычно ее нанимают политики и невероятно богатыми бизнес-клиенты, которые готовы заплатить немного больше.

2. Обучение гейши было настолько строгим, что сегодня это незаконно


Современные гейши - это не совсем то же самое, что было раньше.
В старые добрые времена жизнь гейши обычно начиналась с ее обедневшей семьи, продающей ее в дом гейши, и ее обучение начиналось, когда ей исполнится шесть лет.
Сегодня в Киото работает около 250 гейко и майко, по сравнению с 2000, которые работали там сто лет назад. Современная гейша, однако, сильно отличается от вчерашней гейши. Они не начинают тренироваться, пока не исполнится 15 лет, они не работают рядом с куртизанками, и они не проходят строгую систему обучения. Некоторые гейш-дома сегодня предлагают только один день обучения в неделю. В 1998 году некоторые родители на самом деле пытались продать своего ребенка в гейш-дома, но это не совсем сработало. Они отправились в тюрьму - в наши дни продажа людей запрещена.

1. Есть еще мужская гейша


По-прежнему существуют мужские гейши. Есть удивительно большое количество мужчин, которые все еще работают как гейши. До 7 000 мужчин-гейш работают в районе Кабуки-чо Токио.
Возвращение мужчин-гейш началось в 1960-х годах, когда рынок открылся для состоятельных женщин, которым было скучно, пока их мужья на работе. Эти мужья часто не занимались деловыми сделками в домах гейш, и женщины полагали, что они заслуживают собственных гейш-домов, поэтому они начали нанимать мужчин, чтобы развлекали их. Сегодня существует несколько клубов, где женщины могут нанять «мужскую гейшу», которых чаще называют хусуто. У них обычно нет художественных талантов гейши прошлого, но они все еще могут пить с женщинами, льстить им и заставлять их чувствовать себя особенными.

Гейши являются неотъемлемой частью японской культуры, хранителями «настоящего японского духа». К сожалению, эта ритуальная профессия становится все менее популярной. Если сто лет назад количество гейш достигало 80 000, то сейчас - чуть более 1 000. Их можно встретить только в самых богатых кварталах крупных городов или на престижных курортах.

Не все знают, но изначально роль гейши исполняли мужчины, работавшие шутами на банкетах в «юкаку» (квартале развлечений). Первой гейшей женского пола стала «жрица любви» по имени Касэн в 1761 году. Примечательно, что 26-летний Эйтаро - единственный ныне живущий мужчина, работающий гейшей. Профессию он выбрал неслучайно, пойдя по пути своей покойной матери. После ее смерти Эйтаро и его сестра Майка стали руководителями «окия» (дома гейш) в токийском районе Омори. Эйтаро и его команда из шести женщин очень высоко ценится среди клиентов.

(Всего 13 фото)

1. 26-летний Эйтаро - единственный мужчина-гейша во всей Японии. (EFE/Everett Kennedy Brown)

2. Профессиональный стилист учит Эйтаро, как правильно ухаживать за париком. (EFE/Everett Kennedy Brown)

3. Эйтаро примеряет свой новый парик. (EFE/Everett Kennedy Brown)

4. Обязательный макияж. (EFE/Everett Kennedy Brown)

6. Команда Эйтаро выбирает музыку для клиентов. (EFE/Everett Kennedy Brown)

7. Последние приготовления перед выездом на банкет. (EFE/Everett Kennedy Brown)

8. Гейши едут на банкет к своим клиентам. (EFE/Everett Kennedy Brown)

9. Эйтаро развлекает гостей. (EFE/Everett Kennedy Brown)

10. В 10 лет Эйтаро уже танцевал с другими гейшами, а в 11 - дебютировал на сцене национального японского театра. (EFE/Everett Kennedy Brown)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх