Налоговый учет и государственная регистрация налогоплательщиков. Государственная регистрация и постановка на налоговый учет налогоплательщиков

Государственный налоговый учет в России является первичной формой налогового контроля. Он осуществляется налоговыми органами и заключается

o в учете лиц, у которых могут возникнуть или уже возникли налоговые обязательства, а именно организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц,

o в учете объектов налогообложения, находящихся в собственности организаций и физических лиц, а именно недвижимого имущества и транспортных средств.

Постановка на налоговый учет производится в заявительном или инициативном порядке.

Заявительный порядок постановки на налоговый учет предполагает постановку плательщика только на основании его письменного заявления в налоговый орган. Такой порядок применяется в настоящее время только при постановке на налоговый учет организацией своего обособленного подразделения. Заявление о постановке на налоговый учет подается ими в течение месяца после государственной регистрации.

Инициативный порядок постановки на налоговый учет предполагает, что он осуществляется по инициативе налоговых органов. То есть, на основе имеющихся данных и сведений о налоговых органах, налоговый орган самостоятельно ставит плательщика на налоговый учет. Такой порядок применяется в настоящее время по отношению ко всем плательщикам, кроме обособленных подразделений организаций.

В настоящее время государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей и их постановка на налоговый учет осуществляется налоговым органом в Отделе учета и регистрации налогоплательщиков. В течение 5 дней после подачи лицом всех соответствующих документов, налоговая инспекция должна осуществить его государственную регистрацию и постановку на налоговый учет. Для этого сведения о данном лице заносятся одновременно в базу данных Единого государственного реестра юридических лиц (БД ЕГРЮЛ) или в базу данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей соответственно (БД ЕГРИП) и в базу данных Единого государственного реестра налогоплательщиков (БД ЕГРН).

В результате государственной регистрации организации или индивидуальному предпринимателю присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и выдается свидетельство о государственной регистрации. В результате постановки на налоговый учет организация или индивидуальный предприниматель получают статус налогоплательщика, и ему присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на налоговый учет выдается налогоплательщику на основании письменного заявления с просьбой о его выдаче.

ИНН – это цифровой код, состоящий из кода территории, кода налогового органа, осуществившего постановку на налоговый учет, порядкового номера налогоплательщика и контрольного числа. ИНН организации выражается десятизначным цифровым кодом, а ИНН физического лица – двенадцатизначным кодом.

Присвоенный ИНН каждый налогоплательщик указывает во всех документах, подаваемых в налоговый орган: в декларациях, балансах, отчетах, заявлениях, справках, платежных поручениях и др.

В случае ликвидации деятельности лица или её реорганизации, налогоплательщик в течение 3-х дней после принятия решения о ликвидации должен подать заявление в налоговый орган с просьбой о снятии с налогового учета. Снятие с налогового учета производится налоговым органом только после проверки полноты и своевременности уплаты налогов ликвидируемого налогоплательщика.

Для того, чтобы обеспечивать соблюдение налогового законодательства, своевременное и полное перечисление налогов в бюджет, в России действует налоговый контроль (п. 1 ст. 82 НК РФ). Элементом такого контроля является система учета и регистрации налогоплательщиков. Подробнее об учете налогоплательщиков в налоговых органах расскажем в нашей консультации.

Учет налогоплательщиков: порядок осуществления

Напомним, что налогоплательщиками являются организации и физлица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет (пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налоговый учет организаций и учет физических лиц налоговыми органами осуществляется (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • месту жительства физического лица;
  • месту нахождения принадлежащих организациям и физлицам недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (к примеру, по месту ведения деятельности по ЕНВД или по месту нахождения участка недр для плательщиков налога на добычу полезных ископаемых).

Сказанное выше не всегда означает, что налогоплательщик будет поставлен на учет несколько раз. К примеру, указано, что постановка налогоплательщика на учет осуществляется по месту нахождения принадлежащих ему транспортных средств. Если это автомобиль, принадлежащий физлицу, то местом его нахождения будет место жительства такого физического лица, т. е. место, по которому гражданин уже стоит на учете (пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ). А вот если транспортное средство - водное не маломерное судно, то физическое лицо будет поставлено также на учет по месту государственной регистрации такого транспортного средства (пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Предусмотренная в НК РФ обязательность постановки на налоговый учет вовсе не означает, что налогоплательщик обязан поставить на учет имущество лично. В НК РФ указано, что постановка на учет налогоплательщиков по месту фактического нахождения недвижимого имущества или транспортных средств производится налоговой инспекцией самостоятельно на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в

контрольная работа

1.Регистрация и учёт налогоплательщиков

Регистрация и учет налогоплательщиков включает: регистрацию и учет физических лиц как граждан и как налоговых резидентов; регистрацию и учет юридических лиц как инкорпорированных в стране и как налоговых резидентов; регистрацию и учет обособленных подразделений; регистрацию и учет консолидированных групп; регистрацию и учет представительств иностранных государств и международных организаций.

В развитых странах регистрация и учет плательщиков -- физических и юридических лиц -- налогов ведется единообразно и унифицировано уполномоченными подразделениями налоговых органов на основании единой общегосударственной системы фискальных учетных реквизитов (ФУР).

ФУР физического лица включают: ФИО лица, дату и место рождения, гражданство, адрес постоянного или обычного проживания, адрес находящегося в собственности жилого помещения или иного объекта недвижимости, используемого для постоянного или временного проживания данного лица, членов ее семьи, иных иждивенцев, или сдаваемого в аренду или иное пользование других лиц, фискальный номер.

ФУР юридического лица включают: официальное название, используемую им основную торговую марку, дату и место регистрации, адрес по регистрации, по основному месту деятельности и по размещению центра управления (головной конторы), адрес находящегося в собственности производственного, торгового, жилого или иного помещения или любого другого принадлежащего лицу объекта недвижимости, фискальный номер лица, ФУР всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного лица.

Основная тенденция сейчас состоит в том, чтобы посредством системы регистрации и учета физических лиц как плательщиков налогов заменить все другие формы учета и регистрации физических лиц -- по рождению, паспортной, социальной, пенсионной, военной, иммиграционной и др., а системой регистрации и учета юридических лиц как плательщиков налогов заменить, полностью или частично, все другие формы учета и регистрации юридических лиц (регистрацию по созданию, слиянию, поглощению компаний, как субъектов торгового права, как инвестиционных или холдинговых центров и т.д.).

При таком порядке физические лица подлежат учету в налоговых органах с момента рождения. Первичная налоговая регистрация физических лиц ведется в налоговых органах и осуществляется в каждой стране в отношении своих граждан и налоговых резидентов -- по факту рождения, путем присвоения физическому лицу единого фискального номера (ЕФН); в отношении прочих физических лиц -- по факту прибытия в страну (или получения доходов в ней) -- путем присвоения фискального номера иностранца (ФНИ).

Первичная налоговая регистрация юридических лиц ведется в уполномоченных органах исполнительной власти данной страны и осуществляется: в отношении юридических лиц, созданных по законам этой страны -- по факту регистрации, путем присвоения фискального номера организации (ФНО); в отношении иных юридических лиц -- по факту начала осуществления деятельности (или получения доходов) в этой стране -- путем присвоения фискального номера иностранной организации (ФНИО).

При этом регистрация и учет плательщиков налогов -- юридических лиц в обязательном порядке должна вестись с установлением и указанием фискальных учетных реквизитов всех физических лиц, имеющих отношение к собственности, владению, управлению, аудиту, иным формам контроля или представления интересов данного юридического лица.

Иные плательщики налогов регистрируются в зависимости от выбора режима обложения и вида налога. В частности, могут применяться следующие режимы:

а) совокупность имущества и активов, передаваемых по наследству, до момента распределения наследственной массы, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

б) домохозяйство семьи, признаваемой в соответствии с законом отдельным плательщиком налогов, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

в) объединение физических лиц, создаваемое в целях осуществления совместной коммерческой деятельности на условиях неограниченной финансовой ответственности, облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц;

г) обособленное подразделение предприятия («участок деятельности») облагается налогами в режиме, установленном для физических лиц - если это касается индивидуального предпринимателя, или в режиме, установленном для юридических лиц - если это касается подразделения предприятия, принадлежащего юридическому лицу;

д) группа компаний (юридических лиц), контролируемых одним лицом (семьей, группой взаимосвязанных лиц, трастом холдинговой компанией и т.д.), признаваемая в соответствии с законом единым консолидированным налогоплательщиком, облагается налогами в режиме, установленном для юридических лиц. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / В.А. Кашин. - М.: Магистр, 2008. - 365 с.

Единый порядок сбора, обработки и формирования сведений о налогоплательщиках. Эти сведения включают основные характеристики налогоплательщика, составленные с учетом его учредительных документов, сведений о государственной регистрации, а также его классификационных признаков. Учет способствует осуществлению налоговыми органами контроля, за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства и иных нормативных актов о налогах и сборах, за правильностью исчисления налогов с юридических и физических лиц, а также полнотой и своевременностью их поступления в бюджет.

В соответствии с налоговым законодательством в целях налогового контроля граждане подлежат постановке на учет в налоговых органах. Постановка на учет граждан осуществляется в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (дома, квартиры, земельные участки и др.) и (или) транспортных средств.

Постановка на учет, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, располагающими данными о гражданах и их имуществе (ст. НК РФ) либо на основании заявления физического лица.

Порядок постановки на учет и требования устанавливаются статьями 83-84 НК РФ. Это означает, что учет налогоплательщиков относится Налоговым кодексом к налоговому контролю. Более того указывается, что налоговые органы обязаны вести учет налогоплательщиков в целях проведения налогового контроля. Иными словами, постановка на учет является предварительной формой контроля. Без этой стадии невозможно провести все остальные контрольные мероприятия.

Постановку на учет налогоплательщика следует отличать от регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, тем более что выполняет обе функции ФНС России. В большинстве случае, одно действие предшествует и является необходимым следствием другого. Однако зачастую регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя не происходит, в то время как постановка на учет в налоговом органе обязательна. Один из основных таких примеров - это постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения. Исходя из ст. 11 НК РФ, обособленное подразделение - это любое территориально обособленное от организации отделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (хотя бы одно). То есть факт отражения создания подразделения в учредительных документах организации не важен.

Случаи, когда то или иное лицо должно встать на учет в налоговом органе. Для физических лиц:

1. при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

2. при получении должности нотариуса, занимающегося частной практикой;

3. адвокат;

4. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств.

Для организаций:

1. по месту нахождения обособленных подразделений;

2. постановка на учет крупнейших налогоплательщиков;

3. постановка на учет иностранных организаций и иностранных граждан;

4. при выполнении соглашений о разделе продукции;

5. при приобретении недвижимого имущества, транспортных средств. Налоговое право: учебник для вузов. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 429с.

2. ведение территориального раздела ЕГРН. Отдел приема налоговой отчетности и информирования налогоплательщиков: 1. прием налоговой отчетности; 2. информирование налогоплательщиков по сдаче налоговой отчетности и налоговым платежам; 3...

Анализ и структура налоговой системы

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики ставятся на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица...

Деятельность и функции налоговых органов

Постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам...

При осуществлении налогового контроля налоговые органы осуществляют целый комплекс мер: – регистрацию и учет налогоплательщиков; – прием и обработку отчетности; – учет налоговых поступлений и начисленных сумм...

Налоговая декларация как инструмент контроля

Учет налогоплательщиков - явление такое же древнее, как и сами налоги. Учет - одно из основных условий...

Налоговое поле крупнейших налогоплательщиков

1. С целью организации учета и контроля над деятельностью крупнейших организаций разработан и введен в действие Приказ ФНС России от 27.09...

Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля

Налоговый контроль, методы, формы и пути совершенствования

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица...

Налогоплательщик должен встать на налоговый учет по месту нахождения организации, местам нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица...

Понятие «налогоплательщик» является ключевым институтом, определяющим самую сущность налоговых отношений. Объектом налогообложения является имущество, которым владеет налогоплательщик на основе права собственности, и именно на возможности принудительного изъятия этого имущества (или части этого имущества) основывается налоговое право государства, которое оно реализует через свои уполномоченные органы. Соответственно налогоплательщик должен обладать таким правом собственности (на имущество), а государство - иметь «право вторжения» (в порядке реализации института «налога» - как установленного законом права на изъятие части или даже всего имущества налогоплательщика) в это право собственности. Современная система налогообложения основывается на контроле за информационными потоками, касающимися налогоплателыци- ков, их имущества и их деятельности. Налоговый процесс представляет собой, с этой точки зрения, последовательное и непрерывное сопоставление информации, получаемой налоговыми органами как непосредственно от налогоплательщиков, так и из источников учета и регистрации различных объектов и видов деятельности, находящихся в ведении государственных и частных организаций и учреждений.

Все эти информационные потоки можно подразделить на три группы. В первую входит информация о налогоплательщиках, источниками этой информации являются система налоговой регистрации налогоплательщиков; система социального учета и система регистрации межстрановой миграции (для налогоплательщиков - физических лиц); система регистрации юридических лиц; система регистрации коммерческой деятельности (коммерсантов) и торговых марок.

Вторую группу образуют следующие источники информации: зе-мельный кадастр и система регистрации сделок с объектами недвижимости; система регистрации транспортных средств; реестры прав собственности и система регистрации операций с ценными бумагами; система регистрации банковских счетов и инвестиционных счетов (в брокерских фирмах); регистрация промышленных прав (прав на патенты, изобретения и т.д.). В некоторых странах ведется также регистрация авторских прав, страховых полисов и трастовой собственности.

Третью группу составляет информация о наличных и безналичных денежных потоках, проходящих через банковские и иные финансовые учреждения.

Под налогоплательщиками в узком смысле обычно понимаются лица, признаваемые по закону плательщиками того или иного налога. В широком смысле в это понятие могут включаться налоговые агенты и представители налогоплательщиков.

Понятие налогоплательщика для разных видов налогов может не совпадать. По налогам на доходы и на имущество налогоплательщиком однозначно определяется получатель доходов или собственник имущества, по налогам на сделки налогоплательщиком может признаваться одна из сторон (например, при уплате экспортных пошлин - экспортер товара, а при импорте - импортер, т.е. покупатель товара) или альтернативно и солидарно - обе стороны (например, налоги при продаже недвижимого имущества).

Поскольку обязательство по налогу имеет форму изъятия (без компенсации) части имущества лица и может быть в соответствии с законом реализовано в принудительном порядке, то в качестве налогоплательщика могут выступать только лица, имеющие права собственности и распоряжения на объекты обложения, т.е. имеющие не ограниченную изъятиями правосубъектность и признаваемые дееспо-собными физические лица и лица, имеющие признаваемые законом права на распоряжение чужим имуществом (иным объектом обложения).

В отношении юридических лиц обязанности налогоплательщика в полном объеме возлагаются на лиц, которые в соответствии с законом или уставом соответствующего юридического лица имеют полномочия представлять его интересы и распоряжаться его имуществом. По законодательству ряда развитых стран при определенных обстоятельствах и/или по выбору налогоплательщика некоторые виды юридических лиц могут признаваться «прозрачными для целей налогообложения», и закрепленное за ними имущество или получаемые ими доходы в этом случае подлежат налогообложению непосредственно в составе имущества/доходов учредителей/участников этих юридических лиц.

Таким образом, налогоплательщик - это лицо, обладающее самостоятельной правосубъектностью и имеющее возможность обладать имуществом, которое может быть признано объектом обложения. В современной практике налоговым правом признается невозможным взыскание налога с любых образований, не являющихся субъектами права (например, свободных объединений лиц - туристических групп, кружков и собраний по интересам и т.д.), или с лиц, по суду или в силу обстоятельств лишенных права владеть или распоряжаться какой-либо собственностью (малолетних детей, психически больных лиц и т.д.). В отношении последних должны быть назначены представители (опекуны), к которым и должны обращаться отвечающие за взыскание налогов органы.

Согласно налоговому законодательству налогоплательщики имеют права, установленные законом, и несут обязанности, связанные с возлагаемой на них налоговой повинностью.

Обязанности налогоплательщика, кроме непосредственно уплаты налога, могут включать: выполнение правил и норм налоговой регистрации; ведение учета своих действий и операций по правилам, установленным по соответствующим объектам обложения; составление и представление в налоговые органы отчетности, предусмотренной законом по отдельным объектам обложения; сбор и хранение в пределах установленного законом срока документов и подтверждающих материалов в отношении отчетности, представляемой ими налоговым органам по отдельным видам налогов.

В рамках этих обязанностей законодательством могут быть установлены перечни конкретных действий и фактов, о которых налогоплательщики должны своевременно извещать налоговые органы (причем это может касаться не только действий самого налогоплательщика, но и других лиц - связанных с ними договорными обязательст- нами, состоящих с ними в имущественных отношениях, получающих от них доходы и т.д.): сообщения об открытии счетов в банках и иных финансовых учреждениях, о приобретении ценных бумаг и об участии в капитале коммерческих предприятий, о наличии и использовании коммерческих помещений и иных производственных активов и т.д.

Среди основных прав налогоплательщика выделяется право на информацию (полное и своевременное информирование их со стороны государственных органов о всех обязанностях, возлагаемых на них в связи с уплатой налогов - на бесплатной основе и в доступной фор-ме); право на соблюдение налоговой тайны в отношении всей предос-тавляемой ими в налоговые органы отчетности и информации частного характера и право на возмещение убытков, причиненных им в результате незаконных или неправомерных действий налоговых органов и их должностных лиц.

Еще по теме 5.2. Налогоплательщики: учет, регистрация, контроль:

  1. Глава 5 НАЛОГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ. УЧЕТ И РЕГИСТРАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов

В соответствии со ст. 83 НК организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным Кодексом. При этом организации и индивидуальные предприниматели (ИП) должны встать на учет независимо от возникновения у них обязанности по уплате налогов.

Следует также иметь в виду, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана встать на учет по месту нахождения каждого такого подразделения, только в том случае, если организация уже не состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения по другим основаниям, предусмотренным НК РФ.

Постановка на учет организации и ИП по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Следует отметить, что именно ФНС является тем органом, который уполномочен Правительством РФ осуществлять одновременно государственную регистрацию и юридических лиц, и ИП.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110, свидетельство о постановке на учет в качестве налогоплательщика организациям и ИП выдается налоговым органом одновременно со свидетельством о регистрации юридического лица либо ИП.

Торгово-промышленные палаты, общественные объединения (в том числе политические партии и профсоюзы), а также религиозные организации имеют особый порядок регистрации. В данном случае решение о регистрации принимается Министерством юстиции РФ либо его территориальными органами, а не органами ФНС. После принятия решения о регистрации юридического лица органы юстиции направляют один экземпляр документов (заявление о государственной регистрации, протокол, договор и иной документ о создании юридического лица, учредительные документы, квитанция об уплате государственной пошлины) в Управление ФНС по субъекту РФ для выписки свидетельства о регистрации и включения записи в ЕГРЮЛ. Поскольку внесение записей в ЕГРЮЛ осуществляют управления ФНС России, а внесение записей в ЕГРН - инспекции ФНС России по месту нахождения регистрируемого лица, выдача свидетельства о постановке на налоговый учет производится не одновременно с выдачей свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, а в течение пяти дней.

Ведение реестра налогоплательщиков имеет свою особенность, заключающуюся в том, что налогоплательщик самостоятельно в налоговый орган данные представляет только частично, все основные данные о нем вносятся на основании данных из ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо на основании данных, полученных от других органов государственной власти или организаций.

Виды сведений, сроки их предоставления и ответственные за их предоставление государственные органы, учреждения, организации и физические лица приведены в таблице.

Сведения, включаемые в ЕГРН
Ответственные за предоставление данных в ЕГРН
Виды сведений
Сроки
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (территориальные органы ФНС)
Сведения о юридическом лице из ЕГРЮЛ
Одновременно с внесением записей в ЕГРЮЛ. По торгово-промышленным палатам, общественным объединениям, религиозным организациям - в течение 5 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ
2. Органы, осуществляющие государственную регистрацию ИП (территориальные органы ФНС)
Сведения об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП
Одновременно с внесением записей в ЕГРИП
3. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности
Сведения о нотариусе, получившем лицензию (фамилия, имя, отчество - ФИО, адрес места жительства, паспортные данные, номер и дата приказа о назначении на должность нотариуса и др.)
В течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа
4. Адвокатские палаты субъектов РФ
Сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта РФ, или исключенные из указанного реестра, а также сведения о принятых за предшествующий месяц решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов
Не позднее 10-го числа каждого месяца
5. Органы и организации, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства
Сведения о постановке физических лиц на регистрационный учет по месту жительства (ФИО, адреса настоящего и прежнего места жительства, паспортные данные и др.) Сведения о детях в возрасте до 14 лет - для детей граждан РФ, до 18 лет - для детей иностранных граждан, поставленных на учет по месту жительства родителей
В течение 10 дней после регистрации указанных лиц
6. Органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния
Сведения о рождении (смерти): номер и дата составления записи акта о рождении (смерти); серия, номер и дата выдачи свидетельства о рождении (смерти); данные о родившихся и его родителях
В течение 10 дней после регистрации указанных фактов
7. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Сведения об объекте недвижимости (вид, кадастровый номер, вид права, адрес места нахождения объекта). Сведения о регистрации права (дата регистрации, серия и номер свидетельства). Сведения о правообладателях - юридических, физических лицах

8. Органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств
Сведения о транспортном средстве: для автотранспорта - марка, модель, модификация, серия и номер регистрационного знака; для морских и речных транспортных средств - тип, название судна, регистрационный номер, вид права (собственность или иное); для воздушных транспортных, средств - тип, государственный и регистрационный знаки, наименование эксплуатанта, вид права (собственность или иное). Дата регистрации (снятия с регистрации), серия и номер документа о регистрации. Сведения о лицах (юридических, физических), на которых зарегистрированы транспортные средства
В течение 10 дней со дня соответствующей регистрации
9. Органы опеки и попечительства, учреждения, осуществляющие опеку, попечительство или управление имуществом подопечного
Сведения об имуществе подопечного, являющегося объектом налогообложения (вид и местонахождение имущества, данные документа, удостоверяющего право собственности на имущество). Сведения об опекуне (попечителе). Реквизиты документа о назначении опекуном или попечителем. Сведения об управляющем имуществом подопечного. Реквизиты документа, подтверждающего назначение лица управляющим имуществом подопечного
Не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения
10. Органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия. Нотариусы, занимающиеся частной практикой
Сведения об имуществе, переходящем в порядке дарения или наследования (вид и местонахождение имущества, доля, реквизиты договора дарения или свидетельства о праве наследства). Сведения о дарителе либо наследодателе. Сведения об одаряемом либо о наследнике
Не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, если иное не предусмотрено НК
11. Органы, осуществляющие регистрацию пользователей природных ресурсов и лицензирование их деятельности
Сведения о лицензии. Сведения о лицензиате
В течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя
12. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ

Сведения о фактах первичной выдачи или замены документа, удостоверяющего личность и об изменении персональных данных

Сведения о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, удостоверяющего личность


В течение 5 дней со дня выдачи нового документа (кроме случаев, когда документ был утрачен)

В течение 3 дней со дня подачи заявления об утрате документа


13. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц
Сведения об аккредитации (лишения аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц
В течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации)

На основании данных из ЕГРЮЛ организация ставится на учет по месту ее нахождения. Однако как у организаций, так и у других налогоплательщиков (ИП, физических лиц) существует обязанность постановки на учет и по другим основаниям, в частности по месту нахождения обособленных подразделений организации, по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и по иным основаниям, предусмотренным НК. Также имеются особенности при постановке на учет крупнейших налогоплательщиков, которые определяются Минфином.

Всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам, присваивается специальный номер - идентификационный номер налогоплательщика. Кроме того, для организаций вводится дополнительный номер - код причины постановки на учет. Введение дополнительного номера связано с тем, что одна и та же организация может состоять на учете в нескольких налоговых органах по различным основаниям.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) имеет следующую структуру :

  • первые четыре цифры обозначают код налогового органа, который присвоил ИНН;
  • следующие цифры (для организаций - пять знаков, для физических лиц - шесть знаков) представляют собой порядковый номер записи в ЕГРН;
  • последние цифры (для организаций - один знак, для физических лиц - два знака) являются контрольным числом, которое рассчитывается по специальному алгоритму.

Код причины постановки на учет (КПП) представляет собой девятизначный цифровой код, который состоит из следующей последовательности цифр:

  • первые четыре цифры - код налогового органа, который осуществил постановку на учет по соответствующей причине;
  • последующие две цифры обозначают причину постановки на учет;
  • последние три цифры являются порядковым номером постановки на учет в налоговом органе по соответствующей причине.

Две цифры, которыми обозначена причина постановки на учет, могут принимать значения от 01 до 50 для российских организаций и от 51 до 99 для иностранных организаций.

Постановка на учет в налоговом органе физических лиц по месту жительства осуществляется в тех случаях, когда на физическое лицо возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы, а также независимо от возникновения такой обязанности при условии, что такое лицо зарегистрировано в качестве ИП.

Постановка на учет в налоговом органе по месту жительства физических лиц, не являющихся ИП, и присвоение им ИНН может производиться на основании:

  1. сведений советов адвокатских палат об адвокатах, органов юстиции о частных нотариусах, соответствующих органов о наличии в собственности физических лиц недвижимого имущества и транспортных средств, сведений о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения;
  2. сведений соответствующих органов о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах их рождения, а также об установлении опеки над физическими лицами и управлении их имуществом, при наличии документированной информации о возложении на это лицо обязанности уплачивать налоги (сборы);
  3. заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН.

В первых двух случаях после постановки на учет налоговый орган выдает (направляет по почте с уведомлением о вручении) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3, а в третьем случае - свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-2 или иной документ, подтверждающий присвоение ИНН. При этом физические лица, получившие уведомления о постановке на учет по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о получении свидетельства о постановке на учет или иного документа, подтверждающего присвоение ИНН, в том числе в отношении ребенка в возрасте до 14 лет.

Постановка на учет, внесение сведений в ЕГРН производятся в течение пяти дней с момента получения указанных выше сведений или заявления физического лица.

Налоговые органы, осуществившие постановку на учет физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также по иным основаниям, обязаны сообщить об этом факте по каналам связи налоговому органу по месту жительству физического лица в течение одного рабочего дня со дня постановки на учет в данном налоговом органе. Если до этого момента физическое лицо не было поставлено на учет по месту жительства, то налоговый орган осуществляет постановку его на учет в течение двух дней со дня поступления сведений от налогового органа по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

Если физическое лицо, которому принадлежит недвижимое имущество и (или) транспортные средства, не имеет места жительства на территории РФ, ИНН присваивается налоговым органом по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства.

Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту их пребывания, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет. Для физических лиц - иностранных граждан или лиц без гражданства, зарегистрированных в качестве ИП и имеющих разрешение на временное проживание в РФ, адрес временного проживания приравнивается к адресу места жительства.

Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП в налоговом органе по месту их жительства, осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. Налоговый орган обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН или использованием ранее присвоенного ИНН, внести сведения в ЕГРН. Одновременно выдаются (направляются по почте) свидетельство о постановке на учет физического лица по месту жительства на территории РФ по форме № 09-2-2, уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3 и свидетельство о государственной регистрации физического лица как индивидуального предпринимателя.

Если физическому лицу, зарегистрированному в качестве ИП, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве ИП ему выдается (направляется по почте) только уведомление о постановке на учет физического лица по месту жительства.

Аналогично осуществляется постановка на учет частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет, которые согласно п. 2 ст. 11 НК отнесены к индивидуальным предпринимателям.

Сведения об ИНН и КПП организации или ИНН физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, а также дате постановки на учет организации и ИП (за исключением частного нотариуса и адвоката, учредившего адвокатский кабинет) в качестве налогоплательщика включаются соответственно в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на основании сведений, содержащихся в ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем постановки на учет организации или физического лица, зарегистрированного в качестве ИП.

Присвоенный организации или физическому лицу ИНН не может быть повторно присвоен другой организации или другому физическому лицу.

ИНН может быть признан недействительным :

  • в случае внесения изменений в нормативные правовые акты РФ;
  • в случае обнаружения у организации или физического лица более одного ИНН;
  • при снятии с учета организации в случае ее ликвидации;
  • при снятии с учета организации в случае прекращения деятельности в результате реорганизации в форме слияния, присоединения и преобразования;
  • при снятии с учета физического лица в случае его смерти.

ИНН, которые признаны недействительными, размещаются на WEB-сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ.

ИНН при изменении места нахождения организации или при изменении места жительства физического лица не изменяются.

Снятие с учета организации и физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, соответственно по месту нахождения и месту жительства осуществляется на основании выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП в порядке, представленном на рисунке.

Сведения о снятии налогоплательщика с учета направляются по каналам связи в налоговый орган по новому месту нахождения организации (месту жительства физического лица) не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия налогоплательщика с учета, а учетное дело направляется в трехдневный срок. Кроме того, налоговый орган по прежнему месту нахождения организации (месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве ИП) направляет сведения о снятии налогоплательщика с учета и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в налоговые органы, в которых организация или ИП состоит на налоговом учете по иным основаниям.

Постановка на учет организации (ИП) по новому месту нахождения (месту жительства) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Снятие с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности через это подразделение производится по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Снятие с учета налогоплательщиков по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений соответствующих органов в течение пяти дней с момента их поступления.

Физическое лицо, не относящееся к ИП, а также частный нотариус, адвокат снимаются с учета на основании сведений о факте регистрации по новому месту жительства, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, представленном на рисунке.

Внесение изменений о физическом лице, не относящемся к ИП, а также о частном нотариусе или адвокате учитывается на основании сведений соответствующих органов, указанных в ст. 85 НК.

в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх