Как перейти на общее налогообложение. Как перейти с усн на осно (с «упрощенки» на общую систему налогообложения)

Российские компании и ИП для уплаты налогов могут выбрать разные налоговые режимы: общий (ОСНО) или специальные, к которым относятся ЕНВД, ЕСХН, ПСН и УСН.

По умолчанию новая компания или предприниматель попадают на общий режим. На спецрежим (например, УСН) они могут перейти по специальному заявлению. Если использование спецрежима по какой-то причине невозможно, компания остается на общем режиме.

На общем режиме, в отличие от остальных, необходимо вести бухгалтерию и платить налоги в полном объеме. Если нужно сэкономить на налогах и упросить себе работу с бухучетом, идеальным вариантом будет упрощенка (либо 6% - «доходы», либо 15% - «доходы за вычетом расходов»). Как перейти с ОСНО на УСН подробно написано в . А теперь мы рассмотрим другую ситуацию: как происходит переход в обратную сторону — с УСН на ОСНО.

Добровольный переход с УСН на ОСНО

Перейти на общий режим можно двумя способами: добровольно и вынужденно, если ваш бизнес перестает соответствовать правилам, установленным для упрощенки. Если вы хотите сами уйти с УСН, составляете уведомление об отказе от УСН до 15 января того года, в котором хотите совершить переход, и передаете его в налоговую на бумажном бланке или электронном формате. Опоздаете — вас могут перевести на ОСНО только в следующем году.

Налоговая вас не будет уведомлять о факте перехода какими-либо сообщениями или письмами. Но вам нужно будет подать декларацию и уплатить налог по УСН за последний год, когда вы были на упрощенке. Организации должны успеть сделать это до 31 марта, а предприниматели — до 30 апреля. На этом закончатся ваши отношения с УСН. Отношения с ОСНО начнутся с уплаты налогов и сдачи деклараций по ОСНО.

Автоматический переход с УСН на ОСНО при нарушении требований

На упрощенке есть определенны требования, которые не все компании могут исполнить. Например, вы не можете оставаться на УСН, если сумма ваших доходов за год превысила 60 миллионов рублей, а остаточная стоимость активов перевалила за 100 миллионов. Другая причина — в вашем уставном капитале (УК) есть юрлица, доля которых в капитале больше, чем четверть. Третья причина — в вашей компании трудятся более сотни сотрудников, хотя 100 — это допустимый предел на УСН. В общем, несоблюдение этих условий может повлечь за собой автоматический перевод на ОСНО. Обратно вернуться вы сможете не раньше, чем через год (если будете соответствовать критериям УСН).

Утрату права на УСН вы должны отследить самостоятельно. После этого в налоговую нужно подать документы, каждый в свой срок, и уплатить налог по упрощенке

  • Письмо-сообщение об утрате права на УСН

Срок: до 15-го числа следующего месяца после квартала, в котором утрачено право на УСН;

  • Декларация по упрощенке

Срок: до 25-го числа следующего месяца после квартала, в котором утрачено право на УСН;

  • Налог по УСН за год

Его нужно рассчитывать только за последний год по итогу последнего отчетного периода работы на УСН. То есть, если право на упрощенку вы утратили в третьем квартале, то налог на УСН за год надо рассчитать исходя из показателей за полгода.

Срок: до 25-го числа следующего месяца после квартала, в котором утрачено право на УСН.

В первый месяц, когда компания перестала применять УСН, нужно платить налоги и сдавать отчетность уже по ОСНО. В следующих статьях мы рассмотрим отдельно, какие налоги нужно будет платить после перехода с УСН на ОСНО, как при этом происходит начисление и учет НДС, учет выручки, расходов и основных средств.

Работать на УСН или ОСНО удобно в Контур.Бухгалтерии — веб-сервисе для ведения учета и отправки отчетности через интернет. Сервис подходит для малого бизнеса на упрощенке. Попробуйте 14 дней бесплатно!

Как перейти с УСН на ОСНО с 2019 года без ошибок

Перейти с УСН на ОСНО с 2019 года не так-то просто. В инструкции мы рассказываем, как сделать это без ошибок.

Если эти условия не выполняются, плательщик УСН должен заявить в налоговую инспекцию об утрате права на льготный режим и перейти на ОСНО с начала того квартала, в котором произошло нарушение. Переход на ОСНО не всегда бывает вынужденным, иногда компании делают этот выбор специально.

Если перед вашей организацией стоит выбор между этими двумя режимами, узнайте о том, как перейти с УСН на ОСНО в 2019 году .

Для начала расскажем о том, в чем заключаются особенности упрощенной и общей системы налогообложения, потому что эти режимы отличаются очень сильно.

  1. Доходы и расходы . На упрощенной системе есть два объекта налогообложения: «Доходы» и «Доходы минус расходы», причем, в первом варианте учет расходов не ведется. Общая система налогообложения не имеет разновидностей, и на ней учитываются как доходы, так и расходы.
  2. Единый налог УСН и налоги на ОСНО . Работа на ОСНО предполагает уплату нескольких налогов: на прибыль, на имущество и НДС. Упрощенцы же, в общем случае, платят всего один налог, который называется единый. НДС они обязаны платить только при ввозе товара на территорию РФ. Кроме того, организации на УСН должны платить налог на имущество, но только в отношении тех объектов недвижимости, которые имеют кадастровую стоимость.
  3. Налоговые ставки и налоговые льготы . Налоговые ставки на ОСНО в целом выше, чем на упрощенке, однако по некоторым направлениям бизнеса и категориям товаров есть варианты льготных ставок, вплоть до нуля. Еще одна налоговая льгота общего режима — возможность отказаться от уплаты НДС, если выручка организации за предыдущие три месяца не превысила 2 млн рублей.
  4. Декларации против налоговой отчетности . Упрощенцы сдают всего одну налоговую декларацию по итогам года, а на ОСНО есть целый перечень отчетности – каждый квартал по НДС; каждый квартал или месяц (в зависимости от учетной политики) по налогу на прибыль; каждый квартал по налогу на имущество. Кроме того, уплата НДС происходит в непривычном для других налогов порядке, из-за чего платежи здесь ежемесячные.
  5. Когда без бухгалтера не обойтись . Плательщики УСН, которые относятся к субъектам малого предпринимательства, вправе вести учет в упрощенном порядке и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. На ОСНО учет ведется в полном объеме.
  6. Особенности учета . На упрощенной системе применяется кассовый метод признания доходов и расходов, а на ОСНО этот метод допускается, если выручка без НДС за последние четыре квартала не превысила миллиона рублей. В остальных ситуациях надо применять метод начисления.

Перед тем, как перейти на ОСНО в добровольном порядке, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Не делайте этот выбор лишь на основании того, что ваш контрагент требует от вас возможности вычета по НДС.

Учитывайте не только интересы партнера, но и ваши собственные. Сделайте полный анализ налоговой нагрузки ООО за год, а не только по отдельным операциям. Если вы отказались от УСН в середине года, то перейти с общей системы налогообложения на упрощенку с начала нового года не получится. Придется отработать на общем режиме не менее одного полного года (346.13 НК РФ).

А теперь подробнее о том, как происходит переход с УСН на ОСНО в 2019 году . Для добровольного отказа и для вынужденного перехода на общий режим используются разные формы уведомлений.

Потеря права на упрощенную систему

Сначала о том, почему в 2019 году организация может потерять возможность работать на упрощенной системе налогообложения. Все ограничения и условия для плательщиков УСН приводятся в статье 346.12 НК РФ.

  1. В первую очередь, это превышение годового лимита доходов в 150 млн рублей. С 2018 года и до января 2020 года эта сумма останется неизменной, потому что действие коэффициента-дефлятора на этот период приостановлено.
  2. Второе серьезное ограничение для упрощенцев – это количество работников, среднесписочная численность которых не должна превышать 100 человек.

Кроме того, организация теряет право на упрощенную систему налогообложения с момента:

  • открытия филиала;
  • начала ведения деятельности, не разрешенной для УСН (банки, ломбарды, страхование, НПФ, азартные игры, производство подакцизных товаров, МФО, агентства занятости и некоторые другие);
  • когда доля участия в ООО другой организации превысит 25% уставного капитала;
  • организация становится участником соглашения о разделе продукции.

Если одно из этих событий произошло в течение года, в котором ООО было плательщиком упрощенки, то надо подать в свою налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-2. Этот документ утвержден приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@).

Сообщить об утрате права на применение УСН надо не позже 15-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были нарушены условия. Например, если общество с ограниченной ответственностью открыло филиал 20 июня 2019 года, то подать форму № 26.2-2 надо не позже 15 июля 2019 года.

При этом право на УСН считается утраченным с начала того квартала, когда произошло нарушение. Так, для ООО из нашего примера, которое открыло филиал 20 июня, переход на ОСНО признается на начало второго квартала, то есть, с 1 апреля 2019 года.

Кроме того, не позже 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было утрачено право на упрощенную систему, надо сдать последнюю декларацию по этому режиму. В эти же необходимо оплатить налог по итогу последнего отчетного периода на УСН.

Добровольный переход на общую систему налогообложения

Если же переход на ОСНО происходит в добровольном порядке, то сделать это можно только с начала нового года, сообщив об отказе от УСН по форме № 26.2-3. Срок подачи этого уведомления – не позже 15 января того года, в котором организация станет работать на общем режиме.

Например, чтобы стать плательщиком ОСНО с 2019 года, уведомление надо представить не позже 15.01.19. Если же вы опоздаете подать форму № 26.2-3, то придется работать на упрощенной системе до конца года.

Заполнить уведомление очень просто. В документе указывают только коды организации ( и КПП), код налоговой инспекции, полное наименование ООО и год, с которого налогоплательщик отказывается от упрощенки.

Декларация по УСН в этом случае сдается в обычном порядке – до 31 марта года, следующего за отчетным. В этот же срок надо уплатить годовой налог за вычетом авансовых платежей.

Какого-то особого подтверждения о переходе на общую систему налоговая инспекция не выдает. Организация оказывается на ОСНО по умолчанию, в связи с прекращением деятельности в рамках упрощенки.

Что надо сделать после перехода на общий режим

Выше мы уже отмечали, что переход с УСН на общий режим должен происходить при квалифицированном бухгалтерском сопровождении. Сложность здесь не только в том, что на этих режимах сдают разные виды отчетности, но и в том, что некоторые хозяйственные операции попадают в переходный период.

Например, аванс от контрагента был получен на УСН, а отгрузка товаров произошла уже на общем режиме. Возможна и обратная ситуация – товары были получены в период работы упрощенного режима, а их оплата происходит уже в рамках действия ОСНО.

Особенно сложным будет учет НДС, который организация в период действия на льготном режиме своим покупателям и клиентам не выставляла. Если переход на ОСНО произошел вынужденно, то компания должна начислить НДС на все реализации товаров и услуг с начала квартала. А учитывая, что не все покупатели согласятся уплатить НДС сверх уже оплаченной ими суммы, его придется перечислить в бюджет за свой счет.

Есть также свои нюансы и по признанию расходов и доходов, авансов, дебиторской задолженности, определению стоимости основных средств, списанию безнадежного долга.

Если на упрощенном режиме вы справлялись с учетом самостоятельно или с помощью специализированных онлайн-сервисов, то без профессиональных знаний вряд ли сможете вести бухгалтерию на ОСНО.

Помните, что за постановку учета в организации административную ответственность несет именно руководитель. Причем, не всегда можно отделаться только штрафами, в некоторых ситуациях допускается дисквалификация руководителя на срок от года до двух лет.

Многие представители малого предпринимательства используют упрощенный режим расчета налоговых выплат. Данные организации должны соблюдать все требования контролирующих органов, касаемо применения данной системы. Нарушение основных правил может привести к утрате прав на применение специальных режимов налогообложения . В случае потери данного права предпринимателю необходимо перевести свой бизнес на общую систему обложения налогами. В данной статье мы предлагаем рассмотреть вопрос о том, как перейти с УСН на ОСНО в середине года.

Основная и упрощенная системы налогообложения очень разные

В чем отличие между УСНО И ОСНО

Режимы УСН и ОСНО имеют множество отличий друг от друга. В первом случае, предприниматель оплачивает единый налог, где в качестве налоговой базы используется определенный процент от выручки либо чистого дохода. В случае с основным режимом предпринимателю нужно оплачивать налоги на полученный доход, имущественные ценности и добавочную стоимость. Отличаются и ставки по налогам. Как показывает статистика, размеры выплат по ОСНО значительно выше в сравнении со взносами по упрощенке. Но здесь нужно отметить, что в некоторых случаях предприниматели могут снизить размеры налогов практически до нуля. Также предпринимателям, работающим по общей системе, предоставляется льгота в виде возможности отказа от оплаты НДС. Данное право предоставляется тем компаниям, где размер дохода за прошлый квартал составляет менее двух миллионов рублей.

Согласно действующим правилам, предприниматели, работающие на «упрощенке», обязаны подавать лишь единый отчет, содержащий в себе информацию о годовых итогах. Ведение учета по общей системе значительно труднее. Предприниматели должны ежеквартально отчитываться о размере полученной прибыли, имущественным налогам и НДС. Также необходимо отметить необходимость ежемесячного внесения взносов по налогам, что не свойственно специальным режимам.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что при применении УСН, предприниматель может самостоятельно составлять все необходимые расчеты. Расходы и прибыль, полученная в течение отчетного периода, подтверждаются кассовыми чеками и другими финансовыми документами. В случае с ОСНО, использовать кассовые чеки с целью признания полученной выручки допускается только в тех ситуациях, когда размер годовой выручки составляет менее одного миллиона.

Беря в учет все вышеперечисленные отличия можно сказать о том, что в случае с ОСНО потребуется опытный специалист, который будет вести бухгалтерию. Многие предприниматели допускают большую ошибку, выбирая данную систему из-за требований партнеров по бизнесу. При выборе системы оплаты налогов очень важно учитывать как интересы контрагентов, так и финансовое состояние своей компании. Для проведения глубокого анализа необходимо привлечение специалистов. Перед тем как переходить с одного режима на другой, следует тщательно проанализировать возможные негативные последствия.

Следует помнить, что в случае перехода, изменить выбранный режим снова можно только в следующем году.


Если желание перейти на упрощенку носит исключительно добровольный характер, то переход с упрощенки на основную систему может быть и принудительным

При каких нарушениях происходит автоматический переход на ОСНО

Как мы уже говорили выше, использовать УСН могут только те компании, что соответствуют всем критериям налоговых органов. В случае нарушения лимитов для установленных показателей, бизнес автоматически переводится на общую налоговую систему. Среди таких нарушений следует выделить:

  1. Превышение лимита на доход в размере шестидесяти миллионов рублей.
  2. Превышение лимита на остаточную стоимость основных фондов в размере ста миллионов.
  3. Превышение лимита на размер доли в уставном фонде, принадлежащей третьим лицам.

Также необходимо учитывать, что сотрудниками налоговой учитывается размер штата компании. При составлении расчетов берутся в учет как уволенные сотрудники, так и вновь принятые работники. В некоторых ситуациях, необходимость изменения налогового режима объясняется изменением вида деятельности компании. В некоторых сферах предпринимательства, использование УСН запрещено.

Особенности добровольной замены системы налогообложения

Переход с УСН на ОСНО в середине года имеет уникальную специфику. Данным процессом должен руководить опытный бухгалтер, знающий все тонкости и нюансы, связанные с обеими системами. В противном случае увеличивается риск допущения ошибок, которые могут повлечь за собой катастрофические последствия.

Учет выручки

В том случае, когда компания получила авансовый платеж, работая по упрощенной схеме, а отправила продукцию после перехода на основной режим, то размер авансового платежа учитывается в статье доходов за прошлые периоды. Авансовые платежи, приравненные к прибыли компании, полученной за время действия УСН, не учитываются во время перехода. Согласно установленным правилам, предприниматели, перешедшие на основную систему, должны учитывать все доходы, полученные после перехода на новый режим. Учитывается даже выручка от тех услуг, что были оказаны до перехода, но были оплачены именно на момент использования ОСН.

При замене режимов налогообложения очень важно учитывать причину перехода. В том случае, когда компания самостоятельно выбирает общую систему, то датой перехода является первое января. После наступления данной даты, выручка компании должна рассчитываться по новой методике. В случае с автоматическим переводом из-за превышения лимита, бухгалтер компании должен использовать новую методику расчетов начиная с начала квартала, в котором было потеряно право на использование «упрощенки».


Основной функцией любой системы налогообложения является удержание налогов и сборов со всех субъектов хозяйственной деятельности

Учет расходов

При использовании упрощенной системы, учет расходов осуществляется на основании триста сорок шестой статьи Налогового законодательства. В этом документе говорится, что в статью расходов включаются все издержки, связанные с бизнесом, имеющие документальное подтверждение. Компании, занимающиеся перепродажей товарной продукции, учитывают сопутствующие расходы по факту продажи. Это означает, что включить данные траты в статью расходов можно только в том случае, когда товары уже проданы, а часть полученной суммы переведена на расчетный счет поставщика.

На момент перехода, компания может хранить на своем балансе не только оплаченную продукцию, но и те товары, за которые имеется финансовая задолженность. Как уже говорилось выше, величина данных затрат не фиксируется в статье расходов. Согласно двести шестьдесят восьмой статье, использовать стоимость товарной продукции с целью уменьшения налогооблагаемой базы можно только после их реализации. Это означает, что в данном случае не учитываются денежные средства, потраченные на оплату услуг поставщика. То же правило касается издержек на приобретение сырьевой базы и расходных материалов. Порядок учета неоплаченных расходных материалов зависит от того, к какой категории расходов относятся данные затраты.

Учет НДС

Согласно установленным правилам, компания, перешедшая на ОСНО, обязана учитывать налог на добавленную стоимость. Важно отметить, что причина перехода не имеет принципиального значения. Предпринимателям, находящимся на стадии изменения налогового режима, очень важно учитывать момент начисления денежных средств. В том случае, когда авансовый платеж был получен до момента присвоения нового режима, а сама реализация была осуществлена значительно позже, то НДС начисляется только на проданные товары. В случае с получением аванса после перехода на данную систему, то данный налог рассчитывается на основе объема аванса. Данная сумма может быть включена в состав вычетов по налогам.

Важно отметить, что начинать рассчитывать НДС необходимо с начала первого месяца квартала, в котором компания начала использовать новую систему оплаты налогов. Данное правило действует даже в тех ситуациях, когда новый режим был назначен в последний месяц отчетного периода.


Обязанность по уплате налогов возникает со дня регистрации налогоплательщика

Учет неучтенной ОС

При добровольном переходе предприниматели редко испытывают сложности с расчетом стоимости основных средств. В этом случае, стоимость приобретенных активов постепенно списывается на протяжении календарного года. В случае с принудительным приходом, предпринимателю нужно учитывать остаточную стоимость данных активов. Данные расходы необходимо обязательно включить в расчеты по новой налоговой системе. Единственным исключением является тот случай, когда предприниматель ранее использовал упрощенный режим, где в качестве налогооблагаемой базы использовалась выручка компании.

В действующем законодательстве приводится порядок расчета остаточной стоимости активов предприятия, которое осуществляет замену налогового режима. В данных нормах закреплены правила, касающиеся расчета стоимости объектов, что были куплены на момент использования ОСНО, до перехода на «упрощенку». Эти правила должны использоваться теми компаниями, что планируют вновь использовать ОСНО. В этом случае при расчете налога на прибыль необходимо вычесть из остаточной стоимости активов, все расходы, списанные за время использования упрощенного режима. Данное правило закреплено в триста сорок шестой статье Налогового Кодекса.

Зарплата и страховые взносы

В триста сорок шестой статье НК говорится о том, что все расходы, которые понес плательщик налогов за время использование УСН, должны учитываться при расчете налога на прибыль. Данное правило действует в отношении тех затрат, что были частично погашены или полностью не оплачены до момента перехода. Это означает, что страховые платежи и зарплата работников не оплаченные до начала использования ОСНО, должны быть включены в новые расчеты.

Налоговые обязательства

Порядок перехода с упрощенной системы на общий режим оплаты налогов обязывает предпринимателей переоформлять залоговые обязательства и счета-фактуры. В новые документы необходимо включить те обязательства, срок погашения которых оканчивается на момент перехода. В том случае, когда организация теряет возможность использовать УСН по причине превышения лимитов, то сумма НДС выплачивается из личных фондов. Данные расходы не могут быть включены в налог на прибыль.

Какие документы требуется подать в ИФНС

После перехода на новую систему, предпринимателю необходимо приступить к ведению новой отчетности. Подавать новые декларации необходимо с момента присвоения общего режима. Это означает, что налоговая декларация должна содержать в себе сведения обо всех финансовых операциях, совершенных с начала квартала, в котором организация начала использовать ОСН. Согласно установленным правилам, компании необходимо заполнять следующие документы:

  1. Отчет на полученный доход - передается до двадцать восьмого числа месяца, следующего после отчетного квартала.
  2. Отчет по НДС - передается до двадцать пятого числа месяца, следующего после отчетного квартала.
  3. Отчет по имущественным налогам - передается до тридцатого числа месяца, следующего после отчетного квартала.

Помимо данных отчетов, субъектам предпринимательства, использующим ОСНО, необходимо вести ещё ряд документов. Обязательно понадобятся кассовый журнал или КУДИР, журнал учета продаж и покупок и регистр ордеров.


Переход с УСН доходы на общую систему налогообложения осуществляется со следующего календарного года, при условии письменного уведомления налоговой службы до 15 января

Установленный период перехода с УСНО на ОСНО

Рассматривая условия перехода с «упрощенки» на основную систему необходимо уделить отдельное внимание срокам перехода. Согласно установленным правилам, предпринимателям предоставляется срок величиной в пятнадцать дней . Отсчет данного срока берет свое начало с момента начала нового месяца, следующего за тем месяцем, когда бизнесмен утратил право использовать УСН.

Последняя декларация, заполненная согласно режиму УСН, должна быть передана налоговой службе до двадцать пятого числа месяца, следующего за отчетными периодом. Если предприниматель самостоятельно желает изменить налоговый режим, то ему необходимо заполнить специальную заявку. Данная заявка должна быть передана фискальной службе до пятнадцатого января. В случае опоздания, предприниматель сможет изменить систему оплаты налогов лишь в новом году либо при нарушении установленных лимитов.

Выводы (+ видео)

Упрощенная система налогообложения имеет массу достоинств. Несмотря на это, многие бизнесмены предпочитают стандартную методику расчета налогов. Важно отметить, что в отличие от добровольной смены режима, принудительный перевод может осуществляться в любой момент отчетного периода. На момент смены системы оплаты налогов очень важно выполнить все требования контролирующих органов, касающиеся налоговых и бухгалтерских отчетов. Применение классической формы налогообложения предоставляет возможность предпринимателю использовать дополнительные методы развития бизнеса, недоступные для остальных плательщиков налогов.

Вконтакте

О.А. Шлычкова, начальник консультационного отдела ООО «Аудиторская служба СТЕК»;

Д.П. Меликова, аудитор ООО «Аудиторская служба СТЕК».

Компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, может в течение календарного года потерять право на применение этого спецрежима (например, если превысит допустимый уровень доходов). О том, какие налоги следует уплатить при переходе на общую систему налогообложения, расскажем в статье.

Доходы и расходы переходного периода

Организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующее правило: доходы признаются в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в период применения упрощенной системы налогообложения, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления. На это указывает подпункт 1 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ.

Такой порядок обусловлен тем, что при УСН доходы учитываются кассовым методом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ), а при исчислении налога на прибыль - методом начисления, то есть доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (п. 3 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, при переходе на общий режим бывшему «упрощенцу» нужно включить в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, всю выручку за отгруженные, но не оплаченные в период применения УСН товары (работы, услуги), то есть всю дебиторскую задолженность покупателей по состоянию на 1-е число периода перехода на общий режим. Эта дебиторская задолженность включается в состав доходов в месяце перехода на общий режим (письмо Минфина России от 04.04.2013 № 03-11-06/2/10983).

Возникающие при переходе доходы учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных на основании пункта 10 статьи 250 НК РФ как доходы прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем периоде, независимо от времени погашения задолженности.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.25 НК РФ, расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, признаются в составе расходов, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ. Таким образом, правила учета расходов будут следующие:

  • те расходы, которые попали бы в число расходов по УСН, если бы оплата была произведена до перехода на ОСНО, учитываются в расходах при налогообложении прибыли в первом месяце после перехода. При этом дата их фактической оплаты значения не имеет. Расходы, относящиеся к периоду применения УСН, могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ как убытки прошлых лет (налоговых периодов), выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • те расходы, которые при УСН в расходы бы не попали даже при условии оплаты, учитываются после перехода в расходах при налогообложении прибыли по соответствующим правилам главы 25 НК РФ. К ним относятся, например, расходы на приобретение товаров для перепродажи. То есть, если на момент перехода на общий режим покупные товары приобретены, не оплачены и не реализованы (либо даже приобретены и оплачены, но не реализованы), то сразу учитывать затраты на их приобретение в составе расходов (не дожидаясь их реализации) будет неправильно. Такие действия будут противоречить правилам главы 25 НК РФ.

Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов

Стоимость основных средств и нематериальных активов, приобретенных в период применения УСН, полностью погашается в течение налогового периода их приобретения равными долями за отчетные периоды (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому при добровольном переходе на общий режим налогообложения в отношении таких объектов остаточная стоимость не формируется.

При утрате права на УСН на дату перехода у налогоплательщика вполне могут остаться затраты на приобретенные в этом году ОС (НМА), которые он не успел в полном объеме учесть в период применения УСН. Это может быть связано с тем, что затраты на приобретение основных средств (нематериальных активов), согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ, учитываются в расходах в течение календарного года равными долями по отчетным периодам при условии, что актив введен в эксплуатацию и оплачен.

Правила учета основных средств и нематериальных активов при переходе с УСН на общий режим установлены в пункте 3 статьи 346.25 НК РФ исключительно для объектов ОС и НМА, приобретенных (построенных) в период применения общего режима (до перехода на УСН).

Поэтому вопрос о возможности учета не полностью списанных затрат на ОС и НМА, произведенных в период применения УСН, законодательно не урегулирован.

Минфин России в своем письме от 24.04.2008 № 03-11-05/102 высказал мнение, что в подобном случае вся стоимость объекта должна быть отнесена на расходы в последнем отчетном периоде применения УСН.

Вычет НДС по принятым на учет, но не реализованным в период применения УСН товарам (работам, услугам)

Согласно пункту 6 статьи 346.25 НК РФ, при переходе налогоплательщика с УСН на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применявшему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении данной системы налогообложения, принимаются к вычету.

В случае перехода на общий режим налогообложения «упрощенец» заявляет вычет НДС со стоимости товаров, работ или услуг, который он ранее не относил на расходы при расчете единого налога (п. 6 ст. 346.25 НК РФ и письмо Минфина России от 04.04.2013 № 03-11-06/2/10983).

При этом Налоговый кодекс РФ не разъясняет, для какого объекта налогообложения справедливо указанное правило. По мнению налоговых органов, если компания в период применения УСН уплачивала единый налог с доходов, у нее отсутствовали расходы, вычитаемые из налоговой базы. Следовательно, при переходе на общий режим налогообложения она не вправе заявить указанный вычет. Суды поддерживают такую позицию налоговых органов (Определение ВАС РФ от 08.04.2010 № ВАС-3698/10).

Если в периоде применения налогоплательщиком УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» товары (работы, услуги) не использовались при применении данной системы налогообложения, то после перехода организации на общий режим налогообложения суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), предъявленные продавцами (исполнителями), подлежат вычетам в общеустановленном порядке.

Вычет НДС, относящегося к основным средствам, приобретенным и введенным в эксплуатацию в период применения УСН, при переходе на общую систему налогообложения невозможен. Минфин России в письме от 27.06.2013 № 03-11-11/24460 разъяснил, что, согласно пункту 3 статьи 346.16 НК РФ, расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются в состав расходов при определении объекта налогообложения с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Статьями 171 и 172 главы 21 НК РФ порядок осуществления вычетов налога на добавленную стоимость, относящегося к основным средствам, ранее принятым в состав расходов при применении упрощенной системы налогообложения с учетом этого налога, не предусмотрен.

Налоговые декларации при утере права на применение УСН

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором на основании пункта 4 статьи 346.13 НК РФ он утратил право применять упрощенную систему налогообложения.

Следовательно, если компания, например, утратила право применять УСН в III квартале 2015 года, она должна представить декларацию по УСН за налоговый период с 1 января по 30 июня 2015 года в срок не позднее 25 октября 2015 года (письмо ФНС России от 27.03.2012 № ЕД-4-3/5146) и уплатить налог. Уплаченный единый налог не учитывается при расчете налога на прибыль. В случае если по итогам налогового периода компания получит убыток или исчисленная в общем порядке сумма налога окажется меньше минимального налога (1% от величины доходов за налоговый период), то компания уплатит минимальный налог (постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.13 № 169/13), и учесть его в дальнейшем при исчислении налога на прибыль у нее не получится (п.7 ст. 346.18 НК РФ).

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ, суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций. При этом налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Если исходить из приведенного примера, то при утере права применять УСН в III квартале, компания за этот квартал представит декларацию по НДС и налогу на прибыль.

При этом авансовые платежи уплачивать не надо, так как в данном случае порядок уплаты налога на прибыль действует как для вновь созданных компаний.

Согласно пункту 6 статьи 286 НК РФ, вновь созданные организации должны платить ежемесячные авансовые платежи по прошествии квартала с даты их государственной регистрации. В нашем примере – начиная с IV квартала подлежат уплате авансовые платежи по налогу на прибыль в порядке, изложенном ниже.

Такие организации не уплачивают авансовые платежи за отчетный период, если выручка от реализации не превысила 1 млн руб. в месяц или 3 млн руб. в квартал (п. 5 ст. 287 НК РФ). При превышении данных значений организация, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое превышение, уплачивает авансовые платежи в соответствии с пунктом 1 статьи 287 НК РФ (с учетом требований пункта 6 статьи 286 НК РФ). При этом компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Многие индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, опасаются потерять право на ее применение. Но есть и те, кто подумывает о возврате на общий режим. Автор надеется, что данная статья поможет таким предпринимателям разобраться со всеми возможными случаями, наступление которых приводит к утрате права применения упрощенной системы налогообложения, а также позволит определиться с порядком добровольного отказа от применения данного специального налогового режима.

Порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения

Прежде всего необходимо напомнить обстоятельства, при которых индивидуальный предприниматель может или должен произвести такой переход, а также о том, что нынешняя редакция главы 26.2 Налогового кодекса РФ вступила в силу только с 1 января 2006 года (закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ).

Порядок и условия начала и окончания применения упрощенной системы налогообложения установлены статьей 346.13 Налогового кодекса РФ. При этом в названной статье предусмотрены два варианта перехода индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы: добровольный и «вынужденный».

Добровольный переход осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, а «вынужденный» — связан с утратой права применения упрощенной системы и осуществляется в ­порядке, предусмотренном пунктами 4 и 5 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.
При этом, конечно, не следует забывать о нормах пунктов 3 и 7 ­статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в которых определено следующее:

  • налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения , за исключением случая утраты права ­применения упрощенной системы налогообложения;
  • налогоплательщик, перешедший с «упрощенки» на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение данного специального режима.

Как уже отмечалось, при добровольном переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы необходимо руководствоваться нормой пункта 6 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

Указанной нормой предусмотрено, что налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позд­нее 15 января того года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Например, индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения с 13 августа 2005 года, захочет в 2007 году применять общепринятую систему налогообложения. В этом случае он обязан уведомить налоговый орган о переходе на иной режим не позднее 15 января 2007 года.

Автор обращает внимание на то, что рекомендуемая форма такого уведомления № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения» утверждена приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495 (далее — приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

При «вынужденном» переходе индивидуального предпринимателя с упрощенной системы налогообложения на иные режимы, связанном с утратой права применения «упрощенки», прежде всего необходимо учитывать норму абзаца первого пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, которой установлено следующее.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала , в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

О переходе на иной режим налогообложения , осуществленном в соответст­вии с пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Рекомендуемая форма такого сообщения — Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (приказ МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495).

Из пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ следует, что главой 26.2 предусмотрены три ситуации, наступление которых приводит налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, к утрате права ее применения (см. Рисунок 1).

Рисунок 1

Условия, при которых налогоплательщик утрачивает право на применение «упрощенки»

Рассмотрим первую ситуацию: по итогам отчетного (налогового) периода допущено превышение размера предельной величины доходов налогоплательщика, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ.

Итак, налогоплательщик считается утратившим право на применение «упрощенки», если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ, превысили 20 млн. рублей (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, в соответст­вии с которой налогоплательщик вправе применять упрощенную систему налогообложения, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса РФ, не превысили 15 млн. рублей (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Указанная величина предельного размера доходов организации, в соответст­вии с которой организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит ­официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.

Однако на индивидуальных предпринимателей не распространяется условие соблюдения предельного размера дохода от предпринимательской деятельности для перехода на «упрощенку», предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. А это означает, что индивидуальный предприниматель при соблюдении других условий вправе перейти на этот специальный налоговый режим вне зависимости от размера получаемых им доходов от предпринимательской деятельности.

Порядок определения коэффициента-дефлятора и порядок его официального опубликования установлен распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 1834-р.

Согласно названному документу Госкомстат России обязан ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить представление в Минэкономразвития России информацию об индексе по­требительских цен на товары и услуги в РФ для определения коэффициента-дефлятора. Минэкономразвития России, в свою очередь, должен ежегодно, не позднее 20 ноября, публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установил коэффициент-дефлятор индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с главой 26.2 Налогового кодекса РФ, равным на 2006 год 1,132 (приказ от 3 ноября 2005 г. № 284) и на 2007 — 1,241 (приказ от 3 ноября 2006 г. № 360).

Таким образом, в 2006 году , например, и величина предельного размера доходов, полученных организацией по итогам девяти месяцев 2006 года, ограничивающая право перехода организации с 1 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения (не более 15 млн. рублей), и величина предельного размера доходов, полученных налогоплательщиками, как организациями, так и индивидуальными предпринимателями, по итогам отчетного (налогового) периода 2006 года, ограничивающая право применения ими упрощенной системы налогообложения (не более 20 млн. рублей), должны были быть проиндексированы на коэффициент-дефлятор, равный 1,132, и составлять , соответственно, величину не более 16,98 млн. рублей (15 млн. рублей × 1,132) и 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1, 132).

Однако Минфин России высказал иную позицию в отношении необходимости индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ (письмо от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85).

Согласно названному письму Минфина России величина предельного размера доходов 20 млн. рублей, действующая в 2006 году, превышение которой в течение отчетного (налогового) периода является одним из оснований для утраты права на применение упрощенной системы налогообложения и не подлежит индексации на указанный коэффициент-дефлятор в 2006 году. Указанная величина предельного размера доходов подлежит индексации на ­коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год в размере 1,132, в 2007 году.

Такая позиция финансового ведомства не ясна в связи с отсутствием в письме логического объяснения причин неприменения в 2006 году коэффициента-дефлятора, утвержденного на 2006 год, и, соответственно, необходимости применения его только в 2007 году. Кроме того, по мнению автора, она также влияет на последствия ее применения в будущем.

Учитывая приведенную выше норму абзаца третьего пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения предусмотренного пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов на коэффициент-дефлятор, особого внимания заслуживает сам порядок индексации указанных доходов.

Согласно пункту 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ величина предельного размера доходов организации, в соответствии с которой она имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, а следовательно, и величина предельного размера доходов налогоплательщика (организации и (или) индивидуального предпринимателя) по итогам отчетного (налогового) периода, превышение которой приводит к утрате права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор , устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые ­применялись в соответствии с указанным пунктом ранее .

Иначе говоря, величина предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов (не более 20 млн. рублей) индексируется ежегодно не на один, конкретный и устанавливаемый на очередной год коэффициент-дефлятор, а на все коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Налогового ­кодекса РФ ранее.

Таким образом, только правильное применение порядка индексации величины предельного размера полученных по итогам отчетного (налогового) периода доходов позволит налогоплательщику правильно оценить ситуацию: возникнет у него утрата права применения упрощенной системы налогообложения или ему не о чем беспокоиться.

Рассмотрим ситуацию, описанную в Примере 1.

Напомним, что на 2006 и 2007 годы коэффициенты-дефляторы для целей главы 26.2 Налогового кодекса РФ были установлены в размере 1,132 и 1,241 соответственно.

А на 2008 год, предположим , коэффициент-дефлятор, необходимый для индексации величины предельного размера доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с ­главой 26.2 Налогового кодекса РФ, будет установлен в 2007 году в размере 1,128.

Учитывая норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ , налогоплательщик утрачивает право применения упрощенной системы налогообложения налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , ­превысят величину:

    в 2006 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2007 году — 28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241);

    в 2008 году — 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Однако, согласно изложенной в приведенном выше письме Минфина России позиции , налогоплательщик утрачивает право применения «упрощенки» , если по итогам отчетного (налогового) периода соответствующего года доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ , превысят величину:

    в 2006 году — 20 млн. рублей ;

    в 2007 году — 22,64 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132);

    в 2008 году -28,096 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241)

    и только в 2009 году — при получении доходов в размере 31,693 млн. рублей (20 млн. рублей × 1,132 × 1,241 × 1,128).

Таким образом, налицо противоречие вступившей в силу с 1 января 2006 года редакции нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и позиции Минфина России, изложенной в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85.

Следствием данного противоречия является преждевременная утрата права применения «упрощенки» и неоправданное увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, определяющих размер полученного по итогам отчетного (налогового) периода дохода в соответствии с изложенной в письме Минфина России от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85 позицией.

Учитывая приведенные факты, применение на практике нормы пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ на сегодняшний день затруднительно и требует дополнительных разъяснений со стороны финансовых и налоговых органов или обращения налогоплательщиков в судебные инстанции. При этом автор напоминает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (ст. 7 НК РФ).

Вторая ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что пунктом 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ для налогоплательщиков, как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей, установлен ряд ограничений на право применения упрощенной системы налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей можно выделить три группы ограничений, исходя из содержания пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Данные ограничения приведены на Рисунке 2.

Рассмотрим Примеры 2 и 3 для того, чтобы лучше понять норму пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ в части необходимости соблюдения требований пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ в целях ­определения права на применение упрощенной системы налогообложения.

Допустим, 20 декабря текущего года в целях увеличения дохода индивидуальный предприниматель, применяющий «упрощенку», приобрел и сразу же ввел в эксплуатацию три игровых автомата.

Рисунок 2

Ограничения на право применения «упрощенки»

Поскольку индивидуальный предприниматель перестал соответствовать требованию подпункта 9 пункта 3 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, то он считается утратившим право применения ­«упрощенки» с 1 октября текущего года.

Предположим, индивидуальный предприниматель уже три года применяет упрощенную систему налогообложения и все это время он соответствовал условиям применения данного специального режима. Однако за второй отчетный период 2006 года (то есть за полугодие) средняя численность работников индивидуального предпринимателя, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, ­уполномоченным в области статистики, превысила 100 человек.

В этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 апреля 2006 года, то есть с начала II квартала 2006 года, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктом 15 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ. Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 июля 2006 года, то есть в течение 15 дней по истечении второго ­отчетного периода — полугодия 2006 года.

Третья ситуация, связанная с утратой права налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, возникает, если в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 ­Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ , по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Таким образом, в данной ситуации для возможности дальнейшего применения «упрощенки» очень важно соблюсти указанные ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, исходя из всех ­осуществляемых индивидуальными предпринимателями видов деятельности.

Допустим, зарегистрированный в г. Москве индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с сентября 2004 года. При этом в г. Москве он осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, а на территории Ивановской области — деятельность в сфере розничной торговли. При этом деятельность в сфере розничной торговли началась у него с ноября 2005 года и оказалась столь успешной, что индивидуальный предприниматель решил с 1 января 2006 года расширить рынок сбыта и открыл несколько торговых точек в Московской области. Кроме того, для осуществления торговой деятельности предприниматель приобрел в ноябре 2006 года торговый центр в г. Обнинске Калужской области. При этом и в Ивановской, и в Московской областях, и в г. Обнинске Калужской области в отношении розничной торговли введен специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

С учетом последнего приобретения определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете остаточная стоимость основных средств, используемых им для осуществления предпринимательской деятельности, превысила за налоговый период 2006 года 100 млн. рублей.

Таким образом, в этом случае предприниматель считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 октября 2006 года, то есть с начала IV квартала 2006 года, в котором допущено несоответст­вие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 346.12 и подпунктом 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, в этом случае индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения до 15 января 2007 года, то есть в течение 15 дней по истечении налогового периода.

Напомним нормы Налогового кодекса РФ, являющиеся основанием для утраты права применения «упрощенки» в Примере 4:

  • в целях подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ;
  • в соответствии с нормой пункта 4 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Налогового кодекса РФ, по отношению к таким индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.

Об особенностях переходного периода, таких, как расчет остаточной стоимости основных средств, приобретенных еще до перехода на упрощенную систему налогообложения, читайте в следующем номере.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх